Поездка в Крым - август 2000 Опыт автомобилиста по отдыху в Крыму

На этой страничке представлен отчет о коротком броске на автомобиле из Харькова в Крым и обратно в августе 2000г. Если Вас заинтересуют фотографии, то чтобы посмотреть их в нормальном масштабе, щелкните на них мышкой.

Итак, в этом году руководство моей фирмы смогло предоставить мне только 6 свободных дней в августе. 1 из них уходит на подготовку и другие дела, остается 5. Достаточно ли это? Мало, но для тех, кто за рулем умеет отдыхать, достаточно.

День первый

Старт у меня из маленького городка Южного под Харьковом 24.08 в 6.00 . Заднее сидение снято, вместо него мешки с постельными принадлежностями и автомобильный холодильник с питанием от бортсети. По почти пустынным местным дорогам выруливаю на тупиковый участок строящейся (уже четверть века) новой трассы Москва - Симферополь. Там движения тоже практически нет. Любуюсь украинскими просторами. Далее на еще при СССР сданых участках машин чуть поболее, но все равно несоизмеримо с городской толчеей. Вокруг убраные поля, лесопосадки, довольно жалкого вида селения. Похоже, жизнь в них остановилась лет тридцать назад. Где-то слева восходит солнце... Под колесами стучат стыки бетонки. Слегка придерживая руль одной рукой, впитываю впечатления от еще не совсем испорченной общением с человеком природой... На полях вокруг видны следы кротовьих походов, а на деревьях ждут добычу хищные птицы. В районе Краснограда на закрытом посту ДАИ надпись "Продается, звонить 02". Идиллия заканчивается в районе Перещепино. Дальше только старая дорога. Но после Губинихи вновь четырехполоска, по которой вполне спокойно вьезжаю в Днепропетровск. По мосту через Днепр неторопясь еду по правой полосе, рассматривая окружающую действительность. На другом берегу бросаю машину на какой-то улочке недалеко от моста и начинаю пешеходный поход. Сначала по набережной Днепра, потом ближе к центральным улицам. В районе городского парка выставка автомобилей-олдтаймеров. Правда, самые старые из них относятся к 50-м годам, но все равно есть на что посмотреть. Гуляю по бульвару на главной улице. На оптовом рынке покупаю четыре полуторалитровые бутылки газированой воды - в Крыму она будет стоить в несколько раз больше. Отягощенный грузом, выхожу к машине. И где-то в 200 м передо мной вижу целую банду ДАИ. Останавливают почти всех, а меня, с неместными номерами - это практически на 100%. Как раз сейчас мне эта встреча не сулит ничего хорошего. Назад - оживленный перекресток, а улица с односторонним движением, тоже плохо. Короткая разведка местности. Через проходной двор выруливаю на малопосещаемую пешеходную дорожку, пара прыжков через бордюры, и вот СВОБОДА! Дальше моя дорога ведет по правому берегу Днепра. Скоро остается позади городская черта. По случаю хорошего настроения устраиваю маленькую гонку с местным ВАЗ-2106. На 110 он не выдерживает и отстает. Что ж, для моего 20-летнего ветерана (о модели транспортного средства скромно умолчу - ведь этот текст читают и люди, испорченные предрассудками) на середине 3-го круга спидометра очень даже неплохо... Я тоже сбавляю темп, и как раз во-время - впереди засада с радарами. Дорога по-прежнему четырехполосная, машин по случаю дня нэзалежностi Украины мало. Пересекаю границу Запорожской области. Все больше базарчиков у дороги. У одного из них водители совсем обнаглели - останавливаются прямо на правой полосе... Нет, это не базарчик. Иномарка стоит со сплющенным передком и смятым в гармошку полуоткрытым капотом. В кювете разбитый спереди "Москвич". Видать, влобовую стукнулись. Везде разбитые стекла, на противоположной стороне дороги "Скорая помощь". Через пару километров пост ДАИ на вьезде в Запорожье. ДАИшник аварией нимало не интересуется, а выясняет что-то с водителем остановленной машины. Основная часть Запорожья расположена на левом берегу Днепра, на правый ведут плотина Днепрогэса и и двухярусный мост - сверху железная дорога, снизу весьма узкая автомобильная, все это на высоте метров 50 над водой. По этому мосту, бросая взгляд на Днепровские пороги, переправляюсь на левый берег (чтобы попасть на него, достаточно следовать указателям "Симферополь" или "Мариуполь"). Дальше дорога идет по левому берегу вдоль днепровских пляжей. Сегодня день нежаркий, а впереди у меня 2 моря, так что не останавливаюсь. Затем река уходит в сторону, а слева появляются вывески "ЗАЗ - DAEWO". Это территория запорожского автозавода. Когда-то на огромных стоянках рядами стояли новехонькие "Запорожцы", потом, правда в меньшем количестве, "Таврии". Сейчас стоянки пусты или заняты случайными машинами. Покрутив еще по окраинам Запорожья, выбираюсь на основную симферопольскую трассу. Много машин и сплошные горки вверх-вниз. Правда, вверх полосы всегда две, и, если удастся разогнаться, все горки проходятся на высшей передаче. В Зеленом Гаю обедаю. Сейчас он захирел, а какие воспоминания! Из эпохи путешествий на двух колесах. Дальше начинается ровная степь. Еще одна авария - две машины лежат слева в кювете, ДАИшники что-то меряют. Проезжаю Мелитополь - один из немногих достаточно больших городов, в котором так и не сделали обьездной. Дорога приобретает вид транзитной - едущих в Крым / из Крыма больше, чем местных. Посадки вдоль дороги изуродованы пожарами - сгорают сухая трава и кустарник, а деревья побольше выживают. Вскоре попадаю в действующий пожар - дым резко ограничивает видимость, но видна ползущая полоса огня. А вот и железнодорожный переезд, за ним поворот на Геническ. На вьезде в город двое молодцов с газоанализатором наперевес, а рядом под зонтиком бабка с табличкой "Курортный сбор". Меня остановить даже не пытаются, видимо, каким-то образом унюхали, что я все равно останавливаться не намерен. Выезжаю на Арабатскую Стрелку, даю пятерку владельцам местной стоянки, и скоро уже стою в 20 м от моря. Короткое переодевание, и я в волнах Азова. Вот только мелко очень, до места, где можно поплавать, идти и идти... Далее вечерняя прогулка по берегу моря и территории стоянки, ужин и прочие радости жизни... Сумерки, где-то далеко впереди на косе Бирючий остров мигает маяк. Ложусь спать.

