Крым в XX веке

Железнодорожный вокзал, г. Симферополь

ОГЛАВЛЕНИЕ

Крым в начале XX века
Восстание в Севастополе 1905 года
Установление Советской Власти в Крыму
Гражданская война в Крыму
Крымская Aвтономная Советская Социалистическая Республика в 20-е-30-е годы
Крым в период Великой Отечественной войны
Крымская область в составе РСФСР (1945-1954 г.г.)
Крымская область в составе УССР (1954-1991 годы)
Крым в составе независимой Украины
 

Крым в начале XX века

В это время уровень промышленного производства на полуострове значительно возрос. Здесь насчитывалось несколько сот промышленных предприятий, преимущественно небольших. Промышленный пролетариат в 1913-1914гг. составлял 16-18 тысяч человек. Самыми крупными промышленными предприятиями были мастерские Севастопольского военного порта и Керченский металлургический завод. В годы первой мировой войны в Симферополе и Карасубазаре были открыты аэропланные заводы. В 1917г. посевная площадь на полуострове составила 696 636 десятин. Основой сельского хозяйства было производство зерна. Важное значение имело садоводство, виноградарство, табаководство. В 1913 г. из Крыма было вывезено 1 млн. пудов табака, 50 тыс. пудов шерсти, 18 тыс. пудов кожи, 439 тыс. ведер вина, 90 тыс. пудов молочных продуктов, 9 тыс. пудов сала, 1,2 млн. пудов картофеля. Крым являлся исключительно многонациональным районом. Около половины его населения составляли русские и украинцы, татары около четверти населения. Всего здесь проживали лица почти семидесяти национальностей. К 1913 в Таврической губернии было 1828 начальных одноклассных и двуклассных школ всех типов. По принадлежности они делились на земские (в основном в сельской местности), министерства народного просвещения, церковно-приходские. Мусульманские мектебе и медресе, еврейские Талмуд-торы и хедеры, часть караимских школ подчинялись своему духовенству. Имелись также школы ведомства Императорского двора и уделов (Ливадийское и Массандровское), ведомства учреждения Императрицы Марии (приюты), ведомства министерства земледелия и государственного имущества (при Симферопольском приюте для малолетних преступников; низшее сельхозучилище 1-го разряда), ведомства МВД (при тюрьмах), ведомства министерства путей сообщения, ведомства министерства финансов. 8 мужских гимназий, 7 реальных училищ, 18 женских гимназий, 5 частных женских гимназий, 4 коммерческих училища министерства финансов. Таврическое Епархиальное женское училище, Таврическая Духовная семинария, Евпаторийское Александровское караимское Духовное училище, Керченский Кушниковский девичий институт. В 1914г. началась первая мировая война. Полуостров был объявлен прифронтовой зоной. В многонациональной крымской деревне усилились антинемецкие настроения, которые имели место и раньше. За немецким населением был установлен административный надзор. Часть его была выслана в другие районы страны. Резко ухудшилось экономическое положение. После Февральской революции в Петрограде власть в Крыму перешла от губернатора к уполномоченному Временного правительства.

Литература: Кащенко С. История Крыма. Часть I.
РИЦ "Атлас", 31. 12. 1994 г.

[ к оглавлению ]


Восстание в Севастополе 1905 года

Крым становится тем революционным очагом страны, к которому приковывается внимание всей прогрессивной российской общественности. После Кровавого воскресенья-расстрела мирной демонстрации трудящихся в Петербурге - здесь вспыхнуло первое революционное вооруженное восстание матросов Черноморского флота. Его подготовили флотские группы, ядром которых были большевики. 14 июня 1905 г. знамя восстания было поднято на эскадренном броненосце "Потемкин". К восстанию примкнули также матросы миноносца номер 267. Подвиг большевика Г. Вакуленчука, матроса А. Матюшенко, возглавивших восстание на "Потемкине", навечно вписан в летопись российской революции 1905 г.

Восстание на броненосце усилило революционное выступление масс в Симферополе, Керчи, Феодосии. Здесь проходили политические демонстрации, стачки, забастовки. Так, в Симферополе 17 октября состоялась одна из крупных политических демонстраций, в которой приняло участие 500 человек. Начались стычки с полицией и черносотенцами, митинги. На одном из них впервые с яркой речью выступил лейтенант П. П. Шмидт, возглавивший позднее восстание революционных матросов на крейсере "Очаков". В Севастополе 18 октября была расстреляна мирная демонстрация рабочих и матросов. Все это вызвало бурю возмущения. Похороны павших вылились в мощный политический протест против царской деспотии.

Организаторами вспыхнувшего в 1905 г. восстания на "Очакове" были матросы А. Гладков, Н. Антоненко. Восставших матросов поддержали некоторые другие военные корабли Черноморского флота и армейские части Севастопольского гарнизона. Повстанцы предъявили ультиматум командующему флотом адмиралу Чухнину о немедленном освобождении всех политических заключенных. Командующим революционным флотом на заседании Совета 13 ноября был назначен лейтенант П. П. Шмидт, который организовал штаб восстания на крейсере "Очаков". На сторону восставших перешло 12 кораблей, остальные выступили против революционно настроенных рабочих. Численный перевес верных правительству войск, стянутых к Севастополю, решил судьбу восстания. В ходе карательной экспедиции войска генерала Меллер-Закомельского потопили в крови выступление матросов и солдат. Крейсер "Очаков" был расстрелян прямой наводкой. Командир крейсера П. П. Шмидт был взят под стражу. Начались расправы над восставшими, часть их была сослана на каторгу. Шмидт, Антоненко, Частник, Гладков были расстреляны.

Революционное движение в Крыму, несмотря на подавление восстания моряков-черноморцев, продолжало нарастать. В 1906 г. во всех городах Крыма был отмечен праздник 1 Мая. Однако уже к 1907 г. в связи со спадом революционного движения в стране и развернувшимися массовыми репрессиями наметился спад революционных выступлений. Начался период столыпинской реакции.

Литература: Крым: прошлое и настоящее. Ответственные редакторы: С. Г. Агаджанов, А. Н. Сахаров.
Москва, "Мысль", 1988 г.

[ к оглавлению ]


Установление Советской Власти в Крыму

После Февральской революции 1917 г в Крыму быстрыми темпами идет процесс формирования новых органов власти: параллельно городским думам и земствам возникают общественные комитеты цензовых элементов, Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов, назначается губернский комиссар Временного правительства. Резко активизируется деятельность политических партий: социалистов-революционеров (до 13 тыс. человек), меньшевиков (до 5 тыс., контролируют профсоюзы), конституционных демократов. Количество большевиков весной 1917 г. не превышает нескольких десятков: это в основном приезжие и военнослужащие. Первая самостоятельная организация крымских большевиков создана в Севастополе в апреле-мае.

Исключительно пестрый национальный состав населения Крыма (по переписи 1917 г.: из 808903 человек - 399785 русских и украинцев, 216968 крымских татар и турок, 68159 евреев и крымчаков, 41374 немцев, всего - 34 национальности) наложил отпечаток на общественно политическую жизнь губернии. 25 марта на общем собрании мусульман Крыма оформлен Временный крымскотатарский (мусульманский) исполнительный комитет. Его ядром становится созданная в июле Милли-Фирка - крымскотатарская Национальная партия - с демократической программой и жесткой организационной структурой. К концу гражданской войны ее численность доходит, видимо, до 10 тысяч человек. Лидеры партии - Нуман Челеби Джихан (Ч.Челебиев), Дж. Сейдамет, печатные органы - "Миллет" ("Нация", ред А.С.Айвазов), "Голос татар".

