Коктебель-2001. Как я провел лето.


В конце мая меня посетила мысль: "В августе у нас начинается внедрение новой программы. Следовательно, начиная с июля этого года и до июля следующего года, мне придется дневать и ночевать на работе. В этих условиях я не то что об отпуске забуду, но и даже ночь, проведенная дома и редкий выходной день покажутся мне истинным счастьем. Поэтому в отпуск надо идти немедленно". Поделился этими соображениями со своим начальником и, к своему удивлению, встретил полное понимание проблемы в виде двух недель отпуска. Сразу возник следующий вопрос, а куда ехать. Вопрос с дальним зарубежьем отпал сразу по причине отсутствия загранпаспортов. Я высказал, было, предположение о Карелии и Тверской области, все-таки климат привычнее, но жена заявила, что хочет на юг. Вот в этот самый момент нам и пригодился недавно купленный домашний компьютер. Мы залезли в Интернет и после долгих поисков выбрали себе пансионат "Голубой залив" в Крыму, в Коктебеле.
И вот после непродолжительных сборов мы отправились на юг. Наталья у меня за свою недолгую жизнь практически никуда не ездила. Поэтому мне выпало сыграть роль опытного путешественника, который и про природу за окном поезда расскажет, и на вокзале у старушек купит на обед горячей картошки с огурчиком.
Феодосия, куда мы прибыли на поезде, встретила нас прекрасной погодой. Причем по разговорам в толпе мы поняли, что хорошей она стала только в день нашего приезда, а до этого здесь были дожди и жуткий, по их понятиям, холод. Мы несказанно обрадовались и возгордились, но, как оказалось в последствии, совершенно напрасно.
Когда я еще учился в школе, то мы с мамой часто ездили в Измаил, на мою родину, через Одессу. Так вот Феодосия напомнила мне Одессу. Типичный южный город. Невысокие старые здания и одноэтажные дома совершенно разного достатка: от дворцов новых украинцев до покосившихся глиняных мазанок. Все улицы засажены деревьями, которые в обязательном порядке побелены. Так же в белый цвет выкрашены все бордюры на тротуарах.
Разумеется, я прекрасно помнил, что нельзя прямо на вокзале ловить такси, но не таскаться же с сумками по всей Феодосии в поисках дешевого муниципального транспорта. За удовольствие надо платить.
По дороге в Коктебель водитель, который взялся нас подвезти, стал рассказывать нам о здешних краях, проводить, так сказать, экскурсию. Коктебель √ это тюркское слово Кок-Тэбе-Эль, что переводится как Страна (эль) голубых (кок) вершин (тэбе). Из-за высокой влажности воздуха все окрестные горы практически всегда окутаны голубой дымкой. Кстати, из-за этой природной особенности их крайне трудно фотографировать.
Место это совершенно уникально в историческом и природном плане. До 90-х годов этот поселок носил название Планерское. Особенности здешних гор, долин, климата таковы, что над горой Узен-Сырт, что означает длинный хребет, постоянно находятся теплые восходящие потоки воздуха. Это очень интересная гора, которая в длину тянется на семь километров, но при этом её вершина является совершенно ровной на протяжении всех семи километров. Ученые зануды всё объяснили просто. По форме Узен-Сырт представляет собой подкову, внутри которой находится мелкое соленое озеро. Воздух над этим озером все время горячий. С моря же в эту долину постоянно дует прохладный ветер, который вытесняет менее плотные теплые воздушные массы, что над озером, и они вдоль крутого склона Узен-Сырта устремляются вверх, образуя те самые восходящие потоки. Второго такого места в Европе нет.
