Херсонес Таврический

 



История

Херсонес Таврический - основные вехи истории

Херсонес - свидетельствуют надписи

Городище

Театр

Базилика IV - X вв.

Херсонесский туманный колокол

Государственный заповедник "Херсонес Таврический"

Режим работы заповедника


 

История

В юго-западной части Крыма, на Гераклейском полуострове, как уже говорилось, греки - героклеоты и делосцы - основали, город Херсонес. Херсонес был демократическим полисом - власть в городе принадлежала народному собранию, состоящему из всех свободных мужчин, обладавших херсонесским гражданством. Женщины и рабы в народное собрание не допускались. Не участвовали в нем и жители других городов, но они могли получить права гражданства за особые заслуги перед общиной херсонеситов.

Народное собрание собиралось на центральной площади. Здесь решались важнейшие вопросы городской жизни, избирался совет (буле), управлявший Херсонесом в перерывах между созывами народного собрания и готовивший проекты постановлений, и коллегии чиновников, которых было довольно много. Эсимнеты созывали совет и народное собрание, архонты возглавляли исполнительную власть, номофилаки выполняли функции полицейских, стратеги - военачальников. Важную роль в экономике Херсонеса во все времена играла торговля, поэтому ее организации уделялось особое внимание. Агораномы следили за порядком на рынке, а астиномы - за соблюдением принятой системы мер и весов. Вино экспортировалось из Херсонеса в амфорах, и задачей астиномов был контроль за тем, чтобы объем сосудов соответствовал установленному. Гарантией было клеймо, которое астином наносил специальным штампом на еще не обоженный сосуд. Городской казной ведал казначей, воспитанием молодежи - гимнасиарх. Большинство должностных лиц избиралось сроком на один год. События датировались по «царям»: так назывались ежегодно избиравшиеся лица, игравшие важную роль в религиозных церемониях.

В Херсонесе существовал обычай «суда черепков», или остракизма. Ежегодно в народном собрании поднимался вопрос о том, кто из граждан представляет собой угрозу существующему порядку. Голосовали с помощью черепков разбитых сосудов. Если против какого-то лица высказывалось большинство граждан, его изгоняли из Херсонеса. В целом, херсонесская «конституция» весьма напоминает «конституции» других демократических греческих полисов.

В конце IV в. до н. э. в Херсонесе произошла попытка государственного переворота. Группа лиц попыталась захватить власть в свои руки и ликвидировать демократию. Заговор был вовремя раскрыт, но сама его попытка сильно испугала сторонников демократии. Было принято решение о том, что каждый херсонесит, достигнувший совершеннолетия, должен принести присягу на верность городу и его «конституции». Присягающий обещал оберегать территорию Херсонесского государства, не участвовать в заговорах против демократии, а узнав о таковых, немедленно доносить официальным лицам, не предавать владения Херсонеса внешним врагам и соблюдать интересы хлебной торговли. Присяга завершалась торжественными клятвами, в свидетели призывались боги греческого пантеона.

Греки вообще и херсонеситы в частности почитали многих богов. Верховным богом был громовержец Зевс, богиней земли и плодородия - Гея. Солнце олицетворял Гелиос. Аполлон предводительствовал войску в битве, защищал от болезней, покровительствовал искусству и ремеслам. Его сестра, Артемида, опекала растения и животных, приносила удачу на охоте. Почитали так же Геракла - легендарного греческого героя. Главную роль в религии Херсонеса играла богиня Дева, покровительница города. Богам и богиням строили храмы, ставили статуи и посвятительные надписи, их именами клялись, а изображения помещали на монетах.

Херсонесская присяга сообщает еще одну любопытную подробность из жизни города - она требовала не предавать в руки врагов не только Херсонес, но также населенные пункты в северо-западном Крыму - Керкинитиду и Прекрасную гавань. Количество плодородных земель, расположенных в непосредственной близости от Херсонеса, ограничено. Рост населения города побудил его жителей обратить внимание на территории северо-западного Крыма. В IV в. до н. э. начинается экспансия херсонеситов в этот регион. Вскоре им удалось подчинить ранее независимый город Керкинитиду (на месте современной Евпатории) и Прекрасную гавань (у современного пос. Черноморское). На вновь освоенных территориях херсонеситы разбивали поля, высаживали сады и виноградники. Повсюду возникло множество хорошо укрепленных усадеб. Но уже через сто лет Херсонесу пришлось отстаивать свои притязания на северо-западный Крым в борьбе с могущественным соперником - позднескифским царством.

Переходившие к оседлости скифы нуждались в пригодных для обработки землях. В III в. до н. э. начинается серия войн между херсонеситами и варварами. Вскоре скифам удалось захватить все владения Херсонеса в северозападном Крыму, включая Керкинитиду и Прекрасную гавань. Собственных сил херсонеситов не хватало для успешной борьбы с воинственными соседями, поэтому им приходилось вступать в союзы с другими варварами и эллинистическими государствами. Сарматская царица Амага разгромила скифов и заставила их временно отказаться от претензий на владения Херсонеса. В 179 г. до н. э. помогать городу против скифов обязался правитель Понта Фарнак I. Поначалу этот договор не принес ощутимых результатов. Более того, скифы перенесли театр боевых действий непосредственно под стены Херсонеса. В огне погибли усадьбы жителей города, расположенные на Гераклейском полуострове. Херсонеситы вынуждены были остерегаться покидать пределы городских укреплений.

