Ялта, Алупка, Балаклава и Чуфут-КалеНа этой страничке приводится отчет о путешествии из Харькова в весенний Крым 5-11 мая 2002г. Два дня перед отъездом провел на даче, не торопясь готовя машину и укладывая шмотки. Вот все сделано, есть несколько свободных часов. И тут меня попутал черт заменить изношенную тормозную колодку на заднем колесе на новую. Знаю же, что перед дальней поездкой такие вещи делать нельзя, а неожиданно охватил приступ трудолюбия :( . День первый Старт в 6.45. Но далеко уехать не удается. Из-за биения тормозного
барабана он трется о колодку и раскаляется километров через 15 так, что хоть
яичницу на нём жарь. Проклиная собственную глупость, ставлю обратно старую
колодку. Через некоторое время приходится заниматься тормозами еще раз. На этом,
к счастью, технические проблемы в основном заканчиваются :) . День второй Уезжаю на рассвете, даже не вылезая из машины. Остановка возле Сиваша
почистить перышки после ночевки. Слева на километры уходит вдаль безжизненное
соленое озеро. Но когда-то здесь жили люди. У родничка видны развалины
фундамента, уходящие далеко от берега деревянные сваи причала. Справа по насыпи
бежит возвращающийся из Крыма пассажирский железнодорожный состав. Возможно, в
нем едут любители Крыма, чьи отчеты я прочитаю по возвращении в Галинином
форуме. День третий Снова пешком в Ялту, на этот раз под утренним солнышком. Журчат ручейки у дороги, цветут какие-то плодовые деревья с малиновыми цветками. Посидев на скамейке под набережной у пляжа, отправляюсь в известную столовую (ранее кафе) "Сирень" на улице Рузвельта. Увы, и там перемены не к лучшему. На маршрутке отправляюсь в Никитский ботанический сад. Вопреки общепринятым представлениям, в начале мая там как раз мало что цветет. Зато тихо, зелено и спокойно. Выйдя из сада через южный вход, направляюсь в оранжерею кактусов. Около входа мамаша проводит последний инструктаж по технике безопасности с двумя дочерьми на выданье: "Смотрите, не уколитесь! А вдруг ядовитые!" :)))) . Теперь около оранжереи открыта для посещения и территория, где некоторые виды кактусов растут под открытым небом. Но это, конечно, мелочь пузатая, все крупные экземпляры под крышей. Многие цветут. Сотрудница вручную проводит опыление. Около трех часов возвращаюсь в Ялту. Время до вечера провожу на пляже. Каждые 10 минут по громкоговорителю из билетной кассы порта приглашают на экскурсию к "Ласточкиному гнезду". В порт пришел речной теплоход "Маршал Кошевой". Признаюсь, про маршала с такой фамилией слышу впервые. Рядом около меня мотодельтапланеристы приглашают на прогулку. Надо сказать, клиентов у них хватает. Кое-кто отваживается купаться, но быстро выскакивает назад из воды. На маршрутке возвращаюсь в кемпинг. Горячей воды в блоке удобств у домиков опять нет. На этот раз иду к администратору. "Горячая вода есть!" "Нету, пойдемте и убедитесь сами!" "Ну значит, она к вам туда наверх просто не доходит. Но она есть!" "Так что же делать?" "Попробуйте найти горничную и взять у нее ключи от душевой у бассейна". Горничная находится быстро и дает ключи. Однако они не подходят. Снова к горничной, она удивляется и идет разбираться лично. По дороге ее осеняет." А вы какую душевую открывали?" "Мужскую, естественно." "А надо было женскую, и запереться там изнутри. Мужская не работает." Наконец, удается помыться. Замечу еще, что по территории кемпинга третью весну подряд косяками ходят строители, но результаты их деятельности особенно не впечатляют. Разве что от многих домиков старой постройки остались лишь одни бетонные фундаменты. Как по мне, то переход кемпинга несколько лет назад в частные руки ничего не дал, кроме увеличения стоимости проживания. Если не считать великолепных гор и леса, кемпингу хвастаться нечем. Тем более летом, так как до моря далеко. День четвертый Собрав вещички, перебираюсь в алупкинский автокемпинг. Один в трехместном номере на втором этаже жилого модуля. В окно бьются ветки сосен, за которыми виднеется море. До центра Алупки несколько километров дороги с парками и частными домиками по сторонам. Погуляв по Хаосу возле Воронцовского дворца, спускаюсь к морю. Людей по причине второй половины дня и пасмурной погоды почти нет. В воде видны мелкие рыбки и крабы. Звуки из Алупки сюда почти не доносятся. Благодать... День пятый
Отправляюсь пешком
в дальний поход в Симеиз и дальше на запад
по прибрежному шоссе. Пару километров дороги можно сократить, спустившись по
лестнице через парк с южной стороны кемпинга. В центре Симеиза по случаю 9 мая
ветераны прогуливаются при всех регалиях, а в парке какое-то соревнование по
борьбе. Выхожу на западную
окраину Симеиза. Здесь я еще никогда не был. Дорога, после крутого подъема,
проходит между горой Кошка и скалой "Крыло лебедя".
