В КРЫМУ
(главы из книги "Константин Коровин вспоминает")
1
В Крыму, в Гурзуфе, у
моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда
вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море. Впрочем, как ни
прекрасен был Гурзуф, но я все же любил больше мой деревенский дом,
среди высоких елей моей прекрасной родины.
Шаляпин приезжал ко мне в Крым. И не один. С ним были: Скиталец, Горький
и еще кто-то. Я пригласил специального повара, так как Шаляпин сказал:
— Я хотел бы съесть шашлык настоящий и люля-кебаб.
Из окон моей столовой было видно, как громоздились пригорки Гурзуфа с
одинокой виллой наверху. За завтраком Шаляпин серьезно сказал:
— Вот эту гору я покупаю и буду здесь жить.
И после завтрака пошел смотреть понравившиеся ему места. Его сопровождал
грек Месалиди, который поставлял мне камень для постройки дома.
Вернувшись, Шаляпин прошел на террасу — она была очень просторна и
выходила к самому морю; над ней был трельяж:, покрытый виноградом. За
Шаляпиным следовала целая толпа людей.
Когда я вышел на террасу, Шаляпин лежал в качалке. Кругом него стояли:
Месалиди, какие-то татары и околоточный Романов с заспанным круглым
лицом и охрипшим голосом; шло совещание.
С террасы были видны Одалары — две большие скалы, выступающие из моря,—
«пустынные скалы». На скалах этих никто не жил. Только со свистом летали
стрижи. Там не было ни воды, ни растительности.
— Решено. Эти скалы я покупаю,— сказал Шаляпин.
— На что они вам? — возразил околоточный Романов.— Ведь они налётные.
Там воды нет.
Шаляпин досадливо поморщился. Я ушел, не желая мешать обсуждению
серьезных дел.
С этого дня Шаляпин забыл и Горького и друзей, каждый день ездил на
лодке на эти скалы и только о них и говорил.
Приятель его, Скиталец, целые дни проводил в моей комнате. Сказал, что
ему нравится мой стол — писать удобно. Он сидел и писал. Писал и пел.
Сбоку на столе стояло пиво, красное вино и лимонад. Когда я зачем-нибудь
входил в комнату, он бывал не очень доволен...
Раз я его увидал спящим на моей постели. Тогда я перетащил свой большой
стол в комнату, которую отвел ему...
* * *
Вскоре Горький и другие приятели Шаляпина уехали, а он отправился в Ялту
— узнавать, как ему получить от казны Одалары. Перед отъездом он сказал
мне:
— В чем дело? Я же хочу приобрести эти Одалары.
— Но на них ведь нельзя жить. Это же голые скалы.
— Я их взорву и сделаю площадки. Воду проведу. Разведу сады.
— На камне-то?
— Нет-с, привезу чернозем,— не беспокойтесь, л знаю. Ты мне построишь
там виллу, а я у Сухомлинова попрошу старые пушки.
— Зачем же пушки? — удивился я.
— А затем, чтобы ко мне не лезли эти разные корреспонденты, репортеры. Я
хочу жить один, понимаешь ли, один.
— Но ведь в бурю, Федя, ты неделями будешь лишен возможности приехать
сюда, на берег.
— Ну, нет-с. Проеду. Я велю прорыть под проливом туннель на берег.
— Как же ты можешь пробить туннель? Берег-то чужой! Ты станешь вылезать
из туннеля, а хозяин земли тебя по макушке — куда лезешь, земля моя...
Шаляпин рассердился.
— То есть как же это, позволь?
— Да так же. Он с тебя возьмет за кусок земли, куда выйдет твой туннель,
тысяч сто в год.
— Ну вот, я так и знал! В этой же стране жить нельзя! Тогда я сделаю
бассейн, привезу воду.
— Бассейн?— усомнился я. — Вода протухнет.
Шаляпин с досадой махнул рукой и велел позвать околоточного Романова — в
последнее время тот стал его закадычным приятелем. Они чуть не каждый
день ездили на лодке на Одалары. С Одалар Романов возвращался еле можаху
и шел спать в лодку, которых много на берегу моря. Встретив меня на
улице, Романов однажды сказал мне охрипшим голосом:
— Фёдор Иваныч — ведь ото что? Бог! Прямо бог! Вот какой человек.
Погодите, увидите, кем Романов будет. У Ялты ловят — кто ловит? Жандармы
ловят. Кого ловят? Политического ловят. А Фёдор Иваныч мне говорит:
«Погоди, Романов, я тебе покажу настоящего политического». Поняли?
