НА ЮГЕ, НА СНЕГУ


Лучшие крымские здравницы привлекательны и зимой. Если в них есть плавательные бассейны с подогретой морской водой, то зимний отдых становится очень интересным, насыщенным не только экскурсиями и развлечениями, играми на площадках, в спортзалах и парках, но и оздоровительными физическими занятиями в бассейне. Но все это будет лишь жалкой пародией на летний отдых без настоящего зимнего спорта, который откроет для вас не только фантастическое сочетание Севера и Юга. Ваши ощущения от невероятной смены эмоций и мышечной радости, рожденные единоборством с Белым Безмолвием, заставят навсегда оценить элитарность зимнего отдыха.

В то самое время, когда на побережье царит серый и черный цвет голых ветвей, лишь на ЮБК изрядно дополненный темной зеленью кипарисов и прочей экзотики, когда лишнее тепло совсем не радует, а в сочетании с морским сквознячком и не греет особо, когда нудит мелкий зимне-крымский дождик, — все-таки есть и настоящая зима с белым пушистым снегом, морозным чистейшим воздухом, ярким и по-южному голубым небом.

Она царит в горах. Чем выше, тем дольше, но временами наведывается и вниз. Когда на день-два, а когда и на пару месяцев, нагружая даже пальмы огромными белыми шапками. Крутые южнобережные спуски во многих местах превращаются в лихие саночные трассы.

Санки и все, что на них похоже: пластиковые щиты, ледянки (пластмассовое сидение с одной ручкой впереди), куски полиэтилена и картона - это, конечно, самые массовые снаряды на время визитов зимы. Скоростной спуск - азартное, веселое занятие и для детей, и для родителей. Разнообразный рельеф Крыма открывает самые широкие возможности для любых типов саней и для любого возраста. Главное, не прозевать снег, кататься в тот же день, как он выпадет.

Парки, скверы, спуски, улицы, на которых запрещено движение транспорта - для санок вполне подойдут, надо лишь убедиться, что появление транспорта у спуска исключено. Нельзя разрешать детям съезжать головой вперед, лежа на животе. Такая поза чревата опасными травмами черепа и шейных позвонков. При подъеме нужно держаться правой стороны, не перебегать трассу, а санки везти на коротком поводке, не отпуская далеко назад, так как они могут оказаться на трассе и помешать другим.

На длинных спусках всегда появляется кто-нибудь с тяжелыми стальными санями. Даже смотреть на то, как они вышибают искры из выходящих сквозь укатанный снег камней, — дух захватывает.

При таких скоростях надо быть внимательным и ловким. При падении или заносе сразу же освобождать трассу: первым делом самому, а потом, оглядевшись, убирать и сани.

С коротких крутых спусков можно съезжать на автомобильных камерах. Образование снежно-ледяных бугров на таких трассах отнюдь не мешает. Скорее наоборот - ощущения обостряются. Камера перетягивается в центре крепким канатом, затем оборачивается снизу полиэтиленовой пленкой. Такое устройство несется вниз огромными скачками, выписывая самую невероятную траекторию, поэтому трасса должна быть всегда свободна, а седоки хорошо защищены от падения.

Но, конечно, снег на ЮБК и в Крыму вообще гость случайный. Лучшие места для зимнего спорта - Ангарский перевал и Ай-Петринская яйла. На первый легче доехать.

АНГАРСКИЙ ПЕРЕВАЛ

В 30 км от Симферополя и 12 км от Алушты Главную гряду Крымских гор прорезает Ангарский перевал (752 м над уровнем моря). Снег (30-50 см) здесь хорош для зимнего спорта и отдыха с января до начала марта. Любым транспортом, включая троллейбус, сюда прибывают тысячи людей. Отдельные трассы оборудованы для саней и снегокатов, ледянок и автомобильных камер, даже для любителей самого лихого спуска - на полиэтиленовой пленке. Для горнолыжников (им от метеостанции надо идти направо) оборудованы две очереди бугельного подъемника по 600 м, перепад высот 450 м. Первая очередь - для лыжников среднего класса, но интересная и очень живописная. Вторая - это уже чистый адреналин: скальные выступы, вековые буки, но зато воздух и простор просто заставляют летать! Только снаряжение и умение для этого необходимы. Организована горнолыжная школа, прокат всевозможных саней и лыж, катание на санях за снегоходом, доставка и экскурсии для групп, а самое главное - дежурство контрольно-спасательной службы. Тел. в Алуште (06560) 3-50-10.

