Расследование

Ровно 50 лет назад в Севастопольской бухте взорвался и затонул линейный корабль "Новороссийск". Эта катастрофа считается самой крупной за всю историю советского ВМФ. И одной из самых загадочных. 28 октября газета "Московский комсомолец" опубликовала результаты расследования этого инцидента. "Новый регион" приводит статью издания полностью.

Диверсия в Севастопольской бухте



Линкор "Новороссийск"

Бывший офицер-артиллерист с "Новороссийска" Октябрь Бар-Бирюков много лет занимается поисками сведений о погибшем линкоре. И исследователю удалось найти человека, который утверждает, что флагман Черноморского флота уничтожила спецгруппа иностранных подводников-диверсантов. Причём слова его звучат весьма убедительно.

Всё произошло в полвторого ночи 29 октября 1955 года. "Новороссийск", стоявший на якорных бочках в Северной бухте Севастополя, вдруг тряхнуло мощнейшим взрывом. Корпус оказался пробит снизу, в днище образовалась дыра размером 15х18 метров, а более 300 моряков сразу были убиты и ранены.

Попытки спасти "Новороссийск" результата не дали. Через 2 часа 45 минут после взрыва бронированная громадина легла на борт и перевернулась. Многие члены команды, находившиеся по боевой тревоге на своих постах, остались погребены во внутренних отсеках, других накрыло широченной кормой линкора. По официальным данным, тогда погибло 657 человек.

Трофей с сюрпризом

Прежде чем стать "Новороссийском", корабль носил другое имя - "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь") и входил в состав военно-морских сил Италии. И именно после того, как линкор получил советское "гражданство", с ним стали происходить странные вещи.

- После Второй мировой войны страны-победители договорились о разделе итальянского флота, - рассказывает Бар-Бирюков. - Специальная четырехсторонняя комиссия почти два года работала в Риме. Лишь в начале 1949 года, после долгих согласований, России удалось добиться получения "Джулио Чезаре". Этот гигант водоизмещением более 30 000 тонн был вооружён десятью орудиями 320-миллиметрового калибра, равных которым у нас не имелось, - "царь-пушки" могли стрелять снарядами в полтонны весом аж на 32 километра. Как выяснилось впоследствии, военное руководство СССР хотело сделать из "итальянца" первый корабль с атомным вооружением (для главного калибра предполагалось изготовить комплект тактических снарядов с атомной начинкой).

На переговорах было решено, что итальянская команда поведёт линкор под торговым флагом в Одессу, а советские моряки будут присутствовать на борту лишь в качестве наблюдателей, перенимая опыт управления сложной техникой. Но наша разведка сообщила, что прежние хозяева линкора готовятся во время плавания вывести из строя часть его основных механизмов. Чтобы не допустить этого, пришлось действовать на опережение.

В албанском порту Влера доставленная сюда перегонная команда советских моряков фактически захватила линкор. Матросы и офицеры, поднявшись на борт, разбежались по основным постам корабля и больше оттуда не уходили. Итальянцам было сказано: в вашей помощи мы не нуждаемся и дальше поведём корабль сами. Еще две недели наши потратили, чтобы освоиться на "Цезаре" и проверить его безопасность.

Командование полагало, что "фашисты" могли где-то заложить мины. Пришлось черноморцам обшаривать все закоулки корабля. Даже в топливные цистерны с мазутом спускали водолазов, которые на ощупь проверяли, нет ли там взрывчатки. В итоге не нашли ничего, но неприятности с линкором всё-таки случились.

Сначала обнаружили, что итальянцы ухитрились испортить рулевое управление: при некоторых углах поворота руль вдруг переставал действовать. Лишь благодаря искусству капитана I ранга Беляева, ведущего корабль, его удалось благополучно провести через Дарданеллы и Босфор. Причину неисправности нашли только два года спустя: в шахту, через которую шли от штурвала тросы, управляющие рулём, итальянцы засунули обыкновенную стремянку, привязав её к одному из тросов. При определённом положении лестница блокировала работу механизма.

