Кучук-Ламбат
ЗАМОК НА МЫСЕ ПЛАКА
Бывшее имение князей Гагариных в Кучук-Ламбате (ныне п. Утёс)
в начале XX века своими архитектурно-художественными достоинствами представляло
характерный образец усадебно-паркового зодчества живописнейшего уголка Южного
берега Крыма.
Вместе с другими дворцами дачного типа - "Ласточкиным гнездом" Шервуда,
Алупкинским дворцом Блора, "Дюльбером" Краснова, Ореандским Штакеншнейдера,
Массандовским Миссмахера - он являлся своеобразным шедевром
архитектурно-паркового искусства, образцом умелого использования ландшафта с
композиционным центром - дворянским домом выразительной и величественной
архитектуры (ныне санаторий "Утес").
Дворец Гагариных эффектно раскрывался с разных точек, удобно располагаясь на
седловине мыса Плака, отвесные скалы которого живописно спускались к морю. С
мыса прекрасный вид на Кастель, Аю-Даг, далекие судакские горы. Очарование
природы, синее небо, многоликое море и романтический замок с причудливыми
силуэтами остроконечных башен производили яркое впечатление на путешественников,
навевая поэтические строки.
В сборнике А.Н. Муравьева "Таврида" (1827 г. ) есть стихотворение "Кучук-Ламбат":
Ламбат! Ламбат! Приют покоя,
Для сердца милый уголок!
Где легкокрылое, златое
Летает счастье и далек
Унылый мир с его страстями.
И смертных жизнь не тяготит,
Кто равнодушными очами
Тебя мог видеть и забыть?
И.П. Бороздин, как бы отвечая на этот вопрос, писал:
Забуду ль я Кучук-Ламбата
Дом, кипарисы, дивный сад,
К заливу чуть приметный скат,
Плоды и зелень винограда?
Да, поистине "премией" природы, которой можно пользоваться, не выезжая из
Отечества, назвав это
место первый владелец Кучук-Ламбата таврический губернатор, затем сенатор Андрей
Михайлович
Бороздин.
Кучук-Ламбат до XIX
века
Селения Кючюкъ- и Бююкъ-Ламбат (маленькая и большая лампада; лампад -
эллино-греческое слово, что означает факел, светильник), располагались в
местности, где еще в начале XX века заметны были развалины греческой церкви
св. Феодора, построенной из тесаного камня и окруженной стеной, внутри которой
находилось кладбище, и развалины небольшой крепости, сооруженной на утесе. У
подножия обрывистого утеса Парагельмен находился обширный древний монастырь
св. Ильи при источнике, вытекавшем из-под алтаря церкви.
Древняя дорога, как упоминают авторы "периплов" Скимен Хиосский,
Безымянный и Аррион, вела к морю и городу Лампаду (Лампасу), следы которого
безвозвратно затерялись. Этот древнегреческий город был известен нубийскому
географу XII столетия Эдризи. Ламбат присутствует и в генуэзских актах в числе
других селений, принадлежавших генуэзцам в Готии. П.Кеппен предполагал, что
название этого места, существовавшего около 2-х тысячелетий, было дано греками,
но какими - мореплавателями или поселившимися здесь до н.э. ?
"Лоция Черного и Азовского морей" сообщала, что мыс Плака, высотою
около 200 футов, в древние времена имел четырехугольную башню на вершине (кордон).
Позже каботажные суда заходили за мыс и швартовались у берега.
Во времена турецких владений Кучук-Ламбат и Биюк-Ламбат относились к Мангупскому
кадылыку. Это были маленькие татарские деревушки с узенькими извилистыми улочками,
плоскими кровлями хижин, "разбросанных по неровностям седой скалы: они,
как орлиные гнезда, кажется, колеблются, прикрепленные на острых гребнях гранита";
стройными кипарисами и тополями, широкой прибрежной сетью виноградников и плодовых
садов. Они привлекали внимание своей экзотичностью и живописностью, особенно
с конца XVIII века. Большую часть жителей этих селений составляли татары; они
занимались землепашеством и рыболовством, русские же жители - в основном ремеслом.
