Бахчисарайский дворец
План-схема Бахчисарайский дворец-музей (2008 г.) (359 Кб)
Возникновение города Бахчисарай ( в переводе с татарского "дворец в саду") относится, вероятно, к началу XVI в. Имя городу, несомненно, дал ханский дворец — Хан-Сарай, строительство и перестройки которого продолжались на протяжении веков. Дворец был возведен среди садов или при его строительстве вокруг разбивался сад. Нынешняя его территория составляет 4,3 гектара. В средние века она была значительно больше.
Крымское ханство XIV-XVII в.в.
К началу XV в. Золотая Орда теряет свое былое могущество, и
Крым с прилегающими к нему землями становится независимым ханством. Его основал
в первой половине XV в., между 1427 и 1449 гг., Хаджи-Гирей-хан.
В долине Ашлама-Дере он построил ханский дворец под названием Ашлама-Сарай.
Известно, что дворец существовал еще в 1704 г. До нашего времени от него не
осталось ни одного камня.
После смерти Хаджи-Гирея (1466 г.) ханом стал его сын Менгли-Гирей. Вероятнее
всего он и был основателем Бахчисарая. При нем, в 1475 г., южный и восточный
Крым захватывает Османская империя, и ханство с этого времени теряет свою
независимость. Менгли-Гирей и все последующие ханы были вассалами турецких
султанов.
Менгли-Гирей был первым и последним ханом, правившим при турках более или менее
независимо. Его сын Мухаммед, занимавший престол с 1515 по 1523 г., именовал
себя в переписке с султаном уже не иначе как "преданный раб", "ничтожный раб". У
преемников этого Гирея дела пошли еще хуже.
В мае 1524 г. в Крым прибыл хан Сеадет-Гирей, сын Менгли-Гирея, а его брат Сахыб
был отправлен заложником в Турцию. Заложничество с этого времени приобрело
постоянный характер: султаны держали при себе кандидата на ханскую должность и
таким образом всегда могли сместить неугодное им лицо. Поэтому лишь немногие из
крымских ханов осмеливались проводить политику самостоятельную, а тем более
идущую вразрез с интересами Турции.
Кое-какими внутренними реформами ознаменовалось правление Адиль-Сахыб-Гирея
(1532 — 1551 гг.). Хан пытался принудить кочевников к оседлой жизни, для чего
приказал рубить их повозки. Чтобы ослабить влияние княжеских родов Ширин, Барын,
Аргын, Кыпчак, он распространил те же права на род Седжеут и возвысил значение
рода Мансур. Адиль-Сахыб-Гирей создал из военнопленных, преимущественно
черкесов, свою гвардию — капыкулу, которая принимала впоследствии деятельнейшее
участие в придворных интригах и борьбе ханов за власть. Возвратясь из похода в
Черкесию, хан послал Сулейману I ценные подарки, за что получил разрешение
сделать Гезлев (Евпаторию) портовым городом. Однако, отклонив предложение
султана выступить против персов, он вызвал недовольство собой, чем и
воспользовались ненавидевшие его придворные. В Крым прибыл новый хан, по приказу
которого Адиль-Сахыб-Гирей и его тринадцатилетний сын были задушены.
К началу 30-х годов XVI в. относится сооружение одной из самых ранних построек
ханского дворца в Бахчисарае— бани Сары-Гюзель. Баня представляет собой здание с
мощными стенами, в чем, видимо, и заключается секрет ее долговечности. Через
отверстия в виде звезд и полумесяцев в двух ее куполах свет проникает внутрь.
Баня состояла из мужского и женского отделений, в которые по свинцовым трубам
поступала холодная и горячая вода. В подвальном помещении размещалась топка. Дым
из нее, проходя через отверстия внутри стен, согревал воду и воздух внутри бани.
К каждому ее отделению примыкал крытый дворик с фонтаном. Над входом в мужское
отделение сохранилась надпись: "Эта баня построена по повелению султана
Адиль-Сахыб-Гирея, сына Менгли-Гирея, в 939 году" (1532).
Сооружение бани по тем временам действительно являлось событием незаурядным,
достойным строительной надписи. В тогдашнем мусульманском мире она служила
неким, если так можно выразиться, средоточием общественной жизни: здесь не
только мылись и отдыхали, но и назначали деловые встречи, обменивались новостями
и т. д. Словом, как для мужской, так и для женской половины населения это был
своего рода клуб, что составляло одну из характернейших, специфических
особенностей восточной бани.
Кладбище Хан-Сарая (мезарлык) возникло примерно в это же время, во всяком случае
не позднее, поскольку первое из сохранившихся
погребений датируется 1532 г. На кладбище до 1805 г., по неполным данным, было
похоронено более 320 человек: ханы, их жены, дети, братья и придворные
сановники. Над грунтовыми могилами возвышаются надгробные камни из крымского
мраморовидного известняка и песчаника. Кроме них на кладбище, справа от калитки,
— два восьмигранной формы мавзолея, сложенных из тесаных известняковых плит. Их
купола до 1863 г. были покрыты свинцом, а ныне — кровельным железом. В первом от
калитки дюрбе — 15 погребений, во втором — 11. Рядом — каменная ротонда с
восемью колоннами и арочным перекрытием, внутри которой установлен памятник над
могилой хана Менгли-Гирея II.
