ЭТОТ ЧУДЕСНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ КРЫМ…

Татьяна Попова

Крым…Ялта…Алупка…Учан-Су…Ай-Петри… Эти слова звучат как чудесные заклинания, которые переносят меня и дочку в июль 2001 года, в сказочную страну, где жаркое солнце приглашает окунуться в прохладное море, а дождь или загадочное холодное течение "низовка" служат отправным моментом захватывающих путешествий и неожиданных приключений. Мы вспоминаем, смеемся, подшучиваем друг над другом и повторяем, как клятву: "Мы обязательно вернемся!"

В Крым мы отправились небольшой, но веселой компанией: две подружки - мамы, четырнадцатилетний Саша и шестилетняя Полина. Мамы в Крыму раньше бывали (в далеком детстве и почти далекой юности), а дети впервые ехали к теплому синему морю. Подготовились к путешествию основательно: запаслись ключами от ялтинской квартиры, принадлежащей московским знакомым, картами и путеводителями по Южному берегу Крыма, изучили интернетовские сайты, посвященные достопримечательностям полуострова, даже прогноз погоды на предстоящие дни знали. Погода, кстати, не радовала - довольно холодно, дожди. Но с конца июня квартира будет ждать совсем других жильцов, да и отпуск нам дали в первом летнем месяце. Поэтому, утешившись Рязановским "каждая погода - благодать", захватив ветровки и зонтики, мы уселись в поезд и начали вести свой походный дневник, отрывки из которого я использовала в этом рассказе.

"3 июня. Мы - в Ялте. Еще в поезде нас поразили поля маков, а здесь! Моря роз, все цветет, горы в тумане, море! До квартиры мы дотащились с трудом. Здесь все утопает в розах, журчит река, выше нашего дома - только горы. Воздух можно пить (не на набережной, а у нас, наверху. В центре - море огней, море народа, полная луна, запах каких-то цветущих растений. В общем, здорово!"

"4 июня. Ездили на Поляну сказок. Красота! Больше всего нас изумила живая Баба-Яга, которая совершенно неожиданно (после моего шуточного обращения к Полине - пойди, мол, посмотри, нет ли в избушке-на-курьих-ножках кого-нибудь) выскочила из своего жилища и здорово напугала Польку. Вечером ходили на пляж, где состоялось первое, очень плодотворное знакомство с морем (оно нас всех обрызгало и подарило нам чей-то диковинный зуб". Зуб (он около трех сантиметром в длину и столько же в ширину и высоту) стал моим талисманом, но узнать, кто его "хозяин", до сих пор не удалось. В Зоологическом музее сказали, что это - кто-то жвачный, может олень. Неужели у оленя такие огромные зубы?

"5 июня. Вчера с утра лил проливной дождь, но после обеда он практически прекратился, выродившись в водяную пыль. И мы решили посетить в Алупке Воронцовский дворец, надеясь, что дождь весь прошел. Но, ужас! В Алупке был не просто дождь, а всемирный потоп с ураганным ветром. Пока дошли до дворца, до нитки вымокли. Но в дворце согрелись, Польку я вырядила в свой сухой свитер. В музее нам очень понравилось, хотя народу было довольно много."

Да, первое посещение Алупки оказалось очень "мокрым"! Зато как мы потом хохотали, вспоминая вид Полины в моем свитере! И как радовались, что смогли походить спокойно по чудесному Воронцовскому дворцу, т.к. в дождливый день "довольно много народу" - это одна экскурсионная группа немцев и с десяток "экстремалов" вроде нас, а в солнечный день, когда мы вернулись в Алупку, чтобы погулять по парку, во дворец уже стояли огромные очереди.

