Автопутешествия - скромный опыт UGA
Оговорюсь сразу - НИК изменен, стесняюсь я :-)
Я не так уж давно сижу за баранкой авто (всего 8 лет), но все-таки некоторый
опыт поездок у меня накопился. Вот и хочу поделиться им с вами, заодно выслушать
комментарии по этому тексту и послушать умных советов. Вдруг что-то забыл,
где-то ошибаюсь, чего-то не знаю. Тема эта обсуждалась много раз, но мне кажется
стоит к ней вернуться. Скоро новый год и многие, как и я, поедут "по городам и
весям". В основном, я думаю, этот материал будет полезен как справка для
начинающих. Оговорюсь сразу, мой опыт в качестве водителя - это поездки по
центральному региону, в основном в пределах 300-500 км. и дальние поездки по
трассе Москва - Юга. В качестве штурмана я ездил в основном в Европу: Германия,
Франция, Италия, Испания - пробеги по 3-7 тысяч. Однажды за 3 недели мы проехали
10.000 км. и при этом еще и останавливались на день-другой в разных городах. Ну
и еще немного о себе: в машинах я разбираюсь посредственно, продвинутым знатоком
просторов Интернета я не являюсь, я не владею большинством специальных приемов
вождения авто, поэтому еду как среднестатистический любитель (ну может чуточку
лучше ;-).
Итак, начнем.
Часть 1 - Куда податься.
Я люблю путешествовать на машине, это способ узнать и посмотреть, пусть и из
окна не мало вещей. Природа, города, жизнь, которую не увидишь на картинках и в
крупных туристических центрах. Все, что остается под фюзеляжем самолета или за
окном поезда, можно разглядеть подробно сидя за баранкой. Еще автопутешествия,
это чувство свободы - захотел и поехал, ничто тебя не держит и не ограничивает.
Главное же, почему я так люблю ездить отдыхать на машине это врожденный
авантюризм.
И вот подходят очередные праздники, есть возможность куда-то поехать исходя из
принципов "не хочу тратить много денег" и "не хочу брать отпуск". Если есть
неделя и больше, можно поехать на расстояние 1000-2000 км. от дома, а если это
2-3 дня, то в этом случае, ваш выбор должен пасть на некоторое место в пределах
300-400 км. от места постоянного обитания. Почему так? Если ехать больше, то
усталость становится заметной и некоторое время уходит на банальный сон и
приведение себя в чувство, что отрывает от активного отдыха. Да и обратная
дорога не должна сильно напрягать, ведь завтра на работу и какой смысл было
ездить куда-то, если потом хочется "отдохнуть от отдыха".
Я не люблю ездить "дикарем" с палаткой. Раньше, когда только сел за руль,
палатка из багажника практически не вылезала, куда мы только не мотались. Сейчас
все-таки хочется некоторого комфорта.
Совет: Главное решите для себя, какова цель поездки! Посмотреть красивый город,
порыбачить или просто посидеть на природе, отдохнуть на воде и т.п. От этого
зависит и место, куда вы отправитесь, и снаряжение.
В последнее время я люблю ездить по небольшим домам отдыха и турбазам, которые
предоставляют коттеджик на одну семью. Простенько и со вкусом. :) Заказывать, а
лучше это сделать заранее, надо напрямую (Яндекс
- найдется все!) Сразу узнаю, что есть в округе (горные лыжи, пейнтбол, лошади и
т.п.) Выбираю по совокупности критериев: расстояние, комфорт, цена, доп.услуги.
Частенько обманываю тур.фирмы, способ может и не красивый, с одной стороны, с
другой - за спрос денег не берут. Я приезжаю в небольшое турагенство, коих в
Москве как собак развелось, и прошу помочь с выбором. Смотрю фотографии, отбираю
варианты, которые больше всего подходят, а потом договариваюсь напрямую. Может и
нечестно, но что делать. К услугам туроператоров прибегаю только при поездках за
границу или если желаемое место уже забронировано и можно поехать только через
турфирму.
Совет: Если вы едите большой компанией, постарайтесь сразу подумать о том, как
поедут ваши друзья, у которых, возможно, меньше опыта вождения чем у вас. Может
стоит поехать куда-то поближе, но быть уверенным, что не возникнет досадных
проблем с компаньоном. Те, кто недавно сел за руль и уже "почувствовал" машину,
иногда любят выпячивать грудь и кричать, мол, фигня, доедем. Подумайте лучше за
него - у вас опыта больше.