После присоединения Крыма к России лучшие земельные участки южного берега
Крыма щедро раздаривались и продавались Екатериной II не только русским вельможам,
но и знатным иностранцам.
Австрийский принц де Линь получил от Екатерины II подарок - земли от Партенита
до Кучук-Ламбата. Он был очарован красотой этой живописной местности (в 1787
г. в свите Екатерины II он осмотрел свои владения) и мечтал создать здесь плантаторское
хозяйство, заселить земли английскими преступниками, неграми, скитавшимися по
Лондону арабами. Проект потерпел неудачу после энергичного вмешательства русского
посла в Англии С. Р. Воронцова. Де Линю пришлось в конце концов продать свой
подарок русской казне.
Императрица раздала более 350 тысяч десятин лучшей земли, или около 15
процентов всей земельной площади Крыма. В первой половине XIX в. была освоена
центральная часть Южного берега - от Алупки до Ай-Даниля, где начался небывалый
для этого края строительный бум - сооружение дворцов, вилл, дач. Одним из первых
"старожилов" Тавриды стал владелец крупных поместий в Кучук- и Биюк-Ламбате,
Алуште и других местах генерал-лейтенант Андрей Михайлович Бороздин.
Имение А.М.Бороздина
В начале XIX века А. М. Бороздин приступил к устройству своего имения в Кучук-Ламбате. Усадьба строилась по функциональному принципу, типичному для
помещичьих усадеб юга России. Центром пространственной композиции являлся господский
дом с хозяйственными постройками - людской, каретным сараем, табачными складами,
конюшней, винодельней, винными подвалами и фермами. Эти постройки сооружали
крепостные крестьяне, завезенные Бороздиным в 1807 году из Курской губернии.
Среди строителей известна династия каменщиков Дзюбановых, участвовавших в строительстве
многих зданий помещичьего хозяйства. Потомки этих талантливых рабочих живут
здесь и сейчас.
В это же время велись работы по насаждению большого парка, виноградников,
ореховых, тутовых и оливковых рощ. Неотъемлемой частью общей композиции усадьбы
Бороздина, ее важным художественным элементом являлся ландшафтный парк, заложенный
в 1814 году опытным садоводом французом Либо. Это один из самых старых на побережье
парков, формирование которого происходило почти одновременно со знаменитым Никитским
ботаническим садом. В парке собрано более 200 видов, разновидностей и форм растений
из Средиземноморья, Японии, Северной и Южной Америки. Он являлся достопримечательностью
имения Бороздина. Архивные материалы, воспоминания друзей владельца усадьбы
хранят восторженный отзыв об этом удивительном уголке природы. "В саду
редчайшие деревья не только всего Крыма, но и знойных тропиков Америки и Африки,
тенистые лимонные, апельсиновые рощи, лавры, пионное дерево, магнолия, большецветная
вербена, высоко бьющие водометы, распространяющие негу прохлады, вместе с морем
ароматов, несущихся с клумб, пестрых, как ковры персидские, разбросанных искусною
рукою между вьющимися гладкими дорожками. С одной стороны кипарисы, возвышаясь
колоннами, ограждают живою стеною пределы сада, а с другой стройные ряды виноградников
открывают величественный Аю-Даг".
Садовод Либо, умело используя перепады рельефа, создал интересное сочетание
пейзажей и регулярной части. Густая сеть спланированных дорожек вела к мысу
Плака, к морю, небольшой пристани. Так сравнительно быстро возникло одно из
первых благоустроенных имений на южном берегу - Кучук-Ламбат.
Из воспоминаний друга Бороздина Н. С. Всеволожского известно, что в 20-е
годы XIX века хозяин имения построил новый дом, а старый с частью сада и дачи,
куда вошли разные "господские и хозяйственные постройки, виноградные
и фруктовые сады, пустопорожние земли, в общей сложности 37 десятин, 39 кв.
саженей", был продан надворному советнику А. Н. Андрееву. Дом Бороздиных
на побережье описал побывавший там в 1815 году В. В. Броневский: "Наружность
дома проста, внутреннее расположение удобно и покойно. Я много видел подобных
домов в Италии... у фасада, обращенного к морю, пристроена круглая стеклянная
галерея, покрытая куполом; тут мы пили чай и наслаждались.. вид с балкона противоположной
стороны на горе - очарователен. Дача стояла на западной покатой стороне древнего
мыса Плака, почти на берегу моря". В 1823 году Бороздина уже в новом
доме посетил И.М. Муравьев-Апостол.