Именно эту природную особенность смог разглядеть пионер авиации и покоритель штопора Арцеулов. Как раз его стараниями здесь еще в 20-е годы возник центр планерного спорта, в котором начинали свой путь в авиацию и космос такие известные в последствии конструкторы как Яковлев, Лавочкин, Королев. Каждый экскурсовод рассказывал нам замечательную историю под названием "Все дело в шляпе". Суть ее в том, что однажды Арцеулов вместе с Волошиным, прогуливаясь по окрестностям Коктебеля, поднялись на гору Узен-Сырт. И вот поднимаются они на вершину этого хребта, и тут ветер срывает с Арцеулова шляпу. И она не упал сразу, как это случилось бы в обычном месте, а стала буквально летать над горой. И тут Арцеулов своим авиаторским умом сразу понял, что все дело в восходящих потоках, и что это место идеально подходит для развития планеризма.
Рассказ водителя оказался недолгим, ибо через двадцать минут мы были уже у стен нашего пансионата "Голубой залив". Наш выбор действительно оказался удачным. Вполне приличные номера, очень неплохое питание. На мой взгляд, отдыхающим ничего больше и не требуется. А однажды на обед даже подали стаканчик вина. Правда, было мало мяса и овощей, все больше каши и макароны, но для компенсации этого есть рынок и местные кафе.
После поселения, оформления всех необходимых документов мы отправились обозревать окрестности. Первое, на что мы обратили внимание, это был крымский воздух ≈ чистый, свежий, наполненный невероятным сладким ароматом. Спустя некоторое время мы смогли найти то дерево, от которого шел этот совершенно непривычный для питерского обоняния запах. Ведь мы, северные люди, привыкли к густому аромату соснового леса, резкому, но приятному запаху скошенной травы, а не к таким сладким ароматам. Что интересно, на этом дереве и цветков-то толком не было видно, но их запах перебивал все на свете.
Второе, что бросилось нам в глаза, это огромное количество роз, которые растут там так, как у нас одуванчики. Перед домами, в садах, на площадях, кустовые, вьющиеся, маленькие, огромные. Наталья устроила себе целый ритуал, который заключался в обнюхивании всех роз перед пансионатом перед походом куда-либо.
Но больше всего поражали именно горы. Санкт-Петербург, как известно, город абсолютно равнинный. Любой холм, любая возвышенность сразу режет глаз. Это очень хорошо проявляется в городах, стоящих на холмах: в Киеве, в Москве. А тут кругом огромные горы. Пусть их высота находится в пределах 300-600 метров. Но это горы. На рисунке ниже изображен главный горный массив Коктебеля ≈ Карадаг, что в переводе с тюркского означает Черная гора, покрытая лесом. Это самая высокая гора в окрестностях Коктебеля. Ее высота составляет 576 метров. Кроме этого она имеет название Святая. По рассказам местных жителей на этой горе жил то ли христианский, то ли мусульманский святой Азис, который лечил всех, кто к нему приходил. Лечение было незатейливым. Надо было подняться на самую вершину Карадага, попить чайку, сваренного из местных трав, переночевать на вершине и спуститься обратно. Правда, со своей стороны могу заметить, что любой человек, способный совершить это дело, уже может считать себя здоровым.
Практически все Крымские горы сложены из известняка и представляют собой остатки коралловых рифов. А вот Карадаг - это древний потухший вулкан. Ныне на этой территории расположен природный заповедник, так как на его территории растут более десяти видов эндемичных растений. Другая гора, которая спускается прямо в море, называется Кок-кая, что означает Голубая скала. Любой местный экскурсовод вам обязательно расскажет, что на этой скале изображен профиль Волошина, который жил и творил в этом месте. Со своей стороны могу засвидетельствовать, что профиль действительно виден. К сожалению, качество снимка не позволяет это оценить.
Погода была совсем не жаркой, а уж про море и говорить не приходилось. 15 градусов - это холодно даже для северного Питера. К тому же мы с Натальей совершенно не выносим классический южный отдых в виде валяния на пляже. Нам нужны были походы, экскурсии, приключения. Вот на их поиски мы отправились.
Приезжего народа было ещё крайне мало. Всё-таки июнь для Крыма еще не сезон. Еще далеко не все кафе, бары, дискотеки были приведены в порядок. Во многих строительство шло полным ходом, а в тех, которые работали, посетителей было раз-два и обчелся. Но с каждым днем их количество увеличивалось. Это хорошо было заметно на нашей столовой. Если в первые дни было занято только четыре стола, то ко времени нашего отъезда их число увеличилось до сорока.