"6 июня. Вчера с утра дождик не лил, но было ясно, что польет (но не сильный). Мы отправились в музей А.П.Чехова. Это довольно далеко и высоко. Полдороги мы проехали в троллейбусе, а потом шли пешком. Улица Кирова, по которой мы шли, очень интересная - здесь только старые дома. Музей Чехова и обслуживание в нем туристов привели нас в полный восторг. Нам показали фильм о жизни Чехова в Ялте, а потом экскурсовод для девяти человек вела экскурсию в саду и в доме. Все это - за 4 гривны со взрослого человека и 1,5 - со школьника. Сад - просто роскошный: розы, калы, пирамидальные шелковицы (!), бамбук, мушмула, береза, пальмы и пр. В общем, все чудесно.

После обеда пошли гулять у моря. Какая же Ялта красивая! Сколько всего растет и цветет: розы, какая-то пахучая мелкая родственница магнолии, кипарисы, роскошные лиственницы, пальмы! Море опять сделало нам подарки: мне- разноцветный чудо-камушек, Поле - пластмассового телепузика, а Марине - грецкий орех с вросшей в него морской губкой. И, конечно, всю дорогу нас сопровождал наш постоянный ялтинский спутник - дождик."

"7 июня. Сегодня первый день прошел без дождя. Под утро меня разбудили крики гаишников, разгонявших машины на Симферопольском шоссе. Я вспомнила, что накануне в троллейбусе что-то говорили о приезде Кучмы, и решила, что это он приехал. Мы собрались ехать в Массандровский дворец, но троллейбусы почему-то не ходили. Простояв около получаса на остановке, мы решили ехать на маршрутке в Гурзуф. Оказывается, в Ливадии проходит саммит стран СНГ, и движение троллейбусов по шоссе резко ограничили.

Зато в Гурзуфе мы провели чудный день. Сначала были (только мы одни) на даче Чехова, где нас какая-то славная тетенька (то ли дежурная, то ли кассир) принимала словно самых дорогих гостей - извинялась, что нет сегодня экскурсовода, сама все рассказала - показала, предложила посидеть в садике и вынесла для нас стулья. Нам все понравилось - домик, садик, пляжик под Генуэзской скалой, какие-то черные длинношеие птицы, юркие любопытные ящерки…Потом пошли в Генуэзскую крепость. Прошли по гроту и восхищались чудным видом на Аю-Даг и море. Видели ручную белку. Спустились на набережную. Море было необыкновенно красивым, переливалось всеми цветами голубого, синего, бирюзового, лазоревого цветов. Пообедали в ресторане у моря и пошли в санаторий им.Пушкина, в музей Пушкина. По дороге в парке встретили сонного ежика. В музее мы опять были "эксклюзивными" посетителями, нас водила персональный экскурсовод. Может, мы, сами того не зная, тоже являемся участниками саммита? Потом гуляли по парку, спустились на пляж. Стало жарко, мы последовательно "освободились" от ветровок, кофт, обуви, закатали брюки, превратив их в "элегантные" шорты. Добрели до дикого пляжа, устроились на разогретых солнцем камнях. Саша безуспешно пытался словить краба, мы искали ракушки, красивые камни и стеклышки…"

"8 июня. Сегодня у нас опять был "день экспромта" (чудесного, замечательного экспромта!). и снова причиной был Массандровский дворец - он просто не подпускает нас к себе. Но обо всем по порядку. Итак, взяв с собой зонты, ветровки и Полькин насморк, мы отправились в путь. В этот раз нам удалось сесть в маршрутку и доехать до подъема к Массандровскому дворцу. Пройдя по дороге, мы, согласно указателю, полезли в гору по тропинке, удивляясь: как добирались до своего охотничьего замка Александр 111 с женой, дочками и придворными дамами (высота - 350 м.). Наконец вновь вышли на дорогу и увидели вход на территорию музея, охраняемый милиционером. О, горе! Музей был закрыт - уборка все после того же саммита. Добродушный милиционер нас очень жалел и хотел пустить погулять по территории (если мы пообещаем не топтать газоны). Но мы, поблагодарив, отказались - все равно придется приезжать еще раз, чтобы побывать во дворце. И тут мне в голову пришла шальная идея идти пешком в Никитский ботанический сад. Дело в том, что я нечаянно перепутала все расстояния и решила, что нам надо пройти приблизительно 2 км. И мы пошли!

