МАНГУП
Чтобы осмотреть эти уникальные
памятники христианской архитектуры, надо, не доезжая до Бахчисарая, свернуть с
удобного шоссе на дорогу, ведущую к Танковому.
Затем крутой поворот заставит вас повернуть к селу Красный Мак (надо быть
внимательным, чтобы не пропустить его). Вы едете по живописнейшей Каралезской
долине, где протекает одна из самых полноводных рек Крыма -Бельбек. в средние
века эти земли принадлежали княжеству Феодоро, столица которого находилась на
горе Мангуп. От села Залесного по проселочной дороге
подойдем к подножию Мангупа. Высота горы составляет 200 метров над уровнем моря,
со всех сторон ее окружают долины: Каралезская, Джан-Дере и Ай-Тодорская.
Северный склон прорезали три глубоких оврага, образованные четырьмя мысами:
Дырявым (Тешкли-Бурун), Ветреным (Элли-Бурун). мысом Вызова Иудеев (Чуфут-Чеорган-Бурун)
и Сосновым (Чамны-Бурун).
Археологи установили, что первые небольшие поселения тавров возникли на Мангупе
еще до нашей эры. В III-IV веках под натиском готских племен, а затем гуннов
сюда пришли сарматы, аланы, тавро-скифы. Первоначально поселение на плато
занимало территорию Дырявого мыса, названного так из-за большого количества
пещер. Длинный и узкий утес с неприступными обрывами стал настоящей крепостью,
созданной самой природой: жители лишь отгородили его от плато оборонительной
стеной. Довольно хорошо сохранилась цитадель и стена башни-донжона, где жил
феодал. Верхние этажи цитадели были жилыми, в нижнем располагалась дружина
князя, а в полуподвальном помещении находился арсенал или тюрьма. Во время
турецкого владычества здесь томились в ожидании выкупа пленники и послы: в 1569
году сюда был заключен московский посол Афанасий Нагой, с 1572 по 1577 год -
Василий Грязной. Во внешнем фасаде башни были прорезаны узкие окна-бойницы, что
придавало ей грозный, неприступный вид. Внутренний фасад отличался изысканным
оформлением парадного входа и оконных наличников, украшенных прекрасной резьбой
по камню. Посреди цитадели видны остатки небольшой восьмигранной церкви с
алтарём, возможно, это была княжеская капелла. Построена она в VIII веке, в наши
дни хорошо видны обработанные камни нижнего ряда кладки.
Руины цитадели на Мангуп-кале
Дорога, ведущая по оврагу Капу-Дере (Овраг ворот) к воротам, хорошо
просматривалась из пещер, поэтому здесь располагался гарнизон, защищавший
городские ворота, а неподалеку - казематы. Эти пещеры использовались в разных
целях: в мирное время здесь хранили продукты и другие запасы - в полу видны
вырубки для установки пифосов, в военное - из их окон поражали врага, сбрасывая
ему на головы камни. Все пещеры связывались друг с другом деревянными лестницами
и галереями.
Среди оборонительных пещер каземата в VI-VII веках устроили церковь, ее условно
называют «Гарнизонной». Прямоугольная, однонефная, с круглой апсидой, она была
полностью высечена в скале, но со временем свод обрушился, и его заменили
деревянным покрытием с двускатной черепичной крышей. Попасть в храм можно было с
западной стороны через люк с поверхности плато, вниз вела лестница. В южной
стене находится прямоугольный дверной проем, ведущий в соседнее помещение -
оборонительный каземат, из которого был ход на деревянную галерею.
В северной стене церкви вырублена гробница овальной формы, рядом прямоугольная
ниша для хранения мощей. В предалтарной части дверной проем, выводящий на
открытую площадку у края обрыва. Церковь существовала до конца XIV-первой
половины XV века.
У восточного обрыва в оконечности мыса Тешкли-Бурун в XIV-XV веках возник
пещерный монастырь. Соседство с гарнизоном было выгодно монахам: в смутные
времена им, совершенно незащищенным, тяжело было выжить даже вдали от больших
городов. Возможно, здесь сначала были дозорно-оборонительные сооружения, которые
затем стали соседствовать с монастырскими пещерами.
Монастырь представлял собой целый комплекс пещер, расположенных в несколько
ярусов и связанных между собой. Он состоит из большой пещеры-усыпальницы,
маленькой кельи с лежанкой; через площадку расположены три пещеры погребального
назначения с часовней; вырубленной в скальном полу, к ней вела одна ступенька, а
к алтарю две. После того как часовня перестала существовать, здесь устроили
водосборный бассейн. Вода в него поступала по каналам, выбитым в полу. Если воды
собиралось много, она вытекала по широкому водостоку, пробитому в алтарной части
и перекрытому черепицей. В третьей, самой южной пещере, прорублен проем, который
выводит на обрыв. Возможно, он использовался в военное время как амбразура,
через которую скатывали вниз камни.
