Купание голышом во многих странах
оценивается как вызов общественному мнению, а нередко и наказывается как мелкое
хулиганство. Однако масштабы и экономические выгоды нудистского движения в Крыму
заставляют отнестись к нему серьезно.
«26 сентября на улице Севастопольской, приблизительно в 4 часа дня, появились
пять совершенно нагих мужчин и женщин. Через плечо лента: «Долой стыд!».
Скопилось много народа, весь базар ринулся сюда, остановился трамвай. Милиции
для наведения порядка пришлось пустить в ход пожарную машину. Пять струй воды
помогли разогнать тысячи людей. Виновники суматохи скрылись в одном из постоялых
дворов» (из газеты «Красный Крым»).
Дело было в 1924 году. Но
все же крымский нудизм никогда не носил экстремистского характера и обычно не
лез на глаза. Главным здесь было уединение, слияние с природой и, конечно,
оздоровление. Действительно, купальные костюмы закрывают наиболее чувствительные
места, кожа здесь тоньше и нежнее, а нервные окончания расположены плотнее.
Поэтому и гидромассаж, и усвоение микроэлементов через кожу, и песочные ванны, и
воздействие ультрафиолета (избавляющего будущее потомство от рахита) — настоящий
оздоровительный эффект дает только нудистам (натуристам).
Лечебные пляжи при
крупных здравницах без особой рекламы дожили до сих пор. Нудистское подполье в
Коктебеле, начало которому положил Максимилиан Волошин, его друзья-художники и
их натурщицы (а уж им-то просто нельзя было загорать в купальниках), мягко и
цепко достигло положения местной достопримечательности.
В крымском нудизме
причудливо сплетены вековые традиции семейной русской бани и моральные ценности
и открытия молодежной контркультуры Запада, начиная от битников и хиппи 60-х и
заканчивая техно-панками 90-х годов. Духовная жизнь обеих российских столиц от
«хождения в народ» и до появления митьков находила именно в Крыму возможность
полного единения с природой и настоящей откровенности с друзьями и близкими.
Ведь «nude»
это не только «голый», это еще и «открытый, настоящий, откровенный».
Московская и питерская
интеллигенция создала за последние 30 лет десятки очагов ни на что не похожей
горно-пляжной культуры, через которую проходит уже третье и четвертое поколение.
Проходит, не сгибаясь и не оглядываясь, среди каменных хаосов мыса Меганом и
Фороса, собирает дрова в бухтах Батилимана и Ласпи, плещется в гротах Султанской
скалы и Аю-Дага, резвится у Голубовских камней, жарит мидий у мыса Сотера,
играет в Разбойничьей бухте Нового Света и ищет самоцветы в Коктебеле.
Когда все это происходит
без одежды, власть времени и пространства, денег и карьеры, наций и границ
исчезает. Только ты и те, с кем тебе хорошо. И Южный берег с треском цикад и
яростным сиянием звезд, с которыми здесь соперничать некому. А есть еще
«карманные» пляжи Казантипа и Тарханкута и 100 километров золотого песка
Арабатской стрелки!
У каждого из этих мест
свои фанаты и своя история, уникальные схемы выживания и тайные обряды общения с
местными привидениями.
Есть и сухопутные
твердыни российского нудизма. Одна из них, и на самом деле, — цитадель
средневековой крепости Мангуп, естественно со своим романтически-беспощадным
привидением — Мангупским Мальчиком.
Время, когда на нудистов
устраивали облавы, уже прошло, «волосатики»—хиппи облысели и обзавелись внуками.
Так что крымский нудизм имеет патриархальный характер, а на место нигилизма и
контркультурного напряжения пришли консерватизм и святость традиций.