Развитие такого
специфического вида туризма, как подводный -дайвинг, заставляет нас окинуть
мысленным взором перспективы и возможности проведения погружений с аквалангом в
Крыму, и подумать над тем, как наиболее полно реализовать богатый туристский
потенциал нашего региона в этой сфере отдыха.
Чем
же
вообще
привлекателен
дайвинг для
современного туриста?
Многими
движет тяга к новизне и острым ощущениям. В подводном плавании такие люди видят
способ на время избавиться от рутинного «земного» существования, получить порцию
«глубинного адреналина», почувствовать себя в первородной среде, почти в
состоянии невесомости, пусть хоть и на время, которое ограничено запасом воздуха
в 10—18-литровом баллоне.
Для других
дайвинг - это возможность исследования морских глубин, раскрытие тайн подводного
мира, прикосновение к истории и следам прошедших эпох. Эти люди горят желанием
побывать на возможно большем количестве подводных объектов, все потрогать своими
руками.
Некоторые хотят
выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность. Ведь столь необычный отдых -
явление отнюдь не массовое. С этим связаны особый сленг и привычки дайверов,
только им понятные выражения и неистребимая тяга к различного рода рекордам (в
основном - по глубине погружения), иногда, к сожалению, в ущерб здоровью, а
порой и жизни.
Наконец, есть дайверы,
которым нравится просто плавать и дышать под водой. Их забавляет сам процесс
пребывания в необычной среде. Такие люди, как правило, не стремятся на большие
глубины и не испытывают острую потребность любыми способами побывать на
очередном объекте. Им хорошо почти везде, где прозрачная вода, более-менее
интересный рельеф и есть кое-какая живность.
Берега
Крымского полуострова интересны для погружений как новичков, так и опытных
дайверов. Многоплановые рельефы и ландшафты морского дна; последствия
тектонических разломов и извержений вулканов; самородные жилы яшмы, оникса,
агата, других красивых камней; огромное количество утвари и предметов быта,
относящихся к различным историческим эпохам; эффектные «рэки» («wrecks»
— обломки крушений, затонувшие суда), возраст которых составляет от нескольких
тысяч до нескольких десятков лет (кстати, они больше всего радуют искушенного
дайвера) - все это находится на приемлемых глубинах и в доступных местах.
Весьма
интересен и богато насыщен различными подводными объектами район юго-западного
Крыма - от мыса Лукулл до мыса Сарыч. Вся эта акватория представляет собой
внешний рейд Севастополя и Балаклавы. На историю этих мест огромное влияние
оказали события, долгое время разворачивавшиеся вокруг античного города Херсонес
и близлежащих колоний, века противостояния генуэзцев, средневекового княжества
Феодоро, кочевников, хазар, готов, турок, татар и пр. Затем последовало
завоевание этих земель Российской Империей, основание флота, легендарная первая
оборона Севастополя и не менее упорная и героическая вторая оборона во время
Великой Отечественной...
Дно Черного
моря в этом районе надежно сохранило предметы и объекты, красноречиво
свидетельствующие обо всех основных этапах исторического развития этих мест.
В
окрестностях Севастополя много фирм и организаций, которые производят погружения
с аквалангом, но немного профессионалов. Не хватает опытных инструкторов,
надежного (желательно -импортного) снаряжения, удобных плавсредств. Мало
сведений о различных подводных объектах, у многих нет их координатов и пеленгов.
«Крым Марина
Сервис» - специализированная водолазная компания, которая производит широчайший
спектр подводно-технических работ. Признана Украинским и Российским морскими
Регистрами судоходства, а также
Bureau Veritas. На производимые водолазные
работы имеется сертификат соответствия международным стандартам серии
ISO-9002.
Помимо
профессиональных водолазных работ, Компания активно пропагандирует и
обеспечивает проведение дайвинга в Крыму, поддерживает и старается продвигать
европейскую систему обучения подводному плаванию, которая называется
CEDIP
(Европейский комитет профессиональных инструкторов подводного плавания) и
является противовесом против экспансии на европейском рынке американской системы
PADI
(Ассоциация Профессиональных Подводных Инструкторов).