Но самая известная пещера этого комплекса - Барабан-Коба, названная так
благодаря хорошей акустике. У археологов нет единого мнения по поводу назначения
этой пещеры. Одни предполагали, что здесь находилась княжеская сокровищница,
другие - тюрьма. Пещера Барабан-Коба двухъярусная, нижняя часть была вырублена в
скале, верхняя сложена из камня, там располагались казармы. В нижний ярус ведет
с плато лестница, спустившись по ней, вы попадаете в обширную искусственную
пещеру. Западная и восточная стены ее разрушились, образовалось сквозное
отверстие, хорошо видимое снизу, если ехать к Мангупу с севера. Еще две лестницы
ведут вниз, в большой зал с подпорной колонной посредине. В северной и восточной
сторонах вырублены пять келий с лежанками. В дверных проемах видны следы пазов
для деревянных дверных коробок. Дверь в южной стене вела в большую трапезную.
В XIV веке здесь побывал иеромонах Матфей, он описал свои впечатления от
увиденного: «Сообщу тебе, чужеземец, удивительнейшее. Я нашел лестницу,
выдолбленную в скале, спустился вниз и увидел там высеченные в камне прекрасные
палаты, кельи, освещенные прекрасно с востока, удивительное разнообразие,
прекрасно сделанное. Я забыл остальное, рассматривая это. Придя в себя, я снова
вышел наверх».
Постепенно небольшое поселение росло, строилось, занимало все большую территорию
и, наконец, превратилось в город. Сегодня от наземных сооружений остались лишь
руины оборонительных стен и цитадели, но если приглядеться, можно увидеть
очертания улиц и площадей, фундаменты домов.
Примерно в ста метрах к юго-западу от цитадели находится Юго-восточный
монастырь. Он располагался в скальном обрыве недалеко от дороги, ведущей к
городу, поэтому сохранял оборонительное значение, в его северо-восточной части
находились караульные помещения. К монастырскому комплексу относится так
называемая «площадка со склепами». Здесь в X-XIII веках совершали захоронения, и
постепенно образовался церковный комплекс, состоящий из нескольких склепов,
церкви, баптистерия и хозяйственных пещер. Археологи обнаружили большое
количество человеческих костей, черепов, а также украшения, обломки стеклянных
сосудов, остатки точильного камня и другие предметы, обычно сопровождающие
захоронения. Церковь появилась несколько позже из расширенного склепа. В южной
стене вырубили две ниши со скругленными верхними углами, в них ставили иконы.
Вдоль всей западной стены идет каменная скамья. В другом помещении, очевидно,
был устроен баптистерий. В полу выдолблены две выемки - округлая и квадратная, -
связанные друг с другом желобами. В южной и западной стенах сохранились узкие
неглубокие пазы, возможно, здесь в древности были легкие деревянные перегородки.
Свет в храм попадал через прямоугольное окно в восточной стене.
Под «площадкой со склепами» в естественном гроте находится пещерный комплекс.
Чтобы осмотреть его, надо спуститься по тропе под южный обрыв. Затем, свернув
вправо, надо пройти вдоль подошвы скалы, где в одной из естественных пещер
вырублена лестница, она ведет в верхний грот, из которого можно попасть в
церковь. Эта церковь интересна тем, что на ее стенах еще видны древние фрески,
написанные в XIV-XV веках. Алтарная ниша с конхой, в стенах вырублены ниши для
установки деревянных полок. Напротив церкви находятся высеченные в скале кельи и
хозяйственные пещеры.
На южном склоне горы в XIV-начале XV века возник еще один монастырский комплекс
- Южный. Он расположился за оборонительными стенами города, возможно, потому,
что это был относительно спокойный период в истории города и всего княжества. К
тому же монастырь был почти неприступным, а ход, ведущий к нему, потайным.
Центром Южного монастыря стал большой естественный грот в средней части обрыва.
Чтобы попасть к подножию обрыва, пробили галерею с довольно крутой лестницей,
которая выводила на край площадки большого грота. Позже стена его обрушилась,
возможно, из-за сильного землетрясения в 70-х годах XV века, поэтому проложили
новый туннель с более удобными большими ступенями.
В восточной части большого грота устроили церковь В полу сохранились три
гробницы, которые перекрывались некогда массивными каменными плитами. Стены
церкви украшал профилированный карниз. Основное помещение храма отделялось от
алтаря невысокой преградой, в апсиде вырублена глубокая ниша, ниже - синтрон с
вырубкой в центре для горнего места. Апсида с нишей и конхой были расписаны
фресками, которые в конце 50-х годов исследовал и частично реставрировал О.
