Московский клуб велотуристов

Отчет о велопоходе

первой категории сложности, совершенном по Крымскому полуострову

с 18 по 27 января 2000 г.

 

Руководитель: Кривенков К.А.

Маршрутная книжка № 52/5 – 101

Маршрут, заявленный в Московском клубе велотуристов:

Г. Бахчисарай - пос. Хаджи-Сала – пос. Соколиное – т/б Кичкине – г. Ялта – г. Алушта – пос. Ливадия – пос. Форос – г. Севастополь

Пройденный маршрут:

Г. Бахчисарай - пос. Соколиное – пос. Хаджи-Сала – пос. Форос - г. Ялта – г. Алушта – г. Симферополь

План похода:

Даты Дни пути  Участки маршрута  Километраж чистый  общий
18 1 Г. Бахчисарай – т/б «Орлиный залет» 33(33)  42(42)
19 2  т/б «Орлиный залет» - дневка 0(33)  0(42)
20 3 т/б «Орлиный залет» - пос. Хаджи-Сала 26(59) 26(68)
21 4 пос. Хаджи-Сала – дневка 0(59) 0(68)
22 5 пос. Хаджи-Сала - пос. Терновка 6(64) 6(74)
23 6 пос. Терновка - пос. Форос 41(105) 52(126)
24 7 пос. Форос - г. Ялта 29(134) 31(157)
25 8 г. Ялта – дневка 0(134) 0(157)
26 9 г. Ялта - г. Алушта 36(170) 49(206)
27 10 г. Алушта - г. Симферополь 53(223) 53(259)

 

Состав группы:

1 Кривенков Кирилл Александрович 1976 руководитель, ремонтник

2 Некрасова  Елена Сергеевна 1978 медик

3 Гоникер Анна Алексеевна 1977 завхоз

4 Островский Яков Николаевич 1978 штурман, фотограф

Описание похода.

Сговорившись, через раз
Дождь сменяет света пляс.
Зная это наперед,
Наш отряд тихонько прёт
По сугробам, сквозь потемки,
Через техники поломки
И по лужам, и по льду,
Hey! Hello, how do you do?
Мы собрались - первый акт,
Мы вернемся - это факт.
Замечали мы не раз –
СОЛНЦЕ все-таки за нас!
“Ещё пожиём…”

Юкио Мисима, ”Золотой храм”

18 января.

Прибываем в Бахчисарай поездом № 25 в 03:21 утра. (В Харькове вызываем удивление таможенников и попытки проверить снаряжение. Помогает предъявление маршрутной книжки. Это была не таможня, а транспортная милиция. Таможенники, к удивлению, не обратили на нас ровным счетом никакого внимания.) Получаем последние наставления от проводницы и попутчиков, обещаем быть молодцами, приезжать летом, в следующий раз брать лыжи и т.д. В Крыму второй день идет снег, тепло. Начинаем собирать велосипеды на улице, потом переходим в здание вокзала. К открытию почты (7:00) техника готова, рюкзаки упакованы, участники накормлены. Отправляем открытку в Москву и едем искать службу спасения. В КСС нам не разрешают ехать через пер. Ай-Петри, так как снега там по пояс, дороги до перевала со стороны плато чистят только до пос. Соколиное. Изменяем маршрут, делаем отметки к маршрутной книжке и в результате теплого общения со спасателями экономим 43,2 гривны или 240 рублей (день официального пребывания на Украине – 1,2 гривны с человека - именно столько составляет сбор с официально зарегистрированных туристских групп). Местная милиция нас регистрировать не захотела ни за какие деньги, что, видимо, было реакцией на велосипедистов + зимой + из Москвы Официальной причиной отказа в регистрации послужил тот факт, что у нас не было постоянного места жительства в Крыму. Поездка по городу – первая тренировка. На дорогах мокрая каша. К 3 часам дня доезжаем до пос. Соколиное. Постоянный набор высоты, в результате снега здесь еще больше. Дорога к Ай-Петри прочищена слабо, возвращаемся на 2 км назад и селимся на т/б «Орлиный залет».