А вот одно место меня просто обидело. Это был аквабар с водяной горкой. Все две недели отпуска я ждал, когда же они откроются, и я смогу на этой горке покататься. Не дождался. Увы. Но это огорчение оказалось практически единственным за весь отпуск.
Все киоски с экскурсиями тоже были еще закрыты, а местные таксисты заламывали просто непомерные цены. И вот гуляем мы по набережной и видим, стоит мужик и продает фотографии с видами Крыма и Коктебеля. Кроме фотографий он еще зазывал народ на автомобильные экскурсии, которые сам же и проводит. С виду ничего необычного. Но тут я замечаю у него на лотке маленький рекламный проспектик, где предлагаются воздушные экскурсии над Коктебелем. Ну тут я и прилип, мол, как, что и почем. Мне тут же подробно рассказали, что прямо на Узен-Сырте есть Центр планерного спорта, что там можно заказать прогулку над Коктебелем на прогулочном самолете, на планере, на спортивном самолете. По деньгам это оказалось вполне приемлемым, и у меня тут же загорелись глаза. Наталья сразу поняла, что я не отстану до тех пор, пока не слетаю. Мы тут же договариваемся с ним на завтра, правда с одним условием, если позволит погода. Весь вечер после этого прошел под знаком ожидания полета. Даже спать нормально не мог. Утром в назначенное время и в назначенном месте мы встретились, и он нас повёз на аэродром. Там уже стоял наш самолет, и техники прогревали мотор. Когда все было готово, мы счастливые и довольные залезли в кабину. Самолет вырулил на взлетную полосу, стал набирать скорость для взлета, и тут летчик сбавляется обороты, разворачивается и везет нас обратно к ангару. Подъехали, он глушит мотор и говорит одно слово "Градобой". Оказалось, что с моря идет сильный шторм, и военные закрыли район полетов на неопределенное время. Осталось только смириться. Впрочем, время у нас еще было, и мы расстроились, но не сильно. Когда стало ясно, что сегодня полетов не будет, нам предложили совершить экскурсию на близлежащую гору Кок-люк. В ходе этой поездки мы уже как следует познакомились с нашим экскурсоводом, оценили его рассказ, увлеченность и заинтересованность и решили, что он нас будет возить по всем местным достопримечательностям.
Гора эта примечательна двумя моментами. Все знают, что экватор - это 0 градусов широты, а полюс - это 90 градусов. А вот 45 широта проходит именно через Кок-люк. Если посмотреть сверху, на горе видна дорога, которая заканчивается небольшим павильончиком. Так вот как раз там и стоит триангуляционная отметка с цифрой 45. И до экватора, и до Северного полюса совершенно одинаковое расстояние. Другой достопримечательностью являются весьма причудливые фигуры, которые образовались на крутом склоне этой горы в результате выветривания. Разумеется, у здешних жителей не могла не возникнуть целая легенда, связанная с происхождением этих скал. Вообще, путешествуя по Крыму, слушая все местные легенды, всматриваясь в горы, скалы, которые иногда имеют достаточно необычные названия (Гора Сокол, Гора Лягушка, Скала фараон, Золотые ворота и т.п.), здорово развиваешь в себе способности к образному мышлению. И действительно видишь в этих скалах и львиную морду, и изображение окаменевшей девушки, и фигуру парня, который висит над пропастью, ухватившись рукой за край скалы.
После экскурсии Виктор долго извинялся перед нами за неудачный полет. Можно было подумать, что он лично отвечает за местную погоду. На следующий день мы опять приехали на аэродром, но в этот раз даже не стали выкатывать из ангара самолеты. Военные снова объявили штормовое предупреждение. Местные авиаторы оказались очень душевным народом. Они нам очень сочувствовали и всячески успокаивали. Мол, как же это так, все приезжают и сразу летают, а мы уже второй день подряд не можем взлететь. Уговаривали не расстраиваться, мол, если не будет погоды, то они нас на параплане повесят, что бы мы хоть чуть-чуть полетали.