Домбровский. Жаль, что последующие поколения горе-туристов нанесли им большой
вред. И все же под слоем копоти и разных надписей можно рассмотреть фигуры. В
нише изображен Христос, под ним шестиконечный процветший крест, написанный
оранжево-красной краской. Из нижней части креста выходят ветви, оплетающие всю
нишу. Слева и справа изображены во весь рост святители Иоанн Златоуст и Григорий
Богослов, в левой руке каждый держит свиток, правая поднята для крестного
знамения.
В конхе изображен Иисус, восседающий на троне. Его правая рука приподнята для
благословения, в левой - Евангелие. По обе стороны - фигуры Иоанна Предтечи и
Богоматери. Такое тройственное изображение называется «деисус», искаженное от
греческого слова «деисис», что означает «моление».
Сверху над конхой - Спас Нерукотворный, справа от него изображение Благовещения
- Дева Мария с пряжей. Слева от Спаса Нерукотворного - архистратиг Михаил в
красном плаще, панцире с нагрудником, рядом более крупная фигура архангела
Гавриила. В центре плафона - медальон с образом Знамения, поясное изображение
Богоматери с воздетыми руками. По обе стороны святые равноапостольные цари
Константин и Елена в пышных одеждах с коронами на головах. На южной стене над
окном изображены жены-мироносицы. Фрески типичны для византийского
средневековья, но в них чувствуется влияние итальянского искусства,
привнесенного в Крым генуэзцами.
В западной части большого грота вырублены четыре кельи, но не все они
сохранились до наших дней. Одна из келий, устроенных на краю обрыва, обвалилась,
остались лишь шесть ступеней, ведущих в обрыв. Другая - частично обрушилась еще
в то время, когда существовал монастырь, и на ее месте устроили деревянный
балкон. В сохранившейся келье на потолке вырублен крест, а южная стена, там, где
было окно, также обвалилась.
Южный монастырь имел богатых покровителей, возможно это была княжеская семья.
Мангупские князья происходили из знатного армянского рода Гаврасов из
Трапезунда, бывшего в родстве с византийскими императорами Палеологами. Имена
первых правителей нам неизвестны. С середины IV века в летописях уже говорится о
княжестве Феодоро и упоминается князь Дмитрий, который вместе с крымским ханом
принимал участие в битве с литовским князем Ольгердом. В 1399 году в Москву
приехал князь Стефан Васильевич Ховра (так русские произносили фамилию Гаврас),
вытесненный из своих южнобережных владений генуэзцами, он поступил на службу к
русскому царю, дав начало роду русских князей Головиных. Его младший сын Алексей
- самый известный мангупский князь. Он основал крепость-порт Каламиту, пытался
вернуть прибрежные владения, даже захватил у генуэзцев Чембало, правда, на
короткое время.
Мангупские княжны выходили замуж за видных правителей Восточной Европы. Дочь
князя Алексея Мария стала Трапезундской царевной, а дочь его преемника Олубея
(так его называли татары, христианское имя не сохранилось) выдали замуж за
Стефана III, господаря Молдавии и Валахии. Известно, что в 1474-1475 гг. великий
князь московский Иоанн III направил послов к князю Феодоро Исааку вести
переговоры о женитьбе своего сына на княжне. Этому браку помешало вторжение в
Крым турецких войск.
В северной части Мангупского плато также существовал монастырь. Он располагался
там, где оборонительная стена, перегородившая овраг Табана-Дере (Овраг
кожевников), примыкает к обрыву мыса Чуфут-Чеорган-Бурун. Монастырская церковь
находится в 15 метрах к югу от калитки в крепостной стене. Большая часть
западной стены церкви разрушилась. В полу выдолблены две гробницы, расширенные в
центральной части и закругленные на концах. Над ними в северной стене вырублена
еще одна гробница, закрытая вертикальной плитой. Над ней - греческая надпись. В
углу между северной и восточной стенами вырублена ниша-жертвенник. Алтарная
преграда в церкви была деревянная, в стенах апсиды сохранились отверстия для
крепления икон.
Рядом с оборонительной стеной в обрыве расположены четыре пещеры в три яруса.
Самая нижняя - хозяйственная, здесь сохранились в стене проушины, к которым
привязывали животных, а в полу вырублено корытце. Небольшая лестница в десять
ступеней ведет во второй ярус. Поднявшись по ним, вы попадете в пещеру
прямоугольной формы. В стенах сохранились вырубки для крепления деревянных
деталей, В западной стене находятся окно и дверной проем, который выводит к
обрыву. Из этой пещеры по шести ступеням можно попасть в верхний ярус, состоящий
из двух помещений. В первом прямоугольном со скругленными углами вырублены ниши,
возможно, гробницы или мощехранительницы. Во вторую пещеру ведет узкий переход
вдоль края обрыва. Она также имеет прямоугольную форму и скругленные углы, в
стене видны следы вырубленной когда-то скамьи. В полу - люк, ведущий в пещеру
среднего яруса.
