Огнь древних недр и дождевая
влага
Двойным резцом ваяли облик твой —
И сих холмов однообразный строй.
И напряженный пафос Карадага.
М. Волошин
Естественной природной
доминантой коктебельского ландшафта является величественная панорама горного
массива Кара-Даг (с тюркского — Чёрная гора). Живописная панорама Кара-Дага.
производящая сильное впечатление своей романтически-мрачной, исполненной
внутреннего достоинства и величия красотой, стала своеобразной визитной
карточкой природного Коктебеля, так же, как Дом-музей М.А. Волошина — его
поэтическим и художественным адресом.
Преградой волнам и ветрам
Стена размытого вулкана.
Как воздымающийся храм
Встает из сизого тумана.
И над живыми зеркалами
Возникнет темная гора,
Как разметавшееся пламя
Окаменелого костра.
М. Волошин.
Кара-Даг издавна привлекает внимание не только деятелей искусства, но и ученых
самых разных специальностей: геологов, зоологов, ботаников. "В этом своеобразном
музее, - писал профессор В.Г. Ена, - созданном самой природой, можно не по
рисункам, а как бы в натуре прочитать летопись Земли почти за полторы сотни
миллионов лет".
Систематические научные исследования природного ландшафта, флоры и фауны
Кара-Дага начались после организации в 1914 году Карадагской научной станции. В
1924 году в брошюре "О Национальном парке на Кара-Даге" А. Слудский отметил ряд
характерных особенностей Кара-Дага, настаивая на необходимости его изучения и
охраны. Во-первых, Кара-Даг — единственный в Крыму древний вулкан, сохранивший в
чрезвычайном богатстве и разнообразии основные черты вулканического
происхождения. Лавовые потоки, вулканические пеплы и бомбы, застывшие в трещинах
жилы расплавленной магмы, разрез через вулканическое жерло — все это мы видим на
Кара-Даге сосредоточенным на небольшой площади и доступным наблюдению на суше
или с моря.
Во-вторых, продолжал Слудский, Кара-Даг относится к числу немногих пунктов
земного шара, где проявляется действие магнитных аномалий. Кара-Дагская
магнитная аномалия, открытая в 1921 А. Спасокукоцким, является одним из
интереснейших явлений в этой области.
И в-третьих, Кара-Даг представляет все необходимые данные для устройства
Национального парка: здесь сходятся в одном пункте три основных элемента
поверхности земного шара — море, горы и равнина. При этом море отличается
большим разнообразием глубин, береговая линия является чрезвычайно изрезанной и
представляет красивые и разнообразные формы берегов, а горы Кара-Дага и его
окрестностей дают наглядную картину нескольких основных типов горообразования.
Все это создает исключительное богатство и разнообразие форм, нигде больше не
повторяющихся.
"Я предвижу то недалекое время, — писал А. Слудский в 1924 году,— когда
специально на Кара-Даг будут приезжать экскурсанты и туристы не только со всей
России, но и из Западной Европы и Америки, и краснею при мысли о том, какими
дикарями они будут считать нас, если мы не сумеем восстановить зеленое убранство
этого уголка".
Однако на практике реальные шаги к охране Кара-Дага были предприняты только
спустя несколько десятилетий. В 1963 году Кара-Даг был объявлен памятником
природы республиканского значения, а 9 августа 1979 года было принято
Постановление Совета Министров УССР о создании Карадагского государственного
заповедника с целью сохранения уникального минералогического комплекса и охраны
редкой флоры и фауны Кара-Дага. Площадь заповедника составила 28,742 квадратных
километра, включая 8, 091 квадратный километр акватории Черного моря.
