Юго-западный Крым (отчет о походе 1-14 сентября 2003 года)

На днях мне приснился интересный сон, что мы с мужем собираемся идти в поход по Крыму. Что вот у меня уже куплены билеты, что собраны все сумки, и мы с нетерпением ждем встречи с прекрасным…

Вот мы едем в поезде, долго едем… и, наконец, оказываемся на вокзале г. Симферополя, там нас встречает очень милый молодой человек, назвавшийся Максимом и провожает нас в автобус. Постепенно автобус заполняется такими же туристами как мы и автобус везет нас к морю.. На берегу моря мы разбиваем палаточный лагерь, садимся ужинать, постепенно начинаем знакомиться друг с другом, пьем вкусное крымское вино.. Потом костер, песни, шум волн..

Ханский дворец  На следующий день все дружно собрались и поехали в город Бахчисарай. Сначала погуляли по Ханскому дворцу. Во дворце находится знаменитый Фонтан слез. Фонтан, действительно, плачет! Я это поняла после того, как экскурсовод рассказала нам о трагической любви грозного хана к наложнице и пояснила, как создатель этого творения передает страдания ханского сердца.

Потом мы отправились пешком к Свято-Успенскому монастырю. После непродолжительного подъема попали на территорию Свято-Успенского монастыря, Боже мой, какая это красота. Единственное сожаление вызывает то, что во внутрь Храма мы не попали, так как монахи, как оказалось, тоже закрываются на обед. Далее наша дорога лежала в город-крепость Чуфут-Кале, расположенный примерно в километре от Успенского монастыря, по пути мы посетили осадный колодец, еще немного усилий и вот..,  наконец,  оказались возле ворот города. Разнообразны сооружения этого ныне «мертвого города». Пещеры, молитвенные дома, крепостные стены, башни, каменная колея старой дороги.

На спуске с Чуфут-Кале нас встретил повар-Миша, который накормил бесподобно вкусным обедом и все время настаивал на добавке. Но вот обед закончился, и мы  мчимся на уже полюбившемся нам автобусе с первоклассным водителем Османом на нашу следующую стоянку, в лесу, что недалеко от населенного пункта «Красные маки» (хотя никаких маков там не было) Бахчисарайского района. Там было замечательное глубоководное озеро с теплой и очень чистой водой, которое все называли «Изумрудным». Вечером все купались в этом самом озере, а самые смелые ныряли сначала с метрового камня, а потом вообще с семиметрового обрыва. После ужина костер, веселье, опять вино текло рекой, а еще все играли в очень интересную игру под названием «мафия», которая помогла ближе познакомиться со всеми туристами, участвовавшими в этом походе.

Вид с Мангуп Кале  Опять утро, и опять мы дружно собравшись, отправляемся, теперь уже в пещерный город Мангуп-Кале. Практически у подножия Мангупа расположилась чайхана, где мы заказали себе обед по пути на Мангуп, а сам обед отведали после прогулок по вершинам Мангупа. Тропа, по которой мы шли, хоть и проходит через лес, что предполагает даже в жаркий день подъему быть не очень утомительным, но все равно я вся уже мокрая  карабкаюсь к вершине. Приятно освежили женский и мужской (уже на спуске) источники воды. Порадовала сторожевая пещера, в несколько ярусов и соединяющая ярусы лестница, с одной стороны которой гора, а с другой обрыв. Очень порадовали кустарники барбариса, ежевики, кизила и конечно виды с Мангупа. Пока мы гуляли по Мангупу, к нашему отряду пристал «мангупский песик», очень забавный и веселый, долго мы его пытались прогнать, но потом решили взять с собой в лагерь. Так он нас и сопровождал весь спуск с Мангупа до чайханы, а потом решил остаться в чайхане.

Вид с Мангуп КалеВид с МангупаЗа-му-ро-ва-ли!МангупМангупская чайхана

Следующий день мы опять должны посвятить пещерному городу, но уже Эски-Кермен. Затарившись вином и пивом мы начали наш подъем на Эски-Кермен. Добравшись до осадного колодца, нам предстояло, по совершенно стесанным ступеням при помощи веревки-страховки, забраться, сначала в сам колодец, а потом наружу колодца, что, в общем-то, мы все, подавляя страх, сделали. С нами так же пошел наш первоклассный водитель-Осман, что, в общем-то, не в его духе. Походили мы по двух-трех этажным апартаментам древних, посмотрели на прекрасные виды из их окон и отправились обратно, в лагерь.