Критическое положение дел вынудило херсонеситов еще раз обратиться за помощью к понтийскому царю, на этот раз - к Митридату VI Евпатору. В конце II в. до н. э. в Крым прибыл знаменитый полководец Диофант с большим войском. Скифы были разгромлены, их государство попало в зависимость от Митридата. В благодарность за спасение Херсонеса от скифской угрозы горожане приняли решения увенчать Диофанта золотым венком и поставить его медную статую в полном вооружении на акрополе, возле алтарей богов. На постаменте статуи высекли постановление народного собрания, прославляющее полководца и перечисляющее его подвиги, совершенные в войнах со скифами.

Но освобождение от скифской угрозы стоило Херсонесу его политических прав. Город стал частью державы Митридата Евпатора и, более того, был включен в одно наместничество с Боспором. Вскоре выяснилось, что борьба Митридата с Римом негативно сказывается на экономике города: все время повышались налоги, римский флот препятствовал торговле с другими греческими городами, понтийская администрация злоупотребляла властью. Херсонеситы стали проявлять недовольство политикой понтийского царя, а когда в 63 г. до н. э. началось восстание в Фанагории, Херсонес последовал ее примеру.

После гибели Митридата римляне оставили Херсонес в зависимости от боспорского царя. Такое положение дел не устраивало херсонеситов, опасавшихся, и не без оснований, что боспорские правители вскоре лишат их политических прав и сделают Херсонес одним из многих городов в составе своего царства. Когда правитель Боспора, Фарнак, бросил вызов Риму, херсонеситы решили, что пришло время доказать свою преданность римским интересам и добиться независимости от Боспора. Дождавшись поражения Фарнака в битве при Зеле, херсонеситы отправили в Рим послов во главе с Гаем Юлием Сатиром, человеком, бывшим лично знакомым с Юлием Цезарем и даже, возможно, некогда оказавшим римскому диктатору важную услугу. Миссия увенчалась успехом - летом 46 г. до н. э. Цезарь даровал Херсонесу «свободу» от Боспора. Разумеется, в области внешней политики Херсонес должен был придерживаться проримской ориентации.

По мнению многих ученых, после смерти Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Херсонес вновь подчинили Боспору. Возможно, это и так, но уже в 24 г. до н. э. Херсонес вновь был независим от боспорского царя и отстаивал свою свободу, когда Асандр попытался захватить город силой. Значение победы над боспорским царем было так велико, что в ознаменование ее в городе ввели новую эру.

В середине I в. н. э. к стенам Херсонеса вновь подступили отряды скифов. Жители города обратились за помощью к правителю римской провинции Мезия Тиберию Плавтию Сильвану. Римляне быстро справились со скифами, а для защиты Херсонеса в нем был оставлен постоянный гарнизон римских солдат. Тем не менее, скифы продолжали оставаться в высшей степени неприятным соседом. Когда в первой половине II в. римские войска покинули Херсонес (вероятно, их силы понадобились для обороны других, стратегически более важных регионов), стало ясно, что самостоятельно защищаться от скифов горожане были не в состоянии. Поэтому римляне подчинили Херсонес боспорскому царю Тиберию Юлию Котису II (123/24 - 132/33 гг.). В последствии херсонеситы были вынуждены даже отправить посольство к царю Тиберию Юлию Реметалку (131/32 - 153/54 гг.) с просьбой прислать союзное войско. Вероятно оно потребовалось для отражения скифской угрозы.

Тем не менее, зависимость от Боспора тяготила херсонеситов. Они хотели восстановить ранее существовавшее положение, когда город был «свободен», а его защиту организовывал римский гарнизон. Несколько раз в Рим отправлялись посольства, доказывавшие преимущества такой ситуации. В конце концов, ходатайство жителей Гераклеи Понтийской, традиционно бывшей союзником херсонеситов, возымело успех. Император Антоний Пий (138 - 161 гг.) даровал городу «свободу».

В Херсонесе вновь появился римский гарнизон. Командир гарнизона, трибун, осуществлял общее руководство всеми римскими подразделениями, расквартированными в Крыму, разрешал различные вопросы, возникавшие во взаимоотношениях между римлянами и херсонеситами. Римские войска в Херсонесе содержались за счет разного рода податей, собираемых с горожан. Иногда римляне взыскивали больше, чем им полагалось, и херсонеситам приходилось искать справедливости в вышестоящих инстанциях.

Под влиянием Рима произошли изменения в «конституции» Херсонеса. Число коллегий было сокращено, доступ в совет и к вышестоящим должностям ограничен. Было ликвидировано положение, согласно которому одно лицо не могло дважды занимать одну и ту же должность, фактически власть сосредоточилась в руках узкого круга наиболее знатных и богатых семейств.