Он оставил описание дома: "Его дом здесь, не совсем еще устроенный,
стоит на прекраснейшем месте, над круглою, небольшою бухтою, которая как будто
нарочно здесь выкопана, чтобы дать жилищу сему картинный вид". Кучук-Ламбат
называли самым живописным местом среди лежащих к востоку от Никиты.
"Много путешествовавший, хорошо образованный Андрей Михайлович отличался
широким гостеприимством: его дома в Саблах и Кучук-Ламбате кишели постоянно
приезжими русскими и иностранцами, преимущественно французами" (из воспоминаний
современника француза Гамба).
Свиньин в "Знакомствах и встречах" отмечал, что "Кучук-Ламбат
есть будуар всего Крыма".
Дом Бороздина, построенный в стиле ампир, был своеобразным очагом культуры,
т. к. "почтенный владелец онаго" получал более 10 журналов. Мнение
современников о его доме выразил П. П. Свиньин: "В щегольски убранном
доме богатая библиотека и лучшие европейские журналы". Одновременно
он отметил, что хозяин имел отличного повара и полные погреба французских вин.
Радушие и гостеприимство хозяина привлекало многих путешественников.
28 июня 1825 года Кучук-Ламбат посетил Александр Сергеевич Грибоедов. Дивная
природа, оливковые рощи, смоковницы, аллеи кипарисов, беседки среди зелени произвели
на него впечатление. А в сентябре 1837 года в усадьбе Бороздина побывал В. А.
Жуковский. Как видно из дневника известного поэта, "он много рисовал
и вывез отсюда много рисунков замечательных местностей и предметов".
Экзотика Биюк-Ламбата и прелесть уютного залива в Кучук-Ламбате оставили в памяти
поэта и художника неизгладимое впечатление. Он сделал зарисовки, вошедшие в
альбом, хранящийся в фондах Эрмитажа. Владелец имения в момент посещения его
Жуковским был уже в преклонном возрасте, ему шел 72 год.
Дворец кн. Гагариных
Вскоре А. М. Бороздин заболел и 8 декабря 1838 года скончался в Симферополе
в возрасте 73 лет после тяжелой и долгой болезни, оставив семье большие долги.
4 марта 1839 года Таврическая палата гражданского суда составила раздельный
акт на имение А. М. Бороздина. Марье Андреевне Гагариной (дочери владельца)
досталось движимое и недвижимое имение:
1)3 части дома в Симферополе;
2) 48 душ мужского пола (дворовых);
3) 2 господских каменных дома со службами и хозяйственными постройками в Кучук-Ламбате;
4) в деревнях Кучук-Ламбате, Биюк-Ламбате и Алуште фруктовые и виноградные сады, пахотные и сенокосные земли, строевой и дровяной лес.
Имение Бороздина в Биюк-Ламбате с водяной мельницей, фруктовыми деревьями,
пахотными землями, всего 32 десятины, 2224 кв. саж. согласно раздельного акта,
"остаются в вечное и потомственное владение" второй дочери Екатерине
Шостак (б. Лихаревой).
Мария Андреевна Гагарина обязалась погасить долги А. М. Бороздина, несмотря
на проявленную со стороны отца жестокость по отношению к ней. В 1825 году Мария
Андреевна против желания отца вышла замуж за Иосифа Викторовича Поджио, участника
Отечественной войны 1812 года, героя Бородино. Как член Южного общества он был
приговорен к 12 годам каторжных работ, но по просьбе своего тестя вместо Сибири
отправлен в Шлиссельбург, где и отбыл назначенный срок. Бороздин всячески препятствовал
дочери разделить участь мужа, к чему она делала попытки еще в 1830 г. Пребывание Поджио в тюрьме тщательно скрывалось от семьи, ему было разрешено писать, не
указывая своего местонахождения. В 1834 году Поджио отправлен на поселение в
Восточную Сибирь. Умер в Иркутстке в доме Волконских, куда прибыл за 2 дня до
смерти. Похоронен на бывшем Иерусалимском кладбище.
