Автопутешествия - скромный опыт UGA

Оговорюсь сразу - НИК изменен, стесняюсь я :-)

Я не так уж давно сижу за баранкой авто (всего 8 лет), но все-таки некоторый опыт поездок у меня накопился. Вот и хочу поделиться им с вами, заодно выслушать комментарии по этому тексту и послушать умных советов. Вдруг что-то забыл, где-то ошибаюсь, чего-то не знаю. Тема эта обсуждалась много раз, но мне кажется стоит к ней вернуться. Скоро новый год и многие, как и я, поедут "по городам и весям". В основном, я думаю, этот материал будет полезен как справка для начинающих. Оговорюсь сразу, мой опыт в качестве водителя - это поездки по центральному региону, в основном в пределах 300-500 км. и дальние поездки по трассе Москва - Юга. В качестве штурмана я ездил в основном в Европу: Германия, Франция, Италия, Испания - пробеги по 3-7 тысяч. Однажды за 3 недели мы проехали 10.000 км. и при этом еще и останавливались на день-другой в разных городах. Ну и еще немного о себе: в машинах я разбираюсь посредственно, продвинутым знатоком просторов Интернета я не являюсь, я не владею большинством специальных приемов вождения авто, поэтому еду как среднестатистический любитель (ну может чуточку лучше ;-).
Итак, начнем.

Часть 1 - Куда податься.

Я люблю путешествовать на машине, это способ узнать и посмотреть, пусть и из окна не мало вещей. Природа, города, жизнь, которую не увидишь на картинках и в крупных туристических центрах. Все, что остается под фюзеляжем самолета или за окном поезда, можно разглядеть подробно сидя за баранкой. Еще автопутешествия, это чувство свободы - захотел и поехал, ничто тебя не держит и не ограничивает. Главное же, почему я так люблю ездить отдыхать на машине это врожденный авантюризм.

И вот подходят очередные праздники, есть возможность куда-то поехать исходя из принципов "не хочу тратить много денег" и "не хочу брать отпуск". Если есть неделя и больше, можно поехать на расстояние 1000-2000 км. от дома, а если это 2-3 дня, то в этом случае, ваш выбор должен пасть на некоторое место в пределах 300-400 км. от места постоянного обитания. Почему так? Если ехать больше, то усталость становится заметной и некоторое время уходит на банальный сон и приведение себя в чувство, что отрывает от активного отдыха. Да и обратная дорога не должна сильно напрягать, ведь завтра на работу и какой смысл было ездить куда-то, если потом хочется "отдохнуть от отдыха".

Я не люблю ездить "дикарем" с палаткой. Раньше, когда только сел за руль, палатка из багажника практически не вылезала, куда мы только не мотались. Сейчас все-таки хочется некоторого комфорта.

Совет: Главное решите для себя, какова цель поездки! Посмотреть красивый город, порыбачить или просто посидеть на природе, отдохнуть на воде и т.п. От этого зависит и место, куда вы отправитесь, и снаряжение.

В последнее время я люблю ездить по небольшим домам отдыха и турбазам, которые предоставляют коттеджик на одну семью. Простенько и со вкусом. :) Заказывать, а лучше это сделать заранее, надо напрямую (Яндекс - найдется все!) Сразу узнаю, что есть в округе (горные лыжи, пейнтбол, лошади и т.п.) Выбираю по совокупности критериев: расстояние, комфорт, цена, доп.услуги. Частенько обманываю тур.фирмы, способ может и не красивый, с одной стороны, с другой - за спрос денег не берут. Я приезжаю в небольшое турагенство, коих в Москве как собак развелось, и прошу помочь с выбором. Смотрю фотографии, отбираю варианты, которые больше всего подходят, а потом договариваюсь напрямую. Может и нечестно, но что делать. К услугам туроператоров прибегаю только при поездках за границу или если желаемое место уже забронировано и можно поехать только через турфирму.

Совет: Если вы едите большой компанией, постарайтесь сразу подумать о том, как поедут ваши друзья, у которых, возможно, меньше опыта вождения чем у вас. Может стоит поехать куда-то поближе, но быть уверенным, что не возникнет досадных проблем с компаньоном. Те, кто недавно сел за руль и уже "почувствовал" машину, иногда любят выпячивать грудь и кричать, мол, фигня, доедем. Подумайте лучше за него - у вас опыта больше.
Итак, с местом, допустим, определились.