Богата и разнообразна флора и фауна Кара-Дага. Здесь обнаружено 1169 видов
растений, что составляет 50 % от флоры полуострова. Среди растений Кара-Дага —
74 вида эндемиков (то есть нигде, кроме Кара-Дага, не встречающихся), 62 вида,
занесенных в Красную Книгу Украины и 28 видов из Красного Списка Европы. Фауна
заповедника включает 3475 видов, из которых более двух тысяч видов —
беспозвоночные животные. Необычайно многочисленна группа насекомых — 2362 вида,
из них 61 вид занесен в Красную Книгу Украины, а 16 — в европейский Красный
Список. Известно четыре вида земноводных, восемь видов пресмыкающихся, двести
десять видов птиц и двадцать девять видов млекопитающих, а также 90 видов рыб. В
Кара-Дагском заповеднике ведется большая научно-исследовательская работа по
изучению и сохранению этого уникального ландшафтного памятника Крыма.
В юрский период, примерно 150-140 миллионов лет назад, район нынешнего Кара-Дага
был одним из центров вулканической деятельности в Крыму. Поскольку процесс
горообразования продолжался и дальше, то уже в третичный и четвертичный
геологические периоды массивы суши, занимаемые ныне Кара-Дагом, претерпели ещё
целый ряд существенных трансформаций. В результате мощного сброса большая часть
каменной массы откололась и ушла в море. Поэтому сегодня береговую часть
Кара-Дага мы видим как бы срезанной. По оценкам специалистов, такой
геологический сброс имел место приблизительно от 50 до 10 миллионов лет назад.
Таким образом, примерно 10 миллионов лет назад потухший вулкан застыл в таком
виде, каким мы видим его и сегодня.
Горный массив Кара-Дага — это один из немногих сохранившихся до наших дней
очагов вулканической деятельности в Крыму.
Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан,
И побережьям этих скудных стран
Великий пафос лирики завещан
С первоначальных дней, когда вулкан
Метал огонь из недр великих трещин
И дымный факел в небе потрясал.
У наших далеких предков представления о вулканической активности Земли
ассоциировались с мрачными подземными силами, враждебными небесным богам.
Поэтому подземные силы природы, проявляющие себя в землетрясениях и
вулканической активности, персонифицировались человеческим сознанием в виде
зловещих, смертоносных хтонических персонажей: Гадес и Аид (откуда происходит
наш Ад), Плутон и Прозерпина, Геката-Хтоника. Деметра, Персефона — вот неполный
перечень богов и богинь, олицетворяющих подземные силы преображения и
трансформации видимого облика поверхности Земли.
Согласно представлениям древних греков, именно здесь, в "Киммерии печальной",
находился вход в подземное царство мертвых, владение Аида и Персефоны, куда
спускались через некий таинственный вход античные герои: Орфей, Геракл, Одиссей.
И до настоящего времени, с легкой руки М. Волошина, людская молва называет
ревущий грот на Кара-Даге входом в Аид.
В период развития монотеистических представлений человечества, с идеей
внекосмичности Божества, подземные силы природы стали рассматриваться как
дьявольские. Этим и объясняется наличие такого количества "чертовщины" в
топонимике Кара-Дага, давшей пищу для множества рассказов и легенд.
До наших дней сохранилась красивая легенда о Кара-Даге, впервые опубликованная в
начале XX века Никандром Марксом в одном из его замечательных сборников "Легенды
Крыма". В ней повествуется о победе человеческого "хитроумного" разума над
слепой и стихийной подземной силой.
"Донеслась из ущелья девичья песня, высокой нотой прорезала воздух, на мгновение
оборвалась и тут же, подхваченная многими голосами, разлилась по Отузской долине.
Это девушки, покончив с укладкой винограда, торопятся домой. Спешат девушки,
словно быстрые сумерки подгоняют их, и с опаской поглядывают на Кара-Даг —
Черную гору, которая зловеще нависла над долиной, заслонив собою часть неба. Там,
в недрах горы, обитает страшное чудовище — одноглазый великан-людоед.