АЙ-ПЕТРИ

Немного сложнее добраться на плато Ай-Петри над Ялтой, зато снега там бывает до полутора метров, и лежит он нередко до середины апреля. Прямо у метеостанции с ялтинского въезда оборудован бугельный подъемник, а склон очень хорош для начинающих. Наверху бесконечные белые холмы, по которым и канадский лесоруб с радостью погоняет на снегоходе. Особое удовольствие — ски-йоринг: десяток лыжников цепляются за буксировочную связку и несутся за снегоходом на приличной скорости. Ну а кувыркнуться в чистейший пушистый снег на лихом вираже — только удовольствие. На снегоходах обычно едут к нескольким подъемникам для продвинутых лыжников. Здесь даже проводятся соревнования по лыжному фристайлу.

На Ай-Петри - простор, белые поля и холмы, сколько охватывает взгляд. Снег в горах, накапливаясь с декабря, дотягивает до апреля. Лучшее время для катания - февраль - март, когда мощность снега достигает метра, а то и полутора (лыжная палка без кольца проваливается по рукоять), сверху снег уплотняется, и наст хорошо держит лыжи.

Помимо лыж в наш скромный досуг проникают и другие зимние развлечения.

СНЕЖНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

После второй мировой войны многие лыжники вернулись домой с ранениями. Это определило быстрое распространение на альпийских горнолыжных курортах нового изобретения: велолыжи позволили спускаться с гор сидя. Они имеют одну стальную лыжу, раму из прочных стальных труб, руль и седло, напоминающие велосипедные. Их нетрудно носить на плечах и доставлять на вершину горы с помощью фуникулера или буксировочного троса. Велолыжи, хотя они и были изобретены в Соединенных Штатах, сперва распространились в Западной Европе, где инвалидов после войны было гораздо больше. Только в 70-е годы велолыжи стали популярны среди американцев, как впрочем и лыжный туризм и бег на лыжах.

Велолыжи, которые легко увидеть на наших горнолыжных курортах, марки «Полспорт» - вполне сносные по качеству. Лыжа в них стальная, хотя сейчас почти все фирмы делают горные лыжи из многослойного пластика.

Стальные лыжи и Польша связаны с любопытным фактом: вообще первые стальные лыжи стали выпускать до войны в США. В Альпах к новинке отнеслись с недоверием. Одним из немногих энтузиастов гибких и прочных лыж, открывающих новые возможности, был молодой Игнаций Войтыла, известный сейчас как Папа Римский Иоанн Павел II. Кажется и сейчас он верен стали. Кстати, горные лыжи не имеют верхнего возрастного предела. Правильно подобранное снаряжение, хороший инструктор или самоучитель позволяют пожилому человеку полностью контролировать и физические нагрузки, и безопасность.

В 50-х годах прародитель мотосаней (снегохода) выполнял зимой роль рабочего скота - таскал бревна, прокладывал дороги, перевозил выловленную неводом рыбу. Но потом один канадский изобретатель решил, что можно создать небольшой снегоход облегченного образца, которым могли бы пользоваться в снежных районах звероловы, молочники, священники, врачи, словом, все, кому приходится пробиваться сквозь сугробы.

Сейчас мотосани сделались популярнейшим средством туризма и отдыха во всем умеренном поясе. В США их ежегодно продается более 350 тысяч. Устраиваются многочисленные состязания и марафонские гонки, например, январское ралли по маршруту Виннипег (Канада) - Сент-Пол (Миннесота, США) протяженностью 800 км. Появление мотосаней дало новый импульс лыжному спорту. Совсем было уже забытый ски-йоринг (или джоринг) - буксировка лыжника лошадью, оленем и т. п. - стал очень доступным и популярным. У нас на Ай-Петри снегоходы Ялтинского горнолыжного клуба и других любительских объединений лихо таскают за собой целые гроздья маленьких и больших лыжников, многие из которых позволяют себе по ходу буксировки выписывать разные «кренделя»: дуги, боковое скольжение, опору то на одну, то на другую лыжу и т. д. К тому же снегоходы «Буран» - основной вид транспорта от автостоянки на метеостанции до подъемников на Бедене-Кыр и дальше. Даже если вы первый раз стали на лыжи, ски-йоринг вам по силам, только честно предупредите водителя и соседей по тросу и старательно выполняйте их советы.

Ски-йоринг в своем современном виде очень напоминает водные лыжи, и это не единственный пример взаимодействия морских и снежных развлечений.

В конце 60-х годов один молодой бизнесмен в Мичигане (США), желая позабавить своих трех малышей на Рождество, смастерил небольшую изогнутую доску, которую можно таскать за веревку по снегу (или по песку, но это обнаружилось потом), как сани. Когда сосед спросил, что он делает, изобретатель придумал новое слово «снерфер», составив его из слов «сноу» (снег) и «серфер» - доска для катания на приливной волне.

