Алупка. Начало большого сезона. Июль 2002г.

Автор: Александр Гайко 
Дата:   25-07-02

Алупка. Начало "Большого сезона" 2002 года

Так получилось, что отпуск пришелся на самый разгар июля. Мне не очень нравится июль на Южном Берегу Крыма из-за бескомпромиссной жары, но других вариантов на этот год не предвиделось...
Ехали семьей.


Дорога туда и цены на такси

Отъезд - 6 июля 2002г. Поезд 129 Москва-Симферополь, плацкарт. Ничего особо плохого сказать про этот поезд не могу. Нам достался состав, "мобилизованный" с линии Севастополь-Киев. Окна в вагоне открывались, и ладно. Кстати, у этого поезда наиболее удобное расписание: из Москвы отправляется в 7.37, а на место прибывает в 5.14 утра по Киеву. Поезда в этом году стали ходить быстрее. От Курска до Харькова поезд тащился еле-еле, хотя из расписания не выбился. Зато после Харькова, уже ночью, набрал бешеную скорость и так и пронесся до самого Симферополя.

Таксисты в Симферополе стали более реалистичными в своих запросах. Около вагона до Алупки предлагают довести за $30. Правда, какой-то проходящий местный добавил, встревая в разговор, "с человека", но это они шутят так. На привокзальной площади начинают поступать предложения от "Гостакси" за $20. Но мы продолжаем упорно двигаться к автобусной кассе, да вот уже и автобус на Симеиз стоит, сейчас быстренько с водителем договоримся... Не дали. На финишной прямой посыпались предложения, начинающиеся словами "ялтинский водитель". 80 гривен до места, а нас четверо. На автобусе обошлось бы ненамного дешевле, но потом с трассы спускаться с вещами... Устоять невозможно, и мы не торопясь, но в то же время быстро, доехали на очень стареньком БМВ прямо до дома.

Хорошо ехать рано утром по полупустой трассе, так что не огорчайтесь, если попали на 129 поезд, есть в этом свои плюсы.


Погода

Июль есть июль. Злое солнце и температура днем до +41. А ночью была и +33. Мало удовольствия. Чем-либо укрыться во время сна просто невозможно, и тут же попадаешь в гнусные лапы москитов. Что касается моря, видимо дает о себе знать глобальное потепление климата. В прошлые годы вода в июле на Южном Берегу прогревалась максимум до +24, в августе - до +26 (да и то на три-четыре дня). И только редкие годы в августе доходило до +28. В последние же года три-четыре вода уже к началу августа прогревалась до +28 и держалась почти весь месяц. И этот год, видимо, исключением не будет. Купальный сезон-2002 начался беспрецедентно рано. Уже 10 июня в Алупке вода была +22. Когда мы приехали, было +24 - +26. К двадцатым числам - +27 и процесс продолжается. При этом еще не было ни одного сколь-нибудь заметного "сгона" воды.

Даже местные переносят эту жару с трудом. Молят, чтобы прошел хороший дождик. Тщетно. Алупку дожди, как правило, обходят стороной. Хороший ливень прошел над Севастополем, была мощная гроза на Ай-Петри. Даже в Симеизе, рекордсмене по количеству солнечных дней в году, прошел очень неплохой ливень. Алупке досталось за все время моего пребывания только 15 минут мало вразумительного дождика, но лучше бы его не было вообще. Вышло солнце и при 40-градусной жаре с мокрого асфальта стали подниматься мощные испарения. Город окутала дымка. Воздух - ничуть не лучше, чем на Кавказе. Нет. Уж лучше вообще никаких дождей, чем такие.

Кстати, в Ялте, куда приезжали несколько раз, жара переносится гораздо хуже. Почему - понятно.


Валюта

Как известно, курс гривны в курортных поселках Южного берега определяется не паритетом покупательной способности и не другими умными вещами. Он формируется под мощным давлением русской и американской валюты на рынок. Доллар в Алупке практически везде принимают по 5,10. С рублем ситуация более интересная: в основном его принимают по 15, но были попытки поставить и 14,5 и даже 14. К счастью, попытка не увенчалась успехом. Тем не менее, удается найти обменники, которые принимают рубли по 15,5.
С евро ситуация вообще интересная. Формально его принимают везде, но разнобой полный. Очевидно, что есть банки, которые умеют и хотят работать с евро, а есть, которые не хотят. Мне приходилось в один и тот же день наблюдать курсы как выше доллара, так и заметно ниже.

Практичесий вывод: доллары в пределах поселка можно менять практически где угодно, для рублей уже имеет смысл поискать обменник получше, а чтобы хорошо поменять евро, надо произвести полное обследование ситуации.