Погода действительно испортилась. Все было затянуто низкими тучами, а на море начался сильный шторм. Весь Карадаг был закрыт облаками.
Что нам оставалось делать, как не сидеть дома и есть клубнику с черешней. Этого добра мы там наелись на год вперед. Каждый день уплетали по килограмму того и другого, а то и больше. Самый последний килограмм черешни мы с трудом доели в предпоследний день, а клубника, размером в полкулака, надоела нам буквально через неделю.
Съездили под проливным дождем в Феодосию. Зашли в их хваленую галерею Айвазовского, про которую нам столько шумели. Оказалось, что это совершенно крошечное и жутко тесное здание, в котором висит несколько десятков картин. Причем картин самого Айвазовского там практически нет. Ну чем можно было удивить в конец оборзевших питерцев после Русского музей и Эрмитажа. Прогуляться и посмотреть город у нас так и не получилось, дождь погнал нас обратно в Коктебель.
Тем временем погода стала налаживаться, и мы решили сплавать в морскую прогулочную экскурсию вокруг Карадага.
Сразу после отплытия нас удивили чайки. Они тут же полетели за кораблем, а народ стал их кормить. Временами они подплывали буквально расстояние вытянутой руки. При этом совершенно не боялись людей, а хлеб ловили прямо на лету. Было заметно, что им хорошо знаком этот источник пропитания.
Наш маршрут был совсем недолгий. Сорок минут туда и сорок минут обратно. Причем с обратно стороны Карадаг находится дельфинарий. И вот перед самым прибытием наш корабль окружили дельфины. Они весело и игриво выпрыгивали из воды перед носом корабля, плыли наперегонки. Разумеется, они нас легко обгоняли. Одна парочка сопровождала нас почти до Коктебеля. Одного из них мне удалось-таки сфотографировать. Сама прогулка была лишь чуть-чуть познавательной, но не более того. Все-таки наш кораблик шел слишком далеко от берега, и все пейзажи выглядели для нас однообразно. Даже знаменитые Золотые ворота, символ Коктебеля и Крыма, издалека казались маленькой и невзрачной скалой. Зато жена осталась очень довольной. Как никак на кораблике поплавали и даже качку испытали. Слава богу, что обошлось при этом без морской болезни.
Поскольку на аэродроме был выходной день, то мы предварительно договорились с Виктором о поездке на водопады. И вот утром он нам сообщает о том, что туда ехать не стоит. Мол, только что прошли дожди, там всё раскисло. Мы, конечно, можем съездить, но при этом все вымажемся в грязи. Подобная перспектива нас не радовала, и мы предложили отправиться в Новый Свет.
Это не только удивительный памятник природы, но и то место, где князь Голицын закладывал основы виноделия, и где делают знаменитое крымское шампанское. Как известно, для винограда в Крыму условия просто идеальные. Ему там просто природой положено расти. К тому же в известняковых крымских горах много пещер, где круглый год есть практически неизменная температура. Для производства вина это то, что надо.
Путь наш проходил мимо города Судак, где расположены остатки генуэзской крепости. Именно генуэзские купцы владели в XIV-XV веках практически всем южным Крымом. Под их властью были и Судак, и Феодосия, которая тогда называлась Кафа. По некоторым данным поход Мамая на Москву, который закончился Куликовской битвой, был инспирирован генуэзцами и организован на их деньги. С этими же городами связано и другое событие. В XIV веке татары вели осаду Кафы. Крепость была хорошо укреплена, и осада успеха не имела. Тогда татары привязали к катапульте труп человек, умершего от чумы и забросили его в город. Там сразу началась эпидемия. Часть людей, уже зараженных чумой, погрузилась на корабли и уехала в Италию.
Оттуда зараза распространилась по всей Европе и даже пришла в Россию. Эта самая страшная эпидемия чумы унесла тогда до половины населения Европы, да и нам мало не показалось.