Украинские подводные инструкторы вместе со своими коллегами из Франции,
Германии, Италии, Голландии, Австрии и других европейских стран, являются
членами CEDIP,
имеют право обучать по этой системе и выдавать сертификаты международного
образца.
Дайв-центр водолазной
компании «Крым Марина Сервис» расположен на территории водно-спортивной базы
отдыха «Яхт-клуб Юг», которая согласно Постановлению Кабинета Министров Украины
является олимпийской базой для подготовки украинских яхтсменов. Это удобное
место в черте города и приличная база на берегу моря (домики с частичными
удобствами, недорогая столовая, бар), где есть возможность проката всевозможного
оборудования для отдыха на воде - от водных лыж до дорогих яхт. Расстояние от
базы до основных подводных объектов составляет от полумили до 20 миль. Для
поиска и обнаружения новых объектов у нас имеются
GPS,
эхолот и гидролокатор бокового обзора. Есть координаты «рэков», которые сейчас
находятся в разработке. В дни волнения на море проводятся экскурсии по Крыму (в
пещерные города, на Южный берег, в Бахчисарай и пр.)
Дайверы,
ныряющие с CMS,
спускаются в снаряжении импортного производства (Technisub,
Scubapro,
Comex,
Beuchat
и т.д.) Опытные инструкторы Компании могут обучить
подводному плаванию в течение пяти дней. За это время будут произведены 9
погружений, теоретические и практические занятия. В конце обучения дайвер
получает международную пластиковую карточку
CEDIP
и теперь имеет право спускаться в любом дайв-центре Украины и
за границей. Для новичков, которые хотят просто попробовать подышать под
водой и получить первичные навыки использования персонального снаряжения,
инструкторы проводят погружения с берега. Время ограничено только лишь запасом
воздуха в 12-литровом баллоне (40—50 мин). Для более опытных и сертифицированных
подводников специалисты Компании могут предложить однодневные туры с
погружениями на затонувшие объекты (Wrecks),
в подводные гроты мыса Айя и мыса Фиолент и подводную часть херсонесского
городища.
Вот описания некоторых «рэков»,
которые представляют несомненный интерес для подводного туризма.
1. Самолет
И-16
Был сбит немцами и
затонул в районе мыса Херсонес в 1944 году на глубине 11 м. Хорошо сохранились
двигатель, пропеллер, каркас от плоскостей, фюзеляж, рама с приборной доской,
магазины с патронами, шелковый парашют. Рельеф дна - крупный камень, песок.
Мористее, на глубине 18 метров — красивый, разноплановый ландшафт с каменными
арками.
2. Военный транспорт
Судно, длиной
около 50 метров разворочено мощным взрывом. Затонуло на глубине 20 м в районе
бухты Голубой, на траверзе 35-й батареи (место съемок кинофильма
«Человек-амфибия»). Лежит на ровном киле. Видны открытые иллюминаторы с
разбитыми взрывом стеклами. Дно - крупный камень и галька.
3.
Греческий виновоз
Погиб в 1932
году во время шторма в районе мыса Айя. Лежит на склоне, носом к берегу, с
креном на правый борт и с дифферентом около 30 град, на корму. Глубины: от 7 м
(нос) до 20 м (корма). Длина судна около 80 метров. Хорошо сохранились винт,
линия вала, руль, кормовая часть и днище корабля. Видна арматура парового котла,
котельное отделение, корабельные механизмы. В районе гибели судна множество
различных деталей и фрагментов оснастки. Дно - крупный камень, скала.
4.
Английское парусное судно
Корабль
затонул 14.11.1854 года во время урагана, когда одновременно погибли 35 судов
союзного флота в дни Крымской войны. Предположительное название «City
of London». Лежит на ровном киле, носом к
берегу, видны шпангоуты. Борта прошиты бронзовыми гвоздями диаметром 20 мм,
длиной от 20 до 70 см. Возле судна много осколков битой посуды и бутылок.