Испробовав изобретение на практике, он сделал еще несколько моделей снерферов, каждый раз совершенствуя их конструкцию. Потом он взял патент и продал изобретение фирме, выпускавшей спортивное снаряжение. Вскоре у молодежи снежных районов США появились тысячи снерферов. А в Мичигане, где эта новинка появилась, местный университет ежегодно организует в феврале состязания по снерфингу, ставшему уже популярным видом спорта. Роликовая доска, также как серфер и водные лыжи, внесла свежую струю в зимний спорт. Из водных лыж вначале позаимствовали монолыжу: стали производить очень широкие лыжи по обычной многослойной технологии. На эту лыжу ставились рядышком обычные горнолыжные жесткие крепления. Для того, кто хорошо катается в технике параллельных лыж, такое снаряжение не представляет ничего особенного - только скорость и маневренность возрастают. Разновидностью монолыжи является «фуцци», имеющий для креплений «второй «этаж» - амортизирующую платформу.

Фуцци придуман в Италии в 80-х годах. Однако монолыжа не получила широкого признания.

После того, как скейтбординг (катание на роликовой доске) стал образом жизни для молодых обитателей каменных джунглей, а их число в мире оценивается в 5—6 миллионов, именно они стали героями склонов, пижонами, модниками, психами. Они принесли в горы новые приемы работы корпуса на поворотах и в движении и несколько сот трюков, отработанных на асфальте и в скейт-парках.

Сноуборд - снежная доска стала сейчас главной сферой зимней спортивной моды, где идет острая конкуренция лыжных, скейтбордных и серфинговых форм с новичками типа «Бартон» или «Крэйзи Банана», рожденными только сноубордингом.

Лихие парни в облаках снежной пыли, в сумасшедших вылетах и грациозных изгибах рекламируют жевательную резинку и зимнюю одежду. Устроители зимней олимпиады в Лиллехаммере (1994) не могли отказать себе в удовольствии включить сноуборд в телевизионную заставку, хотя в программе Игр его не было. Таково обаяние нового. Однако уже в прошлом году Олимпийский комитет включил в официальный список несколько видов сноубординга, среди них слалом (близкий по сути к горнолыжному) и хэлф-пайп (полтрубы) - катание в небольших долинах с плоским дном и полукруглыми склонами, повторяющие трюки на роликовой доске с высокими вылетами, выгибами и прочим кувырканием. Все это происходит под громкую и горячую музыку и просто сводит с ума.

Почему сноуборд обошел снерфер или монолыжу? На снерфере катаются так же, как на роликовой доске, но еще подстраховываются за веревку, укрепленную на загнутом носу доски. Ноги в обычной обуви ставятся на доску без всяких креплений, только на шероховатую поверхность. Это делает снерфер безопасным и в то же время малоскоростным, пресноватым, детским.

На монолыже обнаружился другой недостаток: центральное положение креплений сильно ограничивает возможности действия корпуса. Сноуборд короче лыж, крепления расставлены поперек доски на носке и заднике, так что поза при катании устойчивая и комфортная (а начинающим это позволяет легко тормозить, хлопаясь назад и загребая снег мягким местом. Горные лыжи при нагрузке на задники, наоборот, безумно ускоряются). Обводы снежной доски более закруглены, с отчетливой талией посредине. Она походит и на серфер, и на скейтборд и позволяет пользоваться огромным набором приемов и трюков приливного и асфальтового катания. Современный сноубордер отличается от своих теплолюбивых братьев (или от себя же летнего) лишь тяжелой экипировкой: шлемом, щитками, рукавицами, ботинками. Для слалома продаются жесткие крепления и дорогие (около 200 долларов) пластиковые ботинки. Для трюкового катания на сноуборд ставят полужесткие крепления (типа петель) для мягких ботинок. Подробно о выборе снаряжения и ценах можно узнать из каталогов и у консультантов выставки снаряжения для активного отдыха в клубе «Экс-Вело», Симферополь, улица Чехова, 2.

Ну а теперь продолжим обзор зимних развлечений.