 

19 января.

Всю ночь идет снег. Утром Т = -1-3, солнечно. Оставив велосипеды и лишние вещи в «Орлином залете», делаем радиалку в Большой каньон. До лесничества (начало пешеходного маркированного маршрута в каньон) от Соколиного по дороге 5 км. Перед нами по ней проехал ГАЗ-66, получилась славная колея и мы строим планы, как завтра по ней поедем до Ай-Петри (всего-то 24 км от Соколиного). У лесничества колея, она же дорога, пропадает (зато находим тот ГАЗ), и мы понимаем, что на Ай-Петри въехать не судьба . Каньон сказочно красив, снега по колено. Дошли до «ванны молодости» и пошли назад. Вечером повалил снег.

 

20 января.

На улице легкий минус, у нас легкий шок. Как по ЭТОМУ ехать? На дороге 2 узких колеи, между ними снега выше щиколотки. Со встречными разговариваю, не поднимая глаз от дороги – иначе из колеи выпадаешь и приходится стартовать заново. Чем ниже, тем теплее, дорога размокает – отлично. Машины объезжают нас на метр слева: попутные видят наши замысловатые следы, встречные – наши лица. После развилки на Красный Мак дорога становится укатанной, идет легкий снег и в 14:30 доезжаем до пос. Хаджи-Сала. Первый дом справа – смотритель. Оставляем у него технику (на улице), перепаковываемся и, заплатив 16 гр. (2гр за человека в день), уходим ногами на Мангуп - Кале. Перед выходом смотритель предупредил нас, что на горе в пещерах живут хиппи. Отношение к ним, как у всех местных жителей настороженное. В 16:30 доходим до источника у «Женского монастыря» перед самим выходом на плато ставим лагерь. Вечером идет снег, Т=-4-6.

 

21 января.

Снег все сыпет (непривычным становится состояние, когда он не сыпет), откапываем палатку, в 9:00 выходим. Перед выходом нас посещает хиппарь по имени Макс, который приглашает в гости. От приглашения отказываемся, и решаем идти к Мангупскому городищу, для чего нам нужно пересечь все плато Мангупа. На плато ветер. Стоящего выше чем по колено в снегу человека с рюкзаком опрокидывает. Хорошо, что попутный. Доходим до центральных ворот, находим пещеры, во второй по счету в 12:00 ставим палатку. Строим планы «погулять», но постепенно у большинства это желание пропадает и «гуляем» только по необходимости. Вечером ветер усиливается, холодает, а в пещере хорошо, мышки полевые бегают.

22 января.

Окна пещеры за ночь уменьшились, за ними ничего не видно. Ветер тот же, что и вчера, только теперь встречный. Снег. Уходим. На плато людей уже не опрокидывает, так как идем в снегу по пояс. Иногда, когда наст слишком плотный и тяжело вытаскивать ноги, передвигаемся ползком на четвереньках. Спускаемся в Хаджи-Сала к 11:00, сушимся, пакуемся. Рады, что велосипеды в порядке (2 дня на улице), смазываем противозамерзающим спрэем тросики, цепи, переключатели. За это время распогоживается: погода отличная, солнечно, выезжаем в 12:30. Дорога плотная, укатанная, за 3 часа в этот день проезжаем 6 км. На одном из велосипедов замерзли сухарики заднего колеса (цепь прокручивается). Отогреваем их на горелке. Потом вырывает с корнем педаль из шатуна. Надо сказать, что шатун был абсолютно новый (куплен и поставлен за три недели до похода) и не самый дешевый – фирмы Anlien. Клеенное соединение (моментальный немецкий клей бежевого цвета, который необходимо растапливать) не помогает. Разбираем педаль в надежде «обернуть» ее ось вокруг шатуна и затянуть с двух сторон гайками. Мысль оказалась верной, только использовать сломанную педаль не пришлось (так как не подошла она для этого по конструкции). Помог водитель встречного ГАЗа. Мы ему все объяснили и он, покопавшись под сиденьем, выдал нам в лизинг ржавую шпильку в комплекте с гайками на 17 (2 шт). Этот крутой deviсe доехал до конца похода, периодически смазываемый консистентной смазкой, дабы меньше протирался ботинок. На самом деле, ботинок было не жалко, но скрип оного об deviсe был невыносим. (Скрип в любой разновидности - укор совести для ремонтника, поэтому я топил его в консистентной смазке). В пос. Терновка приехали к 15:30 и сняли комнату. в общаге. Комендант этой общаги, симпатичная женщина по имени Эльмира, отказалась брать с нас деньги, и требовала исключительно шампанского и конфет. Кирилл посетил все магазины поселка, но шампанского не нашел, поэтому за жилье мы расплатились килограммом карамелек. Вообще, Эльмира очень хорошо к нам относилась, всячески помогала и интересовалась нашим походом.