На Черноморском флоте сильные позиции занимают украинские эсеры. Возникают армянские, еврейские и др. национально-культурные общества, украинские громады.

Конструирование после февральских политических структур проходило в сложных социально-экономических условиях. Из общего числа 64848 крестьянских хозяйств более 40% оставались безземельными. В 1917 функционировало всего два крупных предприятия - Севастопольский морской завод (11 тыс. рабочих) и Керченский металлургический завод (3 тыс. рабочих), который 1 июня был закрыт. Доминировали мелкие фабрики с числом рабочих примерно 10 человек. Росли безработица, инфляция, снижался жизненный уровень.

В августе 1917 г. создается Объединенный комитет революционных организаций. Однако, разные политические силы преследуют свои цели.

В октябре-ноябре 1917 г. в Крыму широко велась кампания выборов в Учредительное собрание. В ней участвовали различные политические партии. Выборы засвидетельствовали сравнительно высокую популярность в массах эсеров и представителей национальных партий. Из 555851 голоса эсеры набрали 291549, мусульмане - 64880, украинские эсеры - 61177, кадеты-38108, большевики - 31154, "русские немцы"- 23590, меньшевики - 14693. 26 октября в Крыму стало известно о событиях в Петрограде. Население Крыма встретило эту весть настороженно. Состоявшееся в тот же день экстренное заседание Симферопольского Совета рабочих и солдатских депутатов с представителями общественных организаций приняло резолюцию, осуждающую переход власти к Советам. Подобные резолюции были приняты и в других городах. событий выступил Мусисполком. В таких условиях быстрый революционный переворот в Крыму, по примеру Петрограда и Москвы, оказывался невозможным. Поэтому они сделали ставку на накопление в Крыму революционных сил и только с конца декабря 1917 г. переходят в наступление. Центром событий являлся Севастополь - военно-морская база и штаб флота.

В январе 1918 года в Крыму была установлена Советская Власть, в Севастополе был создан военно- революционный штаб.

Литература: Дементьев Н. Е., Зарубин А. Г., История Крыма. Часть II.
Составление. Редактор Николаенко Н. В.
РИЦ "Атлас", 6. 03. 1993 г.

[ к оглавлению ]


Гражданская война в Крыму

Мартовский Таврический губернский съезд Советов, земельных и революционных комитетов одобрил заключение Брестского мира, поддержал Советскую власть на Украине, избрал Центральный исполнительный комитет (12 большевиков, 8 левых эсеров) под председательством Ж. А. Миллера и Совет народных комиссаров, который возглавил прибывший в Крым по направлению ЦК видный большевик Н. Г. (А. И.) Слуцкий. Ни по аграрному, ни по национальному вопросам каких-либо конкретных резолюций (за исключением передачи земли в ведение местных Советов) фактически вынесено не было. Решения съезда стали основой создания Социалистической Советской Республики Тавриды.

Деятельность учреждений Республики Тавриды была подчинена декретам Советской власти. В течение февраля-апреля в собственность республики перешли железнодорожный транспорт, торговый флот, предприятия, недра земли. и моря, внешняя торговля, леса, крупные имения, имущество церковные и религиозных обществ, гостиницы, театры, кинематографы.

Наркомат труда ввел новое трудовое законодательство, в котором вводился 8-часовой рабочий день. Развернулась перестройка образования. Народным достоянием был объявлен заповедник.

На Южном берегу разгоралось восстание крымских татар. 18 апреля наступавшими, вопреки Брестским договоренностям, германскими частями была прорвана слабая оборона Перекопа. Часть членов Советского правительства Тавриды, включая Слуцкого, была захвачена под Алуштой и расстреляна.

В годы гражданской войны и интервенции Крым дважды провозглашался социалистической республикой. Во второй раз это произошло в середине апреля 1919 г. Сосредоточение значительных сил Антанты в Севастополе, оказанное ими сопротивление частям Красной Армии потребовало создания в Крыму "буферной" республики.

Крымская Советская Республика должна была вести военные действия за освобождение полуострова. Сразу после освобождения Крыма от немецких оккупантов и англо- французских интервентов 6 мая 1919 г. Крым был объявлен Советской Социалистической Республикой.

В 1918-1920 гг. на территории полуострова промелькнул калейдоскоп правительств, опиравшихся на внешние силы.

В июне 1918 г. было сформировано Крымское краевое правительство, М. В. Сулькевича поставившее целью добиться независимости Крыма. На первый план в его деятельности вышли интересы землевладельцев и крупных собственников.

Правительство было создано на многонациональной основе и действовало в контакте с крымскотатарской Директорией. Его отношения с гетманской Украиной были сложными. На протяжении лета 1918 г. шли пограничные с доходившие до перестрелок, таможенная и почтово-телеграфная "войны". Переговоры полномочных делегаций Крыма и Украины в сентябре - 1918 г. не принесли весомых результатов.

Кабинет Сулькевича сменило Краевое правительство С. С. Крыма (Неймана), получившее поддержку основных партий и пользовавшееся доверием населения. Его состав был кадетским с представителями от эсеров и плехановского "Единства". Правительство объявило себя временным, существующим до созыва Всероссийского Учредительного собрания. Крестьяне подвергались реквизициям скота, хлеба, подвод. Ударом по крестьянской экономике стал приказ Деникина о мобилизации трудоспособной мужского населения деревень. Ответом на него явилось движение "зеленых" которых становилось все больше.

Режим П. Н. Врангеля (март-ноябрь 1920 г.), единственный из белых режимов пытался обеспечить себе широкую социальную базу экономической и политической реформ. Опираясь на сподвижника Столыпина - А. В. Кривошейка, Врангель начал аграрную реформу и реформу местного самоуправления. Однако, времени ему было отпущено немного. Красная Армия 12 ноября 1920 г. прорвала оборону на Перекопе и ворвалась в Крым. 13 ноября 2-я Конная армия под командованием Ф. К. Миронова заняла Симферополь. Основные врангелевские войска через портовые города покинули полуостров. В Крыму была установлена Советская власть.

Литература: Дементьев Н. Е., Зарубин А. Г., История Крыма. Часть II.
Составление. Редактор Николаенко Н. В.
РИЦ "Атлас", 6. 03. 1993 г.

[ к оглавлению ]


Крымская Aвтономная Советская Социалистическая Республика в 20-е-30-е годы

После гражданской войны Крым находился в очень сложной ситуации. Хозяйство полуострова было разрушено. Промышленное производство по сравнению с довоенным 1913 годом упало в три раза. На одну треть сократилась посевная площадь, наполовину снизилась урожайность. В жалком состоянии оказались сады и виноградники. Резко уменьшилось поголовье скота. Население остро нуждалось в хлебе, одежде, топливе, керосине, спичках и т.п. Денежные знаки обесценились. Все это привело к тяжелым социальным и политическим последствиям. В два раза сократилась численность рабочих. Образовалась большая армия безработных, значительную долю которых составили демобилизованные красноармейцы. Осложнились межнациональные отношения. По переписи населения, проведенной в апреле 1921 г., в Крыму проживало 720 тыс. человек 59 национальностей. Основную массу населения, 51,5% составляли русские и украинцы, 25,9% - крымские татары, 6,8% - евреи, 5,9% - немцы, затем армяне, поляки, греки, караимы. Сменявшие друг друга власти в ходе гражданской войны зачастую использовали в своих целях национальную рознь, не разрешали на деле земельный вопрос, тесно связанный с национальным.