Во второй половине II в. положение Херсонеса вновь серьезно осложнилось. На этот раз в роли агрессоров выступили сарматы. В самом городе начались беспорядки, римские солдаты отказались участвовать в походе, требуя выплатить им жалование. Положение спас неизвестный гражданин, который каким-то образом договорился с бунтовщиками и «восстановил демократию». Не надеясь, однако, на то, что гарнизон города сможет оказать сопротивление сарматам, херсонеситы обратились за помощью к правителю Мезии Титу Аврелию Кальпурниану Аполлониду. В 174 г. Аполлонид прибыл в Крым и с помощью взяток и угроз принудил сарматов заключить договор, в котором варвары гарантировали неприкосновенность Херсонеса и владений Римской империи на Дунае.

Когда в середине III в. племена готов обрушились на восточные границы Римской империи, было принято решение вывести гарнизон из Херсонеса и направить его на усиление дунайских армий, оставив город на произвол судьбы. Как ни удивительно, но готы не воспользовались этим обстоятельством. Херсонес продолжал существовать, а после победы римлян над готами возобновил прерванные отношения с империей.

И.Н.Храпунов, Н.И.Храпунов 

[ наверх ]

 

Херсонес Таврический - основные вехи истории

  • Херсонес Таврический основан в 422-421 гг. до н. э. греческими колонистами, выходцами из Гераклеи Понтийской.
     

  • В первой половине IV в. до н. э. Херсонес быстро растет, превращаясь в значительный центр ремесленного производства и посреднической торговли. Многие исследователи связывают это с политическими событиями в восточном Крыму. В начале IV в. боспорские цари, расширяя свои владения, захватили важный опорный пункт Гераклеи -город Феодосию. Утрата Феодосии заставила гераклеотов перенести центр торговых операций в Херсонес.
     

  • Во второй половине IV - начале III в. до н. э. Херсонес, успешно развивая экономику и торговлю, умело используя внешнеполитическую ситуацию, расширил свои владения. Он подчинил окрестных тавров, освоил земли вдоль западного берега Крыма от Сакского озера до Бакальской косы. Из небольшого города с маленькой сельскохозяйственной округой Херсонес довольно быстро превратился в крупное государство (полис), владевшее обширными землями. Подчиненные полису земли стали его хорой - земледельческой округой. Это было время наивысшего экономического расцвета города-государства.
     

  • В первые десятилетия III в. до н. э. положение изменилось. К этому времени усилилось Скифское царство. Воинственные скифы стремились захватить принадлежавшие полису земли северо-западного Крыма. Это послужило причиной скифско-херсонесских войн, которые, то замирая, то вновь вспыхивая, продолжались более 150 лет. К концу III-началу II в. до н. э. Херсопес потерял значительную часть своих владений в северо-западном Крыму.
     

  •  Со второй половины II в. до п. э. Скифское царство усиливает нажим на Херсонес, и оп вынужден обратиться за военной помощью к другим городам и государствам. Но никто не хотел ввязываться в войну со скифами. В Понтийском царстве, где правил Митридат VI Евпатор, послам Херсонеса удалось добиться успеха. Митридат был яростным врагом Рима, он стремился объединить Северное и Южное Причерноморье в мощную державу, противостоящую Риму. Полагая, что просьба Херсонеса о помощи будет способствовать выполнению этой задачи, царь Митридат около 110 г. до н. э. направил морем в Таврику войско под предводительством полководца Диофанта. Он разбил многочисленное скифское войско, во главе которого стоял царь скифов Палак.
     

  • Конец II в. до н. э. был для Херсонеса временем тяжелых испытаний. Войска царя Палака вновь подошли к стенам города, их поддержали окрестные тавры. Диофант отбросил скифов от города, но это не принесло полной победы; понадобились второй и третий походы, пока в 106 г. до п. э. основные силы скифов не оказались разбитыми. Но обескровленный войнами Херсонес не смог восстановить свои владения в северо-западном Крыму и навсегда потерял хлебную житницу. Формально город сохранил суверенитет, но экономическая зависимость сделала его составной частью Понтийского царства.
     

  • В I в. до н. э. Боспорское царство вошло в сферу римской политики, а Херсонес был подчинен Боспору и долгое время добивался от Рима прав свободного города. Это удалось в 46 г. до н. э., когда Юлий Цезарь даровал ему свободу и привилегии. Однако вскоре после смерти Цезаря Херсонес опять оказался в подчинении Боспора и лишь в 24 г. до н. э. добился автономии. Но впоследствии город вновь оказался под протекторатом Боспора.
     

  • В I в. н. э. сепаратистские действия боспорского царя по отношению к Риму привели к военному конфликту между ними. В этой войне Херсонес принял участив на стороне Рима. В 57-60 гг. на город опять нападают скифы и он снова обращается за помощью к Риму. В 62 г. Рим направляет в Таврику войска во главе с правителем Мезии Плавтием Сильваном. Римляне заставили скифов отступить, после чего разместили в городе свой гарнизон.
     

