Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь


Основан предположительно в VIII-IX вв., достраивался в XIV-XV вв. Согласно церковному преданию, отдельные крипты были вырублены в скале в первые века христианства. В 98 г. сюда, на каторжные работы в каменоломне, был сослан и проповедовал св. Климент, папа Римский, ученик апостола Петра.

Согласно церковному преданию, трудами св. Климента и его учеников в Крыму было устроено до 75 храмов. Пещерная церковь во имя св. Ап. Андрея Первозванного, по преданию, вырублена самим св. Климентом.

В 1779 г, произошло выселение христиан из Крыма, и монастырь пришел в запустение. В 1787 г. его посетили Екатерина II и сопровождавшие ее иностранные августейшие особы. 15 апреля 1850 г. с Высочайшего соизволения, указом Святейшего Синода, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, Инкерманский монастырь был возобновлен и освящен во имя св. Климента. Во время войны 1854-55 гг., обитель сильно пострадала в ходе Инкерманского сражения 24 октября 1854 г. В 60-х годах XIX в, под покровительством Таврического епископа Алексия, трудами настоятеля иеромонаха Ефрема, на средства И.И. Четверикова и Мелюшина и под руководством художника Имераторской Академии Д.М. Струкова были отреставрированы древние храмы, построен дом настоятеля с домовой церковью (освящена 13 августа 1867 г. во имя св. Троицы).

Пещерный храм во имя св. Мартина Исповедника в Инкермане. Пещерная церковь во имя св. Мартина Исповедника, святителя Римского. Он был сослан в Херсонес монофелитами и скончался в 655 г. Храм был перепланирован в 1867 г. В 1895 г., в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе у ст. Борки 17 октября 1888 г., построен и освящен храм во имя святого и целителя Пантелеймона. На плато монастырской скалы в 1905 г. был построен храмы во имя св. Николая Чудотворца Мирликийского.

Начиная с 1924 г, монастырские храмы постепенно закрывали. 15 декабря 1931 г. были закрыты пещерные храмы, а их имущество передано Севастопольскому Музейному объединению. Еще в 70-х годах в бывшей монастырской гостинице жили люди, а над неохраняемой и оскверненной обителью глумились воинствующие атеисты. Так, пещерный храм во имя св. Климента, выдержавший превратности времен, лишился украшавших его колонн по прихоти заезжих киношников.

В 1991 г. трудами архимандрита Августина, при епископе Симферопольском и Крымском Василии, Инкерманский монастырь был возобновлен. Начали проводиться реставрационные работы. В настоящее время восстанавливается храм св. Троицы. В пещерном храме во имя св. Климента хранится частица мощей от его честной главы, сопровождённая в монастырь по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и Вcея Украины.

Посмотреть картинки: Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь или Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь .



Апостол Андрей Первозванный

Как свидетельствуют церковные источники, первым христианином, прибывшим в Херсонес, был апостол Андрей Первозванный (то есть первый), который после гибели Иисуса Христа вместе с другими апостолами пропагандировал христианство. Согласно описанию Оригена, Андрею досталась Скифия. Известны несколько вариантов его апостольской миссии на разных языках: греческом, каптском и др.

Епифаний иерусалимский монах, автор сочинения конца VIII—начала IX в, о хождении апостола Андрея, писал: "Из Боспора Андрей прибыл в Февдесию (Феодосию), город многолюдный и образованный, в котором царем был Савромат. Уверовали здесь немногие. Оставив их, апостол отправился в Херсон... Херсаки же народ коварный, и до нынешнего дня туги на веру... Андрей, пробыв у них довольно дней, воротился в Боспор и, нашедщи корабль Херсонский, переплыл в Синоп".

В 1116 г. при Владимире Мономахе в "Повести временных лет" появился и русский вариант легенды об апостоле Андрее как "крестителе Руси".

В.Г.Шавшин



Св. великомученник Климент

Спустя тринадцать лет после Андрея Первозванного, в 94 г. (по другим источникам в 99—100 гг.) в Херсонесе оказался святой Климент - епископ, якобы сосланный римским императором язычником Траяном за распространение христианства. По одной из версий его сослали в Инкерманские каменоломни, где Климент продолжил свои христианские деяния. За это епископа вывезли в море, в районе современной Казачьей бухты и, привязав к якорю, утопили. Посредине бухты и поныне имеется островок, который связывают с именем святого. В "Житии" Климента утверждалось, что раз в году на семь дней море отступает и тогда виден гроб святого Климента...

Известный проповедник христианства и славянский просветитель Константин (827-869 гг.), в монашестве Кирилл, с младшим братом Мефодием, направляясь с религиозной миссией к хазарам, некоторое время в 860 г. провел в Херсонесе. Узнав "что Святой Климент еще лежит в море, помолился, сказал: "Верую в бога и Надеюсь на Святого Климента, что найду [останки его] и вынесу [их] из моря. А когда убедил архиепископа [Херсонского], и весь клир, и благочестивых мужей, сели на корабли и отправились на [то] место. И когда море утихло, а [они туда] дошли, то начали с пением копать. Тогда же стал [слышен] сильный запах, как от многих кадил, и затем объявились святые мощи, которые взяли с великой честью и славой, и все горожане внесли их в город...".