Летом 1921 г. проявились признаки наступавшего голода. В дальнейшем это бедствие приобрело катастрофический размах. Оно коснулось в первую очередь крымских татар предгорных и горных районов, не ведших зернового хозяйства.

При такой обстановке в Москве было решено создать Крымскую Автономную Республику. 8 октября 1921 г. ВЦИК утвердил положение "О Крымской Советской Социалистической Республике". Через 10 дней появилось постановление ВЦИК и СИК об образовании Крымской АССР. 10 ноября 1921 г. I Всекрымский Учредительный съезд Советов принял ее Конституцию. Председателем Крым ЦИК стал Ю. П. Гавен, председателем СНК Крыма - С. Г. Саид-Галиев. Вскоре был сформирован и аппарат управления республики - 13 наркоматов и 3 управления. Основной задачей правительства новой республики стало возрождение хозяйства. Был взят курс на одновременное восстановление всех отраслей промышленности. Но к 1925 г. стала очевидной его нереальность. Для осуществления намеченного у республики не было достаточных материальных ресурсов. Поэтому в дальнейшем силы концентрировались на развитии менее пострадавших отраслей - табачной, консервной, кожевенной, соляной, полиграфической. Довоенный уровень промышленного производства был превзойден Крымом только в 1929 г. Не только экономическое, но и политическое значение приобрел земельный вопрос. В его разрешении было заинтересовано большинство крестьянства. До самого конца гражданской войны в Крыму сохранялись дореволюционные земельные отношения. Основная часть земель продолжала находиться у помещиков и церкви. Законодательные акты Советской власти о земле проводились в жизнь медленно и непоследовательно. Эту работу намечалось завершить в 1926 году.

Но к этому времени землеустройство не было завершено. Внимание было отвлечено борьбой с голодом. Весной 1922 г. голодало 500 тыс. человек, около 70% населения Крыма. Голодная смерть в 1921-1922 гг. унесла жизни более 75 тыс. крымчан. Общее число погибших на весну 1923 г., возможно, превысило 100 тыс. человек, из них 75 тыс. - крымские татары. Последствия голода удалось ликвидировать лишь к середине 20-х гг.

Новая экономическая политика, как и в целом по России, осуществлялась в Крыму противоречиво. Несмотря на решение Х съезда РКП(б) о замене продразверстки продналогом, до середины 1921 г. в Крыму продолжалось ее взимание. Была поставлена заведомо невыполнимая задача - собрать в деревне не менее 9 млн. пудов хлеба (фактически же сбор за 1921 год составил 2 млн. пудов). Осенью 1922 года с началом реализации нового урожая наблюдается некоторое оживление частной торговли. В дальнейшем частный капитал интенсивно развивался и во втором полугодии 1925/26 хозяйственного года (пик развития НЭПа в Крыму) насчитывалось 6900 частных торговых единиц. В сфере промышленности частные предприятия производили более четверти всей продукции. В мелкой и кустарной промышленности они занимали доминирующее положение.

Городской рынок постепенно насыщался товарами. Симферопольская товарная биржа по ряду показателей вышла на первое место в стране. Крымвнешторг налаживал торговые операции с европейскими странами, предлагая сырье, фрукты, вина и закупая промышленные товары и оборудование. Видное место на внутреннем рынке играла потребительская кооперация. Собственная ограниченность НЭПа стала бедой, предрешившей его окончательную судьбу в конце 20-х годов, когда в экономической области был взят курс на его сворачивание и усиление нейтралистских плановых начал. Чрезвычайные меры 1928 г. - принудительное изъятие хлеба у крестьян по методу "военного коммунизма" периода гражданской войны ознаменовали наступление новой эпохи. В 1928 г было создано 243 группы бедноты.

К концу первой пятилетки (1932 г.) объем промышленной продукции в Крымской АССР на 20% превзошел сельскохозяйственную. Но осуществлявшаяся по указанию сверху индустриализация, в конечном итоге обернулась для населения Крыма рядом негативных последствий. Строившиеся здесь химические предприятия заражали своими отходами землю, воду, воздушное пространство. Промышленные отрасли базировались преимущественно на привозном сырье. Создание энергоемких производств потребовало интенсивного развития энергетики. Однако в структуре крымской промышленности высокий удельный вес сохраняли и кустарные промыслы. Высокими темпами шло кооперирование кустарей. В 1928 году насчитывалось 234 артели - кожевенные, ткацкие, войлочные, гончарные и др. Постепенно решалась проблема безработицы, однако на январь 1930 года на биржах труда республики числилось еще 28,5 тыс. безработных.

Ускоренными темпами и административными методами проводилась коллективизация крестьянских хозяйств. Заметную роль в ней сыграла такая акция, как эксперимент с переселением евреев из Украины и Белоруссии с целью освоения пустующих земель. Расходы взяла на себя американская организация "Джойнт". За период с 1923 по 1934 гг переселилось 5441 семейство, объединившиеся в колхозы. Коллективизация сопровождалась активным сопротивлением части крестьянства, нередкими случаями уничтожения активистов Советской власти. Тем не менее, к началу 1931 г. местные власти рапортовали о завершении сплошной коллективизации Крыма. К 1934 г посевная площадь единоличных крестьянских хозяйств составляла лишь 3,8% . В 1930-1931 гг. в Крыму было раскулачено и выслано 4325 крестьянских семей (до 25- 30 тыс. человек). Раскулачивание продолжалось до середины 30-х годов.

Восстановление хозяйства сопровождалось изменениями в административно-территориальном делении республики. В 1921 г. Крымская АССР была поделена на 7 округов и 20 районов. В 1923 г. округа были упразднены, а районы укрупнены, их стало 15. Впервые были учтены и национальные факторы. При отделе пропаганды и агитации Крымского областкома партии были образованы татарское и армянское бюро, немецкая, еврейская, греческая и эстонская секции. Возникли 30 клубов национальных меньшинств.

Составной частью национально-культурного строительства явилась политика коренизации, проводившаяся с 1921 г. Она преследовала главным образом цели приближения управленческого аппарата к крестьянским массам и предусматривала перевод делопроизводства в советских учреждениях, а также средств массовой информации и культурно- просветительных учреждений на родной для них язык. Проведение системы таких мер в Крыму историки обозначили термином "татаризация". Лица крымскотатарской национальности пользовались предоставленными им преимуществами при выдвижении на руководящие посты, из их среды в первую очередь подготовлялись национальные кадры республики. Такой курс обосновывался культурной отсталостью крымских татар, необходимостью быстрейшего ее преодоления. Административный, механический подход к коренизации привел к обратным результатам: удельный вес крымских татар в управленческих структурах к 1939 г. снизился по сравнению с концом 20-х гг.

Практическая деятельность по осуществлению "татаризации" создала у части крымскотатарского населения представление о том, что Крымская АССР создавалась якобы как национальная, крымскотатарская. В действительности же таковой крымская автономия никогда не была. И Республика Таврида, и Крымская ССР, и Крымская АССР создавались по территориальному принципу с учетом многонационального состава населения, но при особой политике в отношении крымских татар.

