О свойствах этой древесины и о своей работе над реставрацией уникальной кипарисовой миниатюры начала XIX века нам согласился рассказать Валерий Васильевич Сологуб, один из самых известных мастеров-реставраторов Москвы.
-
Расскажите немного о свойствах древесины кипариса.
- Кипарис
- уникальный материал. Он не коробится, не трескается, не подвержен порче
жучком. Древесина практически не имеет слоев, т. е. режется как вдоль, так
и поперек. Это монолит, материал совершенно равномерной плотности, который
позволяет мастеру реализовать все самые смелые замыслы, не отвлекаясь на
"сопротивление материала". Но это в высшей степени дорогостоящая
древесина, поскольку даже в каталогах самых известных фирм-поставщиков
кипарис не представлен.
Первые фрагменты кипарисовой древесины попали
ко мне вместе со старыми сундуками. Не случайно, видимо, из кипариса
изготавливали именно сундуки для хранения вещей, поскольку в них никогда
не заводится моль, древоточцы вне зависимости от условий хранения.
- Есть ли какие-то особые ощущения при работе с
кипарисом?
- Самое основное, пожалуй, - ощущение благородства
материала. Это помогает мастеру выразить ту пластику, которая задумана.
Стамеска слушается каждого движения, ничто ей не мешает двигаться в том
направлении, которое задано, и мастер может провести любую, самую
изысканную линию. Такое ощущение, что вы гравируете металл - настолько это
однородный материал. При этом кипарис достаточно твердый, он хорошо держит
форму.
- Видимо,
древесина с такими необычными свойствами применялась для изготовления
уникальных, "избранных" предметов?
- Да, у нее было
совершенно особое применение. Она почти не использовалась при изготовлении
мебели. Мне приходится реставрировать в основном предметы мебели XVIII-XIX
веков, и я могу сказать, что в это время из древесины кипариса мебель
практически не делалась. По крайней мере, я не встречал таких вещей (кроме
старинных сундуков, которые относятся еще к доекатерининским временам).
Это объясняется и дороговизной материала, и тем особым отношением, которое
сложилось у русского народа к кипарисовой древесине. Основная сфера ее
применения - предметы церковного обихода. Вокруг кипариса как материала и
символа всегда был ореол святости.
- Наверное, это связано и
со свойством "нетленности" кипарисовой древесины? Известно ведь, что
знатных греков и римлян хоронили в мраморных или кипарисовых саркофагах,
подчеркивая тем самым, что они достойны вечности.
- Я могу
только подтвердить эту особенность кипариса. У меня хранятся кусочки
древесины, которым больше двухсот лет, но они словно не подвержены
воздействию времени. Достаточно слегка снять циклей верхний слой - и вы
почувствуете необыкновенный аромат и свежесть, исходящие от этого древнего
предмета. Поскольку древесина кипариса не усыхает и не теряет своих
свойств с течением времени, он считается идеальным материалом для писания
икон. Наиболее досточтимые иконы делались на кипарисовых досках. Насколько
мне известно, последний самый известный и масштабный проект, в котором
широко задействована древесина кипариса - это оформление внутреннего
убранства храма Христа Спасителя. Некоторые приделы храма, где
использовалась не сквозная резьба, были полностью выполнены из кипариса.
- На
этой миниатюре видно, какой сложной и тонкой может быть резьба по
кипарису. Это единственная порода, которая позволяет мастеру выразить
резцом столь мелкие детали. Здесь хорошо видно жемчужное ожерелье и
крестик на шее Святой Варвары - а ведь он размером миллиметр на миллиметр.
Эта миниатюра выполнена в 1822 году, в эпоху классицизма, что отражено
в миниатюре: обратите внимание, как выполнены архитектурные детали
интерьера, как уложены, драпированы ткани. Только эта древесина позволяет
мастеру изобразить легкость, пластичность ткани, даже передать ее фактуру.
Кроме того, древесина кипариса еще и очень красива - цвета золотистой
охры.
- А почему эта миниатюра такого темного цвета? Она
тонирована?
- Нет, это патина. Патина - это слой,
образующийся на старинных предметах с течением времени. Это дым и копоть
от печного отопления и свечей, это буквально само овеществленное Время. А
поздние работы (например, конца XIX - начала ХХ века, выполненные
мастерами Троице-Сергиевой лавры) - золотисто-желтого цвета.
В бывших
Загорских мастерских (ныне мастерские Сергиева Посада) изготавливали
уникальные вещи из кипариса. Самая большая и полная коллекция резных
миниатюр из кипариса находится в собрании Патриарха в Сергиевом Посаде.
Иногда произведения посадских мастеров конца XIX века попадают в продажу:
я видел подобные резные миниатюры в магазине "Софрино" на Пречистенке. Но
эта миниатюра, конечно, ни с чем не сравнимая, уникальная вещь.
- Вам пришлось восстанавливать какие-то детали этой
миниатюры?
- Когда я реставрировал эту миниатюру, я заново
изготавливал, например, вот эти деревья, облака, пальмовую ветвь в руках
Святой Варвары.
- Это ваше творчество, или вы следовали
определенному канону?
- Нет, творчество в том виде, как
принято это понимать - как полет фантазии, - в работе над предметами
церковного обихода недопустимо. Художник, который берется за реставрацию,
а уж тем более за изготовление резных миниатюр сакрального содержания,
обязан следовать определенному канону. Он должен знать, например, что
Святая Варвара всегда изображалась с пальмовой ветвью. Я сделал это в том
каноне, в каком был вырезан этот предмет. Однажды мне пришлось изготовить
недостающую часть триптиха - к двум крестам с изображением Спасителя с
Предстоящими и Иоанна Крестителя с Предстоящими я сделал третий -
Богоматерь с Предстоящими. Мне понадобилось проштудировать массу
литературы, прочувствовать то время, тот образ, прежде чем я смог
определить, как это должно быть.
- Насколько важна в вашей
работе вот эта, психологическая составляющая?
- Пожалуй, это
важнее всего. Я должен буквально вжиться в образ художника, изготовившего
вещь, понять, какими движениями инструмента он это делал - попасть в руку
мастера. Моя пластика должна читаться точно так же, как пластика старого
мастера, чтобы ни одна живая душа не смогла отличить новодел от оригинала.
Важная деталь: мастер написал здесь свое имя - редчайший случай при
изготовлении миниатюры. Это означает, что работа была сделана
безукоризненно, и он сам понимал это.
- Как вы готовитесь к
работе? Нужно ли вам специально настраиваться на нее?
-
Безусловно, чтобы реставрировать такую миниатюру, необходимо прежде всего
себя привести в порядок, нужно, чтобы дома все было идеально, чтобы не
тревожили мысли о близких людях. То есть необходим полный душевный покой,
определенный ритм жизни - вы должны прийти в соответствие с той гармонией,
в которой только и могут делаться подобные вещи. Известно, что мастера
иконописи подолгу постились, а иногда вовсе уходили от мира на много лет,
чтобы очиститься, достичь необходимого состояния тела и души. Мне очень
понятно это стремление, поскольку в ином состоянии неизбежно возникает
чувство несоответствия, своей недостойности, и неизбежны ошибки и
недовольство самим собой. Поэтому могу сказать, что подобная работа - это
большая ответственность, вы в буквальном смысле стоите перед вечностью, и
когда вещь удается, вы чувствуете особое удовлетворение и гордость.
Интервью взяла Наталья Проскурня.
Материал из журнала - "Дерево.ru"
http://woodcar.narod.ru/index.html