Правление Девлет-Гирея I, самое продолжительное за всю историю ханства (около 27
лет), не было отмечено какими-либо архитектурными сооружениями. Единственный
"памятник", который он оставил после себя, — это след пожаров и разрушений. Имея
всегда наготове войско, он вел нескончаемые войны с Иваном IV, добиваясь
восстановления Казанского и Астраханского ханств. Дошло до того, что Иван IV
вынужден был откупаться, обязавшись ежегодно присылать хану и его вельможам
"поминки" — своего рода дань деньгами, а также Соболевыми и горностаевыми
шубами. Перед присылкой "поминков" из Москвы в Бахчисарай приезжал писец и
составлял список лиц, которым они полагались.
Умер Девлет-Гирей I от чумы весной 1577 г. Ханом стал его сын Мухаммед-Гирей II
по прозвищу Семиз ("жирный"). По свидетельству современников, хан этот был так
толст, что не мог сидеть в седле: его возили в повозке, запряженной 6 — 8
лошадьми.
В 1578 г. польский король Стефан Баторий дважды отправлял к Мухаммед-Гирею II
своего посла Мартина Броневского. Посол прожил в Крыму девять месяцев и оставил
первое дошедшее до нас описание Бахчисарая. "Дворцы, или дома ханские, — писал
Броневский, — находятся в средине Таврического полустрова. Там есть небольшой
городок и первый каменный дом, в которых живет хан, называется Бахчисарай,
городок расположен между двумя горами; посредине его протекает маленький
ручеек... Возле города построены каменная мечеть и гробницы ханов, из развалин
христианских".
Над бренными останками Мухаммед-Гирея II построено интересное по своему
архитектурному решению дюрбе в Азисе — предместье Бахчисарая(нынешняя улица
Жданова). Дюрбе это представляет собой монументальный восьмигранный мавзолей с
полусферическим куполом. Высота его—17 метров, внутренний диаметр—9 метров, а
толщина стен—почти 2 метра. На каждой из восьми граней — стрельчатые окна. Вход
с восточной стороны, обычный для древнетатарских дюрбе, однако время постройки
неизвестно.
Примечательны и другие памятники средневековой архитектуры Азиса, этого
единственного в своем роде архитектурного "заповедника". Левее через дорогу
находится кубовидный мавзолей с куполом. Вход в него с востока. Вблизи была
найдена мраморная надгробная стела с надписью 1577 г. В ней упомянут некий
Ахмед-бей, по имени которого и назван условно мавзолей.
Рядом с мавзолеем маленькая каменная башенка с лестницей из 12 ступеней. Это
мимбер—кафедра мечети мусульманских странствующих монахов (дервишей).
На противоположной стороне дороги вы можете осмотреть дюрбе Мухаммед-бея —
восьмигранный мавзолей с восьмигранным же куполом. Вход в него с востока.
Памятник относится к началу XVI в.
Еще одно дюрбе находится неподалеку— у моста через речку Чурук-Су. Небольшой
квадратный в плане мавзолей перекрыт частично обрушившимся куполом. С южной
стороны над входом надпись арабской вязью: "Эту гробницу приказал построить
Мухаммед-шах-бей, сын Мухаммед-бея, для своей матери Бей-Юде-Султан, дочери
Аджаган-бея". Судя по особенностям надписи, дюрбе возведено на рубеже XIV—XV вв.
С конца XVI в. Крымское ханство попадает во все большую политическую и
экономическую зависимость от Османской империи. Попытки некоторых самонадеянных
ханов освободиться от турецких пут приводили порой к военным столкновениям,
однако в конечном итоге империя брала верх над воспротивившимся вассалом.
Независимую от империи политику проводил хан Инайет-Гирей I. Обращаясь к
султану, он не употреблял льстивых фраз, а наоборот, написал ему резкое письмо,
на что не отваживался ни один хан ни до, ни после него. В послании к царю
Михаилу Федоровичу Инайет-Гирей высказал желание установить дипломатические
отношения между обоими государствами. В 1637 г. он был смещен и задушен во
дворце султана Мюрада IV.
При Ислам-Гирее III (1644 — 1654 гг.) политика в отношении Турции стала более
"гибкой": хан стремился упрочить свое положение путем грабежа соседних стран —
Черкесии, Польши, Украины. В апреле 1648 г. в Бахчисарай прибыл Богдан
Хмельницкий со своим сыном Тимошем и двумя знатными казаками. Положение
восставших на Украине было критическим. Чтобы помешать сближению хана с
поляками, Богдан сам предложил ему союз против Польши. После нескольких дней
переговоров, посовещавшись с феодалами, хан принял это предложение. Богдан
Хмельницкий оставил Тимоша заложником.
Вместе с казаками отправился перекопский феодал Туган-бей во главе
четырехтысячного отряда конницы. 5 — 6 мая у Желтых Вод и 16 мая под Корсунем
Богдан Хмельницкий разбил польское войско. Коронный гетман Потоцкий и гетман
Калиновский были взяты в плен и отправлены Ислам-Гирею, а Тимош после двух с
лишним месяцев заложничества вернулся домой, Ислам-Гирей стремился не допустить
усиления Польши и еще дважды совершил на нее набег — в 1649 и 1653 гг.
