Живая вода древнего монастыря
Владлен Авинда
Высоко в горах Крыма, в диком, живописном
ущелье между Бабуганом и Синаб-Дагом, был когда-то Козьмо-Дамиановский
монастырь. Величественная красивая постройка была уничтожена фашистами,
чтобы партизаны не находили здесь приюта в суровые зимние дни. Не
остаюсь зданий гостиниц и деревянных церквей, а вот каменная часовня,
построенная над источником Савлух-Су, сохранилась до наших дней. Вода
источника, всегда не выше 8 градусов, чистая и приятная на вкус,
считается целебной с давних времен. Отсюда и её название «Савлух-Су» —
Исцеляющая.
В начале прошлого века графиня Софья Потоцкая выделила деньги на
постройку первого пристанища для паломников, а в пятидесятых годах
симферопольский купец, вылечившийся от недуга после купания в источнике,
поставил здесь сруб с образами Святых Козьмы и Дамиана. В 1895 году тут
был учрежден монастырь по распоряжению Архиепископа Таврического
Иннокентия.
В одной из легенд о монастыре рассказывается о том, как два брата,
Козьма и Дамиан, будучи искусными врачами, приняв христианство, были
сосланы за свою новую веру в Тавриду. Случилось это при римском
императоре Диоклетиане. А здесь, в горах, их убил один из врагов,
завидовавший способностям братьев быстро исцелять больных людей. Убийца
закопал убиенных рядом с источником. Прошло время после их смерти,
какой-то из горских жителей, возненавидевший свою жену, увел в эти
места, избил её сильно, повредил глаза и бросил в лесу. Горемычная
ползла по земле и умирала от голода, когда к ней явились двое
неизвестных ей мужчин, сказав, что они братья-врачи Козьма и Дамиан. Они
подвели несчастную женщину к источнику и велели умыться, и к женщине
внезапно вернулось зрение. Возвратясь в свою деревню, она рассказала о
случившемся. Односельчане ей не поверили, но принесли мертвого барана и
бросили его в источник. Животное ожило.
Однажды к этому источнику пришел пастух с козами. Здесь он решил
отдохнуть и уснул. Пастух болел проказой и очень страдал. Во сне к нему
явились два человека с нимбами над головами и, объявив, что они
именуются Козьмой и Дамианом, приказали больному погрузиться в источник.
Очнувшись, пастух немедленно бросился в воду, а выскочив из нее, опять
заснул. Чудотворцы снова явились к нему и сказали: «Ты будешь совершенно
здоровым сегодня же. Но помни, что ты должен ежегодно 1 июля являться к
нашему источнику для омовения тела. Советуй то же делать и страждущим
братьям твоим».
...Известный ученый-историк Кондараки в своем «Универсальном описании
Крыма» полагает, что но времена преследования христиан в этой
малодоступной местности стоял храм во имя названных святых, куда
приходили христиане для исполнения религиозных обрядов.
Вера в целебные силы источника Снятых Козьмы и Дамиана
сохранилась до наших дней. К дням храмовых праздников, проходивших здесь
ежегодно 1 июля и 6 августа, а также 29 июня, в день Святого
Петра и Павла, сюда стекались толпы паломников.
В
1923 году монастырь закрыли, и здесь разместилось управление Крымского
заповедника, директором стал легендарный А.В. Мокроусов,
командовавший Повстанческой армией в горах Крыма в гражданскую войну. Во
время Великой Отечественной Мокроусов вновь возглавил партизанское
движение Крыма. Штаб Мокроусова находился над монастырем на горе Черная.
Все служебные, хозяйственные и жилые постройки, в том числе музей со
всеми коллекциями, лаборатории с оборудованием, научной библиотекой,
рукописями и материалами научно-исследовательских работ, находившиеся в
бывшем монастыре, были уничтожены фашистами.
Мои встречи с монастырем начались в 1954-60-х годах, когда заповедник
ещё был открыт для пуристов. В школьном походе я попал сюда первый раз и
был навсегда очарован этим удивительным уголком крымского леса с
могучими, притаившимися толстоствольными буками и соснами. Потом,
работая инструктором, я постоянно приводил сюда туристские группы.
Однажды ночью мне одному пришлось пробираться по ущелью. Лунный ливень
света окутал лес, и гибкие черные тени тихо кружились вокруг. Вода в
речке о чем-то беспокойно журчала. Я подходил к развалинам бывшего
монастыря; справа от дороги открылась огромная подпорная стена, обросшая
мхом, по которому струились зеленые лунные каскады. У часовни, у
каменного колодца, куда поступает святая вода из источника, я увидел
странные тени, погружавшиеся в холодную купель и тут же стремительно
выскакивающие обратно. Я замер в изумлении, ни одного звука не
доносилось оттуда. Стройные фигуры дев, заворачиваясь в белые хитоны,
исчезали в серебряном дыму. Что это? Как раз шел церковный праздник 1
июля. Неужели видения монашек посетили свой женский монастырь? Утром я
услышал, что ночью святую купель приняли девчонки-туристки из Москвы,
загадав себе желанные мечты.
Несколько лет назад я оформлял очередной пропуск для горноспасателей в
Козьмо-Дамиановский монастырь. Директор Владимир Алексеевич Лушпа,
подписывая разрешение, сказал, что если начну водить сюда экскурсии, то
будет много желающих и в большинстве — мужчин. Я поинтересовался —
почему?
— Специалисты, исследовавшие воду, — ответил он, — отметили её
исцеляющие возможности при многих болезнях, но особенно она помогает
мужчинам, страдающим импотенцией.
Я улыбнулся и рассказал об этом ребятам-горноспасателям. Пришли мы к
источнику, смотрю, а мои спутники наполняют водой фляги, да не по одной,
а штук по пять набирают. Подумал и тоже налил в бутылку святой воды.
Судьба однажды забросила меня к этому месту ранней весной, когда
Бабуган-яйла стояла в мартовских сугробах. И мы мчались на лыжах по
склонам горы. Внизу золотым крестом солнца блистала отметина
Козьмо-Дамиановского монастыря. Святой крест весны.
Сейчас монастырь спит под снегами, и ведут к нему лишь звериные тропы. И
только святая вода, набирая целебную силу и лесной аромат гор,
пробирается сквозь толщу земли к каменному подножию часовни.
Из книги "Тайны и загадки Крыма"
(редактор В.И.Кириченко, художник Л.С.Гурская, корректор И.И.Мясковская)