Челтер-коба
Монастырь
Челтер-коба расположен в Бельбекской долине, в обрыве мыса Ай-Тодор, у села
Малосадовое Бахчисарайского района.
В литературе XIX — начала XX в. о нём имеются лишь отрывочные сведения. Первое
краткое описание было опубликовано Е. Веймарном и Н. Репниковым
в 1935г., ими же исполнен и план монастырской церкви.
В конце 1970-х — начале 1980-х гг. здесь были проведены археологические
исследования (Воронин, Даниленко и др.).
По подсчётам В. Даниленко, здесь могло проживать не более 14-16 монахов, хотя,
вероятно, реально обитателей монастыря было несколько меньше. Кроме келий могли
быть помещения
для приезжих.
Очевидно, монастырь носил имя св. Фёдора, отсюда и название мыса, где он
расположен, — Ай-Тодор.
Монастырь
св. Фёдора был основан на северной границе Феодоро рядом
с Сюреньской крепостью предположительно в XIV-XV вв. По своим особенностям он
входит в группу монастырей с трапезными, которые основывались на месте
почитаемых мест и выполняли функции хранения реликвий и приёма посетителей.
Именно этим можно объяснить противоречие между значительными объёмами храма,
наличием в нём крещальни и малыми размерами монастыря. Возможно, в монастыре
хоронили не только монахов, но и частично жителей и защитников Сюреньской
крепости. Вероятно, это и определило большое число захоронений в храме
Челтер-кобы. А на торжественные богослужения сюда приходили не только монахи, но
и жители окрестных поселений.
Вопрос датировки
Осмотр помещений монастыря, их описание, составленное В. Даниленко,
показывают, что там фактически отсутствуют следы значительных перестроек, да и
сам комплекс выглядит цельным и единовременным.
В. Даниленко датировал создание монастыря VIII-IX вв.
Данный вывод им был сделан на основании находок амфор V-VIII вв. на склоне под
монастырём.
Отметим следующее: этому противоречат цельность монастыря и практическое
отсутствие следов значительных ремонтов, а ведь за 700-800 лет (по версии В.
Даниленко) таких перестроек должно было быть много. Как было показано выше, в
монастырях, существовавших несколько столетий, следов ремонтов отмечено
достаточно.
Аналогичная ситуация и в пещерных монастырях Каппадокии: там, где монастырь
функционировал непродолжительное время, практически отсутствуют свидетельства
реконструкций.
Во время археологических исследований Челтер-кобы (изучались как помещения, так
и территория перед ними) находок ранее XIII-XIV вв. отмечено не было.
Ни в коей мере не сомневаясь в компетенции В. Даниленко в
определении датировок амфор (хотя им не было приведено ни одной иллюстрации),
попытаемся рассмотреть вопрос с другой стороны: а) можно ли в качестве
датирующего использовать подъёмный материал; б) может ли как датирующий
использоваться материал из округи.
1. Горная Юго-Западная Таврика была заселена человеком с эпохи палеолита.
Поэтому естественно, что среди подъёмного материала, а нередко и в слое,
встречаются разновременные фрагменты. Напротив, на Мангупе известны
энеолитические находки, а на Чуфут-Кале — мустьерские (по данным наших
исследований). Но это, естественно, не доказывает, что крепость и пещеры здесь
возникли в эти эпохи. Поэтому крайне немногочисленные раннесредневековые находки
из округи Челтер-кобы говорят лишь о посещении людьми данной местности, но никак
не о возникновении собственно пещерного монастыря.
2. Рядом с Челтер-кобой находится Сюреньская крепость, возникшая, вероятно, в
раннем средневековье. В ближайшей округе только сам В. Даниленко насчитал не
менее пяти средневековых сельских поселений. Причём ряд поселений VIII-IX вв.
находятся у подножия Челтер-кобы, на окраине с. Малосадовое.
Поэтому нет ничего удивительного, что на склонах Челтер-кобы встречаются
фрагменты ранней керамики. Аналогичная ситуация и на ряде других пещерных
монастырей. Но можно ли из этих материалов сделать вывод о возникновении
монастыря в ранний период? Естественно, нет, так как связь данных находок со
скальным комплексом недоказуема.
Рассмотрим архитектурные особенности церкви. Как отмечалось, по своему
устройству она близка к главному храму Чилтер-мармары. Наличие двухступенчатого
синтрона сближает её с главным храмом Шулдана, церковью Южного монастыря
Мангупа. Система расположения крещальни похожа на «храм с крещальней» в
Инкермане и главный храм Шулдана.
Таким образом, эти факторы, а также обработка во всех пещерах Челтер-кобы,
отсутствие следов перестроек позволяют датировать монастырь в обрыве мыса
Ай-Тодор XIV-XV вв.
Церковь монастыря
Церковь Челтер-кобы не является специально вырубленной, а подобно тому, как это
имело место в Чилтер-мармаре, под неё был приспособлен естественный скальный
грот.
Грот имел скругленную в плане форму, с сужением к востоку и западу, размерами
15,2 х 7,2 х 3,8 м (по наиболее удалённым точкам). Алтарь устроен в восточной
части грота, для этого здесь было вырублено прямоугольное углубление. В нём,
впритык к стене, вырублен частично разрушенный двухступенчатый синтрон высотой 1
м, шириной до 0,7 м.
Престол также примыкал к стене, где, кроме того, имеются различные углубления и
ниши — вероятно, жертвенник и диаконник.
В стене имеются пазы для установки деревянных конструкций. По мнению В. Даниленко,
она, как и пол, была обшита деревом. Апсида отделялась от наоса алтарной
преградой, следы от основания которой видны в полу.
В северо-восточной части храма рядом с алтарём, вероятно, находился баптистерий.
Он состоял из ныне частично разрушенной купели, вырубленной в скале размерами
0,9 х 1,1 х 0,5 м и небольшого (2,4 х 1,9 м) помещения в северо-восточном конце
грота.
Вдоль северной и южной стен наоса на высоте 0,6 м находится скамья шириной 0,3м
. К востоку от неё в северной и южной стенах вырублены усыпальницы, в полу
которых высечены могилы. Ещё четыре могилы, в том числе одна детская,
расположены в западной части церкви. К западу от наоса, очевидно в нартексе, в
полу вырублены ещё пять могил, а к северо-западу от них, в стене грота, — две
усыпальницы.
В полу и стенах храма много подрубок и пазов. Надо думать, что большинство из
них оставлено в позднее время, когда помещение церкви использовалось в качестве
загона для овец.
Ю. Могаричев
© Энциклопедия "Древний
и средневековый Крым"