День второй

Встаю на рассвете, гуляю по пустынному берегу. Со стороны моря доносится шум моторов невидимых лодок - аборигены выходят на рыбалку. Доливаю в двигатель 0,5 литра масла. Сразу скажу, за весь 1800-километровый путь это мое единственное вмешательство в его работу. Уехать с места ночевки непросто - кругом песок, а холодный двигатель не развивает достаточной тяги. Подергавшись взад-вперед, вырываюсь из плена. Скоро я снова на дороге Москва-Симферополь. Вокруг степь и соленые озера. ДАИшникам в Чонгаре я не интересен, и вот под колесами уже крымская дорога. Цены на бензин в Херсонской области и на вьезде в Крым намного выше, чем в среднем по Украине и в Крыму. Понятно, откуда берутся миллионеры... Ну, на мне они много не заработают... В Джанкое покупаю пирожки с картошкой и двигаюсь дальше. В Красногвардейском сворачиваю направо, по мосту пересекаю железную дорогу, и я на пустой сельской дороге. Впрочем, к ее покрытию претензий нет. Еще до полудня я у моря на гальке Евпаторийского кемпинга под названием "Золотой пляж". Собственно пляж уходит в обе стороны почти до горизонта, но галька только здесь, в других местах песок. Ближе к вечеру совершаю пешеходную вылазку в город. Евпатория - единственное известное мне место, где есть трамвай (узкоколейный), но нет троллейбуса. Старые дома из ракушечника придают окружающему типично крымскую прелесть. Гуляю в районе порта и причалов, затем иду в приморский парк. Вокруг полно кафешек, но смущают два обстоятельства. Во-первых, в них нет или почти нет посетителей, а во вторых, откуда они берут воду для мытья посуды, рук и других дел? Или это выпадает из технологического процесса? Посетителей много в заведениях старого советского образца, но там грязновато и полно ос. Кончаю тем, что покупаю за 2 грн. бутылку пива и не спеша бреду по дороге вдоль берега моря обратно в кемпинг. Рядом едет трамвай с названием "Маршрутное такси". Сижу на гальке у кромки прибоя и любуюсь закатом. Потом устраиваюсь ночевать. А тут новая напасть - комары, хотя в предыдущие годы их не было. Закрытые окна помогают мало...