При Ислам-Гирее III и позднее в Крыму насчитывалось до 100 тысяч кочевников,
живших исключительно набегами. Естественно, это не могло не сказаться и на
экономике ханства, носившей в значительной мере паразитический характер.
Грабительские походы стали для крымских феодалов своего рода промыслом,
приносившим немалый доход. Хану, например, причиталась пятая часть
награбленного. Богатые подарки поступали султану и его приближенным.
Во второй половине XVIII в. ханство находится в состоянии глубокого упадка, по
существу доживает последние свои годы. Провозглашение его "независимости" в 1774
г., по условиям Кучук-Кайнарджийского мирного договора, ничего уже изменить не
могло. Борьба за Крым между Россией и Турцией вступила в последнюю, завершающую
стадию.
С 1776 г. на крымском престоле два хана: Шагин-Гирей, поддерживаемый Россией, и
его брат Девлет-Гирей — ставленник Турции. Столкновение между ними приводит к
открытому вмешательству в дела ханства со стороны Турции и России. Весной 1777
г. русские войска занимают полуостров. Попытки турок высадиться в Крыму и
повлиять на исход борьбы терпят неудачу. Всячески избегая военных столкновений,
русская армия вместе с тем активно подготовляет почву для ликвидации ханства,
этого опасного очага агрессий на юге страны.
8 апреля 1783 г. Екатерина II подписала манифест, по которому полуостров
Крымский, Тамань и кубанская земля становились частью государства Российского.
История дворца
Самые ранние памятники на территории Бахчисарая датируюся рубежом XV и XVI
столетий. Один из них - мавзолей Хаджи-Гирея, основателя Крымского ханства.
Над входом надпись, составленная, по обычаям того времени, в форме напыщенного
панегирика: "Эту священную, покойную и красивую гробницу приказал соорудить
великий хан, знаменитый хакан, повелитель мира Менгли-Гирей-хан, сын Хаджи-Гирей-хана,
907 года" (1501). Видимо, Менгли-Гирея следует считать основателем Бахчисарая
— столицы Крымского ханства. Дюрбе это — восьмигранное в плане — имеет монументальный,
сильно выступающий портал и сферический купол, крытый черепицей. Портал, свод
портика и колонки по углам мавзолея украшены геометрическим и растительным орнаментом.
Внутри на стенах в четырех кругах надпись: "Помощь от аллаха и скорая
победа". По архитектурной композиции дюрбе напоминает мавзолей Ненекеджан-ханым,
который находится в Чуфут-Кале.
Еще в 70-х годах XIX в. недалеко от ханского дворца в Бахчисарае, юго-восточнее
его, заметны были остатки укрепления — предшественника города. Местные жители
называли его Буюк-Исар — "большое укрепление". До наших дней сохранился
лишь мавзолей Эски-Дюрбе, о древности которого говорит само название (эски —
"старый", "старинный"). Мавзолей представляет собой квадратное
в плане здание, увенчанное полукруглым куполом. С восточной стороны находится
портал со стрельчатой аркой. С юга к мавзолею примыкают три стены с семью килевидными
арками и шестнадцатью декоративными бойницами, образующие дворик. Предание гласит,
что здесь похоронен дере-бей — феодал, владевший местными землями до образования
Крымского ханства. Эски-Дюрбе — уникальный памятник мусульманского зодчества.
Возникновение
города относится, вероятно, к более позднему времени — по-видимому, к началу
XVI в. Бахчисарай означает в переводе "дворец в саду". Дворец был возведен
среди садов или при его строительстве вокруг разбивался сад. Имя городу, несомненно,
дал ханский дворец — Хан-Сарай, строительство и перестройки которого продолжались
на протяжении веков. Нынешняя его территория составляет 4,3 гектара. В средние
века она была значительно больше.
В 1784 — 1787 гг. Хан-Сарай перестраивался и ремонтировался к приезду Екатерины
II. Перестройки, искажавшие его облик, проводились и позднее — в 1818, 1823,
1837, 1857, 1861 гг. В 1961 - 1964 гг. Киевскими республиканскими научно-реставрационными
мастерскими была проведена научная реставрация, в результате которой восстановлен
ряд архитектурных деталей и росписей Хан-Сарая.
Наиболее
древним датированным памятником дворца принято считать Демир-Капу(в переводе
- железная дверь) — портал с деревянной дверью, обитой железными полосами ручной
ковки. Если верить преданию, что его перенесли из ханского дворца Ашлама-Сарай
в Салачике, то возраст Хан-Сарая будет еще моложе.
Интересна история создания этого памятника. В 1499 г. великий князь Московский
Иван III отправил в Италию послов, чтобы пригласить для строительства столицы
зодчих. В июне 1503 г. они во главе с Алевизом Новым (по-итальянски — Альвизе
Нови). прибыли в Крым, о чем Менгли-Гирей сообщил Ивану III. Здесь зодчие проработали
почти целый год.
