Крыманьяк / Книги / Севастополь и его окрестности

Турки значительно перестроили укрепление - стены утолщены вдвое (в наружную сторону), полубашни закрыты с тыльной части, высечен ров, сооружен барбакан, надвратная башня утолщена в сторону поля, над тоннелем ворот сооружен каземат для орудия (его калибр, судя по найденным ядрам, был 4-5 дюймов). Все остальные башни также усилены, кроме последней над обрывом. По особенностям фортификации крепости А.Л. Бертье Делагард считает самой ранней датой ее перестройки " после конца XVI века"78.

Между барбаканом и следующей башней, перед рвом, находится небольшое кладбище XIX-XX веков. Два памятника обращают особое внимание. Один - гранитный обелиск, иссеченный пулями, на нем надпись: "Медведев М. Т., борт-механик, погиб на славном посту 14 июля 1938 года" - и изображение пропеллера. Рядом скромное бетонное надгробие со всегда свежими цветами. Под ним погребен человек, совершивший подвиг самопожертвования. Об этом рассказывает простая и трогательная эпитафия "Пулеметчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей".

Эта могила свидетельствует об участии крепости и в Великой Отечественной войне. Здесь в 1942 году держали оборону бойцы 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, в ночь на 28 июня они закрепились на рубеже между крепостью и горой Сахарная головка. Бывший командир дивизии Т. К. Коломиец рассказывает в своих мемуарах, что где-то неподалеку от крепости успешно действовала сводная батарея первой дивизии из трех орудий под командованием лейтенанта Перепелицы. Генерал пишет: "Как только немцы поднимались в атаку, расчеты... открывали по ним огонь прямой наводкой, и атака тут же захлебывалась. Когда же гитлеровцы начинали вести огонь по нашим артиллеристам, они укрывали орудия в пещере и оставались невредимыми"79.

Братская могила воинов 25-й стрелковой дивизии находится у подножия Монастырской скалы, при входе в монастырь висит мемориальная доска - здесь помещался командный пункт дивизии.

Такова история крепости и событий с ней связанных. Обратимся теперь к монастырскому комплексу. Монастырь располагался в пещерах, высеченных под крепостью, возник он в VII-IX веках, существовал примерно до 1485 года. Около десяти лет после турецкого завоевания монахи еще держались, но, наконец, покинули монастырь, не выдержав соседства турецкого гарнизона, тем более что высеченная в скале лестница из крепости к подножию скалы проходила прямо через монастырь.

Первое подробное описание монастыря оставил уже цитировавшийся выше "поп Иаков", бывший здесь в 1633-1634 годах. Довольно детально описана живопись в пещерной церкви, ныне совершенно утраченная. Автор пишет, что пещеры были обитаемы, "в них живут гречане", а среди них уже 32 года обитал русский пленный "Максимка Иванов Новосилец".

П. Сумароков, посетивший Инкерман на рубеже XVIII и XIX столетий, сообщает, что пещер было более трехсот, почти через полвека 3. Аркас насчитал их всего сто пятьдесят.

В 1852 году по инициативе архиепископа Иннокентия в пещерах был снова открыт небольшой монастырь, именуемый Инкерманской киновией во имя св. Климента. Во время Крымской войны она прекратила свое существование, но вновь создана в 1867 году.

Детальной оценкой исторических и архитектурных особенностей монастыря мы также обязаны А. Л. Бертье-Делагарду. Он тщательно пересчитал пещеры (их оказалось 210), высказал предположение, что в монастырь вели три лестницы (в его время, как и сейчас, осталась только одна). По сохранившейся лестнице, начинающейся у подножия скалы и поднимающейся к основанию надвратной башни, попадаем в первую пещерную церковь (св. Мартина), имеющую форму прямоугольника, перекрытого полукруглым сводом, далее следует небольшая часовня и, наконец, пещерный храм св. Климента. А. Л. Бертье-Делагард отмечает, что он выделяется своими размерами среди пещерных церквей Крыма - это трехнефная базилика со сводчатым перекрытием. Он относит ее сооружение к XIV веку*. В 1867 году все три церкви реставрированы художником Д. М. Струковым, но о результатах его деятельности А. Л. Бертье-Делагард отозвался крайне неодобрительно. В том же году у подножия скалы построен дом настоятеля, совмещенный с церковью св. Троицы, сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны.

Примечание:* С его датировкой не согласны современные исследователи, относящие храм к VIII-IX векам.

В 1907 году на вершине Монастырской скалы, в крепости, был сооружен монументальный храм св. Николая в память Крымской войны, к сожалению, не сохранившийся. Если смотреть на обрыв, на котором находится монастырь, с полотна железной дороги, то на уровне земли видна высеченная в скале апсида. Судя по старым фотографиям, здесь была пристроена еще одна небольшая наземная церковь, ее фасад украшал портик с колоннами ионического ордера, поддерживающими фронтон. Точная дата ее сооружения не установлена, но в год повторного открытия монастыря (1867) ее еще не существовало.

Над сохранившейся апсидой, несколько правее, видна каменная кладка, в ней три узких оконных проема, перекрытых арками под общим треугольным фронтоном. Центтральный проем обрамлен двумя колоннами с капителями из листьев лотоса. Эти окна освещают храм св. Климента, центральный неф которого отделяется от боковых двумя рядами каменных столбов (по два столба с каждой стороны разрушены). По стенам и на потолке видны следы фресок, реставрированных в прошлом веке Д. М. Струковым. Рядом - квадратное низкое помещение с высеченными по трем его сторонам каменными скамьями. Именно сюда и приводила главная лестница, по которой поднимались в монастырь П. С. Паллас и П. Сумароков. В 1845 году 3. Аркас видел ее уже разрушенной, сейчас от нее не осталось и следа.


78 Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма. - ЗООИД, т.14, Одесса, 1886, с. 180-190.

79 Коломиец Т. К. На бастионах - чапаевцы. Симферополь, 1970, с. 138.

предыдущая страница           следующая страница