Российских курортников никакими татарскими митингами не испугаешь... Фото АП.
Российских курортников никакими татарскими митингами не испугаешь... Фото АП.

В разгар промозгло-мерзопакостно-чахоточного российского апреля хорошо сбежать из Москвы. И улететь... Ха! В солнечный Крым!

Ну чтобы проверить - на месте ли солнце, небо, море... Тихо ли? Как поживают крымские татары и русские патриоты? Стихли ли между ними драки, земельные войны, которые недавно транслировали по ТВ... И сколько нам, российским курортникам, вся эта музыка будет стоить? В прямом и переносном смысле. В рублях, в нервах...

Несмотря на ответственность задачи, я как-то бессовестно быстро вжился в благодушный образ «руссо туристо». Южное солнышко, буйство зелени, парфюмерное море цветочных запахов крымской весны... Поэтому новость, что, пока мой самолет Москва - Симферополь (5547 рублей за билет в эконом-классе) болтался на высоте 10 тысяч метров, русский премьер-министр Крыма Сергей Куницын вдруг подал в отставку, показалась неинтересной. И даже странный факт, «воцарение» на русскоязычном полуострове «незалежного» националиста, известного любителя украинской «мовы» Александра Матвиенко, - тоже. Ну а природная аномалия - «оранжевый» дождь, к удивлению ученых, случившийся над Крымом как раз накануне смены власти, - вообще оказалась забавным  совпадением...

«Позвольте, а почему, собственно, вся эта политика должна волновать русского туриста?! Вот стоимость отдыха - действительно штука волнительная», - лениво думал я, добираясь из аэропорта на такси (25 гривен) в гостиницу (265 гривен в сутки).

И решил упрямо придерживаться этой мудрой житейской мысли.

Держался, надо сказать, до последнего!

...зато татары ради денег русских туристов готовы на все! Фото PHOTOXPRESS.
...зато татары ради денег русских туристов готовы на все! Фото PHOTOXPRESS.

«Странно как-то здесь»

Крым - все-таки умильное место. Кругом влюбленные парочки. Цветы. Метровые надписи на притихших деревьях:

«Света, я тебя люблю!» (Далее проставлены даты любви - 12.08.02, 10.07.03 и т. д.)

Правда, обходится оно недешево - Крым  подорожает процентов на пятнадцать (по сравнению с прошлым годом). На вопрос: «Почему?» - местные  загадочно отводят глаза. Один сказал - мясо дорожает. Другой - бензин (хотя цены на заправках по приказу Тимошенко снижены до 3 гривен на 95-й бензин).

И только один сказал честно.

- Вы, русские туристы, как горбуша на нересте, - хищно ухмыляется владелец небольшого кафе в Новом Свете. - Вроде и комфорт у нас совковый, цены выше турецких и египетских, а вы прете сюда миллионами. Вот что значит советские гены - помнит русский народ всесоюзную здравницу!

И лишь один из местных коллег все не давал мне расслабиться, повторяя: «Странно как-то здесь!»

«Раньше татары захватывали дефицитные участки на Южном побережье. К этому привыкли, - ворчал он, - Но сейчас и русские занялись тем же.  Я слышал, что в прошлом году в Судаке чуть сезон не сорвали из-за земельных разборок. Ходят слухи, что чеченские боевики лечатся у нас в Саках и Евпатории... Казаки еще какие-то появились. Ваххабиты... Не нравится мне все это...»

Скоро я разжился телефончиком некоего Марклена - соратника главного крымского ваххабита, главы запрещенной во многих странах исламской партии «Хизб-ут-Тахрир» Абдуселяма Селяметова. Ваххабит  недавно было попытался официально зарегистрировать свою партию, но был задержан милицией для проверки документов... - прямо после первой же своей пресс-конференции. Говорят, лег на дно.

- Марклен часто шутит, что его имя - симбиоз Ленина и Маркса, - сказали мне.

Эта пустячная подробность оказалась очень важной...


Русские любят адреналин

Крымское министерство по туризму, куда я отправился для своих меркантильных исследований курорта, соседствует с центральной площадью Симферополя. Из окна министерства хорошо видно - там аж пять митингов сразу!