Другой "привет из Италии" имел ещё более серьёзные последствия. Экс-хозяева вывели из строя систему управления огнём главного калибра. В результате корабль мог лишь беспорядочно разбрасывать исполинские снаряды. Почти 5 лет понадобилось, чтобы разобраться с этой "закавыкой" и устранить неисправность.

Но первые же успешные стрельбы "Новороссийска", проведённые летом 1955 года, стали приговором огромному кораблю.

Диверсант выходит на связь

- По поводу гибели "Новороссийска", - продолжает исследователь, - существует несколько версий. Официальное заключение комиссии гласит: под днищем линкора взорвалась немецкая донная мина, оставшаяся на дне Северной бухты с военных времён. Но такая мина может сработать лишь при наличии заряжённой аккумуляторной батареи. Что же это за чудо-аккумулятор, который способен сохранять заряд под водой в течение многих лет?

Куда более вероятной кажется "диверсионная" причина гибели флагмана. Ведь во время войны и у англичан, и у итальянцев существовали отличные подводно-штурмовые группы: 12-я флотилия Королевского военно-морского флота и 10-я флотилия итальянских ВМС, возглавляемая знаменитым "суперменом" Валерио Боргезе. О существовании прямых доказательств такого теракта долгое время ничего не было известно. Но не так давно ситуация изменилась: обнаружились факты, да ещё какие.

Через Интернет меня разыскал Михаил - бывший офицер-черноморец, который теперь живёт в США. Он прочитал в газете о моих многолетних поисках информации о линкоре и решил помочь.

В 1997 году Михаила как ветерана войны пригласили в мэрию Чикаго, где отмечалась очередная годовщина окончания Второй мировой. Во время праздничного вечера с ним познакомился некий господин Николо: "Мне сказали, что вы русский моряк... А слышали про корабль "Новороссийск"? Я могу о нём кое-что сообщить..."

Михаил заметил, что Николо носит на пальце массивный золотой перстень в виде водолазного шлема (такая традиция давно существует у западных водолазов-асов). Владелец перстня достал из папки старую фотографию, на которой изображены восемь человек: "Вот это я, а это - один из крупнейших в мире специалистов по подводным диверсиям, руководитель нашей спецгруппы, которая осенью 1955 года выполняла операцию по подрыву "Новороссийска". Долгие годы мы были связаны обетом молчания, но сейчас я остался единственным живым участником и могу рассказать об этой акции..."

По словам Николо, она готовилась почти год. Их группу из числа бывших диверсантов-подводников доставили к берегам Крыма на судне, выполнявшем рейс в Николаев с грузом пшеницы. В трюме был оборудован специальный "карман" для подводной мини-лодки. Судно по пути специально сделало "крюк" в сторону Севастополя и на границе нейтральных вод сбросило её с группой Николо. Боевые пловцы устроили базу в Омеге - одной из внешних севастопольских бухт, и оттуда совершили две вылазки на внутренний рейд, доставляя специальные взрывные устройства. Мощные мины были поставлены как раз там, где уже несколько дней кряду стоял, готовясь к параду 7 ноября, "Новороссийск", - у швартовой бочки N3.

- Но диверсантам чуть было не спутали все карты, - уточняет Бар-Бирюков. - Накануне "дня Х", 28 октября, линкор совершил незапланированный выход в море. Оставшийся за командира старпом решил проявить инициативу и вывел корабль на учебные стрельбы противоминным калибром. Но паниковали пловцы-подводники недолго - "Новороссийск" вернулся в бухту и встал там, где и прежде, - разница оказалась всего метров 10... И как тут не вспомнить, что взрыв пробил днище как раз в 10 метрах от носового артиллерийского погреба? Эта подвижка корабля спасла от более страшной катастрофы: если бы сдетонировали сотни огромных снарядов, погиб бы не только "Новороссийск", но и корабли, находившиеся рядом.