В конце 20-х годов в жизни республики наступил новый этап. Все изменения, происходившие в России, коснулись и Крымской АССР. В партийных организациях и профсоюзах громили "правых уклонистов". Состоялся политический процесс по "делу Вели Ибраимова", который в 1924-1927 гг. являлся председателем Крымского ЦИК. Вели Ибраимов был обвинен в антисоветской деятельности и связях с националистическими организациями, в частности, с партией Милли-Фирка. В 1928 г. он был расстрелян. Дело В. Ибраимова открыло серию преследований среди крымскотатарского населения, в основном служащих и интеллигенции. В декабре 1928 г. ГПУ организовало дело 63 бывших миллифирковцев. В течение последующих лет были арестованы и уничтожены видные члены бывшей партии.

В 1929 г. V съезд Советов Крыма внес дополнения и изменения в Конституцию республики. Они были направлены на усиление регламентации прав высших государственных органов Крымской АССР. Практически это были последние решения, в которых сохранялись некоторые принципы автономии для республики. Все последующие изменения сопровождались ликвидацией автономных начал в деятельности ее государственных органов, подчинением их центру. Предложения о повышении статуса республики до союзной были отвергнуты как контрреволюционные.

Новая Конституция Крымской АССР, принятая в 1937 году Чрезвычайным съездом Советов Крыма, закрепила эти изменения. Согласно ей аппарат государственного управления практически лишился всякой автономии. В случае расхождений между законодательством РСФСР и Крымской АССР на территории республики действовали законы и распоряжения центральных ведомств РСФСР.

Продолжало изменяться территориальное деление Крыма. В 1930 г было образовано 16 районов, из них 5 - татарских, 1 немецкий, 1 еврейский, 1 украинский. В 1935 г. были образованы еще 2 татарских. В самостоятельные административные единицы были выделены Симферополь, Севастополь, Керчь, Ялта и Феодосия К 1941 г в Крыму имелось 26 районов. Увеличение числа районов вело к разбуханию аппарата управления, бюрократизировало его.

С первых дней установления Советской власти в Крыму велась работа по развитию народного образования. В 1921 г. была открыта первая тысяча школ, в том числе 343 - татарских. К концу 30-х гг. было введено всеобщее начальное образование в деревнях и семилетнее - в городах.

В 1941 г. в Крыму действовали 5 высших учебных заведений и 40 техникумов. В 1941 г. в Крыму имелось 1038 городских и сельских клубов, 454 избы- читальни, 911 массовых библиотек. В 1941 г. на полуострове издавалось 60 газет и 5 журналов, из них на крымскотатарском языке - соответственно 10 и 2.

Литература: Дементьев Н. Е., Зарубин А. Г., История Крыма. Часть II.
Составление. Редактор Николаенко Н. В.
РИЦ "Атлас", 6. 03. 1993 г.

[ к оглавлению ]


Крым в период Великой Отечественной войны

Трагические страницы в историю Крыма вписала вторая мировая война. Нацистская верхушка Германии планировала превратить полуостров в район немецкой колонизации. Население Крыма предполагалось выселить, Крым присоединить непосредственно к Рейху и сделать его под названием Готенланд - местом отдыха, а также заселить немцами из Южного Тироля. Предложения главы Восточного министерства А.Розенберга о включении Крыма в состав Украины как вассального государства были отвергнуты Гитлером, не признававшим никаких государственных образовании на оккупированных территориях СССР.

В ночь на 22 июня 1941 г. на Севастополь и Черноморский флот обрушились немецкие бомбы. Так началась война для Крыма.

Армия, флот, население Крыма готовились к отпору врагу. Велась перестройка народного хозяйства на военный лад. Развертывалась военно-мобилизационная работа, изменялись формы и методы работы органов власти, общественных организаций и учреждений. Принимались меры к развитию партизанского движения. Недостатки в организации, поспешность и случаи предательства привели к тому, что партизаны в 1941 г. не имели в достаточном количестве оружия, продовольствия, топографических карт. Первые партизанские отряды действовали разрозненно. Так же действовали и возникавшие стихийно подпольные группы. В Симферополе, Севастополе и Керчи были созданы городские комитеты обороны. Их возглавили первые секретари горкомов партии С. В. Мартынов, Б. А. Борисов, Н. А. Сирота.

Борьба за удержание Крыма длилась более двух месяцев. Советские войска еще не овладели искусством создания устойчивой обороны. Неудовлетворительным оказалось взаимодействие сухопутных войск и Черноморского флота на этом этапе войны.

При подготовке Крыма к обороне был допущен ряд серьезных промахов. Укреплением перешейков, соединяющих Крым с материком, командование войсками Крыма стало заниматься только с середины июля, когда началось быстрое продвижение немецко-румынских войск к Днепру. Сдерживающее влияние оказывал и поток дезинформации о подготовке крупного десанта в Крым. Недостаточно быстро шло формирование 51-й армии, ее дивизии по огневым средствам и тактическим данным не были достаточно мощными. Недостаточной была воздушная и бронетанковая поддержка.

В сентябре выяснилось, что сооружение оборонительных укреплений далеко не завершено. К этому времени 11-я немецкая армия вышла к Днепру. Ее командующий Э. Манштейн писал, что "армия должна была занять Крым, причем срочно... Ожидали, что занятие Крыма и его военно-морской базы - Севастополя - возымеет благоприятное воздействие на позицию Турции". С 12 сентября вражеская авиация начала активные действия в Северной части Крыма.

Вскоре начались действия сухопутных частей. Противник имел значительное превосходство в живой силе и технике. Ему противостояли героизм и мужество необстрелянных бойцов. Особенно упорно дрались бойцы 156 дивизии ген. П. В. Черняева. Целый ряд промахов и ошибок советского командования, когда 5 стрелковых и 3 кавалерийские дивизии были в глубине Крыма и готовились к отражению мифических десантов вместо обороны на северных позициях, привели к поражению. 26 сентября враг захватил Перекоп, введя в бой четыре дивизии. Кровопролитные бои на Ишуньских позициях остановили 11-ю армию, но ненадолго.

Части Приморской армии, успешно эвакуированной из Одессы, не смогли принять участия (за исключение 157 дивизии) в этих боях. 26 октября враг вел наступление уже шестью дивизиями, введя в бой свыше 100 танков. Через два дня оборона была прорвана, началось отступление. Командование войсками Крыма потеряло управление войсками, 51-я армия отходила к Керчи, а командующий Приморской армией Н. Е. Петров решил пробиваться в Севастополь через горы. Успешный отход армии оказался решающим фактором длительной обороны крепости.

Несмотря на упорное сопротивление советских войск, к середине ноября 1941 г. весь Крым, кроме Севастополя, был оккупирован. Общее руководство обороной Севастополя осуществлял Военный Совет флота, в который входили командующий вице-адмирал Ф. С. Октябрьский и дивизионные комиссары Н. М. Кулаков и И. И. Азаров. Непосредственное руководство обороной с суши возлагалось на генерал-майора П. А. Моргунова. Между военным советом флота и городским комитетом обороны поддерживалась тесная связь.

Для оказания помощи защитникам Севастополя Ставка Верховного Главнокомандования решила в начале 1942 года осуществить десантную операцию на Керченском полуострове. Она была проведена и обеспечила освобождение Керчи и Феодосии. Началось формирование Крымского фронта. С целью замедлить продвижение сил противника к Керченскому полуострову в Евпатории и Судаке были высажены морские десанты. Не поддержанные войсками, десантники погибли. Крымский фронт потерпел поражение.