День третий

Утро в евпаторийском кемпинге (34K)Встаю еще до рассвета. Выхожу на пляж. Ни одного живого человека. Далеко справа мигает маяк, ближе огни Евпатории и корабликов на рейде. Слева где-то далеко Саки. А на западе совсем темно. Смотрю на пустынное море, на начинающий светлеть восток, на постепенно проступающие очертания далеких мысов. Иду вдоль берега. Возле ног шелестит прибой. Нахальные чайки крутятся рядом, но стоит взять в руки гальку - отступают на безопасную дистанцию. У конца пляжа кемпинга с юга какая-то странная куча мусора. Шевелится. Подхожу ближе - да это же отдыхающий верблюд. Двугорбый, привязан за ограду кемпинга. Что ж, видать мировые цены на бензин при совковом уровне доходов заставили некоторых соотечественников перейти на гужевую тягу. Дальше обычные утренние заботы - вода, перевод машины из спального положения в походное... Не проходит и часа, и вновь под колесами дорога - на этот раз на Севастополь. Море справа за полоской пляжа. Обгоняю еще одного верблюда. Явно хромает, а слева от него погонщик. Через плечо лента с неразборчивой надписью. Так сказать, верблюдопробег. После Сак сворачиваю вправо на Николаевку, а затем на Качу. Прекрасная дорога, но много поворотов, а также перекрестков без указателей. Это пережиток тех времен, когда Севастополь и его окрестности были закрытой зоной... Если кто решит повторить мой маршрут, берите с собой карту. Море видно только иногда. Короткая остановка на внешней Крымской горной гряде. Впереди покрытая лесом внутренняя гряда, а горы главной гряды вырисовываются силуэтами на горизонте. Где-то недалеко артилерийская батарея береговой обороны Севастополя (известная в истории Второй Мировой войны, как 30-я батарея Александера). На ее вооружении и сейчас стоят гигантские 12-дюймовые пушки, снятые с линкора "Полтава", построенного еще при Николае II, до первой мировой войны. Здесь технический прогресс остановился на 100 лет. Впрочем, немногчисленные артилеристы нэзалэжной Украины - им передана батарея в 1996г. - стрелять особенно не пытаются, их боевая задача - смотреть, чтоб не слишком быстро разбирали на металлолом то, что осталось от России и СССР ;) . Однако пора двигаться дальше... Через полчаса я уже на Северной стороне Севастополя. Всего за 25коп. переправляюсь - без машины - на катере на Южную сторону - буквально рядом с Графской пристанью.Памятник погибшим кораблям в Севастополе (10K) С другой стороны Графской пристани маленький торговый порт, а дальше стоят на якоре боевые корабли - то ли украинские, то ли Черноморского флота России. Завтракаю в кафе в здании местного горсовета - а раньше горкома - самое лучшее и проверенное место. Всегда и везде. Затем покупаю местные газеты и устраивюсь у моря недалеко от памятника погибшим кораблям для неторопливого вникания в сегодняшнюю жизнь города-героя. Оказывается, чуть ли не треть командного состава погибшего атомохода "Курск" имела постоянную прописку - и семьи - в Севастополе. 50-летнюю даму скушал ее собственный ротвейлер (сама виновата, надо думать, кого заводить). Двое охотников за цветными металлами были засыпаны землей в яме на территории российской военно-морской базы. В лучших традициях русских моряков они выкопали пострадавших и доставили их в больницу, но дело гибнущих за презренный металл не пропало даром. Буквально через несколько часов на том же месте были арестованы очередные сталкеры. Они уже успели загрузить рюкзаки Cu-прумом, а потому попали в милицию. Ну что ж, каждый выживает как может. Я еще немного гуляю по берегу севастопольских бухт, а потом плачу 50 коп. и всхожу на борт автопарома до Северной стороны. Это не Венеция, а Артилерийская бухта Севастополя (37К)С высоты верхней палубы парома хорошо фотографировать... Почти Венеция... Затем сажусь за руль, доезжаю до Симферополя, преодолеваю его через центр, и отправляюсь далее на восток. До Белогорска обычная, где 2-х, где 4-х полосная дорога. А далее из любви к приключениям сворачиваю направо на Приветное, и скоро начинается "высший пилотаж". Асфальт в пару километрах за Красноселовкой кончается, дальше щебенка. Для тех, кому удар камнем в кузов не что-то страшное, а нормальная жизнь, это самый раз. К сожалению, дождя давно не было, и смыкающиеся над дорогой деревья покрыты белой пылью. На первой передаче карабкаюсь к перевалу. Голосуют двое местных мотоциклистов - кончился бензин. Отливаю им полтора литра из канистры с НЗ и двигаюсь дальше. На перевале со звучным названием Кок-Асан-Богаз останавливаюсь. Абсолютная тишина.На спуске с перевала Кок-Асан-Богаз (45К) Деревья здесь - то ли от засухи, то ли от надвигающейся осени - уже пожелтели. На спуске дорога еще хуже, местами повреждена оползнями. Полоса для движения одна для обоих направлений, но в большинстве мест есть какое-то подобие обочин, и легковые автомобили разьезжаются без труда. Впрочем, с тех пор, как кончился асфальт, встречных было одна-две, и я несколько расслабляюсь. Быстро следует наказание - из-за закрытого левого поворота прямо на меня вылетает дизельный ЗИЛ - фургон. Скорость у меня не более 30-40, у ЗИЛка , скорее всего, еще меньше, но встретились мы буквально нос к носу, тормозить поздно. К счастью, с обоих сторон дорога плавно переходит в вертикальные скалы. На автомате выворачиваю руль вправо, правую сторону машины подбрасывает вверх... Водитель ЗИЛа действует аналогично, вижу вывернутые до упора передние колеса, затем где-то над головой пролетает борт накренившегося фургона. Перебрасываю руль влево и вписываюсь в поворот. Все... Что, ж я и неизвестный водитель ЗИЛа вели себя весьма легкомысленно, но в сложной ситуации действовали правильно, а главное - быстро. Хотя, будь даже с одной из сторон дороги обрыв - а это характерно для более, чем половины ее протяженности - неизвестно, как бы дело вышло. Ну, у водителей старого образца - в том числе меня - та неприятность, что чуть было не случилась, не считается за таковую. Короткий осмотр подвески показывает, что она перенесла довольно сильный удар без видимых повреждений. Скоро подо мной Карасубазарская балка, спускаюсь на равнину, и начинается асфальт. Здесь тоже расслабляться нельзя. Дорога то и дело переходит с одной стороны речушки на другую. Летом воды в ней нет, поэтому мостов строить не стали, а просто положили на дно бетонные плиты. Но весной и после дождей воды хватает, плиты превратились в кучи камней с торчащей из них арматурой. Стоянка в Чобан-Кале (31К)Проезжаю Приветное, указатель приглашает на автостоянку у моря. Но дорога туда грунтовая и с крутыми подьемами - спусками, а в небе сгущаются тучи. Не стоит рисковать... Еду в сторону Судака, и вот уже стоянка в Чобан-Кале, немного не доезжая до Морского. Можно сьехать прямо на пляж, что я и делаю, а через несколько минут уже в море. На него есть еще полдня. Вечер провожу, гуляя по пляжу и сидя на скалах над прибоем.