Покажет. А я его без жандармов, за жабры. Кто поймал? Романов поймал.
Околоточный поймал. Поняли? До самого дойдет, тогда кто Романов будет?
Я улыбнулся.
— А отчего это у вас голос хриплый, Романов?
— Как отчего? Кто день и ночь работает? Романов. В трактире, в
распивочной, всюду чертом надо орать. Глядите-ка, у меня на шее какая
царапина. Все — озорство. В кордегардию сажать надо. Мученье! Ну,
конечно, и выпьешь, без этого нельзя.
— Какого ты политического преступника хочешь показать Романову? —
спросил я Шаляпина.
Шаляпин расхохотался.
— Жаловался мне Романов, что повышения нет по службе: «Двенадцать лет
мучаюсь, а вот шиш. А мундир надо шить. Государь скоро в Ливадию
приезжает. Встречать надо. Жандармы понаехали, политических ловят. Вот
бы мне!» Я ему и сказал: «Я покажу тебе, Романов, политического» Хочу
показать ему одного известного присяжного поверенного. Тот его вздрючит.
И Шаляпин весело смеялся...
В те же дни из Суук-Су в коляске приехала дама. Высокая, нарядная.
Поднесла Шаляпину великолепную корзину цветов, и другую — с персиками
и абрикосами. Просила его приехать к ней в Суук-Су к обеду. Шаляпин,
узнав, что она владелица Суук-Су, поехал. Было много гостей. Шаляпин
охотно пел и очаровал дам.
Ночью, на возвышенном берегу моря, около Суук-Су был зажжен фейерверк и
устроен большой пикник. Лилось шампанское, гости бросали бокалы со скалы
в море, ездили на лодке, при факелах, показывать Шаляпину грот Пушкина.
Хозяйка Суук-Су сказала:
— Эту землю, над гротом великого поэта, я прошу вас принять от меня в
дар, Фёдор Иваныч, Это ваше место. Вы построите здесь себе виллу.
Шаляпин был в восхищении и остался в Суук-Су. На другой день утром у
него уже был нотариус и писал дарственную. Одалары были забыты. Шаляпин
говорил:
— Надо торопиться. Я остаюсь здесь жить.
Позвал Месалиди и сейчас же велел строить стену, ограждающую его землю.
И всю ночь до утра просидел со мной над бумагой, объясняя, какой он
хочет построить себе дом. А я слушал и рисовал.
— Нарисуй мне и подземный ход к морю. Там постоянно будет стоять яхта,
чтобы я мог уехать, когда хочу...
Странная вещь: Шаляпин всегда точно кого-то боялся...
Нужно ли говорить, что шаляпинская вилла так-таки никогда не была
построена. Во времена Керенского я был в Гурзуфе. Месалиди жаловался
мне, что на письма его Шаляпин ничего не отвечает. И стал разбирать
стену...
2
В Крыму, в Гурзуфе, я
нашел прекрасный кусок земли у самого моря, купил его и построил дом,
чудесный дом. Туда ко мне приезжали гости, мои приятели — художники,
артисты и многие все лето гостили у меня.
Я редко бывал в Гурзуфе. Мне нравилась моя мастерская во Владимирской
губернии, там была моя родная природа. Все нравилось там — крапива у
ветхого сарая, березы и туман над моховым болотом. Бодрое утро, рожок
пастуха и заря вечерняя... А на реке — желтые кувшинки, камыши и
кристальная вода. Напротив, за рекой, Фёклин бор и конца нет лесам: они
шли на сто четыре версты без селений. Там были и родные мои мужики. Я
любил мужиков везде, где бы их ни видал — в русских уездах, губерниях, в
их манящих селах и деревнях...
А в Гурзуфе, в Крыму, были татары, скромные, честные люди, тоже мужики.
И при них начальник был — околоточный Романов.
— Усё, усё я понимаю,— говорил он,— погляжу и посажу, у меня не
погуляешь... Усё улажу, кого хошь в клоповник посажу...
Он называл арестантскую «клоповником», а также «кордегардией».
— Я вот Романов,— говорил он,— а вот в Ливадии сам живёт...
— Думбадзе? — спросил его мой приятель-насмешник, барон Клодт.
— Не... — и Романов засмеялся.
Он был небольшого роста, опухший, голос хриплый, лицо круглое с серыми
глазами, как оловянные пуговицы, под глазами синяк заживающий, и на роже
свежие царапины и веснушки. Верхняя губа как-то не закрывала зубы. Лицо
сердитое и пьян с утра.
— Это вот мундир у меня, господи, ей-ей, старый, в грязи, продран...