Портал сооружен из местного известняка. Он украшен резным орнаментом характерным
для Италии эпохи Возрождения (цветы, дубовые листья и желуди, бусы), и восточным
геометрическим орнаментом из вдавленных прямоугольников. Над дверью — арка,
украшенная цветами и растительными завитками, а ниже, в круге, — велеречивая
надпись: "Владетель этого жилища и царь этой области, султан величайший
благороднейший Менгли-Гирей-хан, сын Хаджи-Гирей-хана, да простит аллах ему
и его родителям в обоих мирах". В середине надписи — родовая тамга династии
Гиреев, а под нею — еще одна, столь же панегирическая надпись: "Приказал
построить этот величественный порог и эту возвышенную высочайшую дверь султан
обоих материков и хакан обоих морей, султан, сын султана, Менгли-Гирей-хан,
сын султана Хаджи-Гирей-хана, в 909 году" (1503). Через Демир-Капу послы
и купцы, пробыв определенное время в Посольском садике, входили в Фонтанный
дворик и направлялись на прием к хану.
Большая
часть дворцовых сооружений, кроме Демир-Капу (портала Алевиза) и бани Сары-Гюзель,
возводилась или перестраивалась на протяжении XVIII столетия. К их числу относится
и фонтан Магзуб ("позолоченный"), который позднее стали называть "золотым".
Своим названием он обязан золоченому резному орнаменту и двум надписям золотом
по мрамору на арабском языке. Первая из них, сверх обыкновения лаконичная, гласит:
"Каплан-Гирей-хан, сын Эльхадж-Селим-Гирей-хана, да помилует аллах его
и родителей его, 1146 год" (1733). Ниже—подходящая к случаю строка из
корана: "И напоит их аллах напитком чистым". В архитектуре фонтана
сочетаются элементы итальянского Возрождения и турецкого барокко.
Позднее была возведена (точнее восстановлена после пожара 1736 г.) ханская
соборная мечеть — Хан-Джами. Другое ее название Буюк-Джами (по-татарски "буюк"
— большой). Действительно, это самая большая мечеть в Крыму. Из надписи над
дверями главного входа следует, что построил ее хан Селямет-Гирей в 1740 г.
Главный вход в мечеть (ныне закрытый) с северной стороны. Два других ведут в
нее со двора.
В южной стене Хан-Джами — так называемый михраб, ниша, куда мусульмане
обращались лицом во время намаза (молитвы) пять раз в день, стоя на коленях
на специальном коврике—намазлыке. Ориентация михраба связана с тем, что в южном
направлении находится город Мекка с главным храмом мусульман. Посредине михраба
свисали три страусовых яйца. У мусульман бытует поверье, что самка страуса,
снеся яйцо, должна сразу же посмотреть на него. Если же посмотрит в сторону,
то яйцо превратится в болтун. Поэтому мусульмане во время молитвы должны смотреть
на эти яйца, сосредоточив все свое внимание только на одном — на боге, не отвлекаясь
ничем посторонним, иначе молитва не будет угодна аллаху. Справа от михраба помещается
мимбер —кафедра, с которой по пятницам произносились проповеди (хутпе).
Второй этаж Хан-Джами образует маафиль —хоры, идущие вдоль трех стен (восточной,
северной, западной) и предназначенные для молящихся. На правой стороне маафиля
находится небольшая комната—молельня хана. Хан входил в нее со двора по деревянной
лестнице. Окна Хан-Джами расположены в два яруса. Верхние состоят из разноцветных
стекол с красивыми узорами. На некоторых из них — стихи из корана.
Над
четырехскатной черепичной крышей возвышаются шестигранные тонкие минареты. Винтовые
каменные лестницы выводят на круговые балкончики. Отсюда служители мечети муэдзины
пять раз в день призывали верующих к намазу.
Ныне в верхней части Хан-Джами расположена экспозиция отдела археологии,
а в нижней находится лапидарий — собрание каменных памятников с изображениями
и надписями.
Годом позже, при том же Селямет-Гирее, была восстановлена домовая мечеть
крымских ханов. На южной и западной стенах храма и в михрабе, во время реставрационных
работ уже в наше время, были обнаружены остатки росписи XVI —XVII вв. Из этого
можно заключить, что мечеть принадлежит к одной из ранних построек Хан-Сарая.
Купол ее был расписан во второй половине XVIII в. персидским зодчим Омером.
Росписи представляют собой исключительно растительные и геометрические орнаменты,
так как ислам запрещает изображать одушевленные предметы.
В
1742 г., как явствует из строительной надписи, был восстановлен зал Дивана (зал
совета и суда). О том, как выглядело это помещение до пожара, писал адъютант
фельдмаршала Миниха Манштейн: "Стены зала были... выложены разноцветным
фарфором, сам зал освещался окнами в два ряда. В верхнем ряду стекла были разноцветные,
зеркальные, в виде больших четырехугольников. Нижние же окна, большей величины,
были снабжены двойными ставнями, из которых внутренние были легкие, решетчатые,
красиво выточенные из букового дерева, пропускавшие прохладу в зал".
В центре стены, противоположной входной двери, стоял трон хана, обтянутый тонким
оранжевым сукном с вышитым на внутренней спинке золотым полумесяцем. По обеим
сторонам трона стояли обтянутые такой же тканью табуреты, а вдоль стен — диваны,
на которых располагались приближенные хана.
