(С) http://olegfom.narod.ru

 

Обзор Правил дорожного движения Украины и России.

Уважаемые посетители!

Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2002 года в Украине действуют новые Правила дорожного движения. Настоящий обзор написан в сентябре 2000 года.

                С Правилами дорожного движения Украины я сталкиваюсь с одинаковой периодичностью – раз в год. Уже несколько лет подряд, каждый свой отпуск, я, вместе с семьей, отправляюсь на отдых на Украину. Наш маршрут пролегает через Мариуполь в Крым. Про отличия в правилах я знал, но не мог представить, что их так много...

                Конечно, глаза изголодавшихся украинских гаишников при виде машины с российскими номерами светятся как у кошки при виде лакомого кусочка рыбы. А если опыт и знания позволяют определить не только страну, но еще и московский регион, тогда вдвойне. Поэтому любому примерному водителю необходимо знать правила действующие на дорогах другой страны. Ведь, например, я уверен, что многие не знают, что в Соединенных Штатах Америки разрешается поворачивать направо на красный сигнал светофора. И можете сами представить, как выглядит наш водитель в такой ситуации, и что думают про него местные жители. Применительно к нашей ситуации, оказаться в подобном положении достаточно легко. Во многих городах Украины принято пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. Пешеходы, привыкшие к такому обращению, запросто могут броситься вам под колеса. Да, и если, вы не остановитесь при виде человека стоящего у дороги, рядом с пешеходным переходом, будьте уверены, гаишник обязательно накажет вас, и никакие объяснения не заставят его отказаться от «легких денег». Совершенно спокойно вас могут обмануть и в том, что касается правил дорожного движения, и в сумме штрафа. Учитывая еще, что вы торопитесь и тратить время на жалобы и разбирательства вы не будете. В России есть Наставление по работе ДПС, есть приказ МВД №329, Указ Президента РФ №711 и пр. На Украине тоже есть подобные нормативные акты. Сейчас я просто хочу провести сравнение Правил дорожного движения, чтобы отправляясь в путь вы были подготовлены ко встрече с законом другого государства.

 

                Итак, начнем:

1.        Вынужденная остановка по российским правилам может быть вызвана как состоянием водителя, так и пассажира. По украинским – только водителя.

2.        Остановка. У нас - преднамеренное прекращение движения на время до 5 минут . На Украине – преднамеренное прекращение движения для посадки (высадки) пассажиров либо погрузки (разгрузки) груза.

3.        Стоянка. Соответственно: свыше 5 минут и большее время, чем это требуется для посадки, погрузки. 

4.        В РФ инспекторам ГИБДД запрещена проверка технического состояния, в том числе и содержание СО и СН в выхлопах двигателя, и комплектности транспортного средства прошедшего в установленные законом сроки государственный технический осмотр. Статья 2.3 п.«б» ПДД Украины гласит: предоставить возможность проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность...

5.        Водителю запрещается, в дополнение к российским правилам следующее: управлять транспортным средством (ТС), не зарегистрированным, без номерного знака или талона о прохождении государственного технического осмотра (ГТО).

 

К тому же учтите, что на Украине разрешено снятие номерных знаков. В подобной ситуации я оказался в прошлом году, когда приехав на рынок и остановился возле дома, среди кучи местных машин, вернувшись, не обнаружил своего номерного знака. Под дворником аккуратно была прикреплена записочка в которой мне сообщалось, что мой номерной знак находится в таком-то патрульном автомобиле. Когда я только подъехал, этот патрульный автомобиль уже стоял. Они дождались когда мы уйдем и скрутили номер только с моей машины. Когда я попытался объяснить им, что я остановился совсем не на тротуаре, а возле дома, на специально оборудованной для подъезда машин площадке, они совершенно не хотели меня слушать и требовали максимальный штраф. Кончилось тем, что я обзвонил дежурного ГАИ, дежурного УВД, зам. начальника ГАИ, вызвал начальника смены. Поскольку на поиск телефона и ожидания было потрачена куча времени, да и начальник смены настаивал на правоте своих подчиненных, я согласился заплатить им штраф по минимуму. А еще, вы бы видели, как они скручивали номера у всех попавшихся так же местных машин, когда им по рации сказали, что едет начальство. Еще, очень интересно, что у них, в патрульной машине, есть список номеров блатных машин, которым можно останавливаться где угодно (это в Мариуполе).

