Путевые заметки. Крым, Алупка 1-12 августа 2000 г.

1. Предисловие.

2. Москва-Симферополь.

3. Симферополь-Алупка.

4. Поселок Алупка.

4.1. Питание.

4.2. Вино.

4.3. Связь. Сотовая и обычная.

5. Экскурсии.

5.1. Большой каньон Крыма.

5.2. Долина Привидений (г. Демерджи) – водопад Джур-Джур.

5.3. Бахчисарай (Успенский монастырь, Чуфут-Кале, Ханский дворец).

6. Симеиз.

7. Возвращение в Москву.

8. Выводы.

Предисловие.

Перед тем как поехать в Крым, встал вопрос, а собственно куда ехать? Вариантов было много, начиная от таких крупных городов, как Севастополь и Алушта, и заканчивая небольшими поселками на побережье. В Севастополе и Гурзуфе я уже был в предыдущие года,  и как вариант нашего место проживания мы их не рассматривали. В Крым я ехал со своей подружкой Аленой, и для нее это была первая поездка туда. Было несколько требований, которым хотелось бы, что бы соответствовало место нашего проживания:

-          это должен быть южный берег Крыма

-          наличие каких-нибудь местных достопримечательностей

-          близость трассы (не глушь)

-          наличие парка или зеленого массива

-          красивая природа и т.п.

Рассматривалось несколько вариантов куда поехать: Алупка, Партенит и Судак.  Выбор наш остановился на Алупке, т.к. она наиболее полно соответствовала всему вышеперечисленному.

Бродя в интернете в поисках информации об Алупке, я столкнулся с тем, что её не так уж и много (исключая заметки о 2000г.), и возможно этот материал кому-нибудь будет полезен.

Москва-Симферополь.

Билеты на украинский поезд №133 я купил недели за 3 до отъезда, отстояв часовую очередь на курском вокзале. Время прибытия поезда – 14.45 не самое удачное, но выбора не было.  И вот мы на перроне и ждем подачи нашего поезда. Войдя в вагон, мы были неприятно поражены царившей там обстановкой: все кровати и столики были в пыли, щели почти во всех окнах, а в некоторых купе окна просто до конца не закрывались. Но все прелести этого вагона проявились в пути – сквозило как в аэродинамической трубе. Чая не было, точнее он был, но титан работал по какому-то хитрому расписанию, которое человеческой логике было неподвластно. Мы, к нашей радости, захватили с собой несколько пакетов сока, так что эта проблема нас мало волновала. Спать приходилось ногами к окну, т.к. из окна сильно дуло, но мало того, при каждом встречном поезде, окно от встречных потоков воздуха начинало биться в проеме, грозя вывалиться в купе. Мораль: если у вас есть возможность, покупайте билеты на российские поезда - там чище, проводники приветливее, есть чай, да и сами вагоны в лучшем состоянии. Как исключение могу порекомендовать фирменный поезд №68 симферопольского комплектования. По словам ездивших в нем людей, хоть он и дороже обычных поездов, но обслуживание и тех. состояние вагонов того стоят.

Симферополь-Алупка.

В Симферополь мы прибыли в 14.45 по местному времени (в 15.45 по Москве). Прямиком направились к автовокзалу, который находится в нескольких сотнях метров от железнодорожного. На этом коротком пути к нам постоянно подходили водители с предложениями довезти до всех мыслимых и немыслимых городков и поселков Крыма. Предлагались такси и маршрутки.  Но на все их предложения мы отвечали решительным отказом, т.к. знали что рейсовым автобусом доехать будет дешевле. В кассах на автовокзале купили билеты до Алупки (рейс Симферополь-Симеиз) на 15.30. Как не удивительно, но большая часть пассажиров в автобусе была нам знакома по поезду, при том что все они ехали в Симеиз. Кроме них была ещё группа китайцев из 4-6 человек – «братья наши меньшие», как заметил один парнишка. Стоимость проезда за 2 места и 2 багажа - 20 гр./3.8$ (здесь и далее все цены для удобства будут даваться в двух вариантах: гривны/доллар). Нашим средством передвижения был достаточно старый автобус марки «Лиаз». С десятиминутным опозданием мы тронулись в путь. В районе Пионерского начался дождь, который сопровождал нас до самой Ялты. На Ангарском перевале китайцы, увидев вырывающийся дым из под задних колес (забавно, что только они обратили на это внимание), подняли шум, стали кричать водителю что автобус горит. Водитель остановился для проверки целостности нашего средства передвижения. Ликвидировав неполадку мы продолжили путь. В Ялте вышла небольшая часть пассажиров, в том числе и китайцы. Там же, в Ялте, наш водитель решил заправиться, для чего поехал на свою автобазу. В ходе заправки он мимоходом обронил, что у автобуса есть некоторые проблемы с тормозами. Это вызвало некоторое оживление в салоне. Представьте себе автобус у которого полный бак горючего, проблемы с тормозами и периодически  появляющийся дым из под днища. И он разъезжает по горному серпантину. В этом свете очень актуальна была  надпись над выездом с автобазы «Счастливого возвращения».  Наверное не многие вернулись…