Название посёлка "Новый Свет" местные жители связывают с последним русским царем. Мол, когда царь-батюшка Николай Второй посетил сей посёлок, то он осмотрел окрестности, искупался на царском пляже и изволил испить местного вина. И вот он, разморённый жарой и игристым вином, почувствовал себя как в раю. Так и сказал, мол, попал в Новый Свет. С тех пор и носит этот посёлок такое название.
Все экскурсии в Новом Свете идут по, так называемой, голицынской тропе. Говорят, что еще в начале века сам князь Голицын проложил эту тропинку по своим угодьям. Про природу говорить не приходится. Тут словами и фотографиями не отделаться. Это надо видеть, слышать, чувствовать, трогать руками.
Оказывается, что там, в парке, растут кактусы, прямо как в Мексике. Не в горшках, а просто среди деревьев. Конечно, это не огромные мексиканские деревья, а маленькие кустики, но всё-таки сам факт! Одним из украшений этого места является шаляпинский грот. Там действительно, как уверяют местные, в свое время пел сам Шаляпин, да и другие известные певцы, которые не погнушались приехать в это место и дать концерт. А ведь были и такие, которые брезговали. Мол, что это я, такой весь из себя крутой, навороченный, буду в пещере перед быдлом море перекрикивать. Даже в наше время там организовывались джазовые концерты.
Снаружи этот грот ничем не выделяется. Ну подумаешь, какая-то пещера.
А вот внутри есть и некое подобие сцены, и прекрасная акустика (особенно, когда море спокойное, и шум прибоя не мешает). Между прочим, раньше в этом гроте было хранилище вин. Там еще остались выложенные из камня специальные полочки под бутылки.
Я уже упоминал о том, что многие горы и скалы в Крыму имеют необычные формы. Вот перед вами скала Фараон (см. Рисунок 15) и скала Черепаха (см. Рисунок 16). А вот Гора Спящая красавица (см. Рисунок 17) попала в кадр только частично. Но там хорошо видны и прическа, и лицо, и грудь и все прочие женские прелести.
Предметом особой гордости местных жителей является тот факт, что именно здесь снимался знаменитый советский боевик "Пираты XX века". Еще нам говорил и про съемки фильма "Человек- Амфибия". Там нам даже показали сквозной грот, из которого Ихтиандр выплывал в море. Правда, с Новым Светом в этом вопросе соперничает знаменитый мыс, Ай-Тодор, где расположено знаменитое Ласточкино Гнездо. Где правда ≈ я не знаю. Сразу вспоминается рассказ Джерома про гипсовую форель.
После Нового Света мы отправились в Мраморную пещеру. Это было довольно далеко от нас - четыре часа на автобусе. Ни я, ни Наталья до этого в пещерах не были не разу. В Крыму, в известняковых горах очень много пещер, порядка 150 только открытых. На самом деле их гораздо больше. Многие спелеологи, как только находят какую-нибудь новую, так сразу ее закрывают и никому не показывают этого места. Во-первых, что бы уберечь людей, которые могут там заблудиться и пропасть, а во-вторых, от варваров, которые разламывают все сталактиты на сувениры.
Мраморная пещера расположена почти на вершине одной из самой высокой горы Крыма √ Чатыр-даге. Это оборудованная для туристов пещера. Там есть и подсветка, и огороженные прогулочные тропы. Для особо забывчивых туристов даже выдают напрокат теплые куртки. Там постоянно дежурят местные спелеологи, и они пускают туда народ только небольшими группами и исключительно под своим присмотром. Перед входом они строго-настрого предупреждают о недопустимости даже прикасания к стенам. Мол, стоит только уронить там крошку бутерброда, так там сразу заведется плесень, которая съест всю природную красоту. Наверное, именно благодаря их усилиям Мраморная пещера входит в пятерку самых красивых пещер мира.
До самой пещеры надо было подниматься в гору на автобусе. Дорога очень крутая и тяжелая. Нам крупно повезло, что наша машина оказалась очень выносливой. По пути мы обогнали три львовских автобуса и один икарус, двигатели которых не выдержали и перегрелись. Если бы не этот приятный факт, то мы бы очень долго стояли в очереди. Нас пугали, что в разгар сезона люди ждут по шесть-семь часов.