 

6.        В ПДД Украины в ст. 2.11 «г» закреплено право водителя на возмещение убытков, понесенных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения. Хитрая формулировка. Не ГОСТу, а требованиям... Но, все равно, можно с дорожной службы спросить.

7.        При приближении ТС с включенным синим проблесковым маячком на Украине водитель обязан уступить дорогу, у нас же – только в случае, если включен еще и звуковой сигнал. Теперь, если вы приближаетесь к стоящему ТС с включенным синим маячком. В России вы должны снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости. На Украине – должны остановиться и продолжить движение можно только с разрешения регулировщика.

8.        На Украине пешеход имеет преимущество при переходе проезжей части (ст. 4.17 «а»).

9.        На Украине временные дорожные знаки выполненные на желтом фоне имеют преимущество перед постоянными знаками и дорожной разметкой (ст.8.2). Обратите внимание на желтый фон! Получается, что знаки на белом фоне вообще не должны применяться как временные.

10.     Очень интересная статья 9.4 ПДД Украины: подавать сигнал указателями поворота необходимо заблаговременно... но не менее чем за 50-100 м в населенных пунктах и за 150-200 м вне их.

11.     Аварийный знак следует устанавливать на расстоянии в населенных пунктах не ближе 20 м, за городом – 40 м на Украине. В России соответственно 15 и 30 м.

12.     Разворот запрещен на самом пешеходном переходе как и в России, а так же и ближе 10 метров от перехода с обоих сторон, кроме случая разрешенного разворота на перекрестке. И ничего в украинских ПДД не сказано о запрещении разворота на остановочных пунктах.

13.     Есть небольшие отличия при запрещении движения задним ходом. Просто напомню, что движение задним ходом запрещено на железнодорожных переездах, перекрестках, мостах, путепроводах, эстакадах и под ними (в украинские ПДД «под ними» забыли вписать), в тоннелях, при недостаточной видимости, на пешеходных переходах (в украинских ПДД переходов нет).

14.     Очень важное отличие касается расположения ТС на проезжей части. Так  на Украине  на дорогах, имеющих по меньшей мере две полосы для движения в одном направлении, выезд на крайнюю левую полосу, разрешается, если другие заняты, для поворота налево, обгона, разворота... В России это касается трех полос и более. Запрещено занимать левые полосы при свободных правых вне населенных пунктов.

 

Обратите особое внимание на этот пункт. Почти всегда правые полосы находятся в худшем состоянии и приходится двигаться по другим. На Украине это хороший повод для гаишников содрать с вас деньги. Хотя в таких случаях можно сослаться на крайнюю необходимость. Чтобы избежать аварии из-за несоответствия дорожного полотна действующим нормативам. В 1999 году я таким образом смог убедить одного очень рьяного гаишника на посту при выезде с Донецка.

 

15.     Несколько отличается разрешенная скорость. Первая цифра указывает разрешенную на Украине вторая в Росии. Вне населенных пунктов легковым автомобилям с прицепом и мотоциклам – 80 / 70 км/ч. Вне населенных пунктов водители ТС имеющие стаж менее 2 лет – 70 / нет км/ч. На автомагистралях – 130 / 110 км/ч. На дорогах для автомобилей – 110 / 110 км/ч.

16.     Обгон запрещен на любом перекрестке (Украина). В России разрешен на регулируемом перекрестке без выезда на встречную полосу, и на нерегулируемом – при движении по главной дороге. Ближе 50 м прерд пешеходным переходом в населенном пункте и 100 м – вне населенного пункта (Украина), а в России – на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов. На Украине добавлен запрет на обгон в тоннелях.

