Впечатления человека, не бывшего в Крыму 10 лет

Запоздалый отчет. Впечатления человека, не бывшего в Крыму 10 лет

БАРХАТНЫЙ СЕЗОН В КРЫМУ: НЕДОРОГОЙ, НО ПРИЯТНЫЙ ОТДЫХ

В этом году мы с друзьями наконец-то собрались отдохнуть на море. Из-за ограниченного отпускного бюджета выбор был небольшой – Краснодарский край или Крым. Кавказ казался ближе и безопаснее (родной все-таки, российский), а Крым, оставивший с детства массу приятных впечатлений и воспоминаний, безумно хотелось увидеть вновь. Поскольку на российском побережье Черного моря два года назад мы с мужем провели медовый месяц, то для меня вопрос не стоял – только Крым. А потому как остальным было практически все равно, куда ехать («Лишь бы к морю»), с этим быстро согласились все.

Готовились к отпуску мы основательно. Перелопатили огромное количество сайтов, посвященных Крыму, опросили всех знакомых, кто отдыхал там в последнее время, распечатали страниц 400 всевозможных отчетов, советов и прочих полезных материалов (это нехилую пачку, кстати сказать, я носила в рюкзаке до последнего – пригождалась). Старания наши даром не пропали, и отдых, по общему мнению, получился замечательным. Если у вас есть время и желание почитать об этом – буду рада.

ДОРОГА И ГРАНИЦА

Мы уезжали из Уфы 1 сентября. Сезон к этому времени закончился, и очереди в железнодорожные кассы, и так весьма жиденькие в нынешнем году, совсем исчезли. Это плюс. Есть, однако, и минус. Летом из Уфы и через Уфу в Крым ходит как минимум 4 поезда (в том числе и прямой Уфа-Симферополь), а в сентябре остается только один 215-й (Свердловск-Симферополь), который ходит ежедневно в течение всего года. Поскольку для нас этот поезд проходящий, билеты на него мы могли взять только за трое суток, пришлось немного поволноваться. Проблем, правда, не возникло. Билеты мы купили сразу и на обратную дорогу, чтобы не заниматься этим в Крыму. Оказались правы: если в Симферополь мы ехали в полупустом вагоне, то по дороге домой наш вагон был забит до предела, и ситуация не изменилась до самой Уфы.

Ветка, по которой идет поезд №215 (через Саратов, Волгоград, Запорожье), показалась нам не самой удачной. Торговцев домашней снедью на станциях было немного, к тому же наша любимая станция Котельниково, где от обилия рыбы в глазах рябит, осталась в стороне. Может быть, конечно, все самое интересное мы проезжали ночью.

Отдельный вопрос – прохождение границы. На российской территории это происходило на станции Гуково, на Украине – на станции с весьма многообещающим названием «Красная могила». С документами у нас было все в порядке, поэтому волновал только таможенный досмотр. На Украину мы ввозили гривны, которые не имели права ввозить (покупали их, правда, не в поезде, а еще в Уфе – чтобы выручить родственников, которые приехали в гости из Одессы со своей валютой и не смогли ее обменять), а вывозили по 10 бутылок вина каждый вместо разрешенных трех. К счастью, багаж у нас никто не проверял. Кстати, российские пограничники и таможенники проявляли большее рвение, чем их украинские коллеги, что нам показалось весьма странным.

ПОГОДА

По этому поводу могу сказать одно – она (погода, то бишь) могла быть и лучше. Нас чуть ли не в первый день стали пугать местные: мол, куда вы приехали, муссон надвигается. Муссон этот действительно «надвинулся», но лишь через 10 дней. До этого было жарко и солнечно. Пару раз, правда, шли дожди. Но что нам, жителям Урала, привыкшим к противной, мокрой и слякотной осени, те проливные южные ливни? Хорошо, конечно, что продолжались они самое большее 20 минут – за 2 часа все бы просто посмывало.

К середине сентября погода окончательно испортилась. Стало гораздо прохладнее, зачастили нудные затяжные дожди. Местные наперебой обсуждали друг с другом и с отдыхающими это совершенно нетипичное для ранней осени явление и говорили о том, что такого за последние десятилетия не припомнят. Это вселяло надежду в то, что последующие годы обойдутся без катаклизмов, а бархатный сезон останется самым лучшим временем для отдыха в Крыму.

