Всеми возрастами правит,
Покоряет наши чувства -
Волшебная сила искусства.
А.С. Пушкин
Кажется, на весь мир прогремели знаменитые кинофильмы Леонида Гайдая. А наш
отечественный зритель, можно смело говорить без преувеличения, вырастает и
воспитывается вместе с ними.
В веселом, задорном и очень добром фильме «Спортлото-82» невозможно не запомнить
турбазу «Орлиный приют», которой руководит симпатичный директор (всеми любимый
киевский актер Б. Брондуков), ничего не делающий без своей
ещё более симпатичной
помощницы Аллы Дмитриевны.
Четкая графика характерного профиля хребта Карагач, видимая с автобусной
остановки (вход в базу «Орлиный приют»), стала хрестоматийной ещё в
дореволюционной России. Такие открытки являются гордостью коллекций всех
крымских краеведов.
Все любители кино наизусть знают выдающийся советский боевик «Пираты XX века», а
его автор С. Говорухин - мировая знаменитость и ныне крупный государственный
деятель в демократической России. Многие эпизоды этого популярного
киноприключения разворачиваются на фоне легко узнаваемых карадагских пейзажей.
Но знаменитой киноактрисой вся карадагская округа стала значительно раньше.
Бархатной теплой осенью 1961 года жители и гости Коктебеля стали свидетелями
фантастического зрелища: алые паруса в синем море. Так бывает только в повести
Александра Грина Но помните, что говорил капитан Грей: «Делайте так называемые
чудеса своими руками». По берегу Тихой бухты бегала юная Ассоль, а у дверей
живописной таверны её он и поджидал, покуривая трубку. Так Московская киностудия
им. Горького проводила съемки фильма «Алые паруса». Этот бессмертный киношедевр
гипнотически завораживает каждого из нас ещё с дошкольного возраста. Никому
тогда не известная совсем молодая, начинающая актриса А. Вертинская создала
здесь ещё один бессмертный образ при помощи ленинградских кинематографистов. Это
- Гутиэрэ, подруга Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия». Сценарий сочинили
Алексей Каплер и Юлия Друнина, гуляя по «Гриновской тропе», используя
одноименную фантастическую повесть А. Беляева. Отец Гутиэрэ вместе со своим
компаньоном-боссом Педро Зуритой находились в арке Золотых Ворот, когда
обнаружили подводную нору у подножия скалы Маяк, на вершине которой находился
дом доктора Сальватора.
Всем нам памятны желтые холмы Ла-Манчи, по которым плелся на своем Росинанте
благородный рыцарь Дон Кихот (народный артист СССР Николай Черкасов) вместе со
своим верным оруженосцем Санчо Пансой на ослике. Так вот, это коктебельские
холмы, которые ничем не отличаются от испанских, по признанию самих испанцев.
Все посетители дома-музея М. Волошина неизменно отмечают, рассматривая испанские
акварели поэта, что если бы они не были подписаны («Акрополи в лучах вечерней
славы, Кастилии нищих рыцарский покров» и т.д.), то все бы думали, что это
Коктебель. А встреча и стычка Дон Кихота с каторжниками происходила у входа в
Мертвый город прямо на середине Берегового хребта Карадага. Когда кинофильм
вышел на экраны (разумеется, с огромным успехом), т.е. в 1957 году, в СССР
прибыла возмущенная группа испанских кинематографистов. Они были уверены, что
какие-то операторы, тайно побывав в Испании, отсняли материал и вывезли его, как
контрабанду. Потому что те пейзажи, которые они увидели в этом фильме, можно
увидеть только в одной стране - их горячо любимой Испании, а именно в Кастилии.
Специально для них устроили экскурсию в Коктебель, предварительно снабдив
увеличенными кадрами соответствующих мест в киноленте. Изумление испанцев было
настолько велико, что они даже не решались дальше о чем-то говорить. А
вернувшись на родину, рассказали обо всем увиденном не только всей Испании, но и
всему миру.
