Кроме того, очень привлекательны сохранившиеся в отдельных селах постройки конца XIX - начала XX века. Например, больница в селе Орлиное или двухэтажный дом в селе Широкое. Это самое большое здание в этом населенном пункте. Стоит дом у подножия горного склона. Квадратная в плане постройка (11,5 м х11,5 м) сложена из бута - мраморовидного известняка с фигурной расшивкой швов. Наружные углы стен, оконные и дворные проемы облицованы гладкотесаным штучным камнем, контрастирующим с неправильными очертаниями бутовой кладки. Под скатами кровли, покрытой старой желобчатой черепицей (ее форма и приемы изготовления не менялись в течение многих веков) со всех сторон помещены резные деревянные карнизы. Здание находится в аварийном состоянии - стену главного фасада сверху донизу пересекают две глубокие трещины. Следовало бы срочно принять меры к его спасению.

Граница между землями Севастополя и Большой Ялты проходит по горам, окружающим Байдарскую долину. Старое, сейчас редко используемое Ялтинское шоссе (в 1973 г. была построена новая, современная дорога через урочище Ласпи), десятками поворотов взбирается от села Орлиное в горы. На высоте 527 м над уровнем моря - небольшой прямой участок, справа и слева - массивы серой каменной кладки, короткий, узкий и темный тоннель, а с другой стороны открывается вид на море, обрамленное слева скалистыми обрывами Южного берега. Стоит остановиться и осмотреть сооружение, подарившее столь неожиданное и приятное переживание.

Перевал, где дорога из Байдарской долины начинает спуск на Южный берег, называется Байдарскими воротами, так же именуется и оформляющая его постройка, памятник архитектуры прошлого века. Сооружена она в 1848 году по проекту архитектора К. И. Эшлимана. Все здесь подчинено одной цели - усилить эффект внезапного появления моря перед глазами путешественника, прибывшего из Байдарской долины. Отсюда - узкий и темный тоннель, фланкированный с одной стороны подпорной стеной, с другой - каменной постройкой, почти лишенной окон. На крыше ворот устроена смотровая площадка - в прошлом веке было принято встречать на ней восход солнца. Наш краткий очерк Байдарской долины хочется окончить описанием еще одного своеобразного памятника. Его оригинальность в том, что он до сих пор действует, исправно выполняя ту функцию, ради которой был создан. Это старый фонтан в селе Орлиное. У большинства современных людей слово "фонтан" ассоциируется с бассейном, над которым вздымаются струи воды. Но в Крыму фонтаном всегда называли более или менее красиво оформленный источник. Их много разбросано по крымским дорогам, но одни иссякли, другие разрушила война, действующих становится все меньше и меньше. Зато как радуется путник, когда в зной ный день внезапно увидит холодную водяную струю, бьющую из стены в каменную чашу.

Такой фонтан стоит в Орлином среди большого и довольно пыльного пустыря, неподалеку от шоссе в Ялту. Он наклонился от времени, каменное корыто обросло внутри длинными желтыми водорослями, но по-прежнему из железной трубы течет непрерывная и сильная струя воды. Сам фонтан оформлен в виде невысокой каменной стелы с треугольным фронтоном в центре. Он украшен двумя розетками, а в середине, вверху, виден след от утраченной доски. На ней, вероятно, был выбит год сооружения фонтана, а может быть, и имя человека, заботами которого он устроен. Но и без этого видно, что фонтан очень стар.

Непрерывно бьющая вода - зримое присутствие прошлого. Из фонтана пили Пушкин, Мицкевич, так же как и тысячи других известных и неизвестных людей, ездивших из Севастополя в Ялту или в обратном направлении.

В этом утверждении нет никакого преувеличения. Судите сами. Более шестидесяти лет после присоединения Крыма к России дороги между Севастополем и Южным берегом Крыма не существовало. Путешествовали верхом, держа на поводу вьючных лошадей. Яйлу - вершину Главной гряды Крымских гор преодолевали по древнейшему перевалу - Чертовой лестнице, где приходилось даже идти пешком; в Байдарскую долину спускались по Календской тропе в нынешнее село Подгорное (бывшее Календа). В долине после трудного перехода делали привал, который устраивался, конечно же, в самом богатом селе - Байдарах (ныне Орлиное), у фонтана. Таким путем двигался в 1820 году А. С. Пушкин, через пять лет здесь же проехал (только в обратном направлении) А. Мицкевич.

Не потеряло своего значения село Байдары и после окончания в конце 40-х годов прошлого века строительства шоссе Севастополь - Ялта. Дорога (она называлась Воронцовской в честь генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии М.С. Воронцова) сооружена под руководством инженера-полковника Славича и проходила, да и сейчас проходит, через Байдары, мимо нашего фонтана. Здесь устроили почтовую станцию и постоялый двор, где ночевали проезжающие. Теперь этой дорогой пользуются редко - новая шире, короче и удобнее, но по-прежнему в каменную чашу фонтана падает водяная струя...

Возможно, именно ее вспомнил великий поэт, когда в 1836 году, за год до гибели, написал:

"Сей белокаменный фонтан,
Стихов узором испещренный,
Сооружен и изваян
Железный ковшик
Цепью прицепленный
Кто б ни был ты: пастух,
Рыбак иль странник
утомленный,
Приди и пей"64.


64 Пушкин А. С. Полн. собр. соч., т. 3. М., Изд-во АН СССР,1963, с. 394.

предыдущая страница           следующая страница