В овраге Табана-Дере сохранились остатки ещё одного небольшого монастырского
комплекса. Он располагался в ущелье, далеко за чертой города, но все же на
территории, защищенной оборонительной стеной. Этот монастырь похож на Южный, но
отличается размерами и убранством, Его насельники вели аскетический образ жизни.
Начало обители положил одинокий отшельник, поселившийся здесь, очевидно, в XIII
веке. Примерно с середины XIV века монастырь стал усыпальницей какой-то знатной
семьи, но не столь богатой и высокопоставленной, как в Южном монастыре.
Столица княжества Феодоро являлась центром Готской епархии, поэтому здесь
насчитывалось большое количество монастырей и церквей. Недалеко от верховья
балки Гамам-Дере (Банный овраг) находятся остатки дворца последних правителей
Феодоро. Он был двухэтажным, в южной стене вход, украшенный изящной аркадой,
парадный зал делился на три равные части двумя двойными аркадами на двадцати
четырех столбах. К северной стене дворца в 1425 году пристроили башню, о чем
сообщает надпись на плите: «Была построена эта башня вместе с дворцом в
благословенной крепости, которая видна ныне, во дни Алексея, владыки города
Феодоро и Поморья...». Рядом был высечен герб мангупского царя - византийский
двуглавый орел.
На плато недалеко от княжеского дворца возвели большую базилику в честь святых
равноапостольных царей Константина и Елены, крупнейшую в горном Крыму. Выглядела
она традиционно: прямоугольное здание делилось двумя рядами колонн на три нефа,
крыша двускатная, на восточной стене выступали полукружия апсид. Пол в
центральном нефе был выложен плитами, в боковых, возможно, украшен мозаикой. С
южной и северной сторон к храму пристроили галереи. Базилику возвели в
XIV-начале XV века на месте более древнего небольшого храма. В самом храме и
возле него долгое время хоронили знатных особ. С северной стороны базилики
построили крещальню, пол которой также украшала мозаика. К сожалению, ничто
сегодня не расскажет о былом великолепии храма, от него остался лишь фундамент и
осколки мрамора.
«Положение Мангупа необыкновенно, - писал исследователь Крыма П. Кеппен.
- Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять
всем превратностям мира». Но этого не случилось, в 1475 году в Крым вторглись
турецкие войска, захватывая один прибрежный город за другим, они подошли к
стенам Мангупа. Вооруженные огнестрельным оружием и пушками, турки пять раз
пытались взять город штурмом, но не смогли. Около шести месяцев длилась осада, и
только когда в городе закончилось продовольствие, изнуренные голодом и
болезнями, защитники открыли ворота. Турки разорили город, не пощадив его
жителей, погиб в заточении в Константинополе князь
Александр, были казнены и его ближайшие родственники по мужской линии. Только
малолетний сын князя остался в живых, его увезли в Турцию, где и воспитывали.
Мангуп стал гарнизонной крепостью, центром турецкого кадылыка.
В XVI веке Мартин Броневский, польский посол при крымском хане, писал: «Город
Манкопия лежит в горах и лесах, в некотором удалении от моря. Он имеет два
замка, построенных на высокой и широкой скале; драгоценные греческие храмы и
здания; несколько ручьев, стекающих со скалы, чистых и удивительных. По
покорении же турками, через 18 лет он выгорел почти до основания, как говорят
греческие христиане. Вот почему и нет уже ничего привлекательного, кроме
верхнего замка, имеющего отличные ворота, украшенные греческими надписями и
многим мрамором, и высокий каменный дом. В этом доме, по варварской ярости
ханов, иногда содержатся московские послы, с которыми жестоко поступают».
Последние жители Мангупа, караимы, занимавшиеся выделкой кож, покинули город
после присоединения Крыма к России.
Мангуп-кале
Сегодня трудно представить, что на этом плато, заросшем травой, кустарником и
деревьями, был шумный город с фонтанами, торговыми площадями, княжескими
дворцами и храмами. С вершины Мангупа открывается чудесный вид: вдали синеют
горы Главной гряды, вокруг - холмы, столовые горы, их склоны покрыты лесом,
прорезаны глубокими ущельями, на западе блестит на солнце море, левее темнеет
силуэт башни Чембало. Когда-то это была единая страна, могущественное княжество
Феодоро. Каждый холм в окрестностях Мангупа хранит развалины феодального замка
или остатки пещерного монастыря.
Фото:
©
Из книги "Крым: православные святыни: путеводитель." — Сост. Е.М. Литвинова. —
Симферополь: «РуБин», ЧП Бинькин, 2003 г.
Фото: Мультимедийная энциклопедия "Древний
и средневековый Крым".