На Среднем Западе США есть еще одно устройство, появившееся задолго до велолыж или снерфера, но мало кому известное за пределами своего региона. Называют его «бампер-джампер», что по-русски означает что-то вроде «скок-перескок». Устроен он просто, но выглядит необычно. Изобретен он в 20-х годах нынешнего века в Мичигане, вероятно, каким-либо лесорубом, томившимся от безделья после сильного снегопада. На прочном столбике, укрепленном на изогнутом полозе, словно взятом с кресла-качалки, красуется одно сидение. Человек усаживается на него, вытягивает ноги и время от времени, притрагиваясь то одной, то другой к снегу для управления своим экипажем и сохранения равновесия, мчится вниз по склонам сломя голову, разгоняясь порой до 40-50 км в час. Но это еще не все: налетая по пути на кочку под снегом, ездок всякий раз взвивается в воздух и нередко приземляется только через 2-3 метра.

Гораздо более мощные прыжки совершают автомобильные камеры с укрепленными внизу укороченными лыжами - это уже какое-то наше, со «Среднего Востока» (то ли с Урала, то ли с Сибири), изобретение. Еще одно новейшее развлечение, на этот раз альпийское - спуск, вернее хаотический сплав на больших резиновых надувных лодках, в которые набивается до тридцати человек. Тот, кто первым вылетит после очередного бугра, спускается к пивной у основания горы последним и должен расплатиться за всех.

На лыжных праздниках и карнавалах альпийских курортов спускаются на чем угодно и как угодно. На небольших «необитаемых островах» с пальцами, на изрыгающих тяжелый металл дискотечных пультах и на кафедрах для проповедей, на парапланах и дельтапланах.

Из всех карнавальных дурачеств постепенно выделяются новые дисциплины горно-лыжного спорта, которые хотя и сохраняют название фристайл (свободный стиль), все-таки потихоньку обрастают правилами.

Сейчас официальный олимпийский фристайл состоит из трех видов: спуск по буграм с прыжками на двух трамплинах - могул, лыжная акробатика с высоких трамплинов - аэриалс и лыжный балет на пологом склоне. В каждом из этих видов нужны свои качества и снаряжение. Почти нет спортсменов, одинаково хорошо владеющих всеми видами фристайла. Но зато публика в восторге именно от богатства и разнообразия свободного стиля, этот спорт на редкость зрелищный и киногеничный.

У нас, на Ай-Петри, первый чемпионат Украины по фристайлу прошел в марте 1989 года вполне успешно и при одобрении болельщиков. Мы можем считать его крымским спортом.

К неофициальным видам фристайла относится скольжение через полынью длиной 3—4 метра на обычных горных лыжах (естественно с разгона). 95% участников обычно не доезжают до дальней ледяной кромки и шлепаются в воду, что очень забавит зрителей.

Гвоздем прошлого сезона были дурачества на сверхкоротких лыжах «шорти» (63 см), самые популярные из которых называются «Биг Фут» (большая нога) и выполнены в форме босых ног известной фирмой «Кнайссл». На них можно делать сальто и самые невероятные пируэты.

Самые экзотические занятия публика может увидеть только на съемке - скоростной спуск на сверхдлинных (около 3 м) лыжах, аэробординг - затяжной прыжок парашютиста со сноубордом и «геликоптер скайинг» - спуск с самых недоступных вершин, на которые лыжников доставляет вертолет. Для этого и вообще для спуска по нетронутому снегу выпускаются лыжи с расширенными носком и задником и талией в районе креплений.

Все эти виды по-своему опасны. Если лыжник на трехметровках падает, он рискует не только разбиться об скалы, но и обгореть: на скорости в 200 км в час трение о снег или лед создает температуру горения. Ну а кувыркание в небе или прыжки со скал это тоже не для всех.

Ну а что же для всех?

Крымский стиль катания на лыжах очень своеобразен: основное внимание уделяется опоре на палки, которые используются как костыли; лыжи (как правило, с ярко-желтой ободранной скользящей поверхностью без всяких следов смазки) болтаются на ногах, попеременно скрещиваясь или разъезжаясь в стороны. Поэтому позволим себе несколько советов.

При покупке или прокате беговых лыж (не для спусков с горы, а для бега) подбирайте их по росту: пальцы вытянутой вверх руки должны без усилия доставать до носка лыжи. Палки упираются в подмышки. Будьте внимательны: лыжи вам нужны без сучков и трещин, а их скользящие поверхности без перекосов, с ровными волокнами. На беговые и прогулочные лыжи ставятся полужесткие резиновые или металлические (скобкой) крепления, оставляющие свободными пятки ног.

Основа бега на лыжах - широкий скользящий шаг с поочередным отталкиванием палками. Именно скольжение; поэтому лыжа должна быть обработана лыжной мазью или хотя бы натерта свечой.

Чисто беговая техника для Крыма имеет ограниченную ценность. То же относится и к беговым лыжам. Для загородных прогулок больше годятся туристические лыжи - крепкие, широкие, со стальными кантами, несколько короче, чем принято для беговых лыж. И уж, конечно, на Ай-Петри и Ангарском перевале можно попробовать себя в горнолыжном спорте.