Впоследствии М. А. Бороздина вышла замуж за князя Александра Ивановича
Гагарина, адъютанта Новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова.
М. А. Гагарина поручила имение Кучук-Ламбат своему мужу "в полное
управление и распоряжение, предоставляя собираемые с того имения доходы употреблять
на устройство и улучшение оного". Новый вдаделец имения Кучук-Ламбат
предпринял решительные шаги, погашая долги своего тестя. В апреле 1839 г. часть
имения с виноградником, фруктовым садом, первым барским домом (разрушен в 1927
г. ), хозяйскими и жилыми постройками - всего 37 десятин 396 кв. саженей была
приобретена надворным советником Александром Николаевичем Андреевым. Это помещичье
хозяйство было отделено от Гагаринского имения каменной стеной. Впоследствии
А. Н. Андреев из-за постоянных раздоров с кн. Гагариными продал свою часть Сомову(крупному
землевладельцу, хозяину огромного конного завода в Воронежской области), от
которого имение перешло к его дочери, в замужестве принцессы Мюрат. Это богатое
владение в числе других было проиграно Мюратом и в 1904 г. перешло в Удельное
ведомство.
Во время русско-японской войны 1905 г, и первой мировой 1914 г. бывший Мюратовской
дом использовался под санаторий для высшего командования. Император Николай II неоднократно приезжал сюда. Существовала идея строительства новой летней
резиденции в Кучук-Ламбате.
Второе имение, образовавшееся на западной территории Кучук-Ламбата -это
Карасан. Еще в 1835 году первый владелец А. М. Бороздин уступил фруктовый сад
своему брату Михаилу Михайловичу Бороздину, наследником которого в 40-е годы
стал Н. Н. Раевский. Из переписки Н. Н. Раевского с гражданским губернатором
А. И. Казначеевым известно, что владелец Карасана мечтал приобрести весь Кучук-Ламбат
взамен Симферопольского дома, но намерение
это не было осуществлено.
В 1887 году на территории парка имения Карасан был воздвигнут замечательный
четырехэтажный дворец в строго мавританском стиле, в следующем 1888 году - небольшая
изящная церковь. Имение Карасан расширилось за счет приобретенных в 1838 году
у татар лесных и сенокосных земель. Из акта передачи имения Карасан следовало,
что оно состояло из 115 дес. 2118 кв. саженей земли, под виноградником - 23 дес. 1981 саж.; садом - 3 дес.; посевной - 21 дес. 720 саж.; парком - 5 дес.;
постройками — 3008 саж. и др.
Так из одного Бороздинского имения возникло 3 самостоятельных помещичьих
хозяйства.
В 1902 году кн. Анастасия Давидовна Гагарина, уже будучи в преклонном возрасте,
начала строительство нового дворца. На первый план выступала забота о комфорте,
удобствах жилища, о роскошном наружном и внутреннем его оформлении. С этой целью
она пригласила известного архитектора Н. П. Краснова для проектирования дворца
и ведения архитектурного надзора.
Строительство велось достаточно быстро. Материалы в основном были завезены
из-за границы: облицовочная керамическая плитка, мрамор для лестниц - из Италии,
венецианские стекла больших размеров - из Франции, черепица - из Германии. Строительные
материалы доставляли морем, подвозили на лошадях; использовались для перевозок
и волы. Каменотесы, плотники, столяры, облицовщики были из различных губерний
России - Курской, Владимирской и др.
Все хозяйственные постройки - жилые бараки дли рабочих, контора, винодельня,
конюшня, прачечная - размещались вдали от парка (на месте приморского дома).
Строительство дворца завершилось в 1907 году. Одновременно княгиня А. Д.
Гагарина продолжала благоустройство имения.
Архитектор Н. П. Краснов разработал проекты домовой Александро-Невской
церкви и винного подвала со сводчатым перекрытием для хранения марочных вин
иностранного и отечественного производства.