Как ни странно до Алупки мы доехали, вышли на трассе. На часах было около восьми вечера. Внизу виднелись знакомые очертания Воронцовского дворца, но туда предстояло ещё спуститься. Мы держали путь в центральную часть города, к остановке Горсовет. Преодолев достаточно крутой спуск, мы вышли к остановке. Там я надеялся встретить людей, которые предлагали бы жилье в частном секторе, во всяком случае, я об этом читал в интернете. Они действительно там были, но, к сожалению, не в том количестве, которое я ожидал – человек пять, не больше. По одному они к нам подходили и интересовались: за какую сумму мы рассчитываем снять жилье, что нам требуется и оглашали свою цену, примерно 10-15$ за отдельную комнату или 1 комнатную квартиру. Эти цены меня не устраивали, т.к. я рассчитывал на несколько иной уровень, порядка 6-8$ за отдельную комнату или квартиру. А один мужик предложил нам поселиться в переоборудованном гараже (просил 10$), один из доводов звучал так, если вы придете, то увидите как там классно и останетесь.  Что он имел в виду, говоря, что мы там останемся, может это был местный маньяк? Одно из предложений я посмотрел, но совершенно не устроило - 6$ за полуподвальное помещение, но с 4 кроватями. Оставался вариант рекомендуемый в интернете:  ходить по домам и опрашивать владельцев, не сдают ли они жилье, чем я и занялся. Алена осталась с вещами, а я побежал в поисках жилья, т.к. темнеет на юге достаточно быстро. Бегая в поисках жилья, я встретил китайцев из автобуса. Когда они успели в Алупку приехать? Как выяснилось жилья свободного было мало, а за то, что было свободно просили 10-15$. Обойдя несколько центральных улиц, я нашел приемлемый вариант, за 9$ предлагалась отдельная комната в двухэтажном доме (на 1-м этаже) + санузел с горячей водой + кухня с плитой и посудой. Она имела отдельный вход, так что от хозяев мы не зависели. И кроме того была номинально рассчитана на 3 человек. Если кому-нибудь интересно, могу выслать по e-mail телефон хозяйки, она может предоставить ещё 2 комнаты и не только в летний сезон. После того как мы разместились и немного отдохнули мы пошли осматривать город. Ближе к ночи Алупка погружается в темноту, за исключением двух центральных улиц. В такой ситуации очень помогает обычный фонарик. Множество людей, местные и отдыхающие, гуляя вечером и ночью пользуются ими. Мы тоже не стали исключением и на следующий день приобрели себе маленький фонарик.

Посёлок Алупка.