  • В начале II в. римский император вновь передал Херсопес под власть боспорского царя. И снова в Рим направлялись посольства с просьбой о свободе и помощи. После ходатайств Херсонеса и его бывшей метрополии Ге-раклеи - вероятно, в 145 г.- Херсонесу был предоставлен статус свободного города. Это означало окончательное освобождение от боспорской зависимости и установление протектората Рима. В городе были укреплены оборонительные стены, римские военные посты контролировали важнейшие дороги полуострова. Все это способствовало экономическому подъему.
     

  • В середине III в. па восточные границы Римской империи обрушились воинственные племена сарматов и алан. В последующие годы они наводнили восточные районы Таврики, захватили Боспорское царство. Необходимость защищать свои границы на Дунае заставила римлян вывести войска из Крыма, но в Херсонесе они оставались до конца III в.
     

  • Во второй половине III в. под ударами готов погибли столица Скифского государства, многие скифские городища и поселения. Известно, что Херсонес принимал участие в войнах против варваров па Боспоре и на Дунае. В середине IV в. его войска нанесли сокрушительное поражение савроматам, захватившим Боспор после ухода готов. Однако его сил было недостаточно, чтобы противостоять волнам новых нашествий степных народов.
     

  • В конце IV в. из глубин Центральной Азии двинулись на запад орды гуннов. В Крыму они смели остатки жизни, еще теплившейся в некоторых скифских поселениях, разорили города Боспора. Население всех районов Крымского полуострова, за исключением Херсонеса, оказалось надолго лишенным государственности, утратило почти все свои экономические связи.
     

  •  В 395 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную, получившую название Византии. С ней будет неразрывно связана дальнейшая судьба Херсона-наследника античного Херсонеса. Важным событием этого бурного века было принятие в городе христианства как государственной религии.
     

  • В середине V в. отброшенные с запада гуннские орды заняли почти весь Крым. Херсон, защищенный мощными оборонительными стенами, не был взят гуннами. Гунны господствовали в степном Крыму, но в юго-западной Таврике влияние их ощущалось слабее. Херсон, поддерживаемый Византийской империей, переживает новый экономический подъем. Постепенно город становится наиболее крупным торговым, ремесленным и сельскохозяйственным центром Северного Причерноморья - уже в условиях нового, феодального способа производства.
     

  • Власти Византии, уделяя большое внимание обороноспособности Херсона, в VI в. помогли ему осуществить ремонт крепостных стен, построить новые оборонительные сооружения, что было своевременным; в 575 г. тюркские племена аваров и турок захватили ряд населенных пунктов Крыма, но овладеть Херсоном им не удалось. По стопам варваров, преследуя их, в Северное Причерноморье вторглись полчища хазар.
     

  • К середине VII в. хазары захватили Приазовье, заняли большую часть Крыма. Отношения с ними Херсона носили сложный характер. Хазары, по-видимому, ограничились протекторатом над городом, учитывая значительную его роль как крупного ремесленного и торгового центра.
     

  • К середине IX в. господство хазар пад Таврикой было утрачено. На политической арене появились новые силы - Русь и печенеги. Византия, воевавшая в то время с болгарами и арабами, была заинтересована в мирных отношениях с печенегами. Отношения эти поддерживались через Херсон, который вел торговлю с кочевниками. Власти империи создали в Херсоне свой административный округ - фему во главе с имперским чиновником - стратигом.
     

  • В конце X в. произошло назревавшее десятилетиями столкновение Руси с Византией. Причиной его был жизненно необходимый для Русского государства выход к черноморским торговым путям, поводом явилось невыполнение византийским императором обязательств, связанных с оказанной ему ранее князем Владимиром военной помощью. Дружина во главе с князем Владимиром осуществила поход на Херсон (Корсунь); длительная осада города завершилась взятием его весной 989 г.
     

  • В начале XI в. напряженная борьба Руси с печенегами закончилась разгромом кочевников. Влияние в Таврике Византийской империи, занятой войнами на востоке и западе, постепенно сходило на нет.
     

  • В 1169 г. изнуренная войнами Византия по договору предоставила итальянским республикам Венеции и Генуе исключительные привилегии на Черном море. В 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносцами. Это означало конец 800-летнего господства Византии в Таврике.
     

  • В первой четверти XIII в. в Крым вторглись орды Батыя. Их данниками стали многие города и селения Крыма. В их числе был и Херсон.
     

  • В 1299 г. хан Ногай разгромил город. Восстановление Херсона было осложнено перемещением в восточные районы полуострова торговых путей; это подрывало его экономику, базировавшуюся на посреднической торговле. Однако в XIV в. город отстроился, территория его не уменьшилась.
     

  • В 1399 г. полчища золотоордынцев нанесли Херсону непоправимый урон: он был сожжен и разрушен. Во второй половине XV в. жизнь в городе угасла окончательно.

[ наверх ]

Херсонес - свидетельствуют надписи

Весь античный мир был наполнен надписями на камне, составлявшими единственный надежный способ информации. Не случайно они носят почти универсальный характер, открывают разные стороны жизни, угасшей много веков назад.

