ПО ПЕЩЕРНЫМ ГОРОДАМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТАВРИКИ
Ваш персональный гид по Крыму
Чуфут-Кале,
Тепе-Кермен,
Кыз-Кермен, Эски-Кермен,
Мангуп-Кале,
Сюйреньская крепость, Качи-Кальон,
Шулдан, Челтер-Коба и др.
Уважаемые жители и гости полуострова!
Путешествуя по горному Крыму, вы
познакомитесь с изумительными пейзажами заповедных лесов и урочищ, горными
реками и водопадами, средневековыми пещерными городами и укреплениями. Для
выбора наиболее интересных путешествий, на карту нанесены рекомендуемые маршруты
и туристские стоянки. Они предложены государственными лесохозяйственными
предприятиями с учётом особенностей посещения территории. На рекомендованных
маршрутах нет крутых подъемов и спусков, имеются источники воды, места для
привалов и стоянок. Маршруты проложены с учетом возможности посещения интересных
исторических и природных памятников. Большинство из этих маршрутов могут быть
использованы для путешествий на горном велосипеде.
Посещение территорий природно-заповедного фонда осуществляется только по
установленным экологическим маршрутам.
Использование рекомендованных маршрутов обеспечит определение вашего
местонахождения, максимальную безопасность, рекреационное обслуживание,
своевременное оказание помощи в случае возникновения экстремальных ситуаций.
КАК ПОЯВИЛИСЬ "ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА"
Идущие споры о времени и обстоятельствах происхождения "пещерных городов" не
оставляют равнодушными туристов, путешествующих по живописным горным тропам
Крыма. Один из первых вопросов, который задают при посещении "пещерных городов"
- их происхождение.
Население средневекового Крыма сформировалось на базе разноэтнических групп,
пришедших на полуостров в разное время. Уже в середине I тысячелетия до н. э.
картина была довольно сложной. В юго-западной части полуострова соприкасались
скифы, тавры и греки-элины. В III в. полуостров испытал нашествие племен готов.
Осели готы в юго-западном Крыму.
В конце IV в. равнинная часть Крыма оказалась под властью гуннов. Противостоять
этим азиатским наездникам было невозможно уже в силу их многочисленности.
Единственная труднопреодолимая для них преграда - горы, стали надежной защитой
для населения полуострова. Здесь они начинают строить укрепленные поселения.
Собственно городами были Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале, Кыз-Кермен.
Помимо чисто оборонительных функций, они играли важную роль как центры ремесел и
торговли. Своеобразными феодальными замками были Бакла, Тепе-Кермен, Сюйреньская
крепость, Каламита, Кыз-Куле.
В сооружении "пещерных городов" была заинтересована и Византия, в сферу
политических интересов которой в то время входила юго-западная Таврика, Южный
берег и Херсонес. Надо полагать, что византийцы оказывали местному населению
существенную помощь при возведении многих из этих городов. От византийцев
местное население принимает христианство, при их поддержке строятся крепости на
гг. Мангуп и Эски-Кермен. Из восточных провинций Византийской империи бегут в Таврику монахи иконопочитатели, гонимые иконоборческим движением. Именно в этот
период в Таврике возникает большое количество храмов и монастырей, особенно на
Южном берегу и в горах. Наиболее известны "пещерные монастыри" Бахчисарайского
района - Успенский (ныне действующий), Качи-Кальон, Челтер, Шулдан (кстати,
подобные пещерные монастыри, сооруженные иконопочитателями, имеются и в Южной
Италии и Сицилии, которые в то время тоже были окраиной Византии).
Города-крепости возводились местными жителями в период существования реальной
угрозы нашествий кочевых степных племен (гуннов, тюрок) и служили для защиты и
укрытия населения от этих набегов. При этом многие из этих сооружений возникли
на местах таврских укреплений и поселений (а может и ещё более древних), поэтому
унаследовали от них ряд строительных приемов и традиций.