Подвиг защитников Севастополя проявился в период общего военного превосходства противника в 1941 г. и в первой половине 1942 г. Передовой рубеж отстоял от центра города на 15 - 17 км, имел протяженность 46 км и к началу боевых действий не был завершен строительством. Основной боевой силой Севастополя были 13 береговых артиллерийских батарей. Большую роль в организации обороны Севастополя сыграло командование Приморской армии. Командующий И. Е. Петров с 4 ноября 1941 г возглавил сухопутную оборону крепости.

До 11 - 12 ноября противник не прекращал попыток захватить Севастополь с ходу. В эти дни бойцы и командиры гарнизона мужественно одерживали позиции, погибали, но не отступали. Генерал Петров писал: "Решающую роль в отражении первого вражеского удара по Севастополю сыграла береговая артиллерия флота". Она выпустила по врагу более 20 тыс. снарядов. Войска Севастопольского оборонительного района в ноябрьских боях одержали важную победу: отстояли город, нанесли противнику большой урон, отладили организацию взаимодействия всех сил.

17 декабря противник вновь перешел в наступление. На стыке II и IV секторов противник вклинился в оборону и создал угрозу прорыва на Мекензиевы горы и далее к Северной бухте. Необходимо было закрепиться на занятых рубежах, воссоздать необходимые резервы и использовать их в крайних случаях. Высадка советских частей на Керченском полуострове ослабила давление противника. Превосходство советского флота на море, героическая оборона Севастополя не позволили противнику использовать первоначальные успехи в борьбе за Крым. Немецко-фашистские войска были прикованы к Севастополю и не могли наступать на Кавказ.

Между вторым и третьим штурмами прошло более 5 месяцев. За это время в городе сложился быт блокированного города, население в своем большинстве ушло в подземелье (туда были переведены промышленные предприятия, госпитали, школы, детские сады).

Безуспешность ноябрьского и декабрьского штурмов убедила немецкое командование, что взять город-крепость численным превосходством войск невозможно. Началась морская и воздушная блокада. 7 июня 1942 г. враг начал наступление. Начались ожесточенные бои. Героизм был нормой поведения для солдат и офицеров. Особо отличились воины 7-й и 8-й бригад морской пехоты во главе с П. Ф. Горпищенко и Е. И.Жидиловым.

Через 10 дней на Северной стороне общая оборонительная система была разрушена. Резервов для восстановления положения не имелось. К 26 июня в руках врага оказался весь внешний обвод крепости. Начались бои в городе. 3 июля по приказу Верховного командования Красной Армии защитники оставили Севастополь. Самоотверженная борьба защитников Севастополя явилась примером для Красной Армии, образцом непоколебимой стойкости для наших потомков.

После того как Севастополь был оставлен, в первой декаде июля 1942 г. весь Крым оказался оккупированным врагом. Войска фашистской Германии и боярской Румынии удерживали в своих руках Крым более двух лет, до мая 1944 г.

В Крым были введены спецвойска, предназначенные для проведения карательный акций. Одной из первых акций оккупантов стали регистрация и уничтожение "враждебных" (коммунисты) и "рассово-неполноценных" (евреи, крымчаки, цыгане) элементов. С октября 1941 по апрель 1942 г. было истреблено, согласно немецким документам, 91678 человек (одна десятая населения Крыма). (По другим данным до 135 тыс.). Погибло свыше 40 тыс. евреев и крымчаков.

Гитлеровцы, как и везде, проводили в Крыму политику "разделяй и властвуй", сея иллюзии у крымскотатарского населения. Были созданы крымскотатарские (мусульманские) комитеты, началась вербовка добровольцев и создание в деревнях "отрядов самообороны" для борьбы с партизанами. По всей видимости, число всевозможных коллаборационистских соединений достигало в Крыму 30 тыс. человек. Помимо крымскотатарских отрядов это были 12 власовских батальонов, закавказский полк "Бергман", казачий полк, туркестанский, армянский, грузинский, кавказско-магометанский легионы, до 10 полицейских батальонов и др. По мере того, как таяли иллюзии, а германские войска терпели поражение за поражением, все большее количество завербованных перебегало к партизанам.

Захватчики решили повременить с поголовным выселением крымчан, чтобы сохранить здесь рабочую силу. Однако к 1944 г. экономика Крыма практически замерла. Жизненный уровень населения резко упал.

В битвах за освобождение Крыма советские вооруженные силы и местное население, подпольщики и партизаны проявляли массовый героизм. В период оккупации в Крыму действовали 220 подпольных организаций и 62 партизанских отряда, 12,5 тыс. партизан совершили более 1500 операций и диверсии, уничтожив около 30 тыс. вражеских солдат.

Особенно успешно действовали Ичкинский и Зуйский партизанские отряды (командиры М. И. Чуб и А. А. Литвиненко). Однако зимой 1941 /42 гг. в лесу было много больных и ослабевших от недоедания партизан. Блокированным в горных теснинах отрядам с самолетов сбрасывали продовольствие. Весной самолеты уже смогли приземляться на партизанских аэродромах началась доставка медикаментов, боеприпасов, пополнения и вывоз раненых.

Продолжали возникать новые подпольные патриотические группы: в Феодосии во главе с Н. М. Листовничей, в Симферополе группа А. А Волошиновой. Они проводили теракты, собирали разведданные, вели агитацию среди населения. Активность партизан и подпольщиков несомненно способствовала удержанию Севастополя и Керченского полуострова.

После ухода советских войск из Крыма условия и задачи патриотов изменились. Высвободившиеся части немецкой армии и румынского корпус регулярно проводили карательные операции в лесу. Враг понимал, что партизаны остались единственной военной силой на полуострове и стремились к их полному уничтожению. Крымские партизаны выстояли в боя с карателями, окрепли, повысили свою организованность. В тяжелых боя погибло 848 партизан, от голода умерло 450. Около 400 человек был направлено из леса на подпольную и диверсионною борьбу.

После поражения на фронтах летом 1943 г. моральный дух захватчиков снизился. Солдаты и офицеры словацкой дивизии "Быстра", прибывшие в Крым, были настроены антифашистски. Вскоре они группами стал переходить на сторону партизан, образовали свой партизанский отряд. Бежала в лес и часть солдат румынского корпуса. Помогали они и подпольщикам, среди которых успешно действовали организации В. К. Ефремова на железнодорожной станции Симферополь, Н. А. Барышева в драмтеатре, П. Н. Топалова на хлебозаводе. Боевые операции регулярно проводив группы патриотов под руководством И. Г. Лексина, И. И. Носенко, В.И. Бабия.

Население решительно становилось на путь сопротивления фашистам. В ответ те усиливали репрессии у села Дубки (близ Симферополя) оккупанты казнили 8 тыс. советских граждан, за связь с партизанами заживо сожгли жителей нескольких селений близ Бахчисарая и Зуи.

Накануне освобождения Крыма боевые и разведывательные операции групп Сопротивления резко активизировались. На заключительном этапе вооруженной борьбы за освобождение Крыма действовали три партизанских соединения Северное, Южное, Восточное представлявших 35 наций и народностей.

После разгрома немецких войск на Курской дуге Красная Армия освободила Левобережную Украину, Донбасс и в ноябре 1943 г. захватила плацдармы на Перекопском перешейке. Тогда же советские войска заняли Таманский полуостров и заняли плацдарм в районе Керчи. Освобождение в марте 1944 г. Николаева и Херсона создало благоприятные условия для изгнания оккупантов из Крыма.