Теперь по поводу самой Алупки. Находится она в 17 км к западу от Ялты, на склоне Ай-Петринской яйлы и растянута вдоль побережья на 4 км. Алупка имеет очень удачное расположение: на западе она  граничит с самым теплым местом Ю.Б.К. - п. Симеиз, а на востоке с самым солнечным - п. Мисхор. Не зря именно это место выбрал для своей резиденции генерал-губернатор Новороссийского края граф М.С.Воронцов. Алупкинский (Воронцовский) дворец, построенный им, Лестница со львами в Воронцовском дворце (1024 x 655 ) 77 Кб наверное самое посещаемое место в Крыму. Он строился 16 лет по проекту английского архитектора Эдуарда Блора, никогда при этом не бывавшего в Крыму. Проект был сделан по натурным рисункам местности и очень удачно вписался в природу южного берега. Но ещё более чем дворец пВ Алупкинском парке (1024 x 672) 105 Кботрясает воображение Алупкинский парк. Он раскинулся на горных, спускающихся к морю, склонах и занимает порядка 40 га. Вы будете смеяться, но не испытывая никаких Мы с Аленой в Алупкинском парке (667 x 1024) 94 Кб проблем с ориентированием в таком большом городе как Москва, я очень часто не мог определить свое местонахождение в Алупкинском парке. В нем очень много вертикальных и горизонтальных дорожек хаотично  пересекающихся друг с другом, и местами очень густая растительность. Все это вместе иногда создавало проблемы для определения своегоВоронцовский дворец (664 x 1024) 72 Кб местонахождения, но нас всегда выручала Аленка, которая разобралась в этом лабиринте гораздо быстрее чем я. В Воронцовском дворце проводятся экскурсии – 1 час по дворцу + 1 час по парку – 6 гр./1.15$ с человека. За фото и видеосъемку надо платить отдельно, но мы не платили, да никто и не проверял. Путь на пляж всегда проходил через парк, из-за того, что сам город расположен выше Воронцовского дворца, и занимал у нас чуть более 10 минут. Так как мы жили в центре это не создавало особых проблем. Но для тех кто жил высоко на окраинах, спуск к пляжу, и особенно подъем обратно домой представлял большую проблему: как-то мы встретили женщину, которая с мужем снимала жилье где-то гораздо выше нас, она рассказывала, что уходят они утром из дома и возвращаются только вечером, при этом сразу берут все то что имВ оранжерее Воронцовского дворца (675 x 1024) 80 Кб может понадобится в течение дня. По ее словам, жилье они снимают очень недорогое, но это не компенсирует тех неудобств, которые они испытывают. И на второй неделе своего отдыха они хотели бы переехать жить куда-нибудь ниже. Купаться и загорать мы ходили на пляж рядом с пристанью, у него есть несколько плюсов: на нем не так много народа, как на соседних, он бесплатный и там мелкая галька, в отличие от валунов на других. На мой взгляд пляжи в Гурзуфе, Симеизе, Солнечногорском и Севастополе лучше чем в Алупке, но нам и там понравилось. Обменные пункты на каждом шагу и с обменом валюты никаких проблем не возникало. Курс (5.25 за 1$) даже на 2-3 укр. копейки выгоднее чем в Ялте. Вода в кране была всегда, кроме предобеденных часов (11-13).

С пристаВид на "Ласточкино гнездо" с теплохода (1024 x 664) 88 Кбни регулярно отправляются прогулочные теплоходы, моАлена в "Ласточкином гнезде" (1024 x 667) 68 Кбжно доплыть до Гурзуфа. Мы таким образом добирались до Ласточкина гнезда – проезд 5гр./1$. При этом с моря оно производит гораздо более сильное впечатление, чем в близи. А если вы захотите подняться  на территорию, где оно находится, то с вас возьмут 2 гр./0.4$.

Как-то мы попытались воспользоваться канатной дорогой, для подъема на Ай-Петри, но ничего не вышло. В кассу была просто немерянная очередь, которая совершенно не двигалась, т.к. экскурсионные группы проходят без очереди, а потом уже все остальные. Потусовавшись там полчасика, мы двинули в Ялту. Про неё ничего лестного сказать не могу: толпы народа, город опять таки…

В Ялту лучше ездить на маршрутках, чем на рейсовых автобусах: в 2 раза быстрее и по ногам никто не ходит.

Немного информации о пляже на территории пансионата «Златоуст».