Поставив мины и "заведя" их на самый глухой час ночи 29 октября, группа, в которую входил Николо, ушла на своей подлодке в море. А там ее встретил корабль-"транспортер". Когда раздался взрыв под килем "Новороссийска", диверсанты были уже далеко.

Услышанное от Михаила подтверждается и сведениями из других источников. Ещё в 1955-м один из знакомых офицеров-пограничников рассказал мне, что после взрыва местные жители сообщили "зелёным фуражкам", что на одном из пляжей видели людей в лёгких водолазных костюмах. А в разведсводках нашего флота зафиксировано ещё одно важное обстоятельство: в те дни в Чёрном море находилось 5 торговых судов из стран - членов НАТО. Накануне 29 октября все эти "торговцы" как по команде повернули в сторону Турции, но одно из них совершило по пути странный "подворот" к Севастополю...

Любопытный штрих: по всей видимости, подрыв "Новороссийска" выполнили "на коммерческой основе". К тому времени подразделение итальянских боевых пловцов было официально расформировано, но эти люди не забыли своего прежнего военного ремесла, а вся оснастка оставалась в их распоряжении. Когда у противников СССР возник план уничтожить линкор, они "за соответствующее вознаграждение" легко нашли исполнителей из числа подводников Боргезе.

Сам же итальянский ас вообще мог пойти на эту операцию по идеологическим убеждениям. Валерио Боргезе, которого называли ещё Чёрным Князем, был убеждённым антикоммунистом, не раз публично заявлял, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы итальянские боевые корабли плавали под красным флагом, и ради этого можно даже решиться на их уничтожение.

Забывчивая Родина

Октябрь Бар-Бирюков убеждён: тайна гибели экс-"Юлия Цезаря" фактически раскрыта. А вот эпопея с возданием должных почестей морякам-черноморцам, проявившим мужество и героизм в ту страшную ночь, до сих пор так и не завершена.

В 1955-м, по горячим следам, большая часть экипажа линкора была представлена к наградам. В списках значилось 719 человек: все, кто числился на тот момент погибшими, и ещё 117 моряков, отличившихся во время спасательных работ. Однако посланные в Москву на утверждение наградные листы пропали. Оказывается, 40 лет эти бумаги пылились в архиве!

Лишь в конце 1990-х совет ветеранов "Новороссийска" добился решения о награждении тех, кто был представлен к орденам и медалям в 1955-м. 5 июля 1999 года президент подписал указ о награждении "новороссийцев" орденами Мужества. Несколько ветеранов, живущих в столице, даже получили ордена из рук Владимира Путина.

Но не всё получилось складно. Указ о наградах "новороссийцам" - в лучших "совковых" традициях - вышел под грифом "ДСП" и опубликован был лишь в специальном журнале "Морской сборник". В результате - ордена лежат в сейфе, а многие из ветеранов и родственников погибших даже не знают, что могут получить эти знаки отличия. Существует и другая проблема. В 1955-м было принято решение представить к наградам всех погибших на "Новороссийске". Те же списки продублированы и в указе президента России. Однако его составители не учли, что за прошедшие годы количество жертв взрыва было уточнено и выявлены имена ещё полусотни моряков, ушедших на дно с линкором. Увы, о них при подготовке наградных листов забыли. И ещё несколько человек из числа утонувших линкоровцев почему-то "испарились" из президентского указа. Бар-Бирюков обнаружил 20 таких фамилий, сравнивая списки погибших и награждённых.

- Когда Путин вручал линкоровцам ордена, - говорит он, - я рассказал ему обо всех этих проблемах. Владимир Владимирович, обернувшись к главкому Куроедову, произнёс: "Я не вижу здесь ничего непреодолимого!" Тот, конечно, поддакнул, но, увы, с тех пор "новороссийское" дело так и не сдвинулось с мёртвой точки.