Спускаться от дворца по грязной от недавних дождей тропинке мы не захотели и пошли по завихрючей дороге, собирая маки, а потом зашагали по шоссе, любуясь чудными видами гор и моря, удивляясь дворцам и казематам "новых украинцев". 2 км. длились как-то долговато. Наконец, впереди увидели надпись "Никита". Еще идем - "Никитский ботанический сад - 0,5 км. вниз". Пошли вниз, попали в какой-то поселок, потом в огороды. Людей - никого, только собаки увлеченно нас облаивают. На лай, наконец, вышла старушка и удивленно на нас воззрилась. Мы спросили дорогу в ботанический сад, она заохала - далеко, мол, еще идти. Мы бодро ответили: "Нам не страшно, мы уже больше прошли". "Откуда ж вы идете, милые," - поинтересовалась бабушка, и услышав, что милые идут пешком от Массандровского дворца, посмотрела на нас как на тяжелобольных и сокрушенно закивала головой.

В общем, до Никитского ботанического сада все-таки добрались, хотя потом выяснилось, что отшагали мы около 10 километров. В саду сразу же перекусили караимскими пирожками (очень вкусными) в кафе, принадлежащем гостеприимной семье крымских татар. Гуляли по саду очень долго, видели тис, бамбуковую рощу, кедры и магнолии, пальмы и лавровишни. Купили сувениры из можжевельника. Любовались разноцветными лилиями и золотыми рыбками. Были на выставке бонсая и в кактусарии. Спустившись в нижний парк (где мы, по-моему, были единственными посетителями), долго и безуспешно пытались выйти на пляж, натыкаясь на новые пруды с лилиями, горки с кактусами, горные речки и обрывы. Забрели в розарий и, наконец, вышли к морю у санатория Ай-Даниль. Там долго отдыхали на раскаленных камнях у самых волн. Обратно ехали на автобусе по нижнему шоссе, удивляясь, сколько же мы отмахали пешком. Ночью Полька дрыхла как убитая и совершенно забыла о насморке."

"9 июня. Сегодня день жаркий и безоблачный. С утра мы отправились на водопад Учан-Су. Это грандиозно! Маршрутка везла нас сначала по Симферопольскому шоссе, а потом - по Бахчисарайскому. Это настоящая горная дорога, мы ехали по краю обрыва. От остановки шли около 200 м. до смотровой площадки. Замечательно! На "полпути" водопада сидел каменный орел. Мы фотографировались, а потом увидели, что люди карабкаются куда-то вверх по лесенке. Мы тоже полезли. Лесенка крутая, части ступенек нет, карабкаться тяжело, и чем дальше, тем хуже - нет уже целых пролетов. (Это с маленькой шестилетней Полиной!) В общем, с трудом и с помощью каких-то иностранцев долезли. Тут оказалось, что к водопаду нужно идти по краю обрыва, по скользкой тропинке. Вокруг - деревья, обвязанные тряпочками "на счастье" (мы тоже повязали кусочки разорванного Мариной носового платка). Но мы были вознаграждены за все, оказавшись "на полпути" водопада - у орла. С одной стороны - скалы и толща воды, с другой - обрыв и вода. Чудо! Спасибо дождливой погоде, ведь в сухую пору водопад этот вырождается в жалкие струйки стекающей с гор воды.

Тут Полина вдруг возжелала попасть в домик к орлу, для чего нужно было идти по горизонтальной железной лесенке над обрывом высотой метра в 2,5 - 3. Я не смогла ее остановить, и мы пошли. И вот, в самом высоком месте, пройдя две трети пути, мы увидели, что впереди нет 2 или 3 металлических прутов лесенки, и Полине не переступить через этот провал. Пришлось разворачиваться и идти назад. В общем, после этого похода мне стало плохо с сердцем, а на голове у меня и у Марины, наблюдающей за нашими экзерсизами, прибавилось седых волос. Слава Богу, об этом не знает бабушка. Как мы сползали по лестнице обратно - разговор отдельный. Но поездка получилась отличная!"