Два малобюджетных  (из нескольких человек) были огорчены недостатком на ТВ русскоязычных каналов и исчезновением театральной труппы из города Ялты. Большой пикет «оранжевых», богато обставленный палатками и могучими транспарантами, по инерции все еще свергал «мафиозную власть Куницына». Многочисленные крымские татары требовали землю на побережье Крыма и освобождения соплеменников (в прошлом году татары охотились на скинхедов, но по ошибке отправили в реанимацию около десятка невинных человек). Рядом стояли пареньки из «Русской общины» и протестовали против всех присутствующих.

- У нас не площадь, а ежедневный пикник! - громко возмущаются они. - Скоро 9 Мая, парад ветеранов, а тут бардак!

Мы с начальником отдела курортов Анной Гальпериной смотрим с четвертого этажа на политическую жизнь курортного городка.

- Какой-то у вас странный сезон намечается! - замечаю я.

- Нормальный сезон! - пожимает плечами начальник курортного отдела. - На майские праздники уже все санатории раскуплены. Обещают жаркую погоду. Кроме того, налаживаем инфраструктуру, обучаем персонал. Дороги вот ремонтируем. Проблемы с водой решаем...

Главный по курортам как будто не замечала буйную площадь.

- Значит, всё в порядке! - успокаиваюсь я.

- Цены на путевки, конечно, выросли, - вздохнула чиновница и смущенно добавила: - Но учтите, в отличие от какой-нибудь Турции здесь многие лечатся. Причём за копейки!

- А эти смутьяны сезон не испортят? - не выдерживаю я и киваю на площадь.

Места, где происходят волнения крымских татар

Места, где происходят волнения крымских татар

- Что вы! - смеется глава курортного отдела. - Восстание татар у нас явление сезонное... 18 мая, в день депортации, они в последний раз помитингуют и разойдутся. Деньги зарабатывать. Татары же на рынках торгуют, туристов кормят. Вы для них - святое!

- Неужели? - спрашиваю у «площадных» татар.

- Конечно, святое! - кивают мужики. - Русские любят тратить деньги. В отличие от немцев, которые за гривну удавятся!

- А ещё русские любят адреналин! - подмигивает главный из них. - После боя в «Коттоне» (то самое разгромленное татарами кафе) в прошлом году столько туристов приехало! А что им грозит?! Мы же свои проблемы решаем - землю свою отвоёвываем.

Татары долго втолковывали мне, что именно их нация в многонациональном Крыму должна быть титульной, а земля на курортах - их землей. Что крымчане должны быть патриотами Украины и поэтому говорить обязаны на украинском языке.

- Но Крым же всегда был русским курортом! - насторожился я.

- Ничего страшного! Украинский язык - для вас тоже адреналин! - развеселились татары. - Пусть русские  почувствуют, что они за границей!

Нехорошее веселье я оборвал вопросом, как мне найти главу местных ваххабитов.

Главный сразу помрачнел: «Не знаем. И знать не хотим! И вообще - никакого межнационального и межрелигиозного противостояния в Крыму нет. Его разжигают политики-шовинисты».

- Меня зовут Маклен, - вдруг сказал на прощание он. - Родители так назвали в честь Маркса и Ленина.

Я понял: искать ваххабитов бессмысленно... Кстати, ничего демонического в них нет - веселые, жизнерадостные парни! Русских курортников любят...

С этим согласен заместитель главы русской общины Крыма Сергей Цеков:

- Туристам нечего опасаться. Это наши дела. Может, и есть какие-то зачатки межнациональной вражды в Крыму, но скорее это создается искусственно...

Обе стороны явно намекали на что-то большее, чем банальный межнациональный конфликт. Точнее - более важное. И настойчиво рекомендовали съездить к морю. Например, в самый любимый русскими курортниками крымский город - Судак.


Халявщики!

Повторил фирменный прокол московских курортников - взял до Судака такси. И мне ещё повезло. Вместо обычных 250 - 300 гривен с меня содрали лишь 180. Притом что любая скоростная маршрутка до любого из крымских курортов обойдется курортнику от силы 40 гривен. (После автокатастрофы на алуштинской трассе, жертвами которой стали 19 туристов из Павлодара, власти забраковали каждый десятый микроавтобус, и теперь на крымских трассах вместо «Газелей» царствуют комфортабельные иномарки.)