Операция по освобождению Крыма продолжалась 36 дней и завершилась победой советских войск. Шесть раз Москва салютовала освободителям Крыма. Многие соединения и части получили почетные наименования: Перекопских, Сивашских, Евпаторийских, Ялтинских, Севастопольских. Десятки тысяч воинов были награждены орденами и медалями, 350 солдат и офицеров стали Героями Советского Союза.

Уже в ходе освобождения Крыма началось восстановление его хозяйства, возрождение нормальной жизни городов и деревень. Чрезвычайной комиссией по расследованию злодеяний фашистов в Крыму была установлена цифра людских потерь: расстреляно и угнано в Германию 219625 человек. Было сожжено 147 населенных пунктов, полностью уничтожены Севастополь и Керчь. Крым восстанавливался его жителями, и посланцами из России, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Казахстана, Киргизии.

Литература: Дементьев Н. Е., Зарубин А. Г., История Крыма. Часть II.
Составление. Редактор Николаенко Н. В.
РИЦ "Атлас", 6. 03. 1993 г.

[ к оглавлению ]


Крымская область в составе РСФСР (1945-1954 г.г.)

В июне 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Крымская АССР была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР.

Осенью 1944 г. началось переселение в Крым жителей Краснодарского и Ставропольского краев, Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской, Ростовской, Киевской, Винницкой, Житомирской и Подольской областей. К концу войны сюда прибыло 17040 семей, которые расселились вначале только в 8 районах: Алуштинском, Балаклавском, Бахчисарайском, Белогорском, Куйбышевском, Старо- Крымском, Судакском, Ялтинском, где в силу вышеуказанных причин оказались свободные земли. В дальнейшем переселенцы прибывали в Крым ежегодно небольшими партиями и расселялись по всему Крыму в тех колхозах и совхозах, где ощущался недостаток рабочей силы. Всего в 1944 - 60 годах в Крым было переселено более 100 тыс. человек (трудоспособных).

Переселение создало условия для быстрого роста численности населения Крыма. В 1960 году в городах и селах здесь жило 1297 тыс. человек, что превышало на 170 тыс. человек население 1940 года. Но сельское население на 100 тыс. человек было ниже уровня 1940 года.

В Крыму восстановливались сложившиеся ранее производственные отношения.

Общий размер ущерба, нанесенного Крыму, в денежном выражении составил свыше 20 млрд руб., в том числе по промышленности союзного и республиканского подчинения-5,8 млрд руб., по промышленности и организациям местного подчинения-1,5 млрд, по колхозам и совхозам-8,1 млрд и по личному имуществу граждан-4,7 млрд руб.

В послевоенный период в Крыму велась активная работа по ликвидации последствий войны. Помощь в этом оказывала вся страна. Из разных районов Советского Союза сюда было направлено 2,5 тыс. специалистов промышленности и сельского хозяйства.

В 1952 г. при помощи переселенцев в области был восстановлен довоенный уровень посевных площадей, поголовье скота и свиней, а в 1955 г. - площади под садами и виноградниками. Стали возрастать доходы колхозов и совхозов. Переселенцы создали 200 новых колхозов.

В первом послевоенном пятилетии были выполнены многие задания по восстановлению и развитию Крыма. Производство области за 1952 г. по отношению к предвоенному 1940 г. составило: по валовой продукции промышленности - 108 %, посевным площадям-99,3, протяженности водопроводной сети-120, поголовью лошадей - 57,7, крупного рогатого скота - 110,8.

Трудящиеся Крыма возрождали народное хозяйство, которое к 1952 г. в целом достигло довоенного уровня.

Крым был избран местом проведения третьей конференции глав основных государств антифашистской коалиции - СССР, Великобритании и США. В Ялте были приняты важные для жизни всех народов политические решения, которые легли в основу послевоенного устройства мира.

Литература: Дементьев Н. Е., Зарубин А. Г., История Крыма. Часть II.
Составление. Редактор Николаенко Н. В.
РИЦ "Атлас", 6. 03. 1993 г.
Крым: прошлое и настоящее. Ответственные редакторы: С. Г. Агаджанов, А. Н. Сахаров.
Москва, "Мысль", 1988 г.

[ к оглавлению ]


Крымская область в составе УССР (1954-1991 годы)

По указам Президиума Верховного Совета СССР в 1944 - 45 годах были переименованы районы, районные центры и населенные пункты Крыма. 19 февраля 1954 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР". Это решение обосновывалось общностью экономики, территориальной близостью, тесными хозяйственными и культурными связями между Крымской областью и Украинской ССР.

В Крыму возрождались и вступали в строй действующих ведущие промышленные предприятия - Севастопольский морской завод, Камышбурунский железорудный комбинат, Керченский судоремонтный завод.

Строились новые предприятия - анилинокрасочный завод в Армянске, Симферопольский завод пластмасс, Ялтинский рыбокомбинат. Создавались совершенно новые отрасли промышленности - цементная, электронная. В 1965 г. в Симферополе стали выпускать телевизоры "Крым".

Происходили изменения и в сельскохозяйственном производстве. С начала 70-х годов в Крыму стало применяться орошаемое земледелие. Сданный строителями в строй Северо-Крымский канал позволил в 1972 г. оросить 150 тыс. гектаров засушливой земли. Крым стал одним из важнейших районов страны по производству риса. Тем самым создавались предпосылки для развития пищевой промышленности. Крымская область стала крупным производителем винограда, виноградных вин, овощных и рыбных консервов.

Постепенно менялось положение в сфере соцкультбыта, культуры, науки, искусства. Менялся внешний вид крымских сел. Особенно ярко это прослеживалось на примере Бахчисарайского, Красногвардейского и Нижнеюрского районов, где особенно активно строились новые школы, больницы, магазины, дома культуры. На базе Симферопольского пединститута в 1972 г стал функционировать государственный университет. Специалистов высшей квалификации в Крыму готовили четыре других высших учебных заведения, специалистов средней квалификации - 26 техникумов и училищ. Ученые трудились в 40 научно- исследовательских проектных учреждениях. В области действовали 5 театров, государственная филармония, вокалъно-хореографический ансамбль "Таврия". Получило развитие крымское телевидение. В Крыму издавались три областные газеты, 4 городские и 14 районных. Действовали творческие организации писателей, поэтов, драматургов, художников. В практику вошли всесоюзные фестивали советской песни "Крымские зори".

Была открыта уникальная паромная переправа между Керчью и кавказским побережьем,была введена в действие троллейбусная линия между Симферополем и Южным берегом Крыма. Симферопольский аэропорт связал полуостров со всеми столицами союзных республик, крупными городами страны.

Были в послевоенной истории Крыма и трагические страницы. В первое послевоенное десятилетие осложнилась общественно политическая жизнь, возобновились массовые репрессии. В августе 1949 г был арестован и расстрелян первый секретарь Крымского обкома партии Н. В. Соловьев. Вслед за ним были арестованы и расстреляны секретари обкома М. И. Петровский, И. П. Чурсин, сняты с занимаемых должностей и осуждены второй секретарь обкома В. И. Никаноров на 25 лет и Н П Хованов - на 20 лет. Репрессиям подверглись многие другие партийные и советские работники Крымской области. Основной причиной репрессии, которой был подвергнут Н. В. Соловьев, послужило то, что он работал вместе с А. А. Кузнецовым и другими ленинградскими репрессированными руководителями, а для других- то, что они работали с Н. В. Соловьевым.

