Растительный мир Крыма
"...Природа во всем, как ясный и строгий художник,
чувство меры хранит, стройной верна красоте".
И. С. Тургенев
Природа Крыма волшебно прекрасна и сказочно удивительна. Когда в горах ещё лежит снег, трезвучие солнце, море и земля преображают Южнобережье в цветущий край. Здесь бьется свой, особый пульс жизни. Сюда стекаются со всех концов жаждущие насладиться красотой, воздухом, напоенным запахом трав и деревьев, очищенным силой моря, гор и степей.
Деревья и кустарники
В Крыму около 2400 видов растений, из которых на деревья приходится 77 видов. Кустарников —113 видов. Приурочена древесная и кустарниковая флора к предгорной и горной части полуострова: древесная — в основном к горной, занимающей всего 700 квадратных километров.
У самого южного склона Крымских гор на прибрежной песчано-галечниковой полосе, ширина которой 10—60 метров, растут только травы, полукустарники и кустарники (испанский дрок, три вида тамариксов и растопыренно-ветвистая курчавка отогнутая из семейства гречишных). Выше по склону, до высоты 350—400 метров над уровнем моря, расположены шибляковые сообщества, в которых профессор Н.И. Рубцов выделяет три группы: первую, где главной породой является дуб пушистый; вторую, где к этому виду дуба присоединяется можжевельник высокий; и третью, в составе которой тоже две господствующие породы — дуб и фисташка туполистная. Первая группа шибляков самая распространенная и встречается от Севастополя до Феодосии. Сопутствующие древесные породы в различных группах шибляков — ясень, сосна крымская, земляничник мелкоплодный, а из кустарников — грабинник, кизил, держидерево, ладанник, боярышник, скумпия.
Начиная с высоты 900—1000 метров идут леса из бука и сосны обыкновенной с подлеском из скального дуба, граба, рябины, клёна, осины.
В скалистых, влажных местах, среди буковых и дубовых лесов встречаются единичные экземпляры тиса ягодного — древнейшей реликтовой породы, дошедшей до нас со времен третичного периода.
На высоте 350 северного макросклона начинается пояс дубовых лесов. Здесь сопутствующие древесные породы и кустарники — клён, рябина, ясень, липа, держи-дерево, грабинник, кизил, бересклет, сумах, лещина и можжевельники — высокий и колючий. В подпоясе скального дуба, в дополнение к ним, — бук, граб в грабинниковых дубняках и черешня (птичья вишня) в кизиловых дубняках.
На северных склонах, Бабугана (ущелье Яман-Дере) на высоте 1200 метров над уровнем моря в сосновых лесах встречается в качестве небольшой примеси берёза повислая с целой "свитой" растений, которые сопутствуют берёзе в более обычных для неё северных местах произрастания.
Рассказ о древесных растениях Крыма будет неполным, если не упомянуть о парковых деревьях-экзотах и плодовых деревьях-вселенцах. Под ними заняты большие площади, охотно выращиваются они крымчанами и в частных хозяйствах.
Сосна
Все растущие в Крыму сосны — крымская, пицундская и обыкновенная — цветут в мае. Мужские и женские цветки собраны у них на одном и том же дереве в разнополые соцветия. Опыляют сосны не пчелы, а ветер. Митрополит Кирилл, обучавший детей князя Голицына началам ботаники, так объяснял им великое таинство зачатия новой жизни в растительном царстве: "Видите, чада мои, и финики, и сосны, подобно человеку, два поля имеют — мужеский и женский. И растения немы, безгласны, как могли бы они поведать о том, женский пол мужескому? И вот ветер и пчела— они как бы бракосочетают меж собою растения".
После оплодотворения семена в шишках созревают через год, к октябрю, но раскрываются они только ранней весной следующего года. Плодоносят сосны нерегулярно, а с перерывом в три-пять лет.
Крымские сосны богаты смолой. П. Паллас писал, что в окрестностях Алупки сосновые леса сведены людьми, занимавшимися подсочкой, и что смола алупкинских сосен ничуть не хуже полученной от российских В наше время сосновая древесина идет на телеграфные столбы, причалы, дамбы, портовые сооружения. Доски и брусья незаменимы в домовом строительстве, производстве мебели, в судо- и вагоностроении; из сосны получается бочарная клепка, клавиатурная дощечка, струнные музыкальные инструменты, включая скрипки: "...и кажется, что в скрипке оживает немое сердце спиленной сосны". Продуктами химпереработки древесины являются дубильные вещества, масла, спирт, бумага, древесный уксус, синтетические ткани. Особое и далеко не последнее место занимает сосна в народной медицине. Пожалуй, именно сосна — один из древнейших целителей человечества. На глиняных табличках, покрытых клинописью, пять тысяч лет тому назад уже были записаны 15 различных рецептов, где фигурировала сосновая смола. Древние шумеры использовали хвою для припарок и компрессов. Скипидаром лечили прострелы и простудные заболевания, а о противоцинготных свойствах сосновых шишек, побегов и хвои впервые поведали миру северяне-поморы, то есть именно те, кто наиболее часто страдал от цинги. При Петре 1 строившие Петербург мужички ежедневно получали водку, настоянную на хвое, а, начиная с XIX века "сосновые снадобья" непременно дрались с собой всеми плавающими и путешествующими. В Великую Отечественную войну настои из хвои спасли многих ленинградцев от цинги, особенно немилостивой к голодным, ослабленным людям. В настоящее время "хвойная лапка" — основное сырье, из которого получают витамин С.