Часть 2. Как туда добраться.

После того, как стал известен финиш, я начинаю прорабатывать маршрут. В ход идет все, но начинаю всегда с карты. Смотрю два типа карт: географическую и автомобильную. Географическая нужна для уточнения условий езды на различных участках, в основном это касается горных районов. За что люблю Европу, так это за наличие классных атласов от Мишлен, которые продаются на любой заправке. Они стоят некоторых денег, но очень подробные и информации по ним можно собрать в достаточном для путешествия объеме. По автокарте я намечаю маршрут и тщательно его прорабатываю. Неважно, ехать вам 300 км. или 1500, лучше изучить все заранее. На карте я делаю закладки или же снимаю (если качество позволяет) ксерокс для штурмана, что б не листать лишний раз атлас и все было под рукой.

После работы с картой я начинаю собирать всю возможную информацию по маршруту. Очень сильно помогают в этом http://www.travel.auto.ru и http://www.dorogi.da.ru и http://www.luca.ru. Если есть легенды трассы, то они изучаются и уточняются. Если есть знакомые, ездившие по этому маршруту или его частям, то по их комментариям вносятся коррективы. При этом я учитываю два фактора: когда последний раз рассказчик ехал там и насколько ему можно верить (все приукрасы убираются). После этого я получаю более-менее правдоподобную и актуальную легенду трассы. Она обладает следующими свойствами:

1. Подробность - именно та, которая нужна мне. Указано то, что важно, нет смысла делать легенду "до каждой извилины", но и просто указать расстояние между самыми крупными точками мало.

2. Содержание. Я собираю информацию о состоянии дороги и особенностях движения, заправках, засадах ГАИ, автосервисах, пунктах питания и ночлегах, медицинских учреждениях, а так же наношу ориентиры и достопримечательности, которые хотелось бы увидеть.

3. Понятность. Легенда должна быть понятна не только мне одному, прежде всего я делаю ее для штурмана и вместе со штурманом. Если предполагается поездка компанией, то, прежде всего, эта легенда должна быть понятна и разжевана штурману первой машины и водителю. Легенда должна соотноситься с подготовленной картой. Я проставляю, примерно, циферки на карте.

Недурно так же, при езде на расстояния больше 500 км. по родным просторам прикинуть, где и когда надо заправляться. Исходя из следующих соображений: бензина не должно быть в баке менее четверти, бензина должно хватить не только до выбранной заправки, но и до следующей с учетом использования НЗ-канистры, заправляться надо ТОЛЬКО на проверенных АЗС (мыть инжектор, менять фильтры потом дороже). Заправки обычно сочетаются с привалами и перекусами, поэтому и планировать их нужно соответственно. Все вышесказанное надо планировать исходя из принципа "слабое звено", если вы собрались ехать не одной машиной. Учитывать надо самый малый стаж в группе, параметры самого "слабого" авто, расход самого "прожорливого".

Не поленитесь так же посмотреть на зоны покрытия операторов сотовой связи, это очень важно: в дороге может потребоваться помощь, нужно еще как-то поддерживать связь между машинами группы.

Если вы едите за границу, надо изучить особенности вождения в стране и возможные засады. Узнайте все необходимые "тревожные" телефоны и, если есть, частоту русскоязычного радио.

Подготовившись таким образом, вы сильно облегчите себе путь и убережетесь от возможных досадных недоразумений. Все это я делаю примерно за неделю до поездки, если позволяет время.

Часть 3. На чем ехать.

Если у вас одна машина, то вопрос о выборе транспортного средства не стоит. Хотя если вы собрались ехать с друзьями на одной машине, то может быть и есть некоторый выбор. Позволю себе несколько советов по выбору транспортного средства. Первое, что стоит оценить это текущее состояние машины. Я лучше поеду куда-то на исправных Жигулях, чем на раздолбанном Мерседесе. Прикиньте, так же, сколько времени сил и денег обойдется вам устранение неполадок, о которых вы уже знаете. В любом случае, машина должна быть исправна. Второе, что я учитываю, это технические параметры ТС соотносительно с дорожными и погодными условиями. Летом я спокойно поеду на заднеприводной машине с автоматической коробкой, а вот зимой лучше уж пренебрегу комфортом (в моем случае) и отправлюсь в путь на передне или полноприводной машине, которые у меня не так комфортны, но обеспечат мне уверенность и безопасность. Если в дороге будет солидный участок горного серпантина, то будет лучше, если вы поедете на машине с ручной коробкой передач.