ей-ей... Что получаешь? Сорок два... Чего... ей-ей... Это ведь что ж,
гибель какая... Как жить?.. Хосударь приезжает в Ливадию, ей-ей... Как
встречу?.. Мундир... двадцать пять рублей, не менее. Одолженье сделаете.
Взаймы... Не дадите, буду знать, через кого хосударя не встречаю...
ей-ей... Хвостович спросит: вот скажу — не справил... Не я прошу —
служба просит... ей-ей... Романов приходил ко мне каждый день.
— Чего вы тут делаете? Розы разные, картины списываете. А чего ето?
Об вас никакого положения дать нельзя... Тоже вас бережем, сохраняем...
а кто знает, под богом ходим... Описываете... Вот там, гляжу, надысь:
далеко, v скал сидите. А что, ежели кто да снимет вас из нагана? Вы со
стульчика-то кувырк, значит... ножки кверху. А кто в ответе? Романов в
ответе, все я... Ей-ей, гляди да гляди!.. Он вздыхал:
— На вас чин-то какой?
— Статский советник.
— Мал... Мы и действительных высылаем...
Позади моей дачи в Гурзуфе был базар — небольшая площадь и двухэтажные
дома с вывесками, трактиры и кофейни. Тут Романов каждый вечер царил, не
стесняясь:
— В Ливадии — он,— говорил Романов.— А тут — я. Порядок нужен. Вечером
на базаре разыгрывались бои. Романов таскал из трактиров пьяных за
шиворот в «кордегардию».
У меня был приятель, татарин Асан, молодой парень, красавец. На затылке
маленькая круглая шапка, вроде ермолки. Темные глаза Асана всегда
смеялись, и он ими поводил, как арабский конь. Когда он смеялся, его
зубы светились, как чищеный миндаль.
Неизвестно почему, околоточный Романов избегал Асана. Асан с ним был
почтителен, изысканно вежлив, серьезен. Но глаза Асана смеялись...
Романов почему-то не смотрел на него и уходил, когда Асан был у меня.
— Что тебя не любит Романов? — спросил я как-то Асана.
— Меня? Э-э-э... он? Любит меня, во любит! Твоя — моя, любит, как брат.
Я его не боится — он меня не боится... как брат.
Асан хитро смеется.
— Хороший начальник Романов. Судить любит, драка любит, вино любит, все
любит... Его татарин учил. Хороший начальник.
— Как же этот татарин учил? — спросил Асана барон Клодт.
— Так,— говорит Асан,— так немного... На лодке возил на Одалары. знаешь?
Два брата Одалары? Пустые горы, там стриж-птица живет, воды нет, никого
нет... Никуда не поедешь — прямо, гора. Я привез его крабы ловить и
оставил. Три дня он там отдыхал. Кричал — никто не слышит... Ну привез
его опять назад. Такой стал хороший начальник, как надо... Я ему сказал:
«Будешь хороший начальник! Не твоя — не моя. А то татарин увезет опять,
совсем туда — крабов ловить... Вот...»
Как-то утром я писал на балконе розы и море с натуры. На лестнице,
которая шла от дома к морю, стоял околоточный Романов, в новом мундире,
и, вытянувшись, держал руку у фуражки, отдавая честь.
«Что такое с ним? — думаю. Я опять обернулся: Романов снова вытянулся и
отдал честь.— Что такое?..» Я ушел в комнату с балкона и говорю своим
приятелям Клодту и Сахновскому:
— Что-то с Романовым случилось...
Все мои приятели пошли посмотреть. Околоточный стоял навытяжку и отдавал
честь, выпучив глаза.
— Что с вами, Романов? — спросил его Юрий Сергеевич Сахновский
— Не могу знать — приказано! — громко ответил Романов.
— Что за черт? Непонятно... Что такое с Романовым случилось? После
завтрака я и приятели мои сидели в столовой. Вдруг отворилась
дверь, вошел Романов и с испуганным лицом хрипло крикнул:
— Идут-с...
Мы встали. В дверях стоял богатырского роста исправник Хвостович и
смотрел испуганно за собою, в открытую дверь. Что такое, что делается?..
К еще большему нашему недоумению, в дверях показался невысокого роста
господин в котелке — седенький, невзрачный незнакомец.
— Хотелось бы повидать... — тихо сказал вошедший, — художника Коровина...
Хотелось бы...
— Вот он,— сказали приятели, показывая на меня.