17.     Остановка и стоянка. На Украине на спусках и подъемах, где способ постановки не регламентируется, ТС необходимо ставить под углом к проезжей части. Запрещена остановка и стоянка на пешеходных переходах и ближе 5м перед переходом (Россия), и 10м от них с обеих сторон (Украина). На перекрестках ближе 5м (Россия), и 10м (Украина) от края пересекаемой проезжей части. Ближе 15м (Россия), и 30м (Украина) перед остановочными площадками. Ближе 10м от обозначенного места выполнения дорожных работ (только на Украине). Стоянка запрещена: -Ближе 50м (Россия) от железнодорожных переездов, и в пределах дорожных знаков обозначающих железнодорожный переезд (Украина); -Вне населенных пунктов на дорогах обозначенных знаком «Главная дорога» (Россия).

18.     Необходимо пропустить пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе. При остановке трамвая посреди проезжей части требуется пропустить пешеходов идущих к трамваю или из него. Продолжать движение можно после закрытия дверей (Украина) и после прохода последнего пассажира (Россия), т.е. не нужно ждать закрытия дверей.

19.     Дальний свет необходимо переключать на ближний не менее чем за 250м (Украина), и 150м (Россия)  до встречного транспортного средства. Хотя я не очень понимаю, как в темноте, по свету встречных фар, можно определить это расстояние...

20.     Необходимо остановиться перед шлагбаумом железнодорожного переезда не ближе 5м (Россия), на Украине данное положение не закреплено. И не ближе 10м перед ближайшим рельсом и в России и на Украине.

21.     Если перед переездом нет дорожной разметки, дорожных знаков и др. определяющих количество полос движения, разрешается двигаться только в один ряд. (только на Украине).

22.     Запрещается перевозить на переднем сидении детей до 12 лет (Россия), на Украине добавлено и ростом менее 145 см.

23.     Отдельно оговаривается в украинских ПДД движение по горным дорогам и крутым спускам. В частности, при остановке или стоянке в указанных местах водитель должен пользоваться противооткатными упорами. Запрещается двигаться с выключенным двигателем, сцеплением или передачей и буксировка на гибкой сцепке.

24.     На Украине введено очень много дорожных знаков которые отсутствуют в России. К ним относятся:

1.11 – «Бугор». Участок дороги с буграми, «горбатыми» мостами или неплавным сопряжением конструкций мотов.

 

 

1.12 – «Выбоина». Участок дороги с выбоинами на проезжей части.

 

 

1.38 – «Заторы в дорожном движении». Участок дороги с ограниченной шириной проезжей части  вследствие выполнения дорожных работ или недостаточной пропускной способности.

 

 

3.07 – «Движение на мопедах запрещено»

 

 

 

3.10 – «Движение с ручными тележками запрещено»

 

 

 

3.14 – «Движение ТС перевозящих вещества загрязняющие воду запрещено»

 

 

 

3.31 – «Зона ограничения максимальной скорости». Запрещается в зоне движение со скоростью, превышающей указанную на знаке.

 

 

 

3.38 – «Зона ограниченной стоянки». Определяет территорию в населенном пункте, на которой продолжительность стоянки ограничена независимо от того, взимается ли за это плата. В нижней части знака для указания условий ограничения стоянки может быть изображен стояночный диск или паркометр. В соответствующих случаях на знаке или дополнительных табличках указываются дни и время суток, на протяжении которых действуют ограничения, а также его условия.

 

 

3.41 – «Контроль». Запрещается проезд без остановки перед контрольными пунктами (пост милиции, карантинный пост, приграничная зона, закрытая территория, пункт оплаты проезда на платных дорогах и т.п.).

 

 

4.14 – «Дорожка для пешеходов и велосипедистов»

 

 

4.15 – «Дорожка для всадников»

 

 

5.22 – «Примыкание полосы для разгона ТС»

 

 

5.23 – «Примыкание дополнительной полосы движения»

 

 

5.25 – «Полоса движения для аварийной остановки». информирует водителей о расположении полосы, специально подготовленной для аварийной остановки ТС с поврежденной тормозной системой.

