Предположительный сценарий возникновения межнационального конфликта в Крыму

Крымский полуостров является благодатной почвой для возникновения различных локальных конфликтов - экономического, политического и национального. Любой из этих конфликтов может привести к разрушительным последствиям, но наиболее вероятными и сильными в данной ситуации, сложившейся в Крыму, являются межнациональные столкновения. Столкновения эти могут развиваться множеством путей, один из которых, притом самый худший, мы и попытаемся охарактеризовать ниже. Сразу надо оговориться, что процент развития конфликта именно в таком виде очень мал, хотя полностью исключать его возможность нельзя.

Ни для кого не секрет, что Крым расположен в зоне активного влияния трех государств: России, Украины и Турции. И хотя любая из этих стран сможет стать инициатором конфликта, наиболее вероятно, что первый шаг сделает именно Турция.

Тут необходимо сделать небольшое отступление. В настоящее время мир находится на рубеже одного из переломных моментов своей истории: уже в недалеком будущем может разразиться, назревающий веками конфликт между мусульманским и христианским миром. И это будет не просто локальное противостояние, типа балканского, а конфликт поистине обще планетарного масштаба. В данный момент исламский мир разобщен, обуреваем множеством разногласий. Но все эти разногласия достаточно мелкие, и стоит в одной из стран, будь-то Ирак, Иран, Афганистан, Турция или, даже, Чечня, появиться крупному лидеру, сумеющему прекратить толки между “детьми Аллаха”, как весь мусульманский мир в одночасье объединится под зелеными знаменами ислама. И тогда вспомнятся Европе и Америке и крестовые походы, и неравномерное перераспределение мирового капитала, и бомбежка Багдада, и многое-многое другое. И наверняка кто-нибудь из религиозных лидеров-фундаменталистов выкрикнет грозное слово “джихад”. И никто тогда уже не остановит массы вооруженных (и хорошо вооруженных!) солдат Аллаха, ничто не охладит горячую азиатскую кровь. И начнется страшная война, одним из передовых плацдармов которой, вполне может стать наш полуостров.

Уже 200 лет Турция мечтает вернуть себе территорию Крымского полуострова, причем шансы на это в последнее время у неё значительно возросли. Во времена Российской империи и Советского Союза турки не могли даже и подумать о такой мысли: на их любое неосторожное движение Союз (а прежде Россия) ответили бы непромедлительным военным ударом, повлекшим за собой неминуемое поражение наследников Великой Порты. В настоящее же время, когда страны бывшего СССР разобщены, а Украина является отсталым экономически и слабым в военном отношении государством, мощная Турция имеет все шансы на удачное проведение акции по захвату Крымского полуострова. Но вряд ли турецкое правительство будет проводить открытую захватническую операцию: наиболее удачным шагом является нарушение хрупкого межнационального мира на крымской земле, поддержка татарского населения в национальном конфликте, образование крымско-татарской республики с последующим переходом её под протекторат Турции.

На подготовительном этапе турецкое правительство будет оказывать материальную, военную и психологическую помощь исламистским организациям крымских татар, меджлису и духовенству. Уже сейчас видно как на турецкие деньги в крымских городах и селах возводятся мечети, строятся колледжи, школы, интернаты. В незарегистрированные, а, следовательно, и незаконные, организации крымских татар – Меджлис, “Адалет”, “Ахрар”, “Саар-фундейшн”, “Зам-Зам”, “Исламская партия Крыма” и др. поступают большие суммы денег на различные нужды, именно на турецкие инвестиции проходит обучение и вооружение формирований крымско-татарских боевиков. Такая вполне мирная поддержка будет проходить до тех пор, пока в Крыму не возникнет благоприятная почва для открытого конфликта. Но и тогда ещё Турция постарается “не засветиться” перед мировой общественностью - она будет руководить татарами, но руководить из-за моря, скрыто и осторожно.

Не стоит думать, что Турецкая республика является инициативным жестоким агрессором, способным на собственную независимую внешнюю политику. Турция – это скорее безропотная пешка в руках хитрого и могучего Запада. Запад (синоним – США) прекрасно понимает, что тот, кто владеет ситуацией в Крыму, тот контролирует ситуацию во всем Черноморском регионе. Украина её не контролирует, Россия тоже. В такой благоприятной обстановке западные страны, используя Турцию и крымско-татарский вопрос, будут всячески стремится к установлению своего присутствия на Черном море. А отсюда им откроется свободный путь, как на север, так и на восток.

