Сегодня трудно представить себе, что ещё лет 150 назад разговор о Крыме как о месте для отдыха и туризма мог вызвать только недоумение. Курортное освоение полуострова, главным образом его южной части, превращение его в «Мекку» для миллионов жителей России, Советского Союза и теперь стран СНГ - дело, в общем-то, совсем недавнего прошлого. Тем не менее ход этого освоения - одна из самых захватывающих страниц в истории развития отечественной экономики, предпринимательства, и более широко - в летописи развития нашей цивилизации.

Отправной точкой в развитии крымского туризма можно считать грандиозный по затратам вояж, который в 1787 году совершила в новоприобретённый «полуденный Край» императрица Екатерина
II, тогда же назвавшая Крым «лучшей жемчужиной» своей короны. Конечно, это был не тур в современном понимании, а отчасти инспекционная поездка по землям, отданным в управление Светлейшего Князя Г.А. Потёмкина, отчасти — политическая демонстрация, которая должна была явить величие империи перед её соседями. Но все же главной побудительной причиной было желание императрицы увидеть новые земли, присоединенные к России в результате кровопролитных войн за четыре года до этого. Подготовка путешествия началась загодя. Был составлен маршрут, отправлены распоряжения о ремонте дорог, приготовлении мест стоянок, строительстве путевых дворцов, организации питания и т.д. Потёмкин поручил полковнику Корсакову строительство дороги через Кизикермен и Перекоп в Крым, причем требовал сделать её «богатою рукою, чтобы не уступала римским». Частично она пролегала по битому тракту, но кое-где в горной части полуострова её прокладывали заново. Фрагменты этой дороги в некоторых местах видны и сегодня. Всего на организацию вояжа было затрачено 15 млн. рублей не считая 3 млн. из доходов кн. Потёмкина.

Маршрут путешествия был объявлен почти за год до его начала. Путь пролегал «... через Смоленск, Новгород-Северский, Чернигов, в Киев, оттуда по вскрытии вод на судах по Днепру до Нового Кайдака, где назначено быть губернскому городу Екатеринославлю, от сего же места сухим путем в Херсон, область Таврическую, и возвратно через Черкасск, Бахмут, Изюм, Харьков, Курск, Орел, Тулу и Москву». Всего 5657 вёрст. 1 января роскошный императорский поезд из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 саней запасных двинулся в путь. Сама императрица ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, где её сопровождали придворные, представители иностранных дипломатических миссий, которые были приглашены в путешествие, и прислуга. Следом двигался «почивальный возок» императрицы.



Карта путешествия Екатерины II в Крым в 1787 г.



Екатерининская миля. 30-е гг. XIX в.

Всего в императорской свите было до 3000 человек. На каждой станции кортеж встречали от 500 до 600 свежих лошадей. Двигались неспешно, с 9 утра до семи вечера с трехчасовой остановкой на обед. На границе каждой губернии императрицу встречало губернское начальство, сопровождавшее её до следующей губернии. Прибыв к концу января в Киев, путешественники сделали трехмесячную остановку — ждали, пока Днепр вскроется ото льдов. Когда это произошло, транспорт переменили. Вниз по Днепру императорский кортеж отправился на 80-ти великолепных судах. Императрица плыла на галере «Днепр», судне, специально построенном для этого путешествия и богато разукрашенном. «Стечение народа по берегам было чрезвычайное»,— вспоминал французский посланник де Сегюр. Перед днепровскими порогами блестящий кортеж снова вынужден был совершить перемену транспортных средств, на этот раз пересели в кареты, поставленные на колеса, и двинулись в глубь таврических степей. Немногочисленные поселения и даже отдельные дома в этих местах были специально украшены выписанными из Петербурга художниками, а злые языки утверждали, что многие из них представляли собой не что иное, как декорации, заказанные Потёмкиным, чтобы продемонстрировать плоды своей деятельности по освоению новых земель («потемкинские деревни»). На Перекопских воротах Екатерину встречал девиз «Предпослала страх и принесла мир». Отсюда в путешествие по Крыму её сопровождал конвой родовитых татарских мурз, численностью до 2 тыс. всадников. Первая остановка в Крыму была назначена в Бахчисарае - во дворце крымских ханов, который был для этого специально отремонтирован. Вечером все окрестные скаты были иллюминированы. 22 мая путешественники отправились в Инкерман, где во время застолья в специально построенном дворце Потёмкин приготовил для императрицы и её окружения сюрприз.



Встреча Екатерины
II «амазонской ротой» вблизи Балаклавы в 1787 г.



Медаль в честь путешествия Екатерины
II

Когда обед был в разгаре, занавеси на окнах были раздвинуты, и взорам путешественников предстал лежащий на противоположном берегу бухты Севастополь, а в самой бухте весь Черноморский флот, приветствовавший императрицу залпами салюта. После обеда путешественники отправились в город на шлюпках. После ночлега в доме командующего флотом Т. Макензи Потёмкин повёз императрицу в Байдарскую долину. Под Балаклавой кортеж встретила «амазонская рота», составленная из жен и дочерей балаклавских греков, которая привела в восторг императрицу. На Южный берег Екатерина не спускалась, так как в это время от Байдарского перевала туда ещё не было проезжей дороги, и императрица вынуждена была удовлетвориться видом, открывшимся ей с Байдарского перевала. Повернув назад, путешественники через Бахчисарай прибыли в Симферополь, где императрица остановилась в специально построенном дворце. В тот же день кортеж выехал в Карасубазар, где императрица сделала смотр расквартированным в Крыму войскам, наградила местных чиновников и мурз и отправилась дальше — в Судак и Старый Крым. Последним пунктом пребывания Екатерины в Крыму была Феодосия, где на местном монетном дворе в честь её и сопровождавшего её австрийского императора Иосифа
II были вычеканены две золотые монеты. После этого весь кортеж отправился в обратный путь.

Путешествие Екатерины создало целую традицию императорских вояжей на юг, и все наследники Великой императрицы за исключением императора Павла 
I считали своим долгом совершить путешествие в причерноморские земли. Так поступил Александр I, посетивший полуостров в 1818 и 1825 гг., и Николай I, вояжировавший по Крыму в 1837 г. и в последующие годы.

В отличие от августейших особ, путешествия которых организовывались специально, прочих путешественников, вознамерившихся отправиться в Тавриду, ждали немалые трудности. Отдаленность от столиц, отсутствие нормальных путей сообщения делали поездку в Крым в конце
XVIII начале XIX века не увеселительной прогулкой, а довольно утомительным и иногда небезопасным путешествием, которое могло быть предпринято либо с деловыми, либо с познавательными целями, но никак не для отдыха и развлечений в нашем современном понимании этих слов
...