В один из дней мы с Аленой возвращались на маршрутке из Ялты, но уже за километр перед въездом в Воронцовский дворец машины толпились в «пробке». Решили пойти дальше пешком. Рядом с дорогой, на Та самая горка... (668 x 1024) 73 Кб обрыве, спускающемся к морю, расположена беседка, а внизу раскинулся пансионат  «Златоуст» с пляжем при нем. И на этом пляже, занимающем порядка 200 метров, было всего 5 загорающих человек. Нам с Аленой показалось несправедливым то, что у нас в Алупке на пляже просто не протолкнуться, а здесь он пустует, и мы решили спуститься вниз и позагорать. Горка там весьма крутая, приходилось постоянно хвататься за какие-то кусты и коряги, что бы не уехать вниз. И все бы хорошо, да на середине пути мы стали перед дилеммой: то ли спускаться по отвесному обрыву, то ли подниматься обратно наверх. На наше счастье нам сильно помог местный парнишка поднимающийся наверх - он указал правильный маршрут спуска. На последних метрах у меня с плеча слетел и покатился вниз рюкзак набитый бутылками с вином, купленными в Москву. Несчастья не произошло, все осталось цело (;-)… Спустились мы с горы насквозь мокрые от пота и грязные от пыли, а перед нами в виде приза было море и пустующий пляж. На фото, сделанном на пляже,  представлена эта горка с беседкой, но крутизны горки здесь не видно. Вышли мы с территории без каких-либо проблем через КПП. Если у кого есть желание позагорать на этом пляже то он может повторить наш маршрут.

Питание.

Если у вас нет желания готовить самим, то к вашим услугам великое множество различных кафе, забегаловок и ресторанчиков. Качество еды, обслуживания и цены очень разнятся. Питались мы в различных кафешках, дабы не тратить на готовку драгоценное время отдыха. По правде говоря питался только я, а Алена ела только фрукты-овощи, у нее было что-то типа разгрузочной диеты. Ниже я приведу небольшой перечень заведений общепита в которых нам посчастливилось побывать.

1.       Кафе Ирина. Первое место в нашем хит-параде. Хорошая еда, официанты быстры и предупредительны. В отличие от других заведений заказанные блюда подаются почти сразу. В меню сразу предупреждают, что при расчете берутся чаевые в размере 7 % от стоимости заказа. Алена заказала там салат «Огород» - целая тарелка нарезанных овощей, так мы вдвоем еле-еле справились с ним.

2.    Кафе-столовая Магнолия. Второе место. В принципе это обычная столовая, но там достаточно неплохо готовят, не большой, но есть выбор блюд, не дорого. Сюда мы заходили достаточно часто, в том числе и для экономии времени, т.к. ждать когда исполнят твой заказ в других заведениях сил и времени не было.  Алене здесь очень нравился салат из капусты с символической ценой в 1 гривну. Комплексный обед обойдется в 12-14 гр./2.5$.

3.     Алиса. Находится по соседству с причалом, чуть выше пляжа. Каждый вечер «живой» концерт. Недорогое кафе. Кухня начинает работать со второй половины дня, а в первой работает только бар. Качество обслуживания очень разниться, один раз мы с Аленой так и не дождавшись, когда к нам подойдет официант, пошли обедать в Магнолию… Лучшее место для вечернего отдыха: вид на море, шум прибоя, живая музыка, под боком Алупкинский парк и т.п.

4.     Натали. Находится в самом центре. Правее памятника Ленину, если стоять к морю спиной. Когда мы гуляли вечером к нам иногда подходили ребята-подростки и предлагали ознакомится с меню этого ресторана или зайти в него. Как-то мы последовали их совету. Занимает 2 или 3 этажа, к сожалению уже не помню. Нормальный ресторанчик, но цены явно выше среднего.

5.     Кафе (в меню было написано ресторан) Алупка. Последнее место в рейтинге. Находится в самом центре. От момента заказа до его исполнения проходит очень большое количество времени. Готовят достаточно средне. Но больше всего не понравились скатерти на столах - не первой свежести, с пятнами… Цены выше среднего.

Были ещё в нескольких заведениях, но они ничем особенным не отличаются, и следовательно, не претендуют на отдельное упоминание.