Современная медицина отвары из почек сосны рекомендует как отхаркивающее, мочегонное средство, для лечебных ванн и ингаляций. Витаминизированной хвойной пастой лечат раны, она входит в противоастматическую микстуру Траскова. Кроме этого, сосна целиком, в живом благоденствующем состоянии — отличная санитарно-гигиеническая порода и применительно к ней вполне уместна турецкая пословица: "В деревне, где много деревьев, мало могил". Совершенно точно установлено, что летучие выделения сосны полезны людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, они губительно действуют на туберкулезную палочку. Именно этим объясняется целебность Южного берега Крыма для легочных больных.
Многие народы почитали сосну как символ жизни, плодородия, вечности, долголетия, верности долгу и принципиальности. В Японии сосна, покрытая снегом, символ счастливой, долгой старости, а на Руси из сосны резали маленьких избяных и карманных божков и огромных богов для языческих капищ. На Руси на деревенских свадьбах в свежеиспеченную свадебную ковригу втыкалась как пожелание здоровья и долголетия крошечная сосенка. В Крыму в настоящее время сосняки тоже неприкосновенны. Вырубка горных лесов, и сосняков в том числе, категорически запрещена.
Плоды жизни
Предание повествует о том, что до появления на земле Адама и Евы розы, терн, ежевика и прочие зеленые "оруженосцы" были лишены колючек, и только после их грехопадения эти и некоторые другие растения приобрели их. Существенная выгода от появления вторичных новообразований очевидна. Не будь колючек, так бы их человек и животные обирали, что и на развод не оставили. Ведь пищевые, витаминные и лечебные достоинства шиповника задолго до человека распознали зверье и птицы.
Значение шиповника как члена растительного сообщества сводится к тому, что плодами его питаются птицы и звери. Пыльцою пользуются многие насекомые. Корни шиповника намертво закрепляют эродированные склоны и осыпи, а в колючих кустах его гнездятся и выводят потомство некоторые виды воробьиных птиц. Особенно часто — сорокопут. Из 12 видов крымских шиповников самый распространенный собачий, или роза собачья. Растет он по оврагам на лесных опушках, в дубовых лесах, среди скал и на каменистых осыпях. Цветут шиповники на стыке мая-июня. Август для этих растений — месяц начала покраснения и созревания знаменитых плодов. Биохимики обнаружили в плодах богатый набор витаминов (А, В1, В2, С, Е, РР, К, Р) и микроэлементов (марганец, кобальт, молибден, медь, хром, кальций, магний, железо). Львиная доля неполадок в организме человека и животных связана именно с недостатком тех и других.
Использование растения в качестве лекарственного насчитывает несколько тысячелетий. О нем знали древние греки, римляне и медики Тибета, а Гиппократ расхваливал его 2500 лет тому назад. У нас в Отечестве в давние времена цветки, плоды и корни шиповника считались чуть ля не основным лечебным сырьем и их с выгодой обменивали на драгоценные ткани и меха. Во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова за шиповником снаряжались целые экспедиции и к сбору его обязывали население целых деревень. Организованный и частный сбор плодов шиповника практикуется в Крыму повсеместно, но особенно широко в Белогорском районе. Однако в Бахчисарайском районе и в окрестностях горы Опук (Керченский полуостров), где гнездятся взятые под охрану государства птицы, сбор шиповника запрещен. Не рекомендуется его также собирать вдоль крымских автострад, где плоды перенасыщены свинцом выхлопных газов.
Липа
Когда-то тянулись по Руси на многие версты сведенные ныне леса из медового дерева — липняки. В пору цветения воздух напитан был томящим, густым ароматом, а на земле, меж стволов, солнечные монеты-кругляши вроссыпь. Совсем как у французского поэта Эдмона Ростана: "О солнце! Там, где тень от лип густа и ароматна, кидаешь ты такие пятна, что жалко мне ступать по ним".