Каменный архив Херсонеса, добытый за 150 лет раскопок, насчитывает свыше 500 греческих н латинских надписей. Памятники, введенные в экспозицию, как бы озвучивают наиболее интересные страницы его истории.

Благодарные херсонеситы поставили статую Агасиклу, сыну Ктесия, за многие общественно полезные дела, каждое из которых отмечено лавровым венком - очень почитаемой в античное время наградой. Статуи таких заслуженных лауреатов, т. е. увенчанных лаврамп граждан, украшали главные улицы и площади города.

Важнейший эпиграфический памятник - гражданская присяга херсонеситов - как бы переносит нас на просторную агору - площадь, где проходили народные собрания, кипели политические страсти. Мы живо ощущаем накал ожесточенной классовой борьбы, тревогу за незыблемость демократического строя государства, которое находится к тому же во враждебном окружении варваров. Многократный рефрен о возможности возникновения заговора, вероятно, напоминал о недавних событиях, об угрозе демократии со стороны каких-то заговорщиков. Поэтому есть основание считать херсонесскую присягу не обычной, произносимой юношами при наступлении их политического совершеннолетия, а чрезвычаиной. созданной под влиянием сложной политической обстановки, присягой, которую должны были принять все граждане Херсонеса. В ней четко определена главная обязанность херсонеситов: охрана безопасности демократического полиса от внутренних и внешних врагов, бескорыстная служба на благо народа и города. Требование сосредоточить все операции с хлебом в Херсонесе подчеркивало, какое важное значение торговля хлебом занимала в экономике государства. Возможно, в попытке произвести в Херсонесе государственный переворот экономические причины играли далеко не последнюю роль. В заговоре могли участвовать и варвары - скифы, очевидно, уже в конце IV - начале III в. до н. э. угрожавшие захватом богатых хлебом западных владений Херсонеса. Здесь мы находимся как бы в преддверии событий II в. до н. э., когда и Керкинитида, и Прекрасная Гавань, и другие укрепленные пункты государства оказались в руках скифских царей Скилура и Палака и когда скифы стали угрожать самому Херсонесу. В свидетели клятвы призываются все наиболее почитаемые в городе боги. После общегреческих названа богиня Дева. В божестве этом культ греческой Артемиды, вероятно, слился с местным культом таврской Девы. (По сведениям древних авторов, тавры приносили своему женскому божеству человеческие жертвы. Имеется в виду, конечно, ранний этап культа.)

Клятва как гарантия верности какому-либо обещанию имела чрезвычайно широкое распространение у древних народов. Афинский оратор Ликург в речи против Леократа называет клятву «сопутствующей демократии» и, выясняя ее значение, говорит, что клятвопреступник не может скрыться от богов и избежать их возмездия: если не сам он, то по крайней мере дети, весь род клятвопреступника подвергнутся великим несчастьям.

Об очень важном институте древности - проксении - говорит нам ряд херсонесских памятников. Развитие связей и общение между городами требовало если не полной отмены, то во всяком случае смягчения законов, охранявших обособленность греческих полисов. Возникнув из древнего обычая частного гостеприимства, проксения превращается в древнейшую форму международных связей и международного права. За особые заслуги, оказанные полису иностранцами, с ними заключались договоры о гостеприимстве - проксении. Получившим их проксенам предоставлялся ряд привилегий: право собственности, освобождение от пошлин и др. Правительства полисов поручали им заботу о приезжавших соотечественниках.

Следующим шагом в развитии межполисных отношений было соглашение об исполитии, т. е. предоставлении прав гражданства иностранцам, главным образом за различные заслуги. Во многих государствах, начиная с IV в. до н. э., вместе с проксенией давали обычно права гражданства, о чем свидетельствуют и херсонесские декреты. В конце классического и в эллинистический периоды мы находим в Херсонесе проксении разного рода: имеющие торговое значение, данные с дипломатической целью. При этом постепенно усиливается почетная сторона проксении.

Фрагмент декрета в честь неизвестного гражданина рисует картину трудностей и бедствий, которые переживал осажденный скифами город накануне Диофантовых войн. Нужно было укрепить систему обороны, а это требовало больших средств. С просьбой помочь своими средствами, а возможно и возглавить руководство работами горожане обращались к чествуемому лицу. Для античных государств с их небогатой казной была характерна система литургий (общественных обязанностей), когда отдельные лица или группы лиц брали на себя наиболее обременительные расходы, например, по оснащению кораблей, устройству театральных представлений, гимнастических и музыкальных состязаний. О подобной, но еще более благородной литургии говорится в херсонесском декрете. Он свидетельствует также о том, что военные действия против скифской крепости Напит вели не только войска Диофанта, но и отряд херсонесских воинов, т. е. можно сделать вывод о значительной активности херсонеситов в описываемых событиях.

Проксенический декрет посла понтийского царя Митридата VI Евпатора содержит ценный материал о взаимоотношениях Херсонеса с Понтийским царством. Митридат в конце II в. до н. э. направил посольство в Херсонес из своей столицы - города Амиса. Херсонеситы были весьма удовлетворены результатами переговоров и даровали понтийскому послу проксению. В это время возобновляются основные условия договора с Херсонесом, заключенного понтийским царем Фарнаком I (дедом Митридата) в 179 г. до н. э.

