Плато Ай-Петри — это единственное место в
Крыму, где почти всю зиму не тает снег. Для любителей активного отдыха здесь
зимой развлечений больше, чем летом. Заснеженные горы привлекают сюда туристов
по многим причинам.
Во-первых,
на Ай-Петри несложно добираться. Сюда можно подняться на канатной дороге от
Мисхора или доехать на автомобиле по трассе. Но второй вариант зимой рискован —
можно застрять в снегу. Однако автомобилей на плато не меньше, чем на парковках
в центре города. Видимо, горных любителей такие нюансы не смущают. Потому что
те, кто сюда добрался, могут получить массу удовольствия.
На Ай-Петри зимой катаются на лыжах, санках, сноубордах и «буранах».
Более непритязательные отдыхающие — на пласстмасовых обломках, на брезентовых
тряпках, на полиэтиленовых пакетах и, наконец, просто на своих конечностях.
—
В зимний сезон плато посещает около 30 тысяч туристов, — рассказывает Лери
Сванидзе, директор канатной дороги «Мисхор-Ай-Петри». — Причём, эта цифра с
каждым годом увеличивается. Любители лыжного спорта знают, что условия здесь не
хуже, чем в Карпатах. Только ближе и дешевле. Поэтому здесь появляется всё
больше профессиональных лыжников и сноубордистов, которые приезжают кататься
каждые выходные. Я сам катаюсь на лыжах уже много лет. Ездил на разные курорты,
сравнивал. Конечно, на Ай-Петри ещё много чего не хватает, но всё это мелочи по
сравнению с самым главным. У нас есть горы и есть снег. Значит, мы можем зимой
принимать здесь лыжников.
Но чтобы подготовить лыжную трассу к приёму гостей, надо не просто
подождать, пока прилетит тучка и посыплет гору снегом. Прежде, чем открывать
трассу для посещения, снег на ней надо утрамбовать или укатать, как говорят сами
лыжники. Обычно для этого используют специальные снежные катки. В наших
спартанских условиях трассы укатывают с помощью «буранов» — снеговых мотоциклов.
Если найти подходящий «буран», с плоским и широким дном, он вполне подойдёт для
укатки лыжной трассы. Только это займёт намного больше времени и сил.
Вторая
лыжная необходимость — подъёмник. Без этого устройства ни один лыжник по трассе
не поедет. Просто он туда не поднимется. Бугельный подъёмник — механизм, который
работает на электричестве, тянет трос, к тросу цепляются на крючке лыжники и их
затягивает на гору. Для установки таких приспособлений тоже нужны немалые
средства и рабочая сила. А ещё и специальные люди, которых обычно называют
инструкторами и которые должны объяснять другим людям, как на этом подъёмнике не
убиться.
Ещё одна важная деталь на лыжном курорте — наличие лыж. То есть проката
снаряжения. Потому что тех, кто хочет покататься на лыжах, намного больше, чем
тех, у кого лыжи есть свои. А за последние десять лет у продвинутого народа
представление о лыжах сильно изменилось. Это не просто две деревянные палки, к
которым надо ремешками привязать свои ноги. Лыжи — это целая система снаряжения,
причём, они подразумевают наличие ботинок, хороших креплений, крепких палок,
специальной одежды, а иногда шлема или очков. В хорошем прокате все эти мелочи
должны предлагаться людям в большом ассортименте.
Ну,
и какой лыжный курорт обойдётся без быстрой езды? Самые быстрые и надёжные
средства передвижения в снежных горах — всё те же «бураны», которые могут
доставить лыжника от проката до трассы или от трассы до другой трассы. А если
попадётся не лыжник, то его можно просто покатать с ветерком по широким
ай-петринским просторам. Хороший «буран» развивает скорость до ста восьмидесяти
километров в час и доставляет сидящим на нём массу удовольствия. В последнее
время в области «буранов» на плато наметился определённый прогресс — всё больше
людей приезжают сюда со своими мотоциклами.
Можно
с уверенностью сказать, что все необходимые для лыжного курорта принадлежности
на Ай-Петри есть! Есть семь отличных лыжных трасс, длинна самой сложной из них —
1020 метров. Эта цифра, которая уже заинтересует профессионального лыжника. Есть
четыре подъёмника, которые работают всю зиму и могут доставить лыжника к началу
любой трассы. Есть и прокаты, в которых новички и любители могут найти для себя
всё необходимое. Есть и инструкторы, которые помогают, рассказывают и обучают.
Есть даже медпункт, в котором могут оказать первую медицинскую помощь.
Весь этот комплекс услуг обеспечивают члены ялтинского горнолыжного клуба
«Ай-Петри». Этот клуб был основан двадцать лет назад и с тех пор его активисты и
энтузиасты работают на плато и обеспечивают там приличный отдых любителям зимних
видов спорта. И все ялтинцы знают и гордятся тем, что в Ялте есть горнолыжный
курорт!
Вот
только есть во всей этой бочке с мёдом одна большая ложка дёгтя. Оказывается, ни
городские власти Ялты, ни поселковые — Ливадии, к которой относится горное
плато, никакой помощи в развитии этого курорта не оказывают. Лыжные трассы нигде
не зарегистрированы, подъёмники установлены без разрешений, прокаты работают
незаконно. А люди, которые этим занимаются, иногда попадают в милицию — за то,
что занимаются неузаконенной деятельностью.
А официально — у нас на Ай-Петри никакого лыжного курорта нет! Нет и,
наверное, быть не может. Потому что всё плато — заповедник. А в заповеднике
запрещается вести такую активную курортную деятельность.
И при этом городские власти претендуют на то, что Ялта — круглогодичный
курорт. А ялтинский мэр Сергей Брайко одно время даже намеревался сделать Ялту
зимой курортом горнолыжным. Да только от красивых слов к реальным делам —
дистанция огромного размера…
© Текст: «Летняя
столица»
Источник: "Ялтинские вести"
Фото: С.Новожилов.