Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь
Основан
предположительно в VIII-IX вв., достраивался в XIV-XV вв. Согласно церковному
преданию, отдельные крипты были вырублены в скале в первые века христианства. В
98 г. сюда, на каторжные работы в каменоломне, был сослан и проповедовал св.
Климент, папа Римский, ученик апостола Петра.
Согласно церковному преданию, трудами св. Климента и его учеников в Крыму было
устроено до 75 храмов. Пещерная церковь во имя св. Ап. Андрея Первозванного, по
преданию, вырублена самим св. Климентом.
В 1779 г, произошло выселение христиан из Крыма, и монастырь пришел в
запустение. В 1787 г. его посетили Екатерина II и сопровождавшие ее иностранные
августейшие особы. 15 апреля 1850 г. с Высочайшего соизволения, указом
Святейшего Синода, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического
Иннокентия, Инкерманский монастырь был возобновлен и освящен во имя св.
Климента. Во время войны 1854-55 гг., обитель сильно пострадала в ходе
Инкерманского сражения 24 октября 1854 г. В 60-х годах XIX в, под
покровительством Таврического епископа Алексия, трудами настоятеля иеромонаха
Ефрема, на средства И.И.Четверикова и Мелюшина и под
руководством художника Имераторской Академии Д.М.Струкова
были отреставрированы древние храмы, построен дом настоятеля с домовой церковью
(освящена 13 августа 1867 г. во имя св. Троицы).
Пещерный
храм во имя св. Мартина Исповедника в Инкермане. Пещерная церковь во имя св.
Мартина Исповедника, святителя Римского. Он был сослан в Херсонес монофелитами и
скончался в 655 г. Храм был перепланирован в 1867 г. В 1895 г., в память о
спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе у ст. Борки 17 октября 1888
г., построен и освящен храм во имя святого и целителя Пантелеймона. На плато
монастырской скалы в 1905 г. был построен храмы во имя св. Николая Чудотворца
Мирликийского.
Начиная с 1924 г, монастырские храмы постепенно закрывали. 15 декабря 1931 г.
были закрыты пещерные храмы, а их имущество передано Севастопольскому Музейному
объединению. Еще в 70-х годах в бывшей монастырской гостинице жили люди, а над
неохраняемой и оскверненной обителью глумились воинствующие атеисты. Так,
пещерный храм во имя св. Климента, выдержавший превратности времен, лишился
украшавших его колонн по прихоти заезжих киношников.
В 1991 г. трудами архимандрита Августина, при епископе Симферопольском и
Крымском Василии, Инкерманский монастырь был возобновлен. Начали проводиться
реставрационные работы. В настоящее время восстанавливается храм св. Троицы. В
пещерном храме во имя св. Климента хранится частица мощей от его честной главы,
сопровождённая в монастырь по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита
Киевского и Вcея Украины.
Как свидетельствуют церковные источники, первым христианином, прибывшим в
Херсонес, был апостол Андрей Первозванный (то есть первый), который после гибели
Иисуса Христа вместе с другими апостолами пропагандировал христианство. Согласно
описанию Оригена, Андрею досталась Скифия. Известны несколько вариантов его
апостольской миссии на разных языках: греческом, каптском и др.
Епифаний иерусалимский монах, автор сочинения конца VIII—начала IX в, о хождении
апостола Андрея, писал: "Из Боспора Андрей прибыл в Февдесию (Феодосию), город
многолюдный и образованный, в котором царем был Савромат. Уверовали здесь
немногие. Оставив их, апостол отправился в Херсон... Херсаки же народ коварный,
и до нынешнего дня туги на веру... Андрей, пробыв у них довольно дней, воротился
в Боспор и, нашедщи корабль Херсонский, переплыл в Синоп".
В 1116 г. при Владимире Мономахе в "Повести временных лет" появился и русский
вариант легенды об апостоле Андрее как "крестителе Руси".