В Алупке есть рынок, но очень маленький – торгует человек 15. Спектр предлагаемой продукции достаточно традиционен: персики, абрикосы, арбузы, дыни, виноград, груши. Выбора особого нет, но, например, персики можно выбрать из 4-6 различных сортов. Дыни тоже представлены несколькими сортами. В Алупке мне удалось попробовать самый вкусный сорт дыни, из тех, которые я пробовал - Ананасовый. Этот сорт был получен путем скрещивания дыни с тыквой. Мне очень понравился её нежный вкус. Внутри имеет ярко-оранжевую мякоть. Мы купили две штуки. Но Алена плохо себя чувствовала и попробовала только маленький кусочек, больше не захотела, хотя дыня ей понравилась. Я доел одну дыню и, в охотку, съел вторую, т.к. подумал, что такие дыни мы ещё раз купим и Алена сможет их нормально попробовать. Но, к сожалению, хоть и покупали мы этот ананасовый сорт ничего подобного на те первые дыни мы так и не нашли. Так что мне теперь стыдно, что я Алене не оставил первых дынь попробовать… А ещё мы попробовали сорт арбуза, который назывался «Мужской палец»!!! Эти арбузы, по форме похожи на дыни. Ничего подобного я до этого не видел.

Вино.

Крымские вина в рекламе не нуждаются. Все, кто бывал в Крыму знают, что они отличаются высоким качеством, особенно, произведенные объединением "Массандра". Одним из самых приятных впечатлений об отдыхе в Алупке было посещение дегустационного зала. Уходили мы оттуда нетвердой походкой… Он находится недалеко от Воронцовского дворца, если идти по направлению к Ялте. Сеансы  в 11.30, 12.30, 15.00, 16.00 и 17.00. В некоторые дни есть дополнительный сеанс в 20.00. Стоимость 7 гр./1.4$. Дегустация проходит в зале, где уже накрыты столы с образцами вин. На пробу дается 10 образцов вин по 20 грамм каждого. Дегустация сопровождается очень интересным  рассказом технолога об истории и технологии производства  каждого вида вина. Последовательность дегустации такая:

1. Алушта - столовое красное вино.

2. Мадера Массандра.

3. Херес Массандра.

4. Портвейн белый Крымский.

5. Портвейн красный Крымский.

6. Кокур десертный Сурож.

7. Седьмое небо князя Голицина.

8. Кагор Массандра Южнобережный.

9. Мускат белый левобережный.

10. Мускат белый Красного Камня

Все вина очень достойные, но хотелось бы выделить: Алушту- столовое красное вино (30 гр./5.7$), Портвейн белый Крымский (6 гр./1.2$), который на дегустации  очень понравился Алене, «Седьмое небо князя Голицина» (просто великолепное вино), и конечно, всемирно известный Мускат белый Красного Камня (это просто шедевр).

Во время дегустации технолога спросили: выпускает ли сейчас Массандра вино «Чёрный доктор»? На что она ответила, что нет, т.к. Алуштинский винодельческий совхоз, производящий это вино отделился от Массандры, и она, соответственно, потеряла все права на его производство. На рынках очень часто продают «Черный доктор» за 8-9 гр./1.6$, но его подлинность вызывает большое сомнение, т.к. есть информация, что производится оно в очень небольших количествах и почти полностью расходится среди работников этого совхоза .

Пробовали местное шампанское: «Мускатное игристое» - розовое (11.5 гр./2.2$) и белое (16 гр./3$) Севастопольского винзавода, и то и другое нам очень понравилось, но гораздо более понравилось розовое, т.к. на вкус оно более изысканное и приятное.  В основном при покупке мы отдавали предпочтение десертным винам, таким как:  Ай-Серез, Кокур десертный Сурож и т.п.

И пара слов об украинском пиве. Оно немного отличается от российского по своему вкусу, но при этом весьма приличного качества. Из местных сортов я пил только две марки: «Оболонь» - 1.8-2.5 гр./0.4$ и «Славутич» - 1.5-2гр./0.35$. Каждая имеет полный спектр сортов от светлого до крепкого. «Оболонь» в настоящее время очень широко продается в Москве и судя по всему пользуется хорошим спросом.

Связь. Сотовая и обычная.

