Театр сохранился далеко не полностью, и поэтому трудно определить его вместимость. Одни исследователи считают, что он был рассчитан на 1800-2000 человек, другие предполагают наличие 3000-3200 мест. Но в любом случае ясно, что театр был весьма солидных размеров. В центре его располагалась орхестра - полукруглая площадка диаметром в 23 метра. На ней помещался хор - непременный участник древнегреческого спектакля. К орхестре примыкал проскений - площадка, возвышавшаяся над ней на 1,5-2 метра. Именно она служила подмостками для выступления. На заднем плане проскения находилось помещение для переодевания актеров (скене). Стена этого помещения, обращенная на проскений, была оформлена полуколоннами дорического ордера. Этот фасад служил фоном для представления, возможно, на него навешивались или к нему приставлялись декорации.

Перед комплексом сооружения для актеров (сценой, в современном представлении) вверх по склону холма амфитеатром поднимались вырубленные в известняке ряды скамей для зрителей (театрон). Скамьи делились на секторы, связанные друг с другом каменными лестницами. В театр вели два входа, называвшиеся пародами.

Древнегреческий театр был государственным учреждением. В нем ставились не только драматические представления, но проходили концерты музыкантов, поэтические состязания, устраивались общественные собрания. Вероятно, именно здесь в III веке до н. э. выступил перед согражданами Сириск, сын Гераклита, с чтением своего труда, где он "явления Девы (главной богини херсонеситов. - Е. В.) трудолюбиво описав... и про отношения к царям Боспора рассказал и бывшие дружеские отношения с городами исследовал согласно достоинству народа"47. Восхищенные слушатели постановили увенчать первого историка Херсонеса (и, кстати, первого из живших на территории СССР) золотым венком, а постановление об этом высечь на каменной плите, которую поставить на всеобщее обозрение в притворе храма Девы.

В I веке н. э. с приходом римлян многое меняется в судьбе театра. Как известно, в это время широкую популярность получили бои гладиаторов. В первом веке в Херсонесе появляется постоянный римский гарнизон и орхестра в театре расширяется, превращаясь в арену для кровавых побоищ.

Неподалеку от театра расположено одно из крупнейших и древнейших зданий города. Обычно его называют монетным двором (IV-III веков до н. э.), и, очевидно, оно и было им, хотя полной уверенности в этом нет. При раскопках (их вел в 1904 году К. К. Костюшко-Волюжинич) были обнаружены части горна для плавки бронзы и монеты. Это и дало основание считать здание монетным двором. Оно погибло от пожара еще в III веке до н. э. и с тех пор не восстанавливалось. Сейчас доступна для обозрения только часть подвального этажа, остальное раскопанное пространство вскоре после исследования было засыпано и на его месте служители монастыря посадили сад.

Главным фасадом монетный двор был обращен на центральную улицу города. Сохранившиеся стены сложены из массивных тесаных каменных плит (квадров) без раствора. В стенах чередуются продольно и поперечно лежащие блоки, т. е. квадры, положенные на ребро и плашмя во всю ширину стены. Такой способ кладки по-русски называется "логом и тычком".

Раскопки позволили установить, что сооружение состояло из нескольких помещений (сейчас можно наблюдать только четыре), сгруппированных вокруг двора, окруженного галереей, образованной 26 колоннами.

Здание монетного двора примыкает к небольшой, но живописной площади. На ней, или в непосредственной близости от нее, находятся все музейные помещения, где развернута экспозиция, хранятся фонды и архивы, работают научные сотрудники. Это здания бывшего Херсонесского монастыря, построенные в основном во второй половине прошлого века. Маленькая площадь с фонтаном в центре вымощена крупными каменными плитами. С северо-восточной стороны она ограничивается фасадом бывшего настоятельского корпуса (ныне здесь средневековый зал музея, его административные и производственные помещения). Здание сооружено в 1864 году, автор проекта и строитель-архитектор К. Вяткин. Главный вход не совсем обычен, он устроен с торца, обращенного к площади. На второй этаж ведет парадная наружная лестница, сооруженная параллельно внешней стене. Ее ступени приводят на широкую каменную террасу, откуда монументальные двери ведут внутрь здания. Большую часть второго этажа занимает двухсветный зал музея, где расположена экспозиция средних веков. Это бывшая домовая церковь Корсуньской Богоматери.

С бокового фасада, обращенного к главной улице Херсонеса - Херсона, пристроен вход-тамбур, поддерживающий каменный балкон. Он появился не сразу, а был сооружен К. Вяткиным в 1866 году. До настоящего времени в корпусе действует система отопления, устроенная в 1896 году, тогда же архитектор и художник В. А. Фельдман выполнил рисунок иконостаса для домовой церкви (не сохранился). В 1982 году произведена реставрация корпуса (авторы проекта - Е. В. Веникеев, С. Н. Фролов).

Противоположную сторону площади занимает небольшое здание с куполом - это бывший храм семи священномучеников херсонесских, сооруженный в 1861 году. Рядом с ним - бывшая трапезная монастыря, построенная в 1914 году (автор - А. Мелашко). В ней находится античный зал музея.

Херсонес имел в дореволюционное время большое значение, так как по легенде именно здесь Русь приняла христианство. Предполагали, что здесь состоялось крещение князя Владимира. Поэтому еще в 1850 году основали небольшой монастырь, но его постройки (в частности, храм св. Ольги, построенный в 1854 году) погибли во время первой обороны Севастополя.

К началу военных действий была собрана значительная сумма на сооружение собора в честь св. Владимира (его проект в пятикупольном варианте выполнил К. А. Тон), но после войны эти деньги частично пошли на строительство Владимирского собора в Севастополе. Впоследствии было решено соорудить два "одноименных" храма и в Херсонесе и в Севастополе.

Херсонесский собор св. Владимира был заложен в 1861 году в присутствии Александра II и императорской семьи. К тому времени уже изжил себя официальный "русско-византийский" стиль церковной архитектуры николаевских времен, апологетом которого был К. А. Тон, считавший непременным условием чистоты стиля пятиглавие церквей. Новый проект выполнил архитектор Д. И. Гримм, тяготевший к византийскому стилю в чистом виде. Огромный крестово-купольный храм по его проекту сооружался долго - время от времени финансирование прекращалось и строительство останавливалось. Окончен он был только в 1892 году, причем за это время успело смениться несколько ведущих архитекторов. Ими были архитекторы К. Вяткин, Н. Арнольд, Ф. Чагин и Безобразов.


47 Херсонес Таврический. Симферополь, 1979, с. 110 (Перевод В. В. Латышева).

предыдущая страница           следующая страница