В Крыму растут три вида лип: кавказская, сердцевидная и эндемичная липа пушистостолбиковая. Кавказскую можно встретить в буковых лесах, пушистостолбиковую — на Южнобережье и северных склонах гор, а редко встречающаяся сердцевидная "по характеру" скалолазка, очень любит селиться в верхнем поясе горного Крыма.
Цветут деревья дней 10—12, нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной, и у пчел от старательности и спешки аж затылки взмокшие. Иначе никак нельзя. Прозеваешь — зимой наголодаешься. Так стараются, что даже ночь прихватывают, летают. Форменный пчелиный аврал.
А липовых малышей Вы видели? В самые первые месяцы жизни торчит из земли этакий, с английскую булавку, "хвостик", на вершине которого в растопырку два листочка, похожих не то на отпечаток кротовых лапок, не то ребячьих ладошек. Никакого сходства с породившей мамашей. Пройдешь мимо и даже в голову не придет, что липа и эта смешная зеленая кроха кровные родственники.
Фисташка
Род фисташек очень древний. Отдельные его представители появились на Земле ещё в третичный период. В нашей стране дико произрастают два вида этих реликтовых растений: фисташка настоящая, или съедобная (клекотино дерево, фишта), и фисташка туполистная, или, как её ещё называют, терпентин, кевовое, скипидарное, ладанное дерево. Последняя встречается и в Крыму.
Высота крымских фисташек небольшая, 8—10 м, ствол мощный, крона приземистая, сильно разветвленная, листья сложные, с сильным смолистым запахом. Цветет фисташка нерегулярно, с перерывом в 2—4 года. Осенью женские экземпляры деревьев покрываются яркими, собранными в кисти плодами. Плод — костянка с очень твердой скорлупой, во многих из них семена либо не образуются вовсе, или ещё незрелыми их выедают насекомые. По этой причине, а ещё потому, что молоденькие всходы вытаптывает и скусывает скот, фисташка размножается очень плохо. Но если деревце убережется от скота и войдет в силу, жизнестойкости его можно позавидовать. В условиях крайней сухости воздуха, высоких температур и недостатка влаги дикая фисташка ухитряется выкачать из земли 15—20 т воды за летний сезон. И в этом ей безотказные помощники — корни. Масса корневой системы у этого растения столь велика по сравнению с надземной частью, что последнюю сравнивают с видимой частью айсберга, основная часть которого находится, как известно, под водой.
По долголетию фисташка приближается к дубу. В Крыму встречаются экземпляры, возраст которых перешагнул за тысячелетие. Поросль от старейших фисташек до сих пор живет на месте средневековых поселений, у родников. Возраст этих порослевых деревьев около 900 лет. Первое описание дикой фисташки в Крыму и присущих ей полезных свойств было сделано К. И. Габлицем в его классическом труде "Физическое описание Таврической области по её местоположению и по всем трем царствам природы". В нем автор сообщает, что, "кроме приятного его вида", имеет это дерево и другие полезные качества и что в конце июля наполняется оно "жидкой смолистой матернею, которая приятным своим бальсамическим запахом походит на Мекской бальсам".
В живице дикой фисташки 70—75% смолы и до 25% эфирных ароматических масел. Наиболее интенсивное смолообразование наблюдается в июле — августе. В это время подсочка одного дерева может дать от 40 до 100 граммов живицы. Дереву она нужна для заживления ран и порезов, ну а человек, в соответствии со своими нуждами и соображениями, использовал по-разному. Древние греки сжигали канифоль (составная часть живицы) во время религиозных обрядов, а финикийцам смола фисташки нужна была для обработки деревянной посуды. В странах Азии и Востока она шла для ароматических курений и, как выразился Габлиц, "для благовонной жвачки". В Крыму дикую фисташку называли саккис-агач — смоляное дерево и считали, что постоянное жевание фисташковой смолы уничтожает неприятный запах во рту, очищает и укрепляет зубы и десны.
О применении фисташковых смол в народной медицине известно не так уж много. В России, по данным XIX века, они входили в состав мазей и пластырей, излечивающих ревматизм. Шла фисташковая смола и на приготовление мазей, заживляющих старые язвы и раны, для чего её стапливали с воском и сливочным маслом. Около тысячи лет назад ею пользовал своих пациентов знаменитый Ибн Сина (Авиценна). Современные фармацевты делают из смолы фисташки лекарство, которым лечат ожоги, трещины на коже и пролежни.
Древесину фисташки называют либо русским эбеном, либо бакаутом. Бакаут — произрастающая в тропиках Америки порода с очень твердой древесиной. Последнее название особенно прочно прижилось в Крыму. В одной из старых книг писалось, что дикая фисташка стоит в одном ряду с лучшими породами: самшитом и розовым деревом, так как её древесина очень плотная, тяжелая (тонет в воде), а по крепости "превосходит дуб и приближается к кости".
