Погружение с аквалангом

Погружение с аквалангом

Развитие такого специфического вида туризма, как подводный -дайвинг, заставляет нас окинуть мысленным взором перспективы и возможности проведения погружений с аквалангом в Крыму, и подумать над тем, как наиболее полно реализовать богатый туристский потенциал нашего региона в этой сфере отдыха.

Чем же вообще привлекателен дайвинг для современного туриста?

Многими движет тяга к новизне и острым ощущениям. В подводном плавании такие люди видят способ на время избавиться от рутинного «земного» существования, получить порцию «глубинного адреналина», почувствовать себя в первородной среде, почти в состоянии невесомости, пусть хоть и на время, которое ограничено запасом воздуха в 10—18-литровом баллоне.

Для других дайвинг - это возможность исследования морских глубин, раскрытие тайн подводного мира, прикосновение к истории и следам прошедших эпох. Эти люди горят желанием побывать на возможно большем количестве подводных объектов, все потрогать своими руками.

Некоторые хотят выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность. Ведь столь необычный отдых - явление отнюдь не массовое. С этим связаны особый сленг и привычки дайверов, только им понятные выражения и неистребимая тяга к различного рода рекордам (в основном - по глубине погружения), иногда, к сожалению, в ущерб здоровью, а порой и жизни.

Наконец, есть дайверы, которым нравится просто плавать и дышать под водой. Их забавляет сам процесс пребывания в необычной среде. Такие люди, как правило, не стремятся на большие глубины и не испытывают острую потребность любыми способами побывать на очередном объекте. Им хорошо почти везде, где прозрачная вода, более-менее интересный рельеф и есть кое-какая живность.

Берега Крымского полуострова интересны для погружений как новичков, так и опытных дайверов. Многоплановые рельефы и ландшафты морского дна; последствия тектонических разломов и извержений вулканов; самородные жилы яшмы, оникса, агата, других красивых камней; огромное количество утвари и предметов быта, относящихся к различным историческим эпохам; эффектные «рэки» («wrecks» — обломки крушений, затонувшие суда), возраст которых составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков лет (кстати, они больше всего радуют искушенного дайвера) - все это находится на приемлемых глубинах и в доступных местах.

Весьма интересен и богато насыщен различными подводными объектами район юго-западного Крыма - от мыса Лукулл до мыса Сарыч. Вся эта акватория представляет собой внешний рейд Севастополя и Балаклавы. На историю этих мест огромное влияние оказали события, долгое время разворачивавшиеся вокруг античного города Херсонес и близлежащих колоний, века противостояния генуэзцев, средневекового княжества Феодоро, кочевников, хазар, готов, турок, татар и пр. Затем последовало завоевание этих земель Российской Империей, основание флота, легендарная первая оборона Севастополя и не менее упорная и героическая вторая оборона во время Великой Отечественной...

Дно Черного моря в этом районе надежно сохранило предметы и объекты, красноречиво свидетельствующие обо всех основных этапах исторического развития этих мест.

В окрестностях Севастополя много фирм и организаций, которые производят погружения с аквалангом, но немного профессионалов. Не хватает опытных инструкторов, надежного (желательно -импортного) снаряжения, удобных плавсредств. Мало сведений о различных подводных объектах, у многих нет их координатов и пеленгов.

«Крым Марина Сервис» - специализированная водолазная компания, которая производит широчайший спектр подводно-технических работ. Признана Украинским и Российским морскими Регистрами судоходства, а также Bureau Veritas. На производимые водолазные работы имеется сертификат соответствия международным стандартам серии ISO-9002.

Помимо профессиональных водолазных работ, Компания активно пропагандирует и обеспечивает проведение дайвинга в Крыму, поддерживает и старается продвигать европейскую систему обучения подводному плаванию, которая называется CEDIP (Европейский комитет профессиональных инструкторов подводного плавания) и является противовесом против экспансии на европейском рынке американской системы PADI (Ассоциация Профессиональных Подводных Инструкторов). Украинские подводные инструкторы вместе со своими коллегами из Франции, Германии, Италии, Голландии, Австрии и других европейских стран, являются членами CEDIP, имеют право обучать по этой системе и выдавать сертификаты международного образца.

Дайв-центр водолазной компании «Крым Марина Сервис» расположен на территории водно-спортивной базы отдыха «Яхт-клуб Юг», которая согласно Постановлению Кабинета Министров Украины является олимпийской базой для подготовки украинских яхтсменов. Это удобное место в черте города и приличная база на берегу моря (домики с частичными удобствами, недорогая столовая, бар), где есть возможность проката всевозможного оборудования для отдыха на воде - от водных лыж до дорогих яхт. Расстояние от базы до основных подводных объектов составляет от полумили до 20 миль. Для поиска и обнаружения новых объектов у нас имеются GPS, эхолот и гидролокатор бокового обзора. Есть координаты «рэков», которые сейчас находятся в разработке. В дни волнения на море проводятся экскурсии по Крыму (в пещерные города, на Южный берег, в Бахчисарай и пр.)

