Развитие такого
специфического вида туризма, как подводный -дайвинг, заставляет нас окинуть
мысленным взором перспективы и возможности проведения погружений с аквалангом в
Крыму, и подумать над тем, как наиболее полно реализовать богатый туристский
потенциал нашего региона в этой сфере отдыха.
Многими
движет тяга к новизне и острым ощущениям. В подводном плавании такие люди видят
способ на время избавиться от рутинного «земного» существования, получить порцию
«глубинного адреналина», почувствовать себя в первородной среде, почти в
состоянии невесомости, пусть хоть и на время, которое ограничено запасом воздуха
в 10—18-литровом баллоне.
Для других
дайвинг - это возможность исследования морских глубин, раскрытие тайн подводного
мира, прикосновение к истории и следам прошедших эпох. Эти люди горят желанием
побывать на возможно большем количестве подводных объектов, все потрогать своими
руками.
Некоторые хотят
выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность. Ведь столь необычный отдых -
явление отнюдь не массовое. С этим связаны особый сленг и привычки дайверов,
только им понятные выражения и неистребимая тяга к различного рода рекордам (в
основном - по глубине погружения), иногда, к сожалению, в ущерб здоровью, а
порой и жизни.
Наконец, есть дайверы,
которым нравится просто плавать и дышать под водой. Их забавляет сам процесс
пребывания в необычной среде. Такие люди, как правило, не стремятся на большие
глубины и не испытывают острую потребность любыми способами побывать на
очередном объекте. Им хорошо почти везде, где прозрачная вода, более-менее
интересный рельеф и есть кое-какая живность.
Берега
Крымского полуострова интересны для погружений как новичков, так и опытных
дайверов. Многоплановые рельефы и ландшафты морского дна; последствия
тектонических разломов и извержений вулканов; самородные жилы яшмы, оникса,
агата, других красивых камней; огромное количество утвари и предметов быта,
относящихся к различным историческим эпохам; эффектные «рэки» («wrecks»
— обломки крушений, затонувшие суда), возраст которых составляет от нескольких
тысяч до нескольких десятков лет (кстати, они больше всего радуют искушенного
дайвера) - все это находится на приемлемых глубинах и в доступных местах.
Весьма
интересен и богато насыщен различными подводными объектами район юго-западного
Крыма - от мыса Лукулл до мыса Сарыч. Вся эта акватория представляет собой
внешний рейд Севастополя и Балаклавы. На историю этих мест огромное влияние
оказали события, долгое время разворачивавшиеся вокруг античного города Херсонес
и близлежащих колоний, века противостояния генуэзцев, средневекового княжества
Феодоро, кочевников, хазар, готов, турок, татар и пр. Затем последовало
завоевание этих земель Российской Империей, основание флота, легендарная первая
оборона Севастополя и не менее упорная и героическая вторая оборона во время
Великой Отечественной...
Дно Черного
моря в этом районе надежно сохранило предметы и объекты, красноречиво
свидетельствующие обо всех основных этапах исторического развития этих мест.
В
окрестностях Севастополя много фирм и организаций, которые производят погружения
с аквалангом, но немного профессионалов. Не хватает опытных инструкторов,
надежного (желательно -импортного) снаряжения, удобных плавсредств. Мало
сведений о различных подводных объектах, у многих нет их координатов и пеленгов.
«Крым Марина
Сервис» - специализированная водолазная компания, которая производит широчайший
спектр подводно-технических работ. Признана Украинским и Российским морскими
Регистрами судоходства, а также
Bureau Veritas. На производимые водолазные
работы имеется сертификат соответствия международным стандартам серии ISO-9002.
Помимо
профессиональных водолазных работ, Компания активно пропагандирует и
обеспечивает проведение дайвинга в Крыму, поддерживает и старается продвигать
европейскую систему обучения подводному плаванию, которая называется CEDIP
(Европейский комитет профессиональных инструкторов подводного плавания) и
является противовесом против экспансии на европейском рынке американской системы
PADI (Ассоциация Профессиональных Подводных Инструкторов).
Украинские подводные инструкторы вместе со своими коллегами из Франции,
Германии, Италии, Голландии, Австрии и других европейских стран, являются
членами CEDIP,
имеют право обучать по этой системе и выдавать сертификаты международного
образца.
Дайв-центр водолазной
компании «Крым Марина Сервис» расположен на территории водно-спортивной базы
отдыха «Яхт-клуб Юг», которая согласно Постановлению Кабинета Министров Украины
является олимпийской базой для подготовки украинских яхтсменов. Это удобное
место в черте города и приличная база на берегу моря (домики с частичными
удобствами, недорогая столовая, бар), где есть возможность проката всевозможного
оборудования для отдыха на воде - от водных лыж до дорогих яхт. Расстояние от
базы до основных подводных объектов составляет от полумили до 20 миль. Для
поиска и обнаружения новых объектов у нас имеются GPS,
эхолот и гидролокатор бокового обзора. Есть координаты «рэков», которые сейчас
находятся в разработке. В дни волнения на море проводятся экскурсии по Крыму (в
пещерные города, на Южный берег, в Бахчисарай и пр.)