23 января.

Утром застаем замерзшую дорогу и пологий спуск. Красивый восход солнца. Срезаем путь по короткой дороге, «наедаемся» небольшим подъемчиком и выезжаем на трассу Е-95 (М18). В компенсацию – длинный спуск, после же него тягун на 3 км. Солнечно, жарко, желание ехать в футболке. Делаем перекус на заметном холмике, после него один спуск, один подъем. Yes !!! Мы видим море. Стремительный спуск по мокрому, но асфальту. Скорость – 45. Я думал, что это максимум. Доезжаем до Фороса, решаем делать холодную ночевку (в смысле в палатке) рядом с трассой, ведущей на пер. Байдарские Ворота. Распаковываемся, после чего я и Яша на «легких» велах спускаемся в пос. Форос. Только тормозить и рулить! Снега нет, рюкзака нет, внизу море – сказка. Закупаемся, прыгаем, катаемся по ступенькам, визжим тормозами – акклиматизируемся понемногу. Выезд из Фороса на основную трассу – скорость – 4км/ ч, просыпается спортивный интерес: заедем или нет. Выезжаем к остановке ни разу не остановившись, что и подтверждаем местному деду. «Позор автобусам!», - слышим. Приятно.

 

24 января.

Опять дождь проверяет нас на герметичность. На основной трассе наледи, иногда сплошное зеркало льда, блестящее от воды. Никакая резина MAXXIS (модель HELTER на переднее колесо, GLUTEUS - на заднее) здесь не спасает. Зато при падениях велокомпьютер проявляет завидное чувство самосохранения – катапультируется из крепления, но от хозяина далеко не отлетает. Ценит человеческое общение, собака. У съезда в пос. Кацивели по совету местного велосипедиста, который бегал в качестве тренировки, спускаемся на нижнюю трассу. Льда здесь много меньше, дождь слабее. Еще велосипедисты. На спортбайках, клинчера стерты до трубочной шероховатости, тормоз только спереди. Каждый видит в другом элементы крутости, ему недоступной. Симеиз – Алупка – Мисхор – Кореиз. В Кореиз доплываем к 16:00, решаем снимать комнату, так как герметичность несколько нарушена, притом повсеместно и хочется чего-то необычного, сухие вещи одеть, что ли. На поиски комнаты, свободной маршрутки или попутного грузовика до Ялты убиваем около часа. Убили бы 59 минут 30 секунд, но несколько задержался один из участников, провалившись в открытый канализационный люк. Глухо. Тут я замечаю частника на «Москвиче-412», который все это время нас с интересом рассматривал, чем и подписал себе приговор. 4 вела, 2 велорюкзака по 100 л., 2 горных рюкзака по 100 л., четверо нас + водитель и 15 км до Ялты у нас в кармане. В Ялту текут все реки Крыма, на улицах озера, в переулках заводи. И, как достойное завершение этого дня, - частная квартира с горячей ванной + плита + 4-х местные апартаменты + чистое белье за 3 гривны (15 руб) в день с человека.

25 января.

Куда делась вся вода? Видимо, в море. Ну и ладно, а у нас дневка, Никитский ботанический сад, набережная, пельмени, пальмы. Запомнились велогонщики на сухих ялтинских серпантинах, обгоняющие общественный транспорт. На чем-то стремительном, в чем-то ярком.