День четвертый

Горы восточного Крыма (27K)Некоторые для поездки на море предпочитают полный привод...(52K)Сегодня я с утра никуда не спешу. Купаюсь, занимаюсь хозяйственными делами. Знакомлюсь с соседями по стоянке. Они, как и я, харьковчане, но в качестве транспортного средства избрали полноприводный ЗИЛ-131, причем с двигателем, работающим на газе. Часов в 11 еду в сторону Судака - Феодосии. Начинается мелкий дождик. Кругом остроконечные горы восточного Крыма. Дорога типично горная, но качество покрытия хорошее, и вообще, никакого сравнения со вчерашним. Слышал хороший отзыв о Курортном, решил посмотреть. За Щебетовкой сворачиваю вправо. Частная гостиница завлекает: "комнаты у моря, горячий душ и закрытая стоянка для а/м!". Вид на Кара-Даг из коктебельского кемпинга (28K)Мне это сейчас не надо, а стать у моря негде. Да и само море грязноватое - речушка после дождя вынесла в море муть. Поэтому еду дальше в Коктебель (при СССР - Планерское), там недалеко от центра кемпинг. Кто хочет в домике, кто в палатке, а я предпочитаю безо всего - зато у меня козырное место на небольшом обрыве над морем. Прямо через ветровое стекло видны и Коктебельская бухта, и Кара-Даг, и голые мысы слева. Иду на прогулку по набережной, где последний раз был 16 лет назад. Тогда это была действительно набережная - пляж, море. А сейчас она превратилась в узкую улочку между двумя рядами лавок, лотков и ресторанчиков. Выйти к морю можно только у пирса. Да еще погода сегодня подгуляла - накрапывает дождик, а когда я мирно ужинаю в каком-то кафе, он переходит в ливень. Кое-как по грязи добираюсь до машины.

День пятый

Ну, сегодня уже не интересно. В начале восьмого выезжаю на Харьков. Дорога ведет вдоль Северо-Крымского канала. Попадаю под сильнейший ливень, но сейчас у меня крыша над головой. В Джанкое выезжаю на дорогу Москва-Симферополь. На границе Запорожской области покупаю мешок дынь, который обходится всего в пару гривен. Вечером я уже дома. Машину ставить в гараж лень, бросаю ее во дворе, и вот я уже у компа читаю почту... В качестве итога замечу, что проехал 1800км, сжег 125л А-76, технических проблем не было, за всю дорогу никому из вымогателей денег не платил, более того, ни паспорт, ни техпаспорт, ни права никому даже не показывал. То ли ДАИ прищемили хвост, то ли я приспособился к обстановке ;) . Ну и все удовольствие, включая бензин, обошлось примерно в 60$.