 

5.33 – «Пешеходная зона». На всей обозначенной знаком территории пешеходы имеют преимущество перед ТС. Въезд на нее разрешается только ТС, обслуживающим граждан и предприятия, расположенные в обозначенной зоне, а также ТС, принадлежащих гражданам, проживающим или работающим в этой зоне. Если к объектам, расположенным на этой территории имеются другие подъезды, водители должны пользоваться только ими.

 

5.39 – «Зона стоянки». Определяет зону, где разрешена стоянка, но с соблюдением определенных условий, указываемых на знаке или дополнительных табличках под ними.

 

 

 

5.49 – «Указатель общих ограничений скорости». Информирует об общих ограничениях скорости на Украине.

 

 

 

 

5.50 – «Возможность использования дороги». Информирует о возможности движения по горной дороге, в частности, при переезде через перевал, название которого указывается в верхней части знака. Таблички 1, 2 и 3 – сменные. табличка 1 красного цвета с надписью «Закрито» - запрещает движение, зеленого с надписью «Вiдкрито» – разрешает. Таблички 2 и 3 белого цвета с надписями и обозначениями на них черного. Проезд открыт – на табличках 2 и 3 указания отсутствуют, проезд закрыт – на табличке 3 указывается населенный пункт, до которого дорога открыта, а на табличке 2 делается надпись «Вiдкрито до ...».

 

 

6.03 – «Телефон для вызова аварийных служб»

 

 

 

6.04 – «Огнетушитель»

 

 

 

6.09 – «Пункт справочной службы»

 

 

 

6.11 – «Туалет»

 

 

 

6.14 – «Буфет»

 

 

 

6.17 – «Турбаза»

 

 

 

6.19 – «Место стоянки прицепов в кемпинге»

 

 

 

6.21 – «Домики для отдыха»

 

 

 

6.22 – «Начало пешеходного маршрута»

 

 

 

6.23 – «Пляж или бассейн»

 

 

 

6.24 – «Достопримечательности»

 

 

 

7.10 – «Количество поворотов». Применяется со знаками «несколько поворотов», если поворотов три и более. Количество поворотов может непосредственно указываться и на знаках.

 

7.11 – «Паромная переправа». Применяется со знаком «Иная опасность».

 

 

7.12 – «Гололедица». Означает что действие знака распространяется на период времени, когда становится скользкой проезжая часть.

 

7.20 – «Действует с ...». Указывает дату (день, месяц, год), с которой вступают в силу требования дорожного знака.


ЕЩЁ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПДД УКРАИНЫ:

НА СВОЕМ АВТО ПО УКРАИНЕ

Отличия ПДД Украины от ПДД России

Обгон. Если в России он запрещен на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, то на Украине - “ближе 50 м перед переходом в населенном пункте и 100 м - вне населенного пункта”. Нельзя обгонять на Украине и по главной дороге на нерегулируемых перекрестках (в России разрешено).

Остановка. В России водитель, может остановится в 5 м перед пешеходным переходом или непосредственно за ним, на Украине нельзя останавливаться ближе 10 м от переходов с ОБЕИХ сторон. В районе посадочных площадок маршрутного транспорта: на Украине запретная зона возле них - не 15, а 30 м. На эстакадах, мостах и путепроводах остановка не допускается даже тогда, когда они имеют больше двух полос в данном направлении.

Применение специальных сигналов. В России красный проблесковый маячок на крыше автомобиля спецслужбы может служить дополнением к синему, на Украине же он гораздо весомее синего. Последний велит всего лишь уступить дорогу, а красный требует от попутных водителей “Остановиться возле правого края проезжей части”, причем, если дорога не имеет разделительной полосы, то же самое обязаны сделать и встречные. Приближаясь к стоящему автомобилю с включенным проблесковым маячком - красным или синим, водитель должен остановиться и продолжать движение только с разрешения регулировщика.