Нам, кстати, эта непогода была где-то даже на руку. Основную часть своего отпуска мы пропутешествовали по Крыму, а ездить в душных троллейбусах и автобусах, согласитесь, лучше не в жару.

НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ – ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ В НОВОМ СВЕТЕ

Еще в Уфе мы твердо решили, что первую неделю нашего путешествия посвятим только морю и проживем ее в палатках на берегу. Место для дислокации (район Нового Света) выбирали тоже дома, практически наобум – руководствуясь отчетами на крымских сайтах. Как оказалось, не прогадали.

Новый Свет – одно из самых красивых мест в Крыму: горы, скалы, маленькие бухточки, чистейшая вода. Этим восторгаются даже люди, привыкшие к благам цивилизации. Представьте теперь, что чувствуешь, когда просыпаешься утром в трех метрах от моря от крика чаек, пытающихся заглянуть в палатку, а засыпаешь под шум волн под залитым звездами глубоким южным небом. Неделя, которую мы провели на берегу, была самой беззаботной и счастливой.

Место для устройства палаточного лагеря на берегу в Новом Свете найти довольно легко. Если вывалиться на новосветский пляж и встать лицом к морю, то справа от себя увидишь гору Хоба-Кая (именно вокруг нее петляет знаменитая Голицынская тропа), а слева гору Сокол, возвышающуюся над трассой Новый Свет-Судак. Именно влево, в сторону Судака, и стоит идти. Здесь есть масса миниатюрных бухточек, в каждой из которых можно найти подходящие места для палаток. Скорее всего, абсолютно свободных бухт не окажется, но прогонять вас со своей территории никто не станет. (Небольшой совет: если вы не сильны в скалолазании или у вас тяжеленные рюкзаки, лучше идти не вдоль берега, а подняться на шоссе и пройти по нему. Минут через 15 вы увидите утоптанную тропинку, ведущую к морю. По ней легко можно спуститься на берег).

Вообще-то установка палаток, разжигание костров и т.д. и т.п. в этом месте запрещены, поскольку все это территория заповедника. Однако туристы здесь, похоже, всегда были, есть и будут. Но чтобы уж совсем жизнь медом не казалась, берег находится под пристальным наблюдением природохраны. Наблюдение это проявляется следующим образом: ежедневно на берег приходит лесник и собирает дань с каждого вновь появившегося лагеря. Размер дани определяется в сугубо индивидуальном порядке и зависит не столько от желания лесника, сколько от таланта плательщиков. Мы, к примеру, заплатили за пять дней 30 гривен за пятерых, хотя первоначальная цена лесника была 100 гривен. Питерский лагерь, стоявший в соседней бухте, за этот же срок отдали 40 гривен, но их было 11 человек и в начале речь шла о 420 гривнах. А стоявшие в пяти метрах от нас украинские туристы совсем не торговались и отдали за 3 дня столько, сколько потребовал егерь. Вот и верь потом, что россияне побогаче будут.

Чем мы занимались на берегу? Отдыхали. На полную катушку. Купались, загорали, плавали с маской, пытались ловить крабов (правда, не ели, - уж очень они крошечные) и даже охотились на рыб со сделанным из подручных средств копьем (одну страшную рыбину – позже выяснилось, морского ерша – самый наш удачливый рыбак даже поймать сумел). Когда становилось скучновато, ходили по очереди в Новый Свет, приносили оттуда еду и вино. Так же по очереди побывали на Голицынской тропе (о достопримечательностях расскажу отдельно). Здесь же впервые попробовали рапанов и мидий. Впечатления не произвело, видимо, мы их готовить не умеем. :))

Уезжать из Нового Света было безумно жалко. Но очень хотелось посмотреть Крым, поэтому утром 8 сентября мы свернули палатки и ушли «в цивилизацию».

НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ – АЛУШТА

Итак, последующие 10 дней мы собирались много ездить, а потому для поселения нам нужен был приморский город, максимально приспособленный для любителей путешествовать. Ялта казалась слишком дорогой, Судак и Феодосия – слишком удаленными от центра, Севастополь – слишком серьезным. Остановили свой выбор на Алуште. (Однако, как выяснилось позже, алуштинская автостанция здорово уступает ялтинской в количестве междугородних рейсов, поэтому чаще всего мы добирались до Ялты троллейбусом, а уже оттуда – в любой конец Крыма).