Позвонить в Алупке можно из двух мест – с почты и переговорного пункта. Нам повезло, оба эти места находились на нашей улице. Для того, чтобы позвонить с почты необходимо приобрести телефонную карту,  максимальная емкость, которой - 120 единиц  (7.2гр./1.4$), ее хватало на 4 минуты разговора с Москвой. Более удобный вариант это звонить из переговорного пункта (находится на ул. Калинина и работает до 21.45), там вы платите какую-либо сумму в кассу и в пределах этих денег можете разговаривать. После разговора вам возвращают сдачу в кассе. Начиная с 20.00 начинает действовать льготный тариф, и очередь в кассу, по вечерам, заканчивается где-то на улице.

С сотовой связью все гораздо интереснее. В Крыму действуют 2 оператора GSM: UMC и Киевстар. В Алупке можно поймать сигнал обеих компаний, но качество приема Киевстара на порядок лучше и по большей части наш телефон в этой системе и регистрировался. Телефон от МТС - Alcatel Club db. Качество приема в городе очень сильно варьируется, что обусловлено горным рельефом. Замечено, что в верхней части Алупки,  ближе к трассе, сигнал только от Киевстар, а спускаясь к парку можно поймать UMC. Позвонить используя Киевстар затруднительно, если у вас нет на счету 100$. Об этой тонкости нам поведал «конкретный» пацан из Киева. У нас была меньшая сумма и ничего не вышло. Используя UMC позвонить можно, но трудно поймать его сигнал. SMS сообщения можно передавать используя любого из этих операторов, чем мы и пользовались. Владельцев сотовых телефонов мы встречали, но достаточно редко.

Экскурсии.

1. Большой каньон Крыма.

Мы побывали на трех экскурсиях. Из них самая запоминающаяся - это экскурсия по Большому каньону Крыма. Нашим средством передвижения была Газель, а группа состояла из 12 человек. Я и водопад Учан-Су летом (1024 x 676) 97 Кб Газель, конечно, не самый удобный транспорт для экскурсий, но по горному серпантину, который составляет 90 % пути, очень трудно проехать на чем-нибудь более объемном. Отправились мы из Алупки в 14.15, а вернуться обратно должны были около 9 вечера. По ходу экскурсии у нас было две остановки, первую мы сделали рядом с водопадом Учан-Су. Летом водопад, к сожалению, не представляет ничего интересного: тонкие струйки воды сбегают вниз по скалам. Но, говорят, водопад очень красив весной и осенью - в период дождей.

Дальше путь наш пролегал по горному серпантину к вершинам Ай-Петри. Газель на поворотах иногда делала такие виражи, что просто дух захватывало. И чем выше поднимаешься тем более величественная панорама открывается. Вид на Ялту со скалы Шишко (1024 x 668) 62 Кб Поднявшись на яйлу, мы сделали вторую остановку рядом со смотровой площадкой на скале Шишко для того, чтобы насладиться великолепным видом ялтинского  амфитеатра. Весь город - как на ладони. Ещё полчаса пути и мы прибываем в конечную точку нашего путешесГорная речка Аузун-Узень (670 x 1024) 74 Кбтвия – Большой каньон Крыма. Он представляет собой ущелье с крутыми 200-метровыми стенами, образованное тектоническим разрывом, разрушающее действие которого усилила протекающая по дну мелководная речка Аузун-Узень. За много столетий воды Аузун-Узени высверлили в каменном русле реки множество «ванн» с желтовато-золотистым дном, заполненных прозрачной водой. Самая большая из них называется «Ванной молодости». В окрестностях Большого каньона (661 x 1024) 100 Кб Вода в реке очень вкусная и холодная - температура 9-11 оС. По бокам каньона высятся крутые каменные склоны покрытые деревьями. В каньоне сказочно красиво и, к сожалению, фотографии не могут это передать. Сразу после выхода из Б.К. у нашей группы была остановка на обед в ближайшем ресторанчике. Там наливали на пробу два вида доВ Большом каньоне (1024 x 668) 71 КбмаБ.К., на заднем плане "Ванна молодости" (1024 x 661) 85 Кбшнего вина: Изабеллу и Мускат белый . Я выбрал Изабеллу и Алена по достоинству оценила мой выбор – она питает слабость ко всему сладкому... Готовят хорошо, недорого, обед на одного человека: суп шурпа + манты + салат + 200 г Изабеллы + чай стоит 16 гр./3$. Стоимость экскурсии 30гр./5.7$. Когда мы поедем в Крым, то обязательно ещё раз посетим очаровавший нас Большой каньон. Нам там очень понравилось.