Днем великан спит, но даже его мирный храп, похожий на отдаленные раскаты грома,
пугает жителей окрестных селений. Повернется великан во сне — вся гора дрожит до
основания, а вздохнет — из отверстия, находящегося на её вершине, пар клубами
валит.
Поздним вечером, когда совсем стемнеет, великан просыпается и вылезает из своего
логова. Угрожающе сверкая своим единственным глазом, он начинает оглушительно
реветь, так что громовое эхо далеко перекатывается по Крымским горам и замирает
где-то на Ай-Петри.
Тогда в страхе прятались все. — старики, женщины, дети, прятались где только кто
мог, а мужчины, чтобы задобрить чудовище, отводили к подножию Чёрной горы быка
или пару овец. Привязав скотину на видном месте, мужчины удалялись, а великан
мгновенно замолкал и успокаивался до следующего вечера.
Но осенью, когда вслед за листопадом наступал месяц свадеб, великан требовал
большей жертвы. Его не удовлетворяли тогда даже десятки овец и быков. Он ревел и
ревел, не переставая, целую ночь. От рева его дрожали окна в селении и потухал
огонь в очагах. Наконец, он хватал огромные камни и начинал сбрасывать их в
долину. Камни, скатываясь по склону, цепляли за собой десятки других камней
помельче, и эта лавина сметала все на своем пути, засыпала виноградники,
разрушала строения.
Напуганные до смерти люди выбирали тогда одну из невест, приводили её на
Кара-Даг и связанную оставляли на высокой скале...
Много лет властвовал великан над Отузской долиной, много жертв погубил, много
горя людям принес. И люди, проклиная свою тяжелую судьбу, терпели великана, и
никто не знал, как избавиться от него.
Но вот нашелся один юноша, сильный и смелый, словно горный орел, который не
боится даже человека, как бы тот высоко в горы ни забирался.
— Надо убить великана,— сказал юноша.
— Сами знаем, что надо убить,— ответили ему мужчины-односельчане. — Но как это
сделать?
— Надо всем нам вооружиться, взобраться на Черную гору, спрятаться недалеко от
выхода и ждать, когда проснется великан. А как только высунет он свою голову,
тут и забросать его стрелами.
Посмеялись мужчины над юношей:
— Что значит молодо-зелено! Но ведь великан как гора, а мы как мыши перед ним.
Что ему наши стрелы сделают? Нос поцарапают, да и только. Он нас одним взмахом
сметет с вершины. Мы погибнем, и семьи наши погибнут.
— Что ж, если вы боитесь, тогда я сам влезу на Черную гору и убью великана,—
сказал юноша.
— Зря бахвалишься, только народ смешишь.
— Клянусь, что убью великана,— упрямо повторил юноша и стал дожидаться месяца
свадеб.
Дождавшись месяца свадеб, юноша выполнил свою клятву — отправился на Кара-Даг к
великану.
Солнце зашло, с гор в долину спустились сумерки. На темно-синем небе появилась
большая луна и покрыла серебристой чешуей морскую гладь. В селении постепенно
затихли людские, голоса, блеянье овец, мычанье коров, там и сям вспыхивали
вечерние огоньки.
"Красиво как у нас здесь,— думал юноша, оглядываясь вокруг. — И жить очень
хочется! Но лучше погибнуть в неравном, но правом бою, чем терпеть ненасытное
чудовище. Завтра потребует оно очередную жертву, и может быть, жребий выпадет на
мою дорогую Эльбис ".
Вспомнил юноша возлюбленную, присел на камне и, мечтательно глядя на море, запел
старинную песенку:
Любовь — это птичка весны,
Пришла ей пора прилететь,
Спросил я старуху гречанку.
Как птичку любви мне поймать? Гречанка ответила так:
— Глазами ты птичку лови. Она на уста упадет
И в сердце проникнет твое...
— Ха-ха-ха! — раздался над головой юноши такой громкий смех, что его услышали,
наверное, чабаны на Перекопе.— Однако, ты ничего поешь. Мне нравится.