Административный произвол и беззаконие коснулись и многих других крымчан. Конец им был положен после XX съезда КПСС (1956 г.), осудившего культ личности Сталина и наметившего меры по ликвидации его последствий.

В 80-е годы строилась вторая очередь Северо-Крымскою канала, расширялись производственные мощности предприятий. Были реконструированы Севастопольский хлебный и Феодосийский молочный заводы. В строй действующих вошли предприятия - Симферопольский завод пневмооборудования, Симферопольский домостроительный комбинат, завод "Сантехпром", другие промышленные объекты. Было возведено 325 новых высокопроизводительных линий, механизировано 146 цехов и участков, в результате чего 20 тыс. человек были освобождены от малопроизводительного ручного труда. Основной фонд промышленности достиг 2,3 млрд. рублей.

В сельскохозяйственном производстве стала осуществляться специализация. К началу 90-х годов в Крыму действовали 59 специализированных хозяйств по производству молока, 20 - по производству говядины, 17 - по производству свинины, ряд других.

Были введены в строй десятки новых школ в городах и сельской местности Крыма более чем на 60 тыс. мест. Существенно обновили учебную базу вузы Симферополя и Севастополя. В 1990 г. на базе филиала Донецкого инженерно- строительного института создан новый вуз - Крымский институт природоохранного и курортного строительства.

В государственном университете, институтах и других научных учреждениях Крыма работает много докторов и кандидатов наук. У нас и за рубежом известны труды ученых Морского гидрофизического института АН Украины, Никитского ботанического сада, Института физических методов лечения и медицинской климатологии им. Сеченова в Ялте, Крымской астрофизической обсерватории, Института биологии южных морей, Азово-Черноморского научно-исследовательского института винопроизводства и виноградарства "Магарач", Института минеральных ресурсов, Карадагской биологической станции.

До распада Советского Союза продолжала развиваться санаторно-курортная система Крыма, насчитывавшая 200 санаториев, домов отдыха и пансионатов, 150 гостиниц и баз. Их обслуживал высококвалифицированный персонал. Развивалась и система детских санаториев, пионерских лагерей.

Наряду с охарактеризованными выше положительными моментами в жизни Крыма в 80-х годах наблюдались и отрицательные тенденции, характерные для всей страны. Снижались темпы экономического развития, ухудшалось качество выпускаемой продукции, ослаблялось внимание к строительству объектов культуры, народного образования, здравоохранения.

В ходе осуществления провозглашенной в апреле 1985 г. перестройки в Крыму предпринимались некоторые шаги в направлении отказа от командно-административных методов руководства социально-экономическими процессами, замены их экономическими. Представители властей заявили о своем стремлении демократизировать общественно-политическую и культурную жизнь. Однако намечавшиеся в этих направлениях меры осуществлялись робко, непоследовательно и должных результатов не дали. Многие проблемы Крыма, накапливавшиеся задолго до перестройки, в ходе ее не только не были разрешены, но и еще более обострились.

Большой вред экологическому здоровью Крыма наносят химические предприятия Красноперекопского промузла и Камышбурунский железорудный комбинат. Общественность Крыма добилась приостановки строительства Крымской атомной электростанции. Но экологические проблемы Крыма продолжают оставаться нерешенными.

Важное значение в культурной и общественно-политической жизни Крыма имеют созданные в последние годы национальные культурные общества русских, украинцев, крымских татар, армян, евреев, караимов и другие.

Литература: Дементьев Н. Е., Зарубин А. Г., История Крыма. Часть II.
Составление. Редактор Николаенко Н. В.
РИЦ "Атлас", 6. 03. 1993 г.

[ к оглавлению ]


Крым в составе независимой Украины

После провозглашения акта о независимости Украины 30 августа 1991 года Крымская область вошла в состав независимой Украины. 20 января 1991 года в Крымской области состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора. В референдуме приняли участие 1441019 граждан, что составляет 81,37% от общего числа граждан, внесенных в списки для участия в референдуме. За воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики проголосовало 93,26% участников голосования.

Опираясь на их волю, Верховный Совет Украины принял 12 февраля 1991 г. закон "О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики". Но обновленный Союз не состоялся и, несмотря на результаты референдума, Крым вошел в состав Украины как автономная республика.

4 сентября 1991 года Сессия Верховного Совета Крымской АССР приняла исторический документ "Декларацию о государственном суверенитете Крыма". 6 мая 1992 года была принята Конституция Республики Крым. Она закрепляла демократическое правление, основанное на воле народа, которая выражается путем свободного волеизъявления на выборах. Принцип полновластия народа как основополагающий принцип государственного устройства Республики Крым, обусловливает все иные принципы организации и деятельности государства и его органов, в том числе: разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; независимости и взаимодействия государственной власти и местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 102 принятой Конституции государственная власть в республике осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Высшими органами государственной власти в Республике Крым являются Верховный Совет Крыма, Президент Республики Крым, Правительство, Конституционный Суд Крыма, Верховный Суд Крыма. В марте 1995 года решением Верховного Совета и Президента Украины Конституция Республики Крым от 1992 года была отменена, упразднено президентство в Крыму. 21 октября 1998 года на второй сессии Верховной Рады Республики Крым была принята новая Конституция.

23 декабря 1998 года Президент Украины Л. Кучма подписал закон, в первом пункте которого Верховная Рада Украины постановляет: Утвердить Конституцию Автономной Республики Крым, принятую на второй сессии Верховной Рады Автономной Республики Крым 21 октября 1998 года.

12 января 1999 года Конституция Автономной Республики Крым вступила в силу.

Согласно Статье 1 этой Конституции Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению. Автономная Республика Крым осуществляет также полномочия, делегированные законами Украины в соответствии с Конституцией Украины.

Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Верховная Рада Автономной Республики Крым является представительным органом Автономной Республики Крым и осуществляет представительные, нормотворческие, контрольные функции и полномочия в пределах своей компетенции. Совет министров Автономной Республики Крым является исполнительным органом Автономной Республики Крым и осуществляет исполнительные функции и полномочия в пределах своей компетенции."

Согласно Статье 21 о статусе Верховной Рады Автономной Республики Крым Верховная Рада Автономной Республики Крым является представительным органом Автономной Республики Крым, представляющим интересы граждан, общие интересы населения, территориальных громад, местного самоуправления, Автономной Республики Крым в целом, и осуществляет свои полномочия с целью содействия и обеспечения реализации их прав и законных интересов, а также решения вопросов сбалансированного социально-экономического, культурного и иного развития Автономной Республики Крым.

Согласно Статье 35 Совет министров Автономной Республики Крым как орган исполнительной власти Автономной Республики Крым самостоятельно осуществляет исполнительные функции и полномочия по вопросам, отнесенным к ведению Автономной Республики Крым Конституцией Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и законами Украины.

Совет министров Автономной Республики Крым формируется Верховной Радой Автономной Республики Крым на срок ее полномочий, ответственен перед ней и возглавляется Председателем Совета министров Автономной Республики Крым. Совет министров Автономной Республики Крым выполняет также государственные исполнительные функции и полномочия, делегированные законами Украины в соответствии с Конституцией Украины.

