К раннему периоду херсонесской истории относятся и великолепные образцы ювелирного искусства, найденные в склепе у городских ворот, выходящих в перибол. Это золотая диадема и серьги (хранятся в Эрмитаже). Работа ювелира поражает филигранной техникой и скрупулезной проработкой деталей. Достаточно сказать, что к миниатюрной серьге прикреплено изображение колесницы с четверкой коней, которыми правит крылатая богиня победы Нике. Все выполнено настолько тщательно, что можно разглядеть перья на крыльях богини!
Мы говорили в основном об архитектуре и скульптуре, а была ли в Херсонесе раннего периода живопись? О полихромной росписи элементов архитектуры уже упоминалось. Но существовала ли тогда живопись в полном смысле слова? Да, существовала. При раскопках были найдены куранты - инструменты художника для растирания красок и, наконец, портрет, живописный портрет человека IV-III веков до н. э., выполненный на известняковой плите с использованием техники энкаустики (использование красок с расплавленным воском). К сожалению, полностью надгробие, где находилось изображение, до нас не дошло - сохранилась только его часть, найденная в забутовке башни Зенона. Это лицо молодого человека, красивое и грустное. Портрет явно не стилизован и изображает именно реальное лицо.
Чисто греческие традиции в искусстве Херсонеса сохранились до первых веков новой эры, когда стало ощущаться римское влияние. Ни храмов, ни общественных зданий времен язычества в Херсонесе не сохранилось - они были разрушены сторонниками христианства еще в IV веке в период торжества новой религии. Но найденные фрагменты позволяют предположить, что в римское время в городе сооружают крупные здания высотой в 10-12 метров.
Со временем в Херсонесе утверждаются принципы римского искусства, также, впрочем, как и традиции подчиненных Риму народов. В Херсонес проникают также восточные влияния. Коренным образом изменяется тип и стиль надмогильных сооружений. В античную эпоху (вплоть до I в. до н. э.) надгробные памятники с некрополей Херсонеса обычно выглядели так: узкая вертикальная стела с именем погребенного и символическими атрибутами, объясняющими его профессию (например, меч воина), возраст (посох старца), пол (женский пояс). В I-IV веках они сменяются саркофагами с рельефными изображениями, на стелах появляются погрудные портреты погребенных, широкое распространение получает тема изображения "заупокойной трапезы". В Херсонесе стоял римский гарнизон, состоящий из представителей многих национальностей, входящих в империю. Они оставили свои надгробия и алтари.
Происходит синтез греческих художественных традиций с римскими и варварскими. Создается местный художественный стиль. Для его характеристики процитируем мнение специалистов: "Своеобразие местного стиля выражалось прежде всего в том, что, обобщая, иногда предельно, пластические формы, передавая мелкие подробности причесок и одежды, мастер довольствовался внешней... правдивостью человеческой фигуры. Это не было результатом профессиональной слабости, но, главным образом, иных эстетических норм. Образ человека в работах местных мастеров часто не имел психологической выразительности, зато любовь к декоративности, чувство гармоничной композиции придавало произведению истинно художественный, законченный вид"53.
В 1908 году вблизи Уваровской базилики раскопками Р. X. Лепера был открыт небольшой, высотой в 13 см мужской бюст из известняка. Судя по всему, это не фрагмент, а законченное произведение. Бюст имеет некоторые повреждения (отбит, в частности, кончик носа), но очень интересен. Особенно выигрышный ракурс для осмотра произведения - анфас с поворотом вправо. Широкое лицо с высоким лбом несколько сурово, почти прямые брови обрамляют глубоко посаженные глаза. Короткая, но густая борода, длинные волосы падают на спину, они завиты в спиралевидные локоны. Предполагают, что бюст представляет бога виноделия Диониса - тип его изображения с бородой известен в Херсонесе издавна.
В описанном произведении удивляет бросающаяся в глаза анатомическая неправильность - непропорционально маленькие уши, расположенные, кроме того, почти у висков. Трудно поверить, что при общем высоком уровне работы скульптор допустил столь явную ошибку.
Культура Херсона раннехристианского периода определялась не только уровнем мастерства местных художников, но испытывала сильнейшее византийское влияние. Это понятно - город подчинялся империи политически и именно оттуда проникло христианство. Однако сохранились и некоторые античные традиции (базиликальный тип храма унаследован от язычества). Особенно они заметны в декоративном искусстве, которое в этот период играло заметную роль. Замечательный мозаичный пол обнаружен в крестообразном загородном храме на территории городского кладбища-некрополя у берега Карантинной бухты. Здание сооружено в V веке и служило мавзолеем богатого семейства, через столетие его перестроили в церковь находящегося там монастыря Богородицы Влахернской. Вот описание пола, сделанное одним из исследователей памятника: " В центре его - квадрат, в котором изображены большая ваза (канфар) с произрастающей из нее лозой и два павлина по сторонам вазы, олицетворяющие, по древнехристианской символике, бессмертие и райскую жизнь. Квадрат окружен множеством сплетенных кругов, в каждом из которых помещены изображения птиц, зверей, рыб, плодов и пр., условно воспроизводящих библейский райский сад со всем разнообразием растительного и животного мира"54.
Хотя в христианских храмах этого периода колонны стояли не снаружи, а внутри, они по-прежнему делались из мрамора, их капители украшались тонкой и изящной резьбой. Мраморными были также наличники входов, преграды перед алтарями. В большинстве они выполнены из проконесского мрамора, добывавшегося на острове Проконесс в Мраморном море. Изделия заказывали в находившихся при каменоломнях мастерских, которые и выполняли детали нужного размера и стиля. (Возможно, заказчик высылал эскизы, а быть может, изделия были стандартизированы и выпускались по определенным образцам.)
Внутренние стены церквей расписывались фресками или украшались смальтовой мозаикой. Например, свод купола баптистерия (крещальни) у Уваровской базилики был покрыт мозаикой, изображающей звезды на голубом фоне, что символизировало небо.
С течением времени базиликальный тип храма уступает место крестово-купольному, повсеместно утвердившемуся в Херсоне в XI веке. Он был значительно меньше по размерам, чем базилики, но иногда строился в два этажа. При этом первый служил усыпальницей. Для того времени характерно внимание архитектора к отделке фасадов. Они облицовывались гладкотесаным камнем, плитами с вырезанными изображениями птиц, животных, крестов. Появляются орнаменты-плетенки, декоративные пояса из кирпича - плинфы. Большое распространение получил геометрический орнамент, которым покрывают архитектурные детали, выполненные из местного известняка.
54 Якобсон А. Л. Крым в средние века. М., 1973, с. 20-24.