Крайне мизерные по площади фисташники Крыма абсолютно неприкосновенны из-за их громадного противоэрозийного значения. Лесоводы Крыма ещё в первой четверти нашего века писали о том, что туполистную фисташку не рубить, а сажать надо. Особенно на эродированных склонах и в восточной безлесной части полуострова.
И ещё. Хорошо бы сажать молоденькие деревца с привитыми в их крону черенками настоящей съедобной фисташки. В свое время сотрудники Никитского ботанического сада немало потрудились над разработкой методики прививки съедобной фисташки в крону дикой.
Говорят, что впервые настоящую, съедобную" фисташку на дикую привил в Крыму в начале XX века директор Никитского ботанического сада Ф.К. Калайда. По другим данным эта операция была освоена ещё в XVIII веке. Именно так появилась в Крыму крупноплодная азиатская съедобная фисташка.
Площадь под фисташкой туполистной в Крыму сегодня заметно сократилась. А ведь польза от деревьев двоякая; в надземной части будут зреть плоды, а отлично развитая корневая система притормозит эрозию почв, по причине которой Крым и сейчас теряет тысячи гектаров плодородных земель.
Все старые тысячелетние: фисташки сейчас в Крыму на учете, они в сфере внимания человека. В 1980 году фисташка туполистная внесена в Красную книгу — это дерево встречается только в Крыму.
Бук
В Крыму растут два вида бука — восточный и обыкновенный. Латинское название бука означает "кормящий, питающий". В его орешках около 30—40% вкусного масла, много белков" витаминов. Обильно плодоносит бук раз в три-четыре года, и в это благодатное время иждивенцев у него по осени хоть отбавляй: олени, кабаны, лисы, мыши, белки, косули, голуби-витютни, дятлы, сойки и ещё многие животные, в том числе и домашние: куры, свиньи, козы, овцы.
Промышленных заготовок буковых орешков в Крыму не ведется, и люди собирают их в порядке частной инициативы для скота и для себя лично, причем те, кто собирает, хорошо знают, что сырые орешки вызывают головную боль, а поджаренные, в которых высокими температурами разрушен алкалоид фагин, очень вкусны и питательны. В Карпатах, где ведется организованная заготовка буковых орешков, их постоянно добавляют в славящиеся своим вкусом хлебобулочные изделия. На Кавказе из тех же орешков делают различные сладости: козинаки, джандухи, халву. Буковое масло вполне заменяет прованское, ореховое, маковое и миндальное и может идти на консервирование и приготовление вторых блюд, соусов, кондитерских изделий, салатов.
Внешность у бука броская, величественная. Цветет бук в апреле, одновременно с распусканием листьев, а впервые зацветает поздно — в 30, а то и в 60—80 лет.
Древесина у буков золотистая, расписанная "орнаментом", похожим на клинопись древних манускриптов. Ценится она очень дорого. За рубежом стоимость одного букового бревна равна стоимости легковой автомашины. У нас бука мало, а вырубка оставшихся горных лесов сейчас запрещена.
Используется буковая древесина на сапожные колодки, бочки для дорогих сортов вина, кухонную утварь, паркетную планку, гнутую мебель, музыкальные инструменты, ткацкие стайки, отделку кают и салонов самолетов. Хорош бук и для поделочных работ. На строительство бук использовался обычно там, где ощущался недостаток других, более подходящих для этой цели пород — дуба или сосны, а вот на строительство флота бук в Крыму в конце XVIII века вырубался довольно интенсивно. Если древесину перегнать, получится поташ, деготь, креазот. Последний эффективен в основном против кожных и ленточных заболеваний. Впервые о крымских буках как о лекарственных растениях написал в 1918 году русский ботаник В. Любименко.
В Крыму растут два вида бука — восточный и обыкновенный. Значение их как водоохранных и почвозащитных деревьев переоценить трудно. Практиковавшаяся до революции вырубка буковых лесов в Крыму привела к смыву почв с горных склонов, резкому обеднению и даже полному исчезновению водных источников.
Скумпия
В Крыму скумпию назвали "рай-деревом", по всей вероятности, за великолепную осеннюю царственно-пурпурную окраску листьев, которые единственные в живом мире владеют тайной красивой смерти. Именно этот кустарник ярчайшим багрянцем "поджигает" крымские предгорья и перелески в октябре. Скумпия явилась той красочно одаренной "волшебницей", которая вдохновляла многих поэтов. Вот как писал о ней М. Волошин:
Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры,
В огне кустарники...