Юноша задрал голову наверх и увидел на вершине Кара-Дага горящий, как яркая
звезда, глаз великана.
— А, это ты, сосед,— не испугался юноша,— рад тебя видеть.
— Спой мне ещё твою песенку,— пророкотал великан.— У меня весеннее настроение. Я
тоже хочу, чтобы ко мне птичка любви прилетела, чтобы мне на уста упала и чтобы
в самое сердце проникла.
— Значит, ты хочешь увидеть птичку любви?— обрадовался юноша. — Ты её увидишь,
даю тебе слово, только тебе придется потерпеть до завтра. А завтра я приведу ту,
которая посылает любовь.
Следующим утром в то лее время юноша снова отправился на Кара-Даг, но уже не сам,
а вместе со своей женой, красавицей Эльбис.
Увидев на вершине Чёрной горы огромного великана, силуэт которого четко
вырисовывался на звездном небе, Эльбис в ужасе остановилась. Но, взглянув на
своего любимого, она поборола страх и отвалено шагнула навстречу опасности. Она
взошла на высокую скалу, ту самую, на которой великану приносили в жертву
девушек, и громко произнесла:
— Эй, великан, я пришла! Я принесла тебе птичку любви! Посмотри на меня:
нравлюсь ли я тебе? Если нравлюсь, то открой пошире глаз и гляди внимательней
сюда. Я выпущу птичку любви.
Красота Эльбис была настолько ослепительной, что великан от изумления широко
раскрыл свой единственный глаз. А девушка — она была достойной парой своему
возлюбленному — взяла лук, натянула тугую тетиву и пустила в светящийся глаз
великана ядовитую стрелу.
Взвыл от боли великан и рванулся было к смельчакам, чтобы раздавить их, но,
ничего не видя, споткнулся о камень и сорвался в свою глубокую нору.
То ли великан при падении поломал себе руки и ноги, то ли отверстие завалилось,
только остался он в горе и не мог уже выбраться наружу, чтобы отомстить людям. В
каменной ловушке он корчился от боли и ревел от бешенства. Он напрягал все свои
силы, пытаясь развалить Черную гору, отчего гора шевелилась, как живая.
Громадные камни, а то и целые утёсы откалывались от нее и с шумом падали в море.
От гневного дыхания великана плавилась земля и сквозь образовавшиеся трещины
стекала со склонов огненными потоками.
Целую ночь над Кара-Дагом стоял беспрерывный гул, целую ночь вершина его
изрыгала огонь, дым и пепел. Чёрная зловещая туча заволокла все небо, сверкали
молнии, беспрерывно гремел гром. Весь Крымский полуостров трясся, как в
лихорадке, а море, вздымая свои волны-горы, с яростью наскакивало на берег,
словно хотело поглотить сушу.
На рассвете над Отузской долиной выпал дождь и всё утихло. Вышли люди из своих
убежищ, посмотрели в ту сторону, где вчера ещё было логово великана, и в
удивлении замерли. Чёрной горы больше не было, она развалилась до основания,
похоронив под собой великана. А на том месте поднялись высоко к небу новые утесы,
зубчатые хребты, причудливой формы скалы, напоминающие диких зверей. Море уже
больше не сердилось, а ласково обмывало отвесные скалы, заливало многочисленные бухточки и пещеры и, выливаясь, ласково бормотало.
Люди ходили по берегу, собирали разноцветные камешки и любовались дикой красотой
мертвого царства великана".
Но самая высокая гора на Кара-Даге носит название Святая. С её вершины
открывается наиболее широкий панорамный вид на окрестности. Отсюда в хорошую
погоду можно рассмотреть даже отроги Ай-Петри и Чатыр-Даг, расположенные на
Южном берегу Крыма.