— Здравствуйте, дорогой Константин Алексеевич,— сказал вошедший
ласково.— Я от Владимира Аркадьевича (Теляковского) приказ получил: к
вам поехать на поклон. Я музыкант... музыкант... Танеев — брат у меня
тоже музыкант... Согрешил я, Константин Алексеевич,— оперу написал...
Это что ж такое... оперу... Вот тут у меня она...
И он вынул из кармана большой сверток.
— Я ведь сосед ваш, в Ливадии, недалеко... Сговоримся, вы ко мне, может,
пожалуете, я вам поиграю... Если у вас есть инструмент, я и тут
помузыкаю...
Мои приятели посмотрели на стоявших за Танеевым людей в мундирах —
Хвостовича, Романова и еще каких-то с раскрытыми ртами — и рассмеялись.
Танеев оглядел нас всех с удивлением:
— Как у вас тут весело... Приятно, когда весело... смеются...
— Пожалуйте к нам, пожалуйте. Я уже получил письмо,— сказал я,— от
директора и сделал наброски декораций. Я их отправил в Петербург, чтобы
показали вам. Но, должно быть, вы уже были здесь.
Танеев был рад познакомиться с музыкантами — Сахновским, Варгиным,
Куровым. Они разговорились. Когда музыканты разговорятся — надолго: до
обеда, за обедом, после обеда... Вечером я посмотрел с балкона и увидел
у подъезда полицейских, с ними Хвостович и Романов.
— Скажите, что значит...— спросил я у Танеева,— полицейские стоят тут?
Зачем?
— Пускай стоят.
Когда Танеев уехал, Варгин объяснил мне, что этот Танеев — брат
композитора Танеева, тоже композитор. Но также и личный секретарь
государя. Тут я понял, почему вся эта церемония. Романов после этого уже
не приходил ко мне и бегал от меня, как от Асана.
Как-то ночью я писал из окна кафе базар. Трактиры освещены, из окон
слышна музыка. По лестнице в трактир и из него шатался народ. Вдруг —
свалка, гам. Из трактира вылетает пьяный прямо на мостовую. Драка. Вижу
— Романов держит двоих за шиворот. Те вырываются. Романов бьет, его тоже
бьют. Потом все смолкает. Лезут опять в трактир, потом опять кричат:
«Караул!». Драка. И так весь вечер.
— Что же это такое? — говорю я Асану.
— Ну что, любит начальник «твоя — моя»— надо себя показать...
— Да ведь и его бьют...
- Ну что... Бьют. Ну потом мирятся — пьют... Вино пьют...
Но ожил и повеселел Романов, когда ко мне в Гурзуф приехал гостить Фёдор
Иванович Шаляпин. До того Шаляпин понравился Романову, что околоточный
говорил:
— Для Федора Ивановича, ей-ей, в нитку расстелюсь, это людей таких,
ей-ей, нету ниде... Это чего - бох! Прямо расшибусь для его... ей-ей...
С Шаляпиным случилась неприятность. Он плыл с военным министром
Сухомлиновым на миноносце, и Федора Ивановича продуло. У меня,
проснувшись утром, он почувствовал себя плохо. Не может ни головы
повернуть, ни подняться с постели, страшные боли.
Рядом жил доктор — он жил лето и зиму в Гурзуфе. О нём стоит сказать
несколько слов.
Архитектор, который строил мою гурзуфскую дачу, Пётр Кузьмич, был болен
туберкулезом. Доктор его вылечил — архитектор стал толстый, как бочка,
такой же, как доктор. А лечил его доктор водкой и коньяком — оба пьяны
каждый день с утра.
— Туберкулёз выходит из такого человека... — говорил доктор. — Ему не
нравится, ну и уходит.
Посмотрев Шаляпина, доктор сказал.
— Прострел.
И прописал Шаляпину коньяк.
Когда я пришёл, доктор и его пациент дружно дули коньяк. Так, серьёзно,
молча, лечил наш доктор и ушел от Шаляпина поздно, еле можаху... А Фёдор
Иванович что-то говорил мне перед сном: про номера Мухина в Петербурге,
про самовар, на самоваре баранки греются... придёшь из бани, хорошо в
номерах Мухина... Говорил, говорил да и заснул.
Утром Шаляпин уже двигал головой, но прострел еще сидел — и Фёдор
Иванович встать не мог, опять доктор лечил целый день и опять ушел еле можаху.
Навещал Фёдора Ивановича и околоточный Романов. Приносил газеты и
письма, держал себя почтительно.
Я говорю Шаляпину:
— Околоточный не плох...
— Да, хорош.
— И доктор тоже не плох у нас...
— Да. Но как же это... Две бутылки коньяку — в минуту... Он же этак море
выпьет — и ничего.