Золотым венком и медной статуей в полном вооружении вознаградили херсонеситы Диофанта, сына Асклениодора, полководца, посланного Митридатом на помощь Херсонесу во исполнение условий упомянутого выше договора. Херсонеситы не жалели труда, вырезая на постаменте статуи пространную надпись о подвигах Диофанта в пользу Херсонеса. Более скупы сведения о событиях на Боспоре. Мы узнаем о восстании скифов во главе с Савмаком, о временном их торжестве, о победе над ними прибывшего с новыми силами Диофанта. Независимо от того, кем был Савмак (о личности его давно ведутся споры), восстание скифов на Боспоре в конце II в. до н. э. по своему социальному значению поставлено в один ряд с крупнейшими классовыми битвами древности. И тем ценнее наш памятник...

Завесу культурной жизни херсонеситов приоткрывает декрет III в. до н. э. в честь Сириска - первого историка Херсонеса.

Первые века нашей эры, период зависимости от Рима, характеризуются взаимопроникновением и взаимовлиянием различных культур. Греческая культура и язык остаются ведущими, но впитывают иноземные влияния.

При раскопках античного театра были найдены два алтаря с посвящением Немесиде на греческом и латинском языках. В римский период Немесида становится богиней судьбы, покровительницей воинов, актеров, гладиаторов. Местонахождение рядом двух алтарей с посвящением этой богине говорит об их непосредственном отношении к театру, где, вероятно, существовало ее святилище.

Очень интересно посвящение восточному богу Митре. Митраизм как религия возник в результате слияния иранских, семитских и малоазийских элементов. Митра отождествленный с Солнцем, ежедневно побеждал ночь, непрерывно вел борьбу с богом зла Ариманом и его демонами. Эпитет «непобедимый» превращал его в самого могущественного бога. Из всех языческих религий митраизм ближе всех подошел к единобожию. В Херсонес культ Митры занесли, по-видимому, римские легионеры.

Кай Валерий Валент поставил алтарь Юпитеру Лучшему Величайшему. Это произошло в начале IV в. н. э. в пору господства христианской религии. Вероятно, обстановка глубокого политического кризиса, вторжение варваров побуждали римских воинов обращаться за помощью к старым, «испытанным» богам. Посвящение римского моряка свидетельствует также о пребывании в Херсонесе в начале IV в. н. э. римского флота, который защищал его от набегов варваров.

В ряде надписей речь идет о взаимоотношениях Херсонеса с Римом в III-IV вв. н. э. Впервые упоминаются в них имена римских императоров Требониана Галла (251-253 гг.) и Максентия (306-312 гг.). Требониан до избрания императором был наместником провинции Нижняя Мезия, которой подчинялся Херсонес. Заключив мир с готами, но опасаясь нового вторжения, он начал принимать меры по строительству дорог и укреплению границ. Все это объясняет отклик в Херсонесе на провозглашение нового императора, который, быть может, оказывал конкретную помощь городу в противоборстве с готами.

О многом могут поведать и древнегреческие надгробия - стелы. На ранних мужских надгробиях вырезалось имя умершего и имя его отца. Скромная надпись дополнялась изображением атрибутов, связанных непосредственно с возрастом, а иногда и профессией умершего. На памятнике юноши изображался стригиль и сосуд для масла - предметы, необходимые всякому молодому греку, занимающемуся спортом. Если умирал мужчина в расцвете лет, воин, защитник государства, ему ставили памятник с изображениями оружия - меча и портупеи. Символ старости и мудрости - посох. Он изображался на памятниках людей, умерших в преклонном возрасте.

Женские надгробия более однотипны. Их традиционное украшение - траурная лента и алабастр (сосуд для благовоний). В надписи указывалось имя умершей, имя ее отца, а у замужних - и имя мужа.

Среди надгробий эллинистического времени выделяется стела врача со стихотворной эпитафией, изображением двух мужских фигур и медицинских инструментов. Наиболее богатые горожане заказывали стихотворные эпитафии, дабы воспеть заслуги и достоинства покойных.

Особый интерес представляют надгробия римских легионеров. В них обычно сообщается название легиона, срок службы и возраст умершего. В надгробии Марина и Валерия впервые в Херсонесе упомянуты доморощенные рабы, которые нередко сопровождали своих господ во время военной службы. В начале нашей эры количество покупных рабов продолжало уменьшаться, все большее предпочтение отдавалось рабам, выращенным в доме.

Цинцию и Ведию - вольноотпущенникам - надгробный памятник поставил тоже вольноотпущенник Цинций Эпиктет. Отпуск рабов на волю составлял одну из социальных особенностей поздней империи. Публий Ведий - врач. Если у греков врачи обычно бывали из среды свободных, то у римлян медициной, как правило, занимались вольноотпущенники и рабы.