Почти вся Святая гора состоит из уплотненного вулканического пепла — трасса
зеленоватого цвета. Трасс - очень ценная добавка для изготовления особых сортов цемента, не поддающихся
разлагающему действию морской йоды. В 50-е годы XX века трасс на Кара-Даге
добывали карьерным способом, свидетельством чего являются зияющие раны на
склонах горы со стороны Коктебеля.
Согласно старому преданию, на вершине горы был похоронен святой, на могиле
которого происходили чудеса исцеления. Отсюда и пошло название — Святая. Первое
упоминание о могиле встречается в описании путешествия по Крыму академика П.С. Палласа в 1793-1794 годах. Он писал, что здесь похоронен татарский святой Азис,
и местные татары приводили к его могиле больных и недужных, надеясь на чудесное
исцеление.
"А на самой высокой горе Карадагского хребта,— сообщает более чем столетие
спустя Сергей Елпатьевский,— лежит святой человек. Давно лежит он там, и спорят
люди, чей это святой: русские говорят, что это их, русский, а татары, что он
ихний апостол и спокон веков молится за них, за татар. И в разгаре лета тянутся
мажары из-под Керчи, из-под Старого Крыма, из-под Карасубазара и из огромных
приморских татарских сел с правоверными людьми на могилу ихнего святого, который
не устает молиться за них.
Могила на вершине Святой горы. Фото начала XX века
Тогда табор образуется у подножия зеленой горы. Люди оставляют мажары,
поднимаются в гору вместе с муллой. Тогда из Коктебеля ночью видны огоньки на
вершине горы — то костры горят кругом святой могилы, и сидят люди всю ночь и
молятся, и думают о святости".
В романе "Вулкан" писателя Всеволода Иванова приводится интересное свидетельство
одного из исцеленных, пожилого татарина: "У меня в детстве болели глаза, я ослеп.
Мы тут жили неподалеку: мой отец торговал в Старом Крыму. Меня понесли на Гору.
Я молился, целовал решетку у могилы,— и когда прозрел, первое, что я увидел,—
была эта решетка. Молодость! Вера молодых могуча"'.
Но целительные силы Святой горы, оказывается, могут открывать глаза не только
слепым физически, но и отверзать духовные очи. Так, известный русский писатель
Михаил Пришвин, поднявшись в 1912 году на вершину горы, именно там осознал
духовную красоту Кара-Дага: "Я вдруг стал понимать всю красоту этой суровой
могилы на верху черного потухшего вулкана, и увидел я море, цветистую линию гор,
одну за одной уходящую в лазурную дымку, и возле одной из них сверкали весла
триремы, плыл Одиссей. Я понимал, что эти камни у моря можно оживлять и любить
больше, чем наши поля, не теплой родственной, а какой-то особой, вселенской
любовью".
Левее Святая гора переходит в невысокий хребет Кок-Кая (Синяя скала),
опускающийся к морю дикими обрывами. У подножия Кок-Каи находится мыс Мальчин (Пастушеский
хутор), естественное окончание Кара-Дага и Коктебельского залива.
Панорамный вид Кара-Дага. открывающийся взору при въезде в Коктебель, является
одним из красивейших природных ландшафтов Крыма. Особенно эффектно выглядит он
во время августовских закатов, когда на фоне оранжево-красного неба причудливыми
силуэтами высятся сине-голубые, переходящие в фиолетовые, резко очерченные скалы
Кара-Дага.
"Карадаг,— писал С. Елпатьевский,— красивый, он весь как сказка. С моря он
мрачный, угрюмый, фантастический и почти недоступный. Со стороны Отуз (совр.
Щебетовка — Авт.) весь Карадаг представляется как огромная раковина, верхний
край которой защищает его от северных и восточных ветров... По дикой красоте
Карадага — равного нет в Крыму. Все больше и больше всматриваешься в Карадаг,
этот великолепный горный массив, с необыкновенно красивыми, изломанными линиями,
суровый и величественный и в то же время ласковый, со страшными утесами, с
отвесными обрывами, хаосом скал, пиков гор, оставшихся от былого кратера, с
венцом зеленых лесов наверху...