Вскоре Фёдор Иванович вышел из своей комнаты в сад у моря, где была
терраса. Она называлась «сковородка», так как была открыта, и на ней
жарило крымское солнце. На краю террасы, в больших ящиках, росли высокие
олеандры, и розовый цвет их на фоне синего моря веселил берега гор.
— Вот там, эти горы — Одалары, — говорил Шаляпин, лежа на кушетке.— Это
острова. Там же живет какой-то фотограф. В чем дело? Я хочу просить,
чтобы мне их подарили. Как ты думаешь?
— Думаю, что отдадут пустынные скалы <...>
— Это верно,— подтвердил околоточный Романов, бывший здесь же. -
Чего еще, ей-ей, на кой они? Кому Одалары нужны? Чего там? И не растет
ничего. Их море бьет. Там камни на камнях. Ежели хотите, Фёдор Иванович,
мы сичас их возьмем. Фотограф там сидит, сымает эдаких разных, что туда
ездют. Я его сичас оттуда к шаху-монаху! Мигом! Чего глядеть, берите!
— Это, наверно, вулканические возвышенности, — сказал доктор. - Вы
сровняете их, дом построите — прекрасно. Ну а вдруг: извержение, дым,
лава, гейзеры хлещут...
— Ну вот, гейзеры... Нельзя жить здесь, нельзя.
— Там деревья расти не могут, ветер норд-ост.
— Что ж это такое? Жить нельзя. Воды нет, норд-ост.
— Взорвать-то их можно,— заметил архитектор Петр Кузьмич. — Но там может
оказаться ползун.
— Это еще что такое? — удивился Фёдор Иванович. — Ползун. Что такое?
— Тут усе ползет,— говорил околоточный Романов. — Усе. Гора ползет у
море, дорога, шассея ползёт. У Ялте так дом Краснова у море уполз.
— Верно,— подтвердил архитектор. — Анапа, город греческий, — весь в море
уполз.
— Знаешь ли, Константин, — посмотрел на меня Фёдор Иванович.— Твой дом
тоже уползет.
— Очень просто, — утешил доктор.
— А вот Монте-Карло не ползет, — сказал Фёдор Иванович. — Это же не
страна. Здесь жить нельзя.
— Это верно. Вот верно. Я — что? Околоточный надзиратель, живу вот,
сорок два получаю, уехать бы куда. Чего тут зимой — норд-ост, тверезый
на ногах устоять не можешь. Ветер прямо бьет, страсть какая.
Фёдор Иванович поправился и в коляске поехал в Ялту. За ним сзади скакал
на белой лошади в дождевом плаще околоточный Романов. Плащ развевался, и
селедка-сабля прыгала по бедрам лошади.
— Эх,— говорил позже Романов.— Этакий человек Фёдор Иванович, вот
человек. Куда меня, околоточного, прямо вот ставит, прямо на гору
подымает. Вот скоро Романов что будет, поглядят. А то судачут:
Романов-то пьёт, пьяница...
Но в гору Романов так и не поднялся.
Однажды приехала в Гурзуф, по дороге из Симферополя, коляска.
Остановилась v ресторана. Из коляски вышел пожилой человек очень
высокого роста, немолодая дама. Пожилой человек снял шляпу и стряхнул
пыль платком, сказав даме:
— Ах, как я устал.
Околоточный Романов был рядом и заметил:
— В коляске едут, а говорят — устал. Не пешком шел.
Пожилой человек услыхал, пристально посмотрел на околоточного и строго
сказал ему:
— Иди под арест. Я за тобой пришлю. И ушел с дамой в ресторан. Романов
опешил.
— Кто этот барин? — спросил он кучера. Кучер молчал.
— Чего. Немой, что ли, молчишь. Сказки, рублевку дам, ей-ей. Пять дам,
ей-ей. Кто?
Кучер молчал.
— Двадцать дам, не пожалею, скажи.
Но кучер молчал. Романов глядел растерянно.
— Эка, горе. Во-о, горе. Ох, и мундира на нем нет. Кто? Батюшки, пропал,
пропал я.
И он шёл, мотая головой, говоря:
— Вот что, вот что вышло.
Ночью за Романовым приехал конвой, и его увезли в Симферополь. Так его в
Гурзуфе и не стало. А кто был этот высокий барин, я не знаю и сегодня...
© Из книги
«Константин Коровин вспоминает». М.: Изобразительное искусство, 1990 г.
Авторы-составители: Илья Самойлович Зильберштейн, Владимир Алексеевич Самков.