Случается, что по вине форс-мажорных обстоятельств или недобросовестности тех,
кто взялся за организацию Вашего отдыха (туристическое бюро и т.д.), отпуск
может быть испорчен. Как же избежать негативных впечатлений, нервотрёпки,
"развода", а если так всё-таки произошло - хотя бы минимизировать неизбежные
финансовые потери?
Размышляя над этой темой я хотел бы сегодня опять вернуться к некоторым, на
первый взгляд элементарным вещам, связанным с туризмом.
В одном из первых выпусков 2004 года в рассылке "TourUA.com"
уже рассказывалось о том, как правильно выбирать турфирму. Ведь именно от
правильного выбора Вашего партнёра для будущего путешествия зависит его
безопасность, эффективность и, в конечном счёте, успех с приятными
воспоминаниями. Не все представляют себе, что основные участники (компании) в
туристическом бизнесе делятся на турагентов и туроператоров. Часто мы даже не
представляем себе услугами какой категории компаний мы пользуемся, а ведь от
этого часто многое зависит.
Давайте поговорим именно об этом. Итак, кто предпочтительнее и чем они
отличаются, турагенты и туроператоры.
Рассмотрим сначала значение этих слов, учитывая то, что все турфирмы, независимо
от своих размеров, по своей сути являются либо туроператорами, либо турагентами
хотя, третье дано и будет рассмотрено ниже.
Турагент - это, грубо говоря, компания, занимающаяся только продажей тур пакетов
и их элементов: мест в гостиницах, билетов, экскурсий и т.д. Турагент покупает
всё это у туроператоров, и уже из готовых частей может, если надо, сам
составлять программы. При этом турагент не несёт никакой финансовой
ответственности за то, что он что-то конкретное не продал.
Туроператор - это компания, занимающаяся непосредственным "составлением" услуг,
а чтоб такая вольная формулировка была понятнее, приведём пример: туроператор
перед сезоном выкупает места в гостиницах (за свои средства и под свою
ответственность), таких туроператоров ещё называют "allocation holders",
договаривается с транспортными компаниями о трансферах, с экскурсионными бюро об
экскурсиях и т.д., таким образом, обеспечивает и следит за приёмом и
обслуживанием туриста на маршруте. Туроператор передаёт свои наработки для
продажи во множество турагентств. Большие туроператоры часто имеют сеть своих
агенств-представительств, а также свои транспортные компании и экскурсионные
бюро. Некоторые крупные гостиничные сети также сами предоставляют полный
комплекс тур услуг по приёму.
В
данный момент, на туристическом рынке чётко прослеживается тенденция к созданию
смешанного типа - что-то между турагентством и туроператором, к примеру,
некоторые турфирмы склонны называть себя туроператорами, хотя, по сути, являются
турагентствами, с той лишь разницей, что по отдельным направлениям, на время
сезона, выкупают себе несколько мест в отдельных гостиницах, по остальным же
направлениям, услугам и гостиницам, они работают как агенты.
Сравним преимущества и недостатки обоих типов компаний.
Преимущества:
- у
туроператоров имеется определённое количество гарантированных мест на
определённые даты в пик сезона;
- т.к.
такие номера полностью выкупаются самой фирмой задолго до начала сезона, то,
такие номера стоят несколько дешевле, в основном, из-за риска непродажи этих
номеров, который снимается с гостиницы и берётся на себя турфирмой (между
прочим, для тех, кто интересовался, откуда берутся горящие туры, то это один из
основных источников их возникновения);
-
турагенту же всё равно, что продавать, т.к. в базе туроператоров с которыми он
работает, существует большой выбор подобных предложений с выкупленными местами.
Главной заботой турагента остается то, чтоб успеть купить эти номера первым и
чтоб клиент остался доволен своим выбором.
Недостатки:
-
турагент может просто не успеть купить Вам тур, когда на разгар сезона всё
куплено за месяцы;
-
туроператор, имеющий свои выкупленные места, основной своей задачей видит то,
чтоб продать эти места вовремя (т.к. номера выкуплены на строго определённый
период времени) и не потерять на них деньги, т.е. "впихнуть" клиенту, едущему на
данное направление, именно "свою" гостиницу. При этом клиент должен всегда
помнить о том, что фирмы не всегда имеют возможность выкупать самое лучшее, чаще
всего, им приходится довольствоваться тем, что осталось после более юрких и
богатых туроператоров;
-
скидки, полученные фирмой за выкупленные заранее места, не всегда так велики,
чтоб ценам оставаться выгодными после, скажем, такого, весьма распространённого,
варианта: у фирмы есть, к примеру, выкупленные места в гостинице N на 14 дней в
районе Нового Года, но туристы поехали одни - на 5 дней, другие - на 7 дней.