В Судаке, разумеется, я ринулся к главной достопримечательности. К морю! Оно оказалось на прежнем месте - синее, еще прохладное, с романтическим пустынным пляжем. Судак спокойно и хищно ожидал туристов. По сторонам узкой дорожки, соединяющей пляж с городом, шла грандиозная стройка. Возводились «ловушки» для туристов - кафе, рестораны, гостиницы... Какая-то бабушка, распознав во мне сумасшедшего любителя апрельского загара, попыталась всучить койку в двухспальной комнатке за 3 доллара в сутки (в мае это будет стоить 5 долларов, в июне - 10, в июле и августе - 15 - 20). Торговец на рынке попытался с ходу заселить меня в какую-то частную гостиницу за 25...

Я опять расслабился. Мне захотелось пойти к трехдолларовой бабушке, чтобы медитировать на берегу, слушая волны... Дороге в Нирвану не мешало даже слово «Хачи», жирно выведенное черной краской на стене одного из магазинов.

Но взглянуть правде в глаза все-таки пришлось. Местный глава русской общины Петр Николаев просто посадил меня в свою иномарку и начал катать по окрестностям.
 

Цены в Крыму. Стоимость 1-комнатной квартиры в сутки, $
Цены в Крыму. Стоимость 1-комнатной квартиры в сутки, $

Как тут-то всё запущено!

Вокруг милого доброго Судака стояло 11 (!) пикетов! Пять татарских, столько же русских и один вообще греческо-немецко-армянский. Каждый сторожил свой кусок спорной земли. Посменно. У русских - три-четыре человека в вагончике, заставленном иконами, у татар - вагончик похуже, зато народу побольше. Русские гордятся тем, что провели на пикет электричество. Татары размышляют, как назвать захваченную землю (большинство вариантов обязательно заканчиваются на слово «Юрт»). Одно стороны объединяет - наличие многостраничных списков нуждающихся в земле и массовая поддержка местных жителей, которые скидываются ежемесячно на борьбу по 5 - 10 гривен. Разумеется, каждый платит своим.

- Ничего себе курортный городок! - поражаюсь я. И потихоньку начинаю понимать, в чем здесь дело...

- Каждый участок стоит около 20 тысяч долларов, - улыбается главарь одного из пикетов, казацкий походный атаман Александр Кульпин. - Татары их хотят забрать. А мы что, рыжие?

- Надо землю раздать по справедливости, а не по национальности! - кивает глава русской общины Николаев.

- Вы говорите, я получу землю, - кричит представителю местной администрации татарка. - А мой 10-летний сын не получит? Он вырастет - голодранцем останется?

- Идет война не за землю, а за большие деньги, - усмехается анонимный представитель власти. - Никто не хочет участок в степи.  Представьте, сколько стоит земля под будущую гостиницу у моря?! Тем более там, где отдыхают россияне, у которых много денег!

- Славяне в прошлом году выгнали из Судака всех татар-таксистов, - рассказывает местный «бомбила». - Потому что это денежный бизнес. В деревнях даже казачьи заставы стоят - чужих таксистов не пускают...

- Халявщики, - восклицает в сердцах после разговора с соплеменниками лидер местных татар Мемед. - Просто халявщики!

Вот и вся политика. Крымчане отчаянно бьются за презренный металл, местные националисты эту борьбу «обслуживают», иногда подкидывая в ее топку дровишек...

Недавно, например,  у Судака  на горе появился татарский памятник «тюркской культуре». Сутки простоял. Ночью исчез.

- Ваших рук дело? - спрашиваю у «предводителя русских» Николаева.

- Я только его тронул, а тот взял и рассыпался - усмехается он.

И все-таки в Крыму пока относительно спокойно. И очень гостеприимно. Ведь даже руководители противоборствующих сторон в Судаке пригласили меня в гости. Каждый в свой дом. За 15 долларов в сутки.


КСТАТИ

60 процентов курортного бизнеса в Крыму уже принадлежит россиянам. Правда, по мнению местных аналитиков, русские очень осторожны. И владеют полуостровом через подставные украинские фирмы.
 

Владимир ВОРСОБИН vors@kp.ru 04 мая 2005  г.

© "Комсомольская правда", 2005


Авторами статей "КП" запрещена их перепечатка без согласия
правообладателя, а иное использование — без ссылки на правообладателя.