Турагент или туроператор: кто лучше?


Случается, что по вине форс-мажорных обстоятельств или недобросовестности тех, кто взялся за организацию Вашего отдыха (туристическое бюро и т.д.), отпуск может быть испорчен. Как же избежать негативных впечатлений, нервотрёпки, "развода", а если так всё-таки произошло - хотя бы минимизировать неизбежные финансовые потери?

Размышляя над этой темой я хотел бы сегодня опять вернуться к некоторым, на первый взгляд элементарным вещам, связанным с туризмом.

В одном из первых выпусков 2004 года в рассылке "TourUA.com" уже рассказывалось о том, как правильно выбирать турфирму. Ведь именно от правильного выбора Вашего партнёра для будущего путешествия зависит его безопасность, эффективность и, в конечном счёте, успех с приятными воспоминаниями. Не все представляют себе, что основные участники (компании) в туристическом бизнесе делятся на турагентов и туроператоров. Часто мы даже не представляем себе услугами какой категории компаний мы пользуемся, а ведь от этого часто многое зависит.

Надоели грязные пляжи и плохой сервис ? Приобритайте горячие туры в турцию из киева. Высокое качество обслуживание, и умеренные цены.

Давайте поговорим именно об этом. Итак, кто предпочтительнее и чем они отличаются, турагенты и туроператоры.

Рассмотрим сначала значение этих слов, учитывая то, что все турфирмы, независимо от своих размеров, по своей сути являются либо туроператорами, либо турагентами хотя, третье дано и будет рассмотрено ниже.

Турагент - это, грубо говоря, компания, занимающаяся только продажей тур пакетов и их элементов: мест в гостиницах, билетов, экскурсий и т.д. Турагент покупает всё это у туроператоров, и уже из готовых частей может, если надо, сам составлять программы. При этом турагент не несёт никакой финансовой ответственности за то, что он что-то конкретное не продал.

Туроператор - это компания, занимающаяся непосредственным "составлением" услуг, а чтоб такая вольная формулировка была понятнее, приведём пример: туроператор перед сезоном выкупает места в гостиницах (за свои средства и под свою ответственность), таких туроператоров ещё называют "allocation holders", договаривается с транспортными компаниями о трансферах, с экскурсионными бюро об экскурсиях и т.д., таким образом, обеспечивает и следит за приёмом и обслуживанием туриста на маршруте. Туроператор передаёт свои наработки для продажи во множество турагентств. Большие туроператоры часто имеют сеть своих агенств-представительств, а также свои транспортные компании и экскурсионные бюро. Некоторые крупные гостиничные сети также сами предоставляют полный комплекс тур услуг по приёму.

В данный момент, на туристическом рынке чётко прослеживается тенденция к созданию смешанного типа - что-то между турагентством и туроператором, к примеру, некоторые турфирмы склонны называть себя туроператорами, хотя, по сути, являются турагентствами, с той лишь разницей, что по отдельным направлениям, на время сезона, выкупают себе несколько мест в отдельных гостиницах, по остальным же направлениям, услугам и гостиницам, они работают как агенты.

Сравним преимущества и недостатки обоих типов компаний.

Преимущества:

- у туроператоров имеется определённое количество гарантированных мест на определённые даты в пик сезона;

- т.к. такие номера полностью выкупаются самой фирмой задолго до начала сезона, то, такие номера стоят несколько дешевле, в основном, из-за риска непродажи этих номеров, который снимается с гостиницы и берётся на себя турфирмой (между прочим, для тех, кто интересовался, откуда берутся горящие туры, то это один из основных источников их возникновения);

- турагенту же всё равно, что продавать, т.к. в базе туроператоров с которыми он работает, существует большой выбор подобных предложений с выкупленными местами. Главной заботой турагента остается то, чтоб успеть купить эти номера первым и чтоб клиент остался доволен своим выбором.