Интересна легенда о появлении скумпии в Крыму. В древнем княжестве Мангуп мужчины ушли воевать, оставив жен, стариков и детей на горной вершине Баба-Кая, а внизу в пещерах разместили рабов. Рабы спустя некоторое время отказались повиноваться. Женщины собрали совет и решили уничтожить непокорных, но рабы узнали об этом, выкрали оружие и сделали женщин своими наложницами. Вернувшиеся мужья сочли для себя позорным сожительствовать с женщинами, имевшими детей от рабов, изрубили жен саблями и покинули страну. На их крови и возросли в Крыму скумпии.
Научная характеристика скумпии сводится к следующему. Крона густая, шаровидная, побеги голые, блестящие или опушенные, листья простые, очередные, синевато-зеленые. Женские и мужские цветки собраны в одной метелке. Плод — сухая костянка. Побеги при поражении выделяют млечный сок. Предельный возраст — 80—100 лет. Культивируют скумпию с 1650 года. В старых ботанических пособиях её можно встретить под именами желтинник, скомпия, жевтушник, красильщик, шевское дерево, матрач, кожевенное дерево и париковое дерево. Синонимами также являются три научных названия: скумпия обыкновенная, сумах красильный и скумпия коггигрия. Желтинником и красильщиком её назвали за ярко выраженные красящие свойства, а именем "париковое дерево" скумпия обязана пышным цветоносным метелкам, образующим над кустом как бы розовато-фиолетовый мягковолосистый "парик".
На службе у человека скумпия со времен незапамятных, и одна из древнейших областей её применения — дубление кож.
Интересна скумпия и для медиков. Из содержащихся в разных её частях танина и галловой кислоты изготавливаются лекарственные препараты (пираголол, секуринин, таноформ, таниган), благотворно действующие при кровотечениях, поносах, язвах, отеках, заболеваниях горла и кожи. Кора скумпии может заменить хну, а твердая, красивой текстуры древесина идет на мелкие поделки и музыкальные инструменты.
Дикие заросли и искусственные посадки скумпия имеют в Крыму большое почвозащитное и противоэрозийное значение, потому её столь часто можно увидеть на склонах оврагов, вдоль железных дорог, горных автострад и в лесозащитных насаждениях.
Можжевельник
Крымских можжевельников пять видов, но речь пойдет о можжевельнике высоком, или древовидном. Прежде всего потому, что этот "кровный" родственник кипариса, обладающий красотой и массой достоинств, в числе наиболее обижаемых людьми растений.
Можжевельник древовидный высок, строен, крона пирамидальная или яйцевидная, хвоя мягкая на ощупь, кипарисовидная, сизовато-зеленая. Шишкоягоды в зрелом состоянии черные, с легкой фиолетинкой. Кора на старых 100—200-летних деревьях лентовидно растрескивается и отслаивается.
Можжевельник крайне светолюбив, засухоустойчив, не боится морозов. Цветет в апреле. Мужские цветки похожи на желтенькие пушистые колоски, женские — будто зеленые, округлые почечки — провозвестники будущих шишкоягод. Хвоя у можжевельника держится на растении три-пять лет, меняется постепенно. Опадая на землю, быстро минерализуется. Со временем в можжевеловом лесу накапливается рыхлая подстилка, образующая нейтральный, "Сладкий" перегной, за что лесоводы дали можжевельнику почетное имя "отца почв". Можжевельник, как и муравьиные кучи, — показатель ягодных и грибных мест. Живет можжевельник иногда до 1000 лет, в Крыму — три-шесть столетий. Более старые поражаются гнилью и гибнут.
Приятный для человека запах высокого можжевельника совершенно невыносим для разного рода паразитов и вредоносных микроорганизмов. Люди пользовались обеззараживающими, фитонцидными и инсектицидными свойствами можжевельника с незапамятных времен. Сотрудники Никитского сада установили, что летучие выделения можжевельника убивают 30% содержащихся в воздухе микроорганизмов. Один гектар можжевеловых посадок способен оздоровить воздух целого города. Однако можжевельник — яростный противник городского образа жизни. Не приживается в городах, гибнет, протестуя против чрезмерной загрязненности воздуха.
Несмотря на то, что можжевельник в Крыму растет во многих местах, везде он крайне немногочислен. Поэтому пусть для каждого он будет трижды неприкосновенным. Можжевельник занесен в Красную книгу.
Кипарис
Сумароков в двухтомном сочинении "Досуги крымского судьи" писал о кипарисах: "Редкие и к роскоши служащие произрастания укореняются с успехом в Крыму". Эти красавцы-деревья — пришельцы из Греции.
О кипарисах говорится в сочинениях Конфуция и в Библии. Римляне уже в III—II веках до н.э. сажали их в своих зеленых двориках, а у греков и виэантийцев были священные кипарисовые рощи. Древнегреческий писатель-сатирик Лукиан, расхваливая храм Афродиты на острове Родосе прилегающим к нему садом, пишет, что там, рядом с плодовыми деревьями, "стояли те, которые горстов не приносят, некоторым красота заменяет плод: кипарисы и платаны до неба высотой...".