Подумайте о том, а проедет ли эта машина туда, куда вам хочется и с какой долей вероятности. У меня был опыт поиска трактора ночью далеко от населенных пунктов, лучше этого не делать. Так же заранее подумайте и о том, что после длительной поездки машину придется приводить в порядок. Может имеет смысл пожертвовать чем-то в дороге и поехать на УАЗике, чем восстанавливать подвеску БМВ после дорог в нашей глубинке.

Часть 4. Как готовить машину. Что брать с собой.

Как уже говорил, я плохо разбираюсь в агрегатах и механизмах авто. Поэтому перед поездкой, дня за 3-4 я просто еду на сервис и прошу посмотреть все, что только можно. При этом я еду только к тем людям, которым доверяю, и все равно лезу всюду вместе с ними. Коротко о том, что я смотрю:

1. Наличие всевозможных люфтов в подвеске, рулевом управлении, креплениях и т.д. Состояние тормозных колодок и ручника. Если ехать далеко, то лучше заранее заменить.

2.Наличие подтеков масел и жидкостей на двигателе, коробке, редукторе

3.Состояние резины: грыжи, потертости и т.д. Проверю давление в шинах.

4.Электрика: все ли работает, не искрят ли провода, в каком состоянии свечи, АКБ, зажигание. Свечи лучше поменяю, контакты на АКБ почищу.

5.Двигатель. Состояние ремней (генератор, помпа, ГРМ, кондиционер). Уровень масла, если подходит срок, то лучше заменю. Уровень охлаждающей жидкости и масла в коробке.

6.Проверю бензонасос и все фильтры.

7.Проверю работу кондиционера. Грустно в 35-градусную жару ехать со сломанным кондиционером, уж лучше бы его вообще не было, морально не так тяжело.

8.Смажу петли дверей, люк.

Что я вожу из запчастей и приспособлений. Приведу просто список:

1.Аптечка - обычная автоаптечка, к которой добавлена куча лекарств от головной боли, живота, горла и т.п. Прямо-таки многофункциональный набор.
2.Запаска. Если зима - то зимняя, летом - летняя, проверю давление.
3.Домкрат и дощечка под него для подъема машины на снегу, в грязи и т.д.
4.Знак аварийной остановки.
5.Огнетушитель.
6.Буксировочный трос.
7.Ручная лебедка.
8.Перчатки для ремонта и для вождения
9.Набор инструментов
10.Компрессор
11.Комплект ремней.
12.Провода для "прикуривания".
13.Бензонасос и фильтр.
14.Бегунок.
15.Предохранители, лампочки, ниппеля, пара колесных болтов, изолента, моток провода, WD40, паста для чистки рук.
16.Топорик, лопатка, нож, фонарь, спички.
17.Монтировка, баллонный ключ.
18.Коврик и тряпка.
19.Канистра бензина
20.Канистра масла для двигателя и коробки
21.Жидкость омывателя стекла.
22.Спрей для отмывания мошкары с лобового стекла или антиобледенитель.
23.Канистрочка дистилировки.
24.Зарядное устройство для телефона
25."Удар".

Все это я укладываю аккуратненько в машине, с учетом того, что некоторые вещи могут понадобиться и в обычной не экстремальной ситуации. Все прочно закрепляю, заматываю, что бы ничего не звенело, не гремело и не каталось.

Перед поездкой я всегда тщательно мою машину снаружи и внутри. То, что называется "по полной". Езда на чистой машине поднимает настроение, да и ГИБДД меньше цепляется.

Машина подготовлена, что еще нужно иметь в дороге?

Деньги. В количестве, достаточном для отдыха и возможного мелкого ремонта машины. Обязательно возьмите несколько мелких (по 50р.) купюр, это на штрафы в ГИБДД, для вас важно быстро и без проблем доехать до места и составление протоколов и постановлений в ГИБДД вряд ли доставит вам удовольствие.

Питьевая вода. Я беру минералку газированную и обычную в небольших пластиковых бутылках из расчета литр на 2-3 часа за рулем.

Кофе. В дорогу я готовлю специальный очень крепкий и сладкий кофе с лимоном, особенно если придется ехать ночью.