Знаки. Знак, которого в России нет: в белом круге с красной каймой надпись STOP и под ней - “Контроль”. Он запрещает проезд без остановки перед милицейскими и другими контрольными пунктами (за исключением разве что таможенных - у них свой знак

Пешеходы. Главное право пешехода на Украине - “преимущество при переходе проезжей части по обозначенным нерегулируемым пешеходным переходам”. Другими словами, в этих местах водители обязаны его пропускать, чего в России не требуется (см. п. 4.5 ПДД РФ)

ПДД Украины требуют, чтобы на механическом транспортном средстве иностранца были “регистрационный номерной знак, буквы которого соответствуют латинскому алфавиту, а также отличительный знак государства, в котором оно зарегистрировано

Выдержки из Правил Украины

2.3. По требованию работника милиции водитель должен остановиться с соблюдением правил остановки, а также: а) передать для проверки документы, указанные в пункте; б) предоставить возможность проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность транспортного средства. Примечание. Работник милиции, остановивший транспортное средство, должен объяснить причину остановки и по требованию водителя предъявить свое удостоверение.

2.11. Водитель имеет право: знать причину остановки транспортного средства лицом, осуществляющим надзор за дорожным движением, а также его фамилию и должность; получать необходимую помощь от должностных лиц и организаций, принимающих участие в обеспечении безопасности дорожного движения.

3.5. Приближаясь к неподвижному транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего или красного цвета либо со специальным звуковым сигналом, водитель должен остановиться. Продолжать движение можно только с разрешения регулировщика.

12.6. Вне населенных пунктов на всех дорогах движение разрешается со скоростью: на автомагистралях - не более 130 км/ч, на дорогах для автомобилей - не более 110 км/ч, на других дорогах - не более 90 км/ч.

28.1. На горных дорогах и крутых спусках, где встречный разъезд затруднен, водитель движущегося на спуск транспортного средства, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся вверх.

Законны ли засады на дорогах Украины?

Не все водители знают, что сотрудники ГАИ сами при этом являются нарушителями приказа № 482 МВД Украины о безосновательных остановках автотранспорта на дорогах. Приказ нацелен не столько на ужесточение наказаний, сколько на предупреждение нарушений правил дорожного движения. Разъясняет министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко: "Специально оборудованная автомашина ГАИ должна своим видом способствовать предупреждению нарушений движения на дороге. Если же сотрудники ГАИ прячут ее в лесополосах, в ямах и за углом, их надо немедленно освобождать от работы. Каждый подобный сигнал и впредь не будет оставаться без нашего внимания."

Краткий словарик для общения с ДАI


- Добридень, пане iнспектор!
- Як проїхати до…
- Будь ласка, ось моi права водiя.
- До побачення, панове!

Виктор ПЛАТОНОВ

Ниже приводятся выдержки из Конституции Украины, знание которых позволит Вам говорить с украинским инспектором на понятном ему языке.

КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ
Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство.

Статья 2. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию.

Статья 8. В Украине признается и действует принцип верховенства права.

Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.

Статья 19.Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Раздел II. ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 26. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины.

Статья 33. Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины.

Статья 50. Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда.
Статья 57. Каждому гарантируется право знать свои права и обязанности.
Законы и иные нормативно - правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом.
Статья 62. Никто не обязан доказывать свою невиновность.

Статья 68. Каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины.

Раздел Х. АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Статья 137. Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование по вопросам:
1) сельского хозяйства и лесов;
2) мелиорации и карьеров;
3) общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительной деятельности;
4) градостроительства и жилищного хозяйства.
5) туризма, гостиничного дела, ярмарок;
6) музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников;
7) транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов;
8) охоты, рыболовства;
9) санитарной и лечебной служб.
 