В Алупке наиболее выгодные курсы:

USD – 5.12;
E – 5,17;
RR – 15,5

обнаружены в самой гуще новой застройки около рынка. Один из этих обменников находится внутри магазина №19, второй – прямо на улице, проходящей вдоль нижнего края рынка. Район новой застройки (пяти и двенадцатиэтажные дома) расположен в западной части Алупки выше Зеленого Мыса.

Кстати, квитанции при обмене все поголовно давать разучились. Поэтому предложения поменять по «среднему» курсу не находят отклика.


Начало «Большого сезона» и некоторые цены

Местные жители началом «Большого сезона» считаю 10 июля. Именно в этот день произошли заметные изменения в их поведении.
На давно непопулярный рынок около автостанции вышли 5-6 торговцев овощами и фруктами, до этого там находился один человек.
На площади около автостанции выстроились таксисты, спокойно поджидающие клиентов, готовых уехать в Ялту за 40 гривен;
На улицы вышли жители с плакатами «Сдаю жилье».

Самый интересный феномен состоял в том, что местные практически поголовно жаловались на то, что отдыхающих в этом году очень мало. И в то же время я видел своими глазами, что на пляжах людей больше, чем даже в августе прошлого года. Все оказалось проще – резко вырос удельный вес приезжих из Украины и Белоруссии. Украинец, по своему обыкновению, азартно торгуется, а белорус тихо-мирно отказывается от предложения, которое не по карману, и ищет более доступное. Таким образом, цены на жилье в общем практически не изменились. Изменилась несколько их структура – цены стали более адекватными качеству.
Прошлый сезон не прошел зря, и многие хозяева озаботились проблемой непрерывной горячей и холодной воды.
В частном секторе цены на жилье около моря могут доходить до $20 с человека, в центре – от $5 до $15. Наиболее типовое и реальное предложение – двухместная комната в гуще центра $15 за двоих. Отдельно от хозяев.
Что касается дешевого жилья, далеко от моря (точнее, не столько далеко, сколько высоко), то его хватает с избытком. Заселение туда началось только ближе к двадцатым числам июля. Вполне реально найти жилье с нормальными удобствами, непрерывной горячей и холодной водой за 15 гривен с носа. Хозяева такого жилья ждут августа, когда отдыхающие сами будут в двери стучаться.

Что касается городской застройки на Зеленом Мысе, то могут сдавать как квартиры целиком, так и отдельные комнаты. Цены в среднем $15 в расчете на комнату, если без хозяев. Многие отдыхающие предпочитают жилье городского типа частному сектору. Но конкретно в Алупке надо учесть следующее:
Жилье образовано в основном пятиэтажками, лифт там не положен по штату. А в двенадцатиэтажных домах лифты есть, но не работают и работать в этом году не будут.
Кроме того, в таком жилье сложнее решается проблема непрерывной воды, а напор наверху очень слабый.

В общем, Алупка, вальяжно раскинувшаяся на большой территории, имеет достаточно жилья, особенно дешевого вдали от моря. Чего, к сожалению, нельзя сказать о пляжах.


Пляжи

В прошлом году по указанию Кучмы, все пляжи в Большой Ялте, за небольшим исключением, сделали бесплатными. В этом году все постепенно возвращается на круги своя. Платными вновь стали Городской пляж (под Воронцовским парком) и пляж «Лазурный Берег» (под Автостанцией). Детский пляж остался бесплатным. Остальные дикие пляжи («Черный бугор» и другие) и до этого всегда бесплатными были. О пляжах стоит говорить отдельно и более подробно. Здесь только добавлю, что в этом году разблокированы подъезды к пляжам, поэтому к «Лазурному Берегу» и к Черному Бугру, как и в прежние времена, можно подъехать на машине.

Народу как на платных так и на бесплатных пляжах очень много. Несколько больше, чем в августе прошлого года. В основном вокруг слышится ШОканье. На бесплатных пляжах народ упорно не желает брать в прокат топчаны. Еще чего, нам и на простынке хорошо. Место в первом ряду простынок реально занять только в семь утра. Грустно, что в августе будет еще хуже. В камнях ведь могут купаться не все. А в шторм нет и этой спасительной альтернативы.


Отдых в городе и питание

В этом году заметно большое оживление в плане всяческого строительства. Быстрыми темпами достраивается частная гостиница прямо под автостанцией. Какие-то непонятные, но объемные стройки идут около пляжа «Лазурный берег» и в других местах. Даже маленький симпатичный молельный дом христиан-баптистов строит у себя на территории нечто монстрообразное.

Всяких мелких кафешек стало еще больше. Приятная тенденция: даже примитивный ларек стремится обзавестись около себя столиками под навесом. Утром и днем всегда есть, где присесть с бокалом пива.

Вечером, конечно, толпа на центральные улицы Алупки выходит изрядная. Я бы даже сказал, пугающе изрядная. И тогда становятся занятыми многие столики в кафе. Днем же большинство кафе пустует. Особенно «Ностальжи», о котором неоднократно писали.