Деревянная обшивка правого борта хорошо сохранилась. В носовой части видны
фрагменты палубы. Объект частично заилен. Глубина - около 8 метров. Рельеф дна
ровный. Мелкие камни, ил.
5.
Самолет
«Аэрокобра»
Немецкий
самолет.
Был
сбит
и
затонул
в
бухте
Казачьей
в 1942
году
на
глубине 22 метра.
Хорошо
сохранилась
кабина
пилота
и стрелка-радиста.
Плоскости
лежат
возле
объекта.
Заилен
на 2/3.
Рельеф
дна
ровный.
Ил,
песок.
6.
Объекты
в
бухте
Казачьей
Торпеды,
снаряды,
патроны,
обломки
трех
судов.
Глубины -
до 20
метров.
Все
объекты
времен
Великой
Отечественной
войны.
Рельеф
дна
ровный.
Ил,
песок.
7.
Гроты
на
мысе
Айя
Гроты
расположены
под
водой
на
отвесных
склонах
мыса
Айя,
на
глубине 10 метров.
Протяженность
- около 20
метров. В
конце одного
из
гротов
имеются
выходы
источников
пресной
воды.
Скалы отвесно
уходят
вниз
до
глубины
более 30 метров.
8.
Транспортное
судно
«Santa-Fe»
Немецкий
транспорт.
Был
торпедирован
советской
подводной лодкой
и
затонул
в
районе
Евпатории
при
освобождении
Крыма
в 1944
году.
Лежит
на
глубине 22 метра
на
ровном
киле.
В
трюме видны
самоходные
установки,
танки.
На
палубе
раскреплены
железные
бочки
с
бензином.
Длина -
около 180 метров.
Расколот
на три
части.
Хорошо
сохранились
корпус
судна,
надстройка.
Рельеф дна
ровный.
Песок.
9.
Морской
охотник
Немецкое
судно-охотник
за
подводными
лодками.
Затонул
на дистанции 250
метров от
места
гибели
«Santa-Fe»,
во
время
охоты за
советской
подводной
лодкой,
торпедировавшей
этот
транспорт.
Расстояние
от
берега
до
объекта
—
около 3-х
миль.
Лежит
на ровном
киле
на
глубине 22 метра.
Хорошо
сохранились
носовое
и кормовое
орудия.
В
корпусе
видна
большая
пробоина.
Рельеф
дна ровный.
Песок.
Помимо
наработанных
объектов,
представляющих
интерес
для дайвинга,
фирма,
которая
производит
погружения
с
аквалангом
в Крыму,
должна
иметь
лицензию
на
право
организации
туристической
деятельности,
разрешение
от
начальника
крымского
погранотряда
и
местных
пограничников,
соответствующие
квалификационные
документы
у
гида-инструктора
по
дайвингу
и
капитана
плавсредства.
Дайверы,
ныряющие
в
районе
м.
Лукулл -
м.
Сарыч,
могут размещаться
как
на
ЮБК (б.
Ласпи),
так
и
в
Севастополе.
Но удобнее,
чтобы
подводники
отправлялись
на
дайв
из
Севастополя
или
Балаклавы.
В
других
местах
просто
нет
удобных
причальных
сооружений
или
необходимых
плавсредств.
Опыт
последних
лет
показывает,
что
«нырялка»
на
юго-западе
Крыма ничуть
не
менее
интересна
и
конечно
же
менее
дорогая,
чем
в
районе
Большой
Ялты -
Судака.
Туристский
потенциал
юго-запада
Крыма
в
области
дайвинга
во
многом
еще
не
освоен,
не понят
потребителем
до
конца,
не
испытан
массовостью,
а
потому трогательно-архаичен
и
не
чужд
понятию
«индивидуальный
подход к
клиенту».
Начальник
туротдела
CMS,
руководитель службы
качества
и просто дайвер
CEDIP
Мардасов А.Е.
© использованы материалы
путеводителя И.Русанова и К.Русанова "Крым: горы и море".