Прекрасную светловолосую девушку из кинофильма «Спортлото-82» (актриса Светлана
Аманова) мы ещё раз видели среди коктебельских холмов и на фоне горы Святая, хребет Сюрю-Кая и т.д. Она была в великолепном средневековом наряде вместе со своим
супругом Ричардом Львиное Сердце (актер Александр Балуев). Когда он был болен,
то сам султан прислал ему лекаря (сыграл эту роль Армен Джигарханян). В этом
фильме («Ричард Львиное Сердце») также снимались множество других известных
артистов.
А в фильме «Дон Кихот» играли свои роли Бруно Фрейндлих (отец Алисы Фрейндлих) и
Лидия Вертинская (мать Анастасии и Марианны Вертинских, жена того самого А. Вертинского). Роль Самсона Караско исполнял Г. Вицин и т.д.
Карадагской округе пришлось однажды изобразить одну латиноамериканскую страну
(«Это сладкое слово - свобода») и далекую Норвегию (в кинофильме «Сердце
друга»), а также рожденную фантазией О'Генри Анчурию (к/ф «Короли и капуста»),
ковбойский городок американского Дикого Запада («Человек с бульвара Капуцинов»)
и далекие миры чужой планеты (фантастический фильм «Туманность Андромеды»)
Ну и понятно, что главными героями некоторых кинофильмов, снятых на Карадаге,
были любимцы Посейдона, дельфины. Как же без них?! К примеру,
художественный фильм с элементами фантастики «Люди и дельфины» в трёх сериях
«Морской щенок» и т.д.
А хрестоматийно-школьный сюжет Ю. Нагибина о мальчике и девочке, бегавших к
Чертову пальцу слушать эхо? Конечно, такой фильм можно было снять только на
Карадаге (к/ф «Эхо»).
В приключенческой фантастике Кира Булычёва «гардемарин» С. Жигунов в
партнерстве с М. Левтовой (в кинофильме «Подземелье ведьм») скачут на лошадях
возле того же Чёртова пальца.
Здесь, на этой земле, снимались художественные кинофильмы «Салют, Мария!», «Люди
в океане», «Аттракцион», «Приключения Чиполлино», «Укрощение огня», «Разбудите
Мухина», «Яков Богомолов», «Эй, кто-нибудь!» и многие другие. Их невозможно
перечислить полностью. Одни только фильмы по произведениям А. Грина - все
снимались здесь. Не случайно эти края, волошинскую Киммерию, ведущие студии
страны облюбовали в качестве съемочного павильона. В советское время это были «Мосфильм»,
«Ленфильм» и киностудия им. Горького. А сейчас здесь снимают все кому не лень (а
кому лень, тоже снимают).
Имя Максимилиана Волошина неотделимо от Карадага. Он является истым его певцом,
выразителем его духа. Похоже, что союз поэта с этой землей благословлен на
небесах. Иначе как объяснить, что прямо на его глазах Синяя скала (Кок-Кая)
преобразилась в характерный профиль поэта, легко узнаваемый всеми с набережной
Коктебеля, где находится дом поэта.
Документальные фильмы о М. Волошине - особая статья в киноискусстве. Сразу же
назовём большую работу ленинградских телевизионщиков «Киммерийский затворник» в
двух сериях (1992-1995 гг.). Исключительно удачное произведение. Текст за кадром
читают А. Демьяненко, О. Ефремов, И. Дмитриев, зритель узнает также и другие
знакомые голоса. «Тяжелые» архивные материалы даются очень легко благодаря
удачной композиции и хорошо подобранному музыкальному сопровождению, а сложная волошинская поэзия впитывается зрителем прямо с экрана.
Невозможно здесь не рассказать о работах молодого режиссера Андрея Осипова,
который по праву признан одним из ярчайших мастеров российского неигрового кино.