ТЕЛЕФОНЫ ДАI УКРАИНЫ

УДАI МВС України 044 291-1675

АР Крим 0652 25-45-97

Вiнницька 0432 21-34-33

Волинська 03322 49-99-95

Днiпропетрiвська 056(2) 41-52-42

Донецька 0622 92-90-82

Житомирська 0412 25-85-86

Закарпатська 03122 12-572

Запорiзька 0612 39-86-20

Iвано-Франкiвська 03422 2-2484

Київська 044 245-7793

м. Київ 044 211-0187

Кiровоградська 0522 23-51-87

Луганська 0642 55-93-70

Львiвська 0322 78-26-10

Миколаївська 0512 35-05-23

Одеська 0482 47-25-85

Полтавська 05322 2-1645

Рiвненська 0362 26-98-21

Сумська 0542 22-10-01

м. Севастополь 0692 57-00-00

Тернопiльска 03522 22-86-86

Харкiвська 0572 12-66-59

Херсонська 05522 43-25-36

Хмельницька 03822 2-2037

Черкаська 0472 47-02-02

Чернiгiвська 04622 5-6245

(Опубликовано: "Мы - куряне", 13.06.2001)


ОТЛИЧИЯ ПДД УКРАИНЫ И РОССИИ

1. Обгон: обгон запрещен “ближе 50 м перед пешеходным переходом в населенном пункте и 100 м – вне населенного пункта” (В России обгон запрещен на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов). Запрещен также обгон по главной дороге на нерегулируемых перекрестках (в России разрешен).

2. Остановка: запрещена остановка ближе 10 м от пешеходных переходов в обе стороны (в России запрещена остановка ближе 5 м перед переходом и непосредственно за ним). Запрещена остановка ближе 30 м от посадочных площадок маршрутного автотранспорта (в России – ближе 15 м). На эстакадах, мостах и путепроводах остановка не допускается даже тогда, когда они имеют более двух полос движения в данном направлении.

3. Расположение на проезжей части: выезд на крайнюю левую полосу данного направления разрешается только тогда, когда остальные заняты, а также для поворота налево, обгона и разворота (в России движение по крайней левой полосе разрешается в населенном пункте при условии, что в данном направлении имеется более трех полос движения).

4. Применения специальных сигналов: в России красный проблесковый маячок служит дополнением к синему. На Украине же он имеет большую силу: синий велит лишь уступить дорогу, а красный требует от попутных водителей “остановиться возле правого края проезжей части”, причем, если дорога не имеет разделительной полосы, то также и встречные водители обязаны остановиться. Приближаясь к стоящему автомобилю с включенным проблесковым маячком – синим или красным – водитель должен остановиться и продолжать движение только с разрешения регулировщика.

5. Знаки: на Украине есть знаки, которых нет в российских правилах. В частности, стоит запомнить следующий знак: в белом круге с красной каймой надпись STOP и под ней “контроль”. Он запрещает проезд без остановки перед милицейским и другими контрольными пунктами.

6. Пешеходы: пешеход имеет “преимущество при переходе проезжей части по обозначенным нерегулируемым пешеходным переходам” (в России правила не требуют пропускать пешеходов в этом случае).

7. Страховка: находясь на территории Украины автомобиль должен быть обязательно застрахован. Оформить страховку можно на таможенном пункте при въезде в страну.

8. Прочее: ПДД Украины требуют, чтобы на механическом транспортном средстве иностранного гражданина были “регистрационный номерной знак, буквы которого соответствуют латинскому алфавиту, а также отличительный знак государства, в котором оно зарегистрировано”. Другими словами, на автомобиле должна быть табличка в виде белого овала с буквами RUS.


НИ ГВОЗДЯ ВАМ, НИ ЖЕЗЛА!

Правила дорожного движения Украины отличаются от российских

Вертолет Запорожской ГАИ патрулирует участок трассы Харьков - Симферополь.

Принципиальных отличий, конечно, нет. Но, как говорили в старину, дьявол кроется в деталях: тот, кто ездит по Украине, придерживаясь ПДД РФ, обречен на штрафы и малоприятное общение с инспекторами. Итак, о лукавых деталях.

Обгон.
Если в России он запрещен на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, то на Украине - "ближе 50 м перед переходом в населенном пункте и 100 м - вне населенного пункта". Нельзя обгонять на Украине и по главной дороге на нерегулируемых перекрестках (в России разрешено).

