Широко используется фресковая живопись, развивавшаяся в общем русле византийского стиля. Ее образцами могут служить сохранившиеся фрагменты "Лик богоматери" (IX-Х вв.) и "Лик неизвестного святого" (XIII-XIV вв.). Но кроме ритуальных изображений развивалось декоративное искусство, применявшееся для украшения предметов обихода, быта. Здесь преобладал самобытный народный стиль. Излюбленными темами являются изображения птиц и зверей. Причем авторы этого красочного декора не стремятся к натуралистической достоверности изображения животного. Цель чисто декоративная - создать красивый, красочный предмет. Поэтому зверь может быть подан в неестественной позе, отдельные части его тела деформированы, в зависимости от формы декорируемого предмета и т. д.
Изменилась в этот период и планировочная структура города. Впрочем, не везде. Если в портовой части еще сохранились регулярные, прямоугольные кварталы, то в западной они сменились небольшими неправильной формы квартальчиками с извилистыми улицами и переулками. Это было вызвано тем, что западный район в Х веке не был заселен, лежал заброшенным и новое население застраивало его стихийно, не считаясь со старыми улицами, которые, очевидно, уже не прослеживались. Меняется и ориентация входов в усадьбы - они теперь направлены не на улицы, а во внутриквартальное пространство, где возникает небольшая внутренняя площадь.
Реконструкции жилых домов того времени кажутся нам удивительно знакомыми. Где-то мы уже видели эти двухэтажные дома, где первый этаж каменный, а второй деревянный и несколько выступает за линию стены. Туда поднимались по наружной лестнице, выводящей на галерею. Двускатная крыша крыта черепицей, как и крыши сараев во дворе. Да ведь это же типичный дореволюционный или даже довоенный крымский дом, который и сейчас еще можно видеть в старых селах в Байдарской долине. Живуча оказалась традиция - почти тысяча лет этому типу жилья! В первом этаже помещались подсобные помещения, во втором жили. В сараях во дворе содержали домашних животных, здесь же обычно стоял небольшой сарайчик, где хранились принадлежности для рыбной ловли. В Херсоне, морском городе, все жители были рыбаками.
Вот таким был Херсон в последний период своего существования, таким он окончил свои дни и лежал погребенный под землей.
Последний штрих к его портрету. Херсонес, как и Севастополь, сражался в 1941-1942 годах. На его территории в бетонном бункере старой батареи был оборудован запасной командный пункт, куда в начале июня 1942 года перешли командующий Приморской армией генерал И. Е. Петров, начальник штаба Н. И. Крылов и командующий береговой обороной города П. А. Моргунов.
Сильно пострадали от бомб и снарядов западные крепостные стены - они снова использовались по прямому назначению - защищали бойцов, оберегавших свой город.