Жемчужина Крым

Ливадия

Ливадия (в переводе с греческого означает «лужайка, луг») - маленький живописный уголок Южного берега Крыма. Чудесный парк, великолепный дворец, судьба которого вобрала в себя поворотные моменты истории.

Летняя резиденция последнего русского царя. Первый санаторий для крестьян в 20-е гг.

В конце X в. здесь находился византийский монастырь св. Иоанна. После присоединения Крыма к России окрестные земли были пожалованы одному из предводителей архипелажных греков Ламбросу Кацонису, который нарек их Ливадией в честь своей далекой родины - города Ливадии в провинции Беотия. В 1834 г. эти земли купил польский магнат граф Лев Потоцкий, выстроивший дворец и разбивший парк площадью 40 га. Парк и оранжерея были предметом особой заботы и гордости владельца имения. Парк украшали подлинные, прекрасно сохранившиеся мраморные скульптуры и саркофаг раннехристианского периода, весь покрытый барельефами.

В 1860 г. Ливадию приобрело удельное ведомство для царской семьи, и под руководством придворного архитектора Ипполита Монигетти был реконструирован дворец Потоцких. Кроме того, были построены Малый дворец для наследника, оранжереи, многочисленные службы. В 1910—1911 гг. на месте Старого дворца по проекту академика Н. П. Краснова в стиле эпохи Возрождения был построен новый Большой Ливадийский дворец - летняя резиденция императора Николая II.

Завершено строительство было 11 сентября 1911 года, через 17 месяцев после закладки первого камня.

Архитектор дворца Краснов, получивший за сооружения этого дворца и ряда других построек на Южном берегу Крыма звание академика русской архитектуры, дал такую характеристику дворца: «Спроектирован и выполнен в стиле итальянского ренессанса из штучного инкерманского камня со всеми орнаментальными частями, высеченными из того же камня. Здание дворца имеет 116 отдельных помещений, 1 большой внутренний двор и 3 малых световых двора. Парадные и официальные комнаты дворца отделаны и меблированы в том же стиле».

Изысканная художественная резьба по мрамору, тончайшая лепка украсили дворец снаружи. Оригинальная внутренняя отделка отличает каждый зал, каждую из 58 комнат. Вестибюль устроен по образцу римской архитектуры первых веков н. э. Приемная — уменьшенная копия зала «Совета 500» Дворца дожей в Венеции. Бильярдная с резными каштановыми панелями выполнена в английском стиле, кабинет — в стиле «жакоб».

В отделке интерьеров использованы цветной мрамор, мозаика, ценные породы дерева, металл. Восхищают лепные фризы, каминные решётки из желтой полированной меди, роскошные люстры, зеркала, лестничные поручни из чинарового дерева, цветные витражи. К оформлению интерьеров были привлечены художники мозаичной мастерской Российской Академии художеств.

Главный вход выполнен в виде выступающего портика. Три полуциркульные арки опираются на колонны коринфского ордера. Впечатление парадности усиливают мраморные львы и скамейки с подлокотниками в виде грифонов.

В оформлении четырех фасадов заметна большая разница, хотя общий архитектурный стиль выдержан для каждого из них. Это придает дворцу особую прелесть.

В архитектурном оформлении северного фасада, где расположен главный вход во дворец, так же, как и у восточного, нетрудно обнаружить черты стиля эпохи итальянского Возрождения. Но мотивы Ренессанса в облике дворца не являются единственными. С ними переплетаются элементы других стилей. Лучший вид на дворец открывается с северо-востока и юго-востока.

В южной части восточного фасада расположена наружная лестница с галереями; около неё – декоративный колодец, в который с высоты лестничного парапета заглядывает фантастическая химера.

С западного фасада к дворцу примыкает включенная в его композицию церковь, построенная в 1863 г. в византийском стиле архитектором И.Монигетти. В том же стиле выполнена фресковая живопись внутри храма.

Напротив церкви расположена башня-звонница и мраморная колонна с письменами вязью на арабском и турецком языках. Вероятно, в Ливадию она попала после войны 1877-1878 гг.