Дайверы,
ныряющие с CMS,
спускаются в снаряжении импортного производства (Technisub,
Scubapro,
Comex,
Beuchat и т.д.) Опытные инструкторы Компании могут обучить
подводному плаванию в течение пяти дней. За это время будут произведены 9
погружений, теоретические и практические занятия. В конце обучения дайвер
получает международную пластиковую карточку CEDIP
и теперь имеет право спускаться в любом дайв-центре Украины иза границей. Для новичков, которые хотят просто попробовать подышать под
водой и получить первичные навыки использования персонального снаряжения,
инструкторы проводят погружения с берега. Время ограничено только лишь запасом
воздуха в 12-литровом баллоне (40—50 мин). Для более опытных и сертифицированных
подводников специалисты Компании могут предложить однодневные туры с
погружениями на затонувшие объекты (Wrecks),
в подводные гроты мыса Айя и мыса Фиолент и подводную часть херсонесского
городища.
Вот описания некоторых «рэков»,
которые представляют несомненный интерес для подводного туризма.
1. Самолет
И-16
Был сбит немцами и
затонул в районе мыса Херсонес в 1944 году на глубине 11 м. Хорошо сохранились
двигатель, пропеллер, каркас от плоскостей, фюзеляж, рама с приборной доской,
магазины с патронами, шелковый парашют. Рельеф дна - крупный камень, песок.
Мористее, на глубине 18 метров — красивый, разноплановый ландшафт с каменными
арками.
2. Военный транспорт
Судно, длиной
около 50 метров разворочено мощным взрывом. Затонуло на глубине 20 м в районе
бухты Голубой, на траверзе 35-й батареи (место съемок кинофильма
«Человек-амфибия»). Лежит на ровном киле. Видны открытые иллюминаторы с
разбитыми взрывом стеклами. Дно - крупный камень и галька.
3.
Греческий виновоз
Погиб в 1932
году во время шторма в районе мыса Айя. Лежит на склоне, носом к берегу, с
креном на правый борт и с дифферентом около 30 град, на корму. Глубины: от 7 м
(нос) до 20 м (корма). Длина судна около 80 метров. Хорошо сохранились винт,
линия вала, руль, кормовая часть и днище корабля. Видна арматура парового котла,
котельное отделение, корабельные механизмы. В районе гибели судна множество
различных деталей и фрагментов оснастки. Дно - крупный камень, скала.
4.
Английское парусное судно
Корабль
затонул 14.11.1854 года во время урагана, когда одновременно погибли 35 судов
союзного флота в дни Крымской войны. Предположительное название «City
of London». Лежит на ровном киле, носом к
берегу, видны шпангоуты. Борта прошиты бронзовыми гвоздями диаметром 20 мм,
длиной от 20 до 70 см. Возле судна много осколков битой посуды и бутылок.
Деревянная обшивка правого борта хорошо сохранилась. В носовой части видны
фрагменты палубы. Объект частично заилен. Глубина - около 8 метров. Рельеф дна
ровный. Мелкие камни, ил.
Торпеды,
снаряды,
патроны,
обломкитрехсудов. Глубины - до 20 метров. ВсеобъектывременВеликойОтечественнойвойны. Рельефднаровный. Ил, песок.
7. ГротынамысеАйя
ГротырасположеныподводойнаотвесныхсклонахмысаАйя, наглубине 10 метров.
Протяженность
- около 20
метров. Вконце одногоизгротовимеютсявыходыисточниковпреснойводы. Скалы отвесноуходятвниздоглубиныболее 30 метров.
8. Транспортноесудно«Santa-Fe»
Немецкийтранспорт.
Былторпедировансоветскойподводной лодкойизатонулврайонеЕвпаторииприосвобожденииКрымав 1944 году. Лежитнаглубине 22 метра
наровномкиле. Втрюме виднысамоходныеустановки, танки. Напалубераскрепленыжелезныебочкисбензином. Длина - около 180 метров.
Расколотна тричасти. Хорошосохранилиськорпуссудна, надстройка. Рельеф днаровный. Песок.
Дайверы,
ныряющиеврайонем. Лукулл - м. Сарыч, могут размещатьсякакнаЮБК (б.
Ласпи),
такивСевастополе. Но удобнее, чтобыподводникиотправлялисьнадайвизСевастополяилиБалаклавы.
Вдругихместахпростонетудобныхпричальныхсооруженийилинеобходимыхплавсредств.