Практическому использованию кипариса может позавидовать любое дерево, кроме, пожалуй, сосны и дуба. Семена кипариса вылущивают дятлы, дубоносы, ими кормятся синицы, зарянки, воробьи, крапивники, зяблики. Вяжущие плоды кипариса в Турции употребляли против кровотечений, а в Крыму местное население запаривает их и принимает ванны от подагрических и артритных недугов.
В наше время работниками Никитского ботанического сада установлено, что эфирные масла кипарисов подавляют развитие стафилококков, туберкулёзной палочки и ряда других вредоносных для человека микроорганизмов. Ещё древние греки заметили благотворное действие кипариса на лёгочников и посылали своих больных в богатую кипарисами Кандию.
Кроме микроорганизмов, совершенно нетерпимо к запаху кипарисов относятся древоточцы и моль.
Древесина у кипариса твёрдая, прочная, противостоящая гниению и тоже ароматная. Это послужило причиной того, что кипарис считался символом нетленности и широко использовался не только в погребальных обрядах, но и на кресты, иконные доски, образа, распятия, четки, а также статуэтки богов. Отсюда и старая пословица: "Не из всякого дерева можно резать Меркурия".
Спрос на кипарисовые саженцы и кипарисовую древесину всегда был велик и продавались они по довольно высоким ценам.
Ценность кипарисовой древесины была так велика, что цари и полководцы древности, сдержав победу в завоевательных походах, разрушали дворцы и дома вельмож, чтобы извлечь её из построек и вывезти к себе на родину.
В античной мифологии кипарис был посвящен и подземным богам, и мертвым. Его высаживали на могилах, из него плели погребальные венки, ветвями его опоясывали траурные арки и алтари, им устилали путь мертвых. Богиня смерти Атропа, что в переводе с греческого значит "неизбежная", изображалась древними греками с ветками "дерева могил" — кипариса — на голове.
Разноязычные фольклорные источники объясняют появление кипариса на Земле по-разному. Персы считали это дерево порождением благоухающего рая. У Назона в кипарис был превращен юноша, случайно убитый на охоте Аполлоном. Согласно легенде крымского происхождения кипарисом обернулась девушка, стоявшая на берегу в тщетном ожидании погибшего в море возлюбленного. Стояла она, стояло да, и проросла в землю корнями и осталась на утесе красивым, печальным, деревом —родоначальником всех таврических кипарисов.
Кипарисы впервые завезены в Крым греками. Впоследствии, в конце ХVШ века, они вторично появились на полуострове благодаря заботам и попечению князя Потёмкина—Таврического.
Величавость, елейность и красота кипариса издавна привлекали внимание художников, поэтов, композиторов, архитекторов, поэтому он фигурирует во многих произведениях искусства. Так, любимым сюжетом картин Ван-Гога были подсолнечник и кипарис. Художник считал кипарис живым, "взывающим к солнцу" существом. Кипарисы можно увидеть на гравюрах А. Остроумовой-Лебедевой и на картинах Фрагонара, И. Айвазовского, Ф. Васильева. В Херсонесе в "Храме с ковчегом" кипарисы изображены на передней стенке бассейна, имя же украшены фонтаны армянского монастыря неподалеку от Старого Крыма.
Миндаль
Дикий миндаль растет в Азии, Афганистане, Иране. И на побережье Таврики это растение культивируется давно. В садах средневекового княжества Феодоро вместе с грушами, яблонями, сливами и грецким орехом рос и миндаль, одичавшее потомство которого до сих пор встречается на южных склонах Крымских гор.
Культура миндаля не получила ещё достаточно широкого развития, и полторы тысячи гектаров, на которых в Крыму выращивают миндаль, далеко не удовлетворяют спрос населения и таких отраслей промышленности, как пищевая, фармацевтическая и парфюмерная. Получить хороший урожай миндаля даже при тщательном уходе за ним не просто. Распускается он рано, резкие похолодания и заморозки сильно снижают, а иногда просто губят урожай плодов. Такое фенологическое неудобство характерно не только для крымских, но и для всех миндалей, вне зависимости оттого, где они растут. Будучи за границей, И.А. Бунин писал в Россию: "Миндальна Капри цветет в холода". Сотрудникам Никитского ботанического сада принадлежит заслуга в выведении мягкоскорлупых и неповреждаемых весенними заморозками позднецветущих сортов миндаля. Этот же сад располагает сегодня большой коллекцией плодового и декоративного миндаля.