Остановка.
Законопослушный российский водитель, соблюдая пункт 12.4 родных ПДД, смело остановится в 5-6 м перед пешеходным переходом или непосредственно за ним. И рискует стать "клиентом" украинского автоинспектора: у соседей нельзя останавливаться ближе 10 м от переходов с ОБЕИХ сторон.

Будьте бдительны и в районе посадочных площадок маршрутного транспорта: на Украине запретная зона возле них - не 15, а 30 м.

А на эстакадах, мостах и путепроводах остановка не допускается даже тогда, когда они имеют больше двух полос в данном направлении.

Расположение на дороге.
В российских населенных пунктах водитель вправе использовать наиболее удобную для себя полосу движения (хоть и с определенными ограничениями - см. раздел 9 ПДД). На Украине же выезд на крайнюю левую полосу данного направления разрешается лишь тогда, когда остальные заняты - ну и, естественно, для поворота налево, обгона и разворота. Автора не раз пытались штрафовать на совершенно пустынных ночных киевских проспектах за езду по левой, лучше освещенной полосе...

Применение специальных сигналов.
В России красный проблесковый маячок на крыше автомобиля спецслужбы может служить дополнением к синему (п. 3.1), на Украине же он гораздо "круче" своего синего собрата. Последний велит всего лишь уступить дорогу, а красный требует от попутных водителей "Остановиться возле правого края проезжей части", причем, если дорога не имеет разделительной полосы, то же самое обязаны сделать и встречные. Приближаясь к стоящему автомобилю с включенным проблесковым маячком - красным или синим, водитель должен остановиться и продолжать движение только с разрешения регулировщика.

Знаки.
Очень полезно запомнить знак, которого в России нет: в белом круге с красной каймой надпись STOP и под ней - "Контроль". Он запрещает проезд без остановки перед милицейскими и другими контрольными пунктами (за исключением разве что таможенных - у них свой знак). На стационарных постах ГАИ, которые встречаются на украинских дорогах "часто-густо", его любят прикреплять к сдвижному шлагбауму. Днем шлагбаум может перекрывать только правую полосу, оставляя вашу, левую, свободной, но не делайте отсюда опрометчивый вывод, что остановка необязательна.

Пешеходы.
Украина старается выполнять заповедь одесситов Ильфа и Петрова: "Пешеходов надо любить". Главное право пешехода на Украине - "преимущество при переходе проезжей части по обозначенным нерегулируемым пешеходным переходам". Другими словами, в этих местах водители обязаны его пропускать, чего в России не требуется (см. п. 4.5 ПДД РФ). "Из-за этого различия наши водители, привыкшие к бесцеремонному обращению с пешеходами, часто попадают на Украине в неприятные ситуации", - просит передать читателям ЗР Александр Иванов, зав. консульским отделом посольства РФ.

Хорошо, что украинские штрафы не назовешь драконовскими - в пересчете с гривен, от полутора до трех долларов за превышение скорости в пределах 20 км/ч и от трех до шести - за более лихую езду.

ПДД Украины требуют, чтобы на механическом транспортном средстве иностранца были "регистрационный номерной знак, буквы которого соответствуют латинскому алфавиту, а также отличительный знак государства, в котором оно зарегистрировано". Обратите внимание: "А ТАКЖЕ"! Поэтому украинский автоинспектор вправе считать вас нарушителем при отсутствии на автомобиле белого овала с буквами RUS. Ваше объяснение, что эти буквы есть на номерном знаке, вызовет снисходительную улыбку: "Номерной знак - это вам не "Твикс", где два в одном!"...

Так что не давайте инспектору повод блеснуть остроумием. Наклейте "RUS", захватите с собой эти советы - и в дорогу. Как напутствуют на Украине водителей, "ни цвяха вам, ни жезла"!

Леонид САПОЖНИКОВ
Web-сервер "За рулем"




--> Жильё в Крыму <--