Одна из летописей утверждает, что мощи Святого Климента вывез в Киев князь Владимир.

Совсем недавно мы не без удивления узнали, что частица мощей Святого Климента хранилась в Севастополе на Братском кладбище в храме Святого Николая. В декабре 1992г. газета "Слава Севастополя" поведала историю обмена Мощей двух святых.

"Года полтора назад, —рассказал благочинный Севастопольского округа, настоятель Свято-Никольского храма Георгий Пойдков, — в Севастополе побывала итальянская делегация, с которой довелось встречаться и мне. В завязавшейся беседе я поведал гостям, что у нас хранятся святые мощи, вернее часть святых мощей священномученика Климента, папы Римского по наущению язычников изгнанного из Рима императором Траяном и отправленного в Крым, в Херсонес. Здесь по приказу Траяна в 101 г. он был утоплен. Однако нетленным оказалось тело святого старца. Священномученик Климентий глубоко почитаем и у нас, и в Италии. Мое сообщение, видимо, глубоко взволновало гостей. Через какое-то время завязалась переписка, а недавно я был приглашен в Кальяри, где епископ города монсеньор Отторино Петро Альверти передал мне ковчежек со святыми мощами Николая Чудотворца. Я же отдал ему сохранившиеся у нас мощи священномученика Климента".

И все же, спрашивается, чьи же мощи были обретены в свое время в Херсонесе, а часть их в наше время даже оказалась в храме Святого Николая? По свидетельству ряда исследователей, мученические акты утверждают о потоплении херсонесского святого. Более поздние источники в той или иной форме это повторяют. Известно, что форма мученичества христиан через потопление вошла в обычай с начала IV в. Возможно, что и херсонесский святой пострадал в то же время. "Если его отождествляли с Климентом римским, то, с одной стороны, забвение одних или слияние двух мучеников в одно лицо в аналогии не представляет явления исключительного".

Впрочем, многие писали о Клименте как о епископе: Григорий Турский; Феодосии; Рубрук Вис называют его епископом Анкирским; Ефрем Херсонесский в Волоколамских Четьях Минеях за ноябрь — архиепископом Херсонским Климентом.

"Эти данные, как бы разбросаны ни были, все же являются достаточными, чтобы отделить вопрос о Клименте, папе римском, от вопроса о священномученике Херсонесском Клименте, даже при допущении исповедничества или мученичества папы".

В.Г.Шавшин

* * *

Семь херсонесских проповедников

Говоря об истории христианизации Херсонеса Таврического, нельзя не вспомнить и семь херсонесских проповедников-священномучеников, убитых в IV в "тугими на веру жителями Херсонеса". Эта церковная легенда о миссионерской деятельности христианских епископов изложена неизвестным автором в VII в. в "Житиях Св. Епископов Херсонских". Она отражает упорную борьбу языческого населения Тавриды с попытками приобщения его к христианству. Автор этого труда, видимо, был одним из священнослужителей Херсонеса, так как прекрасно знал местность и был знаком с историей появления и развития христианства в Крыму. По его словам, в последние годы правления римского императора Диоклетиана иерусалимский епископ Ермон послал в Херсонес епископа Василия. Встретили его горожане-язычники, естественно, без восторга, а точнее, весьма враждебно: избили и вынудили бежать. Спрятавшись в пещере Парфенон (сразу думаешь о мысе Фиолент — Партениум, Партенус, Парфенон), он продолжил свои проповеди. Вскоре епископ совершает и чудо — воскрешает из мертвых сына "Архонта" города.

"У одного знатного херсонесского гражданина язычника умер единственный сын и был, по обычаю язычников, погребен; но в следующую затем ночь юноша этот во сне явился родителям своим и объявил, что боги, коим поклоняются они родители, суть камни и дерево, а настоящий Бог есть тот, коего проповедует епископ Василий, спасающийся в пещерном храме (автор имеет в виду территорию будущего Георгиевского монастыря). Родители стали умолять проповедника о воскрешении им сына. На это святитель им отвечал: "Один только Бог может сотворить сие единым мановением". Впрочем, если вы изъявите желание признать и исповедовать, то тот, которого я проповедую, есть Бог всяческих, то он сотворит сие чрез меня". Что не сделаешь ради спасения, тем более воскрешения из мертвых своего ребенка! "Родители в один голос изъявили готовность [принять христианство], если увидят сына своего живым. Святой Василий, с двумя священниками, в сопровождении близких к умершему всех родных и родителей, пришедших ко гробу, в коем лежал умерший, по поднятии камня, возложил на юношу руку и произнес над ним, как над живым, все слова таинства Святого Крещения, освятил воду и возлил на мертвеца, с произнесением имени Пресвятой Троицы, и таким образом возвратил умершего к жизни в глазах всех предстоящих; юноша воскрес и отдан родителям. Тогда все, бывшие с родителями при этом чуде, припав к ногам блаженного и уверовав Во Христа, приняли благодать Св. Крещения". Вот так и случилось это чудо, своеобразно описанное Ф.В. Ливановым в книге об истории Георгиевского монастыря.