Домовая церковь, выдержанная в византийском стиле, из тесаного диорита привлекала
внимание современников и описана в различных путеводителях. "На мысе
находятся белая часовня с фамильным склепом и маленькая осьмиугольная красивая
церковь, имеющая не более 10 саженей в окружности: церковь вся сложена из правильных
тесаных кусков местного диорита; внутри 4 колонны из цельного монолита той же
породы". Александро-Невская церковь была освящена 11 ноября 1902 г.
Современники отмечали изящество мраморного иконостаса, мозаичных икон работы
академика Токарева.
В 1907 году в память Александра Ивановича Гагарина княгиня Гагарина построила
небольшую, но удобную больницу на несколько коек, на собственные средства держала
врача и другой медперсонал. Больница и амбулатория находились в Биюк-Ламбате.
Врач оказывал бесплатную медицинскую помощь жителям нескольких деревень.
Свободные земли сдавались в аренду, что являлось существенным источником
дохода, однако средств явно не хватало. Широко развернутое строительство требовало
громадных капиталов (в 90-е годы XIX века княгиня построила 2-й жилой дом, а
первый был заброшен и постепенно разрушался). Сооружение в начале XX века замка-дворца
окончательно разорило владелицу: погашением долгов уже после смерти А. Д. Гагариной
занимался крупный бакинский нефтепромышленник Дадиани, родственник племянницы
бывшей владелицы кн. Тархан-Мауравви (Моуравовой). Благоустройство имения продолжалось
и при кн. Тархан-Моуравовой. В 1910-1912 годах вдоль набережной была построена
подпорная стена.
Кн. А. Д. Гагарина похоронена возле домовой церкви. В 1922 году кн. Тархан-Моуравова
погребена радом с могилой княгини, в нескольких метрах от бывшей церкви. На
холме - высшей точки Кучук-Ламбатского парка - расположен семейный склеп-часовня,
где похоронен первый владелец имения А. М. Бороздин.
Примечания
Архитектура дворца Гагариных
Романтический
характер природы этого уникального уголка южного региона обусловил выбор проекта
дворца и мотивах модернизированной древне-германской замковой архитектуры. Прямым
аналогом этому сооружению мог быть дворец Александра III в Верхней Массандре.
Оба здания имеют сходство в трактовке архитектурных форм и декоративной обработке
фасадов. Сложная пластическая композиция, вытянутые и усеченные щипцы башен
с зубчатыми стенами, изумительная по технике и художественному мастерству цветная
облицовка стен керамической плиткой с матовой поверхностью выделяют Гагаринский
дворец как монументальное и самобытное произведение искусства.
Объем здания смело вторгся в великолепную природную среду, вписываясь и
растворяясь в ней. Его сложная кровля, крытая яркой черепицей, способствовала
созданию эмоционально-выразительной игры светотени. Здание имеет вертикальную
центральную ось, ясно выделенную порталом, балконами, пинаклями, башнями и треугольниками
щипцов, завершенных изящной ступенчатой формой. Высокие крыши и щипец, торцовая
ориентация здания восходили к древним традициям германской архитектуры периода
готики. Башни и фронтоны сочно декорированы, особенно в верхней части. Однако
здесь нет нагромождения архитектурных объемов - они облегчены и вытянуты вверх.
Выразительность объемно-пространственной композиции достигается и такими элементами,
как высокие зубчатые башни, ажурные парапеты балконов, сложное оформление крыши,
ступенчатая конфигурация щипцов. Этих элементов вполне достаточно, чтобы тяжеловесные
и нарочито укрупненные формы не казались грузными. Строгое и целостное оформление
фасадов способствовало единству всех частей здания, которое в общем отличается
компактностью. Сложность плану здания придали выступающие ризалиты, способствовавшие
усилению пространственного восприятия, и другие объемы с башнями и балконами.
Сочетание
четырехскатной, двухскатной, вальмовой и односкатной кровли создало интересную
гамму оформления. Обрамление входов, оконных проемов, парапетов на крыше, венчающего
карниза, ограждений карнизов выполнены из песчаника серого цвета с гладко обработанной
поверхностью или бучардированной, исполненной в технике тески, с мозаичной отделкой.