Остаётся только догадываться, кому придется платить за 2 "сгоревших" дня...
Правда, такие турфирмы с этим борются путём ввода стандартных дат заездов и
программ под строго определённое количество дней, к примеру, тур только на 7
дней или 14 дней. Но всегда ли это в интересах потребителя, у которого выходных
всего-то 5 дней? Всегда ли потребителю лучше навязывать в какую гостиницу ему
ехать, а не подбирать всё под его реальные нужды и личные желания? Так уж
потребитель выигрывает при этом в цене?..
Конечно тема отличий и преимуществ турагентов и туроператоров намного шире,
чтобы отразить всё в одном выпуске. Для тех кого интересует дополнительная
информация и (главное) мнение профессионалов турбизнеса, я бы посоветовал
посетить форум на стр.
http://phorum.tourua.com/message-list_97_0.html. Ну а для тех, кто не хочет
терять время, не могу не привести здесь два высказывания из форума на эту тему.
- У меня такой вот глюк, обращаться к туроператорам. Подспудное ощущение
надежности наверно, (вроде как хранить деньги в Сбербанке - тоже ведь на объемах
работают, тем не менее занимаются частными лицами). Я понимаю, что сравнение не
очень корректное, я про психологический настрой говорю.. Большой, значит
надежный, не станут подставлять сложившийся бизнес из-за сиюминутной выгоды. А
раз позиционируются на обслуживании в том числе и отдельных клиентов, значит
имеют соответствующие возможности в виде спецперсонала и т.п.
Опять же реклама у них на целый лист, т.е. безальтернативная, а когда на одном
листе 16 агентств, да с названиями , отдающими эпохой коммерческих ларьков и
Санта-Барбары, чувствуешь себя ослом.
В чем я не прав? Какие плюсы общения с ТА я потерял, зациклившись на ТО? И зачем
ещё что то платить турагенствам?
- Отчасти - правы. Но это касается только ТО, работающих не на массовые
направления и ТО, имеющих собственную сеть продаж
Относительно всех прочих:
- Агентства берут туры у тех же самых операторов, так что ни перелет, ни
обслуживание на месте не станет лучше от того, что вы будете платить деньги
именно оператору.
- "Большой - надежный"... Хм... Вовсе не обязательно.
- Менеджеры ТО, мыслящие категориями десятков мест на бортах и сотнями номеров в
отелях, никогда не станут особо размышлять о проблемах отдельно взятого туриста
- что при покупке тура, что в дальнейшем. Не купит человек тур - да и бог с ним!
Не этот - так другой, не другой - так агентство! Все равно продадут.
А агентство заинтересовано именно в каждом клиенте! (и Симтур абсолютно прав).
- Рекламные полосы в газетах и журналах - тоже не показатель. Клиент, как
папуас, покупается на яркость, не имея сведений о качестве продукта. Менеджеры
же агентств знают, с каким ТО лучше работать, а с кем - только под страхом
расстрела.
(Оговорюсь - это касается не всех агентств, дураков везде хватает).
- Агентство может оформить тур куда угодно, тогда как операторы работают по
узким направлениям (в большинстве) - соответственно, агентству выгоднее
"облизывать" клиента и давать всяческие скидки, дабы сделать оного клиента
постоянным.
- Недовольство клиента оператором - писк комара для последнего (объемы!!!),
посмотрите, что говорят о САМе. Недовольство клиента для агентства может быть
смерти подобно - одно проигранное в суде дело или "сарафанная" антиреклама
сможет запросто деятельность агентства прихлопнуть.
- Некоторые ТА, особенно сетевые, создают собственные службы поддержки клиентов
за рубежом - для оперативного решения проблем. Повторюсь - именно
АГЕНТСТВА!!!!!!!
В
качестве эпилога - алаверды примеру со Сбербанком.
Хлеб пекут на хлебозаводе, но никому почему-то не приходит в голову бежать за
буханкой на завод, когда рядом с домом есть магазин...