Лучше всего
отправляться в это странствие по набережной Коктебельского залива мимо Юнговой
могилы, не поднимаясь на холмы.
Между мысом Мальчин и мысом Топрак-Кая 2,3 морских мили. Коктебельская бухта
вдается в северо-западном направлении на 1 милю, берега ее возвышенные, но
преобладает мелководье.
От северного берега бухты Коктебель выступают к югу три приметных мыса.
Мыс Топрак-Кая - так называется западный из этих трех, невысокий и обрубистый.
На юго-восток в полумиле от мыса находятся два больших белых надводных камня,
называемых Таш-Тепе и Таш-Баши (или скалы Сирен), и около них еще несколько
малых, тоже надводных камней. В секторе от 265 до 279 град, от мыса Топрак-Кая в
расстоянии 5-6 кабельтов от него расположена каменистая гряда с глубинами от 1
до 2 м (3-6 футов).
Этот мыс - подлинное владение морского божества Нерея, обладавшего способностью
менять свой облик. Бухточки, примыкающие к мысу - царство 50 Нереид. Островки,
опасные для мореплавателей, - скалы Сирен, завлекавших своим пением моряков.
Гея разделила ложе с Понтон и произвела на свет дочерей Эврибию и Кето, сыновей
Тавманта, Форка и Нерея.
Морской старец Иерей ненавидел ложь и давал только благие советы. Он обладал
даром предвидения. Нерею был ведом путь к саду Гесперид. Однако героям и
смертным нелегко было получить от Нерея прорицание, так как он постоянно менял
свой облик. Поэтому, Геракл сначала изловил и связал Нерея, чтобы заставить его
указать путь к саду Гесперид.
Орфический гимн № 23 Нерею, фимиам смирной
О величавый Нерей, обитатель глубин темно-синих,
старец морской, пятьдесят
Нереид породивший с Доридой;
водят они хоровод, облаченные в пену морскую.
Гордое имя твое, о всесильный, известно повсюду,
первоначало всего, основанья
морского властитель,
крайних пределов земли повелитель, меняющий облик.
Ты, из
холодных глубин поднимаясь, священные недра
Геи колеблешь, пути преграждаешь
ветрам беспокойным.
Но, отвратитель земных сотрясений, молю: о блаженный,
мистам
пошли благодать и здоровье. Да не оскудеет
щедрая длань твоя. Стань покровителем
и миротворцем.
Нерей и океанида Дорида породили пятьдесят дочерей нереид: Агаву, Актайю,
Амфитриту, Автоною, Галатею, Галену, Главконому, Галию, Галимеду, Гиппоною,
Гиппотою, Деяниру, Деро, Динамену, Диону, Дориду, Дото, Евагору, Евдору,
Евкрату, Евлимену, Евмолпу, Евнику, Ерато, Иону, Калипсо, Кето, Кимо, Кимотою,
Кранто, Аимнорею, Аисианассу, Мелиту, Навситою, Неомериду, Несайю, Одюссо,
Панопу, Плексавру, Полиною, Понтомедусу, Прото, Псамату, Сао, Спейо, Фалею,
Ферусу, Фетиду, Эиону, Этну.
Нереиды - ласковые, благодетельные спутницы Фетиды, благожелательны к людям и
приходят на помощь в бедствиях.
Нереида Амфитрита стала женой самого Посейдона и матерью Тритона.
Нереида Фетида стала супругой Пелея и матерью героя Ахиллеса, осаждавшего Трою.
Нереида Фалия от Гефеста (Адрана) родила сицилийских Паликов.
Нереида Галатея и богоравный киклоп Полифем, сын нимфы Тоосы и Посейдона,
породили трех сыновей Талу, родоначальника всех галлаиков, Кельту,
родоначальника всех кельтов, и Иллирия, родоначальника всех иллириков. У этого
Иллирия было шесть сыновей — Энхелей, Автарией, Дардан, Майд, Тавлант, Перреб, и
дочери Даорто, Дассаро и Парто. У Автариея родился сын Пайон, ставший в свою
очередь, отцом сыновей Скордиска и Трибалла.
№ 24 Нереидам, воскурение благовонными ароматами
Дщери Нерея, цветам нежным подобные девы,
о нереиды, легки ваши движенья в волнах.
Вы — драгоценных камней россыпь. Вакхической пляской
моря колеблете гладь, свежий рождаете бриз.
Щедро украшены вы ликами звероподобных
юрких тритонов: они — грозного Понта стада.
Вы, чья обитель — вода, резвые девы-прыгуньи,
вьётесь вкруг пенистых волн, яркие блики дробя.
Стайка дельфинов морских — вы, о скиталицы Понта;
знать не дано никому, где вы появитесь вновь.
Смилуйтесь, о пятьдесят чистых невест, и явите
мистам свою благодать, радости ясный поток!
