Спасет ли Крым нетрадиционный туризм?
Более 100 лет Крым выступает как регион развитого туризма. Сотни тысяч отдыхающих едут чтобы окунуться в ласковые воды Черного моря, чтобы подняться с рюкзаком в горы. Но есть люди, которые едут на полуостров, не за соленой черноморской водой и не за встречей рассвета на Ай-Петри. Они едут, чтобы здесь, в Крыму, вогнать в свою кровь лошадиную дозу адреналина, чтобы испытать тяготы и лишения, чтобы окунуться в тайны крымской земли и населяющих ёё народов, обогатиться во время отдыха не загаром, а интеллектом. Это – любители специфических видов туризма: экстремального и нетрадиционного.
Экстремальный и нетрадиционный туризм получил развитие на территории Крыма сравнительно недавно. В упрощенном виде, нетрадиционные виды туризма – это такие виды рекреационной деятельности, которые не типичны для данной местности. Экстремальные же виды туризма – это такие виды рекреационной деятельности, которые связаны с угрозой жизни для человека.
Наряду с существующими и широко распространенными в регионе видами туризма появились менее развитые, но с давними традициями. В Крыму есть все необходимые условия и факторы для организации нетрадиционных видов туризма, которые могли бы, с одной стороны, сгладить проявления сезонности крымского туризма, послужить освоению менее рекреационно загруженных территорий. а, с другой стороны, отчасти решить проблемы занятости населения в целом и в межсезонье. Это спортивный, учебный, научный, промысловый, этнографический, паломнический туризм, этнический туризм, военно-исторический, сельский зеленый туризм и др.
Особое место в развитии рекреационно-туристического бизнеса в Крыму принадлежит сфере развлечений и сервиса (фестивали, соревнования, ярмарки, базары и т.п.). Объем поступления финансовых средств от этих видов деятельности сопоставим с размерами финансовых поступлений от оказания собственно туристическо-экскурсионных услуг: шоу-бизнес, фестивали, спортивные соревнования, летние ярмарки, аттракционы и т. д.
Перспективное развитие туризма в уникальном по своему географическому положению и рекреационным возможностям Крыму определено самой природой.
Наличие туристических ресурсов, особенности уже имеющейся инфраструктуры дают возможность развивать в Крыму нетрадиционные формы туризма: спелеологический, скалолазание, конный, велосипедный, дельтапланеризм и парапланеризм, горно-пешеходный, винные и охотничьи туры, военный, скаутинг, дайвинг, экологический, автотуризм, сельский, зеленый, этнический туризм и т.д.
Крымские горы изобилуют значительным числом самых разнообразных (по рельефу, породе, высоте, крутизне и другим параметрам) скал, представляющих интерес для спортсменов-скалолазов и скальных стен, являющихся объектом для спортивных восхождений. Скалы ЮБК традиционно являются местом проведения огромного числа различных соревнований – от городских до международных тренировочных занятий скалолазов. По стенам горного Крыма проложены сотни маршрутов самой различной сложности. Однако организация в горном Крыму скальных туров связана с необходимостью оборудования, в соответствии с международными требованиями, скальных и стенных маршрутов стационарными страховочными крюками (в Крыму существует единственный тренажер – искусственные скалы в Севастопольском Государственном университете). Проведение этих работ требует определенных
финансовых затрат. Но если проект будет реализован и соответствующим образом разрекламирован в странах ближнего и дальнего зарубежья, то на ЮБК будут приезжать альпинисты – от новичков до мастеров. Это только один вид экзотических путешествий, которые можно организовать на ЮБК.Не менее перспективны спелеотуры – посещение карстовых пещер и пещерных городов. В Крыму насчитывается более 850 карстовых пещер, шахт, колодцев. Самая крупная из пещер – Кизил-Коба (Красная) имеет шесть этажей, подземную речку, озера, ее протяженность более 14 километров. Пещера “Красная”, “Мраморная”, “Эмине-Баир-Хосар”, “Трехглазка” оборудованы и используются для массового посещения. В Мраморной пещере несколько лет с успехом проходят подземные концерты классической и джазовой музыки, слеты бардовской песни. В пещере Эмине-Баир-Хосар организован подземный палеонтологический музей.
Перспективы этнографического туризма в Крыму чрезвычайно велики. Крым – особое место. Здесь проживают народы, которые сформировались непосредственно в Крыму: крымские татары, крымские караимы и крымчаки. А также народы, издавна проживающие на полуострове и имеющие своеобразные культуру и историю – греки, болгары, армяне, славяне, итальянцы… Этнотуризм в Крыму привлекателен и для широкой публики, и для специалистов – этнологов, этнографов, антропологов, для преподавателей соответствующих дисциплин и студентов, их изучающих.
Под этнографическим туризмом понимается вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта того или иного народа (этноса), проживающего сейчас или проживавшего когда-либо на данной территории. Другими словами, этнографический туризм выступает формой познания историко-литературного наследия региона.