Сижу на камешке у
дороги, любуюсь морем и горами. Впереди за заливом видны домики Кацивели, а чуть
ближе недалеко от моря спирали аквапарка. По петляющей дороге спускаюсь вниз.
Аквапарк не работает, идет стройка. Вокруг таблички "Разбивка палаток и стоянка
автомашин запрещена!" Но потенциальных нарушителей не видно, весьма малолюдное
сейчас место. Спускаюсь к морю. Мелкие волны гибнут на камнях, вдали силуэты
корабликов. Продолжаю путь по шоссе. Слева остается какая-то антенна для
изучения космоса. А впереди сквозь
парк просматривается круглое сооружение с вентиляторами на крыше. Это штормовой
бассейн, где искусственно имитировались штормовые волны. Еще в советские времена
встречал в печати самые разные оценки его деятельности: одни доказывали великую
пользу, приносимую бассейном, другие считали абсолютно бесполезным и
подсчитывали убытки от него. Сейчас бассейн, конечно, не работает, тропинки
парка заросли, забор местами поломан. Дохожу до центра Кацивели. Далее
Понизовка, но дорога уходит в сторону от моря и пейзаж какой-то неинтересный. На
маршрутке возвращаюсь в Алупку. День шестой и седьмой
Начинается наиболее насыщенная часть
моего
путешествия. Около 10 утра выруливаю на главное южнобережное шоссе. И тут же
меня тормозят ДАИшники. После проверки документов предлагают сесть в патрульную
машину. Интересуюсь, зачем. "Вчера был праздник, а вид у вас такой, будто вы его
хорошо отмечали..." Это настолько правда, что даже не спорю, а сажусь в их
"Жигуль" и слушаю разъяснение процедуры проверки на алкогольное опьянение, а
потом начинаю "дуть в трубочку". Но здесь у меня есть один фирменный секрет.
ДАИшник с некоторым недоумением рассматривает не изменившую цвет трубочку,
возвращает "права" и желает счастливого пути. Я в ответ желаю ему счастливой
службы и продолжаю движение.
Машин на дороге
мало, справа горы, слева синее море... Наконец,
после противокамнепадной галереи, дорога уходит от побережья. Минут через 40
паркуюсь в Балаклаве, в квартале от набережной. Несколько смущает, что
набережная и окрестные улицы разрыты для каких-то работ. Но вода в бухте, в
отличие от моего визита сюда 6 лет назад, достаточно чистая. Иду вдоль берега по
направлению к выходу из бухты мимо плавучего дока, в котором ремонтируется
единственная украинская подлодка. Звуки ударов по металлу оглашают окрестности.
Прохожу небольшой пляж, а дальше по берегу хода нет, по узкой и крутой тропке
начинаю подниматься вверх, к развалинам генуэзской крепости Чембало. Отсюда впервые
сам вижу и фотографирую внешний вход в бывшую базу подлодок,
расположенную внутри горы на противоположной стороне бухты. Через этот вход
туда-сюда шныряют лодки рыбаков. По тропкам забираюсь на вершину горы, к главным
башням крепости. И здесь испытываю некоторое разочарование - в десятке метров от
верхней башни стоит местный "Москвич". Если знать дорогу, сюда можно без проблем
подъехать. Вид с вершины горы достоин подробного описания. Слева и частично
сзади - величественные обрывы и море, в котором масса рыбацких лодок и яхт.
Впереди - вход в Балаклавскую бухту, голубизна моря, оттененная камнем скал.
Справа - сама Балаклавская бухта, тоже голубая и вся в яхтах и корабликах, а еще
правее по склонам сопки взбегают жилые дома. На осмотр всего этого не жалею часа
времени. Невдалеке рабочие (это они приехали на "Москвиче") разравнивают землю и
ставят чугунные решетки ограждения у обрыва. Скоро здесь все испоганит
какой-нибудь бар. Кто разрешил открывать его на территории памятника
архитектуры? Риторический вопрос... (C)
|