Хозяйственный облик Крыма, структура, характер размещения производств и населения складывались в основном в соответствии с его природными и социально-экономическими условиями.

Рекреационное хозяйство

Оно занимает важнейшее место и насчитывает 800 здравниц, 40% из них круглогодичного функционирования. Опирается на мощную ресурсную базу: пляжи (протяженность составляет 517 км), минеральные воды (дебит — 30 тыс. м2/сутки); лечебные грязи (запасы — 24 млн. м2); море, морской и лесной воздух, климат; ландшафты. На долю оздоровительных здравниц приходится 70% всех мест рекреационной сети, профилактического лечения (санаториев) — 30% мест. Санатории сосредоточены в основном на Южном берегу Крыма и в Евпатории, которая специализируется на лечении детей; доля мест в детских санаториях Евпатории составляет 73% общей емкости санаториев на курорте.

Территориальную структуру сети здравниц формируют Южный и Юго-восточный берега Крыма — здесь размещено 64% всех оздоровительных предприятий республики, на Западном — 33%, Восточном — около 1%.

Крым обладает необычайно большими возможностями для развития самых разнообразных видов туризма. Это необычайно красивые пейзажи, широкие возможности каждому выбрать маршрут по силам — от самых легких до самых сложных. Мягкий климат позволяет заниматься Туризмом круглый год, а обилие снега на горных территориях способствует появлению несвойственных Крыму чисто зимних видов туризма — лыжного и горнолыжного. Особенно привлекает туристов Главная гряда Крымских гор с ее ущельями и водопадами, пейзажами Крымского предгорья, внутренней и внешней гряд Крымских гор. Очень важным для развития познавательного туризма являются исторические памятники Крыма — города Херсонес и Пантикапей, "пещерные города" Чуфут-Кале, Мангул, Эски-Кермен, укрепленные пункты генуэзских владений: Солдайя (Судак), Кафа (Феодосия), Чембало (Балаклава) и многие другие. Сочетание гор и моря позволяет значительную часть туристских маршрутов заканчивать продолжительным отдыхом на берегу моря.

Развитию туризма в Крыму способствует также хорошо развитая транспортная инфраструктура, позволяющая в кратчайшее время на автобусе, троллейбусе, пригородном поезде добраться к началу маршрута.

Большими возможностями Крым располагает и для развития самодеятельного туризма, Главные маршруты имеют маркированные тропы, определены места для стоянок и ночевок. Ежегодно горно-лесную часть Крыма посещают более 300 тысяч самодеятельных туристов. Но распределение групп по сезонам года неравномерно. Своеобразные "пики" в количестве прибывающих туристов дают весенние и осенние школьные каникулы.

Самодеятельным туризмом руководят туристские клубы в городах и районах Крыма, а также Крымский республиканский центр детского туризма и сеть станций юных туристов на местах. Самодеятельных туристов могут принимать при наличии свободных мест предприятия акционерного общества Крымтур, детские туристские базы.

Ряд туристских предприятий Крыма ориентирован на обслуживание иностранных туристов. К ним относятся гостиницы "Ялта", "Ореанда", "Паласе", кемпинг "Поляна сказок". Поток иностранных туристов превышает 100 тыс. человек в год, в том числе более 30 тыс. туристов прибывают в Крым на рейсовых судах. В основном они приезжают из стран Восточной Европы (более 45%); в последние годы усиливается поток туристов из США, Германии и Финляндии. К наиболее посещаемым иностранцами городам Крыма относятся Ялта, Симферополь, Бахчисарай.

Транспорт

Главной осью автомобильных дорог Крыма является автомагистраль Москва — Симферополь. В состав ведущих входят автодороги Симферополь — Севастополь; Симферополь — Алушта — Судак — Феодосия; Симферополь — Феодосия — Керчь; Симферополь — Евпатория; Симферополь — Алушта — Ялта — Севастополь.

Основными автомобильными путями регионального значения на территории Крыма являются дороги Симферополь — Красноперекопск — Армянск и далее на Херсон — Николаев — Одессу. Особенно возросла роль этой дороги после строительства автомоста через реку Днепр в районе Херсона.