Миндаль удивительно хорош в качестве декоративного дерева. Цветки у него белые, розовые и густо-розовые. Продолжительность цветения у разных видов и форм от двух до пяти недель. В одиночных и групповых посадках отлично выглядит миндале-персик с махровыми, похожими на мелкие розочки цветами. В последние годы эту форму начали размножать в Никитском ботаническом саду, чтобы использовать её для озеленения.
Цветение миндаля в Крыму — явление исключительное. Когда лопаются крупные красноватые бутоны, листьев на деревьях ещё нет. Проходит несколько дней — и все дерево в пушистой розовато-белой кипени пряно пахнущих цветков сплошь обсыпают отощавшие за зиму пчелы.
Грецкий орех
Карл Линней назвал это растение (в переводе с латинского) "царский желудь". Примерно десять веков назад привозили этот "зело лакомый плод" на Русь греческие купцы. С тех пор и укрепилось за ним название грецкий или греческий орех.
В Крым также орех завезли греки. Приступив к колонизации Таврики, они привозили из Греции и сажали в Крыму привычные и необходимые им растения. Среди них — грецкий орех и миндаль. Постепенно грецкий орех расселился по всему Крыму. До прошлого столетия на полуострове ещё встречались деревья, возраст которых исчислялся несколькими веками, и они поражали своими размерами воображение ученых и путешественников.
В XIX веке в Крыму наблюдается расцвет культуры грецкого ореха. Большую роль в экономике горного Крыма играли сбыт урожая оптом на местах, а также вывоз и продажа орехов за пределами полуострова. В девятисотых годах только одна Бельбекская долина давала до 100 тонн вкусных, полезных плодов. Славилась и Отузская долина, откуда тысячами пудов вывозили виноград, миндаль и орехи.
Позднее интерес к грецкому ореху несколько поубавился, и в 1941 году на всем полуострове насчитывалось 40000 разновозрастных деревьев. Впоследствии сотрудники Крымского сельскохозяйственного института, Никитского ботанического сада и других учреждений Крыма сделали очень много для выявления перспективных деревьев и улучшения их сортового состава. К 1950 году из 30000 обследованных деревьев было отобрано 400, которые в течение шести лет проверяли на морозостойкость, урожайность, качество плодов. В итоге ученые остановились на нескольких быстрорастущих и преимущественно тонкоскорлупных сортах — чтобы каждый орешек был каждому по зубам.
Живет грецкий орех 400—1000 лет, плодоносить начинает с 10—12 лет, наибольшие урожаи дает в 100—180-летнем возрасте. С одного дерева, в зависимости от обстоятельств, можно собрать от 10 до 300 килограммов плодов. Последняя цифра отнюдь не из категории рекордных. На одном плане генерального межевания владений Южного берега Крыма был обозначен гигантский орех, у которого имелось 16 владельцев. Каждому принадлежала всего одна ветвь, переходившая от дедов к внукам по наследству. Если учесть, что дерево давало более 100 тысяч плодов ежегодно, то их хватало всем.
У некоторых народов грецкий орех считался символом изобилия, достатка и долголетия. Древние греки преподносили друг другу плод ореха в торжественных случаях, у римлян грецкий орех — непременный участник свадебных обрядов. На Кавказе и в Молдавии до сих пор держится прекрасная традиция: родился ребенок — посади ему в приданое ореховое дерево.
Пищевые достоинства грецких орехов исключительны. Они не только полезны и питательны, но и вкусны. Наши предки говорили о них: "Маленький горшочек, а кашка вкусна". В орехах есть почти все, что требуется для нормального роста ребенка, начиная от жиров, белков, солей, микроэлементов и кончая роскошным "букетом" всевозможных витаминов.
Грецкие орехи нужно есть всем, но особенно людям пожилым, так как богатые насыщенными жирными кислотами масла грецких орехов очень полезны при атеросклерозе и непорядках в работе кишечника. Нуждаются в грецких орехах и люди, занятие которых требует больших физических нагрузок, а также выздоравливающие после тяжелых заболеваний и операций.
Первые завозимые на Русь орехи были очень дорогими и подавались только к царскому столу и на столы власть имущих. В наше время без грецкого ореха не приготовишь многие сорта мороженого, пирожных, печенья, тортов, конфет, восточных сладостей. В каждом шестом или седьмом рецепте приготовления грузинских, абхазских, армянских блюд упоминаются орехи (в супах, подливках, соусах 116 мясу, сладостях и т.д.).
Масло грецких орехов необходимо фармацевтам, работникам консервной промышленности. Незрелые орехи вместе с зелеными околоплодниками используются для получения витаминных концентратов, их маринуют в уксусе, добавляя специи. В Крыму местное население издавна варило из них оригинального вида и вкуса варенье. И, наконец, жареные, подсоленные ядра грецких орехов — ультрасовременная закуска к шампанскому.
