Что за неудачный день выдался на мою
голову? - причитала Гелена. - Коровы куда-то запропастились! Лошадь
нечаянно разбила амфоры, выставленные во двор на просушку. В чем теперь
везти масло и вино на продажу, ведь завтра в долине большое осеннее
Торжище? Смотаюсь я к гончарам и куплю новые амфоры, - решила женщина и,
быстро оседлав лошадь, поскакала на берег реки. Тут находились хорошие
глинища, пылали жаром огнедышащие печи и летним сезоном жили в шалашах
гончары. Всегда здесь текла рабочая суета: мешали глину, крутили
гончарные круги, звонкими шлепками придавали изящность сырым формам,
огнем дышали жерла печей, на деревянных помостках остывала готовая
продукция - гигантские пифосы, словно воины с громоздкими доспехами,
стройный ряд амфор, как смуглолицых гречанок, блистал красным обжигом и
розовым солнечным светом, столовая и кухонная посуда распластались
румяными донышками, блюдечками, тарелками, горшками, мисками, чашками. А
сейчас пустота, лишь старый мастер одиноко возился у печи, выгребая
золу, шлак, гончарный бой и брак.
— А где же ваш глиняный товар? — удивленно спросила Гелена, рассматривая
темно-красный тусклый излом в разбитом черепке амфоры с сероватой
поверхностью.
— Всё готовое повезли на осеннее Торжище, скоро зима и нам нужно продать
сделанные запасы и отправляться по домам! — ответил старик.
— Понятно, — обескуражено сказала молодая женщина и поскакала обратно
домой. — Сама сделаю амфоры и не хуже, чем профессионалы, — решила она.
В корзины, захваченные для посуды, Гелена насыпала глины. Прямо во дворе
дома она соорудила домашнюю мастерскую, размешала и приготовила вязкую
массу и тут же стала осторожно и аккуратно лепить амфору.
Как и все женщины, Гелена очень любила посуду, в столовой у нее
находилась целая коллекция красивейших изделий мастеров со всей Таврики,
стояла даже заморская, привозная. Белоглиняные чашки и блюдечки с
зеленой и желтой глазурью, тонкостенные, покрытые светло-жёлтой поливой,
украшенные желобками и окрашенные красной охрой. Эти произведения
привезли из Византии.
Гладкая посуда под пятнистой кроющей зеленой поливой. Изящная чаша с
вертикальным бортиком с пояском на середине тулова и валиками, внутри и
внешней стороне покрыта светло-желтой прозрачной глазурью с красной
подцветкой.
Розовые, светлые, тёмно-жёлтые, коричневые, медный купорос, росписью
марганцем, ангобом, кобальтом - все что могла купить и собрать у местных
и заморских купцов Гелена хранила на деревянных полках, любуясь красивой
посудой, тщательно протирая её и, конечно, никому не давала из нее
кушать и пить. Для еды у нее была простая столовая и кухонная
собственного производства, немножко грубая, с трещинами и сколами, но
зато дешевая, а ведь битая посуда по два века живёт - такая на востоке
бытовала мудрость.
Амфора получилась с гладким яйцевидным корпусом со слегка отогнутым
срезанным венчиком и на ручках, прикрепленных к горлу на середине его
высоты и верхней части плеча, два желоба. Светло-красная со стройными
пропорциями амфора чем-то напоминала своего мастера - Гелену. Красота и
изящество соединились в образ и стан Прекрасного. Даже свое душевное
тепло и радость жизни передала Гелена податливой глине, делая из нее
стройный и чистый лик. Готово. Последние штрихи наносит Гелена, на
донышке процарапала гусиным пером начальные буквы своего имени. А потом
вдруг решительно украсила тулово амфоры орнаментом из мелких двойных
кружочков - коптским глазком, она видела такой рисунок на крышке пифоса
у купца на Торжище.
Глиняный сырой слепок Гелена осторожно поставила в печь, где выпекала
хлеб и готовила пищу. Утроба печи давно пылала от брошенных сухих веток
и поленьев. Пока длился обжиг, Гелена слепила ещё один сосуд-флягу с
одним плоским боком, лицевая сторона выпуклая, горло с отогнутым
венчиком.
И вот её амфора стоит во дворе дома, солнечные лучи пронизали тонкие
стены и будто окрасили в цвет старинного византийского мрамора. Амфора,
примитивно сделанная и плохо обожжённая, конечно, отличалась от умелых
произведений профессиональных мастеров-гончаров. Но Гелена не замечала
никаких огрехов в своем домашнем творении. Ей казалось, что сотворила
свой автопортрет в глиняном сосуде, — такие же изящные сгибы стана,
узкие плечи, тонкие руки, высокая грудь и даже губы с красно-лиловым
ангобом дышали ещё жаром огненной печи.
И вдруг Гелена заплакала и зарыдала, капли слез падали на амфору и,
стекая, растворялись в тёплом глиняном теле. Не себя лепила Гелена, а
дочь свою, умершую в прошлом году, её нежные девичьи формы плоти с
бледно-розовой кожей, с янтарями больших детских глаз. Душа и сердце Гелены целыми днями и ночами томилась нежностью, любовью и мукой к
её
усопшей девочке. Гелена в каждой домашней вещи, в углах комнаты, везде
встречала взгляд дочери, дивный и печальный, с укором и воспрошанием. И
она страдала, очень страдала и переживала.
Схватив горячую ещё амфору, Гелена побежала в церковь. - Отец, освяти
амфору ! - попросила она священника, стоящего на каменных ступенях,
любуясь горными далями.
- Какая красивая она у тебя, как ребёнок! - похвалил священник домашнюю
работу Гелены. А она ещё пуще расплакалась. И своей широкой дланью отец
стал гладить пшеничные волосы Гелены, разметавшиеся по её плечам.
- Успокойся, дева моя! Освящаю твою амфору и окропляю святой водой! -
Драгоценным камнем на перстне священник процарапал крест на донышке
амфоры.
Гелена обняла своё тёплое дитя, поцеловала и медленно побрела на
кладбище. Здесь царствовала тишина смерти, мертвых семейных склепов и
одиночных могил. Застыли и молчат гробницы, надгробные памятники и
камни. К могильной плите дочери, вросшей в траву, она прошла знакомой и
часто ходимой тропой. И тут же тихо легла с краю, будто пытаясь услышать
голос любимой девочки.
- Доченька моя, ненаглядная, душенька моя сердечная, принесла я тебе
жертвенную амфору, возможно, в том мире она тебе нужна. Может ночью ты
встаешь из могилы, тогда будешь собирать в нее упавшие звезды, чтобы они
светили тебе в кромешной могильной тьме.
И будто сквозь земную толщу Гелене донёсся слабый голос дочери. — Не
волнуйся, мамочка! Всё у меня хорошо. — И ещё пуще зарыдала, запричитала
несчастная Гелена.
...И плач этот, мучительный и скорбный, слышен до наших дней.
Поднимитесь на Баклу, замрите на вершине плато и почувствуете, как
пробегающий ветер, заглядывая в чёрное нутро пещер, затягивает жалобную
заупокойную притчу-молитву. Как тихий и сладостный голос земли.
©
Из книги
Владлена Авинды "Пещерные города Крыма", "Эльга", г.Ялта, 1999
г.
Художник - А. Челбаев