Изменения в ПДД Украины от 08.10.2008 г.
1. 08.10.2008 вступили в силу изменения в ПДД Украины.
Для иностранных водителей наиболее интересны следующие из них.
1.1 Узаконен эксперимент, разрешавший поворот на запрещающий сигнал светофора
если к нему прикреплена белая табличка с зеленой стрелкой, указывающей
направление поворота (обычно это правый поворот). По обновленным ПДД стрелка
размещается на уровне красного сигнала светофора вертикального типа. Сохранилось
и условие для поворота: маневр не должен помешать машинам, едущим на свой
разрешающий сигнал.
1.1.1 Обратите внимание: такая стрелка не является дополнительной секцией
светофора. Поэтому в направлении, указанном стрелкой, конечно же, можно
поворачивать и при "зеленом" сигнале с вашей стороны.
1.2 Отныне ребенка ростом до 145 см. или не достигшего 12 лет в / на Украине
можно перевозить в машине, оборудованной ремнями безопасности, только в
устройстве, позволяющем пристегнуть ребенка (проще говоря, нужно автокресло или
так называемый
бустер).
2. В конце сентября 2008 года Верховная Рада Украины приняла закон (а 14 октября
его
подписал Президент) о внесении изменений в КоАП Украины и ряд других
законов, существенно ужесточающих санкции за "дорожные" нарушения. Документ
вступает в силу через месяц после официальной публикации, но пока в печать не
ушел.
Вкратце, суть поправок сводится к следующему.
2.1 ИДПС-ам вернули право изымать на дороге водительское удостоверение (далее ВУ)
за нарушения, одной из санкций за которые является лишение права управления.
Рассматривать такие дела и выносить постановления по ним, как и прежде, будет
суд. Взамен изъятого ВУ будут выдавать временное удостоверение, действительное
до рассмотрения дела судом, но не более чем в течение трех месяцев. Если через
три месяца постановление так и не будет вынесено, ВУ должны вернуть без
разговоров.
2.2 Депутаты подарили ИДПС-ам право временно задерживать автомобиль и изымать
талон о прохождении гостехосмотра при выявлении любых неисправностей при которых
эксплуатация авто запрещена. Машина будет находиться на спецстоянке до
рассмотрения дела, но не более трех дней и совершенно бесплатно. Хоть на этом
спасибо. По идее, изымать талон ГТО у иностранцев будет нельзя, т.к. в норме
идет речь об украинском государственном техническом осмотре. Впрочем, эвакуации
более чем достаточно.
2.3 В дополнение к ситуации с неисправностями легализована принудительная
эвакуация авто за управление машиной без регистрационных документов или при
подозрении нетрезвого состояния водителя (если рядом нет трезвого водителя с ВУ).
Сейчас это "разрешено" лишь инструкцией по деятельности ДПС.
2.4 Порядок временного задержания ВУ, талона ГТО и машины должен утвердить
Кабмин Украины. По моему глубокому убеждению, до этого момента ничего из
перечисленного ИДПС делать НЕ МОЖЕТ. Однако, не приходиться сомневаться, что
дорожные милиционеры и их начальство не станут обращать внимания на такие
"мелочи".
2.5 ИДПС-ам вернули право выносить на месте постановления о привлечении к
административной ответственности за ряд стандартных нарушений ПДД (В частности,
превышение скорости более чем на 20 км/ч, но менее чем на 50 км/ч, нарушение
требований разметки или дорожных знаков, нарушение правил проезда перекрестков
при условии, что все это не создало аварийную ситуацию). Но штраф, как и сейчас,
можно оплатить только через банк.
2.6 Штрафы за все нарушения выросли. Впрочем, "выросли" - это неудачное слово.
Штрафы рванули на недосягаемые высоты по сравнению с нынешним размером.
Например, "подорожало" с 8,5 - 17 грн.:
- до 255 - 340 грн. - превышение скорости на 20 - 49 км/ч;
- до 425 - 510 грн. - нарушение правил проезда перекрестков;
- до 510 - 680 грн. - проезд на "красный".
2.7 В КоАП Украины появляется норма о возможности привлечения собственника авто
к административной ответственности за нарушение, зафиксированное автоматическими
устройствами фото- и видеосъемки (кроме нарушений, находящихся в ведении суда).
Избежать этого он сможет только если докажет, что за рулем машины в момент
нарушения не находился. Теоретически в отношении собственников иностранных авто
эта норма тоже применима, поскольку в середине 2008 года МВД и Госпогранслужба
Украины (и еще несколько ведомств) договорились о ведении единой базы данных, в
которой есть сведения о ТС, пересекших границу страны. Только очень сомнительно,
что в срок, отведенный на вступление закона в силу, да и дальше система
автоматической фиксации нарушений успеет заработать в полную силу.
2.8 Небольшой ложкой меда в бочке дегтя является уточнение понятия "аварийная
ситуация" за создание которой лишают права управления сейчас и продолжат лишать
в будущем. Так вот, создание "обстановки" должно быть подтверждено показаниями
свидетелей (то есть как минимум двух, ибо в норме использовано множественное
число), технических устройств, устройств фото- и видеонаблюдения. По нынешней
редакции КоАП Украины для признания ситуации аварийной ничего из этого не
требуется - достаточно того, чтобы из-за действий водителя, по мнению ИДПС-а,
другой автомобиль или пешеход резко сменил направление движения, затормозил и
т.п.
2.9 Каких либо особенностей привлечения иностранцев к административной
ответственности поправки НЕ УСТАНАВЛИВАЮТ. Это означает, что у вас по прежнему
нельзя будет изъять ВУ до оплаты штрафа, нельзя, без оформления
административного задержания, доставить вас в суд для рассмотрения дела.
2.10 Не появятся в законодательстве Украины и нормы о том, что до уплаты штрафа
иностранца нельзя выпускать из страны. Единой базы данных по лицам, привлеченным
к административной ответственности в / на Украине пока нет, поэтому пограничники
даже теоретически не в состоянии испортить жизнь оштрафованному иностранцу.
С уважением,
Антон Дыбов.