Горные лыжи для начинающих подбирают чуть короче роста лыжника. Специальные жесткие ботинки должны сидеть на ноге очень плотно на один простой носок (обычно детям одевают ботинки на вырост и на кучу носков - это резко снижает возможности управления). Палки по высоте подбирают так, чтобы нижний край их рукояток был на кулак выше пояса, когда вы стоите на лыжах и в ботинках, а палка воткнута в снег.

Руки обязательно нужно защитить рукавицами из плотного материала (нейлона или брезента) или перчатками из плотной кожи. Среди наших горнолыжников не считается плохим тоном кататься в рабочих строительных рукавицах. Глаза в горах важно защищать и от солнца, и от снега. Горнолыжные очки «Смит» или «Каррера» — приятная и престижная вещичка, но годятся любые солнцезащитные ткани. Комбинезон с резинками на руках и ногах и манжетами поверх перчаток и ботинок - это идеально. Шапочка шерстяная, меха на склоне вызовут только хихиканье. Если собираетесь надолго, захватите термос с горячим чаем (катаются, безусловно, без него) и в любом случае запасные носки. Рюкзачок, легкая сумка через плечо или поясная сумка-банан должны сидеть плотно и не болтаться при движении.

Снег, бывает, скрывает под собой не только острые камни, но и текущие под тонким льдом ручьи, поэтому будьте внимательны и старайтесь ходить и кататься по чужой лыжне.

Наверное, все знают, что подниматься на склон можно «елочкой», попеременно переставляя лыжи, вывернутые носками врозь. А вот, затормозить при спуске с горы проще всего «елочкой наоборот»: задники лыж разведены в стороны, носки вместе и на одном уровне; если свести колени, лыжи становятся на внутренние канты и тормозят, а если разводить колени, лыжи скользят по снегу плоско и скорость восстанавливается. Если вы работаете только одним коленом - наклоняете его к склону, лыжа под ним слегка обгоняет другую, врезается кантом в склон, и вы описываете плавную дугу поворота.

Такой стиль катания называется «утюг» из-за постоянно сведенных носков лыж и прочной неотрывной припечатанное™ к снегу. Стать «утюгом» в первые несколько дней катания это неплохо, прокататься весь первый сезон - терпимо, но на второй сезон нужно браться за так называемые параллельные лыжи, технику, в которой работают весь корпус, а взаимоотношения со снегом богаче; вы уже не утюжите его, а режете кантами, соскальзываете вбок, поворачиваете прыжком, парите над ним.

Впрочем «утюг» - это уже стиль. К «утюгам» на склоне относятся свысока, но без злости. А вот «чайников» не любят за непредсказуемость их хаотических движений. Лучше осторожный утюжок, которого можно обогнать, чем смелый и бестолковый чайник, который то валится под ноги, то, наоборот, летит сверху, сшибая на своем пути все.

От таких держитесь подальше.

Конечно, зимний отдых, да еще с семьей, нельзя превращать в непрерывное нудное учение. Полезные навыки и удовольствие дают игры.

Карельская игра - пятнашки на санках. Играют несколько пар, в каждой есть седок и «олень». По считалке одна пара должна ловить других. После прикосновения седока рукой к «вражескому» экипажу ему уже не надо никого догонять, водит другая пара. Играют в пределах обозначенной площадки. Пара, нарушившая границу, считается водящей. Ловить пару, которая только что догнала вашу, нельзя.

Якутская игра - соколиный бой - очень пригодится на остановке, если транспорт долго не подходит. Для любителей Ангарского перевала эта картина знакома до боли (в отмороженных пальцах).

Играют парами, прыгая на правой ноге со скрещенными руками. Соперника надо толкнуть правым плечом так, чтобы он встал на обе ноги, падение победой не считается. На левую ногу пара перескакивает одновременно, когда правая устает.

Гонка эскимосов на собаках. Несколько веревок (чуть длиннее метра) для каждой команды привязывают к санкам, в которых сидит «эскимос». Его задача не вылететь из санок, когда «лайки» (их может быть до 5 человек) потянут упряжку от старта до финиша наперегонки с другими командами. Лайки, потерявшие эскимоса, выбывают из игры.

Вот такой азартной и здоровой может быть крымская зима. И если она не идет к вам в города и на курорты, езжайте к ней сами. Она ждет вас в горах!

© Путеводитель "Крыму: горы и море". И.Русанов, К.Русанов, изд-во "Бизнес-Информ", 2001.





--> Жильё в Крыму <--