Крым и Великий шёлковый путь
В средние века бесчисленные торговые караваны
следовали с Востока на Запад и обратно через нынешний Судак
Многочисленные исторические источники свидетельствуют о том, что купеческие
караваны с самыми разнообразными товарами с проторенных путей направлялись в
средние века на берега Черного моря, останавливаясь в караван-сараях Солхата
(Старый Крым), Кафы (Феодосия) и Сугдеи (Судака). Здесь шла бойкая торговля.
Сюда съезжались купцы из нынешних Италии, Турции, балканских стран.
Так что же такое этот знаменитый Великий шёлковый путь и какое место на нем
занимал теперешний Судак?
Что там под пылью веков?
Когда-то у стен Генуэзской крепости шла бойкая торговля
В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного
взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и
народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями.
Например, существовал легендарный путь "из варяг в греки", довольно длительное
время проходивший через Русь в Византию из скандинавских стран (Швеции,
Норвегии, Дании). Известен соляной торговый путь, который пролегал по
Африканскому континенту, в основном через пустыню Сахару.
Но самым значительным, широко
известным в мире являлся Великий шёлковый путь, протянувшийся от берегов
Атлантического океана до берегов Тихого, пересекавший весь Евроазиатский
континент и соединявший страны Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и
раннем средневековье. Это была не просто дорога или система дорог от океана до
океана, это был культурноэкономический мост между Востоком и Западом,
соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству.
Возникновение Великого шёлкового
пути относится ко II в. до н. э. А само название "Великий шёлковый путь" было
введёно в историческую науку учёными XIX столетия, после того как в 1877 году
немецкий путешественник и историк К. Рихтгофен написал книгу "Китай", в которой
он впервые назвал этот торговый путь "Великим шёлковым".
Следует заметить, что еще задолго
до образования Великого шёлкового на территории Центральной Азии и Древнего
Востока существовали пути, служившие целям войны и мира. По ним продвигались
армии и малые отряды, разгорались кровавые битвы, расположенные вдоль них города
подвергались нападениям; в мирное же время они служили связующими нитями
политической, торговой и культурной жизни. Именно эту их функцию особенно ценили
народы.
Один из древнейших путей "лазуритовый"
сложился еще в 32 тысячелетиях до н. э. Он начинался в горах Памира, проходил
через Иран до Передней Азии и Египта. Полудрагоценный камень лазурит
(ляпис-лазурь), добываемый в районе верхней Аму-дарьи на Памире (в Бадахшане),
высоко ценился ювелирами древневосточных государств, Шумера (Двуречье) и Египта.
При раскопках гробниц в них были обнаружены изделия из бадахшанского лазурита.
От этого берега отправлялись в Средиземное море торговые суда
Другой путь знаменитая "царская дорога Ахеменидов" связывал в VIIV вв. до н. э.
малоазийские города Эфес и Сарды на берегу Средиземного моря с одной из столиц
Ирана и городом Сузы. Ещё один путь вёл из Ирана через Бактрию, Согдиану,
Ташкентский оазис и территорию Казахстана до Алтая.
В IV в. до н.э. Александр Македонский разгромил армию последнего
ахеменидского царя Дария и весной 329 г. до н. э. перешёл границы Средней Азии.
Несмотря на сильное сопротивление, Александр воцарился здесь. Им было основано
множество Александрий, самая далёкая из которых находилась на берегах Сырдарьи,
это нынешний Ходжент.
В период с I по VII век стали зарождаться торговые отношения между
Средней Азией и Китаем. Постепенно эти связи дотянулись и до Рима. Купеческие
суда и сухопутные караваны интенсивно сновали по громадному пути от Тихого
океана до Средиземного моря.
Постепенно торговые отношения между Средней Азией и Китаем
укреплялись. Каждый год китайский императорский двор направлял по меньшей мере
пять миссий на запад в сопровождении нескольких сотен стражников. Они везли с
собой шелк и металлические изделия, которые обменивали на лошадей, нефрит,
коралл и другие товары среднеазиатского производства.
В Европе считали, что шёлк растет на деревьях и что только китайцы
знают секрет этой культуры. В период правления Августа Рим расплачивался за
китайский шёлк шерстяными товарами, специями и стеклянными изделиями.
У китайцев же не было ни малейшего намерения опровергать легенды
подобного рода, чем они обеспечили себе монополию и экспорт этой дорогостоящей
ткани. Парфяне, через территорию которых шла торговля, точно так же не считали
нужным выдавать тайны изготовления шёлка, поскольку получали из торговли им
значительную прибыль.
Как римляне шёлк открыли
Первая "встреча" римлян с этой
тканью не увенчалась особой славой. Марк Мициний Красс, один из триумвираторов,
консул и римский наместник в Сирии, мечтал пройти по следам Александра
Македонского и повторить его победы на Востоке. В 53 г. до н.э. он повёл семь
легионов через Евфрат против парфян. Однако не весть о победе или смятение по
поводу поражения произвели фурор в Риме, а совершенно случайное событие открытие
шёлка.