Диван (совет) собирался под председательством хана или кого-либо из его
ближайших родственников. В него входили феодалы, духовенство и диван-эфенди
— секретарь совета. Диван заслушивал и в пределах своих полномочий решал все
важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Крымского ханства. Здесь же
разбирались гражданские и уголовные преступления.
Над входом в зал вдоль стены расположена темная узкая комната, где, невидимый
снизу, сидел хан, когда он по какой-либо причине не хотел присутствовать на
заседании совета. Вследствие хорошей акустики хан слышал каждое слово.
При реставрации были обнаружены росписи XVI —XVIII вв. Следовательно, зал
Дивана также представляет собой одну из ранних построек Хан-Сарая. Позднее,
в начале XIX в., потолок зала был обтянут живописным полотном русскими мастерами,
а центр его выложен красными и черными деревянными плитками.
С
именами Крым-Гирея и его жены Диляры-Бикеч связано предание, которое послужило
основой для поэмы А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан", принесшей романтическую
известность городу.
В 1764 г. умерла любимая жена хана красавица Диляра-Бикеч. Предание гласит,
что в ее честь была сложена песня "Эльмас" (алмаз). Она была похоронена
в мавзолее на кладбище в южной части Хан-Сарая. Дюрбе Диляры-Бикеч — восьмигранный
мавзолей с куполом—первоначально было покрыто листами свинца. Купол венчал алем—золоченый
кованый полумесяц на шарах. Внутри мавзолея надпись: "Молитва за упокой
усопшей Диляры-Бикеч". Около дюрбе хан повелел соорудить фонтан, который
питали несколько горных родников. Строил его уже упоминавшийся нами Омер. К
приезду Екатерины II фонтан был перенесен во дворец.
На
фонтане — две надписи. Верхняя из них гласит: "Слава всевышнему, лицо
Бахчисарая опять улыбнулось; милость великого Крым-Гирея славно устроила. Неусыпными
его стараниями вода напоила эту страну, а при помощи аллаха он успел бы сделать
еще и больше. Он тонкостию ума нашел воду и устроил прекрасный фонтан. Если
кто захочет (поверить), нусть придет; Мы сами видели Шам (Дамаск), Багдад. О
шейхи! Кто будет утолять жажду (тому) пускай самый кран языком своим скажет
хронограмму: Приди! Пей воду чистейшую, она приносит исцеление". Нижняя
надпись представляет собой выдержку из корана: "Там (в райском саду)
праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль"(Сельсебиль
— один из райских источников, из которых, по верованию мусульман, пьют воду
души праведников, павших за веру). Отсюда и первоначальное название фонтана
— Сельсебиль (позднее "Фонтан слез").
События пушкинской поэмы протекают в основном на территории гарема — женской
половины дома. Хан, как и каждый богатый мусульманин, мог иметь четырех законных
жен и неограниченное количество так называемых одалисок — наложниц. Гарем пополнялся
ими непрерывно. Это были преимущественно молодые черкешенки или грузинки, захваченные
во время набегов или купленные на невольничьих рынках.
Гарем
Хан-Сарая в конце XVIII в. состоял из 73 комнат. В 1818 г., к приезду Александра
I, семьдесят обветшалых комнат были снесены.
Поднявшись по деревянной лестнице на террасу гарема, можно осмотреть три
комнаты и беседку для отдыха, интерьер которых воссоздан предположительно. Комнаты
освещались окнами в два яруса. Нижние имели двойные рамы с вставленными между
ними решетками. В первой комнате находится оджак—камин. Потолки и стены третьей
комнаты были расписаны, вероятно, в XIX в. Тогда же, по-видимому, вставлены
цветные витражи.
Гарем обнесен каменными стенами высотой до восьми метров. Над южной стеной
гарема возвышается Тоган-Кулеси — Соколиная башня. По всей вероятности, она
была возведена в 60-х годах XVIII в. Нижняя часть башни, четырехугольная в плане,
построена из бутового камня на глиняном растворе и оштукатурена. Верхняя часть,
шестиугольная, сделана из дерева. Крыша покрыта черепицей. Название башни связано
с тем, что в ее нижнем этаже находились ханские охотничьи соколы.
Внутри башни вдоль стен поднимается деревянная лестница, ведущая на площадку,
огороженную деревянной решеткой. Отсюда евнухи просматривали территорию гарема,
а ханские затворницы, будучи невидимыми извне, наблюдали за вступающими в город
войсками или за въездом иностранных послов.
В
60-е годы XVIII в. сооружена и отделана все тем же Омером одна из интереснейших
комнат Хан-Сарая — гостиная. Двадцать четыре окна опоясывают три стены гостиной.
В западную стену встроены два больших шкафа для посуды. Между ними — камин.
Над камином и поверх карниза находятся лепные (выполненные из алебастра и других
материалов) фрукты: груши, персики, сливы, гранаты, а также надрезанные дыня
и арбуз. Центр потолка черного цвета. С ним контрастирует резьба по дереву с
позолотой. С потолка свисает люстра конца XVIII в.