С целью обеспечения выполнения делегированных государственных исполнительных функций и полномочий Автономной Республике Крым передаются финансовые, материальные средства и объекты государственной собственности, необходимые для выполнения указанных полномочий. Организация, порядок выполнения указанных функции и полномочий республиканскими органами Автономной Республики Крым определяются нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Согласно Статьям 39 и 40 правосудие в Автономной Республике Крым осуществляется на основе и согласно Конституции Украины и законам Украины. Судами Украины применяются Конституция Автономной Республики Крым, нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, акты Совета министров Автономной Республики Крым в случаях, предусмотренных законами Украины. Суды, действующие на территории Автономной Республики Крым, входят в единую систему органов cудебной власти Украины. Автономная Республика Крым принимает участие в обеспечении деятельности судов, действующих на территории Автономной Республики Крым, осуществляет другие полномочия в случаях, предусмотренных законами Украины.

Согласно Статье 41 Организация и деятельность органов прокуратуры в Автономной Республике Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины. Верховная Рада Автономной Республики Крым имеет право заслушивать информацию Прокурора Автономной Республики Крым и поднимать вопрос о его освобождении от должности перед Генеральным прокурором Украины.

Согласно Статье 9 права и свободы человека и гражданина в Автономной Республике Крым устанавливаются и гарантируются Конституцией Украины и законами Украины и в соответствии с ними - Конституцией Автономной Республики Крым.

В соответствии со статьями 10, 11, 12 в Автономной Республике Крым наряду с государственным языком обеспечивается функционирование и развитие, использование и защита русского, крымскотатарского, а также языков других национальностей. В Автономной Республике Крым русский язык как язык большинства населения и приемлемый для межнационального общения используется во всех сферах общественной жизни.

В Автономной Республике Крым гражданам гарантируется право воспитания на родном языке в детских дошкольных учреждениях, изучения родного языка, обучения на родном языке в учебных заведениях государственной, республиканской и коммунальной форм собственности или через национальные культурные общества либо в порядке, определяемом законодательством Украины и нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым в пределах ее компетенции.

В соответствии с законодательством Украины в Автономной Республике Крым официальные документы, удостоверяющие статус гражданина, - паспорт, трудовая книжка, документы об образовании, свидетельство о рождении, о браке и другие - выполняются на украинском и русском языках, а по ходатайству гражданина - и на крымскотатарском языке.

В соответствии с действующим законодательством Украины в Автономной Республике Крым в качестве языка судопроизводства, нотариального производства, производства по делам об административных правонарушениях, юридической помощи используется украинский или по ходатайству участника соответствующего производства русский язык как язык большинства населения Автономной Республики Крым.

Другие вопросы применения языков в указанных выше сферах деятельности в Автономной Республике Крым регулируются законами Украины.

Хозяйство Крыма представляет собой сложное образование, состоящее из двух сфер: производственной и социальной. В первой создаются материальные ценности технологические линии для предприятий пищевой промышленности, морские суда, сельскохозяйственная техника, радиоэектронная и химическая продукция, стройматериалы, зерно, виноград, фрукты, овощи, эфиромасличные культуры, вино, мясо, молоко, яйца и т. д. К этой сфере, сложившейся под влиянием многих факторов (природного, выгодности экономико-географического положения и др.), относится и рекреационное хозяйство.

Существующая экономическая структура Крыма несовершенна Многие отрасли (химическая промышленность, черная металлургия, промышленность строительных материалов) вступают в конфликт с природными комплексами и лишь в незначительной степени работают на потребности республики. Совершенствование этой структуры может идти лишь в направлении социологизации, экологизации, гуманизации производства и жизни людей. При этом должна быть усилена рекреационная функция. В Крыму должны получить развитие и базовые отрасли машиностроения (наукоемкие, с низкими индексами расхода сырья, топлива и энергии).

Ко второй сфере хозяйства Крыма относятся отрасли, связанные с обслуживанием населения, в которых занято около 30% трудоспособного населения. Начало 90-х годов ознаменовалось коренными изменениями в обществе и в народном хозяйстве. К сожалению, происшедшие изменения не устранили старых болезней, но стали причиной новых бед. Развал СССР, становление независимости Украины привели к разрыву важнейших экономических связей, что, при существовавшей ранее высокой степени интеграции, обернулось таможенными барьерами, нарушением схем межреспубликанского разделения труда и, в конечном счете, простоем предприятий, снижением объемов производства. Если до 90-х гг. наблюдалось снижение темпов роста, то в начале нового десятилетия - возрастающее сокращение производства. Допущено значительное сокращение важнейших видов промышленной продукции. Кризис спада в значительной степени коснулся производства электроэнергии - на 47,4%, газа - 6,4%. минеральных удобрений - 58,7%, хлопчатобумажных тканей - 44,8%, мяса и мясопродукции - 87,4%, масла животного - 53,9%. В целом же объем произведенного национальною дохода в сопоставимых ценах сократился на 46,9%.

Если оценить воздействие фактора разрыва и ухудшения экономических связей вследствие распада единого народнохозяйственного комплекса по методу фактических простоев то на долю этого фактора приходится 60% общего сокращения объема производства в 90-е годы. Четыре из каждых пяти предприятий Крыма сократили производство. Производственные мощности промышленности используются на 40-60%. Одним из приоритетных направлений развития хозяйства республики становится рекреационное хозяйство. Оно базируется на использовании минеральных вод, пляжей, климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха.

Развал Советского Союза, разрыв экономических и политических связей привел к невиданному падению сельскохозяйственного производства, ухудшению материального положения большинства граждан стран СНГ. Можно предположить, что последствия развала Союза оказались более разрушительными, чем они имелись в годы Великой Отечественной войны. Понеся огромный материальный ущерб, люди потеряли уверенность в будущем. Политика перехода к рыночным отношениям приводит к тому, что, с одной стороны, возрождается фермерство, с другой стороны, и фермерство, и колхозно-совхозное производство оказались неконкурентоспособными. В результате возник глубокий экономический кризис. Чтобы выйти из него, государству необходимо оказать помощь сельскому хозяйству: изменить налоговую политику, ценообразование, влить крупные инвестиции, провести значительные структурные изменения в колхозном и совхозном производстве, повысить материальную заинтересованность в труде и многое другое.

Литература: Крым: прошлое и настоящее. Ответственные редакторы: С. Г. Агаджанов, А. Н.
Сахаров. Москва, "Мысль", 1988 г.

Шимин Ю. В.. Государственное устройство Автономной Республики Крым.
В книге Крым: настоящее будущее. Сборник статей под редакцией Г. М.
Фомина Симферополь: Таврия 1995г.

Конституция Автномной Республки Крым от 21 октября 1998 года.
Симферополь, 1998 год.

Кудрявцев В. Б.. Общая характеристика хозяйства.
В книге Крым: настоящее будущее.Сборник статей под редакцией Г. М.
Фомина Симферополь:Таврия 1995г.

Потеев А. Т., Потеев Д. А.. Макроэкономичкский обзор состояния
народного хозяйства Крыма. Пути преодоления кризиса.
В книге Крым: настоящее будущее.Сборник статей под редакцией Г. М.
Фомина Симферополь:Таврия 1995г.

Фомин Г. М.. Развитие фермерских хозяйств. В книге Крым:
настоящее будущее.Сборник статей под редакцией Г. М. Фомина
Симферополь:Таврия 1995г.

[ к оглавлению ]


© "Крым туристический"

 




--> Жильё в Крыму <--