Севастополь - русский город!
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР №761/2
от 29 октября 1948 г. город Севастополь был выделен в самостоятельный
административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к
категории городов республиканского подчинения.
Этот указ в последующем не был ни отменен, ни изменен. В связи с ним Совет
Министров РСФСР своим Постановлением №1082 от 29 октября 1948 г. поручил
российским министерствам, ведомствам и Крымскому облисполкому в плановых и
бюджетных вопросах отделить Севастополь от Крымской области. Последнее поручение
в связи с прекращением дотационного периода финансирования европейской части
СССР после войны 1941-1945 гг. было отменено Постановлением Совета Министров
РСФСР № 264 от 25 апреля 1968 г.
Следующий документ, принятый в отношении Севастополя на уровне высших органов
государственной власти России, это Постановление Верховного Совета Российской
Федерации "О статусе города Севастополя" №5359-1 от 9 июля 1993 г.,
подтвердившее российский федеральный статус города Севастополя в
административно-территориальных границах городского округа по состоянию на
декабрь 1991 г. В Постановлении давались поручения Совету Министров,
Центральному банку России, Комитету Верховного Совета РФ предпринять меры по
обеспечению этого статуса. Больше никаких решений по Севастополю Россия не
принимала. (Украина подала жалобу в ООН на признание этого постановления
незаконным. При предательском попустительстве Ельцина, ООН удовлетворило жалобу
Украины.)
Отсюда следует, что, в отличие от случая с Крымом, в отношении Севастополя не
было самого юридического факта передачи города от Российской Федерации к
Украине. Включение Севастополя в текст Конституции Украинской ССР (ст. 77) в
качестве города республиканского подчинения не имеет юридической силы с момента
принятия, поскольку решение принято Украинской ССР в одностороннем порядке без
принятия соответствующего решения конституционными органами власти РСФСР. Можно
вновь говорить о правовом нигилизме авторов передачи Крыма из РСФСР в состав
Украины в 1954 г., не позаботившихся о формальном распространении этого решения
на Севастополь. Но факт остается фактом: сделано это не было. Да и кто в то
время мог предположить разделение Украины и России! В 60-е и 70-е гг., когда
УССР стала явочным порядком причислять Севастополь к своей территории
(фактически он как был, так и оставался в прямом подчинении союзных органов
власти), о юридическом оформлении этого факта со стороны России никто и не
заикнулся, понимая, что для общественного мнения это будет оскорбительным
анекдотом.
В отличие от ситуации с Крымом, в неконституционном порядке переданном Украине,
в вопросе о Севастополе речь не идет о предъявлении территориальных претензий со
стороны России к Украине, поскольку в случае с Севастополем речь идет о правах
России на территорию, находившуюся формально в пределах
административно-территориальных границ РСФСР в период существования СССР.
Права России на Севастополь, даже внешне не нарушенные в 1954 г.,
опираются и на такой международный правовой обычай, как длительное и не
нарушаемое пользование этой военно-морской базой. Ближайшими правовыми
источниками, позволяющими определить передачу государственного суверенитета на
территорию Севастополя (как и Крыма) в соответствии с международными нормами
того времени, являются Кучук-Кайнарджийский договор от 10 июля 1774 г., Акт о
присоединении Крыма и Кубани к России 1783 г. и Ясский мирный договор между
Россией и Турцией от 29 декабря 1791 г. Признание Украины после 1991г. в
качестве нового, суверенного, независимого государства вовсе не означает
признания ее прав на оспариваемые территории. Франция, предоставляя
независимость Коморским Островам, государству, расположенному на одноименных
островах в Мозамбикском проливе, сделала изъятие для острова Маоре (Майотта,
общая площадь 374 кв. км), который и ныне имеет статус территориальной единицы
Франции. Примеров защиты государствами своих анклавов, важных с исторической или
военно-политической точки зрения, предостаточно. Ставший британским в 1704 г. в
результате войны за испанское наследство, Гибралтар до сих пор остается одним из
главных опорных пунктов морского могущества Великобритании. Все усилия испанцев
вернуть город оказались безрезультатными. Эта военно-морская база Великобритании
на Пиренейском полуострове, отдаленная от Африки всего на 21 км, имеет
территорию площадью только 5 кв. км. И тем не менее она существует, статус
Гибралтара общепризнан.