Под карнизом, опоясывая всю гостиную, тянется арабской вязью льстивая надпись
в стихах (перевод прозаический): "Да наслаждается ежеминутно шах при
милости аллаха удовольствиями; да продлит аллах жизнь его и счастье. Крым-Гирей-хан,
сын высоко-Степенного Девлет-Гирея, источник мира и безопасности, правитель
мудрый. Смотри! Вот державная его звезда взошла на горизонте славы и осветила
целый мир. Краса Крымского престола, повелитель великого царства, рудник кротости
и великодушия, тень милости аллаха (на земле). Друзья его — щедрость и великодушие.
Покровитель природных дарований, щедрый до расточительности..." и т.
д. в том же духе. Панегирик этот датируется 1764 г. Воспетое в нем "миролюбие"
Крым-Гирея совсем не вяжется со строками на его памятнике, сочиненными в 1769
г. придворным поэтом Эдибом (может быть, он же и автор приведенной выше надписи):
"Война была ремеслом знаменитого Крым-Гирей-хана..."
Гостиная
Крым-Гирея расположена над летней беседкой — так называемой "Альгамброй"(Альгамбра
— старинная мавританская крепость в Испании, славившаяся своими беседками и
фонтанами). В центре беседки, построенной во второй половине XVIII в. Омером,
находится фонтан с квадратным мраморным бассейном. Вначале беседка была открытой,
и по ее колоннам вился плющ. При ремонте Хан-Сарая в начале XIX в. ее застеклили
и украсили резным потолком. В 1962 г. при реставрационных работах была открыта
первоначальная роспись: группы кипарисов, воздушные мостики, беседки, домики.
Из "Альгамбры" есть выход в небольшой закрытый садик, общая планировка
которого, а также каскадный фонтан с бассейном несут на себе следы персидского
влияния. Резная мраморная плита фонтана имеет сходство с плитой, украшающей
фонтан Сельсебиль ("Фонтан слез"), однако установлена она позже. К нижнему
бассейну пристроены фрагменты другого, более древнего фонтана, изображающие
растительный орнамент и резвящихся рыб. Весной в садике цвело множество гиацинтов.
Летом и осенью его украшали виноградные лозы сорта асма (по-татарски — "висячий"),
которые растут шпалерами и образуют крытые ходы.
Вне дворца, у дороги, ведущей в Староселье (Салачик), высится мечеть Тахталы-Джами.
Ее название в переводе означает "устланная досками", "из досок",
так как при строительстве было использовано много деревянных конструкций. Это
самая старинная мечеть на территории города. Судя по надписи над входом, сооружена
она в 1707 г.
Бахчисарай с конца XVIII в.
В 1784 г. на территории бывшего Крымского ханства была образована Таврическая
область, Главным городом которой стал Симферополь. Бахчисарай из столицы
государства, носившего тень политической независимости, превратился в заштатный
город Симферопольского уезда и в таком "ранге" существовал почти полтора
столетия. Татарская знать, служившая раньше ханам, переметнулась на сторону
царского правительства и стала хлопотать о получении дворянского звания, которое
обеспечивало ей права на земли.
В мае 1787 г. Екатерина II, сопровождаемая австрийским императором Иосифом II,
послами Австрии, Франции и Англии, а также многочисленными "сановниками, прибыла
в Крым. Это путешествие рассматривалось русским правительством как
дипломатический акт, который должен был узаконить присоединение Крымского
ханства к Российской империи. На путешествие императрицы было истрачено 15
миллионов рублей, из них в Крыму — 322 800 рублей 99 1/4 копейки. (дойная корова
в то время стоила 8 рублей).
По пути следования императрицы по распоряжению Потемкина через каждые 10 миль
возводились так называемые "екатерининские мили". Одна из них находится у
каменного моста через Чурук-Су, напротив дворцовых ворот. Она представляет собой
колонну, покоящуюся на кубовидном постаменте; верхняя часть ее окаймлена
шестигранником. В 1818 г. на двух гранях была сделана надпись на русском и
татарском языках: "Благородной памяти Императрица Екатерина II-я изволила быть
въ Бакчисараъ въ 1787 году Маiя 14".
К приезду Екатерины II Хан-Сарай подвергся основательной перестройке. В комнате,
которая при ханах служила одновременно приемной и местом пиршеств, были пробиты
в стенах большие окна, позолочен потолок, с которого свисала хрустальная люстра.
Здесь Екатерина II принимала татарских феодалов.
Ханская спальня срочно переоборудовалась под спальню императрицы. В ней пробили
нижние окна, сделали новые двери и потолок. Из центра резного деревянного
потолка с позолотой спускалась хрустальная люстра. За небольшой перегородкой,
обтянутой розовым атласом и закрепленной между двумя тонкими столбами,
находилась кровать.
Бахчисарай тех лет и позднее, уже в XIX и даже XX столетиях, представлял собой
ремесленно-торговый центр небольшой сельскохозяйственной округи. К началу XIX в.
в городе был 1561 двор, а жителей насчитывалось 5776. В черте города
располагались 32 мечети, греческая и армяно-григорианская церкви, собор св.
Николая, 2 караимские кенасы, 21 питейный дом, 517 лавок, примерно два с
половиной десятка различных мастерских и т. д. 9 мая 1812 г. министерство
народного просвещения учредило приходское училище.