В.Г.Шавшин
* * *
Св. великомученник Климент
Спустя тринадцать лет после Андрея Первозванного, в 94 г. (по другим источникам
в 99—100 гг.) в Херсонесе оказался святой Климент - епископ, якобы сосланный
римским императором язычником Траяном за распространение христианства. По одной
из версий его сослали в Инкерманские каменоломни, где Климент продолжил свои
христианские деяния. За это епископа вывезли в море, в районе современной
Казачьей бухты и, привязав к якорю, утопили. Посредине бухты и поныне имеется
островок, который связывают с именем святого. В "Житии" Климента утверждалось,
что раз в году на семь дней море отступает и тогда виден гроб святого
Климента...
Известный проповедник христианства и славянский просветитель Константин (827-869
гг.), в монашестве Кирилл, с младшим братом Мефодием, направляясь с религиозной
миссией к хазарам, некоторое время в 860 г. провел в Херсонесе. Узнав "что
Святой Климент еще лежит в море, помолился, сказал: "Верую в бога и Надеюсь на
Святого Климента, что найду [останки его] и вынесу [их] из моря. А когда убедил
архиепископа [Херсонского], и весь клир, и благочестивых мужей, сели на корабли
и отправились на [то] место. И когда море утихло, а [они туда] дошли, то начали
с пением копать. Тогда же стал [слышен] сильный запах, как от многих кадил, и
затем объявились святые мощи, которые взяли с великой честью и славой, и все
горожане внесли их в город...".
Одна из летописей утверждает, что мощи Святого Климента вывез в Киев князь
Владимир.
Совсем недавно мы не без удивления узнали, что частица мощей Святого Климента
хранилась в Севастополе на Братском кладбище в храме Святого Николая. В декабре
1992г. газета "Слава Севастополя" поведала историю обмена Мощей двух святых.
"Года полтора назад, —рассказал благочинный Севастопольского округа, настоятель
Свято-Никольского храма Георгий Пойдков, — в Севастополе побывала итальянская
делегация, с которой довелось встречаться и мне. В завязавшейся беседе я поведал
гостям, что у нас хранятся святые мощи, вернее часть святых мощей
священномученика Климента, папы Римского по наущению язычников изгнанного из
Рима императором Траяном и отправленного в Крым, в Херсонес. Здесь по приказу
Траяна в 101 г. он был утоплен. Однако нетленным оказалось тело святого старца.
Священномученик Климентий глубоко почитаем и у нас, и в Италии. Мое сообщение,
видимо, глубоко взволновало гостей. Через какое-то время завязалась переписка, а
недавно я был приглашен в Кальяри, где епископ города монсеньор Отторино Петро
Альверти передал мне ковчежек со святыми мощами Николая Чудотворца. Я же отдал
ему сохранившиеся у нас мощи священномученика Климента".
И все же, спрашивается, чьи же мощи были обретены в свое время в Херсонесе, а
часть их в наше время даже оказалась в храме Святого Николая? По свидетельству
ряда исследователей, мученические акты утверждают о потоплении херсонесского
святого. Более поздние источники в той или иной форме это повторяют. Известно,
что форма мученичества христиан через потопление вошла в обычай с начала IV в.
Возможно, что и херсонесский святой пострадал в то же время. "Если его
отождествляли с Климентом римским, то, с одной стороны, забвение одних или
слияние двух мучеников в одно лицо в аналогии не представляет явления
исключительного".
Впрочем, многие писали о Клименте как о епископе: Григорий Турский; Феодосии;
Рубрук Вис называют его епископом Анкирским; Ефрем Херсонесский в Волоколамских
Четьях Минеях за ноябрь — архиепископом Херсонским Климентом.
"Эти данные, как бы разбросаны ни были, все же являются достаточными, чтобы
отделить вопрос о Клименте, папе римском, от вопроса о священномученике
Херсонесском Клименте, даже при допущении исповедничества или мученичества
папы".