Внутрирегиональные пассажирские и грузовые перевозки обеспечиваются по дорогам: Красноперекопск — Джанкой — Нижнегорск; Евпатория — Черноморское и другим. Автодорожная сеть местного значения соединяет Симферополь со всеми райцентрами, которые в свою очередь связаны местными дорогами практически со всеми поселками городского типа, а также селами — центрами сельских советов и хозяйств. Железнодорожный транспорт занимает ведущее положение в перевозке сырья, топлива, строительных материалов и других массовых грузов, а также пассажиров в межрегиональном обмене. Крымское отделение Приднепровской железной дороги относится к числу наиболее грузонапряженных магистралей благодаря выходу к незамерзающим теплым морям и на Кавказ. В составе Крымского отделения Приднепровской железной дороги насчитывается 75 раздельных пунктов-станций. Главные участки железных дорог Крыма: Симферополь — Джанкой (91 км), Симферополь — Севастополь (77 км), Джанкой — Владиславовка (101 км), Владиславовка — Порт Крым (108 км), Симферополь — Ортряково — Евпатория (82 км). Ведущие транспортные узлы — Севастополь, Феодосия, Керчь, Евпатория — осуществляют перевалку грузов с морского транспорта на автомобильный, железнодорожный и наоборот. Среди железнодорожных станций Крымского отделения наиболее крупными по грузообороту являются Аршинцево, Симферополь, Джанкой, Евпатория — станции прибытия грузов, а также Красноперекопск, Керчь, Саки, Золотая балка — станции отправления грузов.

Самым традиционным видом транспорта Крыма, обеспечивающим как внутрирегиональные, так и межгосударственные перевозки, является морской. Морские транспортные перевозки Крыма осуществляются через главные морские порты: Севастополь, Керчь, Феодосию, Ялту, Евпаторию. Керчь, самый большой грузовой порт Крыму, имеет хорошо отлаженные связи с железнодорожным транспортом и обеспечивает перевалку грузов на автомобили. Севастополь является ведущим рыбным портом, базой рыболовецкого флота и рыбопереработки. Феодосия по сравнению с другими портами Крыма имеет свои специфические черты. Прежде всего, это крупный транспортный узел, сочетающий работу порта и железнодорожных станций Айвазовская и Феодосия.

Ялта среди других портов региона выделяется обслуживанием круизных туристов, включая иностранцев. В отличие от остальных портов основу деятельности составляет перевозка пассажиров (более 5 млн. человек в год), а также перевалка грузов только на автомобильный транспорт. Ялтинский морской порт ежегодно обслуживает столько пассажиров, сколько все остальные порты Крыма, вместе взятые.

Евпатория — порт, выполняющий транспортные перевозки для всего западного побережья Крыма.

Достаточно хорошо развит в Крыму воздушный транспорт. Симферополь не только единственный крупный узел воздушных линий региона, но и один из крупнейших аэропортов Украины, немного уступающий по объему перевозок Киеву, а также известным аэропортам Москвы и Санкт-Петербурга.

Транспорт оказывает исключительно важное влияние на географию и интенсивность экономических связей Крыма, которые характеризуются такими показателями, как объем, состав и структура перевозимых грузов, а также транспортный баланс внутри- и межрайонных перевозок. В настоящее время около 80% общего объема работы транспорта региона направлено на обеспечение межрайонных перевозок, которые осуществляются практически со всеми административными областями Украины, России и другими странами СНГ.

Товары народного потребления

Одно из ведущих мест в производстве товаров народного потребления принадлежит легкой промышленности, среди отраслей которой выделяется швейная. К наиболее крупным предприятиям отрасли относятся швейные фабрики и Симферополе, Севастополе, Керчи, Евпатории.

Обработка кожи, производство сафьяна—традиционная отрасль производства Крыма, несколько потерявшая свое значение в xix веке. Современная кожевенно-обувная промышленность представлена комбинатом в Симферополе, где есть все стадии обработки кожи вплоть до пошива модельной обуви. Малые предприятия по обработке кожи,

меха, пошива готовых изделий работают в Белогорске. Евпатории. Разнообразные сумки, чемоданы, перчатки и другие изделия из натуральной и искусственной кожи производятся на кожевенно-галантерейной фабрике в Симферополе.

Легкую промышленность Крыма дополняют предприятия машиностроения, которые выпускают сложную бытовую технику. Симферопольским объединением "Фотон" выпускаются телевизоры; на евпаторийском заводе "Вымпел" освоен выпуск миниатюрных телевизоров для автомобилей. В Симферополе, Севастополе, Феодосии, Керчи выпускаются магнитолы, радиоприемные устройства, электроосветительная аппаратура, средства связи, микроволновые печи, бытовые электросварочные аппараты, диагностическая и другая медицинская техника, прогулочные лодки и катера.