Парфяне во время сражения для видимости отступили, чтобы затем
молниеносно развернуться и осыпать легионеров дождём стрел. Кроме того, они
неожиданно развернули огромные, светящиеся и переливающиеся на солнце знамена,
напугав солдат настолько, что они сдались. Это стало одним из самых тяжелых
поражений Рима. А вышитые золотом знамена были первыми шелками, виденными
римлянами.
Увиденная однажды, эта ткань в последующие столетия повергла Рим в
настоящую "шелковую лихорадку". Прохладную ткань, "легкую, как облако" и
"прозрачную, как лёд", римляне называли "китайской вуалью".
Протяжённость Великого шёлкового пути составляла 12 тысяч километров,
поэтому мало кто из торговцев проходил всю эту дорогу полностью. В основном они
двигались, сменяя друг друга, и обменивали товары в пунктах на этом пути.
Тут находились каравансараи (постоялые дворы) с худжры ("комнаты
отдыха") для купцов и обслуживающего караван персонала, стойбища для верблюдов,
лошадей, мулов и ослов. Тут же можно было продать и купить оптом товар, узнать
коммерческие новости и цены на товары.
Хорезм, Согдиана и Фергана были такими преуспевающими торговыми
центрами, где покупали лошадей, корм, виноград и хлопок. В городах ремесленники
освоили новые виды ремесла: производство металлических изделий, перенятого на
Востоке, и изделий из стекла, изготовляемых на западе.
Путь и Чингисхан
Следует сказать, что во время
военных конфликтов трассы Великого шелкового пути исполняли ещё одну функцию, не
очень привлекательную.
Именно Великий шёлковый путь использовал в своих целях в XIII в.
Чингисхан, покоряя народ за народом. Но завоевание это, тем не менее, один из
способов установления контактов между народами. Покоряя страны, подчиняя их
жителей, завоеватели не могли покорить жизнь. Она всё равно продолжалась.
Продолжал действовать и Великий шёлковый путь, хотя его торговые функции были
ограничены.
Когда Чингисхан покорил Среднюю Азию, Хорезм разделился на две части:
северную со столицей в Ургенче, которая была включена в улус Джучи (владение
старшего сына Чингисхана) и впоследствии ставшая частью Золотой Орды (территория
от Сибири до Восточной Европы, правителем которой был внук Чингисхана Берке), и
южную со столицей в Кяте, ставшей частью Чагатайского улуса (владение второго
сына Чингисхана Чагатая - территория Средней Азии).
Монгольское господство стимулировало караванную торговлю между Китаем
и странами Средиземноморья. Но прибыль от неё доставалась не Средней Азии, а
Золотой Орде. Многие караваны держали путь прямо к Волге, туда, где она впадала
в Каспий, а оттуда шли к Чёрному морю. Хорезм был южным пунктом на этом пути, и
он продолжал играть роль связующего звена в региональном и межконтинентальном
торговом обмене. Крупным торговым центром был Ургенч, базары которого были
переполнены товарами.
Судак - имя одушевлённое
С развитием морских путей Судак
превратился в один из самых крупных торговых пунктов на Великом шёлковом пути.
Это один из самых очаровательных уголков земли. Двигаясь на юг, по дороге из
степного Крыма через хаос гор Восточной гряды, вы внезапно попадаете в солнечную
судакскую долину. С горной дороги открывается величественная картина. Такой она
открывалась взору и купцов, погонщиков караванов, следующих из Китая и Средней
Азии.
Внизу цвели сады, зеленели виноградники, надёжно прикрытые
расходящимися в разные стороны бастионами неприступных горных кряжей, а там,
дальше - голубая бухта, раскинувшаяся между скалистым Алгаком и горой Замковой.
Сохранились исторические свидетельства арабского поэта Ибн-Саида
(1274 г.), который писал: "Население Судака представляет смесь народов и всех
вер, благодаря бесчисленным торговым караванам с Запада и Востока..."
Многочисленные археологические экспедиции, работавшие и работающие в
окрестностях Судака и Старого Крыма, постоянно находят свидетельства активной
торговли, богатого исторического прошлого.
В последние годы в городе много внимания уделяют возрождению
культурных традиций и памятников истории.
Ставится задача возродить Великий шёлковый путь как, прежде всего,
туристический.
В средние века Судак, в то время Солдайя, был местом притяжения
разных народов и культур. Через Солдайю проходила одна из дорог Великого
шёлкового пути, соединявшая Восток со своей умиротворённой культурой и
темпераментный Запад. В городе проводятся ярмарки-фестивали "Великий шёлковый
путь", в которых участвуют с каждым годом всё больше людей.
Целью ярмарок-фестивалей является возрождение культурных традиций и
строительство новых отношений между людьми, развитие цивилизованных норм
торговли, бизнеса, туризма и отдыха.
Николай Горюнов
Источник: "Крымская
правда"