Выдающийся крымско-татарский мыслитель и просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914) ещё в XIX в. блестяще показал всю бессмысленность и бесперспективность борьбы России и Мусульманского Востока. В своей статье “Русско-восточное соглашение” он писал, что Европа грозно надвигается на мусульманско-русский восточный мир: “Действуя то против России, то против мусульман, европейцы в том или ином случае извлекают выгоду и идут вперед.… Если же посмотреть, с какой бессердечностью Европа угнетает весь Восток экономически, делаясь зверем каждый раз, когда дело коснется пенса, сантима или пфеннинга, то становится очевидным, что Востоку нечего ждать добра от Запада”. Исмаил Гаспринский раскрывает “задачи и стремления” восточной политики “цивилизованного Запада” следующим образом: “Сеять недоверие и вражду к России среди мусульман, выставлять её истребителем и беспощадным врагом ислама и восточной культуры – прямой расчет европейцев…. Грабить экономически весь Восток, держась на дружеской ноге, и ослаблять Россию периодическими войнами с мусульманами, снаряженными и вооруженными западными друзьями – вот политика, от которой Запад, во всяком случае, ничего не теряет”. События последних лет показывают, что ни методы, ни цели Запада по отношению к России и мусульманскому Востоку не претерпели существенных изменений за прошедшее столетие.[3]

Межэтнический конфликт на крымской земле может быть разожжен множеством способов. К примеру, по указу Турции самими татарами может быть проведена диверсия (подожжена мечеть или меджлис, убит кто-либо из видных политико-религиозных деятелей крымских татар), ответственность за которую возьмет на себя некая сфабрикованная Турцией пророссийская организация. Непосредственные исполнители могут быть набраны из славян, что лишний раз докажет общественности, и в первую очередь татарскому населению, виновность русских. За этим под умелым руководством турецких и крымско-татарских лидеров, при помощи боевых крымско-татарских формирований (которые, кстати сказать, уже имеют место в Крыму), последуют неминуемые погромы славянского населения. Назад пути уже не будет и поэтому безбоязненно начнется вырезание христиан, разгромы церквей и административных зданий, вооруженное противостояние частям МВД.

Подтолкнув экстримистски настроенную часть татарского населения к открытому противостоянию властям и к нападкам на русскоязычное население полуострова, турецкие лидеры будут снабжать их продуктами и оружием, поднимать голос в защиту крымско-татарской автономии и оправдывать крымский конфликт на международной арене.

Украина незамедлительно введет в Крым свои войска, на что крымский меджлис попросит (уже оговоренную заранее) военную и политическую защиту у Турции. Начнется массовое бегство русских и украинцев из Крыма. Тут же в конфликт неминуемо вмешается Россия, имеющая свои интересы в Крыму. Постоянное давление Турции не будет давать заглохнуть конфликту, который к этому времени приобретет организованный характер: из общей массы татарского населения выделится несколько групп боевиков (преимущественно вооруженная молодежь), которые будут целенаправленно противостоять введенным российским и украинским войскам. Так как сама Украина с конфликтом справиться не сможет, на берегах Крыма высадятся войска НАТО, в составе которых обязательно будут турецкие солдаты. Центрами татарских восстаний из крупных крымских городов станут Симферополь, Бахчисарай, Белогорск, Евпатория, Джанкой, а также десятки горных и степных сел полуострова, куда и будут направлены натовские солдаты. Татарские боевики уйдут в горы, откуда, особо никем не преследуемые, будут нападать на оставшееся русскоязычное население и украинско-русские военные гарнизоны.

В результате затяжного конфликта прекрасная крымская земля, неповторимая природа, уникальные памятники истории и культуры - всё будет разрушено; большинство славянского населения уедет, города будут лежать в запустении. Последующие события в Крыму будут развиваться в зависимости от политической обстановки в мире, но так или иначе одним из вероятных путей окончания конфликта может быть следующий: крымским татарам будет передано право на автономию полуострова, с последующим развитием в качестве вассала Турции, как ближайшего соседа и единоверца.

Хотя всё может быть совсем по-другому, ведь история, как и любая женщина, весьма непредсказуема и может совершить абсолютно неожиданные поступки. Можно предположить множество путей развития крымского конфликта, но у любого из них будет один результат: Крым, как уникальный природно-исторический и этнический объект будет уничтожен. И тогда проиграют все.

Возможность возникновения вооруженного конфликта не является беспочвенной, и лишнее тому подтверждение - события 1918 года, имевшие место в горном Крыму. В смутное революционное время в Крыму стали возникать различные националистические общества и организации. Наиболее влиятельными из них стали известная “Милли-Фирка” и Мусульманский исполнительный комитет, который с июня 1917 года начал формировать собственные вооруженные силы. Главной идеей Мусульманского исполкома и “Милли-Фирки” было создание в Крыму татарской буржуазной республики под протекторатом султанской Турции. Мусисполком заявил, что он, как “выразитель воли татар... признает Крым для крымцев... ”. Татарский представитель на сентябрьском съезде народов в Киеве говорил: “ Пусть знают всё, что крымские татары не позволят никому какую-либо гегемонию на Крымском полуострове. И на этот раз уже крымские татары не покинут своего края без упорной защиты своих прав и добытой свободы”.[1]