Дайверы, ныряющие с CMS, спускаются в снаряжении импортного производства (Technisub, Scubapro, Comex, Beuchat и т.д.) Опытные инструкторы Компании могут обучить подводному плаванию в течение пяти дней. За это время будут произведены 9 погружений, теоретические и практические занятия. В конце обучения дайвер получает международную пластиковую карточку CEDIP и теперь имеет право спускаться в любом дайв-центре Украины и за границей. Для новичков, которые хотят просто попробовать подышать под водой и получить первичные навыки использования персонального снаряжения, инструкторы проводят погружения с берега. Время ограничено только лишь запасом воздуха в 12-литровом баллоне (40—50 мин). Для более опытных и сертифицированных подводников специалисты Компании могут предложить однодневные туры с погружениями на затонувшие объекты (Wrecks), в подводные гроты мыса Айя и мыса Фиолент и подводную часть херсонесского городища.

Вот описания некоторых «рэков», которые представляют несомненный интерес для подводного туризма.

1. Самолет И-16

Был сбит немцами и затонул в районе мыса Херсонес в 1944 году на глубине 11 м. Хорошо сохранились двигатель, пропеллер, каркас от плоскостей, фюзеляж, рама с приборной доской, магазины с патронами, шелковый парашют. Рельеф дна - крупный камень, песок. Мористее, на глубине 18 метров — красивый, разноплановый ландшафт с каменными арками.

2. Военный транспорт

Судно, длиной около 50 метров разворочено мощным взрывом. Затонуло на глубине 20 м в районе бухты Голубой, на траверзе 35-й батареи (место съемок кинофильма «Человек-амфибия»). Лежит на ровном киле. Видны открытые иллюминаторы с разбитыми взрывом стеклами. Дно - крупный камень и галька.

3. Греческий виновоз

Погиб в 1932 году во время шторма в районе мыса Айя. Лежит на склоне, носом к берегу, с креном на правый борт и с дифферентом около 30 град, на корму. Глубины: от 7 м (нос) до 20 м (корма). Длина судна около 80 метров. Хорошо сохранились винт, линия вала, руль, кормовая часть и днище корабля. Видна арматура парового котла, котельное отделение, корабельные механизмы. В районе гибели судна множество различных деталей и фрагментов оснастки. Дно - крупный камень, скала.

4. Английское парусное судно

Корабль затонул 14.11.1854 года во время урагана, когда одновременно погибли 35 судов союзного флота в дни Крымской войны. Предположительное название «City of London». Лежит на ровном киле, носом к берегу, видны шпангоуты. Борта прошиты бронзовыми гвоздями диаметром 20 мм, длиной от 20 до 70 см. Возле судна много осколков битой посуды и бутылок. Деревянная обшивка правого борта хорошо сохранилась. В носовой части видны фрагменты палубы. Объект частично заилен. Глубина - около 8 метров. Рельеф дна ровный. Мелкие камни, ил.

5. Самолет «Аэрокобра»

Немецкий самолет. Был сбит и затонул в бухте Казачьей в 1942 году на глубине 22 метра. Хорошо сохранилась кабина пилота и стрелка-радиста. Плоскости лежат возле объекта. Заилен на 2/3. Рельеф дна ровный. Ил, песок.


6. Объекты в бухте Казачьей

Торпеды, снаряды, патроны, обломки трех судов. Глубины - до 20 метров. Все объекты времен Великой Отечественной войны. Рельеф дна ровный. Ил, песок.


7. Гроты на мысе Айя

Гроты расположены под водой на отвесных склонах мыса Айя, на глубине 10 метров. Протяженность - около 20 метров. В конце одного из гротов имеются выходы источников пресной воды. Скалы отвесно уходят вниз до глубины более 30 метров.


8. Транспортное судно «Santa-Fe»

Немецкий транспорт. Был торпедирован советской подводной лодкой и затонул в районе Евпатории при освобождении Крыма в 1944 году. Лежит на глубине 22 метра на ровном киле. В трюме видны самоходные установки, танки. На палубе раскреплены железные бочки с бензином. Длина - около 180 метров. Расколот на три части. Хорошо сохранились корпус судна, надстройка. Рельеф дна ровный. Песок.


9. Морской охотник

Немецкое судно-охотник за подводными лодками. Затонул на дистанции 250 метров от места гибели «Santa-Fe», во время охоты за советской подводной лодкой, торпедировавшей этот транспорт. Расстояние от берега до объекта — около 3-х миль. Лежит на ровном киле на глубине 22 метра. Хорошо сохранились носовое и кормовое орудия. В корпусе видна большая пробоина. Рельеф дна ровный. Песок. Помимо наработанных объектов, представляющих интерес для дайвинга, фирма, которая производит погружения с аквалангом в Крыму, должна иметь лицензию на право организации туристической деятельности, разрешение от начальника крымского погранотряда и местных пограничников, соответствующие квалификационные документы у гида-инструктора по дайвингу и капитана плавсредства. Дайверы, ныряющие в районе м. Лукулл - м. Сарыч, могут размещаться как на ЮБК (б. Ласпи), так и в Севастополе. Но удобнее, чтобы подводники отправлялись на дайв из Севастополя или Балаклавы. В других местах просто нет удобных причальных сооружений или необходимых плавсредств. Опыт последних лет показывает, что «нырялка» на юго-западе Крыма ничуть не менее интересна и конечно же менее дорогая, чем в районе Большой Ялты - Судака. Туристский потенциал юго-запада Крыма в области дайвинга во многом еще не освоен, не понят потребителем до конца, не испытан массовостью, а потому трогательно-архаичен и не чужд понятию «индивидуальный подход к клиенту».

Начальник туротдела CMS, руководитель службы качества и просто дайвер CEDIP Мардасов А.Е.

© использованы материалы путеводителя И.Русанова и К.Русанова "Крым: горы и море".