Основой парфюмерно-косметической промышленности служит научно-производственное объединение "Эфирмасло", ежегодно выпускающее 100 т высококачественных эфирных масел, которые используются при производстве духов, туалетной воды, шампуней. Особое место в структуре отраслей, производящих товары для населения, занимает пищевая промышленность, в которой трудится около 50% общего количества занятых в промышленности Крыма.

Пищевая промышленность

Среди отраслей пищевой промышленности выделяются плодоовощная и плодоовощеконсервная отрасли. Плодоовощные базы представлены во всех районных центрах и крупных городах Крыма. Плодоовощеконсервная отрасль представлена в Крыму малыми заводами и цехами, а также семью крупными консервными заводами, два из которых размещены в Симферополе.

Маслобойно-жировая промышленность располагает двумя крупными заводами по производству растительного масла из семян подсолнечника в городах Симферополе и Керчи.

Мукомольно-крупяная промышленность представлена и Крыму десятью комбинатами хлебопродуктов, на которых производится мука и крупы, хлебозаводами, макаронной фабрикой в Симферополе. Хлебозаводы имеются во всех городах Крыма. Хлебопекарни размещены как в поселках, так и на центральных усадьбах крупных хозяйств степного Крыма.

Мощное развитие в Крыму получила винодельческая промышленность. Практически в каждом районе республики, в котором выращивается виноград, имеются заводы или цеха по производству вина и виноматериалов. Всемирную известность получили фирмы "Массандра", "Новый свет", "Коктебель", "Золотая балка". Ликероводочные заводы построены в поселке Азовское Джанкойского района и в Красноперекопске.

Предприятия мясной, маслосыродельной и молочной промышленности размещены в Крыму по принципу максимального приближения их к местам потребления. К предприятиям мясной промышленности относятся заводы по переработке мяса и мясокомбинаты. Комбинаты выпускают колбасы различных сортов, фасованное мясо и другую продукцию. Мясо птицы (кур и уток) производится на девяти птицефабриках и во многих птицесовхозах; там же заготавливаются пух, перо, яйца.

В последние годы в Крыму наметилась тенденция развития малых мясоперерабатывающих предприятий на базе госагропредприятий, кооперативов ив форме частных крестьянских ферм.

Предприятия маслосыродельной и молочной промышленности размещаются по тому же принципу, что и предприятия мясной промышленности. Основной продукцией молокозаводов является молоко, кефир, ряженка, творог, масло, сыры различных наименований.

Рыбная промышленность Крыма представлена рыбозаводами и цехами рыбколхозов. Рыболовство осуществляется мощным рыболовецким флотом городов Севастополя и Керчи. Рыбаки ведут лов рыбы в водах мирового океана. Рыболовство с производством товарной рыбы (карпов, толстолобиков, форели) осуществляется колхозами республики. Если карп и толстолобик поставляются в магазины из степного Крыма, то форель — из горных водоемов.

Из других отраслей пищевой промышленности в Крыму имеются кондитерская, пивобезалкогольная и пищевкусовая.

Сельское хозяйство

На долю сельскохозяйственных угодий приходится около 70% площади Крыма. В структуре сельхозугодий Крыма велика доля многолетних насаждений. Из естественных кормовых угодий преобладают пастбища; сенокосы практически отсутствуют. Основные отрасли — растениеводство, особенно садоводство и виноградарство, животноводство (особенно овцеводство и рыболовство), шелководство и пчеловодство.

Топливно-энергетическая промышленность

К отраслям ТЭП относятся электроэнергетика и топливная промышленность. В составе топливной промышленности выделяется газовая. За последние годы в Крыму резко возросли объемы добычи природного газа. Однако за счет собственной добычи газа, осуществляемой ПО "Черноморнефтегаз", республика обеспечивает свои потребности только на 35%. Недостающее количество газа Крыму выделяет Украина.

Электроэнергетика Крыма, используя преимущественно природный газ, также не может обеспечить свои потребности. Поэтому недостающую электроэнергию республика получает от энергосистемы Украины.