С конца XVIII — начала XIX в. начинается усиленное паломничество в Бахчисарай
русских и иностранных ученых, писателей, поэтов, художников. Их интересовали
прежде всего средневековая восточная экзотика и памятники старины.
В 1793 г. Бахчисарай посетил академик П. С. Паллас, оставивший ценное,
изобилующее цифрами и фактами описание города.
Летом 1819 г. в городе побывал ревностный сторонник охраны и изучения древностей
писатель Василий Васильевич Капнист. Он и его семья жили в Хан-Сарае и ездили
верхом в Чуфут-Кале.
7 сентября 1820 г. в Бахчисарай приехал Александр Сергеевич Пушкин,
направлявшийся из Георгиевского монастыря в Симферополь. Хан-Сарай не произвел
на него впечатления. Привлек внимание лишь фонтан.
Впоследствии поэт писал: "В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о
странном памятнике влюбленного хана. К*** поэтически описывала мне его, называя
lа fontaine des larmes (фонтаном слез. — Ред.)". К*** — это Софья Станиславовна
Потоцкая (с 1821 г. по мужу Киселева). С нею Пушкин довольно часто виделся в
Гурзуфе и в имении ее Массандра. Софья Потоцкая, в которую поэт был влюблен, и
рассказала легенду о представительнице своего знаменитого рода — Марии. Так
реальная Диляра-Бикеч, которая, вероятнее всего, была черкешенкой, превратилась
в мифическую Марию Потоцкую.
В селе Каменка Киевской губернии Пушкин пишет стихотворение "Фонтану
Бахчисарайского дворца":
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Эти строки были положены на музыку и стали популярным романсом. А в память о
великом поэте заботливые руки музейных работников кладут каждый день две розы в
верхнюю чашу фонтана Сельсебиль.
Взволновавшая Пушкина тема не могла уложиться в рамки небольшого стихотворения.
Итогом длительного вдохновенного труда стала поэма, вначале названная "Гарем", а
позднее "Бахчисарайский фонтан".
Поэма впервые увидела свет в Москве 10 марта 1824 г., когда ее автор находился в
Одессе при канцелярии новороссийского генерал-губернатора. Тираж первого издания
— 1200 экземпляров. По просьбе автора к поэме был приложен касающийся Бахчисарая
отрывок из книги И.М. Муравьева-Апостола "Путешествие по Тавриде".
"Бахчисарайский фонтан" имел большой успех еще в списках. Он знаменовал
важнейший этап не только в творческой биографии поэта, но и во всей русской
поэзии.
В 1934 г. "Бахчисарайский фонтан" получил вторую жизнь, воплотившись в
классический балет Б.В. Асафьева,
5 июля 1825 г. после осмотра Мангуп-Кале в Бахчисарай прибыл Александр Сергеевич
Грибоедов. В своем дневнике он записал: "Ночью в Бахчисарай. Музыка, кофейная,
журчание фонтанов, мечети, тополя. Татарин мимо нас скачет вон из города, искры
сыплются из трубки..." 6 июля он осмотрел "Хан-Сарай полуразвалившийся",
мавзолей Диляры-Бикеч, Азис, Успенский монастырь, караимское кладбище и
Чуфут-Кале. Побывав в деревнях Татаркой и Саблы (ныне села Машино и Прохладное
Бахчисарайского района), Грибоедов 9 июля возвратился в Бахчисарай, а утром 10
отбыл из города.
В том же году здесь побывал польский поэт-революционер Адам Мицкевич. Городу и
его окрестностям посвящены четыре сонета: "Бахчисарай", "Бахчисарай ночью",
"Гробница Потоцкой", "Дорога над пропастью в Чуфут-Кале".
9 сентября 1837 г. Василий Андреевич Жуковский, сопровождая своего ученика,
будущего царя Александра II, прибыл из деревни Кокозы (ныне село Соколиное) в
Бахчисарай, где провел почти четыре дня. Поэт был нетерпелив и, пользуясь то
сиявшей луной, то свечой, осмотрел Хан-Сарай и прежде всего "Пушкина фонтан". На
другой день он снова осматривал дворец, а затем город и его окрестности:
населенный цыганами Салачик, Успенский монастырь, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен.
Жуковский неплохо рисовал: вторую половину дня он посвятил зарисовкам дворца и
составлению плана Бахчисарая.
Во время Крымской войны Бахчисарай стал прифронтовым городом. В ханском дворце
размещался один из госпиталей, в котором часто бывал Николай Иванович Пирогов.
Скончавшихся от ран хоронили в Ермени-Маале (ныне Русская слободка). В конце
кладбища высится часовня, сооруженная в 1894 г. над братской могилой 2000 воинов
русской армии.
Жители города предоставили бесплатно для нужд армии 54 дома, где за время войны
было расквартировано в общей сложности 105 тысяч солдат и офицеров. Свыше тысячи
бахчисарайцев работало на устройстве дорог; некоторые, как, например, сестра
милосердия Е. Я. Збукарева, принимали непосредственное участие в обороне
Севастополя.
В 1854—1855 гг: в Бахчисарае часто бывал подпоручик-артиллерист Лев Николаевич
Толстой, что следует из записей в его дневнике.