© "НОВЫЙ РЕГИОН", "Крымская правда"

* * *

Из книги "Севастополь. Энциклопедия.", 2002 г.:



"Новороссийск", линкор ЧФ. Итальянской постройки, бывший "Джулио Чезаре"; был передан Советскому Союзу по репарации после окончания II Мировой войны в феврале 1949 г. итальянским правительством в албанском порту Волона.

Для приёмки корабля и четырех подводных лодок в январе 1949 г. в Албанию вылетел адмирал Г.И. Левченко. Команда туда пришла на транспорте "Украина". Приёмка корабля и перевод его в Севастополь заняли около двух месяцев. 6.02.1949 г. на линкоре был поднят советский Военно-Морской Флаг. 26.02.1949 г. линкор вошел в Севастопольскую бухту и встал на капитальный ремонт, так как с 1943 по 1949 г.г. находился у англичан на Мальте без всякого ухода. Ремонт был проведен в сжатые сроки работниками технического управления ЧФ, рабочими судоремонтного завода и матросами корабля. В июле 1949 "Новороссийск" вышел в море. Он принял участие в больших учениях с выходом к Кавказскому побережью. В походе корабль подвергся серьезной проверке: механизмы его испытывались во всех режимах работы после длительной стоянки и показали хорошие качества. "Новороссийск" стал флагманом ЧФ.

Водоизмещение "Новороссийска" 29100 т, длина — 186,4 м, ширина — 28 м, осадка — 10 м, мощность двигателей — 93000 л.с., скорость — 28 узлов, без пополнения топлива мог пройти 3100 миль (6 тыс. км). На вооружении имел десять 320-мм орудий, двенадцать — 120-мм и восемь — 100-мм пушек, 36 зениток.

28.10.1955 г. линкор выходил последний раз в море на стрельбы. К 18 ч. он возвратился в Севастополь и встал на якорную точку в районе Морского госпиталя. В ночь на 29 октября на линкоре произошел большой взрыв. Взорвалась связка немецких донных мин с прибором кратности, которую "Новороссийск" задел своим якорем. В первые минуты через пробоину общей площадью 48 м2 поступили сотни тонн забортной воды. В результате оказались затопленными носовые помещения до третьего кубрика, на батарейной палубе помещения до 15-го, на бортовой — дизель-генераторы. Нижняя часть, подводная, герметичная, была заполнена воздухом.

Линкор начал опрокидываться, став смертельной ловушкой для тех, кто был в нижних его помещениях. Четыре часа велась самоотверженная борьба за живучесть корабля. Матросы в нижних кубриках подпирали брусьями переборки, работали быстро, без паники, действовали как в бою, люди держались стойко. Все службы на линкоре сработали четко, были выставлены семь линий заграждений. На помощь экипажу корабля прибыли аварийные партии с трех крейсеров: "Кутузов", "Молотов", "Фрунзе". Благодаря героическим усилиям всех, кто спасал корабль, он продержался на плаву 1 час 40 мин. Все действия экипажа по спасению корабля комиссия признала пpaвильными и самоотверженными.

Затонувший линкop был поднят водолазами Экспедиции особого назначения, а останки погибших членов экипажа в ноябре 1955 г. были погребены на Братском кладбище на Северной стороне в братской могиле. В 1963 г. здесь был сооружен мемориал "Родина — сыновьям", венчает который величественная скульптура Скорбящего матроса со склоненным знаменем. Авторы: заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии скульптор П.И. Бондаренко, архитекторы А.А. Заварзин и В.М. Артюхов. В 1989 г. по заказу Управления культуры Севастопольского горисполкома Севастопольской мастерской "Архпроект" была разработана проектно-сметная документация на изготовление мемориальных плит с именами погибших моряков линкора "Hовороссийск". Авторы проекта архитекторы А.Л. Шеффер и А.И. Баглей. Работы по изготовлению плит были выполнены в 1990 г. сотрудниками Художественного фонда УССР (рубщик И.И.Степанов). В октябре 1990 г. плиты были установлены.

К.Г. Сапранкова
 



--> Жильё в Крыму <--