Как правило, эти города-крепости возводились в стратегически важных, удобных для
обороны местах, поблизости от горных проходов и торговых путей. На подступах к
Херсонесу возникли Каламита, Эски-Кермен, Кыз-Куле, Мангуп. На склонах речных
долин, которые служили естественными проходами вглубь полуострова и на
побережье, сооружаются Бакла, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен, Сюйреньская крепость,
Чуфут-Кале.
Судьбы "пещерных" городов различны. Не раз они подвергались нападению различных
захватчиков. В одних жизнь угасла ещё в X-XIII вв, другие просуществовали до XVIII в. Ныне только вырубленные в известняке пещеры, храмы, лестницы и колодцы
стойко сопротивляются действию всеразрушающего времени, напоминая о давней и
самобытной истории этих мест.
ЧУФУТ-КАЛЕ - наиболее сохранившийся "пещерный город". В письменных источниках
крепость упоминается в 1299 году под названием Кырк-Ер, Кырк-Ор (сорок
укреплений). Первоначальное же название города неизвестно. Возникновение
укрепленного городища относят к VI в., а его основателями считают сармато-алан.
С VIII в. городом владели хазары, а после их их ухода из Таврики город
становится центром христианского Кыркорского княжества.
В 1299 году войска татарского темника Ногая во время очередного набега на Крым
захватили Кырк-Ор.
Позднее, с образованием Крымского ханства, сюда была перенесена ставка хана, и
город-крепость стал временной столицей ханства.
Здесь татары поселили караимов. Те для защиты своего поселения в конце XIV
начале XV века воздвигли еще одну, восточную, оборонительную стену и три башни.
Они сохранились.
После ухода татар в Бахчисарай, в свою новую столицу, караимы остались в
"пещерном городе", который татары стали называть Чуфут-Кале (иудейская
крепость). Караимы же называли свой город Джуфт-Капе (двойная крепость).
В середине XIX столетия караимы постепенно покинули свое родовое гнездо Джуфт-Кале, расселившись по Крыму: в Бахчисарае, Симферополе и Евпатории. В
Евпаторию переместился и духовный центр.
В Чуфут-Кале немало объектов, привлекающих сюда туристов и экскурсантов:
оборонительные сооружения крепости, хорошо сохранившийся Мавзолей Ненкеджан-ханым (Джанике-ханым), дочери хана Тохтамыша. Рядом с мавзолеем
остатки старой мусульманской мечети, сооруженной в 1346 году, искусственные
пещеры. Хорошо сохранились две караимские кенасы и жилой дом, в котором проживал
известный востоковед, караимский ученый А. С. Фиркович (1786 -1874 гг.).
А совсем недавно у стен Чуфут-Кале было сделано потрясающее открытие. Недалеко
от Малых ворот раскопана подземная 80-метровая галерея и 30-метровый колодец,
вероятно очень древнего происхождения. Там же был обнаружен клад из нескольких
тысяч золотых и серебряных монет XIV-XV вв.
Внизу, в верховье Иосафатовой долины, названной так в честь одноименной долины,
которая находится в Иерусалиме, среди вековых деревьев приютилось старинное
караимское кладбище. Кладбище и дубовая роща Балта-Тиймез (топор не коснулся)
святое место для караимов.
Дорога на Чуфут-Кале
Мавзолей Джанике-ханым
Свято-Успенский монастырь
СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - один из старейших в Крыму. Он основан он
предположительно в конце VIII - начале IX веков неподалеку от Чуфут-Кале.
После захвата полуострова монголо-татарами многие монастыри прекратили свое
существование. Успенский сохранился, и с конца XV века стал центром православия
в Крыму (после захвата турками княжества Феодоро здесь находилась резиденция
митрополита Готской епархии). История монастыря примечательна тем, что
существовал он бок о бок со столицей ханства и был действующим до 1778 года,
когда русское правительство из Крыма в Северное Приазовье переселило основную
массу христианского населения полуострова. В середине XIX столетия началось
постепенное возрождение христианских монастырей в Крыму. В 1850 году первым был
открыт православный Успенский скит.
Во время Крымской войны в помещениях монастыря располагался госпиталь, на
старинном монастырском кладбище есть захоронения умерших здесь участников
Севастопольской обороны.