Итак, с местом, допустим, определились.
Часть 2. Как туда добраться.
После того, как стал известен финиш, я начинаю прорабатывать маршрут. В ход идет
все, но начинаю всегда с карты. Смотрю два типа карт: географическую и
автомобильную. Географическая нужна для уточнения условий езды на различных
участках, в основном это касается горных районов. За что люблю Европу, так это
за наличие классных атласов от Мишлен, которые продаются на любой заправке. Они
стоят некоторых денег, но очень подробные и информации по ним можно собрать в
достаточном для путешествия объеме. По автокарте я намечаю маршрут и тщательно
его прорабатываю. Неважно, ехать вам 300 км. или 1500, лучше изучить все
заранее. На карте я делаю закладки или же снимаю (если качество позволяет)
ксерокс для штурмана, что б не листать лишний раз атлас и все было под рукой.
После работы с картой я начинаю собирать всю возможную информацию по маршруту.
Очень сильно помогают в этом
http://www.travel.auto.ru и
http://www.dorogi.da.ru и
http://www.luca.ru. Если есть
легенды трассы, то они изучаются и уточняются. Если есть знакомые, ездившие по
этому маршруту или его частям, то по их комментариям вносятся коррективы. При
этом я учитываю два фактора: когда последний раз рассказчик ехал там и насколько
ему можно верить (все приукрасы убираются). После этого я получаю более-менее
правдоподобную и актуальную легенду трассы. Она обладает следующими свойствами:
1. Подробность - именно та, которая нужна мне. Указано то, что важно, нет смысла
делать легенду "до каждой извилины", но и просто указать расстояние между самыми
крупными точками мало.
2. Содержание. Я собираю информацию о состоянии дороги и особенностях движения,
заправках, засадах ГАИ, автосервисах, пунктах питания и ночлегах, медицинских
учреждениях, а так же наношу ориентиры и достопримечательности, которые хотелось
бы увидеть.
3. Понятность. Легенда должна быть понятна не только мне одному, прежде всего я
делаю ее для штурмана и вместе со штурманом. Если предполагается поездка
компанией, то, прежде всего, эта легенда должна быть понятна и разжевана
штурману первой машины и водителю. Легенда должна соотноситься с подготовленной
картой. Я проставляю, примерно, циферки на карте.
Недурно так же, при езде на расстояния больше 500 км. по родным просторам
прикинуть, где и когда надо заправляться. Исходя из следующих соображений:
бензина не должно быть в баке менее четверти, бензина должно хватить не только
до выбранной заправки, но и до следующей с учетом использования НЗ-канистры,
заправляться надо ТОЛЬКО на проверенных АЗС (мыть инжектор, менять фильтры потом
дороже). Заправки обычно сочетаются с привалами и перекусами, поэтому и
планировать их нужно соответственно. Все вышесказанное надо планировать исходя
из принципа "слабое звено", если вы собрались ехать не одной машиной. Учитывать
надо самый малый стаж в группе, параметры самого "слабого" авто, расход самого
"прожорливого".
Не поленитесь так же посмотреть на зоны покрытия операторов сотовой связи, это
очень важно: в дороге может потребоваться помощь, нужно еще как-то поддерживать
связь между машинами группы.
Если вы едите за границу, надо изучить особенности вождения в стране и возможные
засады. Узнайте все необходимые "тревожные" телефоны и, если есть, частоту
русскоязычного радио.
Подготовившись таким образом, вы сильно облегчите себе путь и убережетесь от
возможных досадных недоразумений. Все это я делаю примерно за неделю до поездки,
если позволяет время.
Часть 3. На чем ехать.
Если у вас одна машина, то вопрос о выборе транспортного средства не стоит. Хотя
если вы собрались ехать с друзьями на одной машине, то может быть и есть
некоторый выбор. Позволю себе несколько советов по выбору транспортного
средства. Первое, что стоит оценить это текущее состояние машины. Я лучше поеду
куда-то на исправных Жигулях, чем на раздолбанном Мерседесе. Прикиньте, так же,
сколько времени сил и денег обойдется вам устранение неполадок, о которых вы уже
знаете. В любом случае, машина должна быть исправна. Второе, что я учитываю, это
технические параметры ТС соотносительно с дорожными и погодными условиями. Летом
я спокойно поеду на заднеприводной машине с автоматической коробкой, а вот зимой
лучше уж пренебрегу комфортом (в моем случае) и отправлюсь в путь на передне или
полноприводной машине, которые у меня не так комфортны, но обеспечат мне
уверенность и безопасность. Если в дороге будет солидный участок горного
серпантина, то будет лучше, если вы поедете на машине с ручной коробкой передач.