Ибо вы первые, кто в таинства нас посвящает
Вакха блаженного и Персефонеи святой.
А вместе с нею всегда — мать Каллиопа и грозный,
мудрый заступник добра, солнце небес — Аполлон.
Нереида Псамата, жена Айгюпт (Египта), родила вещего Протея, царя Мемфиса и
острова Фарос. Протей, как и его дед Нерей, обладал способностью менять свое
обличье. Он также любил предаваться отдыху в пещере на острове Фарос, прячась от
зноя, который начинался с появлением на небосклоне звезды Пса. Жена Протея Эйдо
(Эйдотея) народила ему множество детей Протидов. Много было у старца Протея и
подопечных тюленей, потому-то его и прозвали пастырем тюленьих стад.
Старец Протей скрывал свой пророческий дар от всякого, кто не смог поймать его
истинный облик. А к нему за пророчествами обращались многие: Дионис, Персей,
Геракл, Аристей, Менелай и Одиссей.
Настоящая Елена находилась у Протея, подмененная призраком в Трое. Эйдотея
предупредила понравившегося ей Мене-лая, что Протей будет принимать облик льва,
пантеры, змеи, быка, кабана, птицы, обезьяны, огня, воды и дерева, но его надо
держать, пока он не остановится на облике сонливого старика.
Дочь Протея Кабейро стала женой Гефеста и родила ему на острове Лемнос премудрых
богов кабейров числом от трех до пяти *.
За мысом Топрак-Кая открывается прекрасная Енишарская бухта с чудом уцелевшим
песчаным пляжем - напоминанием об утраченной роскоши Коктебельского залива.
Енишарская бухта находится в одноименной долине, в которой некогда была овчарня
молдаван Челеби-Кошла. В Молдаванската падина и в Челеби Кошла были обильные
источники воды, пригодной для людей и животных, Сасык-Чокрак и Балта-Чокрак,
ныне почти совершенно иссякшие. Их владычицы Наяды, остановили струи вод,
обиженные непочтением людей, осквернивших все в долине.
Мыс Киик-Атлама, соединяющийся с материком весьма низким перешейком, открывается
от юго-запада и северо-востока островом в виде треугольника. От оконечности мыса
отделяется скала - островок Иван-Баба (Отец Иоанн). Корабли минуют мыс безопасно
в 1 миле от него.
В языческие времена на вершине Киик-Атлама наверняка было святилище Геракла, а
на островке - капище Диоскуров, покровителей мореплавателей.
За узким перешейком три холма (Трилоф), затем холм со священным участком
Левкофеи и Палемона.
Между двумя мысами (Топрак-Кая и Киик-Атлама) расположена акватория, которую
можно назвать морем океаниды Дориды, нежной супруги Нерея, ласковой матери
Нереид.
Эту акваторию рассекает мыс Тритона, так называемый мыс Пятый, который весьма
живописен и сложен из красной породы. Между ним и бухтой Праватка находятся еще
три-четыре укромные бухточки с дикими пляжами. Среди них есть бухта Главка и
Главки, морских божеств. В эту бухту спускается неширокая долина.
Коктебель и Енишары являют столь контрастные и разнообразные ландшафты, что им
было суждено стать сценическими декорациями. Одни угадывают в коктебельских
пейзажах сходство с Грецией и Италией, другим мнится испанская Эстремадура,
третьим - североамериканский Запад или японские ландшафты.
Множество акварелей Максимилиана Волошина было написано именно здесь, в
Енишарах. Здесь его, бредущего по пустынным бедлендам, чаще всего видели
коктебельские пастухи. Здесь он шествовал, опираясь на пастушескую каралигу
(посох с загнутым верхним концом), подобно католическому прелату. Согласно
воспоминаниям очевидцев, М. Волошин редко писал на пленэре. Еще со времени
Первой мировой войны он научился запоминать пейзаж и воспроизводить его по
памяти в художественной мастерской.
Те, кто видел испанские акварели Волошина, отмечали, что если бы они не были
подписаны («Акрополи в лучах вечерней славы», «Кастилий нищих рыцарский покров»
и другие), то все бы думали, что это Коктебель.
Эти живописные и дикие места также привлекли внимание советских
кинематографистов после войны.
Всем нам памятны желтые холмы Ла Манчи, по которым плелся на своем Росинанте
благородный идальго Дон Кихот (народный артист СССР Николай Черкасов) вместе со
своим верным оруженосцем Санчо Пансой на ослике. Енишарские холмы весьма
напоминают испанские по признанию самих испанцев. Когда кинофильм вышел на
экран, в 1957 г. в СССР прибыла возмущенная группа испанских кинематографистов.