Рядом расположен итальянский дворик, окружённый аркадой с колоннами дорического ордера. Вход в него декорируют металлические кованые ворота работы итальянских мастеров. Между арками помещены медальоны с рельефными изображениями дельфинов, рогов изобилия, ваз, винограда. Одна стена дворика глухая, три другие прорезаны большими окнами с ажурными решётками и украшены флорентийскими фонарями. В центре дворика – беломраморный фонтан. Именно такие дворики были характерны для Флоренции и Венеции 15-16 столетий.

Дворец отапливался от собственной котельной, имел собственную электростанцию.

Ливадийский парк занимает площадь 45.5 гектаров на склоне горы Магаби. Здесь, на месте южного крымского леса, создан ландшафтный парк. В нем представлено около 400 видов, разновидностей и форм деревьев и кустарников.

Весь архитектурный ансамбль, создающий впечатление торжественности и легкости, органично связанный с ландшафтом, делает Ливадийский дворец одним из ярких архитектурных сооружений своего времени.

Мы не будем дальше подробно рассказывать об этом красивейшем месте Крыма, ибо лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Чтобы попасть в Ливадию, нужно потратить всего 15 минут на поездку автобусом или катером, да и пешком из Ялты сюда добираться меньше часа. Ежегодно Ливадию посещают сотни тысяч туристов. Их привлекают не только несомненные достоинства дворцово-паркового ансамбля, но и его историческая значимость.

В 1925 г. над въездом, где красовалась надпись: «Ливадия – имение его императорского величества», появилась другая: «Крестьянский Курорт – Ливадия». Санаторий разместился в Белом Ливадийском Дворце и двух зданиях, предназначавшихся для свиты царя.

А в самом конце войны Ливадия приковала к себе внимание всего мира. В феврале 1945 г. здесь состоялась Ялтинская (Крымская) конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритании.

Злые языки утверждают, что гениальный тиран Сталин выбрал для конференции самое красивое место страны, чтобы отвлечь У. Черчилля и Ф. Рузвельта от скучной работы по переделу мира.

Со времени освобождения Южного берега Крыма прошло немногим более 9 месяцев. И хотя жители курортов многое успели сделать для восстановления здравниц, повсюду еще оставались следы войны. В Ливадии были полностью разрушены корпуса здравниц, построенные в советское время. В развалинах лежал Малый дворец; так называемый свитский корпус, подожженный фашистами перед самым отступлением, стоял мрачной закопченной громадой. Уцелел только Белый Ливадийский дворец.

После того, как главами правительств антигитлеровской коалиции было определено место конференции, начались ремонтно-восстановительные работы. И. М. Майский пишет в своих воспоминаниях: «Для приема конференции нужно было многое исправить, восстановить, привести в порядок. Это была очень большая, сложная и трудная работа. Достаточно сказать, что для указанной цели в Крым было доставлено свыше 1500 вагонов оборудования, строительных материалов, мебели и т. д. Все эти усилия увенчались несомненным успехом, и участникам конференции был обеспечен максимум возможного в тот момент комфорта».

3 февраля обе делегации приземлились на сакском аэродроме, откуда в тот же день на автомобилях прибыли на Южный берег Крыма и остановились в отведенных для них резиденциях: Ф. Рузвельт – в Белом Ливадийском дворце, У. Черчилль – в Алупкинском. Советская делегация разместилась в Юсуповском дворце в Кореизе. Всего в Крым прибыло около двух с половиной тысяч иностранцев.

Конференция открылась 4 февраля 1945 г. в Белом зале Ливадийского дворца и продолжалась до 11 февраля. Руководители союзных держав И.В.Сталин (СССР), Ф.Рузвельт (США) и У.Черчилль (Великобритания) согласовали на этой конференции военные планы окончательного разгрома фашистской Германии, определили отношение к Германии после её безоговорочной капитуляции и наметили основные принципы общей политики, касающейся послевоенного устройства мира.