Здесь позвольте сделать небольшое отступление и рассказать забавную историю, которая произошла с нами в первый же день в Алуште. Уйдя из нашего лагеря в Новом Свете, мы не поехали сразу в Алушту, а дошли пешком до Судака и побродили там несколько часов. В итоге мы опоздали на нужный нам автобус и попали в абсолютно незнакомую Алушту только в 10 часов вечера. Найти подходящее жилье было нереально, а останавливаться на одну ночь хоть где-нибудь не очень-то хотелось. Мы решили переночевать в палатках в укромном местечке на берегу и побрели в сторону моря (благо, что в курортных городах все дороги так или иначе ведут туда). И вот мы вывалились на набережную. Тот, кто знает, что представляет из себя ночная набережная большого (относительно, конечно) курортного города, наверняка поймет, что должны были испытать люди, прожившие неделю далеко от цивилизации. Шок! Сначала мы просто бесцельно бродили среди толпы, пытаясь прийти в себя. Потом решили-таки искать место для стоянки. Пошли влево – там, по моим сведениям, должны были вскоре начаться бесплатные городские пляжи, где можно было перекантоваться. Но через 15 минут ходьбы все еще продолжалась набережная, и было совершенно непонятно, надолго ли это. Вернулись в начальную точку и еще столько же прошли вправо. Это был совсем неверный шаг – город продолжался на несколько километров вперед. Мы окончательно вымотались и решили, что дальше 50 метров никуда не пойдем. Отправили разведчика в лесок, располагавшийся рядом. Вернувшись, он доложил, что это, скорее всего, городской парк, а значит, мы рискуем проснуться утром либо посреди какой-нибудь жутко достопримечательной пальмовой аллеи, либо в мусорной куче. Мы решили, что ни то, ни другое нам не подходит. В конечном итоге спустились на какой-то не охраняемый ночью платный пляж, поставили палатки и завалились спать. Так что если кто-то из вас видел на одном из алуштинских пляжей это странное явление – большой вам привет от нас!

Утром на следующий день встали рано, дабы не столкнуться с недовольными хозяевами пляжа, и отправились искать жилье. Для этого пришли на автостанцию и тихонько так спросили «А не сдает ли кто-нибудь…». У алуштинских хозяек и разводящих, видимо, на редкость хороший слух, потому что нас моментально окружили плотным кольцом. Средняя цена на квартиру «под ключ» - 10 долларов в день, но все тут же соглашаются на 8. Кстати, у местных квартиросдатчиков весьма необычное представление о количестве комнат в квартире. Если они говорят о двухкомнатной квартире, то на деле она может оказаться однокомнатной с лоджией.

Мы потратили на поиски жилья часа полтора. За это время посмотрели 5 вариантов и остановились на двухкомнатной квартире с двумя лоджиями на ул.Октябрьской (рядом с военным санаторием) за 8 долларов в день (телевизор, холодильник, горячая вода круглосуточно, посуда, мебель – все, как полагается). Хозяев видели за 10 дней дважды – в первый и последний день.

Что есть достопримечательного в Алуште? Да практически ничего. Самое интересное – это набережная, фирменные магазины «Массандры» и частные коттеджи. Есть парк с аттракционами, но осенью он простаивает (впрочем, думаю, и летом здесь не много посетителей, потому что на набережной аттракционы круче). Есть церковь всех крымских святых (церковь православная, но по стилю здорово отличается, нам она о-очень понравилась). Есть мечеть – мы несколько раз слышали молитвы муэдзина, но саму мечеть так и не нашли. Есть пара аквариумов черноморских рыб. И все. Одним словом, в Алуште можно только валяться на пляже и проводить время в кафе и ресторанах. А если хочется что-нибудь интересное увидеть, нужно ездить. Что мы и делали.