"11 июня. Приехали в Ливадию, с группой артековцев осмотрели дворец. Он менее интересен, чем Алупкинский, потому что от царей там мало чего уцелело, и большая часть экспозиции посвящена конференции Сталина-Рузвельта-Черчилля. Потом нашли Солнечную (или Царскую) тропу, по которой хотели дойти до Ласточкиного дворца, и, осмотрев его, вернуться в Ялту на кораблике. Пошли по тропе. Красота неимоверная! Скалы, виды моря, сосновый лес Я при этом "летела на одном крыле" - у меня порвалась босоножка. Шли мы два часа, и пришли…к санаторию им. Розы Люксембург, на среднее шоссе. Оказывается, Ласточкино гнездо - не конец маршрута, к нему нужно было свернуть и спуститься вниз, а указателей не было. Вот мы и "пролетели" над ним. Конечно, возвращаться назад сил у нас не было, мы на автобусе поехали домой, в Ялту. Вечером гуляли у моря, потом поднимались по канатной дороге на холм Дарсан."

"12 июня. Сегодня мы наконец посетили Массандровский дворец Александра 111. Он нам понравился больше всех дворцов - чудный, изящный охотничий замок в горах с видом на море. К тому же у нас была замечательный экскурсовод. После обеда пошли на пляж. Вода все еще холодная - не выше 15 градусов, но Поля купалась два раза, доблестно сражаясь с волнами."

"13 июня. Сегодня с утра мы отправились на Ай-Петри. День был облачный. Я даже не могу передать свои впечатления, настолько они грандиозны! Сначала канатная дорога шла над деревьями, и было видно море. Потом мы пересели в другой вагончик, поехали над девственным сосновым лесом с огромными валунами. Затем мы въехали в облака, и ничего не стало видно, кроме "молока". И вдруг - о, чудо! - мы вынеслись из облаков к ярко-синему небу и жгучему солнцу. Земля, лес - все оказалось далеко-далеко внизу, а впереди - только скалы!

Выйдя из вагончика, мы попали на каменистое плато, где живописно расположились балаганчики с едой, табуны лошадей, верблюды с косящими под арабов погонщиками. И скалы, обрывы - со стороны канатной дороги. Мы полезли на вершину. Сначала хотели идти за экскурсией, но экскурсовод заподозрила нас в том, что мы бесплатно подслушиваем ее лекцию, и нам пришлось "идти своим путем". Ну, а поскольку легкие пути - не для нас, мы не нашли проторенной дороги, вытоптанной толпами туристов, и поднимались по горным тропам, вьющимся по краю обрыва. Мне не доводилось еще видеть такой красоты. Спускались по "торной" дороге. Внизу Полина каталась верхом на башкирской лошадке Малышке, сама ею правила.".

"16 июня. Я давно уже заметила, что самые запоминающиеся путешествия получаются экспромтом. Итак, пасмурная погода вынудила нас отправиться в непредусмотренное путешествие (поскольку море стало достаточно теплым для купания, мы "открыли купальный сезон" и считали, что с путешествиями покончено). Мы решили поехать в Кореиз и попытаться попасть в Юсуповский дворец, в котором во время Крымской конференции размещалась резиденция Сталина. Дворец этот никогда не был музеем, а являлся, вроде бы, госдачей. И вот мы в Кореизе - типичном крымском поселке городского типа. Сначала нам пришлось побродить по его кривым улочкам вокруг ограды (высокой и глухой) дворца, тщетно пытаясь найти вход. По пути мы наелись зеленой, но уже сочной и вкусной алычи. Наконец нашли калитку с кнопкой и "домофоном". Молоденький солдатик после переговоров с каким-то начальством впустил нас и сказал, что за 10 гривен с человека нам проведут экскурсию по дворцу и парку. В общем, это было чудесно, как будто мы попали в сказку "Аленький цветочек". В течении двух с половиной часов нас (к нам присоединилась супружеская пара и женщина с девочкой-подростком) водил по дворцу и парку очаровательный парень. Нам разрешалось все - играть в "сталинский" бильярд и на "молотовском" пианино, "звонить" по сталинскому телефону и сидеть в его кресле, выходить на балконы, плюхаться на диваны и бродить по подземному ходу. В чудном парке мы ели мушмулу и шелковицу. Самое интересное, что эта возможность уникальна: дворец долгое время принадлежал КГБ, затем был превращен в VIP-отель, а в конце 2000 года передан администрации президента. Мы просто попали в "междувластие", пока решался вопрос о компенсации местным властям…"