Эски Кермен. На выходе из осадного колодца.Эски КерменЭски Кермен
Эски КерменЭски Кермен

Далее наш путь лежал в Чернореченский каньон. Это было самое длинное и бесконечное, на мой взгляд, путешествие. Мы шли по «наскальной тропе» очень долго, конечно, те красоты, которые мы видели вокруг, стоили того. Река Черная – это очень быстрая, полноводная, холодная, шумная, сдавленная с обеих сторон скалами, высотой в несколько десятков метров, окруженная можжевельником, кизилом, дубом и не только, а так же, в ее окрестностях присутствует  очень приятный и нежный запах, наверное, можжевельника и горных трав. На одной из стоянок, прямо возле реки, было множество ящериц, они, на камнях, грели свои пузики.. В общем, как бы мне не было трудно, а трудно мне было!, я преодолела все препятствия и вечером мы опять веселились, пили вино и теперь уже пели песни под гитару, т.к. к нам наконец-то, присоединился «покровитель муз»-Олег Анатольевич. А некоторые, немного «перебрав», даже подтанцовывали и всячески веселили нас своим поведением..

Чёрная рекаЧёрная речкаЧернореченский Каньон. Утёс.

На следующий день наша группа опять пошла преодолевать всякие препятствия, а мы с мужем «взяли выходной» и отправились бездумно шататься по улицам Бахчисарая.

Большой Крымский Каньон. Почтовый дуб.Большой Каньон Крыма. Озеро Слёз.

Наступил самый трудный, для меня, день. Большой Крымский Каньон оказался самым трудным испытанием для меня. Сначала как обычно мы долго шли по лесу и все время вверх, очень запомнился «Почтовый дуб» или точнее все, что от него осталось. Запомнился он тем, что там было много лавочек, и мы могли посидеть и передохнуть, а пока мы отдыхали Олег Анатольевич «Мастер рассказов, легенд и историй» рассказывал интересные истории из жизни этого самого дуба. Потом мы пришли к очень красивому озеру «Слез». Вода в нем настолько прозрачна, кристально чиста и имеет легкий голубоватый оттенок, что придает дну особые очертания, мы можем разглядеть каждый камешек, понаблюдать за рыбками и все это, просто сидя на камне над водой.

Большой Каньон КрымаБольшой Каньон Крыма. Ванна молодости.Большой Крымский Каньон. Покорение горы Бойка.Большой Каньон Крыма

Приятно умыться этой водой, кажется, что она придает сил, что бы идти дальше и любоваться окружающими нас красотами. Река, протекающая в БКК, вытачивает из камня оригинальные ванночки, не одна ванночка не похожа на другую. Так, зачарованные красотами, мы добираемся до самой большой ванночки, так называемой «Ванны молодости».. ее глубина достигает четырех метров, вода в ней обжигающе ледяная, даже при плюс 30-ти она не прогревается свыше 12 градусов. По местным легендам эта ванна омолаживает любого, кто искупается в ней. Но это еще не все, мы идем дальше вдоль ущелья, по пути нам встречаются интересные деревья, такие как ягодный тис или сосна. Вот мы дошли до маленького родничка, с которого начинается эта не большая, но и не маленькая речка. Мы идем дальше, пересохшее к концу лета, русло реки все сужается и сужается и достигает ширины всего метра в два-три, а высоты метров 300. Потом выясняется, что нам необходимо влезть в гору Бойка. Именно тут началось самое тяжелое испытание, сначала все вроде бы было нормально, но по мере продвижения к вершине у меня начинает развиваться головокружение и страх к высоте, когда я добралась до верху, то уже не могла смотреть ни вниз, ни вверх, т.к. теряла равновесие даже на ровном месте. Так что красот я почти никаких не увидела, если не считать того, что я пересилила все страхи и опасения и заставила себя посмотреть вниз прямо на «Ванну молодости», боже мой, с этой высоты она казалась просто маленькой лужицей. Потом был долгий спуск, но, слава Богу, уже не обрывистый, как подъем. Вот, наконец, я вижу наш любимый автобус: «Ура я выжила!». В этот же день мы поехали на Ай-Петри.. Сначала очень долго мы кружили по серпантиновой дорожке, спасибо Осману, мы вписались во все повороты, потом оказались на вершине Ай-Петри. Когда мы вышли из автобуса, то нас прямо обдало ледяным ветром, который не хотел успокаиваться. Пока мы ставили лагерь и ужинали, уже стемнело, но мы все равно пошли на смотровую площадку и «О, Боже!», я еще никогда в жизни не видела такой красоты. Внизу я увидела огни, много огней города Ялта. Ялта лежала передо мной, как на ладони, а потом море, море.. Если поднять голову и посмотреть на звезды, то кажется, что до них можно достать рукой, а небо такое темное, темное.. По пути в лагерь мы решили, что в таком холоде без водки нам просто не выжить.. Сначала все туристы забились в автобус и отпивались водкой, потом окружили костер плотным кольцом, потом полилась песня… Команда женского пола спела куплет и припев, пританцовывая «Цыганочку», команда мужского пола ей ответила другой песней и так бесконечно, зато им было тепло и весело…

Встреча рассвета на Ай-Петри. Солнце уже совсем скоро встанет.А вот и долгожданное солнцеА вот в таком виде мы его (рассвет) встечали

Утром все договорились встречать рассвет. Встречать рассвет смогли пойти не все. Но те, кто смог проснуться и увидеть «ЭТО», по-моему, не пожалели. Это необыкновенное зрелище, которое я не буду описывать, это надо просто увидеть и именно с Ай-Петри, с высоты в 1150 метров над уровнем моря. Когда рассвело, я смогла оценить красоту местных сосен, вообще, в Крыму в разных местах эти красивые растения очень разные и по-разному красивы.