Надо заметить, что между временем находки древней надписи и ее настоящим звучанием стоят годы кропотливого труда ученых-эпиграфистов. Многие надписи Херсонеса дошли до нас в обломках. Над их восстановлением, прочтением и интерпретацией работали замечательные отечественные ученые - академики В. В. Латышев и С. А. Жебелев, а также современный советский эпиграфист Э.И. Соломоник. Их комментарии и выводы использованы при составлении настоящего очерка.

С.И.Курганова

[ наверх ]

Городище

Античный город - это, прежде всего, крепость с мощной линией обороны, построенной с учетом рельефа местности и способной длительное время выдерживать осаду и штурм неприятельских войск. В V-IV веках до н. э. Херсонес занимал небольшой участок скалистого мыса между морем и Карантинной бухтой. В конце IV-начале III в. до н. э. территория города увеличилась, были построены новые оборонительные стены толщиной 3,5-4 м. Высота их, вероятно, достигала 8-10 м, а башен - 10-12 м. Общая площадь города, огражденная оборонительными стенами, составила около 30 гектаров.

Для Херсонеса, как и для всякого города, границы которого определялись крепостными стенами, характерны тесная застройка, узкие улицы, небольшие площади, расположенные, как правило, в наиболее оживленных районах. Кварталы занимали примерно одинаковую площадь и пересекались под прямым углом. В античную эпоху в каждом квартале стояло по 2-4 жилых дома. В средние века происходило объединение кварталов, увеличивалась плотность застройки за счет сокращения количества улиц и уменьшения их ширины. Однако унаследованная от античности регулярная планировка города сохранилась, несмотря на то, что отдельные кварталы и даже целые районы сильно изменили свой внешний вид.

За городскими стенами вдоль дорог находились некрополи (кладбища). В античное время умерших хоронили в могилах или склепах, высеченных в скале. На могиле устанавливали памятник - стелу - первоначально только с именем умершего, а затем с указанием его возраста. Только в Х-XIV вв. стали совершать погребения внутри города - как правило, в храмах, часовнях или возле них.

У оборонительной стены, за пределами города, размещались мастерские ремесленников и их поселки. К ним почти вплотную подходили сельскохозяйственные земельные наделы.

За два тысячелетия Херсонес неоднократно менял архитектурный облик. Войны, пожары, рост населения, смена религии накладывали отпечаток на вид города. Обветшалые или сгоревшие постройки сносили, на их месте строили новые. При этом строительным мусором часто засыпали остатки зданий, стоявших здесь раньше, или приспосабливали их под фундаменты вновь строящихся.

Маршрут по раскопкам начинается у щита с планом Херсонесского городища, установленного напротив здания средневекового отдела музея. Для удобства осмотра территория городища условно разделена на центр, северо-восточный, северный, западный и юго-восточный районы. На плане, помещенном в конце путеводителя, они обозначены римскими цифрами, отдельные, наиболее важные, археологические памятники имеют порядковые номера.

[ наверх ]

Театр

Театры древней Греции, как правило, располагались на склонах холмов или балок: при таком размещении уменьшались затраты на строительство и достигалась важная цель-дать зрителю прекрасный обзор. Крыш античные театры не имели. За пределами Херсонеса в V-IV вв. до н. э. находилась глубокая балка с крутым северным склоном, по которому шла оборонительная стена. При расширении территории города, в конце IV - начале III в. до н. э., древнюю оборонительную стену разобрали, а вновь построенная прошла южнее. Таким образом, балка оказалась в черте города. Лучшего места для театра не надо было искать. По склону балки в скале вырубили восемь секторов театрона с рядами каменных скамеек для зрителей. Каждый сектор имел двенадцать рядов скамеек; между секторами проходили лестницы. Несколько ступеней одной из лестниц центрального сектора театрона сохранилось.

Хор, обязательная принадлежность античного театра, размещался на орхестре - полукруглой площадке диаметром 23 м. Актеры выступали на каменном помосте - проскении, примыкавшем к орхестре, он возвышался над ней на 1,5-2 м. Лицевая сторона проскения украшалась полуколоннами. На нем устанавливались декорации; отводилось место и для переодевания актеров (скене). На проскений, орхестру и в театрон попадали через два входа - пароды; в херсонесском театре сохранился частично один, восточный.

Херсонесский театр вмещал некогда примерно 1800-2000 человек и являлся местом не только для театральных представлений, но и для выступлений музыкантов, публичных состязаний граждан в поэзии, в знании древнегреческого эпоса - “Илиады” и “Одиссеи”, использовался он и для народных собраний. На орхестре, против центрального прохода театрона, стоял общественный жертвенник - фимела.

Херсонесский театр неоднократно перестраивался; значительные изменения коснулись его в I в. н. э., когда в городе размещались римские войска. В это время в театре устраивались бои гладиаторов, что потребовало расширения орхестры. Театр просуществовал до IV в. н. э.

Принятие христианства привело к разрушению языческих храмов, общественных зданий. Не избежал этой участи и античный театр. Его превратили в каменоломню, а затем в свалку. В VIII в. на месте проскения построили небольшой христианский храм. Через два столетия он был превращен в усыпальницу; рядом с ним возвели крупный храм, названный археологами “Храмом с ковчегом”.