Поверхность стен облицована итальянской керамической плитой желто-охристого
цвета, что придало особое очарование зданию и прекрасно гармонировало с живописными
купами зелени. А сильно выступающие обрамления окон создали впечатление импозантности,
готической внушительности профилей.
Здание рассчитано на круговой обзор, поэтому одинаково тщательную отделку
получили все фасады. В прорисовке главного фасада чувствуется незаурядное мастерство
зодчего - архитектора Н.П.Краснова. Главный фасад имеет асимметричное построение
с выделенной ризалитом центральной частью, смещенной влево, где располагается
вход. Парадность этого объема усиливается архитектурно-обработанным в виде профилированных
тяг порталом со входной деревянной дверью художественной работы, ведущей в небольшой
уютный тамбур, тоже выполненный из ценных пород дерева - дуба в сочетании с
остекленными полотнами. Угловые звенья тамбура оформлены плетенкой из дерева
темного цвета в технике резьбы. Спаренные полуциркульные окна I этажа и окна
прямоугольных очертаний II этажа разнообразят правый фланг главного фасада,
завершенного 3-этажной башней, функционально предназначенной под помещение для
прислуги. Мотив крупного проема с лучковым завершением характерен для левого
фланга главного фасада, что давало прекрасную освещенность гостиной дворца,
создавало эффект воздушной открытости здания. Несомненно, что главный фасад,
обращенный на восток, - это самая представительная, нарядная часть здания.
Большую смысловую и пластическую нагрузку имел и торцовый фасад, обращенный
к морю. Этот южный фасад уплощен, завершен вытянутым усеченным щипцом, стороны
которого имеют ступенчатую конфигурацию. Дверной проем акцентирован обрамляющим
его рельефным лучкообразным элементом - родовым гербом с надписью на латинском
языке: "В древности - сила". Это родовой герб кн. Гагариных,
эмблема с символическими фигурами рыцарей и щитом, выражавшим исторические традиции
владельцев, передававшиеся из поколения в поколение. Герб кн. Гагариных решен
в виде панно: композиционная и пластическая нагрузка отведена барельефу, в центре
которого щит, символизирующий благоразумие, защиту, с виноградной лозой (олицетворение
мирного занятия владельцев), вековым дубом (олицетворение мощи) и кабаном (олицетворение
силы). По обеим сторонам щита - изображение рыцарей в доспехах. Герб Гагариных
увековечивал ратные подвиги предков рода, подчеркивал его святость и незыблемость.
Внутренняя планировка двора смешанная - анфиладно-коридорная. Декоративное
убранство интерьеров дворца (резьба по дереву, декор в технике лепки) несет
в себе художественную ценность. Особенно примечателен двухсветный зал-холл,
прямоугольный в плане. Плоскости стен и потолок расчленены на геометрические
фигуры с выделенной центральной частью, обогащенной орнаментальными композициями
из виноградных листьев с колосьями. Композиции геральдических мотивов покрывают
поверхность верхнего яруса зала. Лепной декор выделен белым и бронзовым цветом.
Из огромного окна прямоугольных очертаний с цельными венецианскими стеклами
лился большой поток света, создавая неповторимый эффект светло-голубому фону
зала, выделяя парадную лестницу из белоснежного мрамора, устроенную по периметру
всего зала. Вдоль лестницы в нишах подковообразной формы, обрамленных полными
наличниками с полочками внизу, размещались некогда картины работ русских и западноевропейских
мастеров.
В гостиную ведет эффектно оформленная дверь, обрамленная наличником с перевязкой
замковым камнем маскароном в виде львиной головки. Над дверью - картуш, изысканно
украшенный цветами. Орнаментальную композицию картуша дополняли вазы, расположенные
по обеим сторонам.
Интерьер был обогащен каминами, паркетными полами, деревянными панелями,
расчлененными на отдельно профилированные плоскости. В настоящее время стены
всех помещений здания гладко окрашены, лишены каких-либо декоративных убранств.
Утратила декор и гостиная.
В целом дворец-замок, обдуманно вкомпонованный в ландшафт мыса Плака, имел
свой запоминающийся облик и поныне поражает своей величественной архитектурой.
Светлана БЕЛОВА
(С) CD "Дворцы и имения Крыма"