Там из моря встают "ворота" — огромная арка на двух столбах-утесах, а подальше —
Сердоликовая бухта, куда ездят за сердоликами отузские и коктебельские жители и
где море неустанно пополняет расхищенные сердолики. Там есть скала
Иван-разбойник, а у скалы глубокая пещера. Там Гяур-бах и огромный хаос, равного
которому по дикой красоте нет в Крыму. От моря на огромную высоту встают снизу
острые, голые, лишенные растительности утесы, в диком беспорядке нагроможденные
друг на друга".
В настоящее время пребывание на территории Кара-Дагского заповедника строго
ограничено. Чтобы самостоятельно находиться на его территории, необходимо иметь
специальное разрешение. Однако некоторые экскурсионные фирмы в Коктебеле по
согласованию с администрацией заповедника организуют экскурсии по Кара-Дагу.
Чаще всего это пешеходные экскурсии по верхней тропе и морские прогулки на
катерах вдоль потухшего вулкана. Сопровождают путешественников по Кара-Дагу
опытные экскурсоводы. Отметим, что в некоторых дореволюционных изданиях словом "путеводитель" обозначается вовсе не книга, а человек, сопровождающий
путешественника и экскурсанта. Именно такой живой "путеводитель" и покажет вам
все наиболее достопримечательные красоты Кара-Дага. Здесь же мы только вкратце
обозначим основные вехи пешеходной и морской экскурсий.
Береговой хребет Кара-Дага от Коктебеля до поселка Курортное принято делить на
четыре части: Кок-Кая, Магнитный хребет, Хоба-Тепе и Карагач. Во время
пешеходной экскурсии мы поднимаемся сразу на Магнитный хребет, который получил
свое название от Магнитного камня, где в 1921 году инженер А. Спасокукоцкий
обнаружил сильную магнитную аномалию. В районе Магнитного хребта находятся очень
интересные природные объекты, среди которых в первую очередь следует назвать
скалу Сфинкс, или Шайтан-Бармак (Чертов палец). У Сфинкса начинается ущелье
Гяур-бах (Сад неверных), под которым расположена знаменитая Сердоликовая бухта.
Скальный хребет Хоба-Тепе (Пещерная вершина) действительно испещрен множеством
пещер и гротов. Здесь также имеется множество интересных природных объектов:
скалы Пряничный конь, Сокол, Пирамида и даже настоящий мертвый город,
представляющий собой множество столбов и разнообразных каменных фигур самых
причудливых очертаний — результат выветривания.
И, наконец, хребет Карагач (Черный лес), замыкающий Береговой хребет. Когда-то
Карагач был покрыт вязовым лесом, позднее полностью вырубленным. Миновав
Карагач, мы спускаемся к Карадагскому отделению Института биологии южных морей
НАН Украины, именуемому в просторечии Биостанцией.
Путешествие вдоль берегов Кара-Дага можно совершить на прогулочных катерах,
следуя из Коктебеля в Курортное. Первым примечательным объектом во время
плавания будет естественное окончание Коктебельской бухты — мыс Мальчин
(Пастушеский, Скотоводческий). Мыс является одним из примечательных
археологических объектов Коктебеля. Здесь было обнаружено средневековое
поселение. До сих пор тут видны основания жилищ, встречаются многочисленные
обломки глиняной посуды. По всей видимости, в VII—X веках здесь был небольшой
рыбацкий посёлок, снабжавший рыбой поселение на холме Тепсень. Под водой у
подножия мыса обнаружены остатки обрушившихся гончарных печей VII—IX веков, а
вокруг них — большое количество гончарного брака, в основном разбитые амфоры и
пифосы.
За мысом Мальчин находится воспетая поэтами Сердоликовая бухта. Собственно, это
соединение двух бухт, разделенных Плойчатым мысом, напоминающим слоеный пирог. В
бухте находится источник пресной воды, живописно стекающий со скалы.