ТРАНСПОРТ И ДОРОГИ

В принципе, передвигаться по Крыму на общественном транспорте довольно удобно. Особенно хорошо тем, кто живет или отдыхает в крупных городах – Симферополе, Севастополе, Ялте. С этих автостанций ходит огромное количество автобусов в любой пункт полуострова (и не только). Тем же, кто обитает в небольших поселках, сложнее. Но в любом случае – добираешься до ближайшего города и едешь, куда хочешь. Мы, к слову, услугами таксистов воспользовались лишь однажды – когда надо было с вершины Ай-Петри спуститься в Алупку. Все остальное время передвигались автобусами, троллейбусами, электричками. Времени тратишь не намного больше, а платишь на порядок меньше. Как говорится, дешево и сердито. Кроме того, автотранспортный парк в Крыму нас весьма впечатлил. За все время мы только один раз ехали на старом Икарусе, обычно же это были новенькие импортные микроавтобусы с удобными сиденьями, кондиционерами и откидными столиками для приема пищи. Троллейбусы – отдельная песня. Скажите честно, это только у нас в Уфе троллейбусы такие ленивые или все-таки крымские водители лихачат?

Дороги. Дороги, мягко говоря, впечатляют. Я, по крайней мере, твердо решила, что ни с кем из своих знакомых в ближайшее время в Крым на машине не поеду! Меня до сих пор в жар бросает, когда я вспоминаю, как мы на машине спускались с Ай-Петри вниз. До сих пор укачивает. Потому я теперь очень уважаю крымских водителей. Жму вам всем руки!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

После нашей поездки в Крым мы сделали один очень важный вывод: не стоит и пытаться за время одного отпуска увидеть здесь все. Более того, не стоит пытаться увидеть даже все самое известное, потому как все равно не получится. Мы, например, за время своих разъездов по Крыму здорово вымотались, но очень-очень многого так и не посмотрели. Лучший вариант – выбрать для себя кусочек полуострова, который хочется узнать получше, и за его пределы не рыпаться. Иначе рискуешь много посмотреть, но так ничего и не увидеть. Но это мы сейчас такие умные, а поначалу тоже собирались объять необъятное.

Не буду больше пускаться в долгие рассуждения, расскажу лучше, что мы видели и как нам это понравилось.

Голицынская тропа. Главная достопримечательность Нового Света. Тропа идет по берегу моря вдоль всех новосветских бухт (Зеленой, Синей, Голубой), проходит через знаменитый Грот Шаляпина, Царский пляж, мыс Капчик, можжевеловую рощу и снова выходит в поселок. Красиво, но совершенно непонятно, за что берут за вход по 4 гривны с человека: мусор там, похоже, не убирают и вообще никак за природной красотой не следят. Кроме того, на Тропу можно запросто попасть совершенно бесплатно, если выйти на нее с обратной стороны. Недалеко от того места, где Тропа заканчивается и выходит в поселок, она разветвляется на множество мелких тропок. Так вот, шлагбаум с билетной кассой стоит только на главной, остальные же никем не охраняются. Единственная проблема – билеты могут потребовать на входе, поэтому лучше прогуляться до грота (он находится в самом начале тропы), а потом вернуться обратно. Заодно можно и ножки потренировать.

Генуэзская крепость. Со стороны крепость смотрится очень внушительно, а когда попадаешь внутрь, испытываешь некоторое недоумение. Нет, все эти башенки, замки и бастионы, конечно, впечатляют, но в целом ощущение такое, будто бы крепость отстроили на пустом месте только ради привлечения посетителей – атмосферы старины не хватает. Ну, может быть, это только нам так показалось. Зато здесь мы нашли другое развлечение. Под крепостными стенами через каждые 100 метров сидят ребята с кучей костюмов, которые можно примерить и сфотографироваться. Похожий «аттракцион» мы встречали на всех набережных, но в Судаке понравилось больше всего. Во-первых, в крепости было дешевле – 5 гривен за костюм и фотографируйся, сколько хочешь. Во-вторых, гораздо интереснее. В общем, мы повеселились от души.