2. Долина Привидений (г. Демерджи) – водопад Джур-Джур.

На этот раз наш путь лежал в сторону Алушты, к горному массиву Демерджи. Он находится по Развалины крепости Фуна (677 x 1024) 97 Кбправую сторону дороги, ведущей в Симферополь. Мы съезжаем с трассыКаменные истуканы (1024 x 667) 92 Кб и, немного попетляв по проселочной дороге, останавливаемся рядом с развалинами крепости Фуна (принадлежала средневековому княжеству Феодоро). При входе сидит за столиком местный алконавт и собирает деньги на восстановление крепости!!! Оценив его юмор мы бросаем ему несколько копеек и проходим в развалины. Да…., чтобы собрать денег на  восстановление крепости, ему придется обирать туристов не один десяток лет, т.к. от нее остались лишь немногочисленныеНа склонах Демерджи (1024 x 653) 70 Кб стены. Немного там побродив, мы пешком идем к основной цели нашей экскурсии – Долине Привидений. В долине насчитывается более сотни крупных каменных изваяний причудливой формы, из них самые известные: столб Великан (высотой 25 м и диаметром 5 м), скала Мария, Монах, Сфинкс и многие другие.  И все это - результат выветривания. Пройдясь по склонам Д.П. и вволю нафотографировавшись, мы садимся в наш Рафик и едем ко второй точке экскурсии - Водопад Джур-Джур (662 x 1024) 102 Кб водопаду Джур-Джур. Скажу сразу, что летом Учан-Су не выдерживаетНа переднем плане столб Великан (1024 x 655) 99 Кб с ним никакого сравнения, Джур-Джур хоть и не такой высокий (18 м), как Учан-Су (98 м), но на порядок мощнее и полноводнее. Великолепное зрелище. Эта часть экскурсии нам больше всего запомнилась. А перед обратной дорогой в Алупку у нас была остановка на час в поселке Солнечногорское на обед, которую мы посвятили, в отличие от всех остальных, загоранию – я, купанию – Алена. Там хороший бесплатный пляж. А волны… У Алены не с первого раза получилось выбраться на берег…

3. Бахчисарай (Успенский монастырь, Чуфут-Кале, Ханский дворец).

О Бахчисарае напишу кратко, я был там на экскурсии в 1996 г. и с тех пор там ничего не изменилось. Программа и последовательность всех экскурсий традиционна – см. заголовок. ЭкВ пещерном городе Чуфут-Кале (1024 x 668) 112 Кбскурсионные группы большие - используются Икарусы. Дорога занимает примерно 2 часа 15 минут в один конец. На остановке, в Бахчисарае, перед тропой, ведущей к Успенскому монастырю, продают различную сувенБахчисарайский фонтан (673 x 1024) 65 Кбирную продукцию. Там дешевле, по сравнению с другими местами Крыма, можно приобрести эфирные масла. Мы купили несколько больших, по 10 грамм, сосудиков различных масел по 3-5 гр./0.6-0.95$. Очень дешевы по сравнению с Ю.Б.К. персики По дороге к пещернуму городу Чуфут-Кале (670 x 1024) 101 Кб (большие) – 2 гр./0.4$, такой сорт у нас в Алупке продавался по 5-6 гр./1$.  В Успенском монастыре можно приобрести интересные освященные иконы на кусочке мрамора, с выгравированным лазером изображением по 25 гр./4.7$. А в самом Бахчисарае такие же иконы в Арт-салоне, рядом с Ханским дворцом продаются по 14 гр./2.6$. Все эти иконы работы известного местного мастера. Сама экскурсия интересна и проходит в достаточно быстром темпе. В Успенском монастыре, все также как и в 1996 г. проводятся восстановительные работы. И уже есть зримые результаты. Алену несколько разочаровал Ханский дворец, она ожидала, что там будет интереснее.

Симеиз.