К началу XX столетия Успенский скит представлял собой уже значительный комплекс,
состоявший из пяти церквей, часовен и многих монастырских зданий. Однако в 1921
году монастырь закрыт, церковные святыни конфискованы, и он постепенно пришел в
полное запустение, стал разрушаться.
В последнее десятилетие главная церковь монастыря Во имя Успения Богородицы была
отреставрирована, и в 1993 году здесь открыт мужской монастырь.
СЮЙРЕНЬСКАЯ КРЕПОСТЬ сооружена примерно в VIII в. и была феодальным замком
владетеля окрестных сел Бельбекской долины. На мысе Куле -Бурун неплохо
сохранилась крепостная башня диаметром 8 м с остатками оборонительных стен общей
протяженностью 92 м. На башне сохранилось купольное перекрытие со следами
фресковой росписи XIII-XIV вв. Вероятно в это время в верхнем этаже башни была
устроена часовня.
Неподалеку от крепости находился небольшой пещерный монастырь
ЧЕЛТЕР-КОБА,
основанный в VIII-IX веках и носивший тогда имя Святого Федора (Теодора).
Основали его бежавшие из Византии монахи-иконопочитатели. Здесь был целый
комплекс монастырских помещений, вырубленных в скале - кельи, трапезная, склады.
А в огромной карстовой пещере находилась главная святыня монастыря - пещерный
храм площадью 150 кв. м. Это самое большое в Крыму пещерное храмовое помещение,
которое впечатляет и сегодня.
Крепость и монастырь просуществовали до XV в. и были уничтожены турками.
ГОРОДИЩЕ ТЕПЕ-КЕРМЕН (тепе - отдельно стоящая гора, кермвн - крепость) находится
в Качинской долине, примерно в 5 км от Бахчисарая, на одноименной горе-останце,
издали напоминающей корабль или остров.
С вершины горы (540 м над уровнем моря и 250 м над окружающей местностью)
открывается прекрасная панорама по долине реки Качи.
Эта крепость-замок возникла в V-VI вв. и, по всей видимости, принадлежала
местному феодалу, контролировавшему селения Качинской долины.
На поверхности плато рассыпаны остатки наземных построек - бывших жилых строений
и храмов. Церквей было несколько, наземных и пещерных. Наиболее интересная из
них находится слева от тропы, перед входом на плато. Особенность этой церкви VIII века в том, что помещение ее, высеченное в известняковом массиве, в длину
вытянуто не от входа к алтарю, как принято, а по обе стороны алтаря, в нижней
части которого высечены два одинаковых креста.
На Тепе-Кермене, площадь которого сравнительно невелика, огромное количество
пещер; их насчитывается более 250-ти. Расположены они на склонах в несколько
рядов. Нижние пещеры, как полагают, использовались для содержания скота и
хозяйственных нужд, верхние, что на западной стороне, представляли собой боевые
казематы, из которых защитники вели стрельбу из луков по нападавшим врагам.
Городище таит в себе немало загадок. До сих пор неясно, как на плато решалась
проблема водоснабжения - пока не обнаружено ни колодца, ни источника.
Вершина Тепе-Кермен и пещеры юго-восточного
склона
КЫЗ-КЕРМЕН (Девичья крепость) находится на соседнем, южном отроге горного плато,
отделенном от Тепе-Кермена глубокой балкой. Как и Тепе-Кермен, укрепление Кыз-Кермен стояло на перекрестке дорог, связывавших Херсонес и Южный берег со
степью. Город занимал значительную площадь и имел все предпосылки стать
значительным и крупным торгово-ремесленным центром того времени. Но не стал - в IX в. его разрушили хазары.
Во время раскопок обнаружены остатки раннесредневекового поселения и развалины
крепостной стены, которая перегораживала мыс в самом узком месте. В отличие от
всех других городищ здесь практически нет "пещерных" помещений.
В селе Верхоречье (бывш. Бия-Сала) можно осмотреть старое кладбище со старинными
надгробиями разных времен и самых разнообразных форм. Кладбище существовало
здесь ещё с готских времен. Здесь же находятся руины церкви Иоанна Предтечи XIV
в., от которой уцелели одна алтарная апсида и фундаменты. Находившаяся в апсиде
роспись, ныне перенесенная в музей, представляет немалую художественную
ценность.