 

26 января.

Прощаемся с Ялтой. Часа через полтора уже смотрим на нее с высоты Массандры. Впереди Алушта. Последние 5 км –10%-й спуск. Скорость и вероятность возможных последствий при ошибке растут синхронно, поэтому при 47 км/ч начинаю думать: «А как бы затормозить?». Влетаем в Алушту, а там тоже не сезон, цены на жилье смешные. Останавливаемся в очень крутой частной гостинице, рассчитанной на 22 постояльца. Постояльцев нет, мы единственные, и нам отводят шикарный номер на первом этаже с ванной и душем. Когда мы вошли в этот номер, долго не знали, куда бы сесть, настолько здесь было все чисто. Гостиницу содержат две пожилые женщины, которые относились сначала к нам с недоверием. После совместного ужина на кухне при свечах (не из пижонства – просто по всему Крыму каждый вечер отключают свет на 2-3 часа – из-за украинского долга России) мы подружились с хозяйками. Кстати, по деньгам это обошлось нам ровно в ту же сумму, которую мы платили за холодный курятник в Орлином Залете – по 5 грн с человека в день. Официальная цена проживания в этой гостинице – 15 грн (около $3). Гостиница находится около автовокзала – новый каменный двухэтажный дом.

27 января.

План на сегодня – Ангарский перевал + холодная ночевка в палатке. Поезд 29-го. 15 км 9% -12%- го подъема проехать просто: с интервалами по 2 км и с постоянной надеждой, что предстоящий тягун – последний и за поворотом все закончится. 752 м высоты набрано, на перевале ветер и снег (зима, что-ли?). Утепляемся, готовим чай. Решаем ехать до Симферополя. Первые 10 км наводят уныние. Потенциально можно ехать и на 40 км/ч, но дорога считает по-другому. Старые, потемневшие и слежавшиеся наледи, по цвету не отличимые от асфальта, островки которого периодически появлялись во льду и тут же использовались для торможения. Ехать больше 13…15 км/ч опасно. Потом высота упала, дорога размокла и мы реально поехали быстро (на прямой до 36 км/ч), но лед сопровождал нас до самого Симферополя. Пробои заднего колеса до обода на такой дороге – постоянны, но и к ним привыкаешь. 10 последних километров – по городу, первые светофоры, первые пешеходы, которых надо молча пропускать и с которыми не поболтаешь, отдыхая после длинного подъема, о погоде, о технике, о ценах и которым не пообещаешь быть молодцами, приезжать летом и в следующий раз брать лыжи, как обещали всем остальным на маршруте. Спасибо им всем за поддержку, за помощь и теплое отношение. Спасибо всем, кто участвовал в нашем походе советами, снаряжением, взаимопониманием. Спасибо всем участникам за терпение и бодрость духа. Отдельное спасибо велосипедам.

Кирилл Кривенков,

февраль 2000 г.

 

Примечания синим цветом – Анна Гоникер, красным цветом – Яков Островский (E-Mail: ostrov-sky@mtu-net.ru ).

PS. В качестве послесловия – перечень проблем с техникой, т. е. с велосипедами.

Самое серьезная поломка – поломка совсем нового шатуна Anlien. Все сошлись во мнении, что причина – брак при изготовлении. Шатун был заменен бесплатно (по гарантии) мастерской веломагазина фирмы S&S.

После холодных ночевок на моем велосипеде замерзали сухарики. Лечили простым пятиминутным прогреванием кассеты шестеренок на газовой горелке. Причина, скорее всего в несоответствующей условиям смазке.

После длительной езды по снежной каше переставали переключатся передачи. Лечится простым скалыванием льда и сосулек с тросиков по всей длине.

При езде по дорогам Южного Берега Крыма очень быстро стачиваются тормозные колодки (по моим ощущениям, для груженого велосипеда время жизни колодок при езде в этом районе – 2-3 дня).

Стандартная проблема для зимних велопоходов – отказ тормозов из-за воды, снега и льда – преследовала и нас.

Кажется, все…




--> Жильё в Крыму <--