По результатам проведенного 26 июня 1994 г. опроса жителей Севастополя
Севастопольский городской совет народных депутатов 23 августа 1994 г. в
очередной раз обратился к президентам Б.Н. Ельцину и Л.Д. Кучме, руководителям
парламентов В.Ф. Шумейко, И.П. Рыбкину и А.А. Морозу с предложением принять
"государственно выверенное решение о российском федеральном статусе Севастополя
и окончательно решить проблемы Черноморского флота". В подписанном
руководителями Совета В. Семеновым, К. Павленко, В. Романенко и И. Куликовым
обращении были указаны и основания для рассмотрения данных проблем:
"1. Воля жителей г. Севастополя и моряков-черноморцев, 89% которых положительно
ответили на вопрос о российском его статусе;
2. Отсутствие конкретных решений по статусу города и флота;
3. Продолжающаяся финансово-экономическая блокада города;
4. Принципиально невозможное совместное базирование сил Черноморского флота и
ВМС Украины;
5. Введение в город подразделений национальной гвардии Украины без согласования
с городским Советом народных депутатов".
Просьба вновь осталась без разрешения. Руководство России или не было способно,
или не хотело защищать своих сограждан и государственные интересы России.
Продолжалась подготовка "широкомасштабного" двустороннего договора России и
Украины. 5 декабря 1996 г. по инициативе мэра Москвы Ю.М. Лужкова Совет
Федерации России выступил с заявлением "О статусе города Севастополя". Опираясь
на постановление Верховного Совета России от 9 июля 1993 г., Верхняя палата
российского парламента выразила сожаление о том, что "украинская сторона вопреки
объективным реальностям не желает обсуждать на переговорах вопрос о российском
статусе города Севастополя. Это порождает сложную ситуацию, которой могут
воспользоваться силы, заинтересованные в разжигании очага напряженности на
постсоветском пространстве". Как обоснованно подчеркнул в своем докладе Ю.М.
Лужков, "отказ от Севастополя, являющегося главной базой Черноморского флота,
исторически возникшего как южная крепость России, приведет к резкому ослаблению
геополитических позиций нашей страны и предопределит доминирование в
черноморском бассейне вооруженных сил других государств".
Постановлением Совета Федерации России № 404-СФ от 5 декабря 1996 г. была
создана парламентская комиссия по подготовке вопроса о правовом статусе города
Севастополя. Весной 1997 г. по рекомендации комиссий Совет Федерации России
принял рекомендации в адрес Президента, но события развивались вопреки позиции
обеих палат российского парламента. 28 мая 1997 г. в Киеве были подписаны
межправительственные соглашения, по которым Севастополь как главная база
Черноморского флота перестал существовать. Глава Правительства России В.С.
Черномырдин поставил свою подпись под признанием Севастополя арендованной у
Украины территорией. Похоронным звоном звучат слова Совместного заявления
Российской Федерации и Украины, подписанного президентами Б.Н. Ельциным и Л.М.
Кучмой 31 мая 1997 г.: "Отныне четко определены статус,
условия и сроки пребывания Черноморского флота России на гостеприимной земле
Украины... Севастополь был и навсегда останется в нашей памяти городом военной
славы, воинской доблести, символом нашего братства по оружию, олицетворением
дружбы русского и украинского народов".
Документов о передаче Севастополя Украине нет
Документы о
передаче Крыма Украине есть (см. ниже). Хоть передача была сделана сразу после
смерти Сталина, когда никто не смел поднять голос против. А вот аналогичных
документов о передаче Севастополя, города общесоюзного подчинения, нет. Значит
Севастополь принадлежит России, как правоприемнице СССР.
"ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО
СОВЕТА РСФСР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской
ССР
Учитывая общность экономики,
территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между
Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета РСФСР
постановляет:
Передать Крымскую область из состава
РСФСР в состав Украинской ССР.
Настоящее постановление внести на
утверждение Президиума Верховного Совета СССР
5 февраля 1954 г. ГААРК, НСБ, СИФ, 1954
г. Заверенная копия.
Закон о передаче Крымской области из
состава РСФСР в состав Украинской ССР
Верховный Совет Союза Советских
Социалистических Республик постановляет:
1. Утвердить Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 19февраля 1954 года о передаче Крымской области из состава
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав
Украинской Советской Социалистической Республики.
2. Внести соответствующие изменения в
статьи 22 и 23 Конституции СССР.
Председатель Президиума Верховного Совета
СССР К. Ворошилов.
Секретарь Президиума Верховного Совета
СССР Н. Пегов.
Москва, Кремль, 26 апреля 1954 г.
Ведомости Верховного Совета СССР, 12 мая 1954, №10, с. 343.
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О
передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР
Учитывая общность экономики,
территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между
Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских
Социалистических Республик постановляет:
Утвердить совместное представление
Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР о
передаче Крымской области из состава Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической
Республики.
Председатель Президиума Верховного Совета
СССР К. Ворошилов
Секретарь Президиума Верховного Совета
СССР Н. Пегов
Москва, Кремль, 19 февраля 1954 г.
Ведомости Верховного Совета СССР, 9 марта 1954, №4, с. 64"
Источник:
relcom.politics (форум
http://talk.mail.ru)