КАЧИ-КАЛЬОН - средневековое поселение и монастырь находится на правом склоне Качинской долины, напротив села Баштановки. Расстояние от Бахчисарая 8 км, от Тепе-Кермена - 5 км.
Из Бахчисарая к Качи-Кальону можно проехать рейсовым автобусом, следующим до
села Баштановка. По пути следования, за селом Предущельное, где долина резко
сужается, почти над дорогой нависает Качинский навес (он огражден металлической
сеткой). В нем была обнаружена стоянка человека, жившего здесь в эпоху позднего
палеолита (40-10 тысяч лет назад).
Еще одна достопримечательность здешних мест - скала Таш-Аир (остановка "Второе Предущельное". Она знаменита скальными рисунками: обнаружены отдельные фрагменты
рисунков, нанесенных красной охрой. Это очень ценный памятник живописи
первобытных людей, относящийся, как считают ученые, к IV-III тысячелетиям до
н.э.
Еще немного пути - и покажется похожая на нос корабля скала Качи-Кальон. В
верхней части скалы трещины напоминают изображение креста. Отсюда и название
скалы - "Крестовый корабль". Поселение возникло здесь в VI в., а монастырь
возник позднее - в VIII-IX вв.
Тропинка, поднимаясь вверх, проходит мимо церкви, высеченной в отдельном обломке
скалы, мимо многоярусных пещер, бывших часовен, келий, хозяйственных помещений, виноградодавилен-тарапанов, вырубленных в скальном массиве, пока не приведет к
грандиозному куполообразному гроту с пещерами и источником святой Анастасии. Тут
размещались культовые сооружения монастыря. Площадь укрепленной части плато
около 1,5 гектара.
Монастырь просуществовал около тысячи лет. Во времена Крымского ханства
монастырь получал помощь от Русского государства. Как и Успенский,
Качи-Кальонский монастырь прекратил свое существование с переселением христиан в
Приазовье (1778 г.).
В середине XIX века две церкви были открыты у подножия отвесной скалы. Одна из
них -церковь (скит) святой Анастасии - была высечена в обломке скалы у первого
грота. Обе закрыты в 1921 году.
Грот с источником св.
Анастасии
Пещерная церковь Качи-Кальона
ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ ШУЛДАН расположен в скальном обрыве около села Терновка.
Возник он вероятно, в VIII в. на месте ранее существовавшего пещерного селения.
Его основателями были монахи-иконопочитатели, бежавшие из Византии.
Сохранились различные пещерные сооружения в нескольких ярусах, в т. ч. базилика
со следами росписи XII-XIII вв, крещальня, хозяйственные пещеры с зерновыми
ямами и другие.
С другой стороны села, виднеются другие "черные дыры" в отвесной скале. Это
монастырь Челтер, насчитывающий более 50 пещер, расположенных в 4 яруса.
Здесь, в одном из нижних ярусов, выделяется огромное помещение с пятью
колоннами, напоминающее языческое святилище. Почти треть помещения занимает
"помост", который считают гигантской виноградодавильней-тарапаном. Восточный
край этой пещеры обработан в виде небольшого христианского храма. Рядом с
пещерой видны несколько больших зерновых ям.
Оба монастыря существовали во времена Крымского ханства, как очаги христианства
в мусульманской среде. Им, как и другим крымским монастырям, ежегодно
выплачивались субсидии от Московского государства, что в немалой степени
способствовало выживанию центров греческой православной культуры.
ЭСКИ-КЕРМЕН находится в 8 км к западу от села Залесное. Как предполагают ученые,
эта крепость, с первоклассными оборонительными сооружениями, была возведена с
помощью византийцев в конце VI века для прикрытия подступов к Херсонесу, их
опорному пункту в Юго-Западном Крыму.
Довольно быстро она становится крупным центром ремесел и торговли. Каково её
первоначальное название - неизвестно.