Вместе с драматургом О. Агишевым он является создателем авторского цикла
«Легенды Серебряного века». Первая полнометражная лента этого цикла «Голоса» (о
М. Волошине, 1997 г.) удостоена более 20 кинонаград и фестивальных призов в
Европе, Азии и США. Второй фильм - «Охота на ангела» (об А. Белом); и третий
фильм - «Страсти но Марине» (о М. Цветаевой, 2003 г.). Текст за кадром читают
Александр Балуев, Евгений Дворжецкий, Юлия Рутберг, Евгений Миронов и др.,
мастерски использован монтаж фрагментов немого кино той эпохи и т.д. В общем,
это надо видеть.
Отечественный и зарубежный кинозритель хорошо знаком с работами Натальи
Бондарчук - дочери великого Сергея Бондарчука, покорившего западный киномир
эпопеей на экране «Война и мир» и т.д. и т.д. Наталью Сергеевну мы знаем не
только как талантливую актрису, давно покорившую сердца киноманов («Солярис»,
«Звезда пленительного счастья» и мн. др.), но и как автора мастерски сделанных
кинопроизведений, большей частью документальных.
В том же году, когда создавался фильм «Голоса» (1997 г.) вышла её работа -
документальный фильм о М. Волошине «Подмастерье» (45 мин.). Хорошо знакомые
события, заученные всеми волошиноведами и теми, кто интересуется вообще
Серебряным веком русской культуры, в этой картине поданы под иным углом, весьма
оригинально и непривычно. При этом соблюдена историческая правда, подкрепленная
многочисленными документами. В этой работе задействована группа молодых
талантливых актеров, вместе с которыми Наталья Сергеевна реализует колоссальный
кинопроект «Пушкин в Крыму» объемом в 36 серий. Уже вышли три серии, одна из них
называется «Пушкин в Феодосии» (2002 г.).
Излишне говорить, что документальные фильмы о И. Айвазовском, А. Грине, К. Паустовском и т.д. невозможны без карадагских пейзажей, ведь Карадаг - это
пейзажный центр Киммерии.
В Коктебеле, у подножия Карадага, был снят документальный фильм «Планеры в
полете». Это понятно, что подобного рода кинохронику создать можно только здесь.
Но об одном таком кинодокументе скажем особо - это 6-серийный документальный
фильм «Красный космос», показанный по каналу НТВ в период гласности и
перестройки в 90-е годы прошлого столетия. В широкий эфир были выпущены
секретные материалы об испытаниях первых образцов ракетно-космической техники на
плато Узун-Сырт (бывшая закрытая база-полигон ЦАГИ). Рассказано о работах СП.
Королева, которого при этом держали чуть ли не в тюрьме, и т.д. О первых
советских космонавтах, начинавших свою карьеру именно здесь (здесь же и
погибавших в неудачных полетах). Свой самый первый ракетный двигатель Сергей
Павлович назвал «Коктебель», четко видна эта надпись на обшивке кожуха,
показанная крупным планом. Все это очень интересно. В Коктебеле есть улица
Королева, как, впрочем, и ул. Жуковского. Тот самый Николай Жуковский, которого
мы проходили в школе на уроках физики: «Я верю, что человек поднимется в воздух,
как птица, но только опираясь не на силу своих крыльев, а на силу своего
разума». Он был в Московском обществе Х.С. Леденцова вместе с В.И. Вернадским, и
им (т.е. Обществу) Т.И. Вяземский передал в дар свое детище - Карадагскую
научную станцию.
С карадагских хребтов прекрасно виден огромный холм Тепе-Оба, за которым
находится Феодосия, а на нем белые купола бывшей астрономической обсерватории АН
СССР. Мы об этом говорили уже в соответствующей главе путеводителя. В последнюю
советскую пятилетку там стали строить какой-то космополигон. По известным
причинам этот проект не состоялся. Чего только здесь ни делали, но и сейчас
интерес к этой земле не ослабевает, в том числе и космический: современный
проект подспутникового полигона со штабом в Феодосии - очень важная программа
для народного хозяйства, напрямую связанная с экологическим мониторингом.
Вот почему заповедание этой земли - её спасение. На том и будем стоять.
Из книги А.М. Бобичева, А.И. Дидуленко «Карадаг.
Путеводитель», Киев, «Атика», 2004 г.