Растущие потребности в энергии Крым стремится частично удовлетворить за счет местных нетрадиционных источников энергии. С 1986 года здесь работает экспериментальная солнечная электростанция, расположенная на Керченском полуострове вблизи города Щелкино мощностью 5 тыс. киловатт. В Крыму действуют несколько ветроэлектроустановок небольшой мощности.

Металлургическая промышленность Крыма — старейшая отрасль. Однако железные руды, добываемые возле Керчи, относятся к разряду низкокачественных (содержание в них железа составляет около 40%, в руде много вредных для металлургии примесей — серы, мышьяка, фосфора). К тому же карьерный способ се добычи наносил значительный ущерб сельскохозяйственным угодьям. Поэтому разработка керченской железной руды с конца 80-х годов прекращена.

На базе старого металлургического производства в Керчи работает завод, выпускающий небольшие партии стального литья из металлургического лома — стрелочные переводы для железной дороги и стальную эмалированную посуду.

Машиностроение и металлообработка

На машиностроение и металлообработку приходится около трети общего объема промышленного производства.

Машиностроение зародилось в Крыму в конце xix века и по темпам развития превратилось в отрасль специализации почти в каждом из городов республики.

Одна из самых крупных отраслей машиностроения Крыма — судостроение. Оно представлено крупными предприятиями в Севастополе — производство плавкранов, Керчи, Феодосии. Керченский завод "Залив" специализируется на производстве танкеров средней и большой грузоподъемности, лихтеровозов, Феодосийское ПО "Море" — на производстве быстроходных пассажирских газотурбоходов на подводных крыльях типа "Циклон" и "Олимпия". Суда, выпускаемые в Крыму, пользуются устойчивым спросом на мировом рынке и работают в портах США, Канады, Великобритании, стран Скандинавского полуострова.

Развитие морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне предопределило становление в Крыму судоремонтной базы. Судоремонтные заводы представлены в городах Керчи, Феодосии, Севастополе и обслуживают торговый, рыболовный и военный флота.

Точное машиностроение Крыма специализируется на выпуске электротехнического оборудования, радио- и телевизионных средств, электронного оборудования, средств связи, оптических и навигационных приборов. Крупные предприятия этой отрасли — производственное объединение (ПО) "Фотон" в Симферополе; концерн "Муссон"; ПО "Электрон", "Маяк", "Квант" и завод "Парус" в Севастополе; "Гидроприбор" в Феодосии; "Альбатрос" и "Витязь" в Керчи: "Вымпел" в Евпатории и другие.

Химическая промышленность

Появление химических производств в Крыму относится к первым десятилетиям xx века и связано с наличием здесь уникальных соляных месторождений. Первое химическое предприятие в городе Саки производило бром, хлористый магний, а позже — бромистые соли и разнообразные медицинские препараты. Сегодня в число предприятий, созданных у источников сырья, входят Сакский химический завод и научно-производственное объединение "Иодобром", основанные на использовании рапы местных ваер, а также два завода в Красноперекопске — Крымский содовый и Перекопский бромный. Продукция этих предприятий — медицинские бромистые препараты, перманганат калия, сода. Работают предприятия по выпуску изделий бытовой химии: синтетических моющих средств, изделий из пластмасс, парфюмерной продукции.

Промышленность строительных материалов

В Крыму сложилась строительная индустрия, включающая четыре звена: добычу и производство стройматериалов, выпуск строительных конструкций и вспомогательных материалов, строительную базу; производство и ремонт оборудования для всего строительного комплекса.

В строительной индустрии Крыма важнейшим звеном является добыча и производство строительных материалов. Основными из них являются пильный известняк, цементное сырьё, мел, гипс, глина, песчаники, стекольные пески.

Важным звеном строительной индустрии является также производство строительный конструкций, деталей и вспомогательных материалов для строительства. От уровня развития этого звена зависит качество строительства, отделки, облицовки. В составе этого звена работают заводы железобетонных изделий в Симферополе, Севастополе, Керчи, Алуште, Красноперекопске, Феодосии, Бахчисарайский комбинат "Стройиндустрия, специализирующийся на производстве цемента, выпуске строительных блоков, садово-дачных домиков, окопных и дверных блоков.

Еще одной составной частью звена являются кирпичные заводы и предприятия, выпускающие облицовочные материалы, линолеум и облицовочную плитку, искусственный мрамор и сантехническое оборудование.