В.Г.Шавшин
* * *
Семь херсонесских проповедников
Говоря об истории христианизации Херсонеса Таврического, нельзя не вспомнить и
семь херсонесских проповедников-священномучеников, убитых в IV в "тугими на веру
жителями Херсонеса". Эта церковная легенда о миссионерской деятельности
христианских епископов изложена неизвестным автором в VII в. в "Житиях Св.
Епископов Херсонских". Она отражает упорную борьбу языческого населения Тавриды
с попытками приобщения его к христианству. Автор этого труда, видимо, был одним
из священнослужителей Херсонеса, так как прекрасно знал местность и был знаком с
историей появления и развития христианства в Крыму. По его словам, в последние
годы правления римского императора Диоклетиана иерусалимский епископ Ермон
послал в Херсонес епископа Василия. Встретили его горожане-язычники,
естественно, без восторга, а точнее, весьма враждебно: избили и вынудили бежать.
Спрятавшись в пещере Парфенон (сразу думаешь о мысе Фиолент — Партениум,
Партенус, Парфенон), он продолжил свои проповеди. Вскоре епископ совершает и
чудо — воскрешает из мертвых сына "Архонта" города.
"У одного знатного херсонесского гражданина язычника умер единственный сын и
был, по обычаю язычников, погребен; но в следующую затем ночь юноша этот во сне
явился родителям своим и объявил, что боги, коим поклоняются они родители, суть
камни и дерево, а настоящий Бог есть тот, коего проповедует епископ Василий,
спасающийся в пещерном храме (автор имеет в виду территорию будущего
Георгиевского монастыря). Родители стали умолять проповедника о воскрешении им
сына. На это святитель им отвечал: "Один только Бог может сотворить сие единым
мановением". Впрочем, если вы изъявите желание признать и исповедовать, то тот,
которого я проповедую, есть Бог всяческих, то он сотворит сие чрез меня". Что не
сделаешь ради спасения, тем более воскрешения из мертвых своего ребенка!
"Родители в один голос изъявили готовность [принять христианство], если увидят
сына своего живым. Святой Василий, с двумя священниками, в сопровождении близких
к умершему всех родных и родителей, пришедших ко гробу, в коем лежал умерший, по
поднятии камня, возложил на юношу руку и произнес над ним, как над живым, все
слова таинства Святого Крещения, освятил воду и возлил на мертвеца, с
произнесением имени Пресвятой Троицы, и таким образом возвратил умершего к жизни
в глазах всех предстоящих; юноша воскрес и отдан родителям. Тогда все, бывшие с
родителями при этом чуде, припав к ногам блаженного и уверовав Во Христа,
приняли благодать Св. Крещения". Вот так и случилось это чудо, своеобразно
описанное Ф.В.Ливановым в книге об истории Георгиевского
монастыря.
Но если после него и уверовали язычники, то далеко не все. Схватив Святого
Василия и привязав за ноги, таскали его по Херсонесу, пока проповедник не
испустил дух. Произошло это 7 марта 310 г. Все же какие-то последователи,
согласно "Жития", у епископа нашлись: они его похоронили, водрузив на могиле
крест.
Вскоре погиб и проповедник Ефрем, посланный к скифам одновременно с Василием.
После их смерти в Херсонес прибыли еще три епископа: Евгений, Елпидий и Агафодор.
По роковому совпадению, 7 марта (через год) Евгений также принял мученическую
смерть. В декабре 311 г. погибли проповедники Елпидий и Агафодор. На смену им
послали шестого епископа - Еферия. Лицо это историческое. Он принимал участие во
втором Вселенском Соборе в Константинополе. Но херсонесские христиане не
дождались нового пастыря: Не добравшись до Крыма, он умер в пути.
При императоре Константине, правившем Римской империей с 306 по 337 г., в
Таврику в 325 г. отправили епископа Капитона. Помня печальную участь его
предшественников, в помощь проповеднику дали отряд, состоящий из пятисот воинов.