Они были уверены, что какие-то операторы тайно отсняли материал и вывезли его
как контрабанду. Столь велико было сходство с испанскими ландшафтами, что они
прибыли на место съемок фильма, чтобы убедиться в их подлинности.
Енишары. В память об Андрее Миронове.
В фильме «Дон Кихот» роли играли Бруно Фрейндлих (отец Алисы Фрейндлих), Лидия
Вертинская (жена А. Вертинского), Г.Вицин (роль Самсона Караско) и другие.
Съемки фильма «Ричард Львиное Сердце» также проходили в Коктебеле. Актриса
Светлана Аманова в великолепном средневековом наряде вместе с Ричардом (актер
Александр Балуев) были запечатлены на пленку среди коктебельских холмов на фоне
горы Святой и хребта Сюрю-Кая. Лекаря султана в этом фильме играл А.
Джигарханян.
Бархатной осенью 1961 г. жители и гости Коктебеля стали свидетелями
зачаровывающего зрелища: алые паруса в голубом небе над синим морем. По берегу Енишарской бухты бегала юная Ассоль (А. Вертинская), а у дверей живописной
таверны ее поджидал, покуривая трубку, капитан Грей. Так Московская киностудия
им. Горького проводила съемки фильма «Алые паруса» по повести А. Грина.
Сценарий другого фильма «Человек-амфибия» по мотивам одноименной фантастической
повести А. Беляева сочинили Алексей Каплер и Юлия Друнина, гуляя «гриновской
тропой» из Старого Крыма в Коктебель. Подругу Ихтиандра Гуттиэрэ сыграла А.
Вертинская. Согласно сценарию, отец Гуттиэрэ вместе со своим компаньоном-боссом
Педро Зурита обнаружили подводную нору у подножия скалы Маяк, на вершине которой
находился дом доктора Сальватора.
Коктебельской округе пришлось однажды изображать некую латиноамериканскую страну
в фильме «Это сладкое слово -свобода» и далекую Норвегию (в кинофильме «Сердце
друга»), рожденную фантазией О'Генри страну Анчурию (кинофильм «Короли и
капуста») и ковбойский городок американского Дикого Запада (кинофильм «Человек с
бульвара Капуцинов»), тихоокеанский остров (кинофильм С. Говорухина «Пираты XX
века») и инопланетный мир (фантастический фильм «Туманность Андромеды»).
Кинофильм «Эхо» на сюжет Ю.Нагибина о мальчике и девочке, бегавших к Чертову
Пальцу слушать эхо, можно было снять только на Кара-Даге. Там же актриса М. Левтова скакала верхом в приключенческой фантастике Кира Булычева «Подземелье
ведьм». А художественный фильм с элементами фантастики «Люди и дельфины» был
отснят с участием «любимцев Посейдона» также в водах у Кара-Дага.
В веселом, задорном и очень добром фильме Л. Гайдая «Спортлото-82» легко узнать
турбазу «Орлиный приют» по характерному виду хребта Карагач.
Здесь, на этой земле, снимались художественные кинофильмы «Салют, Мария!», «Люди
в океане», «Аттракцион», «Приключения Чипполино», «Укрощение огня», «Разбудите
Мухина», «Яков Богомолов», «Эй, кто-нибудь!». Все фильмы по мотивам произведений
А. Грина снимались также в Коктебеле.
Излишне говорить, что документальные фильмы об И. Айвазовском, А. Грине, К. Паустовском и другие невозможны без
коктебельских и карадагских пейзажей. И, конечно, документальные фильмы о М. Волошине всегда снимались в Коктебеле.
Упомянем большую работу ленинградских телевизионщиков «Киммерийский затворник» в
2-х сериях (1992-1995), документальный фильм о М. Волошине Натальи Бондарчук
«Подмастерье» (1997), работы молодого режиссера Андрея Осипова и драматурга О. Агишева из цикла «Легенды Серебряного века» «Голоса» (о М. Волошине) (1997),
удостоенную 20 наград и фестивальных призов в США, Европе и Азии, «Охота на
ангела» (об А. Белом) и «Страсти по Марине» (о М. Цветаевой) (2003).
В Коктебеле, у подножия Кара-Дага был снят документальный фильм «Планеры в
полете», а на хребте Узун-Сырт на полигоне ЦАГИ был создан шестисерийный
документальный фильм «Красный космос». В широкий эфир были выпущены секретные
материалы об испытаниях первых образцов ракетно-космической техники, рассказано
о работах С. П. Королева, о первых космонавтах, начинавших свою карьеру именно
здесь. Самый первый ракетный двигатель Сергей Павлович Королев назвал
«Коктебель».
*Орфей. Языческие таинства. Мистерии восхождения. - М., 2001.
Из книги Т.Фадеевой, А.Шапошникова, А.Дидуленко
"Старый добрый Коктебель",
"Бизнес-Информ", Симферополь, 2004 г.