[ наверх ]

Базилика IV - X вв.

В северном районе Херсонеса открыты раскопками несколько христианских храмов. Одной из наиболее интересных является средневековая базилика, раскопанная в 1935 г. В плане она представляет собой продолговатый четырехугольник, разделенный рядами колонн на три продольных нефа. Кроме них, базилика имела нартекс (притвор) и экзонартекс (крытую галерею), расположенные с западной стороны здания. В базилику входили через экзонартекс, из него попадали в средний и боковые нефы.

На высоте кровли боковых нефов находились окна центрального зала, имевшего гораздо большие размеры как по высоте, так и по ширине по отношению к боковым. Его восточная часть заканчивалась полукруглой апсидой. Пышность внутреннего оформления и убранства храма резко контрастировала с его суровым внешним видом.

Раскопки выявили на этом месте остатки трех разновременных построек. Самый ранний — небольшой храм V в. В следующем столетии была построена базилика, действовавшая до Х в. После ее гибели на месте центрального нефа была сооружена небольшая часовня. Сейчас на берегу моря видны колонны базилики VI—Х вв. Полы ее боковых нефов украшала мозаика с рисунком в виде пересекающихся кругов. Пол среднего зала был вымощен плитами от мраморных саркофагов II в. с рельефным изображением фигур умерших и мифологических персонажей (Диониса, Геракла, Силена, эротов и др.).

Стены храма украшали фрески с растительным и геометрическим орнаментом и изображением птиц.

[ наверх ]

Херсонесский туманный колокол

Херсонесский туманный колокол, расположенный на берегу к северу от собора, стал своеобразной достопримечательностью заповедника и неизменно привлекает внимание туристов и отдыхающих. Надпись на колоколе гласит: «сей колокол вылит... святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом 351 пуд 1776 года месяца августа... числа». В Севастополе колокол использовался как сигнальный, предупреждая корабли об опасности в условиях плохой видимости. После поражения России в Крымской войне он в качестве трофея был вывезен во Францию и, как утверждают, был установлен на звоннице собора Парижской богоматери. Усилиями российских дипломатов колокол возвращён в Херсонес только в 1913 г. Его временно разместили в деревянной звоннице у Владимирского собора.

После ликвидации монастыря в 1925 г. колокол использовали в качестве звукового маяка вплоть до 60-х годов нынешнего века.

Алексеенко Н. А., Дьячков С. В.

[ наверх ]

Государственный заповедник "Херсонес Таврический"

Совсем непохожая на прежнюю, новая жизнь города начинается после присоединения Крыма к России. В 1827 г. по предложению адмирала А.С.Грейга были проведены первые раскопки, в результате которых обнаружены руины трёх христианских храмов. Перед Крымской войной исследования в городе проводил известный археолог, меценат и общественный деятель граф А. С. Уваров. В 60-е годы XIX века раскопки Херсонеса осуществлялись «под наблюдением» монахов, основанного на городище монастыря св. Владимира. Понятно, что «монастырских археологов» интересовали только христианские реликвии и камень из древних построек, который вполне пригодился для бессистемного строительства монастырских зданий: церкви, трапезной, складов, конюшни и т. п. В 1888 г. Императорская археологическая комиссия доверила раскопки Херсонеса самозабвенному любителю древности К.К.Косцюшко-Валюжиничу. Он руководил археологическими работами на протяжении двух десятков лет. Собранная им коллекция позволила создать «Склад местных древностей» - первый музей Херсонеса.

В советский период после разгона монастыря развернулись планомерные археологические исследования городища, некрополя и обширной сельскохозяйственной округи Херсонеса. Музей вырос в крупный научно-исследовательский центр, сотрудничающий с научными академическими учреждениями и университетами многих стран мира. В исследованиях Херсонеса принимают участие археологические экспедиции из Украины, России, Австрии, Польши, США. Учитывая его высокий научный потенциал и значение для отечественной истории и культуры, в 1978 г. музей был преобразован в Государственный историко-археологический заповедник, а с 1994 г - в Национальный заповедник «Херсонес Таврический».

Алексеенко Н. А., Дьячков С. В.

[ наверх ]

Режим работы заповедника

Адрес: Украина, 99045, г. Севастополь, ул. Древняя (в Гагаринском районе г. Севастополя)

Телефон: (0692) 24-14-15 (администрация), (0692) 24-13-01 (заказ экскурсий), (0692) 23-15-61 (зал античной истории)

Сообщение: троллейбусы №6 и №10 до остановки «Улица Дм. Ульянова» или «Площадь 50-летия Октября».

Экспозиции заповедника открыты для посетителей:

в октябре - мае - все дни недели, кроме понедельника и последнего числа каждого месяца с 9 до 17 часов;
в июне - сентябре - ежедневно с 9 до 18 часов, без выходных и перерыва на обед.

[ наверх ]


© CD " Древний и средневековый Крым "



--> Жильё в Крыму <--