Ай-Петри: снежный сезон

Плато Ай-Петри — это единственное место в Крыму, где почти всю зиму не тает снег. Для любителей активного отдыха здесь зимой развлечений больше, чем летом. Заснеженные горы привлекают сюда туристов по многим причинам.

Во-первых, на Ай-Петри несложно добираться. Сюда можно подняться на канатной дороге от Мисхора или доехать на автомобиле по трассе. Но второй вариант зимой рискован — можно застрять в снегу. Однако автомобилей на плато не меньше, чем на парковках в центре города. Видимо, горных любителей такие нюансы не смущают. Потому что те, кто сюда добрался, могут получить массу удовольствия.

На Ай-Петри зимой катаются на лыжах, санках, сноубордах и «буранах». Более непритязательные отдыхающие — на пласстмасовых обломках, на брезентовых тряпках, на полиэтиленовых пакетах и, наконец, просто на своих конечностях.

— В зимний сезон плато посещает около 30 тысяч туристов, — рассказывает Лери Сванидзе, директор канатной дороги «Мисхор-Ай-Петри». — Причём, эта цифра с каждым годом увеличивается. Любители лыжного спорта знают, что условия здесь не хуже, чем в Карпатах. Только ближе и дешевле. Поэтому здесь появляется всё больше профессиональных лыжников и сноубордистов, которые приезжают кататься каждые выходные. Я сам катаюсь на лыжах уже много лет. Ездил на разные курорты, сравнивал. Конечно, на Ай-Петри ещё много чего не хватает, но всё это мелочи по сравнению с самым главным. У нас есть горы и есть снег. Значит, мы можем зимой принимать здесь лыжников.

Но чтобы подготовить лыжную трассу к приёму гостей, надо не просто подождать, пока прилетит тучка и посыплет гору снегом. Прежде, чем открывать трассу для посещения, снег на ней надо утрамбовать или укатать, как говорят сами лыжники. Обычно для этого используют специальные снежные катки. В наших спартанских условиях трассы укатывают с помощью «буранов» — снеговых мотоциклов. Если найти подходящий «буран», с плоским и широким дном, он вполне подойдёт для укатки лыжной трассы. Только это займёт намного больше времени и сил.

Вторая лыжная необходимость — подъёмник. Без этого устройства ни один лыжник по трассе не поедет. Просто он туда не поднимется. Бугельный подъёмник — механизм, который работает на электричестве, тянет трос, к тросу цепляются на крючке лыжники и их затягивает на гору. Для установки таких приспособлений тоже нужны немалые средства и рабочая сила. А ещё и специальные люди, которых обычно называют инструкторами и которые должны объяснять другим людям, как на этом подъёмнике не убиться.

Ещё одна важная деталь на лыжном курорте — наличие лыж. То есть проката снаряжения. Потому что тех, кто хочет покататься на лыжах, намного больше, чем тех, у кого лыжи есть свои. А за последние десять лет у продвинутого народа представление о лыжах сильно изменилось. Это не просто две деревянные палки, к которым надо ремешками привязать свои ноги. Лыжи — это целая система снаряжения, причём, они подразумевают наличие ботинок, хороших креплений, крепких палок, специальной одежды, а иногда шлема или очков. В хорошем прокате все эти мелочи должны предлагаться людям в большом ассортименте.

Ну, и какой лыжный курорт обойдётся без быстрой езды? Самые быстрые и надёжные средства передвижения в снежных горах — всё те же «бураны», которые могут доставить лыжника от проката до трассы или от трассы до другой трассы. А если попадётся не лыжник, то его можно просто покатать с ветерком по широким ай-петринским просторам. Хороший «буран» развивает скорость до ста восьмидесяти километров в час и доставляет сидящим на нём массу удовольствия. В последнее время в области «буранов» на плато наметился определённый прогресс — всё больше людей приезжают сюда со своими мотоциклами.

Можно с уверенностью сказать, что все необходимые для лыжного курорта принадлежности на Ай-Петри есть! Есть семь отличных лыжных трасс, длинна самой сложной из них — 1020 метров. Эта цифра, которая уже заинтересует профессионального лыжника. Есть четыре подъёмника, которые работают всю зиму и могут доставить лыжника к началу любой трассы. Есть и прокаты, в которых новички и любители могут найти для себя всё необходимое. Есть и инструкторы, которые помогают, рассказывают и обучают. Есть даже медпункт, в котором могут оказать первую медицинскую помощь.

Весь этот комплекс услуг обеспечивают члены ялтинского горнолыжного клуба «Ай-Петри». Этот клуб был основан двадцать лет назад и с тех пор его активисты и энтузиасты работают на плато и обеспечивают там приличный отдых любителям зимних видов спорта. И все ялтинцы знают и гордятся тем, что в Ялте есть горнолыжный курорт!

Вот только есть во всей этой бочке с мёдом одна большая ложка дёгтя. Оказывается, ни городские власти Ялты, ни поселковые — Ливадии, к которой относится горное плато, никакой помощи в развитии этого курорта не оказывают. Лыжные трассы нигде не зарегистрированы, подъёмники установлены без разрешений, прокаты работают незаконно. А люди, которые этим занимаются, иногда попадают в милицию — за то, что занимаются неузаконенной деятельностью.

А официально — у нас на Ай-Петри никакого лыжного курорта нет! Нет и, наверное, быть не может. Потому что всё плато — заповедник. А в заповеднике запрещается вести такую активную курортную деятельность.

И при этом городские власти претендуют на то, что Ялта — круглогодичный курорт. А ялтинский мэр Сергей Брайко одно время даже намеревался сделать Ялту зимой курортом горнолыжным. Да только от красивых слов к реальным делам — дистанция огромного размера…


© Текст: «Летняя столица»
Источник: "Ялтинские вести"
Фото: С.Новожилов.