В пяти километрах на запад от Алупки расположен поселок Симеиз. Он прежде всего известен Симеиз, скала Дива (670 x 1024) 84 Кб причудливой формой горы Кошка, а также обсерваторией, которая здесь размещалась. Проезжая по трассе Ялта-Севастополь можно действительно разглядеть в форме этой горы расположившуюся на горной гряде кошку. Из Алупки сюда можно доехать минут за 5-10 на маршрутке. В Симеизе есть рынок, он побольше и  потолковВид со скалы Дива (1024 x 656) 67 Кбее, чем в Алупке. В Симеизе мы с Аленой сделали две вещи: залезли на скалу «Дива» и искупались-позагорали на местном пляже. С Дивы открывается отличный вид на городок и окрестности. На вершину, где есть небольшая обзорная площадка,  ведет каменная лестница с ржавым железным ограждением. Пляж с галькой достаточно просторный и благоустроенный, выгодно отличается от алупкинского. Очень обрадовало количество молодежи в Симеизе - на порядок больше, чем в Алупке, в которой, преобладают семейные пары с детьми. В общем и целом в Симеизе нам очень понравилось, и если доведется выбирать следующее место жительства в Крыму, то Симеиз будет в числе первых.

Возвращение в Москву.

Билеты домой были куплены ещё на Курском вокзале. Но у нас было очень неудобное время отправления поезда - в 9.15 утра из Симферополя. А до него предстояло ещё добраться. Самое логичное было бы купить билет на рейсовый автобус Алупка-Симферополь или Севастополь-Симферополь, с отправлением из Алупки - в 4-5 утра. Но этот вариант не прошел, т.к. все  билеты на подобные рейсы были распроданы. Кассир автовокзала предложила нам купить билеты на рейс Ялта-Симферополь (5 утра), что мы и сделали. Осталась последняя проблема – как добраться до Ялты? С одной стороны, вроде бы и не очень далеко, но с другой - уж очень рано надо выезжать. Узнали у таксистов, которые стоят недалеко от памятника Ленину сколько стоит доехать до Ялты – как оказалось около 30 гр./5.7$. Но найдем ли мы таксиста в это время? Здесь очень помогла наша хозяйка: ее знакомый, как раз в это время, должен был везти одного из отдыхающих в Ялту и мог нас подбросить. Это нас полностью устраивало. Нашим попутчиком был мужчина 30-35 лет, который ехал в Ялту в 3 ночи для того, что бы поработать в интернет-кафе пару часов и затем вернуться в Алупку!?! Водитель подбросил нас до автовокзала, его услуги обошлись нам в 25 гр./5$. Дождавшись автобуса, мы в полудреме поехали в Симферополь. Поезд в Москву был не намного лучше того, на котором мы приехали в Крым… В Мелитополе, почти все верхние третьи полки нашего вагона дюжие мужики заставили ящиками с фруктами и овощами. Да так загрузили, что когда поезд тронулся полки просто затрещали под тяжестью. Так торговцы фруктами переправляют свой товар через границу. Проводники, разумеется, с ними в доле. Нам повезло, к нам ничего не поставили, т.к.  наши места были боковые, рядом с проходом, и на верхних полках стояли сумки. Таможня и пограничники при пересечении границы ни в ту, ни в другую сторону нас сильно не беспокоили – смотрели только паспорта.

Выводы.

Впечатления от нашей поездки сугубо положительные. Алупка неплохой город – множество достопримечательностей под боком – канатная дорога на Ай-Петри, п. Симеиз (г.Кошка, скала Дива), мыс Ай-Тодор (с Ласточкиным гнездом), Ливадийский дворец и многое-многое другое. Я уж не говорю о Воронцовском дворце с Алупкинским парком – жемчужины южного берега. Единственный недостаток - в Алупке отсутствует набережная, т.к. берег местами очень крут. Были ещё планы съездить в Севастополь и подняться на «Медведь-гору», но за одну поездку всего не успеешь - надо же что-то на следующий раз оставить…

Спасибо Алёне, которая провела большую работу по редактированию этого текста.

Фонин Михаил (mikefonin@mtu-net.ru)

Отели со скидками - отдыхай просто!Отели со скидками ВКонтактеЖемчужина Крым - Портал-путеводитель по Крыму