Ласточкино гнездо. Самое большое разочарование нашей поездки. Мы добирались туда морем из Ялты. Экскурсия на катере «Маргейт» стоила 11 гривен, но, как выяснилось позже, в эту стоимость входила только дорога туда и обратно. За вход же на территорию «Гнезда» пришлось заплатить еще по 2 гривны двум здоровенным лбам из ЧП «Бизон» (зато мы знаем теперь, как выглядят бизоны). Если честно, лучше бы туда не поднимались. «Ласточкино гнездо» очень сильно изменилось за те 10 лет, что я там не была, превратившись из сказочного места в горькую иллюстрацию сегодняшней действительности. Сам замок сейчас почти незаметен среди кучи палаток с сувенирами, кафешек, шатров Кока-колы и гор мусора (мусор вообще очень большая беда повсеместно). И если кому-то вдруг захочется полюбоваться визитной карточкой Крыма, лучше посмотрите на «Гнездо» издалека – останутся воспоминания приятнее.

Севастополь. Пишу именно «Севастополь», потому что весь этот город есть одна большая достопримечательность. Потрясающий город, красивый, благородный. Может быть, слишком «мужской», но очень притягательный. Мы были здесь всего сутки, хотя стОит он гораздо большего. Те достопримечательности, которые мы посетили, – Панорама обороны Севастополя, Музей Черноморского флота и Херсонес –лишь самая маленькая толика того, что нужно увидеть. Севастопольская бухта, Графская пристань, Инкерман, Дельфинарий, считающийся одним из самых лучших. Та же самая 6-я Бастионная, о которой так часто писал Крапивин. Одним словом, мы уже точно знаем, чему посвятим свой следующий приезд в Крым.

Бахчисарай. Тоже весьма интересный городок. Именно здесь мы впервые явственно ощутили дух востока. И несмотря на то, что в глаза сразу же бросается запущенность и бедность, впечатления остались самые приятные. Чтобы побольше увидеть, мы прошли пешком от вокзала до Чуфут-Кале, посетив Ханский дворец, дегустационный зал Бахчисарайского винзавода, Успенский пещерный монастырь. Особенно понравилась нам улица Гаспринского. Она идет по самому дну узкого ущелья, и с обеих сторон ее окружают отвесные скалы. Мы удивлялись, а местные жители, похоже, внимания на это не обращают. Впечатлил и монастырь. Когда-то я здесь была, но сегодня он выглядит совершенно иначе. Монастырь отстроили заново, сделали действующим, возвели великолепный храм, множество хозяйственных построек и продолжают осваивать территорию. Кстати, реставрируют сейчас и пещерный город Чуфут-Кале – в наиболее сохранившихся древних постройках работают художники, так что через пару-тройку лет можно снова его посетить.  (Примечание M.S.: Чуфут-Кале для посещения открыт!)

Массандра. Вообще-то Массандра – это район Ялты, но заслуживает отдельного упоминания. Во-первых, здесь располагается знаменитейший винзавод, который обязательно нужно посетить всем. Во-вторых, здесь же находится один из красивейших, по нашему мнению, дворцов Крыма – дворец Александра III. К сожалению, в залы дворца нам попасть не удалось, поскольку не было экскурсий. Но даже от прогулки вокруг по великолепному парку мы получили огромное удовольствие.

Ай-Петри. Еще один досадный пункт в нашей программе. Не хочу никого обидеть, но все-таки выскажусь. Может быть, на людей, никогда не бывавших в горах, подъем на Ай-Петри в подвесном вагончике производит неизгладимое впечатление. Для нас же, жителей гористой местности, да еще диких туристов, в этом не было особого кайфа. Мало того, что мы простояли в очереди почти час, прежде чем попали на канатку, так еще и, поднявшись на вершину, испытали странное чувство. Проще говоря, почувствовали себя обманутыми, и даже великолепный вид, открывшийся с вершины, не смог это ощущение изменить. Уверена, заберись мы на гору на своих двоих да еще с тяжелыми рюкзаками за спиной, впечатления были бы совсем иными. Так что теперь мы твердо решили: в горы – только пешком.

Воронцовский дворец-музей. Пожалуй, это одно из тех мест, которые понравились всем без исключения. Удивительно красивый дворец. Страшно даже представить, чего бы мы лишились, если бы фашисты в 42-м году реализовали свой подлый замысел и взорвали замок. Я видела дворец уже третий раз и восторгалась им все так же сильно. Дворцу в Алупке можно посвятить целый день, потому что помимо самого замка, там очень красивый парк в 40 гектаров. Конечно, всю территорию не обойдешь, тем более что парк – сплошные лабиринты, но кое-что увидишь.