Подумайте о том, а проедет ли эта машина туда, куда вам хочется и с какой долей
вероятности. У меня был опыт поиска трактора ночью далеко от населенных пунктов,
лучше этого не делать. Так же заранее подумайте и о том, что после длительной
поездки машину придется приводить в порядок. Может имеет смысл пожертвовать
чем-то в дороге и поехать на УАЗике, чем восстанавливать подвеску БМВ после
дорог в нашей глубинке.
Часть 4. Как готовить машину. Что брать с собой.
Как уже говорил, я плохо разбираюсь в агрегатах и механизмах авто. Поэтому перед
поездкой, дня за 3-4 я просто еду на сервис и прошу посмотреть все, что только
можно. При этом я еду только к тем людям, которым доверяю, и все равно лезу
всюду вместе с ними. Коротко о том, что я смотрю:
1. Наличие всевозможных люфтов в подвеске, рулевом управлении, креплениях и т.д.
Состояние тормозных колодок и ручника. Если ехать далеко, то лучше заранее
заменить.
2.Наличие подтеков масел и жидкостей на двигателе, коробке, редукторе
3.Состояние резины: грыжи, потертости и т.д. Проверю давление в шинах.
4.Электрика: все ли работает, не искрят ли провода, в каком состоянии свечи, АКБ,
зажигание. Свечи лучше поменяю, контакты на АКБ почищу.
5.Двигатель. Состояние ремней (генератор, помпа, ГРМ, кондиционер). Уровень
масла, если подходит срок, то лучше заменю. Уровень охлаждающей жидкости и масла
в коробке.
6.Проверю бензонасос и все фильтры.
7.Проверю работу кондиционера. Грустно в 35-градусную жару ехать со сломанным
кондиционером, уж лучше бы его вообще не было, морально не так тяжело.
8.Смажу петли дверей, люк.
Что я вожу из запчастей и приспособлений. Приведу просто список:
1.Аптечка - обычная автоаптечка, к которой добавлена куча лекарств от головной
боли, живота, горла и т.п. Прямо-таки многофункциональный набор.
2.Запаска. Если зима - то зимняя, летом - летняя, проверю давление.
3.Домкрат и дощечка под него для подъема машины на снегу, в грязи и т.д.
4.Знак аварийной остановки.
5.Огнетушитель.
6.Буксировочный трос.
7.Ручная лебедка.
8.Перчатки для ремонта и для вождения
9.Набор инструментов
10.Компрессор
11.Комплект ремней.
12.Провода для "прикуривания".
13.Бензонасос и фильтр.
14.Бегунок.
15.Предохранители, лампочки, ниппеля, пара колесных болтов, изолента, моток
провода, WD40, паста для чистки рук.
16.Топорик, лопатка, нож, фонарь, спички.
17.Монтировка, баллонный ключ.
18.Коврик и тряпка.
19.Канистра бензина
20.Канистра масла для двигателя и коробки
21.Жидкость омывателя стекла.
22.Спрей для отмывания мошкары с лобового стекла или антиобледенитель.
23.Канистрочка дистилировки.
24.Зарядное устройство для телефона
25."Удар".
Все это я укладываю аккуратненько в машине, с учетом того, что некоторые вещи
могут понадобиться и в обычной не экстремальной ситуации. Все прочно закрепляю,
заматываю, что бы ничего не звенело, не гремело и не каталось.
Перед поездкой я всегда тщательно мою машину снаружи и внутри. То, что
называется "по полной". Езда на чистой машине поднимает настроение, да и ГИБДД
меньше цепляется.
Машина подготовлена, что еще нужно иметь в дороге?
Деньги. В количестве, достаточном для отдыха и возможного мелкого ремонта
машины. Обязательно возьмите несколько мелких (по 50р.) купюр, это на штрафы в
ГИБДД, для вас важно быстро и без проблем доехать до места и составление
протоколов и постановлений в ГИБДД вряд ли доставит вам удовольствие.
Питьевая вода. Я беру минералку газированную и обычную в небольших пластиковых
бутылках из расчета литр на 2-3 часа за рулем.
Кофе. В дорогу я готовлю специальный очень крепкий и сладкий кофе с лимоном,
особенно если придется ехать ночью.