О том, что животные любят грецкие орехи не меньше человека, наверное, и говорить не приходится. Кабаны, белки, барсуки и даже олеин, косули не упустят возможности полакомиться вкусным орешком, многие виды животных запасают их впрок.
Инжир
Фига, фиговое дерево, смоковница - инжир — одно из древнейших на Земле культурных растений. По свидетельству археологов, уже 5000 лет его возделывают в Азии. Более чем за 2500 лет до н.э. египетские мастера изображали на барельефах уборку урожая фиг, или, как их называли, винных ягод. В Греции культура инжира существует с IX— VIII вв до н.э. Когда и как это растение было завезено в Крым, точных сведений нет. П.С. Паллас связывает его появление с греческой колонизацией полуострова.
В Никитском ботаническом саду коллекция инжира в 1834 году состояла из 34 сортов. Через столетие их разнообразие возросло до 280. В настоящее время садоводы-любители и хозяйства Крыма выращивают 14 сортов интродукции и селекции сада. Культивируются у нас и сорта зарубежной селекции: Долматский, Адриатический, Кадета и др. Среди отечественных, очень вкусны Крымский черный, Никитский ароматный. Абхазский фиолетовый, Сочинский-7, Вахшский, Чапла и другие.
Все сорта принадлежат к одному и тому же ботаническому виду Ficus carisa. Живут деревья 100—200 лет, к плодоношению приступают чуть ли не в младенческом возрасте — на второй-третий год, к 7—8 годам дают приличные урожаи. В зависимость от климатических условий цветут деревья от одного до трех раз в год. Корневая система мощная, сильно разветвленная. Молодые побеги толстые, интенсивно зеленые, с млечным соком. Листья опадающие, крупные, с нижней стороны опушенные. Плоды инжира мелкие, хрустящие на зубах орешки. Находятся они внутри разноцветных (в зависимости от сорта) соплодий в основном округлой и грушевидной формы.
Прежде чем люди разобрались во всех тонкостях возделывания деревьев и оплодотворения его соцветий, было много домыслов, недоразумений и даже анекдотических случаев. А все потому, что цветков в самом обычном понимании этого слова ни у мужских, ни у женских деревьев нет. Утех и других — одинаковые мясистые грушки-урночки, которые на одних деревьях превращаются в нежные вкусные "мешочки с вареньем", на других — желтеют и опадают. Уяснить, почему так происходит, было нелегко, а тут ещё крошечные размеры фиговых ос, которых и заметить непросто, а уж то, что именно они и есть "гвоздь программы", и вовсе было трудно предположить. Ещё Аристотель знал о бластофагах и называл их "псен", но об истинном призвании их и назначении не догадывался, считал, что, проникая в недозревшие плоды инжира, эти "псен" предотвращают их опадание и только. Над загадкой инжира долго ломал голову Карл Линней, но до конца не решил её. Высказывалось предположение, что женские экземпляры деревьев —- это один вид инжира, мужские — другой. Когда натуралист Эзен привез инжир из Турции в Калифорнию и сказал, что в добавление к нему необходимо завезти в Америку и бластофагу, американские фермеры от души посмеялись над ученым. Было время, когда начисто отрицалось значение мужских деревьев в образовании соплодий. Тем, кто прикреплял на женские деревья — для опыления — нанизанные на нити каприфиги (мужские соцветия), говорили, что они занимаются никчемным делом. Любопытно, что каприфиги развешивали на женских экземплярах деревьев ещё древние греки. Ими даже торговали, перевозя по Эгейскому морю на лодках с одного острова на другой.
ГОРНЫЙ ЛЕС
Кизил, подснежники, лесной орех уже цветут.
Здесь жизнь своя, простая.
Внизу железом громыхает век,
здесь диких голубей несется стая.
Внизу, внизу: стекло, асфальт, бетон,
сосед — алкаш, обиды, ругань, пенье.
Здесь кроны сосен смотрят дивный сон
перед весенним буйным пробужденьем.
И тишина. Её пасет ручей.
Он сердцем чист перед бессмертным небом.
Поэты говорят: — Ручей — ничей...
Ах, помолчали б! До чего нелепы!..
Ходи. Дыши. Покоя — не ищи.
Ищи открытий, не ищи иллюзий...
Здесь белка вылетает из пращи упругой ветки — в первобытном стиле!
Здесь горный лес. Он был таким всегда.
Здесь воздух, словно колдовское зелье.
Уже мерцает первая звезда
иль волчий глаз горит во тьме ущелья?
И я бегу то вниз, то снова вверх,
с уступа на уступ, тропа петляет,
кизил, подснежники, лесной орех
цепляются, зовут, не отпускают...
В. Егиазаров
© CD "Достопримечательности Крыма"