В VIII в. город, как один из центров антихазарского восстания, был разгромлен
хазарами. Была разрушена вся система обороны города. Мощная крепость
превратилась в обычное поселение.
В 1299 году во время набега золотоордынского темника Ногая на Крым город был
окончательно разрушен и сожжён. Время довершило разрушение.
Особое внимание привлекает пещерный храм "Трех всадников", получивший свое
название за фрески, на которых изображены три всадника - святые Феодор
Стратилат, Георгий Победоносец и Дмитрий Салунский , а также пещерная церковь
Успения Богоматери.
На самом высоком месте плато сохранились остатки базилики христианского храма,
возникшего в VI веке вместе с крепостью. В верховьях балки Черкез-Кермен
находится "Храм Донаторов" (дарителей) с отдельными следами фресковой росписи.
Особый интерес у туристов вызывает также глубокий "осадный" колодец, которым
пользовались жители во время осады города. С поверхности плато вглубь массива
вырублена искусственная шахта с крутой лестницей из 77 ступеней.
На соседней скале стоит небольшая четырехугольная башня Кыз-Куле (Девичья башня)
остатки замка местного феодала или сторожевая башня, возведенная в X-XI вв.
после ухода хазар.
Вид пещер Эски-Кермена
МАНГУП-КАЛЕ один из самых интересных "пещерных" экскурсионных объектов
туристического Крыма. Находится в 2 км от села Залесного. В 1996 году
историко-археологический памятник Мангуп-Кале занесен ЮНЕСКО в списки уникальных
мировых исторических древностей.
В III-IV вв. мангупское плато заселяют скифо-сарматы, а первые укрепления
возникли в VI в. С помощью византийцев было возведено грандиозное крепостное
сооружение, не имевшее себе равных в Таврике. Поселение в то время
называлось Доросом.
В VIII в. город был захвачен хазарами, подвергся разрушениям и обезлюдел. С X в.
он известен как хазарская крепость Мангуп. После ухода хазар город, ставший
носить название Феодоро, становится центром одноименного христианского
княжества.
Во время нашествия золотоордынцев город и княжество устояли, хотя и были в
некоторой зависимости от татар. Это было крупное по тем временам христианское
княжество, занимавшее в пору своего расцвета в XV в. почти всю юго-западную
часть Таврики с портом Каламита (Инкерман).
В 1475 году, после полугодовой осады, Феодоро захватили турецкие войска. Двести
лет назад Мангуп покинули его последние жители, и некогда процветавший город
прекратил свое существование.
Тропа приводит к хорошо сохранившимся башне и оборонительной стене. Подобными
укреплениями были пересечены все балки и расселины.
Осмотр города-крепости обычно начинают с мыса Тешкли-Бурун, где находятся
крепость-цитадель, а также обширная искусственная пещера, ниже которой есть еще
одно помещение подземная тюрьма с вырубленными в скале одиночными камерами и
подпорным столбом посередине.
У вершины оврага Гамам-Дере - дворец последних владетелей княжества, точнее его
остатки. Неподалеку от него основание большого христианского храма. На плато
было много церквей, наземных и пещерных. Один из пещерных храмов находился у
юго-восточного обрыва.
В 2002 г. во время археологических раскопок на Мангупе была найдена уникальная
статуя древнегреческого бога Гермеса высотой 1 м 15 см, датируемая I в. н. э.
Дорога на Мангуп-Кале
Крепость-цитадель на мысе Тешкли-Бурун
Топографическая карта 1:50 000
(в 1см-500 м)
(1131
Кб)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Сплошные горизонтали рельефа проведены через 20 метров
Линии условной сетки
(синие) ориентированы с севера на юг и с запада на восток.
Обозначения
квадратов условной сетки можно использовать для целеуказаний.
Издание НПП "Союзкарта", 2003 г. Редактор: А.П.Павленко. г. Симферополь.
© НПП "Союзкарта", 2003
© ТС ВС Украины, 2003 (топографическая основа)
© ВКЧ ТС ВС Украины, 2003 (подготовка к изданию)
Фото: А. Павленко, Д. Литвинов.