Конфетки, жвачки, сухарики - то, что можно не напрягаясь грызть за рулем. То же
помогает ночью от засыпания.
Продукты в дорогу. На привалы готовится еда, не требующая особой сервировки
стола. В дорогу, что бы перекусить, не отрываясь от руля, обычно беру фрукты и
легкие бутерброды.
Сигареты. Для тех, кто курит, скажу сразу - в дороге сигареты летят со страшной
силой. Старайтесь курить не чаще чем раз в 20 минут, иначе худо станет.
Водка, коньяк. Обязательно беру пару бутылок обычной водки, мало ли, вдруг
тракторист понадобится. Бутылка коньяка или виски для себя.
CD, кассеты. Набиваю чейнджер любимой музыкой и беру еще в салон то, что
возможно захочется послушать. Слишком агрессивной или монотонной музыки избегаю,
подбираю по принципу "что б не напрягала".
Если вы едите не одной машиной, лучше лишний раз напомнить обо всем этом
друзьям, чем тащить на буксире кого-то или останавливаться, потому что что-то
кончилось.
Машина подготовлена, укомплектована. В путь?
Часть 5. Перед дорогой.
Что я делаю прямо перед выездом.
Вместе со всеми участниками обговариваем, как мы поедем:
Скоростной режим. При движении по трассе выбирается оптимальная скорость,
которой придерживаются все участники. Можно "топить" и 160-180, но вы быстро
устанете, а по нашим дорогам ехать с такой скоростью вообще не реально. Есть
некоторые участки, которые позволяют разогнаться, но главное не скорость, а
равномерность движения. Скорость выбирается из расчета самой слабой машины и
самого неопытного водителя.
Порядок движения. Впереди пускают "слабое звено", за ним в порядке возрастания
опыта и совершенства авто идут остальные. Мерседес всяко разно затормозит
быстрее старенькой "шестерки", а опытный водитель всегда проедет там, где уже
прошел новичок. Желательно, что бы в первой машине был хороший и внимательный
штурман.
Заранее обговариваются правила обгона. О движении колонной написана отличная
статья на
http://www.eulex.msk.ru/drive_por4.htm. Да и вообще, лучше перечитать весь
раздел
http://www.eulex.msk.ru/drive_por.htm перед выездом. Прочитайте еще там
ответ на вопрос 29 про ночную езду
http://www.eulex.msk.ru/faq-archive.htm.
Договариваемся о связи и световой сигнализации, определяем места, где
встречаемся, если потеряли друг друга. Назначается ТОЧНОЕ место и время общего
сбора. Что касается последнего, то это должно соблюдаться неукоснительно.
Перед выездом я заранее укладываю вещи в машину, ставлю ее на стоянку или в
гараж. Никогда не наедаюсь прямо перед поездкой. Лучше поесть часа за 4-5 до
выезда.
Перед дальней дорогой выспитесь, иначе будете ехать медленно и небезопасно.
Проснувшись, не поленитесь сделать зарядку, разомните мышцы и суставы.
Одежда в дороге. Мне лучше всего ехать за рулем в спортивном костюме или
просторном камуфляже - и не давит и карманов много. Зависит, конечно, от сезона,
но одежда должна обладать следующими качествами:
1.Одежда не должна стягивать, жать, тереть и т.п. Она должна быть свободной и
удобной.
2.Одежда не должна балахоном разлетаться по всему салону, цепляя все что попало.
3.Не ездите в куртках зимой и голым летом. Лучше прогрейте машину и сидите в
свитере или приоткройте окно (включите кондиционер) и наденьте легкую майку.
4.Если вы курите, то желательно что бы надетые на вас вещи защищали тело от
случайно упавшего уголька сигареты и уж тем более не вспыхивали как папиросная
бумага.
5.В качестве обуви я использую мягкие спортивные тапки или легкие ботинки на
небольшом каблуке независимо от сезона. Проще переобуться, чем ехать с больными
ногами.
6.Не забудем надеть перчатки для вождения. Очень удобная вещь и руль не
выскользнет из рук.
7.Заранее приготовим солнцезащитные очки
Вот теперь вроде все. Можно трогаться в путь. Последнее, что я рекомендую всем
сделать перед выездом это дружно сходить в туалет. :) Лучше это сделать до
выезда всем сразу, чем останавливаться через каждые полчаса-час.
Сядьте в машину, заведите двигатель и перекреститесь, если знаете молитву -
прочтите, Господь поможет ;-)
Часть 6. Поехали.