Религиозные туры предусматривают посещение культовых сооружений и захоронений. Организация таких туров может проходить по двум направлениям: во-первых, знакомство с особенностями только одной религии (православные, мусульманские, католические туры); во-вторых
, знакомство со всеми конфессиями, существующими в Крыму. Туры составляются двух категорий - для верующих граждан (паломнические туры) и для обыкновенных туристов.Крымские татары, например, всегда считали своим долгом посетить священную для них бывшую столицу Крымского ханства – Бахчисарай. Для крымских караимов это тоже святое место: здесь зародился этнос, расположены древнейшие храмы и родовое кладбище. Паломники издавна посещали и православный Успенский монастырь под Бахчисараем. Этот город – своеобразный перекресток национального и духовного согласия, где в течение многих веков прекрасно уживались мусульмане, православные и представители караимского вероисповедания.
Ввиду 2000-летия Рождества Христова правительство Крыма приняло постановление № 63 от 27 августа 1997 г., в котором, в частности, говорилось о возрождении православного паломничества, о сотрудничестве Симферопольской и Крымской епархии с министерством курортов и туризма АРК.
В настоящее время разрабатывается ряд новых паломнических православных маршрутов. Это не только посещение широко известных Козмодамиановского, Топловского, Георгиевского и Успенского монастырей, но и пути к забытым святым местам крымской земли. Таков, например, паломнический маршрут к источнику Св. Андрея Первозванного. Источник расположен в полутора километрах к юго-западу от с. Генеральское в том месте, где, по преданию, в 1 веке н. э. проповедовал Св. Андрей Первозванный. Его молитвами возник этот источник, здесь же многие жители Таврики приняли христианство. В средние века над родником существовала церковь, посвященная св. Андрею, развалины которой сохранились до наших дней. Водоток источника был забран в каменную галерею-туннель, расположенную под церковным алтарем, откуда и вытекала святая вода. В настоящее время это, святое для всех православных крымчан, место вновь притягивает к себе внимание. Вода источника была вновь освящена, а у развалин церкви Св. Андрея водружен деревянный крест.
Паломническими объектами могут выступать многочисленные крымские христианские монастыри, мусульманские мечети, караимские кенасса, армянские храмы, почитаемые объекты крымской природы. В Крыму существует множество объектов природы – родников, скал, пещер, деревьев, которые признаны у той или иной этнической группы “священными” и почитаемыми. К ним возможна организация интересных паломнических туров-экскурсий.
Есть возможность организовать в крымских горах конные туры. Сейчас активно действуют центр конного туризма Бурульча, конно-спортивный лагерь “Карьер” над Ялтой. В с. Лучистом действуют три конных базы, предоставляющие верховые поездки по трем основным маршрутам: от села до урочища Джурла (между Северной и Южной Демерджи), до поляны МАН и до средневековой крепости Фуна. Стоимость часа конной прогулки 20 грн.
Развивается у нас и промысловый туризм. Давно облюбовали крымские просторы итальянские охотники, ежегодно приезжающие поохотится в наших лесах на вальдшнепов, чьи перья очень ценятся в Италии, как отличное сырье для производства дорогих кистей.
Своеобразная аура отдыха, любви и раскрепощения, сопутствующая Крымским ландшафтам, может выступать полем интим-туризма. Здесь объектами интим-туризма могут выступать дворцовые опочивальни, места любовных встреч созвездия русских писателей, поэтов и художников, мета съемки известных “любовных
” фильмов. Эротические ассоциации вызывают некоторые объекты природы и архитектуры: фаллосоподобные столбы Долины Привидений на Демерджи, входы крымских пещер и курганов, башни Крымской обсерватории и др. Известный фестиваль КАЗАНТИП основан на принципах свободной любви, а туда съезжается многосоттысячная армия молодых, готовых к любви ребят и девчат со всего СНГ и даже Европы, часто не только из-за музыки, а из-за того, чтобы предаться сексуальному веселью. Значит интим-туризм в Крыму имеет шансы на развитие!Научный туризм также развивается и должен развиваться в Крыму. Приезжая к нам, зарубежные ученые и специалисты обычно интересуются научными организациями и стремятся посетить их. Многие из них хорошо знают научный потенциал республики по совместным работам, по контактам с крымскими учеными.
С завидной скоростью развивается на крымском побережье дайвинг (ныряние с аквалангом). Желающих посетить мир Нептуна всегда было хоть отбавляй. Но, к сожалению, большая часть фирмочек, занимающихся прокатом аквалангов, не имеет право на начало подводных работ, не прошла аккредитацию в Республиканском ОСВОДе и действует нелегально. Из-за этого случаются несчастные случаи, нередко с летальным исходом.
Роль и значение развития нетрадиционных видов туризма в общем экономическом балансе АРК можно определить и оценить, лишь учитывая все доходы и расходы, связанные с их развитием. Кроме валютно-финансовых поступлений характеризовать перспективность развития нетрадиционных и экстремальных видов туризма можно лишь учитывая целый комплекс дополнительных показателей.
В отличие от купально-оздоровительного туризма, такие виды туризма, как спортивный туризм, промысловый туризм, учебно-познавательный, сельский в меньшей степени подвержены сезонности, что делает их развитие очень привлекательным и актуальным с точки зрения занятости обслуживающего персонала и использования материально-технической базы всего курортно-рекреационного комплекса.
Развитие новых видов туризма в Крыму повлечет за собой формирование целой “индустрии” туризма, которая представляет собой совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.
Елена Панкеева, Иван Коваленко
Таврические ведомости