Жемчужина Крым

 

Челтер-коба

Монастырь Челтер-коба расположен в Бельбекской долине, в обрыве мыса Ай-Тодор, у села Малосадовое Бахчисарайского района.

В литературе XIX — начала XX в. о нём имеются лишь отрывочные сведения. Первое краткое описание было опубликовано Е. Веймарном и Н. Репниковым в 1935г., ими же исполнен и план монастырской церкви.

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. здесь были проведены археологические исследования (Воронин, Даниленко и др.).

По подсчётам В. Даниленко, здесь могло проживать не более 14-16 монахов, хотя, вероятно, реально обитателей монастыря было несколько меньше. Кроме келий могли быть помещения для приезжих.

Очевидно, монастырь носил имя св. Фёдора, отсюда и название мыса, где он расположен, — Ай-Тодор.

Монастырь св. Фёдора был основан на северной границе Феодоро рядом с Сюреньской крепостью предположительно в XIV-XV вв. По своим особенностям он входит в группу монастырей с трапезными, которые основывались на месте почитаемых мест и выполняли функции хранения реликвий и приёма посетителей.

Именно этим можно объяснить противоречие между значительными объёмами храма, наличием в нём крещальни и малыми размерами монастыря. Возможно, в монастыре хоронили не только монахов, но и частично жителей и защитников Сюреньской крепости. Вероятно, это и определило большое число захоронений в храме Челтер-кобы. А на торжественные богослужения сюда приходили не только монахи, но и жители окрестных поселений.

Вопрос датировки

Осмотр помещений монастыря, их описание, составленное В. Даниленко, показывают, что там фактически отсутствуют следы значительных перестроек, да и сам комплекс выглядит цельным и единовременным.

В. Даниленко датировал создание монастыря VIII-IX вв. Данный вывод им был сделан на основании находок амфор V-VIII вв. на склоне под монастырём.

Отметим следующее: этому противоречат цельность монастыря и практическое отсутствие следов значительных ремонтов, а ведь за 700-800 лет (по версии В. Даниленко) таких перестроек должно было быть много. Как было показано выше, в монастырях, существовавших несколько столетий, следов ремонтов отмечено достаточно.

Аналогичная ситуация и в пещерных монастырях Каппадокии: там, где монастырь функционировал непродолжительное время, практически отсутствуют свидетельства реконструкций.

Во время археологических исследований Челтер-кобы (изучались как помещения, так и территория перед ними) находок ранее XIII-XIV вв. отмечено не было.

Ни в коей мере не сомневаясь в компетенции В. Даниленко в определении датировок амфор (хотя им не было приведено ни одной иллюстрации), попытаемся рассмотреть вопрос с другой стороны: а) можно ли в качестве датирующего использовать подъёмный материал; б) может ли как датирующий использоваться материал из округи.

1. Горная Юго-Западная Таврика была заселена человеком с эпохи палеолита. Поэтому естественно, что среди подъёмного материала, а нередко и в слое, встречаются разновременные фрагменты. Напротив, на Мангупе известны энеолитические находки, а на Чуфут-Кале — мустьерские (по данным наших исследований). Но это, естественно, не доказывает, что крепость и пещеры здесь возникли в эти эпохи. Поэтому крайне немногочисленные раннесредневековые находки из округи Челтер-кобы говорят лишь о посещении людьми данной местности, но никак не о возникновении собственно пещерного монастыря.

2. Рядом с Челтер-кобой находится Сюреньская крепость, возникшая, вероятно, в раннем средневековье. В ближайшей округе только сам В. Даниленко насчитал не менее пяти средневековых сельских поселений. Причём ряд поселений VIII-IX вв. находятся у подножия Челтер-кобы, на окраине с. Малосадовое. Поэтому нет ничего удивительного, что на склонах Челтер-кобы встречаются фрагменты ранней керамики. Аналогичная ситуация и на ряде других пещерных монастырей. Но можно ли из этих материалов сделать вывод о возникновении монастыря в ранний период? Естественно, нет, так как связь данных находок со скальным комплексом недоказуема.

Рассмотрим архитектурные особенности церкви. Как отмечалось, по своему устройству она близка к главному храму Чилтер-мармары. Наличие двухступенчатого синтрона сближает её с главным храмом Шулдана, церковью Южного монастыря Мангупа. Система расположения крещальни похожа на «храм с крещальней» в Инкермане и главный храм Шулдана.

Таким образом, эти факторы, а также обработка во всех пещерах Челтер-кобы, отсутствие следов перестроек позволяют датировать монастырь в обрыве мыса Ай-Тодор XIV-XV вв.

Церковь монастыря

Церковь Челтер-кобы не является специально вырубленной, а подобно тому, как это имело место в Чилтер-мармаре, под неё был приспособлен естественный скальный грот.

Грот имел скругленную в плане форму, с сужением к востоку и западу, размерами 15,2 х 7,2 х 3,8 м (по наиболее удалённым точкам). Алтарь устроен в восточной части грота, для этого здесь было вырублено прямоугольное углубление. В нём, впритык к стене, вырублен частично разрушенный двухступенчатый синтрон высотой 1 м, шириной до 0,7 м.

Престол также примыкал к стене, где, кроме того, имеются различные углубления и ниши — вероятно, жертвенник и диаконник.

В стене имеются пазы для установки деревянных конструкций. По мнению В. Даниленко, она, как и пол, была обшита деревом. Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, следы от основания которой видны в полу.

В северо-восточной части храма рядом с алтарём, вероятно, находился баптистерий. Он состоял из ныне частично разрушенной купели, вырубленной в скале размерами 0,9 х 1,1 х 0,5 м и небольшого (2,4 х 1,9 м) помещения в северо-восточном конце грота.

Вдоль северной и южной стен наоса на высоте 0,6 м находится скамья шириной 0,3м . К востоку от неё в северной и южной стенах вырублены усыпальницы, в полу которых высечены могилы. Ещё четыре могилы, в том числе одна детская, расположены в западной части церкви. К западу от наоса, очевидно в нартексе, в полу вырублены ещё пять могил, а к северо-западу от них, в стене грота, — две усыпальницы.

В полу и стенах храма много подрубок и пазов. Надо думать, что большинство из них оставлено в позднее время, когда помещение церкви использовалось в качестве загона для овец.



Ю. Могаричев

© Энциклопедия "Древний и средневековый Крым"
 



--> Жильё в Крыму <--