Утверждают, что этому миссионеру повезло больше. Ему удалось убедить многих
херсонесских язычников принять христианскую религию. Сделать это ему оказалось
гораздо легче — за спиной стояли вооруженные солдаты. Помогло и свершённое
Капитоном чудо. Язычники поставили перед епископом условие: "Войти в печь для
приготовления извести. Если останется жив, тогда они уверуют "проповедываемому
тобою богу". И он это сделал. Вышел невредимым, "повелел приготовить купель и
окрестит в ней всех".
Несмотря на фантастичность легенд, связанных с херсонесскими великомучениками, и
недостаточность исторических данных, можно предположить, что "Жития Св.
епископов херсонских" содержат "отголоски реальных происшествий, прежде всего
гибели первых проповедников христианства среди херсонеситов. Вполне
правдоподобно, что в годы диоклетиановых гонений некоторые активные сторонники
новой веры могли быть сосланы римскими властями в отдаленную Таврику или же,
спасаясь от преследований, бежали туда сами. Естественно, что они пытались
обратить в свою веру местных жителей. Однако эта попытка не удалась Некоторые из
проповедников могли погибнуть от рук язычников, возмущенных пренебрежением
пришельцев к их отеческим святыням".
Археологические данные говорят о том, что массовое распространение христианства
в Херсонесе Таврическом началось только в V—VI вв., а языческие обряды имели
место и в XIII в.
В.Г.Шавшин
* * *
Св. Мартин I
Если о пребывании в Крыму святого Климента до сих пор идут дискуссии, то
свидетельства римского папы Мартина I, сосланного в Херсонес императором
Константом II, бесспорны.
Один из наиболее значительных церковно-политических деятелей VII в, Мартин I
занял папский престол 5 июля 649 г. "Он встал во главе римской церкви в эпоху,
когда государствующей религиозной доктриной в Восточной империи, являлось
Монофелитство, а папский Рим играл роль оплота православной ортодоксии. Первой
же крупной политической акцией нового римского понтифика стал созыв церковного
собора с целью осуждения Монофелитства. Латеранский собор, состоявшийся в
сентябре 649 года, проклял основателей Монофелитства и его действуюших лидеров
(в том числе тогдашнего Костантинопольского патриарха Павла) и осудил принятый в
648 г. императорский эдикт", который воспрещал полемику о наличии единой воли у
Христа.
Несколько лет Мартин I вел борьбу с официальным Константинополем, проявляя
непоколебимую последовательность в отстаивании ортодоксальных христианских
взглядов. Не отступил он от своих принципов и после ареста. В конце марта 655 г.
мятежного римского понтифика отправили в ссылку в Таврику — в Херсонес.
Известны два письма Мартина I в Константинополь одному из своих
единомышленников. Они являются уникальными источниками по истории византийского
Крыма, содержат важные сведения о вероисповедании херсонеситов и других
обитателей Таврики в середине VII в.
В одном из них папа говорит о населении Крыма: "Говорю правду, во имя Христа,
Бога нашего. Ибо будучи удалены от всякой земной суеты и освобождены от наших
грехов, ныне мы лишены и самой жизни. Ведь те, кто обитает в этой области, все
являются язычниками, и языческие нравы восприняли те, которые известны как
живущие здесь (то есть жители Херсонеса. — Авт.). Они не имеют совершенно
никакой человечности, кою природа людей даже среди самих варваров постоянно
обнаруживает в нередко [проявляемом] ими сострадании".
Мартин I скончался 16 сентября 655 г. Согласно историческим данным, папу
похоронили в "некрополе святых" — в "прекрасном доме Девы Марии, именуемом
Влахернской, за стенами, на расстоянии стадии от благословенного города
Херсона".
Память о святом Мартине долго чтили в Херсонесе. К его мавзолею стекались
христиане, "чтобы получить благодать излечения".
По одной из версий, позже прах папы Мартина вывезли из Херсонеса в Рим, где он
якобы и поныне хранится в церкви Св. Мартина на Холмах.