Мы приводим здесь «историю о сокровищах
Чёрного Принца» не потому, что свято верим в то, что их когда-нибудь
поднимут со дна, а потому что этот миф сам по себе привел к огромному
прогрессу водолазного дела. По-существу, именно он превратил наш
крымский городок Балаклаву в центр советских подводных исследований,
центр разработки технологий и подготовки кадров.
В ноябре 1854 года, в разгар Крымской войны, на внешнем Балаклавском рейде (который в отличие от вечно спокойной бухты, даже и сейчас считается очень опасным) произошла сильнейшая буря. Как раз в этот момент должно было завершиться многодневное плавание огромного каравана судов из Англии.
В общей сложности у берегов Крыма разбилось 30 судов и более 40 получили тяжёлые повреждения. Число погибших и попавших в плен оценивалось в тысячу человек. По какой-то необъяснимой причине русские суда в этой буре не получили значимых повреждений.
У Балаклавы разбилось 11 военных судов и транспортов. Для железного винтового парохода «Принц» это был первый рейс. Пароход считался вершиной военно-морской технической мысли. Столь тяжкая неудача, да ещё и в первом рейсе, закрепила за ним прозвище «Чёрный Принц». Ну а кроме официального груза (тёплое обмундирование, припасы и секретное оружие для взрыва русских кораблей) молва приписала пароходу несметные сокровища — жалованье чуть ли не за полгода для всей британской армии... Назывались «точные» сведения — 30 бочонков золота английской и турецкой монетой, всего на сумму в 2 миллиона рублей. Впрочем, некоторые приводили и другие данные — 5 миллионов, 10 миллионов...
Уже в 1905 году у берегов Балаклавы итальянский пароход «Генуя» начали поиски золота. В 1921 году В. Ленин подписал декрет об организации судоподъёмного дела, а 17 декабря 1923 года приказом Дзержинского была сформирована экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
Время от времени море само выбрасывает на берег различные части оснащения парохода «Принц» и других кораблей.
Так что история эта не закончена...
Из книги И.Русанова Остров сокровищ Крым — Симферополь: «Инфолекс», 2005 г.
В ноябре 1854 года, в разгар Крымской войны, на внешнем Балаклавском рейде (который в отличие от вечно спокойной бухты, даже и сейчас считается очень опасным) произошла сильнейшая буря. Как раз в этот момент должно было завершиться многодневное плавание огромного каравана судов из Англии.
В общей сложности у берегов Крыма разбилось 30 судов и более 40 получили тяжёлые повреждения. Число погибших и попавших в плен оценивалось в тысячу человек. По какой-то необъяснимой причине русские суда в этой буре не получили значимых повреждений.
У Балаклавы разбилось 11 военных судов и транспортов. Для железного винтового парохода «Принц» это был первый рейс. Пароход считался вершиной военно-морской технической мысли. Столь тяжкая неудача, да ещё и в первом рейсе, закрепила за ним прозвище «Чёрный Принц». Ну а кроме официального груза (тёплое обмундирование, припасы и секретное оружие для взрыва русских кораблей) молва приписала пароходу несметные сокровища — жалованье чуть ли не за полгода для всей британской армии... Назывались «точные» сведения — 30 бочонков золота английской и турецкой монетой, всего на сумму в 2 миллиона рублей. Впрочем, некоторые приводили и другие данные — 5 миллионов, 10 миллионов...
Уже в 1905 году у берегов Балаклавы итальянский пароход «Генуя» начали поиски золота. В 1921 году В. Ленин подписал декрет об организации судоподъёмного дела, а 17 декабря 1923 года приказом Дзержинского была сформирована экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
Время от времени море само выбрасывает на берег различные части оснащения парохода «Принц» и других кораблей.
Так что история эта не закончена...
Из книги И.Русанова Остров сокровищ Крым — Симферополь: «Инфолекс», 2005 г.