Но если после него и уверовали язычники, то далеко не все. Схватив Святого Василия и привязав за ноги, таскали его по Херсонесу, пока проповедник не испустил дух. Произошло это 7 марта 310 г. Все же какие-то последователи, согласно "Жития", у епископа нашлись: они его похоронили, водрузив на могиле крест.

Вскоре погиб и проповедник Ефрем, посланный к скифам одновременно с Василием. После их смерти в Херсонес прибыли еще три епископа: Евгений, Елпидий и Агафодор. По роковому совпадению, 7 марта (через год) Евгений также принял мученическую смерть. В декабре 311 г. погибли проповедники Елпидий и Агафодор. На смену им послали шестого епископа - Еферия. Лицо это историческое. Он принимал участие во втором Вселенском Соборе в Константинополе. Но херсонесские христиане не дождались нового пастыря: Не добравшись до Крыма, он умер в пути.

При императоре Константине, правившем Римской империей с 306 по 337 г., в Таврику в 325 г. отправили епископа Капитона. Помня печальную участь его предшественников, в помощь проповеднику дали отряд, состоящий из пятисот воинов. Утверждают, что этому миссионеру повезло больше. Ему удалось убедить многих херсонесских язычников принять христианскую религию. Сделать это ему оказалось гораздо легче — за спиной стояли вооруженные солдаты. Помогло и свершённое Капитоном чудо. Язычники поставили перед епископом условие: "Войти в печь для приготовления извести. Если останется жив, тогда они уверуют "проповедываемому тобою богу". И он это сделал. Вышел невредимым, "повелел приготовить купель и окрестит в ней всех".

Несмотря на фантастичность легенд, связанных с херсонесскими великомучениками, и недостаточность исторических данных, можно предположить, что "Жития Св. епископов херсонских" содержат "отголоски реальных происшествий, прежде всего гибели первых проповедников христианства среди херсонеситов. Вполне правдоподобно, что в годы диоклетиановых гонений некоторые активные сторонники новой веры могли быть сосланы римскими властями в отдаленную Таврику или же, спасаясь от преследований, бежали туда сами. Естественно, что они пытались обратить в свою веру местных жителей. Однако эта попытка не удалась Некоторые из проповедников могли погибнуть от рук язычников, возмущенных пренебрежением пришельцев к их отеческим святыням".

Археологические данные говорят о том, что массовое распространение христианства в Херсонесе Таврическом началось только в V—VI вв., а языческие обряды имели место и в XIII в.

В.Г.Шавшин

* * *

Св. Мартин I

Если о пребывании в Крыму святого Климента до сих пор идут дискуссии, то свидетельства римского папы Мартина I, сосланного в Херсонес императором Константом II, бесспорны.

Один из наиболее значительных церковно-политических деятелей VII в, Мартин I занял папский престол 5 июля 649 г. "Он встал во главе римской церкви в эпоху, когда государствующей религиозной доктриной в Восточной империи, являлось Монофелитство, а папский Рим играл роль оплота православной ортодоксии. Первой же крупной политической акцией нового римского понтифика стал созыв церковного собора с целью осуждения Монофелитства. Латеранский собор, состоявшийся в сентябре 649 года, проклял основателей Монофелитства и его действуюших лидеров (в том числе тогдашнего Костантинопольского патриарха Павла) и осудил принятый в 648 г. императорский эдикт", который воспрещал полемику о наличии единой воли у Христа.

Несколько лет Мартин I вел борьбу с официальным Константинополем, проявляя непоколебимую последовательность в отстаивании ортодоксальных христианских взглядов. Не отступил он от своих принципов и после ареста. В конце марта 655 г. мятежного римского понтифика отправили в ссылку в Таврику — в Херсонес.

Известны два письма Мартина I в Константинополь одному из своих единомышленников. Они являются уникальными источниками по истории византийского Крыма, содержат важные сведения о вероисповедании херсонеситов и других обитателей Таврики в середине VII в.

В одном из них папа говорит о населении Крыма: "Говорю правду, во имя Христа, Бога нашего. Ибо будучи удалены от всякой земной суеты и освобождены от наших грехов, ныне мы лишены и самой жизни. Ведь те, кто обитает в этой области, все являются язычниками, и языческие нравы восприняли те, которые известны как живущие здесь (то есть жители Херсонеса. — Авт.). Они не имеют совершенно никакой человечности, кою природа людей даже среди самих варваров постоянно обнаруживает в нередко [проявляемом] ими сострадании".

Мартин I скончался 16 сентября 655 г. Согласно историческим данным, папу похоронили в "некрополе святых" — в "прекрасном доме Девы Марии, именуемом Влахернской, за стенами, на расстоянии стадии от благословенного города Херсона".

Память о святом Мартине долго чтили в Херсонесе. К его мавзолею стекались христиане, "чтобы получить благодать излечения".

По одной из версий, позже прах папы Мартина вывезли из Херсонеса в Рим, где он якобы и поныне хранится в церкви Св. Мартина на Холмах.

В.Г.Шавшин