Замечу, что в российской прессе были сообщения о том, что и Алупкинский дворец передан в ведение администрации президента и не будет доступен для туристов. По-моему, это ужасно. В Финляндии, например, даже в Президентский дворец водят экскурсии. Разве можно лишать людей удовольствия видеть такие шедевры архитектуры, такие памятники истории! Стыдно и обидно, господа!

Но не хочется завершать свои воспоминания о Крыме на этой печальной ноте. Лучше вспомню стихи, сочиненные нашим дружным коллективом на обратном пути в Москву.

Мы уезжаем из Ялты

В высокой тоске,

Жизнь там была прекрасной,

Как роса на цветке.

Там на Ай Петри туманной

Карабкались мы в вышине,

Плыли по синему морю,

Красоты смотря в глубине.

Жизнью своей рискуя,

Мы лезли на Учан-Су,

Длинной тропою Царской

Брели мы в сосновом лесу.

Алупка! Твой ливень жестокий

Срывая плоды и цветы.

Ливадия нас повстречала

Роскошным дворцом у воды,

Вокруг было море, и горы,

И столько живой красоты!

Еще огурцы мы солили,

Сбирали в горах алычу.

И стоит отметить особо:

Не пришлось обращаться к врачу.

Мы мчались быстрей Посейдона

К Гнезду, что стоит на скале,

Затем от русалки Мисхора

К родимой неслись мы яйле.

Дорогой канатною смело

Мы взмыли к холму Дарсан,

И вопли испуганной девы

Весь путь тихо вторили нам.

Стремились мы к гротам Гурзуфа

И крабов ловили в камнях,

И Чехова дух, но не тело,

Встречал нас в двух разных домах.

Живая Яга нас пугала,

Но нас ли спугнешь Ягой?

О том, как мы в море купались,

Мы вам послезавтра споем.

Как вы уже поняли, от нашего отдыха мы остались в полном восторге. Даже плохая погода сослужила нам хорошую службу - накупаться мы успели в последнюю (из трехнедельного нашего пребывания в Ялте) неделю, зато осмотрели хотя и далеко не все, но многие достопримечательности.

Мы с теплым чувством вспоминаем не только уникальную природу Крыма, его архитектурные и исторические ценности, но и людей, встретившихся нам. Добродушный милиционер из Массандры, веселая продавщица из продуктового магазина, всегда готовая предложить что-нибудь особенно вкусное, доброжелательные работники музеев, увлеченные экскурсоводы, общительные дети, которые так быстро превращались в друзей Полинки, местные жители, отзывчиво показывающие нам дорогу к морю или к очередному дворцу, отставной военный, который помог донести тяжелые сумки до автовокзала в день нашего отъездаА говорят, на Украине не любят "москалей", и практически везде не любят москвичей…Мы увезли в Москву крымский загар и тепло в сердце. Загар быстро сошел, а в сердце по-прежнему становится тепло, когда мы вспоминаем Крым и крымчан. И повторяем заклинание: "Мы обязательно вернемся к тебе, наш чудесный, восхитительный, чарующий Крым!"