Ай Петри. Сосны.Вид на Ялту с Ай ПетриАй-Петринская бурёнка

Когда у нас был завтрак, к нам пришла местная буренка, с симпатичной мордашкой, большим кожаным носом, добрыми глазами, но очень наглая… она долго покушалась на наши запасы еды, кое-что даже урвала. Были прогулки на лошадях и масса впечатлений. Потом был спуск, кто-то пошел пешком по тропе, а кто-то (вроде меня) поехал на автобусе…, где-то внизу автобус подхватил идущих пешком туристов и повез в Алупку, к Воронцовскому дворцу.

Алупка

Об этом Крымском Чуде много говорить не буду, скажу, что хотела бы я иметь такие апартаменты с такими садами, с такой архитектурой и прямо практически на берегу моря. Далее наш путь лежал на нашу новую стоянку, в можжевеловой роще, на так называемой «Гусиничной поляне», в бухте Ласпи.

Новый день готовил нам новые сюрпризы. Сегодня сюрпризом был город Балаклава и его окрестности. Разместившись в яликах, мы направились в сторону мыса Айа. Дул приятный ветерок, немного светило солнце, вода в море была почти прозрачна, мимо нас проплывали большие медузы и другие ялики. Мы посетили два интересных грота, многие из нас там искупались и мы отправились на Командирский пляж. Вода там такая чистая, что можно было наблюдать за стайками рыбок или за перемещением крабов. А какие там были сосны, казалось, что они еще красивее всех остальных сосен, которые я когда-нибудь видела. Вернулись оттуда мы пешком по горам, да по холмам.

Балаклавская бухтаБалаклава, Крепость ЧембалоБалаклава. Серебряный пляж.
Балаклавские сосныВид на Балаклавскую Бухту из Крепости Чембало

Следующий день мы посветили легендарному городу Севастополю. Развалины Древнего Херсонеса не оставили ни отрицательных, ни положительных эмоций, зато масса положительных эмоций была от посещения Панорамы обороны Севастополя, так же порадовала коллекция якорей рядом с Панорамой. Попробовали жареных мидий «по-севастопольски», в кафе, метрах в 6 от моря, на набережной. Просто побродили по парку и по набережной г. Севастополя.

Херсонес. Гривня :) Севастополь. А это я и мой муж.Севастополь

Следующий день решили поваляться на пляже, хоть немного подзагореть, покупаться в море. Так и было, пока наши туристы покоряли очередную вершину, я и мой муж «матрасничали» на пляже.

Далее в нашей программе была Ялта. Каждый пошел смотреть то, что ему было интересней. Мы же решили посетить Никитский ботанический сад. Долго мы до него добирались, но не пожалели. Приятная женщина экскурсовод провела нас по самым интересным уголкам сада, много интересного она нам рассказала и показала. Сожаление вызывает лишь то, что у нас не хватило времени зайти в кактусовую оранжерею и полюбоваться разнообразием кактусов, еще большее сожаление вызывает то, что мы не увидели как, единственный раз в своей жизни, цветет один из кактусов, как раз тот из которого делают известную водку, которая у мексиканцев называется Текила.

Ялта. Ботанический сад. Розарий.Я в каннахБотанический сад. Ливанский кедр.

Опять мне снится поезд, и мы куда-то едем, а, наверное, домой.

Фрагмент нашего палаточного лагеря  Утром звонит будильник, я просыпаюсь и после всяких сборов иду на работу, и не могу забыть этот красочный, безумно интересный и познавательный сон. Придя на работу, я поняла, что меня не было две недели и все, что со мной происходило, скорее всего, не сон. Что наши замечательные инструктора Максим и Олег Анатольевич, что наш первоклассный водитель «огненной колесницы»-Осман, что наш добрый и милый Миша существуют в реальном мире и более того наша замечательная компания: Днепропетровск – Аня «и ее Таня»; Харьков – Юля, Саша, Соня; Орск – Ольга; Магадан-Питер – Лена; Санкт-Петербург – Леша, Ольга и Сергей; Москва – Алла и Юра, Андрей, Света и мы с мужем;  - тоже мне не приснилась.

Ребята спасибо вам всем за столь приятный сон!!!!!!!!!!!

Светлана, Москва.

оригинал рассказа находится на сайте http://www.cooltravel.ru