Никитский ботанический сад. Его стоит посетить даже тем, кто абсолютно равнодушен к растительному миру. Потому что здесь можно увидеть то, чего никогда в жизни, возможно, не увидишь. Бамбуковые рощи, пальмовые аллеи, заросли тростника, великовозрастные туи, огромные клумбы роз… Нет, об этом не расскажешь! Особенно нам понравилась кактусовая оранжерея. Представьте себе обычные комнатные кактусы, которые выращивают на подоконниках, только гигантских размеров. Так вот таких там полным полно. Мы только охали и ахали. Единственное, чего не хватает в Никитском ботаническом – хорошего цветочного магазина. Нет, магазин-то наличествует, но слишком уж он бедный. Думаю, это большая недоработка администрации Сада, потому что наши особо ревностные любители домашнего растениеводства лелеяли мечту приобрести там что-нибудь суперэкзотичное. И таких наверняка немало.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Безусловно, самое главное развлечение в Крыму – море. И все к нему прилагающееся. К сожалению, погода вычеркнула из нашей программы и аквапарк, и прогулку на яхте, и катание на бананах, скутерах и т.п. Нам оставалось довольствоваться только тем, что предлагал берег. Но и этого было достаточно.

На набережной в Алуште (а также в Ялте, Судаке и других более менее крупных городах) полным-полно аттракционов. Здесь можно хорошо повеселиться и потратить все свои лишние деньги. Мы попробовали многое. Не могу указать названия, потому что никто из нас на них внимание не обращал (к тому же, один и тот же аттракцион даже на одной и той же набережной называется по-разному).

Итак, что нам понравилось. Во-первых, «машинки». Да, те самые «машинки», которые есть в любом самом захудалом парке самого провинциального городка. Смешно, но мы катались на них практически каждый раз, когда приходили на набережную. И получали от этого массу удовольствия!

Во-вторых, «камикадзе». Называется этот аттракцион почему-то по-разному – где Ranger, где какой-то там gun. Если вы не поняли, о чем речь, объясню. Это такая карусель, состоящая из двух открытых вагончиков для пассажиров, которая очень быстро раскачивается и некоторое время крутится вокруг своей оси. Страшно до ужаса – я орала все время не прекращая. Но это для кого как – муж мой был в полнейшем восторге.

Еще одна развлекалочка из той же оперы – «Виртуальная реальность» (видели только в Ялте). Садишься вдвоем в кабинку, и она начинает вертеться в разные стороны. В кабинке перед тобой экран, где изображается маршрут полета, и кажется, что ты летаешь с дикой скоростью по каким-то жутким тоннелям. Я, правда, от этого удовольствия отказалась – меня после «камикадзе»-то мутило весь вечер, а здесь бы точно вывернуло наизнанку.

Но самую кошмарную штуку мы нашли в Алуште. Называется «Победи свой страх». Стоят на берегу моря два столба высотой метров по 20, к ним привязан трос. Тебя пристегивают к этому тросу, хорошенько натягивают и выстреливают, как из рогатки. Улетаешь вверх метров на 40 и тебя колбасит в разные стороны. Когда наконец возвращаешься на землю, истерически смеешься и пытаешься успокоить трясущиеся ноги и руки. Стоит такое удовольствие дай боже – 30 гривен за прыжок. Если хочешь выкупить кассету (каждый прыжок снимают на видео), платишь еще 25 гривен. Нам, правда, сделали скидку – кассета с пятью нашими прыжками обошлась в 40 гривен. Мы теперь ее смотрим и удивляемся, как это мы решились на такое безумство.

ПИТАНИЕ

Если питаться все время в кафе, то на еду уйдет львиная доля отпускного бюджета – в среднем, один заход в кафе обходится в 20-25 гривен на человека. Мы так шиковать были не намерены, поэтому искали варианты подешевле. Пока жили в палатках на берегу, проблем, естественно, не было – готовили то, что обычно едим в походах (за продуктами ходили в Новый Свет). Переехав в Алушту, обошли все места, которые посоветовали нам местные. Были в «Диетической» столовой рядом с рынком, в частной столовой на ул.Горького, 40, в нескольких кафешках на берегу – особо нигде не понравилось. Порции маленькие, качество далеко не домашнее, а цены ого-го (единственное место, которое всем пришлось по душе – столовая «Диетическая» в Севастополе, недалеко от музея Черноморского флота; там очень вкусно, очень дешево и очень приятно). В итоге остановились на следующем: завтракали дома (обычно жарили яичницу с колбасой, помидорами, сыром, зеленью и т.п. – за 10 дней съели впятером 7 десятков яиц!), обедали, где застанет голод, а вечером, если оставались силы, шли на набережную за шаурмой (там в одной точке была такая шаурма – пальчики оближешь!). В остальное время ели фрукты. Мы люди не привередливые, поэтому такой вариант всех (ну почти всех) устроил.

