В 1963 году произведена первая корректировка генерального плана города в связи с новой градостроительной политикой - индустриализацией строительных работ, заменой квартала, как планировочной единицы, микрорайоном. В соответствии с этим генпланом город застраивался до начала 70-х годов, когда стало ясно, что темпы развития Севастополя по росту населения и промышленности намного выше намеченных в 1963 году. Это вызвало новую корректировку генплана, произведенную в 1973-1976 годах (руководитель авторского коллектива В. М. Артюхов, главный инженер проекта Е. В. Веникеев). Преждевременная смерть В. М. Артюхова в 1978 году привела к тому, что утверждение проекта затянулось до 1983 года. За эти годы архитектор В. П. Щербинина внесла в него ряд дополнений.

В последние годы в Севастополе сооружено по индивидуальным проектам несколько интересных по архитектуре зданий. Особенно заметным из них является самая высокая постройка города - 14-этажная гостиница "Крым" (1979 г., архитекторы И. Е. Фиалко, Г. Г. Кузьминский, А. С. Гладков, В. Н. Фуклев; инженеры Ф. Д. Тренев, Н. Г. Тренева). Она рассчитана на 620 мест и помимо жилых помещений (удобных номеров на два человека с полным набором сантехнических устройств) имеет ресторан на 390 мест, кафе на 170 мест, кинозал, помещения бытового обслуживания. Комплекс гостиницы - это объемно-пространственная композиция, построенная на контрастном сочетании высотного жилого блока с низкими объемами ресторана и кинозала, соединенными между собой протяженным помещением вестибюля-кафе. Каждый жилой номер имеет просторную лоджию, обращенную либо в сторону моря, либо на горы. С площадки летнего кафе на четырнадцатом этаже открывается великолепная панорама города с высоты птичьего полета.

Неподалеку от гостиницы, на той же площади Восставших в 1977 году возведен Дом Политпросвещения (архитекторы Г.Г. Кузьминский, И.Е. Фиалко, В.Н. Фуклев, инженеры Ф.Д. Тренев, Д.В. Пряшников). Он состоит из пятиэтажного учебного корпуса, ориентированного фасадом на площадь, и зала заседаний на 600 мест. Объемы зданий сгруппированы вокруг небольшого внутреннего дворика и соединены между собой одноэтажными переходами.

На конкурсе достижений архитектуры Советской Украины 1977 года Дом Политпросвещения удостоен диплома 1-й степени, в том же году занял первое место на республиканском конкурсе на лучшую постройку года. Выше уже говорилось, что превращение Севастополя в город-памятник, музей под открытым небом, началось, когда сооружались монументы в честь первой обороны. Естественно, что советский народ стремится также увековечить память бойцов, героев подполья и партизанской борьбы, сражавшихся в городе в 1941-1944 годах. Советские воины сооружали памятники на могилах своих павших товарищей. Все делалось наспех, из бута, бетона, сами создатели рассматривали эти монументы как временные. И действительно, за прошедшие сорок лет они обветшали, нуждаются в замене другими, выполненными в более долговечных материалах. Начало положено: облицованы гранитными плитами обелиски на Сапун-горе (автор - инженер А. Д. Киселев) и на мысе Херсонес (архитектор М. Д. Гинзбург), реставрация обоих обелисков выполнена по проекту архитектора В М. Артюхова; заканчивается реставрация мемориального кладбища Великой Отечественной войны на Симферопольском шоссе у поселка Дергачи, но предстоит еще сделать многое.

Лучшим памятником послевоенного периода следует признать монумент "Родина - сыновьям" на Северной стороне Севастополя. Он находится на на кладбище советских воинов периода второй героической обороны города ( 1941 - 1942 гг. ), здесь же погребены моряки, погибшие при исполнении воинского долга в мирное время.

У кладбища форма трапеции, по бокам входа - якоря. Слева и справа от центральной аллеи выстроились вдоль дорожек плоские гранитные плиты с выбитыми на них именами.

Главная аллея широка, она служит композиционной осью некрополя, направленной на центральный обелиск. Перспектива аллеи замкнута стелой с эпитафией героям чер- номорцам.

Нижняя часть некрополя скрыта кипарисами, ивами, вечнозелеными кустарниками. Верхняя - открыта. На газоне возвышается 12-метровая фигура Скорбящего Матроса (1963 г., скульптор П. И. Бондаренко, архитекторы А. А. Заварзин и В.М. Артюхов). Подход к ней устроен продуманно. Близ стелы с эпитафией главная аллея разделяется надвое. Двигаясь по любой из дорожек, вы отовсюду видите монумент - скорбно опущенную голову матроса, бескозырку в руке, склоненное над пьедесталом знамя. И лаконичную надпись: "Родина - сыновьям".

Памятник стоит на вершине холма, высота которого увеличена искусственной насыпью. К подножию ведет широкая парадная лестница.

Бронза монумента контрастно выделяется на фоне стен из известняка, окружающих его с трех сторон. На них слева и справа высечены горельефы, изображающие усилия матросов по спасению корабля. Рельефные композиции высечены в твердом местном известняке, получившем название крымбальского камня. Авторы умело использовали зернистую структуру материала для придания фигурам особой выразительности.

Еще одно братское кладбище периода Великой Отечественной войны находится на шестом километре шоссе Севастополь-Симферополь у поселка Дергачи. Здесь в 1942 году гремели жестокие бои. На этом кладбище похоронены не только павшие здесь воины, но и перенесен прах героев, погибших за освобождение города. Здесь покоятся ветераны, скончавшиеся в послевоенные годы.

Холмистая, выжженная, ржавая или золотая степь. Прямо от шоссе короткая кипарисовая аллея приводит к торжественному входу в некрополь - к пропилеям. Вспоминаются стихи Константина Симонова:

"Здесь нет ни остролистника, ни тиса,
Чужие камни и солончаки,
Проржавленные солнцем кипарисы,
Как воткнутые в землю тесаки".

Монументальные, высеченные из известняка знамена осеняют вход в мемориальный комплекс. Прямо перед ними - величественный 12-метровый обелиск.

предыдущая страница           следующая страница