Для недорогого питания наиболее подходит кафе «Луна». Обед обходится в 8-12 гривен. Очередей в кафе и столовые замечено не было.


Транспорт

Открытие аквапарка в соседнем Симеизе не могло не сказаться тем или иным образом на работе транспорта. В этом году произошли следующие изменения:
Восстановлено прямое морское сообщение прогулочными катерами от Гурзуфа до Алупки. В прошлом году приходилось делать пересадку в Ялте.
Маршрутка 36 Ялта-Понизовка стала ходить гораздо чаще. Теперь Кацивели и Понизовка еще больше приблизились к ялтинской цивилизации. Именно эта маршрутка и идет через аквапарк;
Маршрутка, следующая рейсом Ялта-Алупка-Нижняя Дорога теперь имеет номер 32;
До аквапарка из Ялты пущены также специальные маршрутки (8 штук).

Вообще, надо сказать, маршруток не хватает. Гарантированно сесть на них можно только на конечных станциях. На промежуточных остановках реально сесть только в 26 (Ялта-Симеиз), пропустив 2-3 из них. В 36 залезть в середине маршрута – вопрос большого везения. Наверное поэтому в этом году в маршрутках ввели специальный повышенный вечерний тариф после 21.00.
В Симеизе, на улице, ведущей через центр города – очень оживленное движение как людей, так и автотранспорта, нередки заторы. Симеиз мне показался переполненным. Что касается аквапарка, то об этом – отдельно.


Что еще интересного

Понравился ялтинский зоопарк, небольшой и уютный, особенно для зверей. Еще прошлись пешком на Ай-Петри через Шаан-Кая. Описание этой тропы в свое время я давал по воспоминаниям почти десятилетней давности. Теперь там все не так, поэтому описание тропки и как ее поймать, приведу отдельно. Тропа заслуживает внимания как кратчайший (из безопасных!) маршрутов Алупка – вершина Ай-Петри.

Кстати. В начале июня через Форум проскакивали сообщения о том, что на Ай-Петри пытаются содрать гривны для прохода к зубцам. Когда я был, этого не наблюдалось. Дело в том, что подобные вещи случаются уже не первый раз, и обычно они случаются в самом начале лета. В прошлом году, например, в Алупке решили исправить досадную ошибку, и молодежь блокировала доступ не только к бесплатным пляжам, но и даже к камням. В этом году, видимо попытались сделать то же самое с вершиной Ай-Петри.
Такие вещи моментально пресекаются милицией, как только она об этом узнаёт. Так что если мы тихо-мирно платим денежки за такие вещи и никому не сообщаем, то сами и виноваты.

Да, как же! Извечная тема: мусор. В этом году произошли некоторые изменения в лучшую сторону. Особенно в прибрежной полосе. Мусора стало меньше, контейнеров - больше. Но наверху, где находится основная масса частного жилья, ситуация пока мало улучшилась.


Дорога обратно

Уезжал один. Семья осталась отдыхать дальше. Билет на автобус Симеиз-Симферополь, который проходит через Алупку, был приобретен заранее без малейших проблем в кассе на автостанции. Автобус шел строго по расписанию, но на заключительном километре пути улица к вокзалу оказалась перекрытой дорожно-ремонтной техникой. Водителя об этом заранее не предупредили! В результате пришлось возвращаться и искать другие проезды. Водитель Симферополь знал не очень хорошо. На объездном пути образовалась мощная пробка. Поворачивал троллейбус на перекрестке, и у него слетел один рог. Да еще в таком неудачном месте: прямо на крестовине пересечения проводов! Вставить туда этот несчастный рог водитель троллейбуса не мог очень долго, так он и стоял на перекрестке, перегородив дорогу. В результате – опоздание на 35 минут. Поезд уже стоял и сходить на рынок около вокзала не успел.

68 поезд остановки делал короткие, поэтому сильно много фруктов по дороге купить не удалось. В Джанкое вообще продавцов гоняет милиция, а в Мелитополе все приходится делать на бегу.
Короче, час между прибытием автобуса и поездом все же мало. Надо рассчитывать на полтора как минимум.

68 поезд состоял из немецких вагонов. Хорошие вагоны, ничего не скажешь. Но не приспособлены они для путешествия по знойным степям Украины. Окна в вагонах не сдвигаются по-человечески вниз, а имеют какие-то уродские форточки, которые оставляют для воздуха только небольшую щель. Нечего говорить о том, что кондиционеры работали только в трех купейных вагонах.
Короче, 129 поезд меня больше устроил.

Итак, в Алупке стало несколько лучше по сравнению с прошлым годом. Но как она справится с августом – предугадать очень трудно.

 (С)Naiti.Ru




--> Жильё в Крыму <--