Продукты чаще всего покупали на рынке рядом с автостанцией – он был близко к дому. Цены здесь такие же, как у нас в Уфе. Единственное – гораздо дороже молочные продукты. Кроме того, выбор молочного намного хуже, а некоторые продукты, видимо, просто не производят. Мы, например, решили однажды приготовить блинчики с творогом, так пришлось обойти все магазины в округе и рынки, чтобы купить творог. А еще в Крыму ужасный майонез. Мы перепробовали все местные сорта, которые были в продаже, но ничего стоящего так и не нашли. Чем это объясняется, для нас осталось загадкой.

Спиртные напитки заслуживают особого внимания. Пили мы, по большей части, вино – на все остальное размениваться не хотелось. Поначалу пытались покупать разливное, вспоминая о том, какое хорошее вино мы пили на Кавказе, но очень скоро оставили эту глупую затею. Вино, которое продают на крымских рынках в пластиковых баллонах, - изрядная бормотуха. Наше домашнее, плодово-выгодное, в сто раз вкуснее. Запечатанная бутылка с акцизной маркой, правда, тоже не гарантия качества, поэтому мы в итоге покупали вино только в фирменных магазинах. Что всем настоятельно советуем.

Из всех сортов пива больше всего понравилось «Славутич» светлое. Пили еще и «Оболонь», которое рекомендовали на всех сайтах, но оно почему-то понравилось меньше. Водку тоже раза три покупали (причем, самых рекламируемых марок), о чем потом жалели. Такую отвратительную водку, по общему нашему мнению, нужно еще поискать. Мы теперь поняли нашего одесского дядю, который, приезжая к нам в гости, пьет исключительно «беленькую». Так что если вы хотите попробовать качественной водки, приезжайте к нам в Башкирию, а отпуск в Крыму посвятите хорошему вину.

ЦЕНЫ И РАСХОДЫ

Крым – курорт из той самой категории, про которые говорят «на любой кошелек». И затраты отдыхающих зависят только от их возможностей и потребностей. Мы, к примеру, потратили на двоих чуть больше 16 тысяч рублей (включая дорогу и подарки для родственников). Можно обойтись суммой гораздо меньшей, если отказаться от всех курортных соблазнов. Кстати, везти в Крым лучше все-таки доллары – мы, понадеявшись на родные рубли, прогадали.

На ценах подробно останавливаться не буду, скажу лишь о том, что всех нас неприятно поразило. Покупая билет на какую-нибудь экскурсию, вы не можете быть уверены, что за эту цену вам покажут все. Обычно везде говорят следующее: «Мы показали вам интересное, но если вы хотите увидеть САМОЕ интересное, заплатите, пожалуйста, еще 2 (3,4,5…) гривны». Так что будьте к этому готовы. И еще. Во всех дворцах, панорамах и музеях берут дополнительную плату за фото- и видеосъемку (причем стоимость разрешения иногда выше цены входного билета). Не торопитесь отдавать свои денежки в кассе. Очень часто на территории никто наличием разрешения не интересуется. А если и спросят, то всегда дадут возможность расплатиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Крыму нам понравилось. Несмотря на волнения на границе, несмотря на непобедимое желание местных жителей нажиться на вас как можно больше, несмотря на разруху и бедность, которые, по всей видимости, удастся искоренить далеко не в ближайшем будущем. Море, горы, солнце, вино и потрясающее чувство отпускной свободы – вот то, что никогда не перестанет восхищать. Главное – радоваться и наслаждаться жизнью. Хороших всем отпусков!

Евгения

(C)Naiti.Ru

Отели со скидками - отдыхай просто!Отели со скидками ВКонтактеЖемчужина Крым - Портал-путеводитель по Крыму