Октябрьский переворот в Петрограде вызвал негативную реакцию крымско-татарского национального движения. На антибольшевистской основе 26 ноября начинает работу крымско-татарский Курултай, провозгласивший Крымскую Народную Республику. Тогда же создается объединенный Штаб крымских войск, основу которого составили крымскотатарские кавалеристы - эскадронцы, а так же мусульманские части из распавшейся царской армии и белогвардейский отряд, насчитывавший свыше 2000 офицеров царской армии. С 20-х чисел декабря начинаются вооруженные столкновения между большевиками, установившими контроль над Черноморским флотом, и Штабом крымских войск. Так в Крыму началась гражданская война. Севастопольский военревком бросил воззвание к матросам и рабочим: “Товарищи... вооружайтесь все до одного! В опасности Севастополь, весь Крым. Нам грозит военная диктатура татар! ” На этот зов откликнулись команды кораблей Черноморского флота: в декабре 1917 - январе 1918 года в Ялте, Керчи, Феодосии, Симферополе, под Севастополем и в других местах прокатились бои. Например, в Ялте бесчинствовали матросы миноносца “Хаджибей”: жителей запарывали штыками прямо на улицах, татар и русских офицеров расстреливали на месте, жертв среди населения насчитали более 200 человек. В Евпатории страшную память о себе оставили экипажи крейсера “Румыния” и транспорта “Трувор”, которые за три дня расстреляли, зарезали и утопили более 300 человек. Матросы пытали евпаторийцев на палубах, сжигали их живьем в корабельных топках, разбивали головы прикладами. В Феодосии солдаты торговали татарскими и армянскими девушками по 25 руб. за штуку. В результате этих бесчеловечных действий Штаб крымских войск был разгромлен, и в Крыму установилась диктатура большевиков и левых эсеров. Начался террор. После победы большевиков, которые 22 марта объявили о создании республики Тавриды (просуществовавшей, кстати сказать, всего месяц), значительные группы эскадронцев и татарского населения, не сложив оружия, ушли в горы.[2]

К середине апреля, когда германские части и дивизии верховной Рады подошли к Перекопу, начались вооруженные волнения в татарских деревнях. Центром восстания стала Алушта, в Судаке, Старом Крыму, Карасубазаре и во множестве горных деревень мусульманские комитеты захватили власть в свои руки. Татары обрушили гнев не только на большевиков, но и на местное христианское население, особенно на греков. Достаточно хорошо организованные повстанцы громили греческие поселения, арестованные большевики подвергались зверским издевательствам и пыткам, а затем расстреливались. Разъяренные татары искали малейший повод для расправы. Например, в Гурзуфе, где так же шла резня христианского населения, один русский был убит только за то, что выстроенная им пристройка к дому закрывала вид на мечеть. Все правительство Республики Таврида было расстреляно в балке под Алуштой. Однако у большевиков ещё были силы для сопротивления. Из Севастополя в Алушту прибыл миноносец; сначала город был обстрелян артиллерийским огнем, а затем на берег высадился красноармейский десант, сломивший сопротивление и начавший буквально вырезать целые татарские кварталы. Рассыпавшись в погоне за отступавшими, матросы рубили без разбору всех попадавшихся им по дороге татар, вплоть до Симферополя. Татарские погромы начались в Ялте, Судаке, Феодосии. В Кизилташе (ныне Краснокаменка) трупы жителей были обнаружены в общих ямах обезображенными, у некоторых обрезаны уши и носы, разбиты прикладами головы. Уже через несколько дней Крым был занят немецкими войсками, власть большевиков пала, но межнациональные столкновения продолжались ещё некоторое время.[2]

В горьких событиях 1918 года не было победителей. Как не было и не будет их ни в одной из гражданских войн мира. Это должны помнить все, чтобы не допустить каких-либо вооруженных конфликтов на нашей общей земле. А будут они или нет, зависит только от нас: будь ты русский или татарин, украинец или еврей - будущее Крыма в твоих руках. В наше смутное время голос каждого человека имеет силу. И если этот голос будет говорить лишь о личной выгоде, если он будет призывать к лозунгам типа “Крым - для русских” или “Крым - для татар”, если он будет клеветать на неповинного соседа, то захлебнется этот голос в кровавой и бессмысленной вражде, у которой никогда не будет конца. А если этот голос призовет к мирному совместному труду на общее благо, если этот голос перестанет хныкать по ушедшим временам и просить помощи у богатых соседей, если этот голос скажет: “Крым - наш общий дом”, то воспрянет из руин наш полуостров и засветиться на груди планеты яркой чистой звездой.

Использованная литература:

  1. Возгрин В. Е. Исторические судьбы крымских татар. – М.: Мысль, 1992.

  2. Зарубин В. Г. К вопросу о восстании крымских татар в горном Крыму (1918 г.). // Проблемы истории и археологи Крыма. – Симферополь: Таврия, 1994.

  3. Киселев С.Н., Киселева Н.В. Размышления о Крыме и геополитике. – Симферополь: “Крымский Архив 1994.

1998 год