Вид Кара-Дага со стороны Биостанции
(Фото с обложки книги "Коктебель. Старый Крым")
Несмотря на столь красивое название, обнаружить сердолики в Сердоликовой бухте
сегодня совсем непросто, да и собирать камни на территории Карадагского
природного заповедника запрещено.
Следующая достопримечательность — знаменитые Золотые ворота. Напоминающая по
форме каменную арку андезитовая скала естественного происхождения является
результатом действия выветривания и работы морской воды. Золотые ворота стали
своеобразной визитной карточкой Кара-Дага, изображение их встречается почти во
всех изданиях, посвященных Кара-Дагу.
18 августа 1820 года великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, проплывая
мимо Кара-Дага на корвете ,,Або", по пути из Феодосии в Гурзуф, видел и запомнил
причудливую форму Золотых ворот.
Золотые ворота Кара-Дага
(Фото.
О.Липунова)
Спустя три года на страницах рукописи "Евгения Онегина" появился рисунок скалы,
удивительно точно воспроизводящий форму Золотых ворот. По-видимому, Пушкин знал
и татарское название скалы Шайтан-Капу (Чертовы ворота), так как под рисунком он
изобразил пляшущих бесенят и ведьму на помеле. Связь Пушкина с Кара-Дагом не
исчерпывается только рисунком Золотых ворот. Как известно, свою знаменитую
элегию "Погасло дневное светило" поэт написал на борту корабля, по дороге в
Гурзуф:
Лист черновой рукописи "Евгения Онегина" А.С. Пушкина с видом Золотых ворот
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан...
Вполне вероятно, что на создание этого произведения великого русского поэта
повлияли и впечатления от романтической красоты заката над Кара-Дагом.
Эти пределы священны уж тем,
Что однажды под вечер
Пушкин на них посмотрел с корабля,
По дороге в Гурзуф...
Так написал Максимилиан Волошин спустя век после посещения А.С. Пушкиным Крыма.
Рядом с Золотыми воротами находится целый ряд не менее интересных природных
достопримечательностей: скала Лев, напоминающая готовящегося к прыжку крупного
животного; скала Иван-Разбойник, с Разбойничьей бухтой, хитро скрывающейся
позади скалы, так что обнаружить её со стороны моря почти невозможно. Предание
гласит, что в старину Разбойничья бухта была местом стоянки контрабандистов.
Продолжая наше путешествие, мы приближаемся к хребту Карагач, последнему
крупному горному хребту в системе Кара-Дага. За ним открывается вид на
Карадагскую биологическую станцию и посёлок Курортное. Наше путешествие вдоль
берегов Кара-Дага подходит к концу.
Последним примечательным объектом, хорошо видным со стороны биостанции, будет
причудливая композиция Карагача — Королевская семья со свитой. Так называется
это удивительное природное образование. Если смотреть вверх на скалистые отроги
хребта Карагач, можно увидеть удивительное зрелище: скалы на вершине хребта
образовали причудливую конфигурацию, по форме напоминающую целую процессию:
Король и Королева в сопровождении свиты шествует к трону. Кара-Даг настолько
прекрасен, что хочется возвращаться сюда вновь и вновь, как об этом сказано в
замечательном стихотворении В. Василенко:
Я вышел к морю и удивился,
Увидев данный мне странный дар:
Над бухтой синей, темно-зеленой
Чуть розоватый спал Кара-Даг.
Палило солнце, и знойный воздух,
Лучисто-мглистый, пел и звучал,
И поднимались всюду токи
Прозрачных радуг от красных скал.
Желтели травы, сухие травы,
Полынь густая и лебеда.
Я понял сразу, как были правы
Мои дороги, спеша сюда!
Из
книги И. Левичева и А. Тимиргазина "Коктебель. Старый Крым"