После окончания войны город по-прежнему посещают общественные деятели, писатели,
художники.
В июне 1891 г., направляясь по железной дороге в Севастополь, в Бахчисарае
остановился Михаил Обачный, брат Леси Украинки. Пешком он ходил в Чуфут-Кале,
А немного позднее Олена Пчилка, мать Леси, писала сыну: "Сегодня, в пятницу, 17
августа, мы (т. е. Олена Пчилка и Леся Украинка. — Ред.) выехали из Евпатории в
Севастополь. Оттуда по железной дороге поедем в Бахчисарай (2 станции), затем,
на следующий день, возвратимся снова в Севастополь..."
Бахчисарайские впечатления оставили заметный след в творчестве Леси Украинки.
Городу она посвятила три стихотворения, вошедшие в цикл "Крымские воспоминания":
сонеты "Бахчисарай", "Бахчисарайский дворец", "Бахчисарайская гробница".
В июне 1896 г. Бахчисарай и Чуфут-Кале посетил молодой тогда поэт Иван Бунин.
Видимо, под впечатлением этой поездки родились позднее строки стихотворения:
"Тут покоится хан, покоривший несметные страны" (1907). В другом его
произведении — рассказе "Лика" (1933) содержится емкая и точная характеристика
города: "Бахчисарай весь в каменистом страшно жарком ущелье, а во дворце вечная
тень, прохлада, фонтаны, за окнами шелковичные деревья..."
Летом 1904 г. в Бахчисарае находился Михаил Михайлович Коцюбинский. Писатель
обошел Хан-Сарай, базар, мастерские, побывал в молельне дервишей. Вскоре, осенью
того же года, он пишет самый крупный из "крымских" рассказов — "Под минаретами".
После того как в 1910 г. рассказ был опубликован на русском языке, ему дала
высокую оценку большевистская газета "Звезда".
Армянский художник Вардгес Суренянц несколько месяцев прожил в Бахчисарае,
работая над иллюстрациями к "Бахчисарайскому фонтану". Работу эту он
впоследствии посвятил И. К. Айвазовскому. Книга вышла в 1899 г. в Петербурге.
Виды Бахчисарая и восточная орнаментика органично сплелись в этом издании с
текстом поэмы. Кроме того, художником написана тогда же акварель "Пушкин на
ханском кладбище в Бахчисарае".
В 1926—1930 гг. в Бахчисарай ежегодно приезжал художник Александр Васильевич
Куприн. В созданной им серии бахчисарайских пейзажей мастерски передана
органическая связь окружающего ландшафта с архитектурой города. К этому времени
относятся такие полотна, как "Пейзаж со скалами" (1926), "Скалистый пейзаж"
(1927), "Полуденный пейзаж. Чурук-Су". (1927), "Сумеречный пейзаж. Чурук-Су"
(1928), "Улочка в Бахчисарае" (1927 и 1928). Позднее, в 1932 г., на основе
огромного количества этюдов он написал "Пейзаж с мечетью" и "Эски-Дюрбе". Два
года спустя художник снова в Бахчисарае. Из написанных в 1935 г. полотен
наибольшей выразительностью и одухотворенностью отличаются "Чурук-Су. Вечер" и
"Бахчисарай. Древний мавзолей. Полдень".
В 30-е годы Бахчисарай посещают художник П. П. Кончаловский, поэт Степан
Щипачев, группа советских писателей — Аркадий Гайдар, Константин Паустовский,
Николай Асеев и многие другие деятели литературы, искусства, науки.
В 1950 г. бродил по руинам Чуфут-Кале Владимир Луговской, поэт и любитель
древностей.
В 50-е годы в Бахчисарае снова работал художник Александр Васильевич Куприн. В
1950 г. он пишет картину "Въезд в Бахчисарай с восточной стороны. Утро", в 1951
г. — "Скалы в Русской слободке". Полна солнцем его картина "Бахчисарай. Речная
улица", созданная в 1953 г. В 1954 г. им было написано три полотна: "Дюрбе
Диляры-Бикеч", "Вечер. Фонтан Шеир-Устю", "Раннее утро над Бахчисараем"
(последнее — одна из лучших картин художника). В этом же году А. В. Куприна
избирают членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1956 г. ему было
присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Ряд картин художника на
бахчисарайские темы находится в Третьяковской галерее, в Московском
Государственном университете имени М. В. Ломоносова.
Впечатления от Бахчисарая и Чуфут-Кале нашли отображение в романе украинского
писателя Олеся Гончара "Тронка", удостоенном Ленинской премии.
Летом 1970 г. в Бахчисарае и Чуфут-Кале побывал английский писатель Джеймс
Олдридж.
В Бахчисарае живет художница Елена Варнавовна Нагаевская, ученица А. В. Куприна.
Многие годы она работает над циклом "Бахчисарай и его окрестности", в который
уже вошли картины, изображающие и старый город ("Азис", "Чуфут-Кале. Восточная
стена"), и его сегодняшний день ("Завод построен"). Ряд работ Е. В. Нагаевской
экспонируется во дворце-музее.
В.Гарагуля
(С) CD "Дворцы и имения Крыма"