В самой пещере было действительно красиво. Даже очень. Там тоже надо было напрягать свое образное мышление, дабы увидеть и Пизанскую башню, и католический орган, и статую свободы, и замок волшебника, и многое другое. Послушали мы и местного подземного юмора. Например, все знают, что сталактиты образуются от того, что вода, протекая через стенки пещеры, растворяет их, и год за годом эти соли откладываются в виде известняковых наплывов. Так вот, когда спелеологи очень долго находятся в пещерах, у них также потихоньку начинают вырастать известняковые рога.
К сожалению, мой фотоаппарат был без вспышки. Поэтому фотографий нет, есть только впечатления, но они сидят в моей памяти. Зато на обратном пути нас привезли в специальное место, где всех приобщившихся к подземной красоте кормят чебуреками и катают на лошадях.
Вот этот день настал. Прекрасная погода с самого утра. Аэропорт работает. Наш экскурсовод не занят личными делами, и мы снова едем на полеты. Там нас встречаю как старых знакомых. Самолеты готовятся к вылету. На дальнем плане стоит польский учебный самолет "Вилга", а на переднем √ наш спортивный Як-52. На первом у нас с Натальей небольшая прогулка, а на втором я лечу на пилотажный полет с выполнением фигур высшего пилотажа.
Тот день был наш! Никаких проблем с погодой и военными. Только и успевали нажимать на кнопку фотоаппарата и передавать его из рук в руки.
Одна из вершин Карадага Серюк-Кая, что означает Голая скала. Если смотреть на нее прямо из Коктебеля, то возникает интересный оптический обман. Заостренная вершина кажется более высокой, чем сам плосковершинный Карадаг. Но стоит только отъехать в сторону или взлететь, так все сразу встает на свои места.
Вот на этом рисунке хорошо виден наш пансионат. Тот самолет, что стоит напротив уже не имеет никакого отношения к авиации. Там расположен обычный видеосалон.
Разве это похоже на обычные посадки леса для укрепления склона горы? Это, несомненно, оставили свой след инопланетяне.
А это та самая гора Кок-люк, о которой я уже упоминал в начале рассказа.
Наш прогулочный полет довольно быстро подошел к концу. Всего десять минут, включая взлет и посадку. Но для меня самое интересное было впереди. Пилотажный полет на спортивном самолете. На этом рисунке вы видите вашего покорного слугу за минуту до взлета.
Высший пилотаж ≈ вещь серьезная. Тут на меня надели парашют и довольно плотно пристегнули, успокоив, что даже если фонарь кабины откроется, то из самолета я не вывалюсь. Про парашют ничего рассказывать не стали. Только показали кольцо и предупредили, что покидать самолет надо только по особой команде. Это у них специальная политика, дабы клиент не нервничал понапрасну.
Честно признаюсь, что боялся, как бы после полета мне не пришлось бы отмывать кабину. Вдруг организм не выдержит и сломается с какой-нибудь стороны. Накануне, как меня и предупреждали, ничего не пил и мало ел. Во время прогулочного полета фотографировать было можно. Брать с собой фотоаппарат в пилотажный полет смысла не имело, ибо можно было спокойно получить этим предметом по морде лица.
Об ощущениях рассказывать трудно. Это действительно надо попробовать. Сразу после взлета самолет стал резко набирать высоту. Земля осталась далеко, а вместе с ней были потеряны все ориентиры расстояния, времени и скорости полета. И вдруг машина резко уходит носом вниз, и я увидел, что мы несемся прямо к Земле. В душе рождается состояние дикого ужаса, глаза вылезают из орбит. Не успел даже "мама" заорать, а летчик мне будничным голосом сообщает, мол, вошли в штопор, а затем спокойно выводит машину в горизонтальное положение. Оставалось только поблагодарить уже упоминавшегося ранее летчика Арцеулова, который разработал методику вывода самолетов из штопора. До него штопор однозначно был связан со словом "катастрофа".