Недостатки:

- турагент может просто не успеть купить Вам тур, когда на разгар сезона всё куплено за месяцы;

- туроператор, имеющий свои выкупленные места, основной своей задачей видит то, чтоб продать эти места вовремя (т.к. номера выкуплены на строго определённый период времени) и не потерять на них деньги, т.е. "впихнуть" клиенту, едущему на данное направление, именно "свою" гостиницу. При этом клиент должен всегда помнить о том, что фирмы не всегда имеют возможность выкупать самое лучшее, чаще всего, им приходится довольствоваться тем, что осталось после более юрких и богатых туроператоров;

- скидки, полученные фирмой за выкупленные заранее места, не всегда так велики, чтоб ценам оставаться выгодными после, скажем, такого, весьма распространённого, варианта: у фирмы есть, к примеру, выкупленные места в гостинице N на 14 дней в районе Нового Года, но туристы поехали одни - на 5 дней, другие - на 7 дней. Остаётся только догадываться, кому придется платить за 2 "сгоревших" дня... Правда, такие турфирмы с этим борются путём ввода стандартных дат заездов и программ под строго определённое количество дней, к примеру, тур только на 7 дней или 14 дней. Но всегда ли это в интересах потребителя, у которого выходных всего-то 5 дней? Всегда ли потребителю лучше навязывать в какую гостиницу ему ехать, а не подбирать всё под его реальные нужды и личные желания? Так уж потребитель выигрывает при этом в цене?..

Конечно тема отличий и преимуществ турагентов и туроператоров намного шире, чтобы отразить всё в одном выпуске. Для тех кого интересует дополнительная информация и (главное) мнение профессионалов турбизнеса, я бы посоветовал посетить форум на стр. http://phorum.tourua.com/message-list_97_0.html. Ну а для тех, кто не хочет терять время, не могу не привести здесь два высказывания из форума на эту тему.

- У меня такой вот глюк, обращаться к туроператорам. Подспудное ощущение надежности наверно, (вроде как хранить деньги в Сбербанке - тоже ведь на объемах работают, тем не менее занимаются частными лицами). Я понимаю, что сравнение не очень корректное, я про психологический настрой говорю.. Большой, значит надежный, не станут подставлять сложившийся бизнес из-за сиюминутной выгоды. А раз позиционируются на обслуживании в том числе и отдельных клиентов, значит имеют соответствующие возможности в виде спецперсонала и т.п.

Опять же реклама у них на целый лист, т.е. безальтернативная, а когда на одном листе 16 агентств, да с названиями , отдающими эпохой коммерческих ларьков и Санта-Барбары, чувствуешь себя ослом. В чем я не прав? Какие плюсы общения с ТА я потерял, зациклившись на ТО? И зачем ещё что то платить турагенствам?

- Отчасти - правы. Но это касается только ТО, работающих не на массовые направления и ТО, имеющих собственную сеть продаж

Относительно всех прочих:

- Агентства берут туры у тех же самых операторов, так что ни перелет, ни обслуживание на месте не станет лучше от того, что вы будете платить деньги именно оператору.

- "Большой - надежный"... Хм... Вовсе не обязательно.

- Менеджеры ТО, мыслящие категориями десятков мест на бортах и сотнями номеров в отелях, никогда не станут особо размышлять о проблемах отдельно взятого туриста - что при покупке тура, что в дальнейшем. Не купит человек тур - да и бог с ним! Не этот - так другой, не другой - так агентство! Все равно продадут.

А агентство заинтересовано именно в каждом клиенте! (и Симтур абсолютно прав).

- Рекламные полосы в газетах и журналах - тоже не показатель. Клиент, как папуас, покупается на яркость, не имея сведений о качестве продукта. Менеджеры же агентств знают, с каким ТО лучше работать, а с кем - только под страхом расстрела.

(Оговорюсь - это касается не всех агентств, дураков везде хватает).

- Агентство может оформить тур куда угодно, тогда как операторы работают по узким направлениям (в большинстве) - соответственно, агентству выгоднее "облизывать" клиента и давать всяческие скидки, дабы сделать оного клиента постоянным.

- Недовольство клиента оператором - писк комара для последнего (объемы!!!), посмотрите, что говорят о САМе. Недовольство клиента для агентства может быть смерти подобно - одно проигранное в суде дело или "сарафанная" антиреклама сможет запросто деятельность агентства прихлопнуть.

- Некоторые ТА, особенно сетевые, создают собственные службы поддержки клиентов за рубежом - для оперативного решения проблем. Повторюсь - именно АГЕНТСТВА!!!!!!!

В качестве эпилога - алаверды примеру со Сбербанком.

Хлеб пекут на хлебозаводе, но никому почему-то не приходит в голову бежать за буханкой на завод, когда рядом с домом есть магазин...

Валентин. Из рассылки Нового туристический портал TourUA.com.