Конфетки, жвачки, сухарики - то, что можно не напрягаясь грызть за рулем. То же помогает ночью от засыпания.

Продукты в дорогу. На привалы готовится еда, не требующая особой сервировки стола. В дорогу, что бы перекусить, не отрываясь от руля, обычно беру фрукты и легкие бутерброды.

Сигареты. Для тех, кто курит, скажу сразу - в дороге сигареты летят со страшной силой. Старайтесь курить не чаще чем раз в 20 минут, иначе худо станет.

Водка, коньяк. Обязательно беру пару бутылок обычной водки, мало ли, вдруг тракторист понадобится. Бутылка коньяка или виски для себя.

CD, кассеты. Набиваю чейнджер любимой музыкой и беру еще в салон то, что возможно захочется послушать. Слишком агрессивной или монотонной музыки избегаю, подбираю по принципу "что б не напрягала".

Если вы едите не одной машиной, лучше лишний раз напомнить обо всем этом друзьям, чем тащить на буксире кого-то или останавливаться, потому что что-то кончилось.

Машина подготовлена, укомплектована. В путь?

Часть 5. Перед дорогой.

Что я делаю прямо перед выездом.

Вместе со всеми участниками обговариваем, как мы поедем:

Скоростной режим. При движении по трассе выбирается оптимальная скорость, которой придерживаются все участники. Можно "топить" и 160-180, но вы быстро устанете, а по нашим дорогам ехать с такой скоростью вообще не реально. Есть некоторые участки, которые позволяют разогнаться, но главное не скорость, а равномерность движения. Скорость выбирается из расчета самой слабой машины и самого неопытного водителя.

Порядок движения. Впереди пускают "слабое звено", за ним в порядке возрастания опыта и совершенства авто идут остальные. Мерседес всяко разно затормозит быстрее старенькой "шестерки", а опытный водитель всегда проедет там, где уже прошел новичок. Желательно, что бы в первой машине был хороший и внимательный штурман.

Заранее обговариваются правила обгона. О движении колонной написана отличная статья на http://www.eulex.msk.ru/drive_por4.htm. Да и вообще, лучше перечитать весь раздел http://www.eulex.msk.ru/drive_por.htm перед выездом. Прочитайте еще там ответ на вопрос 29 про ночную езду http://www.eulex.msk.ru/faq-archive.htm.

Договариваемся о связи и световой сигнализации, определяем места, где встречаемся, если потеряли друг друга. Назначается ТОЧНОЕ место и время общего сбора. Что касается последнего, то это должно соблюдаться неукоснительно.

Перед выездом я заранее укладываю вещи в машину, ставлю ее на стоянку или в гараж. Никогда не наедаюсь прямо перед поездкой. Лучше поесть часа за 4-5 до выезда.

Перед дальней дорогой выспитесь, иначе будете ехать медленно и небезопасно. Проснувшись, не поленитесь сделать зарядку, разомните мышцы и суставы.

Одежда в дороге. Мне лучше всего ехать за рулем в спортивном костюме или просторном камуфляже - и не давит и карманов много. Зависит, конечно, от сезона, но одежда должна обладать следующими качествами:

1.Одежда не должна стягивать, жать, тереть и т.п. Она должна быть свободной и удобной.

2.Одежда не должна балахоном разлетаться по всему салону, цепляя все что попало.

3.Не ездите в куртках зимой и голым летом. Лучше прогрейте машину и сидите в свитере или приоткройте окно (включите кондиционер) и наденьте легкую майку.

4.Если вы курите, то желательно что бы надетые на вас вещи защищали тело от случайно упавшего уголька сигареты и уж тем более не вспыхивали как папиросная бумага.

5.В качестве обуви я использую мягкие спортивные тапки или легкие ботинки на небольшом каблуке независимо от сезона. Проще переобуться, чем ехать с больными ногами.

6.Не забудем надеть перчатки для вождения. Очень удобная вещь и руль не выскользнет из рук.

7.Заранее приготовим солнцезащитные очки

Вот теперь вроде все. Можно трогаться в путь. Последнее, что я рекомендую всем сделать перед выездом это дружно сходить в туалет. :) Лучше это сделать до выезда всем сразу, чем останавливаться через каждые полчаса-час.

Сядьте в машину, заведите двигатель и перекреститесь, если знаете молитву - прочтите, Господь поможет ;-)

Часть 6. Поехали.

