Отправляясь в туристическую поездку, необходимо:
- убедиться, что выбранное турагентство имеет соответствующую лицензию на
данный вид деятельности;
- не рекомендуется сотрудничать с теми из них, кто не гарантирует
получение страхового полиса;
- ни в коем случае не следует прибегать к услугам организаций, которые
ограничиваются выдачей квитанции и отказываются заключать договор на
предоставляемые услуги (переезд, питание, экскурсии, проживание и т.д.). Если
фирма не выполнит соответствующие статьи договора, то потребитель сможет отстоять свои права в суде. В противном случае сделать
это очень трудно.
Если возник конфликт...
- при возникновении конфликтной ситуации необходимо ее разрешить
непосредственно с сотрудниками турагентства. Если достичь соглашения не удалось,
следует составить акт или протокол. В нем необходимо в свободной письменной
форме изложить все претензии к фирме в части предложенных, но не выполненных или
недостаточно качественно выполненных услуг. После этого документ заверяется у
туроператора принимающей стороны, руководителя гостиницы или любого должностного
лица, имеющего отношение к предоставляемой услуге Если в подписи отказано, можно
обратиться за помощью к другим туристам. Они также могут засвидетельствовать
подписями вашу жалобу, но с обязательным указанием полного имени, фамилии и
отчества, а также адреса проживания;
- при наличии фотоаппарата или видеокамеры полезно зафиксировать на
пленке главные причины вашего недовольства предоставленными услугами. Кроме
этого, необходимо обзавестись медицинской справкой в медучреждении в случае
обращения к врачу из-за ухудшения самочувствия, повышения артериального давления
или других последствий, вызвавших расстройство организма по причине
некачественной, например, пищи, плохого обслуживания или его отсутствия.
Обязательно следует сохранять все платежные документы относительно оплаты услуг
аптеки, медицинского работника, экскурсии и т.д. Словом, в распоряжении судьи
должно находиться максимальное количество документов, обосновывающих претензии к
турфирме основательно и предметно;
- после возвращения домой составляется претензия к туристической фирме. К
ней прилагаются копии всех вещественных доказательств невыполнения фирмой своих
обязательств перед клиентом. В соответствии с законом РФ, истцу предоставляется
20 дней с момента истечения срока действия договора для направления претензий к
турфирме. Письменные претензии направляют ее руководителю с обязательным
уведомлением о получении документа Они также излагаются в свободной форме с
указанием требования о возмещении убытков, принесенных ненадлежащим исполнением
организацией договорных обязательств, и компенсации за причиненный моральный
ущерб. Если письмо предоставляется турфирме лично истцом, следует позаботиться о
том, чтобы ее представитель расписался на его копии с указанием даты и входящего
номера Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней. Если ответ окажется
неудовлетворительным, необходимо обратиться в суд.
Как составить исковый документ
Перед составлением искового заявления необходимо определиться с суммой,
которая будет потребована от ответчика за нарушение им договорных обязательств.
Если она равна 50-ти и менее тысячам рублей, то материалы подаются в мировой
суд, если сумма превышает 50 тысяч рублей - в районный суд, причем это можно
делать как по месту жительства истца, так и по месту нахождения фирмы.
Форма написания заявления
В «шапке» заявления указывается: в суд - полное название такого-то
района, такого-то города. Истец пишет свое полное имя, место жительства и
почтовый индекс, ответчик - полное название фирмы с указанием юридического
адреса, записанного в договоре, либо иного адреса, известного потребителю.
Стоимость иска определяется из убытка в совокупности с неустойкой и компенсацией
морального ущерба. Заголовок трактуется как исковое заявление о возмещении
убытков, взыскании неустойки, компенсации морального вреда или о расторжении
договора.
Следует самым подробным образом изложить механизм заключения соглашения с
фирмой-ответчиком и его содержание. Особое внимание необходимо заострить на ее
обязательствах перед истцом, которые так и не были выполнены. Полезно оговорить
понесенные при этом расходы, а также нежелание фирмы сотрудничать в разрешении
конфликтной ситуации. В данном случае приводятся соответствующие статьи Закона о
защите прав потребителя. Относительно их необходимого перечня в каждом
конкретном случае можно получить консультацию юриста.
К исковому заявлению (оно остается в суде) прилагается копия для
ответчика, рекламные материалы по туру, копии договора с туристической фирмой,
фотографии или видеоматериалы, путевки, заявленные фирме претензии и ответ ее
руководства, а также другие документы, если в этом обнаружится необходимость.
После того как все документы будут приняты и судебный механизм запущен,
нужно быть ютовым к тому, что на окончательное разбирательство по делу может
уйти несколько месяцев. Не исключено, что ответчик значительно усложнит ход
процесса вплоть до подачи встречных исков. Во всяком случае, признание им
собственной несостоятельности, выражающейся в оплате претензий бывшего клиента,
неизбежно нанесет вред деловой репутации фирмы. Разумеется, данное
обстоятельство в отдельных случаях усложняет отстаивание истцом своих прав.