По правилам пилот после каждой фигуры делает паузу в двадцать секунд для того, чтобы посмотреть в светлые очи своему клиенту и оценить его состояние. Видимо, с очами у меня было все в порядке, и он объявил следующую фигуру "мертвая петля". Ну тут я уже был готов к этому процессу и такого страха, как во время штопора у меня не было. Зато были перегрузки. Вот тут-то я на себе и почувствовал, что такое перегрузка в 3g. Голову давило в плечи со страшной силой. Приходилось изо всех сил напрягать мышцы шеи, дабы удержать ее на месте. Сам переворот прошел без особых эмоций. Единственное чувство - это удивление. Поскольку ориентиров по расстоянию нет, то у меня сложилось впечатление, что мы перевернулись ну, буквально, на одном месте. То есть самолет висит на одном месте и кувыркается, как привязанный. Следующей фигурой был иммельман - полупетля с переворотом. Здесь тоже пришлось отчаянно держать голову. Но это уже было просто классно. Где-то в этот момент у меня на роже появилась улыбка обалдевшего идиота, с которой я и приземлился.
После иммельмана мне показали вертикальное пике. Самолет просто полетел резко вверх, к солнцу. Точнее, прямо в солнце. Летишь прямо прижатый к парашюту, солнце слепит глаза, практически ничего не видно, голова опять рискует улететь в сторону, и тут ощущаешь себя словно в космосе. Машина делает горку и немного падает вниз, и ты оказываешься в тот момент в состоянии предневесомости. После этого мы сделали несколько диагональных бочек, когда самолет летит горизонтально и вращается вокруг своей оси. Ничего особенно, только опять кажется, что мы вертимся на одном месте. Позже я наблюдал, как другие люди летали в пилотажном полете, и видел, какие именно расстояния преодолевает самолет во время выполнения этих фигур. Но прямо в кабине испытаешь совсем другие ощущения.
Вот и все, сообщает мне пилот, твой полет подошел к концу. Мы спокойно делаем большой круг над аэродромом и садимся. Генеральная помывка кабины была отложена до лучших (или худших) времен.
И тут хочу добавить пару слов о различии мировоззрении людей. Передо мной на пилотажный полет улетел еще один мужик. У него летает вся семья и все родственники. Он с детства готовился стать летчиком, но подвело зрение. И вот сбывается его мечта. Он летает, да не просто летает, летает на высшем пилотаже. Причем его полет был более длительный, чем мой. И вот он вылезает из кабины жутко расстроенный: ему этого мало, хочется еще. А я вылезаю из кабины с балдежной улыбкой, довольный тем, что все-таки испытал все прелести свободного полета.
Потом вечером стоило мне только закрыть глаза, как сразу возвращались все воспоминания о полете. Голова и тело начинали крутиться так, словно я сам выполняю вход в штопор, мертвую петлю и вертикаль. Жена несколько раз замечала за мной подобные странности и все время спрашивала, мол, ты куда улетел. А я ей отвечал, что к солнцу. Сейчас, конечно, острота переживаний снизилась, но память о них осталась.
Последней крупной экскурсией у нас была поездка на водопад Джур-Джур. Находится он в ста километрах от Коктебеля, но ехать туда надо по настоящей горной дороге. Еще по дороге в Новый Свет мы успели всерьез проникнуться прелестями горного серпантина, но здесь нам пообещали еще более веселое развлечение.
Виктор нам с улыбкой рассказывал, что некоторые туристы спрашивают его, мол, сколько туда ехать.
≈ Четыре часа.
≈ Так долго! Сколько же туда километров?
≈ Сто.
≈ Да ну ты, мужик, гонишь! Мы это проедем за сорок минут!
В ответ можно только снисходительно улыбнуться. Дорога действительно горная. Временами там встречаются повороты на 360 градусов. Некоторые повороты надо проходить на скорости двадцать км/ч. Особенно здорово это все наблюдать на Канакской балке. Вот уж где серпантин.