Я не буду много писать в этом разделе. Достаточно вполне прочитать уже приведенные ссылки. Перечислю принципы, которые я соблюдаю при движении, исходя из расчета, что едет группа.

1.Ехать надо не быстро, а равномерно. Я стараюсь ни под каким видом не останавливаться, кроме экстренных ситуаций и заранее спланированных стоянок. Первым приедет не тот, кто как угорелый топит 180, а потом, высунув язык, крутит глазами на обочине, а тот, кто шел ровно 100, но без остановок и без лишнего риска.

2.Не нервничайте и не гоняетесь ни с кем, даже если вас обидели. Вам важнее доехать, а не доказать кто тут круче.

3.Сидеть надо удобно, руль держать обязательно двумя руками.

4.Все, кто находится в салоне, подчиняются вам и не мешают ехать. Это значит: не кричат, не отвлекают, не советуют, делают то, что вы им скажете. Второй по значимости после вас это штурман.

5.При езде колонной включите все ближний свет, независимо от времени суток.

6.Я не рискую. Почти. При обгонах и сложных дорожных ситуациях лучше перестраховаться. Вы далеко от дома и 15 минут или 2 час "выигранного" времени не сделают вам погоды, а вот нервов отнимут кучу. И не дай Бог что случится, лучше "потошнить" за фурой лишние 10 минут, чем тормозить в кювет.

7.Контролируйте тех, кто впереди вас и тех, кто позади. Не надо лететь на следующий обгон, если остальные участники находятся на 2-3 чужих машины позади.

8.Колонна должна быть единым целым. Никто не нарушает порядок, за исключением случаев, когда надо внепланово остановиться.

9.Пользуйтесь поворотниками всегда!

10.Лучше соблюдать ПДД и сбрасывать скорость в населенных пунктах. Вы быстрее проедете на 60 км/ч без бесед с ГИБДД.

11.Постоянно контролируйте свое состояние, не допускайте "дорожного транса" и переутомления. Если почувствовали что устали - сразу на обочину. 15 минут разминки или сна могут спасти вам и вашим друзьям жизнь.

12.Обратите внимание на скорость при проезде населенных пунктов. После трассы поменять скоростной режим бывает сложно, и некоторое время требуется на адаптацию.

13.Я езжу с постоянно приоткрытым люком или окном и никогда не держу в салоне высокую температуру. Лучше лёгкая прохлада, чем убаюкивающее тепло.

14.Держите под контролем состояние автомобиля. Любой "новый" звук или симптомы неисправности должны быть вами отмечены и оценены

15.Не включайте громко музыку. Это отвлекает от дороги, утомляет, притупляет реакцию и не позволяет слушать машину.

16.Следите за приборной доской.

Наверное, я что-то забыл, все перечислить сложно. Главное правило: имейте голову на плечах, и тогда вы доедете куда угодно.

Часть 7. Приехали!

Я слышал, что по статистике самые опасные это последние километры дороги. Вы уже думаете: "Ну все, слава Богу! Доехали!". Вы уже предвкушаете все радости жизни, что ждут вас по прибытии и расслабляетесь. Вот тут-то и подстерегает беда. Вы и не заметили, как снизилась реакция, как навалилась усталость, и не заметили фуры, поворота, столба, сугроба, отморозка на встречной полосе. Все может закончиться печально, поэтому сохраняйте сосредоточенность до момента выключения двигателя.

Приехав, перекреститесь снова и скажите спасибо.

После дороги я делаю только САМЫЕ необходимые вещи. Все остальное должно лечь на плечи тех, кто сидел рядом с вами. Пусть друзья, жены, родственники дадут возможность водителям отдохнуть и расслабиться. Один совет: я никогда не ложусь спать сразу, как приехал. Жду еще несколько часов, ем, пью и только когда чувствую, что напряжение "отпустило" иду спать. Делаю так, потому что бывает сложно заснуть, а бывает, что такое после долгой дороги снится, что лучше б и не ложился.

Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать. Сильно не ругайте, я просто хочу помочь новичкам и поделиться тем, что знаю об автопутешествиях. Я благодарен тем, кто дочитал до конца и буду благодарен еще больше тем, кто дополнит и расширит этот текст, насытит полезными советами и ссылками.

© UGA, 14 Ноября 2002 г.
www.auto.ru




--> Жильё в Крыму <--