Я не буду много писать в этом разделе. Достаточно вполне прочитать уже
приведенные ссылки. Перечислю принципы, которые я соблюдаю при движении, исходя
из расчета, что едет группа.
1.Ехать надо не быстро, а равномерно. Я стараюсь ни под каким видом не
останавливаться, кроме экстренных ситуаций и заранее спланированных стоянок.
Первым приедет не тот, кто как угорелый топит 180, а потом, высунув язык, крутит
глазами на обочине, а тот, кто шел ровно 100, но без остановок и без лишнего
риска.
2.Не нервничайте и не гоняетесь ни с кем, даже если вас обидели. Вам важнее
доехать, а не доказать кто тут круче.
3.Сидеть надо удобно, руль держать обязательно двумя руками.
4.Все, кто находится в салоне, подчиняются вам и не мешают ехать. Это значит: не
кричат, не отвлекают, не советуют, делают то, что вы им скажете. Второй по
значимости после вас это штурман.
5.При езде колонной включите все ближний свет, независимо от времени суток.
6.Я не рискую. Почти. При обгонах и сложных дорожных ситуациях лучше
перестраховаться. Вы далеко от дома и 15 минут или 2 час "выигранного" времени
не сделают вам погоды, а вот нервов отнимут кучу. И не дай Бог что случится,
лучше "потошнить" за фурой лишние 10 минут, чем тормозить в кювет.
7.Контролируйте тех, кто впереди вас и тех, кто позади. Не надо лететь на
следующий обгон, если остальные участники находятся на 2-3 чужих машины позади.
8.Колонна должна быть единым целым. Никто не нарушает порядок, за исключением
случаев, когда надо внепланово остановиться.
9.Пользуйтесь поворотниками всегда!
10.Лучше соблюдать ПДД и сбрасывать скорость в населенных пунктах. Вы быстрее
проедете на 60 км/ч без бесед с ГИБДД.
11.Постоянно контролируйте свое состояние, не допускайте "дорожного транса" и
переутомления. Если почувствовали что устали - сразу на обочину. 15 минут
разминки или сна могут спасти вам и вашим друзьям жизнь.
12.Обратите внимание на скорость при проезде населенных пунктов. После трассы
поменять скоростной режим бывает сложно, и некоторое время требуется на
адаптацию.
13.Я езжу с постоянно приоткрытым люком или окном и никогда не держу в салоне
высокую температуру. Лучше лёгкая прохлада, чем убаюкивающее тепло.
14.Держите под контролем состояние автомобиля. Любой "новый" звук или симптомы
неисправности должны быть вами отмечены и оценены
15.Не включайте громко музыку. Это отвлекает от дороги, утомляет, притупляет
реакцию и не позволяет слушать машину.
16.Следите за приборной доской.
Наверное, я что-то забыл, все перечислить сложно. Главное правило: имейте голову
на плечах, и тогда вы доедете куда угодно.
Часть 7. Приехали!
Я слышал, что по статистике самые опасные это последние километры дороги. Вы уже
думаете: "Ну все, слава Богу! Доехали!". Вы уже предвкушаете все радости жизни,
что ждут вас по прибытии и расслабляетесь. Вот тут-то и подстерегает беда. Вы и
не заметили, как снизилась реакция, как навалилась усталость, и не заметили
фуры, поворота, столба, сугроба, отморозка на встречной полосе. Все может
закончиться печально, поэтому сохраняйте сосредоточенность до момента выключения
двигателя.
Приехав, перекреститесь снова и скажите спасибо.
После дороги я делаю только САМЫЕ необходимые вещи. Все остальное должно лечь на
плечи тех, кто сидел рядом с вами. Пусть друзья, жены, родственники дадут
возможность водителям отдохнуть и расслабиться. Один совет: я никогда не ложусь
спать сразу, как приехал. Жду еще несколько часов, ем, пью и только когда
чувствую, что напряжение "отпустило" иду спать. Делаю так, потому что бывает
сложно заснуть, а бывает, что такое после долгой дороги снится, что лучше б и не
ложился.
Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать. Сильно не ругайте, я просто хочу
помочь новичкам и поделиться тем, что знаю об автопутешествиях. Я благодарен
тем, кто дочитал до конца и буду благодарен еще больше тем, кто дополнит и
расширит этот текст, насытит полезными советами и ссылками.
© UGA, 14 Ноября 2002 г.
www.auto.ru