Про крымские дороги могу сказать, что все они содержаться в отличном состоянии. Везде есть разметка, светоотражатели, заградительные стены возле пропасти. Правда, кое-где в этих стенах есть большие проломы. Видимо, это следы от тех, не в меру крутых водителей. Строили эту дорогу в шестидесятые годы.
Построили ее просто прекрасно. До сих пор она находится в прекрасном состоянии, причем без ремонта.
Трасса действительно была тяжелой. Было довольно жарко, а ехали мы на стареньком простеньком запорожце, у которого мотор воздушного охлаждения. Во время каждой плановой остановки, а их было довольно много, приходилось открывать капот двигателя. Пока мотор немного остывал, мы либо слушали очередной рассказ, либо любовались пейзажем. Еще до начала экскурсии Виктор много рассказывал нам о том лесе, который мы увидим возле водопада. Что там будут огромные старые буки шириной в три обхвата. До этого момента мы уже успели посмотреть на крымский лес, точнее на то хилое лиственное убожество, которое называется этим словом. Разумеется, с этой характеристикой я погорячился. Крымский лес ≈ он не плохой и не хороший. Он просто другой, если сравнивать его с нашими сосновыми борами. И вот почти сразу по приезде на место мы увидели вот такую картину.
Действительно впечатляет. Особенно корни этого роскошного дерева. А спустя несколько шагов, мы увидели и сам водопад.
Высота водопада составляет пятнадцать метров, пятиэтажный дом. Нам здорово повезло. Накануне прошли сильные дожди, и водопад был очень полноводным. Практически все экскурсии сюда на этом и останавливаются. Дело в том, что по пути надо лезть по отвесной скале. А далеко не каждый экскурсовод рискнет тащить по такому склону маленьких детей и старых бабушек. По словам Виктора в Крыму есть только три экскурсовода, включая его, которые рискуют вести небольшие группы к истокам этой горной реки. Нас же, как молодых и спортивных, повели еще дальше, к самому большому каскаду, который находится на 250 метров выше по течению. Эти 250 метров по высоте мы преодолевали в течение двух часов. За это время прошли шесть километров. На этой реке было еще много небольших водопадиков.

Каждый из них, падая с высоты, буквально выбивал большую и глубокую яму. Все эти ямы носят поэтические названия:
ванна здоровья (если дошел до этого места, то здоров),
ванна второй молодости, ванна первой молодости (дошел до этих ванн - омолодился),
ванна смывания грехов (я там долго купался),
переход верности (если сумел пройти по этому бревну, то будешь верным мужем),
брызги шампанского
ванна любви, из которой мы все испили водички,
водопад молодоженов, за которыми наблюдает строгая теща.
Виктору было хорошо - он все-таки бывший десантник, да ходит он по этому маршруту достаточно часто. Мы же к концу подъема, а это была высота 690 метров над уровнем моря, здорово выдохлись. Зато спуск обратно занял у нас всего полчаса.
К сожалению, часть пленки с последними снимками еще находится в фотоаппарате. Но там уже мало ценных снимков. После полетов и водопада наши финансовые возможности были более чем скромными. Поэтому мы как простые отдыхающие лежали на пляже, читали развлекательную литературу, ели фрукты. В последний день температура воды поднялась до семнадцати градусов, и я даже искупался. Обидно было бы быть у моря и даже не войти в воду.
Можно, конечно, упомянуть экскурсию в Солнечную Долину и дегустацию там восьми видов вина. Но, честно говоря, крымские вина нам не понравились. Уж очень они сладкие и крепкие. Да и сама Солнечная Долина являет собой обычную полупустыню.
Поезд домой у нас уходил в час ночи. Тут нам большую услугу оказал наш экскурсовод. Он нас доставил прямо на вокзал, посадил на поезд и дождался того момента, пока мы не уехали.
Закончить свой рассказ я могу одним словом,
I LOVE Коктебель!

С уважением, Ласточкин А.Г.

postmaster@foxterrier.ru
http://www.foxterrier.ru  

 




--> Жильё в Крыму <--