В совместном заявлении отмечалось, что союзники стремятся к уничтожению в Германии милитаризма и нацизма и что это делается также в интересах германского народа.

Участниками конференции была принята «Декларация об освобождённой Европе», где державы обязывались согласовывать свою политику в деле помощи государствам, освобождённым от фашистского ига, и государствам – бывшим сателлитам гитлеровской Германии. В документе признавалось право этих народов создавать демократические учреждения по их собственному выбору. На конференции была достигнута договорённость о том, что Советский Союз через два-три месяца после капитуляции Германии вступит в войну против милитаристской Японии.

Много внимания главы правительств уделили обеспечению международной безопасности в послевоенное время. Именно здесь, в Ливадийском дворце, было принято решение созвать 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско Конференции Организации Объединённых наций для подготовки окончательного текста ООН.

Конференция в Ялте имела важное политическое значение. Она наглядно продемонстрировала, что ведущие державы антифашистской коалиции – СССР, США и Великобритания – располагают огромными возможностями для плодотворного сотрудничества. Имевшиеся между этими государствами разногласия не помешали им принять согласованные решения по важнейшим вопросам как ведения войны, так и установления послевоенного мира.

----------------------------- Наши советы, впечатления -----------------------------

В этом разделе мы познакомим Вас с экспозициями Ливадийского дворца-музея. Он был открыт для посещения в 1974 г. В нем два отдела: мемориальный, посвященный Ялтинской конференции, и выставочный, в котором представлены произведения изобразительного искусства и предметы царского быта.

Знакомство с экспозицией, посвященной Крымской конференции, начинается в парадном вестибюле, оформленном в стиле древнеримской архитектуре (I век до н.э.), где представлен информационный материал. Заседания проходили в огромном белом зале площадью 218 кв. м и высотой 7,5 м. В отделке помещения широко использован мрамор, потолок украшает великолепная лепнина. В центре зала стоит круглый стол, за которым обсуждались важнейшие военные и политические вопросы.

Ксерокопии документов и коммюнике, принятых на Ялтинской конференции, представленные в экспозиции, напоминают о суровых днях второй мировой войны, о борьбе народов против фашизма, о послевоенных планах сотрудничества.

У главного входа в Ливадийский дворец, который ведет в Белый зал, установлена мемориальная доска, напоминающая об исторической конференции. Одна из улиц в Ялте носит имя президента США Ф. Рузвельта.

В Ливадийском дворце шли не только совещания участников конференции. Здесь размещалась также делегация Соединённых Штатов Америки. В связи с этим мемориальный комплекс включает ту часть дворца, которую занимал президент США Ф.Рузвельт.

Интерьер комнаты, служившей ему кабинетом, выдержан в стиле неоренессанса. В отделке её использовано тёмное ореховое дерево, сверху свисает люстра работы венецианских мастеров. Здесь состоялась встреча Рузвельта и Сталина, на которой обсуждался вопрос о совместных военных действиях СССР и США против милитаристской Японии после завершения разгрома Германии.

Далее экскурсанты проходят в комнату, служившую резиденту местом отдыха. В ней представлен материал, посвящённый истории создания ООН. Из этой комнаты Рузвельт направил Сталину несколько посланий по вопросу организации ООН.

В следующей комнате была столовая президента. 11 февраля в ней был дан прощальный завтрак в честь руководителей союзных держав. После завтрака состоялась церемония подписания итоговых документов.

На втором этаже — экспозиция «Романовы в Ливадии». Отдел художественных выставок знакомит посетителей с различными выставками и экспозициями из музеев Крыма, Украины, частных коллекций.

В заключении скажем о том, что, для того чтобы попасть в Ливадию, нужно потратить всего 15 минут на поездку автобусом или катером, да и пешком из Ялты сюда добираться меньше часа.

Доехать до Ливадии можно от автовокзала в Ялте, стоимость приблизительно 1,5- 2 грн.

по материалам рассылки www.cooltravel.ru


--> Жильё в Крыму <--